"учитель! перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!» (н.а.некрасов). Учебно-методическое пособие по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и музыкальных отделений Жизненный и творческий путь

"УЧИТЕЛЬ! ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ ПОЗВОЛЬ СМИРЕННО ПРЕКЛОНИТЬ КОЛЕНИ!» (Н.А.НЕКРАСОВ)

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ МОРОЗОВ "Сельская школа", 1872 год

"УЧИТЕЛЬ!

ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ

ПОЗВОЛЬ СМИРЕННО ПРЕКЛОНИТЬ КОЛЕНИ!»

(Н.А.НЕКРАСОВ)

О равенстве, о братстве, о свободе.

Еще добром должны мы помянуть

Тогдашнюю литературу,

У ней была задача:

как-нибудь Намеком

натолкнуть на честный путь

К развитию способную натуру.. .

Хорошая задача!

Не забыл, Я думаю, ты истинных светил,

Отметивших то время роковое:

Белинский жил тогда,

Грановский, Гоголь жил,

Еще найдется славных двое-трое

У них тогда училось всё живое.. .

Белинский был особенно любим..

Молясь твоей многострадальной тени,

Учитель! перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени!

В те дни, как всё коснело на Руси,

Дремля и раболепствуя позорно,

Твой ум кипел - и новые стези

Прокладывал, работая упорно.

Ты не гнушался никаким трудом:

"Чернорабочий я - не белоручка! "

Говаривал ты нам - и напролом

Шел к истине, великий самоучка!

Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил об народе,

Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве, о свободе..

Недаром ты, мужая по часам,

На взгляд глупцов казался переменчив,

Но пред врагом заносчив и упрям,

С друзьями был ты кроток и застенчив.

Не думал ты, что стоишь ты венца,

И разум твой горел не угасая,

Самим собой и жизнью до конца

Святое недовольство сохраняя,

То недовольство, при котором нет

Ни самообольщенья, ни застоя,

С которым и на склоне наших лет

Постыдно мы не убежим из строя,

То недовольство, что душе живой

Не даст восстать противу новой силы

За то, что заслоняет нас собой

И старцам говорит: "Пора в могилы! "

В ходе духовного возмужания судьба свела Некрасова с человеком, которого до конца дней он считал своим учителем, перед кем смиренно "преклонял колени".

Поэт встретился с В. Г. Белинским в 1843 году, когда "неистовый Виссарион", как его называли друзья, был увлечен утопическим социализмом и клеймил существующее в России общественное неравенство: "Что мне в том, что для избранных есть блаженство, когда большая часть и не подозревает его возможности? . .

Горе, тяжелое горе овладевает мною при виде босоногих мальчишек, играющих на улице в бабки, и оборванных нищих, и пьяного извозчика, и идущего с развода солдата, и бегущего с портфелем под мышкою чиновника.. .

" Сильно подействовали на восприимчивого юношу социалистические убеждения Белинского. Ведь горькую долю бесприютного бедняка Некрасов испытал на своем собственном опыте: "петербургские мытарства" научили его в каждом нищем видеть своего собрата, искренне сочувствовать несчастьям и бедам народным, глубоко любить "золотое народное сердце".

Социалистические идеи пали на благодатную почву, они нашли в душе поэта самый прямой и прочувствованный отклик.

Впоследствии Некрасов заплатил щедрую дань любви и благодарности своему учителю в стихотворении "Памяти Белинского", в поэме "В. Г. Белинский", в сценах из лирической комедии "Медвежья охота":

Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил о народе,

Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве, о свободе. . .

Именно теперь Некрасов выходит в поэзии на новую дорогу, создавая первые, глубоко реалистические стихи с демократической тематикой.

Восторженную оценку Белинского, как известно, вызвало стихотворение Некрасова "В дороге" (1845).

Прослушав его, Белинский не выдержал и воскликнул, обращаясь к Некрасову:

"Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный!"

Так назвал композитор Мусоргский своего предшественника и учителя, замечательного русского композитора А. С. Даргомыжского. Александр Сергеевич Даргомыжский (родился он в 1813-м, умер в 1869 году) был ближайшим последователем и продолжателем Глинки. Впрочем, назвать его только «продолжателем» — наверное, несправедливо. Он, конечно, продолжал, и очень талантливо, глинкинские традиции, но он и развивал их, внося свое слово в историю русской музыки. Он был подлинным новатором во всех жанрах, и в первую очередь в жанре русского романса.
Можно ли стать новатором, будучи в отрыве от реальной жизни, от тех или иных исторических условий? Конечно, нет! Тому подтверждением вся история развития культуры, литературы и.искусства в РОССИИ.
Трудно вообразить сейчас, с каким трудом пробивала себе дорогу и завоевывала право на самостоятельность русская музыка в XIX веке. Итальянская опера, французские оперные актеры, немецкие учителя музыки — вот кто представлял музыкальное искусство России в то время. Иностранные труппы, отдельных исполнителей выписывали из-за границы придворные театры. Они-то и создавали барьер, подчас непреодолимый, для тех, кто пытался бороться за национальное русское искусство. - Известный русский композитор и музыковед Александр Николаевич Серов писал в 1844 году Стасову: «.До тех пор, пока не надоедят итальянцы, Гедеонов ни за что на свете не примет ни от кого никакой оперы. По этому самому наотрез было отказано Даргомыжскому». (Гедеонов был директором императорских театров.)

Итальянцы не надоедали — они находились под высоким покровительством, а вот первая опера Даргомыжского «Эсмеральда», пролежав без движения 8 лет и, наконец, поставленная, вызвала такие горькие сетования автора: «Так как здешнее общество глубоко презирает русскую оперу, го слушателей и любопытных собралось очень немного».
Правда, иногда в концертах итальянских и других гастролеров принимали участие и русские исполнители. Это были певцы и певицы, учившиеся у итальянских педагогов, воспринявшие их манеру пения, репертуар. Эти талантливые любители нередко встречались с русскими композиторами и охотно становились их учениками. В их репертуаре, естественно, появлялись произведения учителей и русские песни. Возникла и новая манера исполнения, дававшая повод говорить об особенном характере русского пения — его задушевности и сердечности.
Вот что писал Даргомыжский одной из своих наиболее талантливых учениц — Л. И. Беленицыной:
«.Радуюсь Вашим успехам. Ежели Вы при дивном своем таланте сохранили в пении направление, данное Вам русскими композиторами, то и не удивляюсь Вашим успехам. Естественность и благородство пения русской школы не могут не произвести отрадного впечатления посреди вычур нынешней итальянской, криков французской и манерности немецкой школ».

Создание групп учеников-любителей было одним из способов борьбы наших композиторов за русскую школу, русскую музыку (занятия с этими любителями велись, например Даргомыжским, бесплатно).
В условиях помещичьего, крепостнического государства, которое препятствовало росту музыкального просвещения и культуры, борьба была трудной и тяжелой. Но были и другие обстоятельства, помогавшие победе передовых идей в музыкальной культуре. Немалую роль здесь играли те глубокие перемены, которые происходили в литературе и искусстве на рубеже 30—40-х годов прошлого века.
На смену романтизму, пустившему корни довольно глубоко, но оторванному от реальной жизни, от общественных интересов, шла, преодолевая все препятствия, новая, «натуральная» школа. В литературе она сказала свое слово в «Ревизоре» Гоголя, в музыке появилась в облике простого крестьянина Ивана Сусанина. С новой школой пришла и новая тематика, появилась более глубокая связь с современной жизнью России.
Вот что писал по этому поводу писатель и журналист Иван Панаев, соратник Некрасова: «В обществе неопределенно и смутно уже чувствовалась потребность нового слова и обнаруживалось желание, чтобы литература снизошла со своих художественных изолированных высот к действительной жизни и приняла бы хоть какое-нибудь участие в общественных интересах. Художники и герои с риторическими фразами всем страшно прискучили. Нам хотелось видеть человека, а в особенности русского человека».
Начавшийся процесс «снисхождения» к жизни, пристальное вглядывание в те ее стороны, которые казались раньше мелкими и обыденными, привели к появлению новых народных тем в художественном творчестве. Вспомним хотя бы «Записки охотника» Тургенева.
Этот процесс происходил не только в литературе. Основателем демократического, обличительного жанра в русской живописи был П. Федотов. А иллюстрации Боклевского к произведениям Гоголя! Это целая галерея сатирических образов помещиков, чиновников.
Такие же явления происходили и в музыке — я уже говорил об Иване Сусанине, герое оперы Глинки. Композитором, заложившим вслед за Глинкой основы «натуральной» школы в музыке, был Даргомыжский.
Человек с врожденным художественным вкусом, он постоянно развивал его, чутко прислушиваясь к жизни, критически воспринимая все, до него доходившее.
Как и Глинка, Даргомыжский начинал с сочинения романсов и песен. Именно в вокальной лирике выявился прежде всего самобытный талант Даргомыжского.
Я остановлюсь здесь на тех его романсах и песнях, которые ярче всего характеризуют композитора как новатора, ответившего своим творчеством на запросы нового времени. Еще до начала творческой зрелости (40-е годы XIX века) черты будущего Даргомыжского отчетливо выступают в некоторых его ранних произведениях.
Даргомыжский первым запечатлел в музыке темы большой социальной остроты. Будучи тонким психологом, обладая острой наблюдательностью, композитор создал в своих произведениях разнообразную галерею человеческих образов, среди которых значительное место занимают новые герои — «маленькие», забитые и униженные люди. Даргомыжский был зачинателем и создателем новых жанров — сатирико-комического и пародийного.
Важнейшая сторона реалистического метода Даргомыжского — воспроизведение живых, выразительных интонаций человеческой речи. В одном из писем композитор жалуется: «Артистическое положение мое в Петербурге незавидное. Большинство наших любителей музыки. не признает во мне вдохновения. Рутинный взгляд их ищет льстивых для слуха мелодий, за которыми я не гонюсь. Я не намерен снизводить для них музыку до забавы».
И дальше Даргомыжский излагает свое кредо в нескольких словах, ставших хрестоматийными, когда речь заходит о его художественных принципах:
«Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды».
.Выходила в те годы газета «Северная пчела». Нас она интересует сейчас только тем, что в одном из майских номеров 1844 года было помещено следующее объявление: «Любители пения могут запастись при отъезде на дачу или в деревню тремя полновесными тетрадями под заглавием «Романсы и песни А. Даргомыжского».
В этих тетрадях была напечатана большая часть вокальных произведений, написанных Даргомыжским на протяжении 30-х и начала 40-х годов. Тут были и салонные романсы и песни на широко распространенные темы восторженно-любовных излияний и застольных пирушек. Но, перелистывая эти тетради Даргомыжского, мы обнаружим и такие произведения, которые уже таят в себе черты нового. Вот, например, песня, написанная на текст А. Тимофеева:

Каюсь, дядя, черт попутал. Хоть сердись, хоть не сердись,
Я влюблен, да ведь уж как же! Хоть сейчас же в петлю лезь!
Не в красавицу, бог с ними! Что в красавицах за прок!
Не в ученую, будь проклят весь ученый женский род!
Я влюбился, дядя, в чудо.

Послушав мелодию этой песни, написанной в быстром темпе, в плясовом ритме, требующей почти «скороговорочного» исполнения, мы поймем, что перед нами пародия на любовную лирику альбомно-сентиментального характера. Мы поймем, что слушаем песню комическую.
Познакомимся еще с одним пародийным произведением Даргомыжского. Это комическая баллада «Ведьма».
Поэты и композиторы 20-х и 30-х годов XIX века увлекались жанром баллады, полным фантастики, таинственности, нередко — образов «нечистой силы»,
В «Ведьме» Даргомыжского действуют леший, ведьма, бес. Но в этой балладе нет и в помине никакой романтики: это иронический рассказ о лешем, влюбившемся в ведьму и обманутом ею. Хоть и с опозданием, но спохватился пострадавший леший и, воротясь в чисто поле, сам решился ведьмам «спуску не давать».
Музыка Даргомыжского выдержана в духе популярной в то время «русской песни». И хоть названа" «Ведьма» балладой, но по тексту и по музыке это,* несомненно, пародия на жанр, широко распространенный в то время в литературе и музыке.
Так уже в первые годы творчества Даргомыжский проявил склонность к созданию произведений сатирических. Саркастичность натуры Даргомыжский унаследовал от отца, воспитавшего в своих детях любовь к язвительному словцу. (Известно, что он даже платил им по двадцать копеек за каждую удачную остроту!)
Однако не будем делать поспешных выводов о направлении творчества молодого Даргомыжского. В те же 30-е годы он создал замечательный романс-фантазию «Свадьба» на слова А. Тимофеева.
Веками брак освящался церковью. И вдруг. «Нас венчали не в церкви, не в венцах, не с свечами.» Кто же совершает в «Свадьбе» эту торжественную церемонию? Резкая смена темпа (с медленного на быстрый) и размера усиливает эмоциональное напряжение, связанное с тем, что «венчала нас полночь средь мрачного бора, свидетели были: туманное небо да тусклые звезды», а «венки нам сплетали любовь да свобода».
Даргомыжский дважды повторяет эту строчку, подчеркивая в музыке оба слова: «любовь да свобода». А после возвращения к медленному темпу в музыке, переходящей в минорную тональность, начинается новый эпизод в очень быстром темпе. «Всю ночь бушевали гроза и ненастье, всю ночь пировали земля с небесами.», «.Гроза веселилась до позднего утра.» И после ночной бури, после Музыкального проигрыша и повторного возвращения к исходному мажору, темпу и размеру в музыке рисуется чудесное утро, которое будит новобрачных: «Природа в восторге, вздохнув, улыбнулась!.»
Этот романс-фантазия, где композитор затронул злободневную тему, был очень популярен, особенно среди студенческой молодежи. Помню, что в 10-х годах нашего века я не раз разучивал ее с певцами-любителями в Московском университете.
Д. И. Ульянов в своих воспоминаниях писал о том, что это произведение в молодости любил Владимир Ильич Ленин.
Большую роль в романсном творчестве Даргомыжского сыграла поэзия Пушкина. «Опять тезка!. Что делать, не могу шагнуть без него!» — признавался композитор в одном из писем. На слова Пушкина он написал две оперы — «Русалка» и «Каменный гость», оперу-балет «Торжество Вакха», 18 романсов, 5 вокальных ансамблей.
Многие из этих романсов заслуживают нашего внимания, особенно такие, как «Вертоград», «О, дева-роза, я в оковах», «Бог помочь вам, друзья мои».
Первые два романса характеризуют оригинальную «восточную» линию в творчестве Даргомыжского.
«Вертоград» — один из совершенных образцов лирики Даргомыжского.
Прислушаемся к фортепьянному сопровождению «Вертограда». В сущности, это не «сопровождение»: партия фортепьяно тут на равных правах с голосом.
Необычайно красив и оригинален романс «О, дева-роза, я в оковах». Даргомыжский, в то время уже зрелый художник, тонко передал в музыке этого «восточного» романса, в его оригинальной гармонизации страсть и томительную негу:
Так соловей в кустах лавровых, Пернатый царь лесных певцов, Близ розы гордой и прекрасной В неволе сладостной живет И нежно песни ей поет.
Резко отличен от этих двух — романс «Бог помочь вам, друзья мои». Пушкин написал эти стихи в 1827 году, обращаясь к своим друзьям, в том числе и декабристам, сосланным в Сибирь:
Бог помочь вам, друзья мои, И в бурях, и в житейском горе, В краю чужом, в пустынном море, И в мрачных пропастях земли!
Романс Даргомыжского написан в 1851 году — вскоре после драматического завершения на Западе революционных бурь 1848 года. Создание такого романса в период обострения реакции нужно рассматривать как проявление большого гражданского мужества со стороны композитора. Вообще, хотя Даргомыжский и назвал это произведение романсом, оно ближе к жанру гражданских песен. Все оно пронизано суровым маршевым движением: фактура сопровождения построена на аккордах тяжелых, размеренных.
Даргомыжский написал больше ста романсов н песен. Среди них особенно хороши романс «И скучно и грустно» (на слова Лермонтова), «Шестнадцать лет» (на слова Дельвига) и, конечно, «Свадьба» и жизнерадостный романс «Влюблен я, дева-красота», «Расстались гордо мы» (этот романс — одна из вершин «говорящей» мелодии, характерной для зрелого Даргомыжского). Трудно все перечислить! А «Старый капрал»? А «Червяк»?. Но об этих двух пьесах я еще скажу подробней в дальнейшем.
Много внимания уделяет Даргомыжский в конце 40-х годов русской песне (примечательно здесь его увлечение поэзией Алексея Кольцова). Иногда он пользуется народным текстом, и тогда появляется надпись — «слова крестьянские». Отходя от традиций первой половины XIX века, Даргомыжский стремится наполнить русскую песню жизненной правдой, яркой характерностью.
Это особенно удалось ему в песнях: «Лихорадушка», «Без ума, без разума», в кольцовской «Ох, тих, тих, тих, тих!», где звучат и горький смех, ирония, и беспросветное отчаяние.
Привлекает Даргомыжского и цыганская песня. В романсах «Не скажу никому», «Я сказала, зачем», «Кудри» композитор создает интересный сплав русской песни с романсом, скрепленный цыганской песенной традицией. Интимная задушевность прекрасно сочетается тут с патетической экспрессией. Полное представление о том, какую роль сыграла характерная для цыганских песен приподнятость чувств в некоторых романсах Даргомыжского, дает романс «Я все еще его люблю» (на слова Ю. Жадовской).
Вершиной вокального творчества Даргомыжского являются его драматические и сатирико-комические произведения. Две драматические пьесы создал Даргомыжский: «Паладин» (текст Жуковского) и «Старый капрал» (текст Курочкина).
«Паладин» — это романтическая баллада, повествующая об убийстве странствующего рыцаря его завистливым слугой. Однако Даргомыжский не был бы Даргомыжским, если бы точно следовал традициям старого романтического жанра. Конечно же, он идет по своему, новому пути. Лишь некоторые стилистические приемы сохраняются в «Паладине» от старого. Это звукописное изображение скачки коня — после того, как «и шпоры и латы убийца надел», а затем падение тела убийцы («конь бешеный сбросил В реку седока»). Но в балладе Даргомыжского пет присущей этому жанру традиционной нарочитой приподнятости, условности. Композитор блестяще добивается драматического напряжения, требуя взволнованной стремительности декламации текста. Прибавим к этому необычную скупость фортепьянного сопровождения.
Даргомыжского называют открывателем новых земель в русской музыке, великим учителем музыкальной правды, блестящим портретистом, тонким психологом. Все эти характеристики точно определяют облик композитора, который чутко всматривался и вслушивался в окружающую его жизнь, улавливал происходившие в ней перемены и, глубоко осмыслив их, отражал в своем творчестве.
В 60-х годах XIX века выходил в Петербурге под редакцией поэта В. Курочкина сатирический журнал «Искра», близкий к революционно-демократическому движению. Кроме Курочкина, редактировал журнал художник-карикатурист Н. Степанов — родственник Даргомыжского. Через него композитор и сблизился с искровцами. Сторонники «натуральной» школы — искровцы откликались на все злободневные проблемы, выдвигавшиеся эпохой, бичевали уродливые явления в общественной жизни и смело поднимали вопросы социального характера. Все это как нельзя более отвечало художественным и гражданским убеждениям Даргомыжского.
В конце 50-х годов проникновенный слух композитора улавливает оживленные отклики на песенки Беранже, появившиеся в отличном переводе В. Курочкина. И вот впервые в истории русской музыки композитор обращается к изображению «повседневного»: героями вокальных произведений становятся забитые, униженные мелкие чиновники, «маленькие» люди. Возникает несколько гениальных, разных по своему характеру вокальных шедевров. И среди них драматизированная песня «Старый капрал».
Прототипом ей послужил «Ночной смотр» Глинки. Но как различны эти произведения!
Глинка написал балладу об императоре Наполеоне I, о его маршалах, о событиях, свершающихся в таинственное время —«в двенадцать часов по ночам», когда герой встает из гроба. Короче, в балладе
Глинки использованы все атрибуты традиционной романтики.
Иное у Даргомыжского. Он рассказал трагическую историю простого капрала. Слушаешь эту потрясающую трагедию в пяти куплетах-эпизодах, и перед тобой возникает суровая быль, образ гордого наполеоновского солдата, с высоко поднятой головой командующего своими «ребятами», которые ведут его на расстрел.
Пять куплетов одинаковы по своему построению, по темпам. И после каждого — неумолимая по ритму команда: «В ногу, ребята! раз! два!»
Только один раз темп этой команды замедляется; после куплета с воспоминаниями о жене. Впрочем, тут же, как бы спохватившись, капрал командует громче и в более быстром темпе: «Грудью подайся! Не хнычь, равняйся! Раз! два! раз! два!»
Образ простого человека, обладающего большой силой воли, композитор создал с явной симпатией к нему. Глубокое волнение звучит в последнем куплете, в котором так выразительны паузы: «Близко, ребята, за дело!. Прочь, не завязывать глаз! Целься вернее! Не гнуться! Слушать команды слова!» И медленно: «Дай бог домой вам вернуться!.» Снова пауза и два аккорда: первый очень громкий, сухой, как выстрел, второй — тихий и скорбный.
У Курочкина стихотворение заканчивается полным рефреном — старый капрал расстрелян, но символически остается живым.
Даргомыжский, следуя своим принципам, создает финал для хора, который тихо и медленно поет заключительные слова припева: «В ногу, ребята! раз!
два!», и после паузы снова: «Раз! два!.», и на этом заканчивает песню.
Выступая как мастер нового стиля, Даргомыжский создает свои сатирические произведения. Расскажу здесь о двух: «Червяке» (на текст Курочкина—по Беранже) и «Титулярном советнике» (на слова поэ-та-«искровца» Петра Вейнберга). Тесное творческое соприкосновение с бытом тогдашнего Петербурга, острая наблюдательность, врожденная саркастичность — все это привело к появлению этих гениальных сатирических зарисовок с натуры.
«Червяк» назван «комической песнью». Но, конечно, это сатира! Мы слышим музыкальную характеристику мелкого мещанина, беспомощного человека— «червяка», извивающегося перед «его сиятельством самим».
И в другом шедевре Даргомыжского — в песне «Титулярный советник» — музыка правдиво передает образы живых людей. В песне всего двадцать восемь тактов, и все они призваны нарисовать яркий портрет, воспроизвести печальную повесть о маленьком человеке, каком-то чиновнике, имеющем всего-то чин титулярного советника, который «посмел» влюбиться в генеральскую дочь и даже объясниться ей в любви!. «Возмездие» наступило немедленно: генеральская дочь прогнала его. И звучит потрясающая своей правдивой изобразительностью музыкальная картина, рисующая героя-неудачника, который пошел и с горя пропьянствовал всю ночь.
Песня эта насквозь проникнута гуманистическим отношением автора к" незадачливому влюбленному.
Когда я слушаю романсы Даргомыжского ярко декламационного характера, в которых интонационно изображаются героями простые люди, я чувствую, что слуховое восприятие музыки переходит в зримое ощущение этих образов.
Много новых путей проложил своим творчеством Даргомыжский. И вот о чем еще следует здесь сказать: о его исторически важной попытке ввести наряду с общепринятой итальянской музыкальной терминологией в определении темпов, динамических оттенков, нюансов — терминологию русскую.
В жанровой сценке-песне «Мельник» (на стихи Пушкина) все авторские ремарки даны, как обычно, на итальянском языке. Кроме одной. Повторение заключительных слов «.на ведрах медных шпор!» Даргомыжский снабдил ремаркой на русском языке — «с раздумьем».
Открыв ноты «Старого капрала», «Титулярного советника», «Червяка», мы увидим, что в них все указания автора — на русском языке. Причем это не перевод с итальянского, а именно русские обозначения темпов и нюансов. Даргомыжский пишет: «Темп весьма умеренный», «немного скорее», «поскорее», «не очень скоро», «удерживая». И характерно, что такие термины встречаются в тех романсах и песнях, в которых затронуты новые темы, даны новые образы.
Кроме обычных темповых обозначений, Даргомыжский— первоклассный педагог-вокалист — дает в тех же произведениях указания психологического и чисто сценического характера: «вздохнув», «скромно», «очень скромно», «с полным уважением», «улыбаясь и заминаясь», «серьезно», «прищурив глаз».
Введение русской музыкальной терминологий было очень важно для развития национальной музыкальной культуры.

Русский композитор и критик Цезарь Кюи, заканчивая разбор вокальных произведений Даргомыжского, писал: «Романсы Даргомыжского так же забыты, как и романсы Глинки.»
А вот как закончил одну из своих статей о Даргомыжском наш современник, музыковед М. Пекелис: «Значение вокального творчества Даргомыжского исключительно велико. Это живая, звучащая сейчас, сохранившая всю силу своего воздействия репертуарная музыка и вместе с тем величайшая историческая ценность, раскрывающая сложную и богатую картину развития русской музыки в 30—60-х годах XIX века».
Думаю, что комментировать эти две цитаты нет нужды. Прав оказался —. к счастью! — советский исследователь.

С творчеством А.С. Даргомыжского в русскую музыку вошли новые художественные образы, новые идеи. В них утверждалось направление критического реализма. В музыке первым представителем такого направления стал Даргомыжский, выразитель мыслей нового поколения. Он разоблачал средствами своего искусства несправедливость современного общества.

Композитору приходилось вести борьбу за утверждение своих творческих принципов. Главный из них – стремление к жизненной правде, реализму, достоверности изображаемых человеческих типов. И сами эти типы были новы, необычны для музыки – русские крестьяне, солдаты, мелкие чиновники, — люди забитые и униженные. Для воплощения таких образов требовались особые средства музыкальной выразительности. Таким средством стал для Даргомыжского речитатив. Близкий к живой разговорной речи, он позволил композитору создать целую галерею музыкальных портретов различных человеческих типов. Такая новизна музыкального языка не совсем была понятна. И, выдерживая яростные нападки противников, композитор выразил свои творческие устремления. Через всю жизнь пронёс он эту творческую установку. И когда на склоне лет встретился с новым поколением русских музыкантов, то стал для них «великим учителем музыкальной правды».

Опера А.С. Даргомыжского «Русалка» впервые прозвучала в мае 1856 года. Она открыла новую страницу в истории русской музыки, продолжая традиции первых русских опер «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы» М.И. Глинки. Здесь ощутима и опора на русскую народную музыку, и жизненная правдивость сценических ситуаций, и образов. Вместе с тем «Русалка» — опера новая по своей направленности, в ней проявились демократизм композитора, интерес к простым людям.

Александр Сергеевич Даргомыжский родился 2 февраля 1813 года в небольшом поместье Тульской губернии. Детские годы он провёл в имении родителей в Смоленской губернии. В 1817 году семья переехала в Петербург. Несмотря на скромный достаток, родители дали своим детям хорошее домашнее воспитание и образование. Помимо общеобразовательных предметов, дети играли на различных музыкальных инструментах, учились пению. А с шести лет Даргомыжский начал заниматься игрой на фортепиано.

После 1825 года положение отца пошатнулось и Даргомыжскому пришлось начать служить в одном из департаментов Петербурга. Но служебные обязанности не могли помешать его главному увлечению-музыке. С начала 30-х годов юноша посещает лучшие литературно-художественные салоны Петербурга. И везде юный Даргомыжский оказывался почитаемым гостем. Он много играл на скрипке и фортепиано, участвовал в различных ансамблях, исполнял свои романсы. Когда Даргомыжскому был 21 год, он встретился с Глинкой, который работал над своей первой оперой. Это знакомство оказалось решающим для Даргомыжского. Если раньше он не предавал серьёзного значения своим музыкальным увлечениям, то теперь в лице Глинки он увидел живой пример художественного подвига.

Даргомыжский в середине 30-х годов уже стал известным композитором, автором многих романсов, песен, пьес. Ранние романсы его ещё близки к типу салонной лирики или городской песни, что бытовала в демократических слоях русского общества. Но постепенно Даргомыжский осознаёт всё большую потребность в ином самовыражении. Особый интерес он питает к явным контрастам действительности, столкновению различных её сторон. Наиболее ярко это проявилось в романсах «Ночной зефир» и « Я вас любил». Как крупный, самобытный музыкант Даргомыжский постепенно приобретает всё большую известность. В начале 40-х он возглавляет петербургское Общество любителей инструментальной и вокальной музыки.

В середине 40-х Александр Сергеевич уезжает за границу в Париж — признанный центр европейской культуры, где молодой композитор мог бы удовлетворить свою жажду новых художественных впечатлений. Там он представляет европейской публике свои сочинения. Поездка за границу сыграла большую роль в формировании Даргомыжского как художника и гражданина. В конце 40-х годов творчество композитора достигло наибольшей художественной зрелости, и он задумывает оперу «Русалка».

В середине 60-х годов Даргомыжский снова уехал заграницу. Там, в европейских столицах, он слышал свои произведения, которым сопутствовал большой успех. Концерты, составленные целиком из произведений Даргомыжского, вызвали настоящий триумф. Радостно было возвращение на родину – теперь, на склоне жизни, Даргомыжский был признан широкой массой любителей музыки. Интерес к творчеству композитора вселил в него новые надежды, пробудил новые замыслы. Лучшим из этих замыслов оказалась опера «Каменный гость». Написанная на текст одной из «маленьких трагедий» Пушкина, эта опера явила собой необычайно смелый творческий поиск. Вся она написана речитативом, в ней нет ни одной арии и лишь две песни – будто островки среди речитативных монологов и ансамблей. Оперу «Каменный гость» Даргомыжский не закончил. Предчувствуя близкую смерть, композитор поручил закончить её своим молодым друзьям Ц.А.Кюи и Н.А.Римскому-Корсакову. Ими она и была завершена а затем и поставлена в 1872 году, уже после смерти композитора.

Разделы: Музыка

Цели: расширение художественного кругозора, развитие творческого воображения, образного мышления учащихся.

Задачи: закрепить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве Даргомыжского, показать преемственную связь с традициями Глинки и черты новаторства камерно-вокальных произведений композитора.

Учитель: Ребята, почему имя Даргомыжского всегда ставят рядом с именем Глинки?

Дети: Даргомыжский – младший современник и последователь Глинки.

У.: Совершенно верно. Они жили в одно время и занимались одним делом – созданием русской классической музыки. А кто первым достиг уровня классического искусства?

Д.: М. И. Глинка.

У.: Творчество Глинки отвечало самым высоким профессиональным требованиям, и именно Глинке принадлежит право называться основоположником русской классической музыки. Но это почетное для Глинки положение нисколько не уменьшает значения А. С. Даргомыжского, творчество которого также стало выдающимся явлением в русской музыкальной культуре. Скажите, а был ли Даргомыжский знаком с Глинкой?

Д.: Да.

У.: Конечно, они жили не только в одно время, но и в одном городе Петербурге. А детские годы их прошли в одной и той же Смоленской губернии, где находились родовые поместья их родителей: у Глинки – в селе Новоспасское, у Даргомыжских – в селе Твердуново Юхновского уезда. И покинули Смоленщину они в один и тот же год – в 1817-ом, правда, в разном возрасте: юному Глинке было 13 лет, а маленькому Даргомыжскому – 4 года. А зачем Глинка приехал в Петербург?

Д.: Чтобы учиться в Благородном пансионе.

У.: А Даргомыжский?

Д.: Потому что отец получил должность правителя канцелярии Коммерческого банка, и вся семья переехала в Петербург.

У.: И, конечно, находясь рядом, они не могли не встретиться. В каком году это произошло?

Д.: В 1834 году.

У.: Ранней весной 1834 года они встретились, и эта встреча сыграла решающую роль в творческой биографии Даргомыжского. Глинка тогда только что вернулся из заграничной поездки, полный решимости осуществить свою мечту – создать большую русскую национальную оперу. Как называется эта опера?

Д.: «Жизнь за царя».

У.: Можно сказать, что эта опера рождалась на глазах Даргомыжского. Когда возникла идея исполнить I акт оперы во дворце князя Юсупова, Даргомыжский принял самое деятельное участие в организации и проведении оркестровых репетиций. Помогая Глинке, он понимал, что рядом с ним был Мастер, ясно осознававший свое предназначение в музыке, для которого музыка была не салонным времяпрепровождением, а делом всей жизни. И это заставляло задумываться над своим музыкальным будущим и твердо определить свои позиции. Через год после знакомства с Глинкой Даргомыжский пишет: «Что касается меня, то мои музыкальные занятия приняли совершенно решительную форму: я всецело бросил исполнительство и пробую себя все время в различных родах сочинения».
Но Даргомыжский понимал, что имеющихся знаний у него слишком мало для серьёзного композиторского труда, и по совету Глинки и Кукольника он засел за теорию музыки, а Глинка передал ему пять своих драгоценных тетрадей с лекциями З. Дена. Александр Сергеевич тщательно их проштудировал и скопировал все 5 тетрадок на немецком языке, хотя немецким он не владел так свободно, как французским.
А теперь давайте вспомним, как проходило музыкальное развитие Даргомыжского до знакомства с Глинкой. В какой семье он вырос и какое образование получил?

Учитель показывает портреты родителей Даргомыжского.

Д.: Родители старались всячески пробуждать и развивать творческие наклонности своих детей.

У.: Мать, Мария Борисовна, сама обладала поэтическим даром, её стихи публиковались в журналах.
Отец, Сергей Николаевич, тоже был незаурядным человеком. Он начал свой путь с небольшой должности почтового чиновника, но прирожденный ум, сила воли помогли ему подняться достаточно высоко: он вышел в отставку в генеральском чине действительного статского советника. Сергей Николаевич был человеком критичного ума, очень остроумный, находчивый в беседах, и стремился развивать эти качества у своих детей. Для них существовала даже поощрительная премия: за оригинальную шутку или ловкий ход в разговоре ребенок получал 20 копеек. Композитор Даргомыжский, который пережил своего отца всего на пять лет, многое унаследовал от него: вдумчивое отношение к жизни, наблюдательность, критический подход к окружающим. Все эти черты ярко проявятся и в творчестве композитора.
А мог ли Даргомыжский учиться в Благородном пансионе, как Глинка?
Нет, так как отец его в тот период не имел дворянского звания. Личное дворянство Сергею Николаевичу было пожаловано в 1821 году за безупречную службу, а право иметь собственный герб и передавать дворянское звание по наследству он получил лишь в 1829 году, когда его сыновья были уже относительно взрослыми.
Таким образом, все дети в семье Даргомыжских получили только домашнее, но очень серьезное образование. Сергей Николаевич приглашал в дом лучших учителей и не считался с затратами. Сашу с 6-летнего возраста обучали игре на фортепиано. Правда, первая учительница Луиза Вольгеборн, как писал композитор, «только целовала и ничему не научила». Поэтому её сменил другой учитель – Адриан Трофимович Данилевский, хороший пианист и очень требовательный педагог. Но Данилевский не поощрял желания своего ученика сочинять музыку. Все пьески, которые Саша приносил ему, получали оценку «весьма скверно» и тут же безжалостно уничтожались. Удалось спасти совсем немногое – несколько романсов и фортепианных пьес. Ну а завершил пианистическое образование Даргомыжский у выдающегося пианиста-виртуоза и композитора Франца Шоберлехнера, который жил тогда в Петербурге. Шоберлехнер был учеником
Х. Гуммеля, а Гуммель в свое время учился у Моцарта. Таким образом, Даргомыжский стал как бы правнуком Моцарта по искусству игры на фортепиано и добился в этом искусстве больших успехов. Не случайно Глинка, вспоминая первую встречу с Даргомыжским, назвал его «бойким фортепьянистом».
Кроме занятий на фортепиано, Даргомыжский брал уроки игры на скрипке и мог принимать участие в квартетных вечерах.
Удивительно чуткими были родители Даргомыжского. Заметив, что сын увлечен сочинением вокальной музыки, они пригласили в дом ещё одного мэтра – учителя пения Цейбиха, прекрасного певца, актера и режиссера. Благодаря ему Даргомыжский познал основы вокального исполнительства и сам стал прекрасным педагогом. За всю его творческую жизнь у него было свыше 60 учеников. Правда, природа не одарила Даргомыжского красивым голосом. Голос его был испорчен в юности болезнью кори, от которой он чуть не умер и вследствие чего не мог говорить нормально. Его голос напоминал писклявое сопрано, охрипшее от простуды (смесь детского голоса с голосом взрослого, который осип). Тем не менее, пение Даргомыжского приводило многих в восхищение. Вот что пишет современник: «Декламация у него была доведена до совершенства, а также задушевности была бездна, так что ради этих последних качеств забывалась странность его голоса».

Итак, мы видим, что к началу 30-х годов Даргомыжский был уже достаточно известен в Петербурге как сильный пианист и сочинитель романсов, но по-прежнему оставался лишь музыкантом-любителем. Хотя далеко не каждый петербургский любитель музыки мог похвастаться такими музыкальными познаниями и таким исполнительским уровнем, каким обладал Александр Сергеевич. Шоберлехнер считал его первым своим учеником, который читает ноты как книгу.
В это время Даргомыжский часто посещает литературные, музыкальные салоны.
Что такое салон? В каких выражениях оно используется?

Д.: Салон красоты, салон-парикмахерская, салон обуви, одежды. Это то место, где представлены лучшие товары или услуги.

У.: С французского языка это слово переводится как гостиная для приемов и вечеров. Салон – неотъемлемая часть светской жизни аристократии, своеобразная форма проведения досуга. В салонах, помимо светской болтовни, велись беседы о литературе, зачитывались литературные новинки и, конечно, музицировали. В исполнении любителей музыки можно было услышать не только песни и романсы, но и фортепианные пьесы, квартеты, а иной раз и симфонические произведения.
Таких салонов в 1830-х годах в Петербурге было не счесть. Но я хочу назвать, а вы постарайтесь запомнить, несколько самых известных салонов, которые принесли большую просветительскую пользу России.
Это, в первую очередь, салон графа Михаила Юрьевича Виельгорского , человека блестяще образованного в самых разных областях, который, казалось, дышал воздухом искусства, литературы, музыки. Дж. Россини назвал его «первым знатоком в мире». Он был отличным музыкантом: пианистом и композитором, а его родной брат Матвей – профессиональным виолончелистом, принимавшим участие в концертах самого высокого класса. Братьев Виельгорских знала вся просвещенная Москва и весь просвещенный Петербург. Их дом был настоящим культурным центром, где встречались известные писатели и музыканты, актеры и живописцы, люди науки и где разговор шел исключительно по-французски. Здесь выступали многие мировые известности: Ф. Лист,
Р. Шуман, Г. Берлиоз, П. Виардо. Всякий артист с громким именем, приехав в Петербург, считал честью представиться Михаилу Юрьевичу. Несомненно, постоянным гостем был здесь Даргомыжский.
Его можно было встретить и в салоне Екатерины Андреевны Карамзиной – вдовы знаменитого писателя-историка. Современники говорили, что здесь создавались литературные и художественные репутации, т.е. обсуждение литературных новинок или иных произведений искусства носило весьма компетентный характер и заслуживало безусловного доверия. В этом радушном и высоко эстетическом доме любили бывать А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов.
Часто посещал Даргомыжский и «субботы» Владимира Федоровича Одоевского . Одоевский был энциклопедически образованным человеком и большим чудаком. Его кабинет напоминал лабораторию алхимика. Повсюду были разбросаны рукописи и старинные книги, вдоль стен размещались ящички с самыми невероятными предметами. Вместо барометра князь держал в банке лягушек, которые своим поведением предсказывали погоду (к дождю они по лесенке вылезали из воды). Над роялем висел большой портрет Бетховена с красным платком на шее. Музыка была любимым занятием Одоевского. Он владел музыкальными инструментами, мог с листа сыграть самую сложную пьесу, а также писал статьи на музыкальные темы, рассказы о композиторах и музыкантах. Одоевский внимательно следил за развитием русской музыки, а в дни премьеры «Жизни за царя» Глинки он пророчески сказал, что с Глинки начинается «новая стихия, новый период в искусстве – период русской музыки».
Посмотрите, какие интеллектуалы окружали Даргомыжского, весь цвет творческой интеллигенции того времени. Но никто из них не может сравниться с той огромной ролью, которую сыграл Глинка в творческом становлении Даргомыжского. В одном из писем Даргомыжский назвал Глинку «славным советником». Композитор и критик А. Н. Серов с полным основанием отмечал близкое родство «Русалки» с операми Глинки и называл её «достойным продолжением того же стиля, той же школы». В таком же родстве находятся «Камаринская» Глинки и «Казачок» Даргомыжского.
В свою очередь, и Глинка, и Даргомыжский испытали сильное воздействие Пушкина. Они жили в одно время с великим русским поэтом. Поэтическое слово Пушкина озаряло весь их творческий путь, вдохновляло на создание лучших сочинений. Александр Сергеевич Пушкин был самым любимым поэтом Александра Сергеевича Даргомыжского. Широко известна его фраза: «Опять тезка! Что делать, не могу шагнуть без него».
«Пушкиниана» Даргомыжского по количеству одна из самых значительных в русской музыке. Из четырех сценических произведений Даргомыжского три созданы на сюжеты Пушкина. Какие?

Д.: Оперы «Русалка», «Каменный гость», опера-балет «Торжество Вакха».

У.: На слова великого поэта Даргомыжским написано более 25 романсов и вокальных ансамблей. Пушкинские романсы Даргомыжского – это, в первую очередь, конечно, любовная лирика и среди них такие шедевры, как: «Я вас любил», «Ночной зефир», «Юноша и дева».
Прежде чем послушать романс «Я вас любил», давайте прочитаем стихотворение и ощутим красоту и музыкальность его поэтического языка. О чем это стихотворение?

Д.: О несчастной, неразделенной любви.

У.: О любви, которая никогда не была возможна, которую герой утаивал, а сейчас вдохновенно произносит свое признание, потому что это – последнее, что предстоит сказать. Какой глагол несколько раз повторяется в этом стихотворении, и в каком времени?

Д.: «Любил», в прошедшем времени.

У.: Этот трижды повторенный глагол передает глубину чувства, а используемая форма прошедшего времени говорит о невозвратимости прошлого, даже если любовь ещё «угасла не совсем».
А сейчас давайте послушаем, как Даргомыжский соединил стихи с музыкой. У меня к вам будет очень простой вопрос. В каком ладу написан этот романс?

Д.: В мажорном.

У.: А уточните, какой вид мажора использован?

Д.: Гармонический. Это мажор, у которого понижена VI ступень, и субдоминантовое трезвучие становится минорным.

У.: Но почему же мажор, а не минор, ведь история грустная? Наверное, герой Пушкина в интерпретации Даргомыжского уже пережил свою любовь и хочет избавиться от страданий, хотя это ему удается не совсем, и душевная боль, как рана, напоминает о себе. Послушайте внимательно, какое слово выделяется VI низкой ступенью и минорной субдоминантой?

Д.: «В душе».

У.: То есть душа ещё отзывается болью.
Но, в целом, мажорный лад сообщает этому романсу сдержанно-благородное, возвышенно-просветленное звучание.
В искусстве есть такое понятие: катарсис. Это понятие пришло к нам из Древней Греции, его дословный перевод – «очищение». Так называли особое духовно-психическое состояние, в процессе которого человек очищается от страданий души и тела. Мне кажется, момент катарсиса есть и в романсе Даргомыжского «Я вас любил». Излечение от болезни неразделенной любви приводит к внутреннему просветлению, успокоению, восстановлению разрушенной гармонии. Отсюда и мажор, а также очень сдержанный темп, плавность и уравновешенность мелодии.
Ещё один замечательный романс на стихи Пушкина – очаровательная миниатюра «Юноша и дева». Текст романса простой, в духе сентиментальной чувствительной поэзии.
Учитель читает стихотворение.
Видите, как девушка расчувствовалась и сколько пролила слез сначала из-за ревности, а потом от умиления, глядя на юношу, задремавшего у неё на плече. Здесь, конечно, нет такой глубины переживаний, как в романсе «Я вас любил». Все счастливы, юноша безмятежно спит, а девушка оберегает его сон. Так и хочется представить эти застывшие фигуры в какой-нибудь красивой скульптуре. И хотя вы услышите минорный лад, он лишь усиливает чувствительный характер, добавляет мягкости и нежности этому романсу. Сейчас прозвучит романс «Юноша и дева» (лучше, если его исполнит сам педагог или иллюстратор) , а вы, ребята, попробуйте определить, в каком переменном размере написан этот романс?

Д.: Размер на 6 долей и размер на 3 доли.

У.: Скажите, а в каком размере больше распевности, широты мелодического движения?

Д.: В размере 68.

У.: В размере 68 и начинается романс. Здесь ещё можно отметить появляющиеся в мелодии задержания – интонации, похожие на вздох, которые являются типичными чувствительными оборотами. А дальше, когда меняется размер, задержаний уже нет (юноше не подобает чувствительно вздыхать) и начинают чаще появляться сильные доли. Учащая акценты, композитор как бы хочет ещё больше заострить наше внимание на этой восхитительной паре и словно начинает лепить их образы, их пластику. (Учитель поет фразу «К ней на плечо преклонен, юноша вдруг задремал» и инсценирует её движениями головы). Когда засыпаем, голова сама собой падает, и мелодия это обрисовывает. Возникает зрительная ассоциация! И хотя этот штрих еле уловимый и, может быть, не очень существенный в этом беспредельном господстве лирической интонации, но он уже показывает стремление композитора следовать за текстом, передавать все его детали.

В лирическом романсовом стиле Даргомыжского заметно влияние Глинки. Оно сказывается в широкой мелодической напевности, в обобщенном музыкальном воплощении поэтического текста, в господстве чисто мелодического начала.
Но вот Даргомыжский взял в руки томик драматических сочинений Пушкина – «Сцены из рыцарских времен». Его внимание привлекла веселая, озорная песня «Воротился ночью мельник», которую поет миннезингер Франц. Этот сюжет достаточно распространен и встречается в фольклоре разных народов. Но Даргомыжский придал ему чисто русский характер. Песню «Мельник» нельзя просто назвать романсом. Это настоящая комедийная народно-бытовая сценка, вокальный театр с живыми колоритными персонажами. И сейчас ребята попробуют показать этот театр.

Стихотворение «Воротился ночью мельник» инсценируется по ролям.

Ребята попытались представить нам портреты действующих лиц и их характерные речевые интонации. Какой вы увидели жену?

Д.: Бойкая, сварливая, понимающая, что лучшая защита – нападение, упрекающая своего загулявшего мужа.

У.: Какая у неё речь? Как называется такая речь?

Д.: Очень быстрая. Скороговорка.

У.: Она на одном дыхании обрушивает каскад скороговорки, её визгливые крики сыплются как горох из мешка. Музыкальная интонация здесь естественно рождается из разговорной интонации и построена на народной песне «Шла девица за водой».

Учитель играет музыкальную фразу, которая из народной песни перешла в песню Даргомыжского.

Ну, а Мельник? Ещё не совсем трезвый, он идет, грузно переваливаясь, «плюхается» на лавку и видит чужие сапоги. Сначала мы слышим требовательное восклицание: «Женка! Что за сапоги?» А после атаки жены его речь становится неуверенной, вопрошающей.
«Ведра?» Какой интервал? Квинта; при движении вверх звучит как вопрос.
«Право?» Какой интервал? Неустойчивая септима передает недоумение, растерянность. Ну, а дальше герой рассудительно, не спеша размышляет. Последние слова он произносит дважды и, как указывает ремарка, «с раздумьем», как будто не может решить: верить или не верить глазам своим? И только решительно звучащее фортепианное заключение как бы «снимает» вопрос: – Нет, конечно, не видал на ведрах медных шпор. При этом трель ещё больше усиливает комизм сценки.

В ходе разбора учитель исполняет фрагменты песни «Мельник», затем включается запись песни.

Скажите, какой тип мелодии преобладает в этом произведении: кантилена или речитатив? Конечно, речитатив – мелодия, приближенная к разговорной речи, передающая интонации речи. В «Мельнике» с блеском проявилось умение Даргомыжского показать разные характеры с помощью свойственных им интонаций, умение фиксировать каждую реплику и даже манеру поведения: как идет мельник, как, подперев бока руками, его встречает жена. Такая отчетливость, реалистичность воплощения приводит к тому, что ухо обретает способность «увидеть» этот комический диалог. В то время это было поистине новаторское произведение, по сути, новый жанр – народно-бытовая речитативная сценка.

Дальнейшее развитие этот жанр получит в творчестве Мусоргского.

– Итак, какие произведения мы послушали?
– На чьи стихи они написаны?
– Что мы видим на примере этих произведений?

С одной стороны, Даргомыжский продолжает традиции Глинки, опираясь на эстетические принципы пушкинской эпохи, а с другой стороны, выступает ярким новатором, находит свой путь в музыке. Как сказал замечательный русский музыковед и композитор Борис Асафьев, «Музыка Даргомыжского ещё эхо пушкинской эпохи и вместе с тем накануне Мусоргского». 4 мая 1868 года в посвящении, предпосланном двум своим песням – «Колыбельная Еремушке» и «С няней» – М. П. Мусоргский написал: «Великому учителю музыкальной правды – Александру Сергеевичу Даргомыжскому». В этих словах – не только глубокая благодарность старшему другу и наставнику, но и определение значения творческой деятельности Даргомыжского для русской музыкальной культуры.

Непризнанными гениями себя считают многие из тех, кому не улыбнулась творческая удача. Но истинное значение таланта знает только время – кого-то оно покрывает забвением, а кого-то одаривает бессмертием. Необычное дарование Александра Сергеевича Даргомыжского не было оценено по достоинству современниками, но именно его вклад в русскую музыку оказался наиболее значимым для нескольких следующих поколений русских композиторов.

Краткую биографию Александра Даргомыжского и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Даргомыжского

2 февраля 1813 года появился на свет Александр Даргомыжский. О месте его рождения доподлинно известно, что это была деревня в Тульской губернии, но о ее точном наименовании историки спорят по сей день. Однако значительную роль в судьбе композитора сыграла не она, а имение Твердуново, принадлежащее его матери, в которое маленького Сашу привезли нескольких месяцев от роду. Имение находилось в Смоленской губернии, неподалеку от села Новоспасское, родового гнезда первого русского классического композитора М.И. Глинки , с которым Даргомыжский будет очень дружен. В детстве Саша не так много времени провел в усадьбе – в 1817 семья переехала в Санкт-Петербург. Но впоследствии неоднократно приезжал туда за вдохновением и изучением народного творчества.


Согласно биографии Даргомыжского, в столице семилетний мальчик начал учиться играть на фортепиано, которым овладел филигранно. Но настоящий страстью его стало сочинительство, в 10 лет он уже был автором нескольких пьес и романсов. Всерьез к этому увлечению не отнеслись ни педагоги Саши, ни родители. И уже в 14 лет он поступил на службу в только что созданный Контроль Министерства императорского двора. В работе он отличался усердием и быстро продвигался по должностной лестнице. Не переставая, вместе с тем, писать музыку. Романсы, сочиненные в тот период, начали завоевывать петербургские салоны и вскоре исполнялись буквально в каждой гостиной. Познакомившись с М.И. Глинкой, Даргомыжский самостоятельно изучил основы композиции и контрапункта по привезенным им из Германии рукописям профессора З. Дена.


В 1843 году Александр Сергеевич подал в отставку и два последующих года провел за границей, общаясь с видными композиторами и музыкальными деятелями своей эпохи. По возвращению он принялся за изучение русского фольклора, особенно на примере песен Смоленской губернии. Одним из результатов этого стало создание оперы «Русалка ». В конце 50-х Даргомыжский сближается с кругом начинающих композиторов, который впоследствии назовут «Могучей кучкой ». В 1859 году он вошел в состав консультантов Русского музыкального общества.

В 1861 после отмены крепостного права Александр Сергеевич стал одним из первых помещиков, освободивших крестьян, оставив за ними землю без взимания денежной выплаты. Увы, человеческое великодушие не сделало его творческую судьбу хоть сколько-нибудь успешнее. На этом фоне здоровье его стало неуклонно ухудшаться, и 5 января 1869 года композитора не стало.


Интересные факты о Даргомыжском

  • Даргомыжский был маленького роста, худой, с высоким лбом и мелкими чертами лица. Современные ему острословы окрестили его «заспанным котенком». От перенесенной в детстве болезни он поздно заговорил и его голос на всю жизнь остался непривычно для мужчины высоким. При этом он великолепно пел, с таким чувством исполняя собственные романсы, что однажды, слушая его, прослезился даже Л.Н. Толстой. На женщин он производил впечатление своим обаянием, чувством юмора и безупречным обхождением.
  • Отец композитора, Сергей Николаевич, был незаконнорожденным сыном помещика А.П. Ладыженского, а свою фамилию получил по названию имения отчима Даргомыж. Мать композитора, Мария Борисовна Козловская, происходила из дворянского рода, берущего свое начало от Рюриковичей. Ее родители отказали мелкому чиновнику в руке дочери, поэтому они обвенчались тайно. В браке родилось 6 детей, Александр был третьим. Сергею Николаевичу довелось похоронить и любимую супругу, и четверых своих детей, и даже двоих внучек. Из всей большой семьи Александра Сергеевича пережила единственная сестра, Софья Сергеевна Степанова. Она воспитала и двух дочерей младшей сестры Эрминии, скончавшейся в 1860. Ее сын, Сергей Николаевич Степанов, и две племянницы стали единственными потомками Даргомыжских.
  • Сергей Николаевич Даргомыжский высоко ценил в людях чувство юмора и поощрял развитие этого качества в своих детях, за удачную остроту или ловкую фразу награждая их 20 копейками.
  • Биография Даргомыжского гласит, что Александр Сергеевич никогда не был женат. Ходили слухи о его романтических отношениях с Любовью Миллер, которую он обучал пению. Много лет его связывала нежная дружба со своей ученицей Любовью Беленицыной (в замужестве Кармалиной), о которой свидетельствует сохранившаяся обширная переписка. Последней были посвящены несколько его романсов.
  • Всю свою жизнь композитор жил вместе с родителями. После кончины отца он несколько лет прожил в семье своей сестры Софьи Сергеевны, а затем – снял квартиру в том же доме.
  • В 1827 году была напечатана книга детских стихов и пьес М.Б. Даргомыжской «Подарок моей дочери». Поэзия была посвящена младшей сестре композитора Людмиле.


  • В семье Даргомыжских музыка звучала постоянно. Кроме Марии Борисовны и Александра, игравших на фортепиано, брат Эраст владел скрипкой , а сестра Эрминия – арфой .
  • Опера «Эсмеральда» была написана на либретто В. Гюго, переведенное на русский самим Даргомыжским.
  • Композитор в течение нескольких лет преподавал пение любительским певицам без взимания платы за обучение. Одной из его учениц была и А.Н. Пургольд, сестра супруги Н.А. Римского-Корсакова .
  • Даргомыжский был великолепным чутким концертмейстером, читая ноты как книгу. Он разучивал с певцами партии из собственных опер. Как композитор он всегда следил за тем, чтобы фортепианный аккомпанемент арий или романсов был предельно прост для исполнения и не затмевал голос исполнителя.
  • В 1859 году сгорел петербургский оперный театр, в котором хранились клавиры опер русских композиторов. «Русалка » была в их числе. И только благодаря случаю партитура не была безвозвратно утеряна – за две недели до пожара ее скопировали перед отправкой в Москву для исполнения на бенефисе певицы Семеновой.
  • Партия Мельника была одной из самых любимых у Ф.И. Шаляпина, он часто исполнял арии из «Русалки» на концертах. В 1910 году на одном из спектаклей дирижер затянул темпы, из-за чего певцу пришлось самому отбивать их ногой, чтобы не задыхаться в ариях. В антракте, видя одобрение режиссером действий дирижера, он в гневе уехал домой. Его вернули в театр, и он допел спектакль, но в прессе разразился большой скандал, в Москву для исправления ситуации пришлось срочно выехать директору императорских театров. В качестве разрешения конфликта Шаляпину было позволено самому режиссировать те спектакли, в которых он участвовал. Так «Русалка» дала искусству Шаляпина-режиссера.
  • Некоторые пушкинисты считают, что «Русалку» поэт изначально задумывал как оперное либретто.


  • Деньги на постановку «Каменного гостя» собирали всем Петербургом. Композитор назначил цену своей оперы в 3000 рублей. Такие деньги русским авторам императорские театры не платили, лимит исчерпывался 1143 рублями. Ц.А. Кюи и В.В. Стасов выступили в печати с освещением этого факта. Читатели «Санкт-Петербургских ведомостей» начали присылать деньги на покупку оперы. Таким образом она была поставлена в 1872 году.
  • Сегодня композитора изредка исполняют на родине и почти не знают в мире. На западе есть своя «Русалка» А. Дворжака , имеющая популярные арии. «Каменный гость» сложен для восприятия, кроме того, при переводе во многом теряется связь музыки и пушкинского стиха, а значит, и сама идея необычной оперы. Ежегодно в мире оперы Даргомыжского исполняются всего около 30 раз.

Творчество Александра Даргомыжского


Первые произведения Саши Даргомыжского датированы 1820-ми годами – это пять разнохарактерных фортепианных пьес. Из биографии Даргомыжского мы узнаём, что к 19 годам композитор уже имел несколько изданий камерных произведений и романсов, и был популярен в салонных кругах. В его творческую судьбу вмешался случай – сближение с М.И. Глинкой . Помощь в подготовке к постановке «Жизни за царя » разожгло в Даргомыжском желание самому написать оперу. Но в фокусе его внимания были не эпические или героические темы, а личная драма. Вначале он обратился к истории Лукреции Борджиа, составив план оперы и написав несколько номеров. Однако по советам ближайшего окружения расстался с этим замыслом. Другой сюжет ему дал самый популярный роман того времени «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго. Свою оперу композитор назвал «Эсмеральда », она была закончена к 1839 году, но увидела сцену только в 1847. В течение 8 лет опера лежала в Дирекции императорских театров без движения, не получая ни одобрения, ни отказа. Премьера в Москве прошла очень успешно. В 1851 году «Эсмеральда» была показана и в столичном Александринском театре, выдержав всего 3 представления. Музыкальные круги восприняли оперу благосклонно, но критики и публика приняли ее прохладно. Этому в большой степени поспособствовали и небрежная постановка, и слабое исполнение.


Даргомыжский пишет романсы, в их числе – уникальные произведения комического жанра, и кантату «Торжество Вакха » на стихи Пушкина. Она была исполнена лишь однажды, затем переработана в оперу-балет, но в таком виде около 20 лет пролежала в нотах, не получив одобрения на постановку. Удрученный такой судьбой своих больших сочинений, композитор с трудом взялся за написание новой оперы, также на пушкинский сюжет. «Русалка » создавалась в течение 7 лет. Творческий импульс Александр Сергеевич получил от концерта 1853 года, на котором публика грандиозно приняла его произведения, а сам он был награжден серебряным капельмейстерским жезлом, украшенным драгоценными камнями. «Русалка» была довольно скоро поставлена – в 1856, через год после окончания. Но так же быстро и сошла со сцены – всего через 11 спектаклей, хотя в целом и понравилась зрителям. Постановка опять была из рук вон плоха, со старыми костюмами и декорациями из подбора. Мариинский театр обратился к ней вновь в 1865 году, очень успешным возобновлением руководил Э.Ф. Направник.


1860-е принесли в творчество композитора новый виток. Были созданы несколько симфонических произведений, с которыми он отправился в Европу. Тепло принимались исполненные в Бельгии увертюра из «Русалки» и симфоническая фантазия «Казачок ». Вернувшись в Петербург, Даргомыжский вновь обращается к сюжету своего великого тезки - Пушкина. В «Каменном госте » нет собственного либретто, музыка написана прямо на текст поэта. Дополнительно добавлены две песни Лауры, одна из которых также – на стихи Пушкина. Это сочинение композитор так и не успел закончить, завещав дописать свою последнюю работу Ц. Кюи, а оркестровать – Н. Римскому-Корсакову . Премьера «Каменного гостя» состоялась через три года после смерти Александра Сергеевича. Как это уже неоднократно бывало, мнения об этом новаторском произведении разошлись. В первую очередь потому, что мало кто мог разглядеть за необычной формой речитативов, заменивших арии и ансамбли, точное соответствие музыки ритму пушкинского стиха и драме его героев.


Кинематограф обратился к творчеству Александра Сергеевича лишь дважды. В 1966 году Владимиром Гориккером был снят одноименный фильм по опере «Каменный гость». В главных ролях снимались В. Атлантов, И. Печерникова (поет Т. Милашкина), Е. Лебедев (поет А. Ведерников), Л. Трембовельская (поет Т.Синявская). В 1971 году вышел на экраны фильм-опера «Русалка» с Е. Супоневым (поет И.Козловский), О. Новак, А. Кривченей, Г. Королевой.

Не первый, как Глинка, не гениальный, как Мусоргский , не плодовитый, как Римский-Корсаков ... Огорченный и разочарованный трудностями, с которыми он сталкивался при попытках представить свои оперы на суд зрителей. Чем же главным значим Даргомыжский для отечественной музыки? Тем, что отстранившись от мощного влияния итальянской и французской композиторских школ, пошел в искусстве уникальным путем, следуя одним только собственным эстетическим вкусам, не потакая публике. Тем, что сделал звук и слово неразрывно связанными. Пройдет совсем немного времени, и свое видение этого направления дадут и Мусоргский, и Рихард Вагнер . Он был честен и не изменял своим идеалам, а значение его творчества показало время, поставив имя Даргомыжского в ряд лучших русских композиторов.

Видео: