Физические явления в стихах русских поэтов. Физические явления в стихах русских поэтов Какое природное явление поэт оживляет подчеркни строчку

    Прочитай стихотворение несколько раз.

    Найди материал, касающийся рассматриваемого стихотворения, историю его создания (эти сведения помогут осмыслить стихотворение, его тему и главные образы, к тому же их можно использовать во вступлении).

    Какую картину рисует поэт? Представь её себе, запиши, что представил. Попросту перескажи стихотворение своими словами.

    Какие чувства передаёт поэт в стихотворении? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства? Запиши в черновик, пользуясь при затруднении словарём настроений (смотри ниже).

    Какие изобразительно-выразительные средства помогли создать эту картину? (Найди слова в переносном значении, сравнения, подчеркни их в стихотворении, дай им определение, пользуясь словарём терминов.) Какие образы помогают нарисовать данные изобразительно-выразительные средства? Выдели главные, центральные образы.

    Подумай, о чём стихотворение (это будет его темой ). Что же хотел сказать поэт в своём произведении, какую мысль высказал? (Это будет основной мыслью стихотворения). Запиши в черновик.

    Какие чувства вызывает стихотворение у тебя? Что ты представляешь, когда читаешь стихотворение? Запиши.

    Собери все черновые записи и систематизируй их, пользуясь планом сочинения анализа сочинения (смотри ниже). В конце работы проверь, нет ли речевых недочётов, ошибок в содержании, исправь их, а затем проверяй орфографические и пунктуационные ошибки.

Примерно это будет выглядеть так.

Стихотворение

Материалы к сочинению

Тютчев Ф. И.

«Неохотно и несмело…»

Тютчев Ф.И. – мастер пейзажно-философской лирики. Картины природы у поэта показаны через лирические переживания, связаны с философскими размышлениями о жизни и смерти, о месте человека в мире.

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля -

Чу! за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы -

Дальний гром и дождь порой...

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя -

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей...

Солнце раз еще взглянуло

Исподлобья на поля,

И в сиянье потонула

Вся смятенная земля.

«Пересказ своими словами»

Поэт рисует картину весенней природы. Солнце ещё освещает землю, но вот уже надвигается гроза. Блеснула молния. Начинает идти дождь, поднялся ветер. Чаще раздаётся гром. Солнце, осветив землю, скрывается за тучами.

Настроение.

Восторг от грозы. Поэт восхищается.

Изобразительно-выразительные средства.

Эпитеты : «неохотно и несмело», «зеленеющие», «белый и летучий», «сердитей и смелей», «смятенная».

Олицетворения: «солнце смотрит на поля», «солнце раз еще взглянуло / Исподлобья на поля…»

Сравнение: «вихрем пыль летит с полей».

Метафоры: «в сиянье потонула», «молнии струя»

Эти слова помогают поэту передать все изменения в природе перед дождём, ярче нарисовать пейзаж.

Образы солнца и земли, образы молнии, грома.

Особенность – много глаголов, передающих действие, движение.

Тема и основная мысль.

Стихотворение о весеннем дожде. Поэт показывает, как природа меняется в момент начала дождя.

Мои чувства.

Понравилось, потому что дождь – это очищение для природы. Гроза всегда настораживает и привлекает. Ощущаю запах дождя.

Остаётся всё сложить в один текст, пользуясь планом.

Глава 2. План анализа стихотворения.

Мы рассмотрели несколько планов сочинений по анализу стихотворения. Одни были слишком объёмными, содержали 17 пунктов, многие из которых непонятны ученику 5-6 классов,т.к. не были изучены по программе. Нашли один план для учеников начальной школы, но он не содержал те понятия, которые изучаются в 5-6 классах (изобразительно-выразительные средства). Мы остановились на одном плане, предложенном Прокиной Натальей Валентиновной, учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №2 р.п. Колышлей Пензенской области.

Примерный план анализа стихотворения для 5 класса.

1. Выразительное чтение стихотворения (учитель).

2. Эмоциональное восприятие текста.

3. Словесное рисование (пейзажная лирика).

4. Работа на лексическом уровне: какие изобразительно-выразительные средства помогли испытать эти чувства.

5. Определение темы стихотворения, основной мысли.

6. Образ лирического героя.

7. Собственное отношение к прочитанному.

8. Выразительное чтение стихотворения (ученик).

Однако данный план не подходит для написания сочинения. Поэтому мы решили взять план, предложенный в тематических тетрадях по литературе, переработав его, убрав неизвестное ещё шестиклассникам, добавив пункты из предложенного выше плана. Каждый пункт плана мы решили снабдить подробными вопросами, которые, на наш взгляд, помогут ученику в разборе стихотворения. Некоторые детали плана, рассматриваемые в других источниках как отдельные пункты анализа мы объединили в один пункт для удобства (один пункт – один абзац), тем более в шестом классе ученик ещё не может полно и объёмно раскрыть образы, основную мысль стихотворения и ему для этого не потребуется отдельный абзац.

План сочинения- анализа стихотворения.

2 . Какую картину рисует в своём стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?) Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?

3. Главные образы стихотворения. Выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения) Синтаксические фигуры: антитеза, обращение и восклицание.

4 . Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?

На основе материалов, собранных к сочинению, может получиться такое сочинение.

Тютчев Ф.И. – мастер пейзажно-философской лирики. Картины природы у поэта показаны через лирические переживания, связаны с философскими размышлениями о жизни и смерти, о месте человека в мире, о связи его с природой. Пейзажи восхищают своей эмоциональностью, выразительностью. Это можно увидеть в стихотворении Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…», в котором говорится о весеннем дожде. Поэт показывает, как природа меняется в момент начала дождя.

В своём произведении Ф.И.Тютчев рисует картину весенней природы. Солнце ещё освещает землю, но вот уже надвигается гроза. Блеснула молния. Начинает идти дождь, поднялся ветер. Чаще раздаётся гром. Солнце, осветив землю, скрывается за тучами. Поэт восхищается оживлённой природой, восторгается надвигающейся грозой.

Главными образами стихотворения являются образы солнца и земли, молнии и грозы, которые как бы не позволяют солнцу соединиться с землёй. Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: «солнце смотрит на поля», «солнце раз еще взглянуло / Исподлобья на поля…» . Используя эпитеты «неохотно и несмело», «зеленеющие», «белый и летучий», «сердитей и смелей», «смятенная», поэт создает образы природы. Обилие глаголов помогает передать движения, изменения в природе.

Мне понравилось стихотворение Тютчева «Неохотно и несмело…», потому что дождь – это очищение для природы. Гроза настораживает и привлекает одновременно. Мне кажется, что я ощущаю запах дождя.

Физические явления
в стихах русских
поэтов

Изучение физических явлений и законов во взаимосвязи с рассмотрением их отражения в произведениях художественной литературы: писатели и поэты, ярко и образно воспевают родную природу, рассказывают о характерных природных явлениях.

Естественные источники света (их свечения не зависит от воли человека) издавна привлекали внимание людей; они вдохновляли поэтов, художников, композиторов, мыслителей. Вот как писал о звезде наш великий соотечественник М.В. Ломоносов:
… Открылась бездна звёзд полна.

Звёздам числа нет, бездне - дна.


А вот стихотворение В. Луговского:
Звезда, звезда, холодная звезда.

К холодным иглам ты всё ниже никнешь.

Ты на заре исчезнешь без следа

И на заре из пустоты возникнешь.

Твой дальний мир – крылатый вихрь огня,

Где ядра атомов сплавляются от жара.

Что ж ты глядишь так льдисто на меня,

Песчинку на коре земного шара.


А Ф.И. Тютчев посвятил одно из своих стихотворений радуге:
Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своём минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла-

Она пол неба отхватила

И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье

Какая нега для очей!

Оно давно нам на мгновенье,

Лови его – лови скорей!


Свет и тепло костра всегда притягивают к себе людей, создают лирическое настроение, так описанное, например, в стихотворении

И.С. Никитина:

Ярко звезд мерцанье

В синеве небес;

Месяца сиянье

Падает на лес.

Слышен меж кустами

Смех и разговор;

Жарко косарями

Разведён костер.

Звезды над полями,

Глушь да камыши…

Так и льются сами

Звуки из души.

Особая роль среди искусственных источников света принадлежит свече: она стала символом жизни, знаний, а также памяти об умерших, символом бессмертия человеческих душ. Благодаря этому в стихотворении Б.Пастернака образ свечи создает соответствующий лирико-филосовский подтекст:

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.
Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.


Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы,

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Именно свеча послужила для русского электротехника П.Н.Яблочкова «отправной точкой» при создании лампы с электрической дугой –

«свечи Яблочкова».


Повсеместно, постоянно на земле совершается круговорот воды в природе.

Все жители нашей планеты – его свидетели, свидетели испарения, кипения и конденсации влаги. Обратимся к художественной литературе, где имеются описания этих явлений.


Ответим теперь на несколько физических вопросов, связанных с фрагментами из поэтических произведений.
3
М.Ю.Лермонтов «Два брата»:

Дымятся низкие долины,

Где кучи хижин небольших

С дворами грязными…

Вопрос: Почему туман чаще всего образуется в низинах?

(Ответ: В низких местах застаивается холодный воздух.)
Русский писатель Иван Алексеевич Бунин.

«Холодная весна»:

Среди кривых стволов, среди ветвей корявых

Ползет молочный дым: окуривают сад.

Все яблони в цвету – и вот, в зеленых травах

Огни, как языки, краснеют и дрожат.
Бесцветный запах чист – жди к полночи мороза.

И соловьи всю ночь поют из теплых гнезд

В дурмане голубом дымящего навоза,

В серебряной пыли туманно- ярких звезд.


Вопросы: почему в ожидании заморозков окуривают цветущие яблони?

Почему ранней весной при безоблачном небе можно ожидать заморозки?

(Ответы. Окуривание садовых деревьев насыщает воздух мельчайшими частичками продуктов сгорания, на них и конденсируется пар из воздуха, выделяя при этом тепло, которое обогревает цветы. При безоблачном небе земля сильно охлаждается за счет излучения; дым задерживает это излучение.)
Русский писатель Николай Носов.

«Незнайка на Луне»:

Винтик и Шпунтик, находясь в состоянии невесомости, захотели вскипятить чайник. «Вначале все шло хорошо, но через несколько минут Винтик и Шпунтик увидели, как из носика чайника начала пузырем вылезать вода, словно ее кто- нибудь выталкивал изнутри. Шпунтик поскорей заткнул носик чайника пальцем, но вода тут же начала вылезать пузырем из – под крышки.

Этот пузырь становился все больше, наконец оторвался от крышки и, трясясь, словно был сделан из жидкого студня, поплыл по воздуху».

Вопросы: чем объяснить происшедшее?

Почему Винтик и Шпунтик не смогли вскипятить воду в чайнике?

(Ответы : Невесомостью. В невесомости невозможна конвекция.

Нижний слой воды в чайнике нагревается и превращается в пар.

Пар, расширяясь, вытесняет холодную воду из чайника.)

Из стихотворения русского поэта Ф. Тютчева «В небе тают облака…»:

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река…
Вопросы : узнали ли вы физическое явление, о котором здесь говорится? Назовите его. Почему искрится поверхность воды?

(Ответы. Описанное явление связано с отражением света. На поверхности воды всегда есть рябь, маленькие водовороты; её можно представить как совокупность вогнутых и выпуклых зеркал. Вогнутые «зеркала» фокусируют солнечные лучи, поэтому на воде появляются яркие искорки. Так как поверхностные волны-«зеркала» все время перемещаются, кажется, что искорки вспыхивают и гаснут.)

Поэтические образы различных естественных источников света.
Радуга: Солнце вешнее с дождём

Строят радугу вдвоём –

Семицветный полукруг

Из семи широких дуг.

Нет у солнца и дождя

Ни единого гвоздя,

А построили в два счёта

Поднебесные ворота.

С.Я.Маршак
Звёзды: Так много звёзд теснится в раме

Меж переплётами окна.

Они сверкают вечерами,

Как золотые письмена.


В оконном тесном полукруге

Припоминая, узнаёшь

Многоугольники и дуги-

Вселенный огненный чертёж.

С.Я.Маршак
Молнии: А затем прощалось лето

С полустанком. Снявши шапку,

Сто слепящих фотографий

Ночью снял на память гром.

Меркла кисть сирени. В это

Время он, нарвав охапку

Молний, с поля ими трафил

Озарить управский дом.

Б.Л.Пастернак


Огонь: Нет ничего грустней ночного

Костра, забытого в бору.

О, как дрожит он, потухая

И разгораясь на ветру!

Ночной холодный ветер с моря

Внезапно залетает в бор:

Он, бешено кружась, бросает

В костёр истлевший хвойный сор-

И пламя вспыхивает жадно,

И тьма, висевшая шатром,

Вдруг затрепещет, открывая

Стволы и ветви над костром.

И.А.Бунин
Конкурс загадок:
1. Как -то раз спросили розу, отчего, чаруя око, ты колючими шипами нас царапаешь жестоко?
(острия шипа имеют очень малую площадь сечения).
2. Тебе по болоту ходить довелось? Легко тебе было? Вот то-то! Тогда почему же огромнейший лось так просто бежит по болоту?
(Копыта лося раздвоены. Между ними имеется перепонка. Поэтому площадь опоры ноги лося довольно велика, а давление сравнительно малое).

3. Бортпроводница очень мило, перед отлетом попросила, из ручек вылить все чернила. Зачем ей это надо было?

(На большой высоте давление окружающего воздуха мало,а давление в ручке равно атмосферному давлению на поверхности земли.Под действием избыточного давления чернила могут вылиться из ручки).
4. Какая ошибка допущена в стихотворении поэта:

Она жила и по стеклу текла, но вдруг ее морозом оковало, и неподвижной льдинкой капля стала, а в мире поубавилось тепла?

(При превращении воды в лед выделяется, а не затрачивается теплота).


5. Была зима. Шерлок Холмс вошел в комнату с улицы. Сквозь замерзшие окна был виден лишь край дороги. «Хозяйка квартиры ленивая», - подумал он. Почему он сделал этот вывод.
(Ответ: Окна в квартире хозяйки замёрзли. Значит, в пространство между рамами проник из комнаты теплый влажный воздух и, соприкасаясь с холодным стеклом, замёрз на нём. Следовательно, окна плохо утеплены.)
6. Придя в гости, Шерлок Холмс подошел к окну и посмотрел в него. «Ваш дом каменный и холодный», - заметил он. Что позволило ему так сказать?
(Ответ : В окно он увидел, что дом каменный и стены его тонкие; кирпич же не очень хороший теплоизолятор.)
7. «Хотите чаю?» - спросил хозяин дома Шерлока Холмса. «Да»,- ответил гость. «Вот и хорошо, - сказал хозяин.- Но я люблю горячий чай, потому кладу в него кусочек сахара только перед тем, как пить». «Разумнее это делать раньше, сразу, как вам налили его»,- посоветовал Шерлок Холмс. Прав ли он?
(Ответ : Прав. Если сахар положить сразу в горячий чай, то его температура сразу понизится, а чем она ниже, т. е. чем меньше отличается от комнатной, тем медленнее чай остывает.)
8. «Блины вкусны тогда, когда горячие», - сказала хозяйка, приглашая Шерлока Холмса к столу. «Чтобы они дольше оставались горячими, - продолжала она, - я ставлю тарелку с блинами на плетеный из проволоки поднос. Прошу вас.» «Лучше их ставить на деревянную подставку», - посоветовал Холмс. На чем основан это совет?
(Ответ: Теплопроводность дерева меньше, чем металла, поэтому на деревянной подставке тарелка остывает медленнее.)

9. Хозяйка дома, где был Холмс, подошла к двери и впустила в комнату кошку. Посмотрев на кошку, Шерлок Холмс сказал: «Погода на улице холодная.» Как он это определил?


(Ответ : Очевидно, по шерсти кошки. При холодной погоде шерсть становится особенно пушистой, чтобы в промежутке между ворсинками было больше воздуха – плохого проводника тепла.)
Загадки на тему «Природа и явления в ней».

К каждой отгадке ставят физический вопрос.


  1. В воде не тонет и в огне не горит. Что это такое?
(ответ: лёд)
Вопрос: Когда чайник с кипятком остынет скорее: если его поставить на лёд или если лёд положить на крышку?

(Ответ : тогда, когда лёд положен на крышку чайника; в этом случае вокруг льда образуется холодный слой воды, который тяжелее остальной, он и будет опускаться вниз; возникнут конвекционные потоки)


  1. Без рук, без ног, а в избу лезет. О чём речь?
(холод, тепло)
Вопрос : Почему при холодной погоде многие животные спят, свернувшись в клубок?

(Ответ : у свернувшегося животного меньше поверхность тела, поэтому оно меньше охлаждается. Из-за меньшего контакта с холодным воздухом и меньшей конвекции)


  1. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. Что это такое?
(Тень)
Вопрос: Как получить от одной палки тень разной длины?

(Ответ: нужно наклонять палку под разными углами по направлению к солнцу)


  1. Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь – прибавлю ходу.

Везу обоз на сто колёс.

И называюсь… (Паровоз)
Вопрос : Что служит рабочим телом у двигателя паровоза?

(Ответ : пар)
8
5. Что идёт, не двигаясь с места? (Ответ: время)
Вопрос : Всегда ли время «идёт» с одинаковой скоростью?

(Ответ : нет; его ход зависит от скорости движения системы отсчёта)

Фёдор Иванович Тютчев – знаменитый русский поэт XIX века. В его творческом списке немало интригующих тем, но самые интересные лирические произведения автор посвятил природным явлениям. Он рисовал русскую природу с оживленной душой, наделял ее человеческими качествами, характером, сменой настроения. Особо впечатлительны стихи, посвященные осени, унылому времени года с особыми красками и колоритом.

Осень в лирических произведениях Тютчева обладает притягательной прелестью, необыкновенным и несколько трепетным дыханием, сиротеющей грустью, присущей человеческим эмоциям. Живописные описания природы передаются автором настолько детально и интересно, что при чтении стихотворений, читатель будто переносится в вымышленный талантливо расписанный мир.

Фёдора Тютчева по праву считают непревзойденным мастером пейзажной лирики. Каждое слово в его стихотворениях хранит определенный смысл. Описание природы и осенней поры выступают перед читателем в оригинальной зарисовке, словно поэт непросто писал стих, а детально рисовал увиденные картины. Он не выделял обыденное, то, что может увидеть каждый. Тютчев глубоко заглядывал внутрь, в саму душу природы, чувствовал ее состояние и настроение, и все эти наблюдения он великолепное передавал рифмой.

Каждый человек периодически восхищается окружающей природой. Наблюдать за ее жизнью и сменой времен года всегда интересно и поучительно. Поэт также увлекался изучением природных явлений, только в отличие от других людей, он умело передавал все самое интересное, завлекая читателя мелодичными строками. Стихи Тютчева с удовольствием изучают люди всех возрастов, немало поклонников его творчества среди детей младшего возраста. Приятные для чтения стихи об осени, легко воспринимаются и разучиваются на память, оставляя в душе читателя самые приятные волнения.

Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной…»

В августе 1857 года Фёдором Тютчевым было написано одно из самых замечательных стихотворений про осеннюю пору – «Есть в осени первоначальной». Этот стих был придуман автором совершенно случайно. Возвращаясь в Москву из дальней поездки вместе с дочерью, автор любовался окружающими красками осени, что и вдохновило талантливого поэта на создание очередного литературного шедевра. Вернувшись домой, он тут же написал стихотворение, которое в будущем было признано мировым сообществом одним из лучших.

Данное лирическое произведение относят к позднему творчеству Тютчева. Публикация стихотворения произошла спустя год после написания, в известном журнале под названием «Русская беседа».

Стихотворение «Есть в осени первоначальной» представляет собой интересную зарисовку природных пейзажей в начале осени. Эту пору многие называют «бабьим летом», когда на смену знойным дням, приходит ласковое тепло с небольшой прохладой, характерной для осеннего сезона. Автору удалось красочно описать этот славный переходной период, выделив тончайшую грань между уходящим летом и зарождением осенней поры.

Ведущую роль в этом стихотворении занимают эпитеты. С их помощью Тютчев виртуозно раскрыл образ ранней осени. Он назвал это время года «дивным», подчеркивая ее неповторимую красоту и необычайность дней. А словом «хрустальный» автор смог подчеркнуть прозрачность осеннего неба и игру света, передавая звонкость осенних дней и хрупкость красоты.

В стихотворении четко ощущается дыхание осени, напоминающее всем живущим на земле о скором приходе зимы. Поэт говорит о той приятной звенящей тишине, которая дарит умиротворение и особый покой. В эту пору года и человек, и сама природа нуждаются в некотором отдыхе, а сделав неминуемую паузу, нам удается насладиться осенней тишиной и гармонией этого времени года. Все эти трепетные чувства и свойственные волнения мастерски передал в стихотворении знаменитый и талантливый поэт – Фёдор Тютчев!

«Есть в осени первоначальной…»

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

Анализ стихотворения «Осенний вечер»

Еще в ранние годы творчества, Тютчев смог воспеть осеннее время года, живописно распределяя краски осени и ее обманчивое настроение. Как известно, поэт с восемнадцати лет жил за границей, а во время очередной поездки в Россию, что случилось в 1830 году, Фёдор Иванович написал прекрасный стих – «Осенний вечер». Он был создан в классическом стиле, с искусными нотками романтизма. Основная тема произведения – пейзажная лирика.

Осенний вечер представляется поэтом как феномен природной жизни. Автор придал этому творению особый философский смысл, пытаясь отыскать нечто аналогичное между явлениями натуральной природы и жизнью обычного человека. Поэт глубоко развернул метафору, сравнивая чувства осени с прообразами глубокой нравственности, присущими для одушевленных лиц.

«Осенний вечер» поэт написал 5-тистопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки. Стихотворение из двенадцати строк имеет сложноподчиненное предложение, которое звонко прочитывается всего на одном дыхании.

«Кроткая улыбка увяданья» - это небольшое словосочетание, использованное Тютчевым в лирическом произведении, смогло гармонично объединить все важные детали, задуманные поэтом. Так сотворился прелестный образ увядающей в осенней мгле природы.

В этом стихотворении Федор Тютчев описал природу многоликой и довольно изменчивой. Она имеет насыщенные колориты и необычные звуки. Автору удалось мастерски передать прекрасное очарование сумерек в прохладный осенний вечер. А с помощью синтаксического сгущения, поэт смог воссоединить многоликую художественную выразительность.

В лирическом произведении «Осенний вечер» множество разнообразных по структуре эпитетов. Контрастные приемы позволили автору довольно выразительно передать читателю переходное состояние природы в осеннюю пору.

Тютчев явно осмысливает осенний пейзаж, передает ей человеческие качества характера и чувства. Он воспринимает это время года как прощальную улыбку природы, сигнализирующую о скором приходе зимы.

«Осенний вечер»

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье - и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.

Анализ стихотворения «Обвеян вещею дремотой»


Настоящей жемчужиной пейзажной лирики в творчестве Фёдора Ивановича Тютчева признано стихотворение «Обвеян вещею дремотой». Об этом поэтическом творении лестно отзывались многие известные личности – Иван Аксаков, Лев Толстой, популярные по тем временам критики, и, конечно же, поклонники знаменитого русского поэта, изучающие лирику Тютчева.

Стихотворение «Обвеян вещею дремотой» представляет картину увядающей осени во всех ее прелестных красках. В этом произведении автор внедряет нестандартное размышление, представляя истинную красоту естественной природы, скрытую во внешней непривлекательности и даже уродстве. В качестве точки для отсчета, поэт выбирает хаос, зарождающий новую жизнь после губительного распада. Этот взгляд Тютчева на природные явления несколько сравним с творческими мыслями английского поэта У. Вордсворда.

В этом стихотворении, как и в других лирических произведениях Тютчева, просматривается воодушевленность природных явлений. Растения и лес, укрытый цветными красками, испытывают немного радостные, а вместе с тем грустные эмоции, присущие человеку.

Фёдор Тютчев всегда считал природу живой, он видел ее тонкую душу, верил, что она умеет проявлять чувства любви, гармонии, грусти…Все эти невидимые для простого человеческого глаза эмоции природы, автор многолико передал в своих стихотворениях, насыщенных прекрасными эпитетами и изумительной рифмовкой.

Читая стихотворение «Обвеян вещею дремотой», четко просматривается искусное сопоставление циклов природы с периодами человеческой жизни. Увядающий осенний лес можно сравнить со старением человека. Это увядание природы автор видит в прекрасных очертаниях, рассматривая всю прелесть последней улыбки, когда-то цветущей и живой…

Стихотворение повествуется от первого лица, лирического героя, который представляется читателю молодым человеком, имеющим несколько презрительное отношение к неминуемой старости. Это мнение зарождается по причине, что в столь раннем возрасте, он не пытается рассмотреть свою личность в объективной реальности, ожидающей любого человека на определенном отрезке жизненного пути. Истолковать задумку автора можно и другими мыслями, каждый читатель может проявить фантазию и самостоятельно подытожить главный смысл великолепного лирического произведения – «Обвеян вещею дремотой».

«Обвеян вещею дремотой…»

Обвеян вещею дремотой,
Полураздетый лес грустит…
Из летних листьев разве сотый,
Блестя осенней позолотой,
Еще на ветви шелестит.
Гляжу с участьем умиленным,
Когда, пробившись из-за туч,
Вдруг по деревьям испещренным,
С их ветхим листьем изнуренным,
Молниевидный брызнет луч!
Как увядающее мило!
Какая прелесть в нем для нас,
Когда, что так цвело и жило,
Теперь, так немощно и хило,
В последний улыбнется раз!..

Предварительный просмотр:

ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»

КПК «Приоритетные направления и инновационные технологии в совершенствовании образовательного процесса в начальной школе»

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе

Тема: Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф.И.Тютчева

«Зима недаром злится».

УМК «Перспективная начальная школа»

Учебник: Н.А.Чуракова Литературное чтение, 2 класс, 2 часть Москва,Академкнига \ Учебник, 2010.

Выполнила:

Ардилан Людмила Сергеевна

МОУ «Коробицынская СОШ»

Выборгский р-на, Лен. обл.

Педагогический стаж: 14 лет

Высшее образование

телефон: 8-921-7579448

2011 год

Цель урока: показать пример особого взгляда на природу с точки зрения поэта Ф.И.Тютчева, который нашёл необычные яркие сравнения, «оживил» природные образы.

Задачи:

  • Познакомить с произведением Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится»
  • Учить детей определять тему и основную мысль произведения
  • Совершенствовать навыки выразительного чтения на основе восприятия и передачи художественной особенности текста.
  • Формировать умение чтения «про себя» на основе перечитывания текста
  • Продолжить формировать общеучебные умения:

Развивать познавательные интересы

Развивать умение работать с книгой,словарём

Умение отыскивать нужную информацию в тексте

Работать в парах, учиться договариваться, распределять работу

Оценивать себя и своих товарищей

Развивать способность к организации своей деятельности

  • Развивать воображение, внимание, умение выражать своё отношение к прочитанному.
  • Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: 1. Учебник «Литературное чтение. 2 класс» Н.А.Чуракова

2. Учебник « Русский язык, 2 часть.» Н.А.Чуракова.

3.Фонограмма музыки П.И.Чайковский « Времена года. Апрель.»

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент 5 мин.

Сегодня я предлагаю начать урок с прослушивания отрывка из музыкального произведения П.И.Чайковского из серии «Времена года». Подумайте, какому времени года соответствует эта музыка?

Какое настроение было у вас, когда вы слушали музыку?

К какому времени года подходит такое настроение?

С помощью чего удалось композитору передать нам весеннее настроение?

(слушание музыки)

Радостное, весёлое, солнечное

К весне, можно представить звон ручейков, пение птиц.

С помощью музыкальных звуков

  1. Постановка целей урока 5 мин.

А кто, ребята, догадался, почему мы начали наш урок с этого музыкального произведения?

Верно, наступает весна и сегодня мы познакомимся с новым литературным произведением о весне. Постараемся

Можете ли вы узнать как будет называться следующее произведение в этом разделе?

Предположите, какое это будет произведение по жанру?

Слайд №1

Кто главный герой этого стихотворения?

Как вы думаете, на что или на кого злится зима? Почему?

Определите на какой странице находиться нужное нам произведение?

Наверно, мы будем изучать произведение о весне, т.к мы изучаем раздел «Природа для поэта- любимая и живая.» ;

На прошлом уроке мы говорили о наступлении весны; на улице сейчас уже наступает весна.

Да, мы можем открыть содержание и посмотреть

(дети выполняют)

Зима недаром злится

Стихотворение, т.к. Тютчев –поэт и пишет стихи.

Главный герой – это зима, потому что в названии говорится о зиме.

Зима злится на весну, потому что наверно не хочет уходить.

На странице 120

(дети открывают нужную страницу)

С.6

3.Работа над стихотворением Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится»

25-30 мин.

  1. Первичное чтение стихотворения детьми .

Прочитайте,пожалуйста, это стихотворение.

Понравилось ли вам стихотворение?

Какие чувства испытали?

Какое настроение у вас?

Значение каких слов у вас вызвало затруднение? Как вы справились с этой ситуацией?

  • \ 1.Нудить (устар.)- Заставлять что-либо делать. - с.117
  • 2.Хлопотать. Делать что-либо или заботиться об исполнении какого-либо дела.\ – с.129

Объясните,как вы понимаете выражение «Зима ещё хлопочет…»

А как вы объясните мне слово – пуще?

Каким словом можно заменить в данном тексте?

О чём в своём стихотворении рассказывает нам автор?

Правильно ли мы предположили, что главный литературный герой этого произведения –это зима?

Почему слова «Весна» и «Зима» написаны в стихотворении с большой буквы?

ДМ : Встаньте и попробуйте только с помощью движений и мимики показать Весну. А теперь – Зиму.

  1. Перечитывание стихотворения

Подтвердите свой ответ строчками из текста.

Найдите строчки из которых видно, что весна ещё совсем ребёнок.

А теперь найдите другие строчки, которые подтверждают, что Весна себя и ведёт как дитя.

  1. Парная работа.

Молодцы! А теперь найдите, пожалуйста, на странице 121 знак: Работа в паре.

Прочитайте задание.

Договоритесь друг с другом, распределите задание и приступайте к работе.

Проверка.

(заслушать все варианты )

Кто может добавить?

Подумайте, какие именно слова (слова-названия предметов? признаков? действий?) помогают поэту «оживить» природные явления?

Найдите и прочитайте только эти слова. Один из вас пусть найдёт слова про Зиму, а другой- про Весну.

Можете для себя как-то пометить эти слова.

  • Проверка.

После ответов детей на экране появляется таблица:

Слайд № 2

(дети читают стихотворение )

Да, очень интересное

Мне жалко Зиму

Настроение весёлое, радостное, потому что скоро весна.

Дети назвали слова:

  • Нудит
  • Хлопочет
  • Наперекор - назло

Посмотрели значение этих слов в толковом словаре(учебник Русский язык, 2часть.); спросили у соседа по парте.

Снег распыляет, мороз посылает.

Я думаю - сильнее … лишь шумит

Нет, здесь два главных героя –зима и весна.

Потому что это главные герои; поэт представляет их, как живых существ, одухотворяет их.

Зима старше, у неё скверный, мстительный характер, это понятно из строчек:

  • Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая…

  • Прекрасное дитя

Весна хохочет, шумит, как ребёнок:

  • …та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

  • …умылася в снегу

И лишь румяней стала…

Она не сердится на Зиму, которая бросает ей снег в лицо, а только становиться румяней. Когда дети играют в снежки, им тоже не обидно, если им попадут в лицо.

1 ученик читает задание вслух:

\ Прочитай строчки, из которых видно, что поэт изображает зиму, как живое существо.

А твой сосед по парте пусть найдёт подтверждение того, что весна изображена как живое существо. \

Строчки из которых видно, что поэт изображает Зиму, как живое существо:

  • Зима недаром злится…
  • Зима ещё хлопочет

И на Весну ворчит…

  • Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая…

В прекрасное дитя.

Строчки про Весну:

  • Весна в окно стучится…
  • И гонит со двора…
  • …прекрасное дитя…
  • Весне и горя мало

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

Поэту помогают «оживить» Зиму и Весну слова-названия действий.

(дети договариваются между собой и выполняют задание.)

Дети по очереди называют слова

Сравните свои варианты ответа с таблицей.

(Умышленно я пропустила слово … ворчит …дети это сразу же заметили и мы добавили это слово в таблицу)

  1. Подготовка к выразительному чтению.

Посмотрите внимательно на эти слова и подумайте:

Какие слова-названия действий указывают нам на характер героев?

Весна –какая она? Как о ней говорит автор?

Какой по характеру нам представляется Зима? Какие слова указывают на её характер?

Слайд №3

Какой вы себе представляете весну?

А какой вы представляете себе Зиму?

Попробуйте это сделать.

По вашему мнению у кого из ребят получилось голосом и интонацией показать характер героев?

Хорошо! А кто хочет попробовать прочитать сразу всё стихотворение?

Понравилось вам, как прочитали ребята?Чьё чтение вам понравилось больше всего.

  1. Работа с иллюстрацией:

Я вижу, что вы уже очень хорошо рассмотрели иллюстрации к этому стихотворению.

Согласны ли вы с тем, как художник изобразил Весну и Зиму?

Какие краски использовал художник, что бы образ был ярче?

Скажите, похоже ли это стихотворение на сказку?

С помощью чего это удалось сделать Федору Ивановичу Тютчеву?

4.Домашнее задание.

- Подготовить выразительное чтение

стихотворения на следующий день.

Выучить наизусть к понедельнику.

\ несколько детей выучат уже на следующий день\

По желанию нарисовать Весну или Зиму, такими, как их увидел Ф.И.Тютчев.

Дети сравнивают самостоятельно выбранные слова с таблицей, представленной на экране.

Весна : хохочет, румяней стала…

Весна весёлая, добрая, жизнерадостная.

Зима : злится, ворчит, взбесилась…

Зима злая, грубая, всем недовольная.

(по мере ответа детей на экране закрашиваются данные строчки)

Весна-это маленькая девочка, она румяная, весёлая, в зелёном платье. За ней летят птицы, а она хохочет и несёт с собой тепло.

Зима злая старушка, которой не хочется уходить. Она летит по небу, раскидывает снег, посылает метель, хочет не допустить чтобы весна настала.

Да, строчки,которые относятся к весне надо читать бодрым, радостным голосом, а о Зиме- грубым, недовольным голосом.

\ 5 учеников читают стихотворение по 1 отрывку \

\Дети, оценивают ответы товарищей. \

-\ 2-3 хорошо и выразительно читающих ученика читают стихотворение полностью. \

Большинство детей отметили чтение Захаровой Александры.\

Художник видит эти времена года, также, как и поэт. Зима – старая, злая ведьма.Цвета красок –холодные (синий,темно-голубой)

Весну художник изобразил весёлой девочкой, и краски тоже взял -яркие, тёплых оттенков (жёлтый, красный, ярко- зелёный)

С помощью умело подобранных слов-названий действий.

Страницы учебника:

Самоанализ урока по литературному чтению во 2 классе.

УМК « Перспективная начальная школа»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Тема урока:

Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф.И.Тютчева « Зима недаром злится»

В классе 12 человек. Большинство учащихся класса имеет высокий уровень техники чтения(9 человек читают выше нормы и в соответствии с нормой), у 3 человек уровень техники чтения – низкий. Ученики очень любят уроки чтения, любят рассуждать, многие достаточно свободно высказывают своё мнение. Мне нравится интересный подбор изучаемых произведений в программе Литературного чтения для 2 класса, с ними интересно работать, необычный взгляд на вещи.

Данный урок является десятым в разделе «Природа для поэта- любимая и живая.» Основной целью урока было на основе данного произведения показать особый взгляд автора на казалось бы обычные природные явления, такие,как времена года;показать как автор сумел найти необычные яркие сравнения и «оживил» образы Зимы и Весны.

Структура урока соответствует логике проведения данного урока. В своей работе я руководствуюсь методическими рекомендациями авторов проекта УМК « Перспективная начальная школа». В начале урока была создана благоприятная атмосфера для восприятия литературного произведения. При постановке целей урока отрабатывалось ОУУ: работа с книгой (с ёё содержанием). Дети определили тему изучаемого произведения и имя главного героя, но в последствии выяснили, что литературных героев – два. В основной части урока велась работа над стихотворением.

Создавались ситуации, были даны задания, которые заставляли детей неоднократно перечитывать текст, что способствовало формированию навыка чтения, как вслух, так и «про себя». Дети с большим интересом искали нужные строчки и слова, доказывали своё мнение. На уроке использовались формы организации познавательной деятельности: фронтальная и парная.

Дети с первого класса работают в парах, умеют договариваться и распределять работу. При опросе я стараюсь получить ответ от каждой пары, выслушать их точку зрения. Для сохранения здоровья детей я стараюсь создать ситуацию психологического комфорта, когда каждый ребёнок успешен в своём мнении не боится высказываться; провожу динамические минутки,максимально приближенные к теме урока.

На уроке изучения нового материала оценивание учащихся проводилось в конце урока, 5 человек получили оценку « отлично» за активную работу на уроке; одна девочка (Захарова А.)- получила «5» за выразительное чтение на уроке. Контроль знаний будет проводиться на следующем уроке, при проверке домашнего задания. Домашнее задание имеет дополнительную творческую направленность.

Атмосфера на уроке была доброжелательная. Дети на уроке были активны, внимательны. С удовольствием работали, рассказывали и показывали, как они представляют себе образы Зимы и Весны. Почти все дети пожалели Зиму, несмотря на представленный автором образ « злой старухи.» Я считаю, что урок был достаточно насыщенным и прошёл хорошо.

Урок цели достиг.

Ардилан Л.С.


Физические явления

в стихах русских

поэтов

Изучение физических явлений и законов во взаимосвязи с рассмотрением их отражения в произведениях художественной литературы : писатели и поэты, ярко и образно воспевают родную природу, рассказывают о характерных природных явлениях.

Где ядра атомов сплавляются от жара.

Что ж ты глядишь так льдисто на меня,

Песчинку на коре земного шара.

А посвятил одно из своих стихотворений радуге:

Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своём минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла-

Она пол неба отхватила

И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье

Какая нега для очей!

Оно давно нам на мгновенье,

Лови его – лови скорей!

Свет и тепло костра всегда притягивают к себе людей, создают лирическое настроение, так описанное, например, в стихотворении

Ярко звезд мерцанье

В синеве небес;

Месяца сиянье

Падает на лес.

Слышен меж кустами

Смех и разговор;

Жарко косарями

Разведён костер.

Звезды над полями,

Глушь да камыши…

Так и льются сами

Звуки из души.

Особая роль среди искусственных источников света принадлежит свече: она стала символом жизни, знаний, а также памяти об умерших, символом бессмертия человеческих душ. Благодаря этому в стихотворении Б. Пастернака образ свечи создает соответствующий лирико-филосовский подтекст:

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы,

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Именно свеча послужила для русского электротехника «отправной точкой» при создании лампы с электрической дугой –

«свечи Яблочкова».

Повсеместно, постоянно на земле совершается круговорот воды в природе.

Все жители нашей планеты – его свидетели, свидетели испарения, кипения и конденсации влаги. Обратимся к художественной литературе, где имеются описания этих явлений.

Ответим теперь на несколько физических вопросов, связанных с фрагментами из поэтических произведений.

«Два брата»:

Дымятся низкие долины,

Где кучи хижин небольших

С дворами грязными…

Вопрос: Почему туман чаще всего образуется в низинах?

(Ответ: В низких местах застаивается холодный воздух.)

Русский писатель Иван Алексеевич Бунин.

«Холодная весна»:

Среди кривых стволов, среди ветвей корявых

Ползет молочный дым: окуривают сад.

Все яблони в цвету – и вот, в зеленых травах

Огни, как языки, краснеют и дрожат.

Бесцветный запах чист – жди к полночи мороза.

И соловьи всю ночь поют из теплых гнезд

В дурмане голубом дымящего навоза,

В серебряной пыли туманно - ярких звезд.

Вопросы: почему в ожидании заморозков окуривают цветущие яблони?

Почему ранней весной при безоблачном небе можно ожидать заморозки?

(Ответы. Окуривание садовых деревьев насыщает воздух мельчайшими частичками продуктов сгорания, на них и конденсируется пар из воздуха, выделяя при этом тепло, которое обогревает цветы. При безоблачном небе земля сильно охлаждается за счет излучения; дым задерживает это излучение.)

Русский писатель Николай Носов.

«Незнайка на Луне»:

Винтик и Шпунтик, находясь в состоянии невесомости, захотели вскипятить чайник. «Вначале все шло хорошо, но через несколько минут Винтик и Шпунтик увидели, как из носика чайника начала пузырем вылезать вода, словно ее кто - нибудь выталкивал изнутри. Шпунтик поскорей заткнул носик чайника пальцем, но вода тут же начала вылезать пузырем из – под крышки.

Этот пузырь становился все больше, наконец оторвался от крышки и, трясясь, словно был сделан из жидкого студня, поплыл по воздуху».

Вопросы: чем объяснить происшедшее?

Почему Винтик и Шпунтик не смогли вскипятить воду в чайнике?

(Ответы : Невесомостью. В невесомости невозможна конвекция.

Нижний слой воды в чайнике нагревается и превращается в пар.

Пар, расширяясь, вытесняет холодную воду из чайника.)

Из стихотворения русского поэта Ф. Тютчева «В небе тают облака…»:

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река…

Вопросы : узнали ли вы физическое явление, о котором здесь говорится? Назовите его. Почему искрится поверхность воды?

(Ответы. Описанное явление связано с отражением света. На поверхности воды всегда есть рябь, маленькие водовороты ; её можно представить как совокупность вогнутых и выпуклых зеркал. Вогнутые «зеркала» фокусируют солнечные лучи, поэтому на воде появляются яркие искорки. Так как поверхностные волны-«зеркала» все время перемещаются, кажется, что искорки вспыхивают и гаснут.)

Поэтические образы различных естественных источников света.

Радуга: Солнце вешнее с дождём

Строят радугу вдвоём –

Семицветный полукруг

Из семи широких дуг.

Нет у солнца и дождя

Ни единого гвоздя,

А построили в два счёта

Поднебесные ворота.

Звёзды: Так много звёзд теснится в раме

Меж переплётами окна.

Они сверкают вечерами,

Как золотые письмена.

В оконном тесном полукруге

Припоминая, узнаёшь

Многоугольники и дуги-

Вселенный огненный чертёж.

Молнии: А затем прощалось лето

С полустанком. Снявши шапку,

Сто слепящих фотографий

Ночью снял на память гром.

Меркла кисть сирени. В это

Время он, нарвав охапку

Молний, с поля ими трафил

Озарить управский дом.

Огонь: Нет ничего грустней ночного

Костра, забытого в бору.

О, как дрожит он, потухая

И разгораясь на ветру!

Ночной холодный ветер с моря

Внезапно залетает в бор:

Он, бешено кружась, бросает

В костёр истлевший хвойный сор-

И пламя вспыхивает жадно,

И тьма, висевшая шатром,

Вдруг затрепещет, открывая

Стволы и ветви над костром.

Конкурс загадок:

1. Как - то раз спросили розу, отчего, чаруя око, ты колючими шипами нас царапаешь жестоко?

(острия шипа имеют очень малую площадь сечения).

2. Тебе по болоту ходить довелось? Легко тебе было? Вот то-то! Тогда почему же огромнейший лось так просто бежит по болоту?

(Копыта лося раздвоены. Между ними имеется перепонка. Поэтому площадь опоры ноги лося довольно велика, а давление сравнительно малое).

3. Бортпроводница очень мило, перед отлетом попросила, из ручек вылить все чернила. Зачем ей это надо было?

(На большой высоте давление окружающего воздуха мало, а давление в ручке равно атмосферному давлению на поверхности земли. Под действием избыточного давления чернила могут вылиться из ручки).

4. Какая ошибка допущена в стихотворении поэта:

Она жила и по стеклу текла, но вдруг ее морозом оковало, и неподвижной льдинкой капля стала, а в мире поубавилось тепла?

(При превращении воды в лед выделяется, а не затрачивается теплота).

5. Была зима. Шерлок Холмс вошел в комнату с улицы. Сквозь замерзшие окна был виден лишь край дороги. «Хозяйка квартиры ленивая», - подумал он. Почему он сделал этот вывод.

(Ответ: Окна в квартире хозяйки замёрзли. Значит, в пространство между рамами проник из комнаты теплый влажный воздух и, соприкасаясь с холодным стеклом, замёрз на нём. Следовательно, окна плохо утеплены.)

6. Придя в гости, Шерлок Холмс подошел к окну и посмотрел в него. «Ваш дом каменный и холодный», - заметил он. Что позволило ему так сказать?

(Ответ : В окно он увидел, что дом каменный и стены его тонкие; кирпич же не очень хороший теплоизолятор.)

7. «Хотите чаю?» - спросил хозяин дома Шерлока Холмса. «Да»,- ответил гость. «Вот и хорошо, - сказал хозяин.- Но я люблю горячий чай, потому кладу в него кусочек сахара только перед тем, как пить». «Разумнее это делать раньше, сразу, как вам налили его»,- посоветовал Шерлок Холмс. Прав ли он?

(Ответ : Прав. Если сахар положить сразу в горячий чай, то его температура сразу понизится, а чем она ниже, т. е. чем меньше отличается от комнатной, тем медленнее чай остывает.)

8. «Блины вкусны тогда, когда горячие», - сказала хозяйка, приглашая Шерлока Холмса к столу. «Чтобы они дольше оставались горячими, - продолжала она, - я ставлю тарелку с блинами на плетеный из проволоки поднос. Прошу вас.» «Лучше их ставить на деревянную подставку», - посоветовал Холмс. На чем основан это совет?

(Ответ: Теплопроводность дерева меньше, чем металла, поэтому на деревянной подставке тарелка остывает медленнее.)

9. Хозяйка дома, где был Холмс, подошла к двери и впустила в комнату кошку. Посмотрев на кошку, Шерлок Холмс сказал: «Погода на улице холодная.» Как он это определил?

(Ответ : Очевидно, по шерсти кошки. При холодной погоде шерсть становится особенно пушистой, чтобы в промежутке между ворсинками было больше воздуха – плохого проводника тепла.)

Загадки на тему «Природа и явления в ней».

К каждой отгадке ставят физический вопрос.

1. В воде не тонет и в огне не горит. Что это такое?

(ответ: лёд)

Вопрос: Когда чайник с кипятком остынет скорее: если его поставить на лёд или если лёд положить на крышку?

(Ответ : тогда, когда лёд положен на крышку чайника; в этом случае вокруг льда образуется холодный слой воды, который тяжелее остальной, он и будет опускаться вниз; возникнут конвекционные потоки)

2. Без рук, без ног, а в избу лезет. О чём речь?

(холод, тепло)

Вопрос : Почему при холодной погоде многие животные спят, свернувшись в клубок?

(Ответ : у свернувшегося животного меньше поверхность тела, поэтому оно меньше охлаждается. Из-за меньшего контакта с холодным воздухом и меньшей конвекции)

3. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. Что это такое?

Вопрос: Как получить от одной палки тень разной длины?

(Ответ: нужно наклонять палку под разными углами по направлению к солнцу)

4. Ем я уголь, пью я воду,

Как напьюсь – прибавлю ходу.

Везу обоз на сто колёс.

И называюсь… (Паровоз)

Вопрос : Что служит рабочим телом у двигателя паровоза?

(Ответ : пар)

5. Что идёт, не двигаясь с места? (Ответ: время)

Вопрос : Всегда ли время «идёт» с одинаковой скоростью?

(Ответ : нет; его ход зависит от скорости движения системы отсчёта)