Повышение образовательного уровня населения приведет. Образовательный уровень населения. Повысить заработную плату работникам образования

В области культурного развития стратегические меры нацелены на превращение этой сферы в реальный фактор экономического развития. Культура формируется как средство эстетического, нравственно-патриотического воспитания населения. Деятельность учреждений культуры в рамках реализации мероприятий программы в прогнозный период планируется направить на сохранение и развитие культурного потенциала и культурного наследия региона, сохранение единого культурного пространства, обеспечение доступа к культурным ценностям и доступности услуг культуры для всех слоев населения.

Практическое влияние на социально-экономическое развитие осуществляется, в том числе, через межрегиональное международное сотрудничество. Расширение существующих и налаживание новых долгосрочных, равноправных и добрососедских взаимоотношений реализуется посредством культурного взаимовыгодного обмена.

Функции культуры с точки зрения их социально-экономического содержания состоят в духовном обогащении человека и воздействии через это на конечные экономические результаты. Культурный комплекс представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов. Правовой базой сохранения и развития отечественной культуры является целая серия законов РФ, среди которых ведущая роль отводится Закону РФ от 9 октября 1992 г. №3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

Действующее законодательно в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, с этой целью государство намеревается:

  • -осуществлять бюджетное финансирование государственных и в необходимых случаях негосударственных организаций культуры;
  • -стимулировать бюджетное финансирование посредством предоставления налоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в эти цели;
  • - устанавливать особый порядок налогообложения некоммерческих организаций культуры;
  • -способствовать развитию благотворительности в области культуры;
  • -осуществлять поддержку малообеспеченных граждан.

В зависимости от собственника учреждения культуры могут быть государственными, муниципальными, негосударственными, со смешанной формой собственности. Государственные и муниципальные учреждения создаются учредителем (учредителями), регистрируют свои уставы и оформляют договорные обязательства сторон с указанием порядка пользования материальных финансовых ресурсов. При финансировании учреждений по установленным нормативам право на получение дополнительных источников финансирования не ограничиваются. Необходимо заметить, что в отличие от образования по учреждениям культуры правительством РФ не утверждались типовые положения, регламентирующие порядок их деятельности и финансирование. В то же время бюджетное финансирование является основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федераций. В настоящее время известно несколько предложений по расчету сумм средств, необходимых для этих целей:

  • - исходя из нормы бюджетного финансирования на человека и численности населения;
  • -на основе процента от суммы национального дохода, создаваемого в регионе;
  • - на основе заданного процента от общей суммы расходов бюджета.

В Федеральном законе об основах законодательства РФ по культуре принят именно этот подход. Указано, что на культуру должно направляться не менее 2% от федерального бюджета и 6% от территориальных бюджетов. Предусмотрена необходимость регулярного уточнения объемов финансирования для возмещения дополнительных затрат из-за инфляционных процессов (см. Приложение 1).

В реальной практике ни федеральные, ни региональные власти не выполняют требований законодательства из-за дефицитности бюджетов. Методы определения общественно необходимых затрат (бюджетных ассигнований) основаны на том, что финансируется не культурная деятельность как таковая, а конкретные организации (учреждения) культуры. Бюджетные средства выделяются тем учреждениям, которые не ориентированы на коммерческие формы деятельности, хотя и используют рыночные элементы хозяйствования.

Государственная политика в сфере культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года направлена на сохранение и развитие культуры, обеспечение социальной стабильности, экономического роста и национальной безопасности государства.

1. Сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства России

Необходимость сохранения и развития единого культурного и информационного пространства России обусловлена неоднородностью обеспечения населения услугами организаций культуры в силу географических особенностей страны и ряда факторов экономического характера. Такая ситуация порождает социальное неравенство в творческом развитии детей и молодежи, социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями и в целом оказывает негативное влияние на социальное самочувствие населения. В связи с этим предполагается осуществить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры и создание условий для повышения качества жизни населения.

Поскольку основным ресурсом создания условий для оказания услуг в области культуры и гарантией их предоставления является деятельность учреждений культуры и искусства, необходимо осуществить мероприятия, направленные на модернизацию сети указанных учреждений в соответствии с разграничением полномочий всех уровней власти, обеспечить разработку нормативной правовой и методической базы, регулирующей преобразование инфраструктуры отрасли и системы ее управления в соответствии с требованиями административной реформы и реформы местного самоуправления.

В целях выравнивания обеспечения услугами в области культуры необходимо разработать нормативы обеспеченности населения организациями культуры с учетом нового административного деления (сельские и городские поселения, муниципальные районы, городские округа).

Для реализации этого направления необходимо разработать номенклатуру государственных и муниципальных услуг в области культуры и модельные стандарты инфраструктуры отрасли на селе и в малых городах, которые должны предусматривать оптимизацию действующей сети организаций культуры путем:

  • -создания многофункциональных учреждений (социально-культурные центры, культурно-спортивные комплексы);
  • -создания передвижных систем обслуживания
  • -технического переоснащения объектов культуры, в этих целях будут разработаны натуральные и финансовые нормативы ресурсного обеспечения;
  • -совершенствования системы материального стимулирования специалистов.

Необходимо совершенствовать качество оказания услуг в области культуры и расширять круг их предоставления путем:

  • - разработки стандартов и критериев оценки качества оказания услуг в области культуры;
  • -обеспечения равных условий доступа различных групп граждан к услугам в области культуры, в том числе малообеспеченных групп населения России и иных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке;
  • -представления всеми бюджетными организациями регулярных докладов о целях и результатах деятельности главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств, что позволит обеспечить эффективное использование финансовых средств и контроль за качеством оказания услуг;
  • -совершенствования методов планирования и отбора проектов гастрольной, фестивальной и выставочной деятельности;
  • -разработки мер по привлечению талантливой и профессионально подготовленной молодежи для работы в отрасли, что позволит расширить спектр и улучшить качество оказания услуг в области культуры, ускорить внедрение инновационных методов работы;
  • -модернизации системы повышения квалификации специалистов, в том числе путем внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты и разработки стандартов требований к персоналу.

В целях создания условий для эффективной деятельности бюджетных организаций необходимо осуществить комплекс мер, направленных на обеспечение адаптации учреждений культуры к рыночным условиям, включая: совершенствование стратегического планирования; преобразование учреждений культуры в новые организационно-правовые формы; разработку механизмов государственно-частного партнерства и защиты авторских и смежных прав; развитие системы саморегулирования и меценатства.


1.4. РОСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО УРОВНЯ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА

Качество жизни и жизненный потенциал населения во многом определяются уровнем образования и культуры жителей города, их мировоззренческой ориентацией и духовным развитием, имеющейся возможностью систематически получать и использовать необходимую информацию. Эти факторы определяют степень включенности городского сообщества в региональные , национальные и мировые общечеловеческие процессы прогрессивного развития. Образование, в процессе которого обретаются знания, отвечающие современным потребностям, общая культура и наиболее распространенные среди жителей нравственные установки, информационный потенциал территории служат критериями качества духовной и интеллектуальной жизни в городе. Поэтому формирование перспективной системы образования и воспитания в городе, культурная и информационная политика являются важнейшими приоритетами в общей стратегии устойчивого развития Новосибирска .

Образовательный и культурный уровень населения города определяется степенью интеллектуального, духовного и эстетического развития городского сообщества, накопленными в памяти поколений знаниями и жизненными навыками, полученными благодаря как системе образования, так и собственному опыту населения, укладам его жизнедеятельности и условиям жизни. В интегральной памяти населения формируется своеобразный информационно-культурный код, которым как бы «записываются этические нормы, правила жизни в городе Новосибирске». Этот код формирует и производит черты культуры жителей города.

Развитие как государственного образовательного комплекса, включающего школьно-дошколь­ную систему общего образования и системы профессионального обучения рабочих, подготовки специалистов со средним и высшим образованием, так и возникших в последнее несколько лет частных образовательных учреждений идет в Новосибирске прогрессивно. Однако, изменение социально-экономических условий в стране, изменения образовательной политики государства требуют адаптации и определенной модернизации образовательной системы города.

Главный стратегический ресурс в устойчивом развитии города – дети, подростки, молодежь. Будущее города может быть обеспечено только через их воспитание и образование. Причем, самым динамичным сегментом образовательного комплекса являются дошкольная и школьная системы. Они наиболее уязвимы и чувствительны ко всем социально-психологическим, экономическим и экологическим факторам, а потому более всего требуют своевременных и достаточных инвестиций, постоянного внимания и грамотного управления происходящими в них процессами.

Индикаторы образовательного и культурного уровня новосибирцев


Показатели

Значе­ние в 2000 г.

Ожидаемые значения в годы:

2005

2010

2015

2020

Уровень образования населения в возрасте от 15 лет и старше (на 1000 жителей):

высшее

225*

~225

~230

~240

~250

незаконченное высшее

23*

~23

~23

~24

~24

среднее специальное

315*

~300

~286

~272

~260

среднее общее

273*

~271

~269

~267

~265

неполное среднее

141*

~138

~136

~133

~130

начальное и ниже

23*

~22

~20

~15

~10

Численность учащихся (на 10 000 жителей)

в общеобразовательных школах

1277

1220÷1250

1170÷1230

1125÷1205

1080÷1180

в профессиональных училищах

228

227÷230

221÷228

212÷223

198÷215

в средних специальных учебных заведениях

266

265÷268

263÷270

261÷273

262÷278

в высших учебных заведениях

994

1025÷1035

1050÷1065

1065÷1090

1065÷1100

Численность творческих работников**
(на 10 000 жителей)

104

103÷105

102÷105

101÷106

100÷106

Кол-во пользователей систем передачи данных и телематических служб, тыс. чел.

~13

~250

~500

~670

~750

* по микропереписи 1994 года, после опубликования данных переписи 2002 года эти данные будут уточнены.

** К творческим работникам относятся деятели культуры и искусства, ученые разных специальностей, проектировщики, программисты, аналитики, проповедники, журналисты, лидеры политических партий и движений, эффективные управленцы и руководители организаций .

Пути обеспечения роста культурно-образовательного уровня населения

1.4.1. Воспитание у жителей города стремлений к интеллектуальному развитию


и освоению достижений отечественной и мировой культуры

Концепция устойчивого развития подразумевает, что образование и интеллектуальный рост населения должны существенно повысить способности каждого человека к самообеспечению, расширению доступа к новым технологиям и культурным ценностям. Установка на устойчивое развитие выдвигает жесткие требования как к самой системе образования, так и к получаемым знаниям. В результате каждый образованный человек должен уметь ответить на фундаментальные вопросы об устройстве общественного и материального бытия, формах экономической и производственно-технической деятельности, позволяющих установить необходимый баланс между обществом и природой и удовлетворять свои потребности, сохраняя заботу о будущих поколениях. Существующая система образования лишь частично способствует гармоничному развитию личности в направлении идеологии устойчивого развития, только отчасти вырабатывает у учащихся стремления к интеллектуальному росту и освоению достижений культуры, созданных человеческой цивилизацией. Поэтому важной стратегической задачей городского сообщества является модернизация этой системы, позволяющей создать условия для физического, духовного, нравственного и интеллектуального развития в ней творческой, эмоционально благополучной, компетентной и ответственной личности с развитым гражданским сознанием и созидательным потенциалом .

Сложности в решении такой задачи не только внутрисистемные, они обусловлены и влиянием на образовательный процесс, помимо учебных воздействий в школьно-дошкольной системе, множества других институтов и факторов, например, семьи, телевидения, Интернета, улицы и других спонтанных, стихийных механизмов воспитания и образования. Большой ряд этих механизмов, особенно институт нормальной семьи, способствуют процессу социализации молодежи, другие – нередко воспитывают асоциальные установки у отдельных людей, вплоть до экстремальных и криминальных.

Основной путь воспитания у населения, прежде всего у детей, подростков и молодежи, стремлений к интеллектуальному развитию и освоению достижений отечественной и мировой культуры, это – формирование единого и доступного каждому новосибирцу образовательного пространства города , обеспеченного технологическими, материально-техническими и финансовыми ресурсами, создающего горожанам условия для получения современного образования в соответствии с их потребностями.

1.4.2. Создание условий для получения требуемого общего и специального образования

поддерживать и развивать ставшие традиционными в Новосибирске Международный конкурс юных скрипачей, Рождественский фестиваль, Сибирский ежегодный смотр-конкурс в области градостроительства, архитектуры и дизайна «Золотая капитель», конкурс юных писателей и поэтов на премию имени выдающихся литераторов Сибири ;

всячески поддерживать и пропагандировать уникальные творческие коллективы Новосибирска: театры, оркестры, хоры, ансамбли и т.п.
1.5. ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ГОРОДСКОМ СООБЩЕСТВЕ

Новосибирск отличается относительной устойчивостью социальных процессов в городском сообществе. Несмотря на недовольство низким уровнем жизни, социальным неравенством, ростом цен и тарифов большой части населения, главным образом той, что живет за чертой бедности, серьезных социальных конфликтов в городе не происходит. Это можно объяснить особенностями новосибирского городского сообщества, его культурными традициями, привычкой к дисциплине, выработанной в период, когда Новосибирск имел статус закрытого города, умелой гибкой политикой формальных и неформальных лидеров городского сообщества.

Однако, в последние годы влияние различных дестабилизирующих факторов, способных постепенно расшатать социальное равновесие, сложившееся в городе, постепенно усиливается. Прежде всего, происходит утрата многими людьми идеологических и духовных жизненных ориентиров, у значительных контингентов бедных и малообеспеченных граждан обостряется чувство социальной неустроенности и незащищенности, постепенно растут настроения отчаяния и ощущения угрозы стабильному существованию, падает авторитет власти и закона, вера в способность властных структур улучшить ситуацию и реализовать возможности позитивных изменений. Этим настроениям способствует и широкая пропаганда телевидением, прессой, кино, литературой культа жестокости и силы. В обществе зреет социальное напряжение, которое, в случае появления экстремальных лидеров, может вылиться в серьезное
противостояние и эксцессы. Симптоматичны в этой связи появления в городе отдельных случаев социального, главным образом, молодежного экстремизма и вандализма.

Таким образом, повышение стабильности социальных процессов в городском сообществе является одной из самых приоритетных стратегических целей при переходе к устойчивому развитию города. Этому должны способствовать оптимизация структуры доходов у разных групп населения, снижение преступности, снижение социального напряжения в городе.

Индикаторы социальной устойчивости городского сообщества


Показатели

Значе­ние в 2000 г.

Ожидаемые значения в годы:

2005

2010

2015

2020

Децильный коэффициент фондов*, раз

10,7

8,5÷9,2

7,1÷8,3

6,2÷7,8

5,7÷7,3

Число зарегистрированных преступлений на 100000 жителей

2638

2440÷2530

2260÷2440

2080÷2350

1900÷2260

Доля преступлений несовершеннолетних, %

6,6

6,4÷6,5

6,3÷6,5

6,2÷6,4

6,0÷6,4

Уровень смертности от неестественных причин, промилле

2,5

2,3÷2,4

Использование школьной инфраструктуры для повышения образовательного уровня всех членов общества - важный путь получения отдачи от инвестиций в высокие технологии (и обеспечения скорейшего их возврата). Один из видов такого образования - приобретение базовых навыков работы с компьютером, которые могут быть использованы на любом рабочем месте. Другой, также очень важный для тех, кто ищет работу, - освоение информационной технологии как таковой. В большинстве стран вакантно каждое десятое рабочее место в сфере ИТ; в предстоящие несколько лет Соединенным Штатам потребуется полмиллиона обученных профессионалов этого направления и еще столько же - Европе. А в таких стремительно развивающихся регионах, как Индия и Латинская Америка, доля незанятых вакансий может оказаться даже еще выше.

Поскольку процветание района Ридинга целиком основано на высоких технологиях и поскольку традиционные источники финансирования школ едва ли будут в состоянии дать достаточно средств для осуществления планов руководства школы Хайдаун, оно рассчитывает на совместное участие государственного и частного секторов в оплате необходимой инфраструктуры. Для коммерческих предприятий это станет частью «инвестиционного цикла», предполагающего вложение средств в школы сегодня и получение более квалифицированных работников в будущем.

Кроме того, создаваемая сеть будет открыта для использования всеми членами общества (с целью постоянного повышения их образовательного уровня), и школа надеется также и на этот источник пополнения своих средств. Взрослые жители округа смогут обновлять свои технические знания не только в стенах учебных заведений Ридинга, которые открыты по вечерам и выходным специально для этой цели, но и из дома, по сети. Плата, взимаемая за такие услуги, идет на сопровождение и расширение школьной инфраструктуры ИТ.

Многие учебные заведения по всему миру стремительно вводят в учебный процесс все больше элементов подготовки к жизни в информационном веке. В Израиле создана общенациональная образовательная сеть, которую учащиеся и студенты могут использовать для доступа к источникам знаний и для работы с электронной почтой как из школы, так и из дома. Наличие компьютерной коммуникационной инфраструктуры выводит на новый качественный уровень взаимодействие учителей и родителей. В Коста-Рике каждый учащийся государственной средней школы обеспечен доступом к Интернету и к электронной почте. А ученики средней школы в городе Иссакуа (шт. Вашингтон) сами спланировали, построили и эксплуатируют окружную сеть с 2 тысячами ПК, используемыми для преподавания наиболее сложных в теоретическом плане предметов. Школы штата Кентукки тоже привлекают учащихся к обслуживанию своей сети, охватывающей все 176 образовательных округов и имеющей выходы на сеть правительства штата и на многие - а в перспективе и все - сети местных коммерческих предприятий и высших учебных заведений.

Основным источником информации об уровне образования населения является перепись. Программа переписи предусматривает получение сведений об уровне образования каждого человека, а также о типах учебных заведений, в которых он учится или закончил.

Значительное внимание уделяется изучению подготовки и повышению квалификации занятого населения. Такое изучение осуществлялось по данным единовременных учетов как рабочих, так и специалистов со средним специальным и высшим образованием. Сведения об уровне, профиле обучения и профессиональной подготовке включены в программы периодических выборочных опросов незанятого населения, проводимых службами государственной статистики с 1992 г.

Главным источником информации о государственных учреждениях образования остается государственная статистическая отчетность, представляемая раз в год. Программа отчетности содержит: сведения о численности, составе и движении обучающихся, профессиональной подготовке педагогов и продолжительности педагогической работы; данные о материальной обеспеченности и финансовые показатели деятельности учебных заведений. Разнообразные данные собираются в выборочных обследованиях обучающихся, проводимых не только статистическими службами, но и педагогами, медиками, социологами и другими специалистами. Менее распространены исследования уровня жизни учителей школ, мастеров и педагогов профессионально-технических.средних специальных и высших учебных заведений.

С переходом к рынку платных услуг, в том числе в области образования, интенсивно формируется сеть частных учебных заведений, развивается обучение по программам зарубежных университетов, создается система дистанционного обучения. Сбор статистических данных о деятельности частных учебных заведений в форме регулярной отчетности затруднен, Для изучения их деятельности целесообразно проведение специальных обследований. При подготовке такой работы должен быть учтен опыт организации переписи учебных заведений в России в 1889,1911 и 1927 гг. ("школьных переписей").

Образовательный потенциал общества - накопленный поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования.

В процессе разработки программы переписи определяются критерии образованности (грамотности). Исходя из программы переписи создается методика построения обобщающих показателей образования населения в целом и отдельных социально-демографических групп, изучения их дифференциации и динамики.

В современных условиях стали актуальными проблемы:

Доступности образования для населения с разным уровнем платежеспособности;

Выявления приоритетов в развитии системы обучения;

Выработки понятия и методики измерения качества образования.

Считать ли грамотным человека, который может лишь читать, либо того, кто умеет писать и считать. В результате были выработаны критерии грамотности (неграмотности), которые использовались при проведении переписи населения России в 1926 г. В ней умеющими читать считались лица, разбирающие печатные слова хотя бы по слогам; умеющими писать - те, кто мог подписываться. “Неграмотный” - так фиксировался лишь не умеющий ни читать, ни писать.

Согласованное на международном уровне определение грамотности (неграмотности) взрослого населения было предложено экспертами ЮНЕСКО: грамотными считаются лица, которые могут с пониманием как прочитать, так и написать короткий простой текст, касающийся их повседневной жизни1.

Для стран, достигших всеобщей грамотности, актуальным становится изучение функциональной неграмотности среди взрослого населения. В развитых странах с середины 90-х гг. ОЭСР проводится международный обзор функциональной грамотности взрослого населения. В ходе исследования оценка грамотности как определенного навыка, умения понимать и использовать печатную информацию в повседневной жизни проводилась по трем направлениям: литературная, документальная и счетная грамотность.

В России до сих пор не определено содержание таких понятий, как компьютерная грамотность, основное (базовое) и среднее образование. Последние понятия отождествляются формально с числом законченных классов, а не с освоением знаний и развитием интеллекта личности.

При проведении переписи населения фиксируется уровень образования каждого респондента, учитывается тип учебного заведения, в котором обучается опрашиваемый. Уровень образования в российских переписях отождествляется с окончанием определенных типов учебных заведений: общеобразовательных школ (по числу законченных классов), начальных профессиональных, средних профессиональных и высших учебных заведений (классифицируется по ступеням обучения). Основными чертами этой сети учебных заведений служат обучение по совместным программам, последовательная преемственность в образовании, выдача выпускникам документа государственного образца об окончании образовательного учреждения.

В программе предстоящей в России в 2002 г. переписи уровень образования фиксируется для лиц в возрасте 6 лет и старше и выделяется образование: начальное общее (3 - 4 класса школы); основное общее (5 - 9 классов); среднее (полное) общее (11 классов); начальное профессиональное; среднее профессиональное; незаконченное высшее (3 курса); неполное высшее (4 курса) и высшее профессиональное. Для детей, не имеющих начального общего образования, указывается: умеют ли они читать и писать, а для респондентов старше 15 лет - наличие или отсутствие начального профессионального образования. При затруднении в определении изучаемой характеристики выясняется название учебного заведения и количество курсов (классов), которые закончил опрашиваемый, с указанием года окончания обучения.

При такой программе обследования недоучтенным оказывается уровень образования, который классифицируется (окончание аспирантуры, докторантуры) и не классифицируется (курсы, факультеты повышения квалификации и др.) по ступеням обучения. Практически не фиксируется в переписи профиль (направление) обучения: последовательность повышения однопрофильного образования и наличие разнопрофильных уровней подготовки.

Для лиц, находящихся в процессе обучения, в программе переписи фиксируется тип учебного заведения, для дошкольников указывается посещение (непосещение) дошкольных учреждений.

На основе материалов переписи формируются два вида обобщающих показателей. К первому виду относятся показатели состояния, которые характеризуют удельный вес населения, имеющего определенный уровень образования, и продолжительность обучения, Наиболее распространенными показателями здесь являются:

Процент грамотных среди населения в возрасте 15 лет и старше

Уровень грамотности среди взрослых;

Число лиц, имеющих высшее, неполное и незаконченное высшее, среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование на 1000 населения в возрасте 1 5 лет и старше (или на 1000 занятого населения);

Число лиц с высшим образованием на 1000 человек в возрасте 15 лет и старше";

Средний уровень образования в годах обучения; при этом

наличие начального образования приравнивается 4 годам,

Рост образовательного уровня населения – важнейшее условие формирования агента рынка труда. Образование существенно расширяет границы использования способности человека к трудовой деятельности. Оно позволяет ему правильно оценить ситуацию, принять решение и реализовать его. Именно об этом свидетельствует опыт стран с развитой рыночной экономикой. Как правило, чем выше уровень образования населения, тем ниже доля безработных. Образование человека гарантирует его успешную трудовую деятельность. В современных условиях удовлетворение потребности населения в товарах и услугах все в большей мере обеспечивается в результате объединения знаний и информации. Использование современных технологий требует от работника высокого уровня интеллекта и объема профессиональных знаний. Например, в США на автоматических комплексах работают люди, которые прошли четырехлетнюю специальную подготовку. Для современного производства характерна быстрая смена технологий и оборудования. В США, например, станки ЧПУ обновляются не реже, чем через семь месяцев. В этих условиях возрастает доля работников умственного труда, который органически сливается с физическим. Теперь только знания могут помочь работнику адаптироваться к постоянно меняющимся условиям производства, овладевать новой техникой и технологией. Все это требует нового отношения к образованию населения.

Основой решения этой проблемы является общеобразовательная школа. Сегодня ее главная проблема – финансовое обеспечение школ. Действительно, о каком качестве работы педагога можно говорить, если он месяцами не получает заработную плату, в школе нет наглядных пособий, лишь 68,6% государственных дневных средних общеобразовательных школ имеют кабинеты информатики и вычислительной техники и т.д.

При решении вопросов совершенствования образования детей практически без внимания оказались методологические проблемы обучения: чему и как учить детей, которые начнут свою трудовую жизнь в XXI в., какова эффективность этого обучения? В 1989 г. институт Гэллопа провел в 10 наиболее развитых странах мира, в том числе бывшем СССР, специальное обследование. Его результаты показали, что только 10% детей, окончивших общеобразовательную школу, приобретают какие-то знания, кроме элементарной грамотности, т.е. умения читать, считать, писать. Это потрясающий результат, но он вполне логичен. Сегодняшняя школа ставит своей задачей дать всем детям общее среднее образование. И это действительно необходимо. Раньше образование получала лишь определенная часть детей, и действовала соответствующая методика обучения. Сегодня ситуация изменилась, методика же обучения практически осталась неизменной, тогда как контингент учащихся стал совершенно иным. В наши дни дети взрослеют раньше, они более информированы, развиты. Дети не любят школу. И это очень важный симптом. Он, видимо, присущ не только российским детям. Б. Клинтон в своем годичном послании «О положении страны» (1998 г.) сообщил американскому народу, что 40% восьмилетних американцев не умеют читать, и посоветовал родителям «каждый вечер читать вместе с детьми». Такая традиция была раньше и в России, но «благодаря» телевизору она ушла в безвозвратное прошлое. Средством повышения грамотности детей Б. Клинтон считал усиление деятельности общин, которые должны ввести в школах форменную одежду, наказания за прогулы и другие административные меры. Принуждение – не лучший инструмент воспитания. Очевидно, речь должна идти об изменении стратегии обучения детей. Главным здесь должна быть не только и не столько общая сумма знаний, сколько умение применять эти знания на практике, в жизни, принимать решения на основе полученных знаний и отвечать за эти решения. Иными словами, школа должна научить детей думать. Такое направление обучения может существенно повысить его эффективность, вызвать у ребенка интерес к знаниям, их накоплению. И только такой человек сможет занять достойное место в постоянно трансформирующемся мире – информационном обществе.


В условиях рыночной экономики задачи, стоящие перед профессиональным образованием, коренным образом изменились. Если раньше эти учебные заведения выпускали хорошо подготовленных рабочих и специалистов, то в наши дни они должны готовить еще и конкурентоспособных рабочих и специалистов.

Важные задачи решает начальное профессиональное образование. Эта система была создана давно и должна сохраниться. Однако начиная с 1990 г. численность обучающихся в этих учебных заведениях систематически сокращается. Это негативное явление. И не только с точки зрения ухудшения квалификационного состава рабочей силы. Роль этих учебных заведений особенно велика для детей из социально неблагополучных семей, число которых, как известно, растет. Профессионально-технические училища для этих детей не только единственная возможность получить профессиональное образование, специальность, но и одежду, еду. В современных условиях система начального профессионального образования должна существенно изменить отраслевую и профессиональную структуру подготовки кадров. Эти учебные заведения должны быть ориентированы не только на подготовку индустриальных кадров (промышленность, строительство, транспорт, связь), но и кадров сферы услуг. Однако практически структура выпуска не меняется. В 1997 г. доля подготовленных работников для торговли, общественного питания, сферы обслуживания составляла лишь около 17%, тогда как в 1996 г.-16%.

Серьезные проблемы стоят перед средними специальными и высшими учебными заведениями. Здесь также отмечалось сокращение численности студентов. Однако в 1995/1996 учебном году вновь начался их рост. За 1994/1995 – 1997/1998 учебные годы численность студентов техникумов возросла на 7,5%. Однако численность студентов техникумов по-прежнему существенно ниже, чем в 1980/1981 учебном году, когда началось сокращение учащихся. В результате этих процессов, численность студентов техникумов на 10 000 населения в 1997/1998 учебном году составила 137 человек, тогда как в 1975/1976 г. – 200 человек, Аналогичное положение и в вузах, правда, сокращение численности студентов здесь началось в 1983/1984 учебном году, т.е. несколько позже, чем в техникумах, и было более глубоким, Однако к 1997/1998 учебному году численность студентов достигла величины 1980/1981 учебного года. Вместе с тем на 10 000 населения в 1997/1998 учебном году приходилось 208 студентов, тогда как в 1980/1981 учебном году – 219. По этим показателям мы существенно отстаем от США, Франции, Германии и некоторых других стран.

Весьма важным вопросом является профессиональная структура выпуска специалистов. Анализ статистических данных показал, что она практически осталась неизменной. За 1985/1986 – 1997/1998 учебные года доля студентов высших учебных заведений, обучающихся в учебных заведениях экономики и права здравоохранении, физической культуры и спорта, искусства в кинематографии увеличилась с 15,3 до 15,8%. В то же время, не секрет, что выпускники техникумов и вузов не всегда могут найти себе работу по специальности (по некоторым данным, от 15 до 35% ее не находят).

Структура потребности экономики в специалистах и структура их выпуска в институтах и техникумах не всегда совпадают. Такую задачу сами вузы и техникумы решить не могут. Для определения оптимальной структуры набора (считая критерием максимизацию трудоустройства выпускника профессионального учебного заведения по специальности) учебные заведения должны располагать, прежде всего, информацией о промышленной и инвестиционной политике государства. Однако, как отметил Б.Н. Ельцин в «Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию» (1998 г.), мы «до сих пор не имеем отчетливой промышленной и инвестиционной политики»*.

________________________

В наши дни серьезной проблемой для России является подготовка предпринимателей. Считается, что ими надо родиться. По определению И. Шумпетера, это одаренные люди. Их доля в составе населения, по разным расчетам, составляет 5–7%. Однако, сколько бы их ни было, и несмотря на их таланты, эти люди нуждаются в специальном обучении, равно как и все другое население. Предпринимательство – особый вид деятельности, который, как и любой другой, требует специфических знаний и умений. Этот вид образования (его иногда называют «деловое образование») должен стать составной частью общей системы образования: общеобразовательной школы, учреждений начального профессионального образования, среднего и высшего профессионального образования. Необходимость таких курсов на каждой стадии обучения подтверждается и опытом стран с развитой рыночной экономикой. Особое внимание при этом уделяется подросткам. У нас этого пока нет, хотя надобность такого обучения весьма велика. Для ускорения решения этой проблемы представлялось бы возможным использовать так называемый образовательный фрайчайзинг. Он означает, что определенное учебное заведение передает другому весь комплекс материалов, признанных соответствующими органами системой стандарта образования. Это учебное заведение сохраняет за собой и осуществляет право контроля качества использования методик обучения и других материалов. Именно такая форма обучения могла бы сегодня дать широким слоям населения основные знания о рыночной экономике, «правилах» поведения человека в новых для него условиях хозяйствования и т.д.

Весьма специфической проблемой развития образования в России является организация переподготовки кадров и повышения квалификации. Острота проблемы определяется формированием многоукладной экономики, техническим прогрессом, становлением рыночных отношений, безработицей, необходимостью профессионального роста работников. Эта проблема могла бы способствовать развитию непрерывного обучения экономически активного населения. Однако она до сих пор не решена. Это существенно сдерживает формирование поливалентного работника, т.е человека, обладающего соответствующей этапу развития производства профессиональной подготовкой, обученного работать не только по основной, но и по смежным специальностям. Он должен добросовестно относиться к своим служебным (должностным) обязанностям, дорожить деловой (рабочей) репутацией. Знания и умения помогают ему адаптироваться к изменяющимся условиям производства, овладевать новыми технологиями, быстро и эффективно реагировать на изменение спроса на труд, его цену. Все эти качества являются залогом большой мобильности работника.

Высокие профессиональные знания и умения работника, его мобильность должны сочетаться с хорошим физическим здоровьем, оно должно быть предметом его постоянных забот и внимания. Сочетание поливалентности работника, его мобильности и хорошего состояния здоровья являются основой формирования и развития конкурентоспособного работника. Только в этом случае и окажется возможным сформировать современного работника – агента рынка труда. Еще в конце 80-х годов в одном из докладов, представленных конгрессу США, указывалось, что проблема переподготовки кадров является «главным барьером на пути экономического обновления Америки». Этот опыт мы, к сожалению, не используем.