Согласные на конце слова. Примеры слов с парными согласными: в корне слова, в конце слова? Примеры слов с парными согласными на конце слова

«Правописание парных согласных на конце слова и перед гласными»

Цель: формировать умения УУД.

Предметные :

    формировать умение видеть орфограмму;

    уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;

    развивать орфографическую зоркость;

Метапредметные :

    развивать внимание, мышление, речь;

    уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;

    уметь контролировать и корректировать свою работу;

Коммуникативные:

    уметь строить работу с партнёрами;

    уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;

Личностные :

    уметь оценить свою работу и работу товарища;

    уметь находить причину успеха работы.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый.

Методические приёмы: беседа, слово учителя, синтез и анализ.

Оборудование :

    схема с основными вопросами урока;

    алгоритм проверки парной согласной;

    карточки с заданиями;

    сигнальные карточки;

    карточки для самооценки.

Ход урока.

    Мобилизующий этап.

У вас на партах две карточки (солнышко и облачко ), поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

2. Минутка чистописания.

Откройте ваши тетради. Запишите число, классная работа.

Не доро_ подаро_ – дороже внимание. (слайд 1)

- Прочитайте предложение, что это? (Пословица )
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (
Не важно, сколько стоит подарок, важно то, что о тебе помнят.)
- Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание. (Устно. Не дорог-буква Г, проверочное слово-дорогой. Подарок-буква К, т. к. это суффикс ОК.)
- А теперь напишите эту пословицу.

Что можете сказать о буквах Г и К ? ( Они обозначают парные согласные звуки.)
-Какие ещё буквы обозначают парные согласные звуки? (
Б-П, В-Ф, Д-Т, Ж-Ш, з-с)

- Почему они считаются “опасными”? (На конце слов пишутся не так, как слышатся.)
- Как проверить парные согласные в слове? (Дети говорят правило с примерами) .

3. Определение темы и задач урока.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

( Правописание слов с парными согласными на конце. )- (слайд 2)
- Какие задачи можете поставить себе на урок?
(слайд 3)

У – упражняться в написание парных согласных;

Р – развивать внимание;

О - объяснять написание слов;

К - коллективно, дружно работать.

В течение урока мы ответим на вопросы: (слайд 4)

Что

Где надо проверять?

Как

Чем

На какие вопросы мы уже можем дать ответы?

Что надо проверять? (парные согласные: б п, в ф, г к, ж ш, з с, д т )

Где надо проверять? (на конце слова )

Как надо проверять? (правило)

Для того, чтобы нам было легче применять правило, мы будем пользоваться алгоритмом. (слайд 5)

Алгоритм:

1. Читаю слово ….

2. Слышу звук ….

3. Изменяю слово….

4. Проверяю…

5. Пишу букву….

4. Физкультминутка. (Слайд 6)

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Делаем вперёд наклоны –

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Начинаем приседать -

Раз – два – три – четыре – пять.

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно, не лениться

5. Работа по теме урока. Работа в парах.

- Урок мы продолжим. Запишите отгадки:

1) Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А ниток ни одной. (ёж)

2) Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

3) Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный?

(Волк)

4) Он ходит голову задрав,

Не потому, что гордый нрав,

Не потому, что важный граф,

А потому, что он... (Жираф)

6) Он рогат и близорук,

Плохо видит он вокруг.

Зато может крепкий бок

Продырявить … (Носорог)

7) Только с виду я хороший.

Состою в родстве я с кошкой.

Бегаю быстрее ветра,

В Африке меня ты встретишь.

Я на солнышке лежу,

И добычу сторожу.

Если грозно посмотрел,

Убегай, опасен – (Лев).

(слайды 7, 8)

5.1 Письмо по памяти. (карточка)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится.

И на землю тихо

Падает, ложится.

5.2 Работа у доски.

- Ястре_, ено_, пиро.., малы_, сне.., утю_, сторо.., отря_, глобу_.

Какое правило помогло написать правильно букву? (Правописание слов с парными согласными на конце.)
- Что вы делали для того, чтобы правильно написать парную согласную в корне?

Правило.

Чтобы правильно написать парную согласную в конце слова, надо изменить форму слова, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный .

6. Работа с сигнальными карточками.

Игра «Будь внимательным»

Я буду называть слова с парной согласной, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.

Мёд, чиж, уж, краб, кит, хлеб, ковш, глаз, шарф, карниз.

7. Самостоятельная работа. По карточкам.

Карточка 1 (работа с осложнённым текстом)

Задание: - вставить пропущенные буквы,

- записать рассказ

Ду(б/п) - …, горо(д,т) - …, обе(т,д) - …, су(п,б) - …

Зу(п,б) - …, огоро(д,т) - …, гла(з,с) - …, жу(г,к) - …

8. Итог урока. (слайд 9)

Что надо проверять? (парную согласную на конце слова )

Где надо проверять? (на конце слова )

Как надо проверять? (Надо проверять однокоренные проверочные слова)

Чем надо проверять? (Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)

Что б-п, в-ф, г-к, ж-ш, з-с

Где надо проверять? в корне, на конце слова

Как подбирать однок. слова, изменение формы сл.

Чем после согласного слышался гласный звук

9. Рефлексия учебной деятельности. (слайд 10)

- если вам было легко выполнять задания –

- если у вас на уроке возникали затруднения –

10. Спасибо за работу. (слайд 11)

Класс: 2

Цель: создание алгоритма подбора проверочных слов с парными согласными в корне слова.

  1. Формировать умение подбирать проверочные слова с парными согласными в корне слова, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
  2. Развивать логическое мышление через приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения на этапах подготовки и усвоения нового материала, при работе в группах, в работе с деформированным текстом.
  3. Продолжать развивать орфографическую зоркость, применяя методику В.В. Лайло.
  4. Способствовать развитию письменной речи, обогащению словарного запаса учащихся.
  5. Способствовать развитию творческого мышления и воображения.
  6. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
  7. Развивать коммуникативные навыки через организацию работы в группах.
  8. Способствовать воспитанию у учащихся интереса к изучаемому предмету.

Оборудование:

Сигнальные карточки;

Учебник“Русский язык” для 2 класса четырехлетней начальной школы, 2 часть, Т. Г. Рамзаева, Москва, “Дрофа”, 2009 год;

Тетрадь;

Индивидуальные карточки, опоры;

Кораблики у каждого учащегося с разноцветными парусами (красные – 1 уровень, синие – 2 уровень, зеленые – 3 уровень).

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок русского языка. Посмотрите, какая сегодня хорошая погода, как нам улыбается солнышко. Давайте и мы улыбнемся друг другу, и тихо сядем.

Запишите число и классная работа.

II. Подготовка к усвоению нового материала.

1. - Посмотрите на доску.

Назовите буквы, которые вы заметили.

(Т, Д, В, Г, К, Ж, Ш, З, Б)

Что вы можете сказать об этих буквах? (Эти буквы обозначают согласные звуки)

2. - На какие две группы можно разделить эти звуки? (Звонкие и глухие)

Записываю названные буквы на доску:

Давайте заполним пропуски.

3. – А сейчас красиво напишем данные пары букв, но прежде подготовим пальчики к работе.

(Дети поочередно соединяют мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д. до больших пальцев под счет:

Один, два, три, четыре, пять!
Вышли пальцы погулять!)

Чтобы парные согласные не разбежались мы свяжем их веревочкой. Прописываем в воздухе за учителем. Теперь самостоятельно записываем в тетрадь.

Дети записывают с доски:

Придумайте слова, в которых буква из этих пар стоит в корне, в конце или в середине слова (голубь, холод, ягодка).

III. Постановка темы и задач урока.

Подумайте, какая сегодня тема урока? (Парные согласные в корне слова)

Записываю тему на доске.

Сегодня мы будем учиться правильно писать парную согласную в корне слова, подбирать проверочные слова.

IV. Усвоение нового материала.

1. Наблюдение над языковым материалом.

Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да)

Я буду загадывать загадки, а вы должны их отгадать. Отгадки я запишу на доске.

1. Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице (морковь).

2. В лесу родилась
На воде живу (лодка).

3. Шел долговяз,
В землю увяз (дождь).

4. Показался желтый бок
Только я не колобок,
Не из мягкого я теста,
Покати – не тронусь с места.
Приросла к земле я крепко,
Назови меня. Я … (репка).

На доске:

морков ь лод ка дожд ь реп ка
ф т т б

Посмотрите что у меня получилось. Какие буквы мне записать?

А вы хотите научиться правильно записывать согласные в словах? (Да)

Объединитесь в группы и попробуйте вывести правило (алгоритм) правописания слов с парными согласными в корне. Можно дать подсказку:

Изменить слово;

Подобрать однокоренное слово.

Работа группы обсуждается коллективно:

  1. Изменить слово – поставить его во множественное число, чтобы после согласного стоял гласный звук (дождь – дожди).
  2. Изменить слово – добавить слово “нет” (дождь – нет дождя).
  3. Подобрать однокоренное слово (уменьшительно-ласкательное) – (дождь – дождик).

Молодцы! Вы нашли много способов подбора проверочных слов. Давайте запомним стихотворение, которое объединяет все способы:

Все напишем правильно
И запомним правило:
Парный в слове проверяй
Рядом гласный подставляй.

3. Работа над определением.

Сравните слова записанные на доске:

морко…ь – морко…ный

В каком слове вы не сомневаетесь в написании парной согласной? (Морковный)

Почему? (Звучит четко)

Что заставляет этот звук звучать четко, ведь гласного рядом нет? (Согласный звук “н”)

Сделайте вывод четвертого способа проверки написания парных согласных в корне слова. (Подобрать проверочное слово, чтобы после парного согласного стоял звук “н”.)

Алгоритм подбора проверочных слов с парными согласными:

  1. Изменить слово – поставить его во множественное число, чтобы после согласного стоял гласный звук.
  2. Изменить слово – добавить слово “нет”.
  3. Подобрать однокоренное слово (уменьшительно-ласкательное).
  4. Изменить слово – подобрать однокоренное слово,в котором после этого согласного стоит согласный звук [н].

Молодцы ребята! Сравните наши выводы с выводами в учебнике на странице 60.

Приведите свои примеры. Остальные дети внимательно слушают и сигнальными карточками показывают свое отношение.

А сейчас ребята, мы с вами послушаем сказку, которую покажут нам ваши товарищи. Инсценирование сказки. “Сказка о парных согласных”.

Сказка о парных согласных

Жили- были в Стране Русского языка парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Жили они дружно, но вот характер у них был разный: звонкие согласные были веселыми, голосистыми, а вот глухие – немножко сердитыми.Чуть что – сразу начинают шипеть, свистеть, ворчать. И звонкие, и глухие согласные были ужасными спорщиками. Очень часто не могли решить, кому из двух согласных встать в слово. Так и получилось, когда парные согласные отправились на прогулку. Бегут они по дорожке, а там телеграфный столб стоит, только одной буквы в этом слове не хватает. Столб просит: “Помогите мне!”. Буквы Б и П начали громко спорить о том, кому быть в этом слове.

СТОЛ(Б)?(П)?

Рядом был фруктовый сад. Последней буквы в этом слове тоже нет. Взялись помогать саду буквы Д и Т , но заспорили – кто лучше с этой работой справится.

Неподалеку строился дом. К дому вела дорожка. Решили взяться за дело буквы Ж и Ш, но тоже не могут договориться: кто из них будет стоять в этом слове.

ДОРО(Ж)?(Ш)?КА

Тем временем З и С отыскали на грядке спелый арбуз, но никак не поделят его. Каждому хочется встать в это вкусное слово. В и Ф никак не разделят травку, которую накосили. Буквы Г и К разворошили целый стог сена, тоже никак не договорятся, кому из них быть в этом слове.

АРБУ(З)?(С)? ТРА(В)?(Ф)?КА СТО(Г)?(К)?

Шел мимо дед Буквоед, услышал шум, крики, споры и решил навести порядок. Позвал он на помощь гласные буквы и сказал: “В этих словах в конце поставьте гласную букву, или после согласного поставьте гласную букву в середине слова, она и укажет, кто из вас будет стоять в этом слове.

Так и сделали: столбы – столб, сады – сад, дорожка – дороженька, арбуз – арбузы, травка – трава, стога – стог.

Все встало на свои места. С тех пор парные согласные всегда зовут на помощь гласные, чтобы проверить написание слов.

V. Физкультминутка.

Буратино шел – шел

Белый гриб нашел.

Раз – грибок,

Два – грибок,

Три – грибок,

Положи их в кузовок.

Назовите слово из физкультминутки с парной согласной. (Гриб, а еще мы услышали проверочное слово – грибок)

Молодцы!

VI. Закрепление изученного.

1. Сейчас я буду диктовать предложения, а вы записывайте в тетрадь только слова с парными согласными, вместе с проверочными словами, используя разные способы подбора.

Выпал первый пушистый снег.
У кошки зоркие глаза и острые зубки.

Какие слова вы записали? (Снег – снега, кошки – кошечка, глазки – глазик, зубки – зубов)

Ребята, я еще раз прочитаю первое предложение, а вы назовите главные члены предложения.

2. Словарная работа.

Отгадайте загадку:

Дуйся, не дуйся.

Через голову суйся.

Попляши день-деньской

И пойдешь на покой (кофта).

Подберите проверочное слово к слову кофта. (К этому слову нельзя подобрать проверочное слово. Это слово – словарное)

Как мы помогаем памяти запомнить в словах именно эти буквы? (Мы используем “усиление”, “уярчение” буквы в слове)

Давайте попробуем в слове кофта “усилить” букву “ф”. Какие у вас предложения?

(- Я предлагаю “усилить” букву путем написания орфограммы по аналогии с внешним видом.)

КО ТА

Молодец!

(- А я думаю так. Кофту надевают на фигуру, поэтому я предлагаю усилить орфограмму с помощью слова “фигура”.

(Есть еще один вариант “усиления” буквы. Кофты бывают разных фасонов)

Молодцы! А сейчас запишите слово в словарик и на месте запоминаемой орфограммы нарисуйте предмет.

Придумайте предложение со словарным словом.

3. Физкультминутка на зрение по методике Базарнова.

4. Дифференцированная работа.

Задание для каждого уровня записано на карточках. Для ребят, у которых на парте лежат кораблики с красными парусами, выполняют задание № 1.

Задание № 1. Расположите предложения так, чтобы получилось стихотворение. Найти слова с парными согласными и написать проверочные тремя способами.

Не набрать мне столько за год
В лес ходила я с Мариной
Набрала подружка ягод
За черникой и малиной.

Для ребят, у которых на парте лежат кораблики с синими парусами, выполняют задание № 2.

Задание № 2. Выписать слова с парными согласными, подобрать проверочные тремя способами.

В ле… ходила я с Мариной,
За черникой и малиной.
Набрала подру…ка яго…

Для ребят, у которых на парте лежат кораблики с зелеными парусами, выполняют задание № 3.

Задание № 3. Выписать слова с парными согласными, подобрать проверочные любым способом.

В ле… ходила я с Мариной,
За черникой и малиной.
Набрала подру…ка яго…
Не набрать мне столько за го…

Какие слова с парными согласными вы выписали? (Лес, подружка, ягод, год)

Какое стихотворение получилось в первом задании? Прочитайте.

Можно ли это назвать стихотворением? Почему? (Дети называют признаки стихотворения: рифма и т.д.)

Ребята, давайте вспомним, как правильно подобрать проверочное слово (ответы детей).

Хорошо! Давайте проверим ваше задание. Если не согласны с ответами друг друга, сигнальте.

Учащиеся 3 группы называют проверочные слова, их дополняют учащиеся 2 и 1 групп.

VII. Подведение итогов.

Что узнали нового?

Что вам было интересно?

На каком этапе вам было трудно?

Что бы вы рассказали родителям об уроке?

Что бы вы изменили в уроке?

Обозначьте свое отношение к работе на наших традиционных палочках успеха.

VIII. Домашнее задание.

1 группа. Упражнение 322.

2 группа. Упражнение 322 (по заданию, дополнительно придумать с проверяемыми словами словосочетания)

3 группы. Упражнение 321.

Что такое звук? Это минимальная составляющая человеческой речи. Изображается буквами. В письменной форме звуки от букв отличаются наличием у первых квадратных скобок , использующихся в фонетической транскрипции. Буква – о, звук – [о]. Транскрипция показывает различия написания и произношения. Апостроф [ ] свидетельствует о мягкости произношения.

Вконтакте

Звуки разделены на:

  • Гласные. Их можно легко тянуть. При их создании язык не принимает активного участия, фиксируясь в одном положении. Звучание создается благодаря изменениям положения языка, губ, различным вибрациям голосовых связок и силе подачи воздуха. Протяжность гласных – основа вокального искусства (распевания, «пения гладью»).
  • Согласные звуки а выговариваются с участием языка, который, занимая определенное положение и форму, создает препятствие движению воздуха из легких. Это приводит к появлению шумов в полости рта. На выходе они преобразуется в звучание. Также свободному прохождению воздуха препятствуют губы, которые смыкаются-размыкаются во время речи.

Согласные разделяют на:

  • глухие и звонкие. Глухость и звонкость звучания зависит от работы речевого аппарата;
  • твердые и мягкие. Звучание определяется положением буквы в слове.

Буквы, обозначающие согласные звуки

Глухие

Глухие в русском: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш]. Проще всего запомнить фразу, а не набор букв, «Стёпка, хочешь щец? Фи!», содержащую их все.

Пример, в котором все согласные звуки глухие: петух, соты, штифт.

Звонкие

При их образовании форма языка близка к форме, производящей глухие, но добавляются вибрации. Звонкие согласные звуки создают активные вибрации связок. Вибрации деформируют звуковую волну , и в полость рта попадает не чистый поток воздуха, а звучание. В дальнейшем он дополнительно преобразовывается языком и губами.

К звонким согласным принадлежат: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.

При их произношении в области гортани явно чувствуется напряжение. Кроме того, проговорить их четко шепотом практически невозможно.

Слово, в котором все согласные звуки звонкие: Рим, гордыня, зола, лиман.

Сводная таблица согласных (глухие и звонкие).

Именно за счет смены звучания русская речь обогащена различными словами, близкими по написанию и произношению, но абсолютно разными по значению . К примеру: дом - том, суд - зуд, код - год.

Парные согласные

Что означает парность ? Две буквы, близкие по звучанию, при произношении которых язык занимает схожие положения, называют парные согласные звуки. Произношение согласных можно условно разделить на одноэтапные (в их создании участвуют губы и языки) и двуэтапные – первыми подключаются связки, затем рот. Те случаи, когда при произношении движения рта совпадают, и создают пары.

Сводная таблица парных согласных с учетом твердости и мягкости

В речи свойственно не выговаривать каждую букву, а «съедать» ее. Это не является исключением только русской речи. Подобное встречается практически во всех языках мира и особо контрастно заметно в английском. В русском этот эффект подвластен правилу: парные согласные звуки подменяют (на слух) друг друга во время речи. К примеру: любовь – [л’ у б о ф’].

Но не все имеют свою пару. Есть не похожие по произношению ни на какие другие – это непарные согласные . Техника воспроизведения отличается от произношения прочих звуков и объединяет их в группы.

Парные согласные

Непарные согласные

Первая группа может произноситься с мягкостью. Вторая не имеет аналогов в произношении.

Непарные согласные разделяются на:

  • соноры – [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. При их произношении поток воздуха ударяется о верхнее небо, как о купол;
  • шипящие – [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Русского языка содержит буквы, которые в контексте сложны для восприятия. Звуки [ч], [й], [ц], [н] звонкие или глухие? Выучите эти 4 буквы!

Важно! [ч] – глухой! [й] – звонкий! [ц] – это глухой! [н] – звонкий!

Непарные согласные

Твердые и мягкие

Они одинаковы по написанию, но различны по звучанию. Глухие и звонкие согласные, за исключением шипящих, могут произноситься твердо или мягко. Например: [ б ] был – [ б` ] бил; [ т ] ток – [ т` ] тёк.

При произношении твердых к небу прижимается кончик языка. Мягкие образуются благодаря прижатию к верхнему небу средней части языка .

В речи звучание определяет последующая за согласным буква.

Гласные образуют пары: а-я, у-ю, э-е, ы-и, о-ё.

Двузвучные гласные (я, ё, ю, е) произносятся по одной из двух комбинаций: звук [й] и парная гласная из Э, О, У, А либо мягкий знак и парная гласная. К примеру, слово юнга. Оно произносится как [й] [у] [н] [г] [а]. Или слово мята. Оно произносится как: [м’] [а] [т] [а]. Гласные А, О, У, Э, Ы не имеют двойного звучания, поэтому не влияют на произношение впереди стоящей согласной .

Пример различия:

Ложка – люк, мед – море, дом – дятел.

Фонетическая транскрипция:

[Л о ж к а] – [Л’ у к], [м’ о д ] – [м о р’ э], [д о м] – [д’ а т е л].

Правила произношения:

  • твердые произносятся перед А, О, У, Э, Ы. Нарыв, бок, бук, бэнтли, былое;
  • мягкие произносятся перед Я, Ё, Ю, Е, И. Месть, мёд, кит, пюре, мята;
  • твердые произносятся, если после них стоит другая согласная: смерть. После согласного [с] стоит согласная [м]. Не зависимо от того, мягкая М, звонкая или твердая, С произносится твердо;
  • твердые произносятся, если буква стоит последней в слове : класс, дом;
  • согласные перед гласной [е] в заимствованных словах произносятся твердо, как перед [э]. Например: кашне – [к] [а] [ш] [н] [э];
  • всегда мягкие перед Ь: лось, мякоть.
  • исключения из правил:
    • всегда твердые Ж, Ш, Ц: жизнь, шипы, цианид;
    • всегда мягкие Й, Ч, Щ: белый, черный, щука.

Внимание! Глухая буква не всегда обозначает такой же звук. Это зависит от положения в слове.

Твердые и мягкие звуки

Оглушение

Русский язык обладает понятием оглушения – некоторые звонкие звучат, как глухие согласные звуки из пары.

Это не является дефектом речи, а наоборот – считается критерием ее чистоты и правильности. Но это правило работает только с парными согласными. К примеру, [г] в речи часто заменяется на [х]. Это относится к дефекту, так как [г], приближенное к [х], считается отличительной чертой украинского языка. Употребление его в русской речи неверно. Исключение – слово Бог.

Правила и примеры:

  • буква стоит последней в слове: зуб – [зуп], прорубь – [п р о р у п’];
  • после буквы стоит глухой согласный: сыроежка – [с ы р о е Ш к а].

Есть обратный процесс – озвончение. Означает, что в речи глухие произносятся как парные им звонкие . Озвончение оправданно, когда они стоят перед звонкими согласными: сделка – [з д’ э л к а].

Согласные звонкие и глухие твердые и мягкие

Согласные звуки звонкие и глухие. Урок русского языка в 5 классе

Зрительные и слуховые предупредительные диктанты.

Дуб, герб, голубь, гриб, зуб, клуб, лоб, столб, сугроб, хлеб, суп, серп, тулуп, цепь, укроп.

Бровь, клюв, кровь, лев, морковь, обрыв, обувь, остров, сев, рев, рукав, улов, хлев, шарф, шкаф, штраф.

Берег, враг, друг, круг, луг, овраг, пирог, снег, сапог, слог, стог, рог, творог, утюг, флаг, шаг, юг, бак, бок, бык, волк, галстук, гудок, дневник, звук, жук, крик, крюк, лак, лук, мак, молоток, охотник, песок, рак, рыбак, парк, сок, урок, танк, фартук, язык.

Год, гвоздь, город, дед, дождь, доклад, дрозд, завод, мед, лошадь, медведь, лед, народ, наряд, огород, обед, отряд, парад, плод, площадь, поход, поезд, пруд, рад, ряд, сад, след, склад, тетрадь, труд, холод, хоровод, бант, бинт, брат, буфет, винт, гость, букет, кость, кисть, кит, кот, крот, куст, балет, лифт, молот, мост, плот, прут, рост, рот, салат, салют, свет, свист, самолет, сеть, флот, фронт, халат, хвост.

Арбуз, воз, груз, глаз, грязь, колхоз, мороз, низ, приз, рассказ, совхоз, таз, вальс, вкус, вес, голос, гусь, колос, лес, лось, матрос, нос, овес, пес, час.

Багаж, гараж, еж, нож, пляж, стриж, сторож, уж, чиж, стаж, ерш, камыш, карандаш, ландыш, марш, шалаш.

1. Вот тебе прут. Гони гусей на пруд. 2. В огороде вырос лук. Луг покрылся сочной травой.

1. По реке плывет плот. С дерева упал спелый плод. 2. У отца в руках молот. В зимний холод мы кормили птиц.

1. За домом рос старый дуб. 2. Лена терла морковь для салата. 3. Рак жил под камнем. 4. Мы идем на балет.

1. Я люблю арбуз, а брат - дыню. 2. В вагоны грузили багаж. 3. У дедушки лисий тулуп. 4. Мама свяжет брату шарф.

1. Собака - верный друг. 2. Начался учебный год. 3. Зазвучал школьный вальс. 4. В лесу рос душистый ландыш.

1. На окно сел голубь. 2. Дети встали в круг. 3. Гриб рос под елкой. 4. Это шкаф для книг.

1. Налей воду в таз. 2. Брат ставит машину в гараж. 3. В суп положили укроп. 4. Учитель ставит в дневник оценки.

1. Тетрадь стоит две копейки. 2. Мороз сковал реки льдом. 3. Охотник набрел на большой шалаш. 4. На лугу стоял стог сена.

1. Обрыв зарос густым ельником. 2. В слове «конь» один слог. 3. Наш герб - серп и молот. 4. Отлично служит матрос Орлов.

1. Утром купили свежий хлеб. 2. Надо детям купить обувь.

3. На первый ряд сели наши гости. 4. В лесу много берез.

1. Учитель делал доклад. 2. Один рог у быка сломан. 3. У берега рос камыш. 4. У Веры в клетке жил чиж.

1. Наш народ строит новую жизнь. 2. Наш отряд идет на парад. 3. Город Москва очень большой.

1. Возьми нож и вилку. 2. В траве полз уж. 3. Собака напала на след. 4. Дрозд клюет ягоды.

1. Я получил первый приз. 2. На обед дали пирог с капустой. 3. У Вали сильный голос. 4. За лесом большой луг.

Дети встали в круг. Они играют. Миша - волк. Волк ловит гусей. Один гусь у волка. Миша рад.

Ваня нес хлеб. Он устал. Сел Ваня под куст и уснул. А Рекс тут как тут. Ест пес хлеб и рычит. Проснулся Ваня. Нет хлеба. Плачет Ваня. А Рекс скулит. Жалко Ваню.

Был мороз. Выпал пушистый снег. Дети взяли коньки и лыжи. Они вышли в парк. Там горка и пруд. Легко бегут коньки по льду. Быстро едут лыжи с горки. Хорошо зимой!

Выборочные диктанты.

Идет отряд.

Барабанщик

Очень рад.

(А. Барто.)

За оградой виден сад -

Молодые яблони.

Там работает отряд

С тачками и граблями.

(А. Барто.)

Щуря глаз

И хмуря брови,

Поворчав себе в усы,

Часовщик Иван Петрович

Осторожно взял часы.

(С. Михалков.)

Год прошел, как день вчерашний.

Над Москвою в этот час

Бьют часы Кремлевской башни

Свой салют - двенадцать раз.

(С. Маршак.)

Под березой на пригорке

Старый еж устроил норку…

(Г. Ладонщиков.)

Снег расстроился до слез:

Дом сосульками оброс.

(Л. Зубкова.)

Говорят прохожие:

Вот весна идет!

А это я работаю,

Разбиваю лед.

(А. Барто.)

Флот плывет к большой земле;

Флаг на каждом корабле.

(С. Маршак.)

Мед медведь в лесу нашел -

Мало меду, много пчел.

(С. Маршак.)

Вот какой у нас арбуз

Замечательный на вкус!

Даже нос и щеки

Все в арбузном соке.

(3. Александрова.)

На иглу нацепит ежик

Грушу, сливу - всякий плод,

Что под деревом найдет.

(П. Воронько.)

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

(М. Познанская.)

Самодиктанты.

Светофор мигнул и - раз!

Вдруг открыл зеленый… (глаз).

Замечательный на вкус!

Алый, сахарный … (арбуз).

Дружно выстроившись в ряд,

Дети вышли на … (парад).

Береги нос

В сильный … (мороз).

Жили-были сто ребят,

Все ходили в детский… (сад).

Всякий молод

В зимний… (холод).

Пришел домой художник наш,

Он взял тетрадь и … (карандаш).

Это в небо голубое

В честь победы пушки бьют,

И звучит над всей страною

Майский, праздничный… (салют).

Нору день и ночь копаю,

Вовсе солнышка не знаю.

Кто найдет мой длинный ход,

Сразу скажет - это … (крот).

То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я? … (тетрадь)

Солнце жарче припечет,

С неба дождь на нас польет.

Зацветет, зазеленеет

Наш веселый … (огород).

Цель урока: закрепить, обобщить знания и проверить умения и навыки учащихся по теме «Парные согласные на конце слова».

Задачи урока:

  • развивать умение распознавать в слове парный согласный, требующий проверки;
  • развивать умение обосновывать выбор правописания парных согласных на конце слова
  • формировать интерес к русскому языку:
  • формировать коммуникативные умения.

Оборудование:

  • карточки со словарными словами;
  • «веер» букв парных согласных;
  • предметные картинки с изображением животных;
  • раздаточный материал – рифмы
  • тест для проверки знаний
  • картина «Зимние забавы»
  • аудиозапись «Вместе весело шагать» (слова М. Маустовского, музыка В. Шаинского)

Ход урока

I. Организационный момент

Начинается урок.
Он пойдёт нам точно впрок.
Будем знания получать,
Будем грамотно писать.

II. Сообщение темы и цели урока

на первой строке – букву первого слова,

на второй строке – букву второго слова.

С каких букв начинаются слова? (Вопрос задаётся после каждой пары слов).

На доске и в тетрадях запись:

б в г д ж з

п ф к т ш с

Прочитайте получившуюся запись.

Как называются звуки, которые мы на письме обозначаем этими буквами? (Парные согласные).

А теперь сформулируйте по этим подсказкам тему урока.

Чему мы будем учиться на уроке?

III. Словарная работа

На доске запись:

[арт ист], [т итрат ], [раскас], [маркоф]

Прочитайте слова. Вспомните, как они пишутся. Запишите их.

Самопроверка: на доске карточки со словарными словами.

Подчеркните орфограммы. Назовите их.

Почему в слове рассказ пишется удвоенная согласная.

Разберите слово по составу.

Какая орфограмма объединяет все эти слова? (Парная согласная на конце слова)

Назовите проверочные слова.

IV. Закрепление изученного .

1. Устный опрос .

Расскажите правило, как проверить парную согласную на конце слова.

Назовите способы проверки парной согласной. (Изменить форму слова, подобрать однокоренное слово).

Почему парные согласные на конце слова надо проверять? (Звонкие согласные оглушаются, возникает проблема выбора написания буквы).

Какие ещё согласные вы знаете? (Непарные звонкие и глухие согласные).

Надо ли проверять непарные согласные на конце слова? (Нет, так как непарные звонкие согласные не оглушаются).

2. Работа по учебнику (Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. 2 класс).

Упр. 245, стр. 156.

Ученики на уроке придумывали слова с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова». Вот что получилось у Вовы Колесникова.

Прочитайте эти слова вслух.

Во всех ли словах есть нужная орфограмма?

Прочитайте только слова с орфограммой, подберите к ним проверочные слова.

3. Упражнение в подборе проверочных слов .

Запись учащимися на доске и в тетрадях.

Подумайте, как назвать одним словом. Запишите слова в столбик, впереди - проверочное слово. Обозначьте орфограмму.

  • а) инструмент для резания (нож);
  • б) гора снега (сугроб);
  • в) самая крупная ягода (арбуз);
  • г) предмет одежды, надеваемый на шею (шарф);
  • д) участок земли, засаженный плодовыми деревьями (сад)

4. Игра «Доскажи словечко ».

Работа с «веером» букв.

На доске предметные картинки (ёж, лев, медведь, уж, волк, крот). Открываются после ответа учащихся.

Во многих названиях животных встречается парная согласная на конце слова.

Ваша задача: досказать словечко – название животного. Показать букву на конце слова сигнальной карточкой. Назвать проверочное слово.

Колючий как … (ёж).

Храбрый как …(лев).

Неуклюжий как … (медведь).

Слепой как … (крот).

Изворотливый как … (уж).

Голодный как … (волк).

5. Выборочный диктант .

На уроках во время диктанта вам приходится находить слова с орфограммами на слух.

Послушайте пословицы. Объясните, как вы их понимаете.

а) В зимний холод каждый молод .

б) Береги нос в сильный мороз .

в) На языке мёд , а под языком лёд .

Запишите только слова с орфограммой – согласной буквой на конце слова. Обозначьте орфограмму. Устно подберите проверочные слова.

Музыкальная физкультминутка

6. Телеграмма от Незнайки

Ребята, догадайтесь, о ком идёт речь в загадке.

Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа.
(Незнайка)

Как называются произведения про Незнайку? Кто автор этих произведений?

Я вижу, что все вы хорошие друзья Незнайки. Сегодня нам в класс прислали телеграмму от Незнайки. Прочитайте её.

Текст написан на доске.

Дорогой друг!

Иди прямо через зелёный лук. Справа будет большой прут, на нём деревянный плод. Не пугайся кос – они не бодаются.

Жду тебя.

Почему текст вызвал у вас недоумение?

Найдите и исправьте ошибки. Обоснуйте свой ответ.

7. Творческая работа .

Работа в парах. (У каждой пары по одному двустишию).

Свойство оглушения согласных на конце слова используют поэты для создания рифм в стихах. Однажды Незнайка пытался сочинять стихи, но у него ничего не получилось. А хотелось бы вам на мгновение превратиться в поэтов и проверить свои способности?

Задание: вставьте буквы и подберите слова в рифму.

№1. Папа нам купил …
Замечательный на вку_

№2. Лаял наш пёс и на скрип, и на …,
Хлеба не брал у прохожих из ру_

№3. Я не буду кушать су_,
Потому что болит …

№4. По весне начнёт реветь,
Чуть проснувшийся …

№5. - Под корягой не найдёшь!-
Рыбаку пробулькал …

№6. Кто мяукал во весь …
Наш пушистый, добрый ко_

№7. Целый килограмм конфе_
Съела Нюрка на …

Прочитайте получившиеся двустишия. Докажите правильность написания орфограммы – согласной на конце слова.

8. Тест.

Вариант №1 Вариант №2
1. Произношение какого согласного
может расходиться с его может расходиться с его
обозначением на письме обозначением на письме
1) з 1) р
2) м 2) г
3) н 3) л
2. Прочитайте однокоренные слова.
Укажите слово, в корне которого
парный согласный надо проверять
1) зубик 1) дуб
2) зуб 2) дубок
3) зубастый 3) дубовый
3. Ученик подбирал проверочные
слова. Укажите его ошибку. слова. Укажите его ошибку.
1) лес - леса 1) город – города
2) хлеб – хлебец 2) глаз – глазки
3) сторож – сторожка 3) голос – голоса

V. Итог урока.

Какое задание было интересно выполнять? Были трудности при выполнении заданий?