Правовой статус филиала иностранного банка. Иностранные банки, их филиалы и представительства. совместные финансово-промышленные группы

11. Иностранные банки, их филиалы и представительства

Филиалы и представительства иностранных кредитных организаций являются частью российской банковской системы РФ.

Банком России непосредственно решается вопрос о целесообразности участия филиалов и представительств в банковской системе и функционирования их на территории РФ.

Вопрос о филиалах иностранных банков урегулирован несколькими нормами. В гл. IX «Международная и внешнеэкономическая деятельность Банка России» ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 52), помимо остального говорится о том, что ЦБ РФ выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями. Он выдает разрешение на открытие филиалов иностранных банков.Филиал кредитной организации – это обособленное подразделение, расположенное вне местонахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией ЦБ РФ, выданной кредитной организации.

Представительство кредитной организации – это обособленное подразделение, расположенное вне местонахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту.

В настоящее время в России нет ни одного филиала иностранной кредитной организации. А во всех развитых банковских системах Запада нет филиалов российских банков.

На сегодняшний день в России удельный вес кредитных организаций с контрольным пакетом иностранного капитала составляет 8,1 %. Этот показатель снизился – на начало 2000 г он достигал 10,6 %. Такие банки привлекают 2,3 % средств физических лиц и 10,3 % средств предприятий и организаций. Можно сделать вывод, что, обозначив свое стратегическое присутствие на российском рынке, иностранный капитал продолжает занимать выжидательную позицию.

По-другому складывается обстановка с представительствами иностранных кредитных организаций на территории РФ. На практике таких представительств уже встречается достаточно много. Их создание и порядок функционирования определены федеральными законами и нормативными актами ЦБ РФ.

Представительство создается иностранной кредитной организацией в целях изучения экономической ситуации и положения в банковском секторе России, для оказания консультационных услуг своим клиентам, поддержания и расширения контактов с российскими кредитными организациями, развития международного сотрудничества.

Представительство действует от имени и по поручению представляемой им кредитной организации. Ее название должно быть указано в разрешении на открытие представительства.

Представительство иностранной кредитной организации – это открытое с разрешения ЦБ РФ на территории РФ обособленное подразделение иностранной кредитной организации.

Банк России оказывает представительству на весь срок выданного ему разрешения паспортно-визовую поддержку, содействие в регистрации проживания иностранного персонала, а также в решении таможенных и других вопросов.

Из книги Банковское право автора Кузнецова Инна Александровна

30. Филиалы и представительства кредитной организации Основные требования к созданию филиалов кредитных организаций установлены ст. 22 ФЗ «О банках и банковской деятельности».Филиалом кредитной организации являетсяее обособленное подразделение, расположенное вне

Из книги Инвестиции: конспект лекций автора Мальцева Юлия Николаевна

ЛЕКЦИЯ № 3. Иностранные инвестиции 1. Отток капитала За последние годы в России появились предприятия и предприниматели, накопившие крупные капиталы. Крупные средства переводятся в западные банки из-за неустойчивого экономического положения в стране. Ожидалось, что

Из книги Займы и кредиты: бухгалтерский учет и налогообложение автора Панченко Т М

3. Представительства кредитных организаций за рубежом Согласно ст. 22 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» представительством кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной

Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

Статья 55. Представительства и филиалы 1. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.2. Филиалом является обособленное

Из книги Предпринимательство: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Банковское право автора Рождественская Татьяна Эдуардовна

2. Филиалы и представительства кредитной организации Филиалы и представительства кредитной организации являются ее обособленными структурными подразделениями.Филиалом кредитной организации называется ее обособленное подразделение, расположенное вне места

Из книги Создание юридического лица или подразделения автора Семенихин Виталий Викторович

Филиалы Правоспособность филиала производна от правоспособности юридического лица, ее пределы определяются самим юридическим лицом в положении о филиале, на основании которого он действует. Вопреки распространенному ошибочному мнению филиалы не обладают правовым

Из книги Как самому победить кризис [Наука экономить, наука рисковать] автора Делягин Михаил Геннадьевич

Представительства Составной частью правосубъектности юридического лица выступает возможность создавать представительства и филиалы, которые являются не органами, а обособленными подразделениями юридического лица. Ни филиалы, ни представительства «не тянут» на

Из книги На пике возможностей. Правила эффективности профессионалов автора Поузен Роберт

Представительства зарубежных организаций С целью укрепления позиций в странах, имеющих приоритетное значение для развития бизнеса, крупные зарубежные организации, компании, корпорации создают представительства. Благодаря представительствам в различных государствах

Из книги Турфирма: с чего начать, как преуспеть автора Мохов Георгий Автондилович

14.4.2. Иностранные банки: не всегда оправданные надежды Отдельной категорией являются российские дочерние структуры иностранных банков. Принципиально важно, что это не иностранные банки и не их филиалы, – это обычные российские банки, зарегистрированные и действующие по

Из книги Все о бизнесе в Германии автора фон Люксбург Натали

Командировки в филиалы Иногда командировки предполагают встречи с коллегами в отдаленных офисах или филиалах компании. Недавно в Шанхае я посещал офисы компании Nielsen, в которой вхожу в состав совета директоров. Эта исследовательская компания занимается измерением

Из книги Банковская система США [История, география, перспективы развития] автора Лузанов Андрей Николаевич

Иностранные представительства Турагентства нередко создаются с участием иностранных учредителей или регистрируются как представительства, филиалы зарубежных компаний.С появлением на российском рынке иностранных игроков стали появляться точки продаж,

Из книги Работа мечты. Как построить компанию, которую любят автора Шеридан Ричард Бринсли

7. Филиалы и представительства Предприятие может открыть свое представительство на территории Германии в виде дочернего предприятия, самостоятельного филиала, несамостоятельного

Из книги Антикризис. Выжить и победить автора Катасонов Валентин Юрьевич

Глава 2. Иностранные банки в США: география глобальной экспансии США иногда упрекают в том, что они «продвигают» свои интересы под флагом глобализации. На самом деле глобализация – это сложный и объективный исторический процесс, который нельзя однозначно связывать с

Из книги автора

Эксперимент: иностранные стажеры Первый офис Menlo был небольшим помещением на первом этаже здания в историческом районе Керритаун в центре Анн-Арбора. В летнее время мы часто оставляли входную дверь открытой, и к нам время от времени заглядывали люди, чтобы

Филиалы и представительства иностранных кредитных организаций являются частью российской банковской системы РФ. Банком России непосредственно решается вопрос о целесообразности участия филиалов и представительств в банковской системе и функционирования их на территории РФ. Вопрос о филиалах иностранных банков урегулирован несколькими нормами. В гл. IX «Международная и внешнеэкономическая деятельность Банка России» ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 52), помимо остального говорится о том, что ЦБ РФ выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями. Он выдает разрешение на открытие филиалов иностранных банков. Филиал кредитной организации - это обособленное подразделение, расположенное вне местонахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией ЦБ РФ, выданной кредитной организации. Представительство кредитной организации - это обособленное подразделение, расположенное вне местонахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту. В настоящее время в России нет ни одного филиала иностранной кредитной организации. А во всех развитых банковских системах Запада нет филиалов российских банков. На сегодняшний день в России удельный вес кредитных организаций с контрольным пакетом иностранного капитала составляет 8,1%. Этот показатель снизился -на начало 2000 г. он достигал 10,6%. Такие банки привлекают 2,3% средств физических лиц и 10,3% средств предприятий и организаций. Можно сделать вывод, что, обозначив свое стратегическое присутствие на российском рынке, иностранный капитал продолжает занимать выжидательную позицию. По- другому складывается обстановка с представительствами иностранных кредитных организаций на территории РФ. На практике таких представительств уже встречается достаточно много. Их создание и порядок функционирования определены федеральными законами и нормативными актами ЦБ РФ. Представительство создается иностранной кредитной организацией в целях изучения экономической ситуации и положения в банковском секторе России, для оказания консультационных услуг своим клиентам, поддержания и расширения контактов с российскими кредитными организациями, развития международного сотрудничества. Представительство действует от имени и по поручению представляемой им кредитной организации. Ее название должно быть указано в разрешении на открытие представительства. Представительство иностранной кредитной организации - это открытое с разрешения ЦБ РФ на территории РФ обособленное подразделение иностранной кредитной организации. Банк России оказывает представительству на весь срок выданного ему разрешения паспортно- визовую поддержку, содействие в регистрации проживания иностранного персонала, а также в решении таможенных и других вопросов.

Как уже говорилось, ч. 1 ст. 2 Закона о банках предусматривает, что банковская система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков.

В ч. 1 ст. 52 Закона о Банке России определено, что Банк России в установленном им порядке осуществляет аккредитацию представительств иностранных кредитных организаций. И он же осуществляет действия по аккредитации иностранных граждан, которые будут осуществлять трудовую деятельность в представительствах иностранных кредитных организаций.

Банк России в соответствии с поступившими заявками дает разрешения на открытие представительств на территории РФ иностранным кредитным организациям, функционирующим в своей стране не менее пяти лет и хорошо зарекомендовавшим себя в банковской системе своей страны, имеющим устойчивое финансовое положение. Эти сведения предоставляет контрольный орган страны местопребывания, что предусмотрено в Положении Банка России о представительствах иностранных кредитных организаций. Вместе с тем в 2014 г. были внесены изменения в ст. 22 Закона о банках, и в них, по сути, были воспроизведены некоторые нормы Положения Банка России о представительствах иностранных кредитных организаций, а также появились новые нормы в сравнении с ч. 1 ст. 52 Закона о Банке России.

В ст. 22 Закона о банках, помимо прочего, предусматривается, что "открываемые на территории Российской Федерации представительства иностранных кредитных организаций подлежат аккредитации Банком России в установленном им порядке". А этот порядок как раз и предусмотрен Положением Банка России о представительствах иностранных кредитных организаций.

В ст. 22 Закона о банках теперь предусматривается, что представительство иностранной кредитной организации вправе осуществлять деятельность на территории РФ с момента его аккредитации Банком России. А также и то, что Банк России в установленном им порядке осуществляет действия, предусмотренные Федеральным законом "О персональных данных", по обработке персональных данных руководителя и заместителя руководителя представительства иностранной кредитной организации, открытого на территории РФ, и кандидатов на эти должности.

В ст. 22 Закона о банках сказано, что Банк России в установленном им порядке осуществляет действия по аккредитации иностранных граждан, которые будут осуществлять трудовую деятельность в представительстве иностранной кредитной организации (далее – персональная аккредитация). При этом формы документов, подтверждающих аккредитацию Банком России представительства иностранной кредитной организации и персональную аккредитацию иностранного гражданина, а также и порядок контроля со стороны Банка России над деятельностью представительства иностранной кредитной организации устанавливаются Банком России. Кроме того, Банк России в установленном им порядке вправе оказывать содействие при оформлении документов для въезда на территорию РФ и пребывания на территории РФ иностранных граждан, являющихся работниками представительств иностранных кредитных организаций, членов их семей.

Положение Банка России о представительствах иностранных кредитных организаций предусматривает специфику выдачи разрешений для кредитных организаций, которые расположены в офшорных зонах.

Если представляемая иностранная кредитная организация находится в офшорной зоне, то учитывается наличие двустороннего соглашения между Банком России и национальным (центральным) банком страны происхождения кредитной организации, предусматривающего обмен информацией в области банковского надзора.

В целом же, в отношении любого представительства иностранной кредитной организации, при принятии решения об его аккредитации может учитываться характер двусторонних отношений между Российской Федерацией и страной происхождения кредитной организации.

Положением о представительствах иностранных кредитных организаций предусматривается, что для открытия такого представительства в Банк России должны быть представлены определенные документы.

Иностранная кредитная организация представляет письменное заявление на имя Председателя Банка России. В нем должна быть указана цель открытия представительства.

К заявлению на открытие представительства прикладываются: а) устав иностранной кредитной организации; б) свидетельство о регистрации иностранной кредитной организации или выписка из банковского реестра; в) согласие контрольного органа страны местопребывания иностранной кредитной организации; г) доверенность кредитной организации лицу, ведущему переговоры по вопросу открытия представительства; д) биографическая справка на главу представительства и его заместителя; е) рекомендательные письма не менее чем от двух российских банков; ж) последний годовой отчет иностранной кредитной организации; з) справка об иностранной кредитной организации с информацией о структуре ее руководящих органов; и) согласие арендодателя на предоставление помещения под офис представительства (гарантийное письмо или договор аренды); к) положение о представительстве; л) копия платежного поручения о переводе средств за выдачу разрешения на счет Банка России во Внешторгбанке. Документы представляются в двух экземплярах. Документы на иностранном языке должны быть переведены на русский язык, нотариально заверены и легализованы консульскими учреждениями РФ за границей или апостилем (для стран – участниц Гаагской конвенции 1961 г.) .

Апостиль не проставляется на документах дипломатических или консульских учреждений, на документах, прямо относящихся к таможенным и непосредственным коммерческим операциям, т.е. на доверенностях на совершение сделок, перемещение товаров через границу, на договорах и соглашениях о поставке товаров и предоставлении услуг, выполнении различных работ и расчетов по ним и т.п. Однако апостиль должен быть проставлен на уставах и учредительных документах, на патентной и иной документации, исходящей от органа государственной власти или управления (свидетельства о регистрации, лицензии и т.п.).

Если Представительство открывается не в Москве, также должны быть письма из соответствующего территориального подразделения Банка России и местной администрации с их мнением по этому вопросу.

Запрещается открывать представительства на территории дипломатических учреждений. Все иностранные сотрудники представительства обязаны пройти персональную аккредитацию в Банке России и получить служебные карточки. Кандидаты на должность главы и заместителя главы представительства должны иметь юридическое или экономическое образование, или опыт работы в банковской сфере не менее двух лет. Главе представительства, его заместителю не разрешается одновременно работать в российском банке, созданном с участием иностранной кредитной организации, открывшей указанное представительство.

Разрешение на открытие представительства подписывается Председателем Банка России или лицом, его замещающим. В разрешении указываются: а) сокращенное и полное, если необходимо, название иностранной кредитной организации на русском языке; б) срок, на который выдается разрешение; в) количество сотрудников Представительства из числа иностранных граждан; г) дата выдачи разрешения, номер. Разрешение выдается сроком на три года.

Численность иностранного персонала представительства, как правило, не должна превышать двух человек. В случае если представительству требуется большее количество аккредитованных сотрудников, необходимость в этом должна быть обоснована в письменном заявлении на имя Председателя Банка России, на основании которого принимается решение.

В выдаче разрешения на открытие (продление действия разрешения) Представительства может быть отказано в случаях, если: а) не представлены необходимые документы; б) сообщены сведения, не соответствующие действительности; в) по решению Банка России. Разрешение теряет силу, если представительство фактически не приступило к работе в течение шести месяцев с даты его выдачи.

Представительство отчитывается два раза в год о своей деятельности перед Банком России.

Глава представительства или его заместитель своевременно информируют Банк России об изменениях в штате иностранных сотрудников, а также о чрезвычайных происшествиях, связанных с деятельностью представительства и его сотрудников.

Сотрудник Управления внешних связей Банка России, не реже одного раза в год, посещает представительство с целью проверки состояния дел на месте. При наличии оснований, указывающих на нарушение представительством российского законодательства и деятельность, несовместимую с его статусом, к таким проверкам могут привлекаться по указанию руководства Банка России сотрудники других подразделений Банка России.

Деятельность представительства прекращается:

  • а) по истечении срока, на который выдано разрешение;
  • б) в случае отзыва лицензии на деятельность иностранной кредитной организации, имеющей представительство в Российской Федерации;
  • в) по решению иностранной кредитной организации, открывшей представительство;
  • г) в случае если деятельность представительства противоречит российскому законодательству;
  • д) по решению Банка России без указания причины.
  • См.: Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961 г. (Гаагская конвенция, 1961 г.). Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 31 мая 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. № 6; Вестник ВАС РФ. 1996. № 12.

Регулируется правом страны инкорпорации материнского ЮЛ (там, где создано ЮЛ, открывающее представительство/филиал).

НА , которыми регулируется:

· Положение о порядке открытия и деятельности представительств иностранных фирм, банков и организаций (утв. постановлением Совета министров СССР от 30 ноября 1989 г.).

Филиалы и представительства ИЮЛ д.б. аккредитованы - производится на основании документов (предоставленные ЮЛ):

1) письменное заявление в аккредитующий орган: в машинописном виде, за подписью уполномоченного лица, с указанием наименования, времени создания, места нахождения, вида деятельности, целей открытия, предполагаемого срока деятельности в РФ, сведений о деловом сотрудничестве с российскими партнерами и перспективах его развития;

2) выписка из торгового реестра страны происхождения ИЮЛ или иной документ, подтверждающий факт регистрации ИЮЛ в соответствии с законодательством страны его учреждения;

3) учредительные документы ИЮЛ. Причем, если законодательство государства- создания ЮЛ не предусматривает необходимость учредительных документов, то д.б. представлен подтверждающий данный факт документ, выданный уполномоченным органом в стране-регистрации.

4) решение ИЮЛ о создании филиала в РФ;

5) оригинал и нотариально заверенную копию Положения о филиале ИЮЛ;

7) нотариально заверенная копия генеральной доверенности о наделении руководителя филиала необходимыми полномочиями;

8) карточка сведений о филиале ИЮЛ.



Для аккредитации иностранного представительства, помимо перечисленных документов, необходимо также представить:

9) документ, подтверждающий адрес представительства (гарантийное письмо/ договор аренды);

10) рекомендательные письма российских деловых партнеров . При этом, д.б.представлено не менее 2-х писем, составленных в свободной форме, на фирменных бланках с реквизитами, с подписью руководителя и проставлением фирменной печати.

11) Все иностранные документы принимаются только с подлинными отметками о консульской легализации, либо заверение апостилем .

12) вместе с заверенным экземпляром документов необходимо представлять нотариально заверенный перевод на русский язык - действителен в течение 1 года с даты выдачи.

После подачи документов аккредитующий орган принимает решение об аккредитации, либо об отказе в аккредитации. При положительном решении – представительство/ филиал иностранной компании получает разрешение на открытие и свидетельства о внесении в сводный гос. реестр – служит подтверждением официального статуса филиала/ представительства и требуется при открытии банковских счетов, постановки на учет в налоговых органах, оформлении российских виз дл сотрудников филиалов и представительств.

После аккредитации ИЮЛ должно получить письмо об учете в Стат. регистре Ростата, изготовить печать для филиала, осуществить постановку на учет в налоговом органе, получить извещение о регистрации в качестве страхователя в Пенсионном фонде РФ.

В случае необходимости, представительства и филиалы ИЮЛ могут открывать свои региональные отделения.

В аккредитации м.б. отказано по следующим основаниям :

1) если сведения и документы представлены не полностью, либо данные документы оформлены в ненадлежащем порядке;

2) если установлено, что в представленных учредительных документах содержится недостоверная информация;

3) если цели и задачи создании филиала/ представительства противоречат КРФ и императивным нормам законодательства РФ;

4) если цели и задачи создают угрозу суверенитету, национальных интересам РФ;

5) ранее внесенные в реестр сведения о филиале/ представительстве были исключены из реестра в связи с грубым нарушением действующего законодательства РФ.

В наст время аккредитующий орган – Гос. регистрационная палата при Минюсте РФ . Аккредитация представительства предоставляется на срок от 1 до 3-х лет, филиала – от 1 до 5 лет. При необходимости аккредитация м.б. продлена => нужно представить письменное заявление, решение ИЮЛ о продлении, рекомендательное письмо иностранного банка. ЗА 1 МЕСЯЦ ДО КОНЦА АККРЕДИТАЦИИ.

По решению ИЮЛ деятельность его филиала/ представительства м.б. прекращена до истечения срока аккредитации . ИЮЛ обязано уведомить аккредитующий орган о принятом решении. Аккредитующий орган готовит письма с официальным извещением о прекращении деятельности филиала/ представительства для предъявления в налоговые, таможенные и миграционные органы РФ.

Исключение из Реестр, аннулирование свидетельства.

5. Международные ЮЛ (МЮЛ) в МЧП.

В последнее время в сфере МЧП обозначилась проблема международных ЮЛ (МЮЛ). Как правило, в литературе под такими лицами понимаются – ЮЛ, созданные на основе международного соглашения. Пример: Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития.

Следует отметить, что статус таких лиц определяется соответствующими МД. При этом, на такие лица, как правило, распространяется статус международных межправительственных организаций. Коллизионные проблемы при определении статуса МЮЛ возникают в сфере деятельности ТНК . При этом следует учитывать, ТНК могут создаваться не только на основе межправительственных соглашений, но также путем заключения договоров непосредственно между хозяйствующими субъектами. Такой подход закреплен в Соглашении стран СНГ о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных ТН объединений от 15 апреля 1994 г.

ТНК обычно относят к международным монополиям, деятельность которых затрагивает ряд государств. Западные авторы, как правило, рассматривают ТНК в качестве субъектов международного экономического права, действующих наряду с государствами и международными организациями. Специфичный признак ТНК – неоднородность и расчлененность с юр. т.з. Данный признак возникает в связи с тем, что материнское образование учреждает сеть филиалов и дочерних предприятий в различных странах. При этом, данная сеть является единой в экономическом плане. Т.о., с правовой т.з., ТНК – совокупность формально самостоятельных ЮЛ, имеющих различную гос. принадлежность и фактически управляемых материнской компанией, которая является для них иностранным ЮЛ.

Октября 2010 г.

Основной проблемой правового статуса ТНК является определение её национальности. Различные исследователи предлагают определять национальность ТНК по принадлежности капитала в величине оборота или месту нахождения филиала, однако данные критерии являются неустойчивыми и не находят отражения в национальном зак-ве. На практике выделяется 2 разновидности ТНК :

1) группы, основанные на системе участий, т.е. институциональные объединения;

Группы, участники которой связаны договорными отношениями.

Институциональные ТНК в большинстве случаев строятся на пирамидальной системе. В этом случае материнская компания полностью или в преобладающей части контролирует сеть дочерних компаний. В свою очередь, дочерние компании могут выступать в качестве основных по отношению к компаниям следующего уровня. В последнее время в Западной Европе получает распространение 2ой тип институциональных корпораций. Такой тип называется холдинговые компании-близнецы. При такой структуре ТНК возглавляется несколькими холдинговыми компаниями, которые выступают материнскими компаниями по отношению к дочерним предприятиям,учреждаемым в различных странах. В итоге структура ТНК выглядит как сеть подгрупп компаний, которые контролируются региональными холдинговыми компаниями, которые, в свою очередь, подчиняются двум основным национальным компаниям.

В основе договорных ТНК, как правило, лежат договоры подчинения, которые дают основной компании право определять основные решения, принимаемые подконтрольными компаниями. Однако, в ряде гос-в такие договоры прямо запрещены. Таким образом, создание ТНК очень часто маскируется договорами простого товарищества, либо лицензионными соглашениями. В настоящее время национальное зак-во о ТНК находится на этапе становления. Эталоном правового регулирования является зак-во Германии, т.к. они единственные приняли з-н о группах компаний на национальном уровне. Неразвитое зак-во в целом обусловлено тем, что национальное зак-во отдельных гос-в не может предложить эффективного правового регулирования вопросов статуса ТНК. Самой первой проблемой является отсутствие общепринятого критерия определения круга коммерческих организаций и их экономических объединений, на которые будет распространяться юрисдикция конкретного гос-ва.

В целях создания системы эффективного регулирования ТНК необходимо создавать международные документы, которые будут включать материально-правовые нормы унифицированного характера. В настоящее время такая система стала создаваться в рамках Евросоюза, там разрабатывается система правового регулирования европейских компаний. Первым нормативным документом, который позволил создать общеевропейский рынок стал договор о создании Европейского экономического сообщества 1957г. В соот-вии с ним право на создание хозяйственного общества в любом гос-ве ЕС или право на участие в таком обществе явл-ся главной составляющей создания общеевропейского рынка. Основным документом унификационного характера явл-ся Брюссельская конвенция о взаимном признании компаний и ЮЛ.

В настоящее время унифицированные нормы, относящиеся к европейскому праву торговых обществ, представлены многочисленными директивами, в каждой из них сформулированы некие общие типовые положения. Однако следует помнить, что директива ЕЭС не явл-ся актом прямого действия, она всегда требует принятия гос-вами-членами национальных правовых актов для реализации установленного в директиве содержания. Как правило, такие директивы устанавливают сроки для внесения соответствующих изменений в национальное зак-во. Таким образом, благодаря таким директивам достигается максимально возможное сближение национального зак-ва стран ЕЭС в конкретной области. Данное правовое средство использовалось странами ЕЭС при решении вопросов защиты капитала (директива 1976г.), создания АО, а также их слияния и разделения (директива от 25.10.1978), вопросы содержания уставов АО (дир-ва от 17.12.1982), вопросы о деятельности иностранных филиалов (от 21.12.1989). Общей целью любой директивы служит создание благоприятных условий для деятельности ЮЛ на территории стран ЕЭС, при этом данные директивы распространяются на любую третью страну, ЮЛ которой входят на общеевропейский рынок.

Параллельно с унификацией правовых норм в рамках ЕЭС ведется работа по созданию постановлений, предусматривающих новые формы ЮЛ . В кач-ве примера утверждено постановление о Европейском хозяйственном объединении на основе общих интересов. Такое объединение представляет собой новую правовую форму, которая призвана облегчить сотрудничество между гос-вами и хозяйствующими субъектами. На стадии разработки находятся постановления о едином европейском акционерном обществе, о европейском кооперативе, европейском союзе и о европейском взаимном обществе. Все данные документы предполагают создание унифицированных правовых форм, свободных от национальных предписаний.

В России и в рамках СНГ принят ряд документов по вопросам создания и развития смешанных предприятий:

1) соглашение об общих условиях и механизме поддержки развития кооперации предприятий и отраслей гос-в СНГ от 23.12.1993;

2) соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24.12.1993;

2) соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, страховых и смешанных транснациональных объединений от 15.04.1994, в соотв-вии с данным соглашением установлено, что ТНК могут создаваться в любых областях деятельности, не запрещенных в национальном зак-ве. Формы ТНК так же мб различными, но соглашение особо называет 4 формы:

1) совместные финансово-промышленные группы;

2) международные хозяйственные объединения;

3) корпорации;

Холдинговые компании.

Установлено, что транснациональные объединения могут создаваться при помощи заключения договоров, в т.ч. межправительственных, при этом такие объединения будут являться ЮЛ по зак-ву гос-ва места их регистрации.

Кредитные организации

Следующее звено банковской системы - кредитные организации.

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом РФ «О банках и банковской деятельности».

Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Конструкция ст.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности», выделяет два вида кредитных организаций - банки и небанковские кредитные организации.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещать указанные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц.

В определении банка выделены следующие главные признаки. Во-первых, только банку предоставлено право привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет, а также открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц. Во-вторых, указанные операции банк вправе осуществлять в совокупности.

Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. Деление небанковских кредитных организаций на виды осуществляется по российскому законодательству актами Банка России путем определения круга банковских операций, предписанных для того или иного вида небанковских кредитных организаций.

Важно подчеркнуть, что небанковским кредитным организациям не разрешается открывать филиалы и создавать дочерние организации за рубежом.

Таким образом, банки и небанковские кредитные организации обладают всеми признаки кредитной организации, перечисленные в законе. Они различаются определенным законодателем или Банком России сочетанием тех банковских операций, которые они вправе осуществлять в качестве основного предмета своей деятельности.

Филиалы и представительства иностранных банков

Третье звено Российской банковской системы - филиалы и представительства иностранных банков. Россия не создает каких-либо необычных требований в отношении участия нерезидентов в капитале российских кредитных организаций. Это стандартные требования. Банк России исходит из того, что определенное участие иностранного капитала в российской банковской системе необходимо. Такое участие повышает уровень конкуренции среди банков, а это в свою очередь приводит к улучшению банковских услуг. Поэтому ситуация сегодня такова - Банк России расширяет допуск иностранного капитала в систему российских банков (участие нерезидентов в формировании уставного капитала кредитной организации).

Понятие иностранного банка дается в ст.1 ФЗ - «это банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован».

Филиалы иностранных кредитных организаций. Они являются частью российской банковской системы. По закону, применительно к участию в банковской системе филиалов иностранных кредитных организаций, Банк России, решает этот вопрос, в том числе и руководствуясь принципом целесообразности такого участия. В этом проявляется специфика участия иностранных банков в банковской системе России. Применительно к российским кредитным организациям Банк России не наделен правом, решать вопрос о целесообразности создания того или иного банка или небанковской кредитной организации. Но, что же касается филиалов иностранных банков, то здесь полномочия Банка России решать вопрос целесообразности открытия на территории России того или иного филиала иностранного банка вполне естественны.

Такая же практика проводится и другими развитыми странами. Каждое государство заботиться в первую очередь о своих банках и допускает иностранные банки на внутренний рынок только при определенных условиях. Первое условие - это достаточная защищенность банковской системы от доминирования иностранных банков на внутреннем рынке. Значение имеет соответствующий уровень развития гражданского общества и правового государства. В стабильном обществе и государстве создается больше возможностей для расширения участия иностранных банков на внутреннем рынке в стране.

Филиалы иностранных кредитных организаций относятся к числу нерезидентов. Последние - это организации, зарегистрированные по иностранному законодательству. А филиалы, как известно, - это подразделения кредитных организаций, расположенные вне места их нахождения. Они осуществляют все или часть банковских операций не от своего имени, а от имени своей кредитной организации. С одной стороны филиалы иностранных кредитных организаций рассматриваются законом как часть российской банковской системы, а с другой стороны они не являются юридическими лицами, они - нерезиденты.

В законодательстве вопрос о филиалах иностранных банков урегулирован несколькими нормами. В Главе IX «Международная и внешнеэкономическая деятельность Банка России» (ст.52), говорится о том, что Банк России выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями. Он выдает разрешение на открытие филиалов иностранных банков. Пока есть только одна норма в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и несколько норм в ФЗ «О банках и банковской деятельности», которые регулируют порядок открытия филиалов иностранных банков. В настоящее время в России нет ни одного филиала иностранной кредитной организации.

Представительства иностранных кредитных организаций. Под представительством иностранной кредитной организации понимается обособленное подразделение иностранной кредитной организации, открытое на территории РФ и получившее разрешение Банка России на открытие Представительства в соответствии с российским законодательством. На практике таких представительств уже встречается достаточно много. Порядок открытия и деятельности в РФ представительств иностранных кредитных организаций детально урегулирован в Положении, утвержденном приказом ЦБР.

В Банке России аккредитуются представительства кредитных организаций иностранных государств. О порядке открытия и деятельности в РФ представительств иностранных кредитных организаций (Положение, утвержденное приказом Банка России от 7 октября 1997 г. №02- 437). Следует иметь в виду, что при принятии решения об аккредитации представительства может учитываться характер двусторонних отношений между РФ и страной происхождения кредитной организации.

Представительство создается иностранной кредитной организацией в целях изучения экономической ситуации и положения в банковском секторе России, для оказания консультационных услуг своим клиентам, поддержания и расширения контактов с российскими кредитными организациями, развития международного сотрудничества.

Представительство не является юридическим лицом, не имеет права заниматься коммерческой деятельностью и выступает от имени и по поручению представляемой им кредитной организации, название которой указано в разрешении на открытие Представительства. Таким образом, представительство не является хозяйствующим субъектом и не получает прибыли от своей деятельности. Расходы представительства финансируются иностранной кредитной организацией.