Что делать, если ребенок борется за самостоятельность? (я сам).

Ситуация: Ребенок в возрасте двух лет и десяти месяцев словно  стремится всем вокруг доказать, что он может все сам. Садится за стол. Несмотря на то, что суп из ложки у него часто проливается, начинает кричать, если кто-то из старших пытается его докарм­ливать. Стол и все вокруг после этого приходится долго отмывать. Папа встал на стремянку, чтобы просверлить в стене отверстия для крепления полки. Ребенок не угомонился, пока не добился своего — тоже влезть туда, да еще и держа в ручонках дрель. «А если оба свалятся!» — ахает бабушка, хватаясь за сердце. Малыш начал скандалить, обнаружив, что в его руках дрель почему-то не вклю­чается (а папа уже выключил ее из сети).

Ребенок пошел в детский сад; его домочадцы думали, что так они решат проблему по принципу «Клин клином», внушая ему, что вот там-то он сможет все делать сам. Но, кроме гарантированного утреннего скандала перед уходом в садик, возникла и другая проблема услышав от кого-то из детей ненормативное слово, ребенок долго испытывал терпение взрослых, повторяя его на разные лады, видя, как им это не нравится.

Что происходит. Ребенок борется за самостоятельность, как пра­вило, в возрасте около трех лет. В этот момент чаще всего все дети проходят кризис развития, для которого типичны:

Негативизм — отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку; ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых, самое частое слово в его речи —«Нет!»

Упрямство — реакция на свое собственное решение; ребенок настраивает на своем требовании, на своем решении. Настойчивостью это качество станет в более стершем возрасте.

Строптивость — безличный протест против порядков, которые существуют дома.

Своеволие — стремление к обособлению от взрослого; ребенок сам хочет что-то делать, стремится к самостоятельности осуществления своего намерения.

Обесценивание взрослых — родители впервые могут услышать от своего малыша слова «дура», «плохой» и т.д. Важно понимать, что малыш на самом деле так не считает.

Протест — бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями.

В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму — ребенок начинает вести себя как маленький тиран по отношению ко всем окружающим людям.

Но самая главная задача, которую решает ребенок в это время — это самоутвердиться в мире, доказать свою самостоятельность и независимость. «Я сам» — такие слова сопровождают каждый шаг ребенка. И это не прихоть, а жизненная необходимость. Кризис трех лет — это период в жизни малыша, когда он любой ценой дол­жен доказать право на самостоятельность решений, на собствен­ные желания и потребности, которые не зависят от воли взрослых, его окружающих. Причем, если ребенку не удается убедить в этом, в первую очередь, самого себя, то в дальнейшей жизни ему будет очень трудно.

Возможные стратегии поведения и их последствия.

Вариант 1. «Только попробуй!..»

Родители, считая, что самое время поставить ребенку жесткие рамки («Вырастет — спасибо скажет!») и наказывают за скандаль­ные попытки добиться самостоятельности.

Фактически:

Последствие А. Ребенок добивается своего от родителей, родите­ли наказывают его за это, в итоге все раздражены друг на друга.

Итого: задача не решена, детско-родительские отношения под­порчены.

Последствие Б. Наказаниями и криками родители подавили по­пытку ребенка добиться самостоятельности. Возможные послед­ствия: ребенок поймет, что добиваться своего бесполезно, будет только хуже. Он зарекается добиваться своего и будет беспрекос­ловно слушаться тех, кто сильней.

Итого: задача решена, но ребенок внутренне сломлен.

Вариант 2. «Ты сам, но затем пожалеешь!»

Ребенок — трехлетка борется за самостоятельность. Родители перед тем, как ему уходить в детский сад, вываливают перед ним на пол его одежду в кучу — джемпер, комбинезон, шапочку, обувь: «Кто там кричал «Я сам, я сам!» Вот и давай теперь сам!» Когда ребе­нок, промучившись с комбинезоном, не смог его надеть, кто-то из взрослых со словами «Говорили ж тебе!», сказанными торжеству­ющим тоном, начинает одевать ребенка.

Фактически взрослые доказали малышу, что он несамостоятелен, а взрослые всегда правы.

Последствия стратегии «Ты сам, но затем пожалеешь!»

Последствие А. Ребенок гораздо меньше борется за самостоя­тельность, вырастая с уверенностью в том, что, за что бы он ни брался, получится плохо.

Итого: Цель достигнута, по инициативности ребенка нанесен удар.

Последствие Б. Ребенок, вероятно, будет предпочитать пользо­ваться помощью родителей, несмотря на их раздражение и недо­вольство, чем делать сам то, с чем может справиться.

Итого: Цель достигнута, ребенок растет зависимым от родителей.

Вариант 3. «А вот это нельзя!»

Девочка, неловко взяв прихватки, пытается снять с плиты большую, тяжелую кастрюлю с супом так же, как это делает мама. Та, видя, что ребенок может обжечься, хватает кастрюлю и ставит подальше. Девочка начинает кричать и плакать, мама прижимает ее к себе и спокойным голосом говорит: «Ты хотела мне помочь, правда?  Но кастрюля тяжелая, а в ней такой горячий суп. А тебе руки тянуть неудобно. Я испугалась, вдруг она упадет, и ты вся ошпаришься. Тебе было бы так больно! Давай мы поставим подальше эту кастрюлю!» Девочка понемногу успокаивается.

Последствия стратегии «А вот это нельзя!»

Последствие А. После нескольких повторов ребенок усваивает, что опасные вещи, которыми можно нанести себе вред, трогать нельзя и перестает это делать.

Итого: цель достигается всякий раз более мирно и спокойно, ре­бенок перестает брать опасные вещи.

Последствие Б. Ребенок начинает чувствовать, что родители за­прещают что-то потому, что любят ребенка и заботятся о нем.

Итого: цель достигнута мирным путем, инициативность ребенка ограничена до разумных пределов.