Про грибы

Итак, что мы видим, что мама снимает, как дочь отчаянно пытается найти «ошибку». Судя по словам матери, они ищут уже 40 минут. Легко заметить состояние девочки: она устала, она злится, искренне, раз за разом, перепроверяет решение задачи. Сконцентрирована она на цифрах, на правильности решения. Дочь не понимает, чего хочет мать. Она бы с удовольствием прервала эти бессмысленные и бесплодные мучения, но развернуться и уйти не может – мать разозлится. Что позволяет ребенку оставаться в этом состоянии? Родительские запреты. Дочь не имеет «права» оградить себя от этого ненужного морально-психологического насилия. Она не может уйти, успокоиться, а потом со свежей головой пересмотреть задачу. Мать ей этого не позволяет. Мать заставляет оставаться в этом дискомфортном состоянии и, к тому же, начинает снимать происходящее.

Таким образом, у девочки нет возможности оберегать свои психологические границы, ей не позволено заботиться о себе. Такой способ обращения с ней формирует позицию «жертвы» — когда приходится терпеть насилие, боль, дискомфорт и когда нет возможности это прекратить. Ведь именно в начале человеческого пути, когда дети еще совсем маленькие, в них закладываются основы отношения к себе и отношения к другим. Если с детства приходится терпеть крики, грубое обращение, психологическое давление, то не стоит удивляться в будущем, почему человек становится либо жестоким (идентифицируясь с агрессором), либо замкнутым, стеснительным и с низкой самооценкой. Такой человек научен «терпеть». Он будет терпеть плохие условия работы, деспотичного мужа или истеричную жену, он не будет удивляться, если его будут обзывать, пусть даже в шутку. Ведь это «нормально», он слышал это с детства. Фраза матери из видео: «Ну, и кто из нас дебил?» — яркое тому доказательство.

В нашем обществе часто привычно применять бранные слова по отношению к ребенку. Когда в шутку, когда просто со злости. Родители часто не задумываются, что называя ребёнка «дебилом» или «дурочкой», они закладывают именно такое преставление ребенка о себе. Пока дети маленькие, они не в состоянии осознать, что родители «шутят», не в состоянии противостоять этой негативной оценке и критике, как может
сделать это взрослый. Они на веру принимают каждое слово и поступок родителя. Они верят, что они именно такие, как о них отзываются самые близкие люди. Поэтому эта девочка с видео, скорее всего, будет применять слово «дебил» к себе и к окружающим людям. Мама, своим отношение, показывает ей, что это «нормально», что именно так и можно относиться к себе. А еще, если тебе что-то не нравится, можно так назвать и другого.

Теперь давайте попробуем ответить на вопрос, зачем мама 40 минут «допрашивает» дочь, а потом и снимает происходящее? Мы можем увидеть (на первый взгляд), что цель матери – воззвать к внимательности девочки. Мама хочет, чтобы та сама заметила свою ошибку. Но интонация, с которой мама говорит, подсказывает, что там не все так однозначно. Этот голос давит, принуждает, в этом голосе море критики, этот голос ругает и всячески показывает свое недовольство и оценивание ребенка со знаком «минус».

Если бы мать действительно хотела обратить внимание ребенка на эту неточность в решении задачи, разве нельзя было найти другого способа? Какое основание 40 минут повторять один и тот же вопрос? Какая цель? По всей видимости – продемонстрировать ребенку, что он «дебил»… Ни для кого не секрет, что родители обладают огромной властью над детьми, часто эта власть – абсолютная. И только от родителя зависит, как он с этой властью обойдется. Научит ли ребенка экологичному обхождению с собой и с другими или, как в этом видео, родитель будет демонстрировать свою власть, причиняя вред психологическому развитию ребенка. Можно предположить, что маму забавляет эта ситуация. Что она наслаждается беспомощностью дочери и демонстрирует свое превосходство над ней. К сожалению, такие ситуации случаются часто – когда родители решают какие-то свои внутренние задачи за счет детей. Наверное, эта мама и сама с детства усвоила, что такое обращение – нормально. И, как большинство людей,
которые не задумываются, как ребенок воспринимает их поступки и слова, передает это отношение «по наследству». Если бы мама знала про особенности восприятия детей и механизмы их развития, задумалась, а чему на самом деле она «учит» дочь таким отношением, наверное она бы ужаснулась. Проблема в том, что люди, зачастую, не любят думать. Или не научены, как.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *