Закрыть «рот на замок»

Эпиктет заметил: «Природа дала людям один язык и два уха, чтобы мы
больше слушали, нежели говорили». Эффективность воспитания зависит от
вашего умения слушать и ценить чувства и идеи детей.

Умение слушать, чтобы узнать, означает, что вы не должны навязывать
ребенку свое мнение и не высказывать свои суждения, пока он говорит.
Родители проявляют естественную склонность к одобрению или осуждению
детского мнения. Первая родительская реакция сводится к тому, чтобы
оценить мнение ребенка со своей точки зрения, а затем одобрить или
раскритиковать его. Это называется автобиографическое слушание.

Наипростейшая стратегия, позволяющая отказаться от автобиографического
слушания, – развить навык слушания ради познания.

Навык слушания можно совершенствовать. Для начала вам необходимо
занять позицию активного слушателя, т. е. быть готовым выслушать все, что
вам говорят. Это значит, что вам стоит воздержаться от весьма
распространенной практики, когда, выслушав всего несколько слов, вы тут
же начинаете высказывать свое мнение.

Когда родитель перебивает разговаривающего с ним ребенка, это вызывает
лишь негативные эмоции. Полезно избавиться и от привычки слушать с
точки зрения предвосхищения того, что собеседник может сказать. Такое
слушание вызывает желание перебить собеседника. Ребенок хочет понимать,
что с его мнением считаются, а не чувствовать, что вы уже знаете, о чем
пойдет речь. Перебивание – верный признак того, что вы не цените точку
зрения собеседника, как собственную.

Родитель, умеющий слушать, умеет признавать и чувства, и мысли ребенка.
К тому же умение выслушать может стать прекрасным образцом для
подростков, столь часто испытывающих трудности при развитии этого
навыка. Закрыть «рот на замок» – задача не из легких для родителя, но это
единственно верный путь к налаживанию общения и укреплению
взаимопонимания.