Прянишников картины. Прянишников, илларион михайлович. Общий жертвенный котел в престольный праздник

Илларион Михайлович Прянишников (20 марта (1 апреля) 1840 - 12 (24) марта 1894) - русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества передвижников.

Биография

Родился 20 марта (1 апреля) 1840 года в селе Тимашово Боровского уезда Калужской губернии, в купеческой семье. Уже в возрасте 12 лет он начал учиться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, однако год спустя оставил его: ему пришлось пойти на заработки «мальчиком» в купеческую лавку. В 1856 году он возобновил учёбу. До 1866 года Прянишников учился у таких мастеров, как Е. С.Сорокин, С. К. Зарянко, А. Н. Мокрицкий, Е. Я. Васильев. Именно Васильев добился для талантливого ученика права на бесплатное обучение и предоставил ему жильё. Во время учёбы Прянишников близко сошелся с В. Г. Перовым; в 1857 году, когда Перов работал над картиной «Приезд станового», Прянишников позировал ему для создания образа главного героя; в 1862 году молодые художники вместе провели лето в Троице-Сергиевой Лавре.

В 1864 году Прянишников за картину «Чтение письма в мелочной лавке» был награждён малой серебряной медалью. В год окончания училища (1865), за картину «Шутники. Гостиный двор в Москве» он получил большую серебряную медаль и звание классного художника 3-й степени. Картина принесла художнику широкую известность; она даже была направлена на Международную выставку в Вене, но не была экспонирована, по мнению В. В. Стасова «из-за боязни показывать свои язвы Европе».

В конце 1869 года Прянишников принял активное участие в создании Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ); стал членом-учредителем этой организации. Он выставлялся почти на всех передвижных выставках, со второй передвижной выставки стал бессменным членом правления Товарищества.

В работах второй половины 1860-х - начала 1870-х годов Прянишников обращался к самым различным сторонам русского быта. «Для нас, русских жанристов, Москва - клад», - говорил Прянишников: «Тут и Гоголь, и Островский, и Тургенев, и Толстой - все собрано воедино; смотри и наблюдай за нашей чисто русской жизнью»". И он в русле критического реализма изображал убогие развлечения городского люда («У театра марионеток», 1867); страдания бездомных нищих («Калики перехожие», 1870); непосильный труд измученных женщин-работниц («Швея», 1870). За две последние работы в 1870 году Прянишников был удостоен звания классного художника 1-й степени.

С начала 1870-х годов Прянишников в соответствии с общими тенденциями русской живописи переходит ко все более «многомерному» изображению действительности. Его произведения стали отличаться от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла ему новый успех. По единодушному мнению современников картина была признана новаторской благодаря удачному соединению пейзажно-жанрового мотива. Это произведение было приобретено одним из коллекционеров задолго до открытия выставки. П. М. Третьяков, нарушив собственное правило - не иметь повторений и копий в своем собрании, заказал художнику повторение картины.

В конце 1860-х годов Прянишников начал работать над картиной из истории Отечественной войны 1812 года и в 1874 году завершил полотно «В 1812 году». На этот сюжет он исполнил несколько вариантов, лучший (четвёртый) находится ныне в Третьяковской галерее. Крамской восхищенно писал Репину: «Прянишников написал хорошую вещь - „Пленные французы в 1812 году“».

В 1871–1872 годах для Политехнической выставки в Москве Прянишников вместе с В. Е. Маковским, Г. Г. Мясоедовым, В. О. Шервудом и другими художниками работал над созданием серии картин, посвященных обороне Севастополя в Крымской войне; из девяносто семи сюжетов Прянишниковым было написано восемнадцать - в их числе: «Перевозка орудий», «Призрение раненых женщинами в Севастополе».

С 1873 года практически до конца жизни преподавал в МУЖВЗ, его учениками были, в частности, Архипов, Бакшеев, Богданов-Бельский, Бялыницкий-Бируля, Жуковский, Иванов, Касаткин, Корин, Коровин, Лебедев, Малютин, Степанов и многие другие.

Илларион Прянишников

Илларио́н Миха́йлович Пря́нишников (1840-1894) - русский художник и педагог,
мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии
художеств (с 1893), один из основателей товарищества передвижников.

Илларион Прянишников, 1862, Василий Перов


Иллариону Михайловичу Прянишникову принадлежит в истории русского искусства второй
половины 19 века видное место. Один из талантливейших жанристов-шестидесятников,
член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок, преподаватель,
он отразил в своем творчестве важнейшие тенденции развития реалистической живописи
на разных его этапах.

Прянишников родился в селе Тимашово Боровского уезда Калужской губернии в семье
небогатого купца. С детских лет полюбив рисование, он уже в 1852 году поступил в
московское Училище живописи и ваяния, но тяжелое материальное положение заставило
его менее чем через год оставить учебу и работать "мальчиком" в купеческой лавке.
Только в 1856 году он смог вернуться в Училище и благодаря бескорыстной помощи
преподавателя Е.Васильева, предоставившего ему "и стол и кров" и добившегося для
Прянишникова права на бесплатное обучение, закончить художественное образование.

«Жестокие романсы». 1881.

Прянишников - один из московских живописцев, работавших в «малом жанре». Годами он
создавал летопись «униженных и оскорбленных» и эта тема приобрела у него еще боле
остропсихологический - на грани трагизма

«Шутники. Гостинный двор в Москве». 1865.

Сюжет картины был навеян одноименной пьесой А.Островского, в 1864 году опубликованной
в журнале "Современник" и поставленной на сцене Малого театра
Картина, написанная им в последний год обучения, - "Шутники. Гостиный двор в Москве"
(1865)-сразу принесла ему широкую известность. В этом небольшом полотне дано оригинальное
решение типичной для бытового жанра пореформенного десятилетия темы унижения человеческого
достоинства, бездушия и жестокости в мире, где все продается и покупается. Изобразив
подгулявших купцов-толстосумов, которые с издевкой заставляют плясать под гармошку
бедного пожилого чиновника, художник с большой достоверностью продемонстрировал целую
галерею образчиков морального уродства и самодовольного хамства. Картина вызвала
негодование некоторых "ревнителей" официального академического искусства, считавших,
что молодой живописец выступил разрушителем "высокого" предназначения искусства в
идеальной форме выражать вечные истины.

Художник Студия, 1890, Илларион Прянишников

Каждая страна в мире имеет художников, которые открывают нам видения прошлого о том,
как люди работали, играли, страдали, жили, смеялись, любили и умирали.
Илларион Прянишников был лучшим из них.

В 1880-90-х гг. Прянишников работал над масштабными полотнами, изображавшими многоликую
народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры
русской деревни:

«Спасов день на севере». 1887. Масло

«Крестный ход». 1893. Масло

Широкую известность получила картина "Эпизод из войны 1812 года" (1874).

Французский Отступление в 1812 году, 1874,

Он не изображает отступление императора Наполеона из Москвы но, сочувственно относится
к положению пехотинцев Бонапарта.
Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Не полководцы,
а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали
в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией
Наполеона. Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого,
изысканного колорита картины, передать свое восхищение красотой русской зимы.

Порожняки, 1872, Илларион Прянишников

Его шедевр «Порожняки» (1871), где фигурка подростка-семинариста, зябнущего под вечер в
обозе на заснеженном тракте, превращается в мрачный символ социального отчуждения.

Пейзаж в картине Порожняки имеет важный повествовательный подтекст. Этот элемент
произведения помогает раскрыть внутренний мир семинариста: юноша, несмотря на трудности,
стремится к свету и знаниям.
Типичный «передвижник», он постоянно сочетал сатиру и драму с бытописанием, не
претендующим на какой-либо социальный урок.

Прянишников Илларион Михайлович,1840-1894-русский художник и педагог,мастер жанровой живописи

В ожидании шафера, 1891

Сельский праздник, 1870

В. Г. Перов. Портрет И. М. Прянишникова. Около 1862.

Прянишников Илларион Михайлович (Pryanishnikov Illarion Mikhailovich), русский художник-жанрист, действительный член Петербургской Академии художеств (1893). Родился 20 марта 1840 года в селе Тимашово Московской губернии (в настоящее время Калужская область). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856-1866) у Евграфа Семеновича Сорокина и Сергея Константиновича Зарянко. В 1870 году Прянишников был удостоен звания художника 1 статьи.

Чтение письма в мелочной лавке, 1864

Уже в первых работах начала 1860-х годов ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. А картина, написанная им в последний год обучения, - "Шутники. Гостиный двор в Москве" (1865, Третьяковская галерея, Москва)- сразу принесла ему широкую известность. В картине "Шутники" художник изобразил московских гостинодворцев, потешающихся над пропойцей-чиновником, который пляшет перед ними под звуки гармоники.

Шутники. Гостинный двор в Москве, 1865

Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1871, Харьковский художественный музей; второй вариант картины - 1872, Третьяковская галерея), которые экспонировались на первой передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Произведения Прянишникова 1870-х годов отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Пейзаж в этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых автором из народной жизни.

Порожняки, 1872

Широкую известность получила картина "Эпизод из войны 1812 года" (1874, Третьяковская галерея, Москва). Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией Наполеона.

Эпизод войны 1812 года,1874

Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого, изысканного колорита картины, передать свое восхищение красотой русской зимы. В 1880-1890-х годах Прянишников работал над масштабными полотнами, изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: "Спасов день на Севере" (1887, Третьяковская галерея, Москва), "Общий жертвенный котел в престольный праздник" (начало 1890-х). А рядом в его творчестве возникали камерные, "сумеречные" по настроению образы и сюжеты "В мастерской художника" (1890), "В провинции" (1893). Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, "чеховского" поколения.

Спасов день на севере, 1887

Прянишников был участником товарищества передвижных художественных выставок с самого его основания, а со II передвижной выставки стал бессменным членом правления товарищества. Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-1894), учителем многих известных впоследствии живописцев - С. В. Иванова, С. А. Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и других художников. В 1893 году Прянишников был избран действительным членом Академии художеств, но начать преподавание в ней не успел. Последняя картина Прянишникова - "Крестный ход" - осталась незаконченной из-за смерти автора. Прянишников Илларион Михайлович скончался 12 марта 1894 года в Москве.

Госпожа Белюстина М.Г.,

Порубка, 1874

Возвращение с ярмарки, 1883

Жестокие романсы, 1881,

Конец охоты, 1884

Дегустаторы, 1860-е годы,

Калики перехожие, 1870

Дети на рыбалке, 1882

На Лысой горе, 1880-е

На тяге, 1881

Охота пуще неволи, 1881-1882

Приготовление нивы для посева льна в Вологодской губернии, 1890,

В мастерской художника, 1890

Воробьи. Ребята на изгороди,

Любитель, 1860-е

Крестьянин с рогатиной на плече

"Погорелые". 1871

Пасха 1885 г

У церкви.

Церковный староста.

У тихой пристани

Задворки.

Крестный ход, 1893

http://smallbay.ru/pryanishnikov.html

Живописец, график

Из купеческой семьи. Учился в МУЖВ (1852–1855, 1857–1865) у Е. Я. Васильева, С. К. Зарянко, Е. С. Сорокина. В 1864 за картину «Чтение письма в лавочке» был награжден малой серебряной медалью, в 1865 за картину «Гостиный двор» - большой серебряной медалью. В 1866 продолжил обучение в МУЖВЗ на правах вольнослушателя. В том же году получил от ИАХ звание классного художника 3-й степени. В 1870 обратился в Совет ИАХ с прошением удостоить его звания академика за картины «Швея» и «Калики перехожие, поющие песнь о Лазаре», но получил лишь звание классного художника 1-й степени. С 1893 - действительный член ИАХ.

Жил в Москве, в 1872–1873 - во Пскове. В 1880-х летние месяцы путешествовал по России: жил в Великом Устюге и Лальске Вологодской губернии. В 1891–1892 в связи с болезнью жил в имении мецената П. И. Губонина в Алупке.

Работал как жанрист, писал портреты, пейзажи, картины на военно-исторические темы, обращался к религиозным сюжетам, занимался книжной иллюстрацией, пробовал силы в техниках офорта и литографии.

Был дружен с В. Г. Перовым, в 1862 работал с ним на этюдах в Троице-Сергиевой лавре. Во время учебы в 1860-х занимался росписями в церквях Москвы. В 1867 вместе с В. Е. Маковским, В. В. Пукиревым, П. М. Шмельковым и другими художниками участвовал в издании «Альбома видов и сцен из русской жизни» (Автографы московских художников. М., 1867).

По заказу севастопольского отдела Политехнической выставки 1872 вместе с В. Е. Маковским, Г. Г. Мясоедовым, П. А. Нисевиным, В. О. Шервудом участвовал в создании картин, посвященных обороне Севастополя и Крымской войне.

Вместе с В. Е. Маковским, И. Н. Крамским, М. Н. Чичаговым иллюстрировал повести Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» (М., 1874). В 1887 участвовал в издании «Сборника автографов русских писателей и рисунков Facsimile русских художников. В помощь бедным детям».

В 1875–1877 был привлечен к росписям Храма Христа Спасителя в Москве.

С 1859 - участник выставок (МУЖВ). Член и экспонент Московского общества любителей художеств (1867–1891, с перерывами). Один из учредителей ТПХВ (1871–1893, с перерывами; в 1872–1875 и 1878 - член Правления московского отделения ТПХВ). Участвовал также в академических выставках (1864–1891, с перерывами), выставках Общества поощрения художников (1865), Всемирных выставках в Вене (1873), Лондоне (1873, бронзовая медаль), Париже (1878), Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве (1882) и других.

Преподавал в МУЖВЗ (1873–1894); среди его учеников - В. К. Бялыницкий-Бируля, С. В. Иванов, С. А. Коровин, В. Н. Бакшеев, А. Е. Архипов, А. С. Степанов, М. В. Нестеров, С. И. Светославский и другие.

В 1895–1896 в Петербурге была проведена мемориальная выставка художника.

Прянишников - один из крупнейших мастеров жанровой живописи второй половины XIX столетия; его творчеству присущи обличительные тенденции, меткость социальных характеристик, повествовательность, внимание к передаче сугубо бытовых деталей: костюмов, увари,

Произведения Прянишникова находятся в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других.

(1840 — 1894)

Илларион Прянишников – яркий представитель Товарищества передвижных художественных выставок. Вся его творческая жизнь с юности и до последнего дня оказалась неразрывно связана с этим объединением и его эстетикой.

Прянишников был одним из его учредителей, руководил его московским отделением, дружил со многими его участниками, вместе с ними преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, пестовал и направлял новое поколение мастеров-реалистов.

В своем творчестве он продолжил направление острой социальной критики, заданное его старшим современником и товарищем по искусству Василием Перовым, развивая его в русле «новелл в живописи». Прянишников прекрасно знал отечественные типы и нравы, обладал мягким юмором и сочувствием к простому человеку – он и сам познал бедность.

В юности он служил у лавочника и был свидетелем многих сцен, аналогичным тем, которые мы видим на его полотнах. Таковы, например, его знаменитые «Шутники», принесшие славу и официальное признание художнику.

Каждая его картина была меткой и наблюдательной сценой из жизни. Вместе с тем, Прянишников не бичевал пороки, не произносил страстных, но однобоких приговоров – он, храня верность передвижничеству, в то же время, по словам Александра Бенуа, «отбросил всякие намерения учить, рассказывать, навязывать свои мысли и обратился к простому изображению действительности».

Прянишников – истинно московский художник, он писал: «Для нас, русских жанристов, Москва – клад». Это ключ к пониманию работ мастера, всегда остававшегося жанристом, но привнесшего в этот жанр много нового, своего, типично прянишниковского.

Он не был эпигоном и двойником Перова, как многие воспринимают и сейчас его творчество, в его произведениях больше юмора, воздуха, света, движения.

Особым светом, красивой и сдержанной серебристой живописью отличаются его большие поздние полотна – «Спасов день на Севере» (1887) и «Крестный ход» (1893), где именно цвет определяет спокойную гармонию и праздничность настроения.

Нельзя не отметить и педагогическую деятельность Прянишникова – более двадцати лет он преподавал в МУЖВЗ, где среди его учеников были такие выдающиеся мастера отечественного искусства как М.В.Нестеров, С.И.Светославский, С.В.Иванов, А.Е.Архипов, А.С.Степанов, В.Н.Бакшеев, В.К.Бялыницкий-Бируля и многие другие.

Илларион Михайлович Прянишников родился 20 марта (1 апреля) 1840 года в селе Тимошево Боровского уезда Калужской губернии в купеческой семье.

Учился в Московском училище живописи и ваяния в 1852-1855 и 1857-1865 годах у Е.Я.Васильева, С.К.Зарянко, Е.С.Сорокина, награжден малой и большой серебряной медалями.

В 1875-1877 принимал участие в оформлении храма Христа Спасителя. Обращался к книжной иллюстрации, работал в технике офорта и литографии.

В 1873-1894 годах преподавал в МУЖВЗ. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870, член правления московского отделения ТПХВ). Действительный член ИАХ (с 1893).