Конспект НОД по Формированию Целостной Картины Мира план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему. Конспект занятия по фцкм в подготовительной группе на тему: заповедные места камчатки Конспект НОД "Сад-огород" подготовительн

Конспект занятия в подготовительной группе.

НОД: Познание. ФЦКМ.

Тема: «Животные наши помощники».

Программные цели: продолжать знакомить детей с домашними животными, устанавливать взаимосвязь жизни животных от жизни человека; познакомить с трудом животноводов; прививать любовь к домашним животным; воспитывать заботливое отношение к животным.

Ход занятия:

Оргмомент.

Актуализация.

Ребята, давайте посмотрим в окно. Какое там солнышко? Какое настроение возникает у вас, глядя на яркое солнце? (ответы детей) . Да, у меня тоже радостное, отличное настроение, потому что мы с вами можем сегодня много-много всего интересного узнать. А о чём мы будем говорить, вы можете отгадать сами.

Загадывание загадки:

Они бывают дикими, живут в лесу дремучем,

Домашними бывают и помогают людям.

– Кто они такие?

Дети: Животные.

Воспитатель: Ну, конечно вы правы, мы с вами поговорим о домашних животных.

Беседа о домашних животных.

Вы знаете о том, что домашние животные не всегда были домашними? (ответы детей) . Давайте отправимся с вами в прошлое и узнаем, как это происходило. Для того, чтобы попасть в прошлое, нам надо пройти по мосту времени (дети проходят по скамейке и свободно располагаются на ковре) .

Давным-давно жили на Земле Человек и много разных животных, и были эти животные дикими. Были животные, которые боялись Человека, а были и такие, которых боялся Человек (просмотр слайдов презентации) . Как вы думаете, какое животное Человек приручил первым? Правильно, первым домашним животным стала собака. А зачем она была нужна Человеку? Да, верно, она была полезна на охоте, охраняла жилье, а когда домашними стали козы, овцы, коровы – собака помогала Человеку пасти, охранять их. Со временем Человек приручил и других животных. Каких вы знаете домашних животных? У всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры, давайте расскажем каких из них вы знаете?

(Педагог называет домашнее животное, а дети – дикого предка. Собака – волк, кролик – заяц, свинья – кабан, корова – тур, кошка – рысь и т. д.)

где живут домашние животные?

Для одних животных домом остался лес, степь, пустыня – дикая природа, а для других – жилье рядом с домом человека. Жилье любого животного – и домашнего, и дикого носит свое название.

Вспомним, как называется жилище некоторых животных?

(Педагог называет животное, дети – название его жилища: собака – конура, корова – хлев,)

Давайте вспомним, как могут выглядеть животные.

У всех животных есть основные части – какие? (ответы детей: голова, туловище, лапы, хвост) . Для защиты себя, своих детенышей, для того чтобы добывать себе пищу, у некоторых из них есть рога, копыта, острые зубы, когти. А также для животного очень важно, чем покрыто их тело. Почему? (ответы детей) . Чтобы не замерзнуть, когда холодно, а в жару не перегреться. чем питаются животные в холодное и теплое время года

Пальчиковая гимнастика

Домашние животные

Довольна корова своими

телятами,

Овечка довольна своими

ягнятами,

Кошка довольна своими

котятами,

Кем же довольна свинья?

Поросятами!

Довольна коза своими

козлятами,

А я довольна своими ребятами!

Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших.

Физкультурная минутка «Коровушка»

Я коровушку свою(показывают голову коровы с рогами)

Ранним утром подою.Я поглажу ей бока:Дай детишкам молока.(Выполняются движения по тексту стихотворения).

Что можно приготовить из молока? (Ответы детей).

Из молока можно приготовить много вкусных и полезных продуктов. Как их можно назвать, одним словом? Верно, это молочные продукты, так как изготовлены из молока. Где их можно взять, купить? Назовите их!

Рассказывание сказки «Как животные счастье искали»:

Педагог предлагает детям следующую игровую ситуацию.

«Однажды домашние животные задумались: «Что это мы все с Человеком и с Человеком! Ни погулять, когда и сколько тебе хочется, ни поесть то, что тебе хочется. Хотим быть свободными, дикими и жить в зимнем лесу!». «Там так красиво!», – вздохнула лошадь. Сказано – сделано. Вот отправились в лес корова, лошадь, свинья и кошка.

А в это же самое время в лесу встретились дикие животные. Они очень завидовали домашним животным. «Им-то хорошо! Не надо бегать искать себе корм, все хозяин дает», – говорили волки. «Счастливые! Не надо прятаться, всего бояться, мерзнуть», – вздыхал зайчишка. «А давайте пойдем к человеку и скажем ему, что тоже хотим быть домашними животными», – предложила хитрая лиса. Звери так расшумелись, что не заметили, как разбудили медведя. «Чего шумите? Спать не даете! Или весна наступила?»- заревел медведь. Осторожная белка ответила медведю с высокой сосны: «Да вот, хотим домашними животным стать, пойти к человеку жить. Пусть нас кормит, поит, ухаживает за нами, держит нас в тепле». «Это вы хорошо придумали! Я тоже с вами пойду, все равно теперь не скоро засну», – ответил медведь. Пошли дикие животные к дому человека. Поменялись животные местами.

Так прошел день, другой, а потом они встретились. Где? На дороге. Идут и те и другие к себе восвояси грустные. Начали звери рассказывать, как им жилось. Давайте представим, что же рассказывали животные о своем житье-бытье.

Отгадывание загадок о домашних животных.

Выгнул спину он дугой, Замяукал.Кто такой? Потянулся сладко - Вот и вся зарядка. (Кот)

Заворчал живой замок, Лег у двери поперек.Две медали на груди.Лучше в дом не заходи! /Собака/

Нос пятачком, а хвост крючком. (Свинья)Кто имеет пятачок, Не зажатый в кулачок? На ногах его копытца. Ест и пьет он из корытца. (Поросенок)

Этот маленький ребенокСпит без простынь и пеленок.Под коричневые ушкиНе кладут ему подушки.У него четыре ножки,Он гуляет без пальто.Он галошки и сапожкиНе наденет ни за что.Он сказать не может: «Мама,Есть хочу!» А потомуЦелый день мычит упрямо:«Му-у-у!»Это вовсе не ребенок -Это маленький… (Теленок ).

Не спеша шагает с речки, В шубе ей тепло, как в печке. Подойдет она к избе И зовет меня: «Бе-бе»! (Овца)

Не мой бы труд, Не мой бы бег,Ты плохо жил бы,Человек.Но в век машины и мотора,Боюсь,В отставке буду скоро. (Конь)

По реке плывет бревно – Ох и злющее оно!Быстрый прыжок, Теплый пушок, Красный глазок. Вот угадай-ка, Чей пух на фуфайки, На шапки, перчатки Идет вам, ребятки? (Кролик)

Ознакомление с трудом животных.

Ребята, не только люди работают, но и каждое животное выполняет свой труд.

Какой труд выполняет собака? (охраняет дом)

Какой труд выполняет корова? (кормит человека)

Какй труд выполняет лошадь? (пашет огород)

Какой труд выполняет кошка? (ловит мышей)

Какой труд выполняет кролик? ….

Какой труд выполняет овца? …

Игра «назови детёнышей».

Посмотрите внимательно на картинки и назовите детёнышей».

Корова – ….

Кошка – ….

Собака – ….

Крольчиха – …

Овца – ….

Подведение итогов. Рефлексия.

Ребята, что мы делали на занятии?

Каких домашних животных мы вспомнили?

Где живут домашние животные?

Какой труд они выполняют?

Как вы думаете, можно ли сказать, что «животные – это наши помощники»? Почему?

Вам понравилось наше занятие?

Что нового вы узнали?

Кто работал лучше всех?

В пособии представлены планирование работы и конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром детей 6–7 лет на год.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

    Ольга Витальевна Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий 1

Ольга Витальевна Дыбина
Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий

Введение

Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 6–7 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни) в процессе занятий, игр-занятий, дидактических игр.

Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, ее содержание представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагается примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.

Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 6–7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).

Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности; необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);

– перегружать детей большим количеством вопросов;

– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.

Ознакомление с окружающим миром необходимо строить в соответствии с психологическими особенностями детей, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.

В подготовительной к школе группе ознакомление с окружающим миром проводится как в форме игр-занятий, так и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру. Усложнения игры можно добиться разными методами:

– включение путешествия в прошлое, настоящее и будущее разных предметов (в зависимости от возраста детей);

– увеличение количества путешествий;

– изменение числа команд и участников в каждой команде;

– включение заданий на рисование предметов и т. д.

Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности в процессе познания окружающего мира.

Для детей подготовительной к школе группы обучающие задачи игр-экспериментов должны усложняться: от умения действовать самостоятельно в соответствии с заданным алгоритмом и получать результат к умению составлять алгоритм в соответствии с моделями; от умения определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия признаков предмета к умению представлять их в системе взаимосвязей и взаимозависимостей (строение, функционирование, назначение, существование во времени и пространстве и т. д.).

Тема: ”Заповедные места Камчатки “.
Цель занятия:
Создание условий для обогащения речи детей через их познавательнуюдеятельность.
-Привлечь детей к изучению жизни обитателей Кроноцкого заповедника и южно Камчатского заказника.-Познакомить детей с понятием “заповедник” и роли человека в жизни обитателей.-Познакомить детей с географической картой Камчатского края и с местоположением Кроноцкого заповедника.Задачи:
1.Образовательные:
-Обогатить знания детей об особенностях животного и растительного мира, птицах.
-Закрепить у детей понятие “Красная книга “.
2.Развивающие:
-Развивать поисковую деятельность детей.
-Развивать интерес к изучению родного края, умению делать выводы.
3.Воспитательные:-Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе заповедника.
-Воспитывать доброе отношение к природе, чувствовать ответственность, гордость
за охрану богатств родного края.
Материал и оборудование:
Карта Камчатки,иллюстрации растений,животных,морских птиц, вулканов, водопадов,
Рек; рыб, обитателей Кроноцкого заповедника, слайды фотографии заповедных зон,
аудио запись с криком птиц,буклеты с информацией о Кроноцком заповеднике.
Словарная работа:
-Активизировать словарь детей по теме “Кроноцкий заповедник “.
-Обогатить словарь детей за счёт слов: заповедник,ледник, вулкан.
Предварительная работа:
-Чтение художественной литературы по данной теме.
-Беседа о заповедном крае, об обитателях заповедника.-Рассматривание иллюстраций, картин в книгах: “Кроноцкий заповедник” ,-Дидактические игры: ”Чьи детки?”, ”Кто, как прячется?”, ”Кто, как кричит?”, ”Домино”, ”Лото”.
Ход занятия:
В группе смоделирована ситуация: ”Кроноцкий заповедник “.
Организационный момент:
-Ребята, на какой улице находится наш детский сад? (Кроноцкой).
-Как вы думаете, в честь чего была названа наша улица? (В честь Кроноцкого заповедника).
-Сегодня я вас приглашаю на экскурсию в Кроноцкий заповедник.
-Что такое заповедник? (Заповедник –это место, где люди охраняют животных, растений,птиц).
-Ну что, отправляемся в путь.
-Как вы думаете, на чём можно туда добраться? (На вертолёте).
-А мы отправимся мы на воздушном шаре.
-Проходите, занимайте места.
Воспитатель: Пока мы будем лететь, я расскажу вам о происхождение Кроноцкого заповедника.
За тридевять земель, за высокими горами, у океана, синего моря, с юго –восточной части
Камчатки, находится самый большой заповедник, Кроноцкий. Кроноцкий заповедник- является одним из старейших заповедников России. Был основан в 1934 г. Своим появлением он обязан Камчатскому соболю.
Вот мы и прибыли в Кроноцкий заповедник.
Звучит аудизапись с голосами морских птиц.-Ребята, что вы слышите? (Гомон птиц).
-Давайте подойдём и рассмотрим птиц.
-Как называются птицы, которые живут возле моря. (Морские).
-Где живут морские птицы? (В воздухе, в воде, на земле).
-Сколько видов птиц живут в Кроноцком заповеднике? (69 видов птиц).
-Назовите, каких птиц вы знаете? (Топорок, чайка, баклан, кайра, ипатка, ворона, белоголовый орлан, большая белая цапля, лебедь кликун).-Что такое птичий базар? (Это место, куда слетаются птицы. Могут быть скалистые берега
или на отдельно стоящих камнях, живут там семьями).
-Чем питаются морские птицы? (Рыбой, крабами, мышками, лесными птицами, зайцами).
-Какая птица напоминает пингвина? Чем? (Кайра, она переваливается с ноги на ногу, верхняя сторона туловища чёрного цвета, грудка белого цвета).
-Как кайра заселяется на скалах? (Чем теснее тем лучше. Так, что камешку негде упасть).-Как кайра откладывает яйца? (Они не строят гнёзда, откладывают единственное яйцо, похожее на грушу).
-Какая птица похожа на попугая? Где она живёт? (Топорок, живёт в норах).
-Для чего она использует свой клюв? (Клюв как лопатка, выкапывает в земле нору, защищается от врагов).
-Какую птицу называют санитаром леса и почему? (Чайку, она очищает пляж от отбросов).
-Какую птицу называют рыболов? Покажите её. (Баклан).
-Почему морские водоплавающие птицы выходят сухими из воды? (Их перья покрыты тонким слоем жира, поэтому вода легко скатывается).
-Какая самая большая угроза для птиц? (Люди слишком близко приближаются на вертолётах к птицам, птицы в панике покидают гнёзда, оставляют яйца и птенцов не защищёнными от хищников. Самое страшное, проникновение крыс на остров).-Молодцы! Сейчас мы превратимся в серо-крылую чайку и покружимся над вулканами.
Динамическая пауза. Звучит аудизапись голосов птиц.
-Ребята. что вы видите? (Вулканы).
-На что похожи вулканы? (На гору, печку, конус).
-Что такое вулкан? (Это гора, покрытая снегом,которая периодически извергается и выплёвывает магму, лаву, вулканические газы, камни, бомбы).
-Что такое лава? (Это магма, изливающая на земную поверхность, при извержении застывает).
-Сколько вулканов в Кроноцком заповеднике? Назовите их. (25 ,8- действующих Большой СеМячик, Гамчен, Кизимен, Кихпиныч, Комарова, Кроноцкая сопка, Узон, Крашенинникова).
-Какой вулкан самый высокий? (Кроноцкая сопка).
-Какой вулкан является достопримечательностью Кроноцкого заповедника? (Узон).
-Чем он достопримечателен? (Находится много холодных и тёплых озёр, растёт пышная растительность, много птиц, зверей, богат ягодами, животным миром, большое количество горячих источников, обнаружена самая молодая нефть).
-Какой вулкан спал 80 лет и проснулся? (Кизимен).
-Какой самый активный вулкан? (Кихпиныч).
-Вулкан Крашенинникова в честь кого был назван? (В честь выдающего русского учёного, он был исследователем Камчатки).
-Чем ещё знаменит Кроноцкий заповедник? (Долиной Гейзеров, Долиной Смерти).
-Что такое гейзер? (Источник, который периодически выпускает струю пара и горячей воды).
-Назовите, какие вы знаете гейзеры? (Аверей, Жемчужный, Щель, Врата Ада).
-Какой самый крупный гейзер? (Грот,Великан).
-Какой самый большой ледник? (Тюшевский).
-Какое озеро самое крупное? (Кроноцкое).
-Что вы знаете о Долине Смерти? (Ответы детей).
Молодцы, ребята! Сейчас мы с вами немножко поиграем.
Физкультминутка: “Вулкан“.
Вулканы начали "играть",
Из жерла лаву извергать.Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак.-2 раза
Но вот он начал уставать,
Огонь в нём начал угасать.
Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ
Последний раз огнём дыхнул -
Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»
И на десятки лет уснул.
Складывают руки под щеку «засыпают, спят».
Молодцы! Наша экскурсия продолжается.
Воспитатель: Ребята, животный мир заповедника разнообразен. Сейчас наши дети
проведу мини экскурсию и расскажут о животных, которые обитают в Кроноцком
заповеднике. (Аня –медведь, Лада – лиса, Егор-россомаха, Милана – норка, Катя –белка,
Кирилл-лось).
Молодцы! Спасибо!-Чем ещё знаменит Кроноцкий заповедник? (Растительным миром, рыбой).
-Назовите, какие растения Кроноцкого заповедника вы знаете?(много лишайников, мохообразных растений,рябина Камчатская, шиповник, шикша, елово –лиственный лес, белая берёза,тополь).
-Какое самое удивительное растение Кроноцкого заповедника? (Пихта Камчатская, она похожа на ель,высаживают саженцы пихты и распространяют по всей территории Камчатского края).
-Какие лекарственные растения вы знаете? (Восковик войлочный- имеет смолистый запах, крапива плосколистная).
-Назовите рыб Кроноцкого зоповедника: (голец, кита, кижуч,камбала,сельдь, треска,есть крабы, морские звёзды).
-Назовите морских млекопитающих. (Голубой кит, морской котик, серый кит, сивуч, тихоокеанский морж).
Молодцы!
А теперь я предлагаю кроссворд по Кроноцкому заповеднику, чтобы проверить, что же вы запомнили:

По вертикали:
2.Место, где люди охраняют животных, птиц и рыб. (Заповедник)
5.Какая птица похожа на попугая? (Кайра)
9.Как называется заповедник, расположенный на Камчатском полуострове? (Кроноцкий)
11.Животное, которого ещё сто лет назад не было на Камчатке. (Белка)
По горизонтали:
1.Какая птица, живущая в Кроноцком заповеднике, напоминает пингвина? (Топорок)
3.Вулкан, который является достопримечательностью Кроноцкого заповедника. (Узон)
4.Самое удивительное растение Кроноцкого заповедника. (Пихта)
6.Гора, покрытая снегом, которая периодически извергается. (Вулкан)
7.Один из представителей парнокопытных животных на Камчатке, дальний родственник оленей. (Лось)
8.Самый крупный гейзер долины гейзеров на Камчатке. (Великан)
10.Чем питаются морские птицы? (Рыба)
Итог:
-Ребята, посмотрите, что я держу в руках? (Красную книгу).
-Что обозначает обложка Красной книги? (Красный цвет -сигнал опасности и тревоги,
он призывает всех людей помогать в беде растениям и животному миру).
-Для чего необходима красная книга? (В Красную книгу заносят растения, животный мир, которых на земле почти не осталось).
-Назовите
Воспитатель: Молодцы, ребята, экскурсия по Кроноцкому заповеднику закончена, возвращаемся в детский сад.Ребята, вы много узнали о Кроноцком заповеднике- это наше богатство, наша гордость.
Вы сегодня придёте домой, что вы расскажете своим родителям, где вы побывали, что вам запомнилось?(Ответы детей).
Воспитатель: В нашей стране принят Государственный закон об охране природы. Этот закон обязывает всех людей беречь природные богатства нашей Родины.
Вот и закончилась экскурсия по Кроноцкому заповедник, а в память об этом путешествии сотрудники Кроноцкого заповедника приготовили для вас медальки “Умницы” и “Умники”.
Конспект проведения занятия по ФЦКМ в подготовительной группе на тему:
“Заповедные места Камчатки”.
Подготовила и провела Аверина М.М.

Конспект ООД в подготовительной группе по познавательному развитию. ФЦКМ.

«Необъятный и чудесный многогранный этот мир» "Вода и ее свойства ".

Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с №7 «Улыбка» г. Холмска

Бизяева Н.Е.

Цель : систематизация знаний детей о воде и ее разнообразных свойствах через опыты.

Задачи:

Образовательные:

Расширить и конкретизировать знания детей о свойствах воды;

Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни;

Формировать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира;

Дать элементарное представление о процессе фильтрации;

Развивающие:

Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с прилагаемым алгоритмом в процессе опытов;

Развивать память, мышление, внимание и речь и умение делать выводы;

Формировать навыки опытно-экспериментальной деятельности;

Показать при помощи схем свойства воды;

Активизировать словарный запас детей (прозрачная, безцветная, безвкусная; текучая

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к воде;

- воспитывать дружеские взаимоотношение друг с другом в совместной деятельности.

Материалы и оборудование:

письмо, презентация, (А4), глобус, пластиковые стаканчики (по 6 штук на каждого ребенка), одноразовые ложки (по 4 шт. на каждого ребенка), подносы (по 2 на каждого ребенка), пипетки, жидкая пищевая краска нескольких цветов, камешки, баночки с солью, сахаром, лимонным соком, речным песком, вода, молоко, фартуки, воронки, ватные диски на каждого ребенка; схемы (свойства воды), конверт

Методы и приёмы: словесные – чтение письма, объяснение; наглядные – презентация, иллюстрации с изображениями воды в природе, быту, карточки- схемы: безопасное поведение, схемы – свойства воды; практические – опыты, физминутка; детское экспериментирование.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций с изображением различных состояний воды, использование воды в быту и в природе.

Чтение художественной и познавательной литературы:

Сказка «Капитошка. Путешествие воды», рассказ Н.А. Рыжковой «Как люди речку обидели», сказка «Путешествие Капельки».

Наблюдения; знакомство с круговоротом воды в природе.

Ход ООД:

I часть вводная.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются с гостями и встают полукругом)

Гость: Ребята, вам передали письмо, возьмите его.

Воспитатель: Интересно, от кого оно? Это письмо от Незнайки, давайте его прочтем (воспитатель читает письмо ).

" Здравствуйте, ребята! Пишет вам Незнайка. Я путешествую по Луне и встретил лунных жителей. С Луны они видят нашу планету Земля, и не понимают, почему на ней так много синего цвета. Я им уже пытался объяснить, что это – вода, но они всё равно меня не понимают. Ребята, помогите мне рассказать инопланетянам о воде!»

Воспитатель : Ребята, поможем Незнайке?

Дети: Да, поможем.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, почему на нашей планете (показывает глобус) больше синего цвета? (ответы детей)

Правильно, потому что на нашей планете очень много рек, морей, океанов и различных водоемов. Вода занимает ¾ части Земли.

А что же такое ВОДА?

Давайте с вами посмотрим.

(Показ показ презентации «Вода – уникальное вещество нашей планеты»)

Воспитатель читает:

Вода - уникальное вещество нашей планеты.

Безбрежная ширь океана…

И тихая заводь пруда, струя водопада,

И брызги фонтана, и все это - только вода.

Тучи, туман, облака - это ведь тоже вода.

Бескрайние ледяные пустыни полярных областей,

снежные покровы, застилающие почти половину планеты - и это вода.

В кружевах будто одеты деревья, кусты, провода.

И кажется сказкой это…

А, в сущности – только вода.

Жизнь без воды невозможна!

Воспитатель: Ребята, так какие состояния имеет вода?

Дети: жидкое, твердое и газообразное.

Воспитатель: правильно.

I I часть: Основная.

Воспитатель - Ну что, ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Незнайке?

Дети - Да.

Воспитатель – А как?

Дети - Проведем опыты с водой, выявим ее свойства и результаты экспериментов отправим Незнайке.

Воспитатель - Я предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в виде схем и отправить их Незнайке.

Воспитатель - А какие свойства воды вы знаете? Какая она?

Дети – Вода - жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса.

Текучая, прозрачная.

II. I часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

Воспитатель - Чтобы убедиться в этом, куда нам нужно отправиться, где мы будем проводить исследования? (ответы детей )

Воспитатель – Правильно, в лабораторию. А вы знаете, что это такое?

Дети - Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

Воспитатель – Ну вот и я хочу пригласить вас в лабораторию. Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды и её свойств. Ведь именно о ней мы с вами сегодня и говорим.

Воспитатель: Одевайте фартуки и занимайте свои рабочие места.

Воспитатель : Ребята, прежде чем приступить к исследованию, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

Дети - Не шуметь – этим мы мешаем другим.

Аккуратно обращаться с приборами.

Нужно внимательно слушаться воспитателя.

Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение, сделать вывод.

(Дети отвечают, а воспитатель на магнитной доске располагает карточки )

Опыт 1.Вода бесцветная.

(Перед детьми стаканы: один с водой, второй с молоком)

Воспитатель - Ребята, перед вами два стакана – один с водой, а второй с молоком. Посмотрите, пожалуйста, а есть ли цвет у воды?

Дети – Нет, у воды нет цвета.

Воспитатель - Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета?

Дети – Лист белого цвета.

Воспитатель - А это стакан молока. Какого цвета молоко?

Дети - Молоко имеет белый цвет.

Воспитатель - А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?

Дети – Нет.

Воспитатель – А теперь я предлагаю вам в оба стакана положите по одному камешку. В каком из стаканов камень видно, а в каком нет? Почему?

Дети – В стакане с водой мы видим предмет, а в стакане с молоком – нет.

Воспитатель – Какой делаем вывод?

Дети - Вода – прозрачная, безцветная.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

Первое свойство воды – вода безцветная, прозрачная (схема).

Воспитатель: Ребята, уберите на пустой разнос оба стакана и поставьте перед собой следующий стакан с водой.

Опыт 2. Вода меняет цвет.

Воспитатель : Ребята, вода всегда прозрачная и бесцветная?

Дети – Нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает.

Воспитатель: Скажите, как это сделать и увидеть?

Воспитатель : Давайте добавим в воду краску. Возьмите пипетки и баночки с краской, наберите краску в пипетку и капните в воду. (дети с помощью пипетки добавляют в воду краску) Что произошло?

Дети – Вода изменила свой цвет.

Воспитатель - Какой вывод из этого следует?

Дети - Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, какую краску в нее добавили.

Воспитатель : Молодцы!

Второе свойство – вода меняет цвет (схема).

Воспитатель: Уберите стаканы с окрашенной водой на разнос , нам пора отдохнуть. Подойдите все ко мне и встаньте в круг.

Физминутка «Капельки кап-кап» (с музыкальным сопровождением)

С неба капельки летели,

В ручейки попасть хотели.

И захватывая дух, капельки упали – пух!

С неба капельки упали,

Ручейками побежали,

Побежали ручейки,

И прозрачны и легки.

Капельки прыг, прыг, капельки хлоп, хлоп,

Капельки топ, топ, топ, топ, топ (2 раза)

Воспитатель: Ребята,давайте вернемся на свои места и продолжим экспериментировать.

Опыт 3. Вода без вкуса.

Воспитатель: поставьте перед собой по три стакана с водой.(стаканы с нумерацией 1,2,3)

Воспитатель - Как вы думаете, вода имеет вкус?

Попробуйте её. (Дети пьют воду)

Какая она? Сладкая, солёная, кислая?

Дети - Вода безвкусная.

Воспитатель : Ребята, обратите внимание, у вас на разносах есть баночки с различными веществами: соль, сахар и лимонный сок. В первый стакан добавьте одну ложку сахара и размешайте. Во второй стакан добавьте немного соли, на кончике ложки, совсем чуть-чуть. В третий стакан добавьте немного лимонного сока. (дети добавляют вещества)

Предлагаю вам с помощью ложек попробовать воду из каждого стакана, понемногу, языком. Какой вкус у воды?

Дети – Сладкий, соленый, кислый

Воспитатель: Итак, какой вывод мы можем сделать?

Вывод : Вода не имеет вкуса, но принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

Воспитатель: Молодцы!

Третье свойство – воде можно придать вкус (схема).

Опыт 4. «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются».

Воспитатель - Вкус появился, а где вещества, которые мы добавили в воду? Куда они исчезли?

Дети – В воде эти вещества растворились.

Воспитатель:

Дети: вода – растворитель.

Четвертое свойство – вода растворитель (схема).

Воспитатель - Ребята, давайте посмотрим, что произойдет, если мы добавим в воду песок? Уберите стаканы с растворенными веществами и возьмите последний стакан с водой. Добавьте в нее песок и перемешайте. Изменилась ли вода? Растворился ли песок? Вода стала мутной или осталась прозрачной?

Дети – Песок не растворился, вода стала мутной.

Воспитатель: Какой из этого можно сделать вывод?

Дети: Не все вещества растворяются в воде.

Схема – не все вещества растворяются в воде.

Воспитатель – ребята, а как вы думаете, какая вода нам нужна для использования в жизни? (ответы детей)

Ну, конечно же чистая. Но не вся вода на нашей планете чистая и чтобы ее использовать, что нужно с ней сделать?

Дети – очистить.

Воспитатель – правильно, а как мы очистим грязную воду? (ответы детей )

Да, мы это сделаем с помощью фильтра.

Опыт 5. «Очищение воды»

Воспитатель: Возьмите пустые бутылочки, вставьте в них воронки, а в воронки положите ватные диски, это будет наш фильтр. А что такое фильтр?

Дети: Фильтр – это приспособление для очистки воды.

Воспитатель: Вылейте воду из последнего стакана в воронку. Посмотрите, вода очистилась?

Дети: Да, вода стала чистой и прозрачной.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на фильтр, что вы можете сказать?

Дети: Фильтр стал грязным.

Воспитатель: Вот теперь наша вода чистая и ее можно использовать.

III часть. Подведение итога.

Воспитатель: Таким образом, ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Какие свойства воды мы сегодня проверяли?

Дети: вода не имеет цвета, вкуса, запаха, она прозрачная, растворяет вещества, но не все.

Воспитатель: Ребята, а где и для чего мы используем воду?

Дети: в быту – умываемся, стираем, моем, готовим еду; в природе – поливаем растения и т.д. (воспитатель показывает картинки, а дети отвечают).

Воспитатель: Ребята, но вы должны помнить, что воду необходимо беречь, как мы должны беречь воду?

Дети: нельзя засорять водоемы, нельзя оставлять открытым кран.

Воспитатель: Ребята, все результаты наших исследований мы отправим Незнайке, и пусть он расскажет лунным жителям о воде и ее свойствах (воспитатель кладет в конверт карточки-схемы и запечатывает)

Воспитатель: Ребята, пришло время возвращаться в группу. Давайте пожелаем гостям: «Берегите воду!» и скажем им «До свидания!»

Тематическое занятие по ФЦКМ

с применением нетрадиционных форм обучения

в подготовительной группе

на тему «Лесная книга».

Скрипник Валентина Владимировна

Программное содержание: формировать представление дошкольников о том, что лес – это живой организм, который мы должны беречь. Учить анализировать и делать выводы о взаимосвязях в природе, отличать живые объекты и неживые. Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лесных лекарственных растениях, закреплять знания детей о правилах поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к природе и чувства сопереживания ей.

Предварительная работа: разучивание стихотворений о природе, наблюдения на прогулке.

Оборудование: игрушка гном, карточки – схемы, экологическая пирамида, запрещающие знаки, рецепты для приготовления сухого чая.

Ход занятия:

    Организационный момент

Ребята, у нас сегодня гости, и они очень хотят узнать, как вас зовут. Давайте положим свое имя на ладошку и передадим гостям, только имя должно быть ласковое. (Дуновение на ладошку)

    Сюрпризный момент

Ой, ребята, за окном кто-то промелькнул.(Подхожу к окну и беру письмо)

Кто-то бросил к нам в окошко, посмотрите, письмецо

Может это лучик солнца, что щекочет нам лицо.

Может это воробъишко пролетая, обронил,

Может кот письмо, как мышку, на окошко заманил?

Читаем с детьми письмо. « В лес, ребята, поспешите

и скорее помогите! Гном»

Дети, вы готовы пойти в лес? (Да)

По тропинке мы пойдем, лужи мимо обойдем

Перепрыгнем ручеек, посмотрим налево

Посмотрим направо.

На носочки встанем и на солнышко глянем

Ах, какая красота!»

Здравствуй гном, что случилось в лесу? Ребята, в лес прилетал шалунишка ветер и сорвал все картинки из лесной книги и гном просит ему помочь восстановить картинки. Гном дает корзинку с орехами, на которых нарисованы цифры. Каждая цифра обозначает номер странички в книге.

В 1 орехе стихотворение. Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

и все твои друзья.

Как называется этот дом? Природа.

Нашу природу можно разделить на две части – это живая природа и неживая. Назовите мне живую природу, теперь неживую природу.(Называя, дети выкладывают карточки – схемы в книге)

Дети, гномик хочет поиграть с вами в игру.

    Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Дети на ощупь определяют, что относится к природе, а что к рукотворному миру, доказывая свою точку зрения.

Первую страничку мы заполнили. Беру орех с цифрой 2.

Ребята, орех не простой. Я чувствую приятный аромат. Гном и для вас приготовил орешки с приятным ароматом, возьмите.(В орехе вата с ароматом)

    Аутотренинг (под музыку)

Ярко светит солнышко

Дует легкий ветерок.

Я вдыхаю чистый, свежий воздух

Надо мной кружат птицы,

Мне хорошо и приятно.

Какой аромат вы слышите? (трав, цветов)

Открываю следующую страничку, на ней надпись Лесная аптека.

Ребята, а для чего нужна аптека? А лесная аптека?

Еще в давние времена люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти травку, съев которую они выздоравливали. Вот и человек стал искать помощи у разных растений.

Выберите лесные лекарственные растения для книги.(На мольберте картинки лесных и луговых лекарственных растений)

Дети выкладывают картинки и карточки - схемы в книге и объясняют, какие болезни лечат эти растения.

А вы знаете, правила сбора растений?

1. Не рвать много растений.

2. Не собирать у автомобильных дорог.

3 .Не собирать в сырую погоду.

4 .Собирать только в ясную погоду.

5. Не пробовать на вкус.

6. После сбора вымыть руки с мылом.

Ребята, на пороге уже зима, давайте пройдем в нашу лесную лабораторию и приготовим сухой чай для наших гостей, чтобы они не болели.

Дети одевают фартуки и косынки. Перед каждым ребенком лежит рецепт приготовления чая(у всех разные).

Ромашка 1 ложка

Липа 2 ложки

Мята 1 ложка

Сахар 2 ложки

Пакетики с сухим чаем раздаем гостям.

Открываю орех с цифрой 3, внутри лежит нитка.

Ребята, гном предлагает нам поиграть в игру.

    Дидактическая игра «Паутинка жизни»

Дети одевают медальки. На медальках написаны слова (почва, солнце, вода, растения, птицы, травоядные, хищники, насекомые, бактерии.)

По очереди передаем клубочек и плетем паутинку.

1. Солнышко необходимо всем и деревьям, и птицам и т.д.

2. Вода тоже всем нужна.

3 .Прошел дождь и напитал почву водой.

4 .Появляются растения.

5 .Растениям помогают размножаться насекомые.

6 .Вредных насекомых уничтожают птицы.

7 .Питаются растениями травоядные животные.

8 .Травоядными питаются хищники.

9 .Когда животные погибают их останки съедают бактерии

В результате работы бактерий останки животных превращаются в перегной и обогащают почву. А если в почве есть удобрения, то появляется больше растений и т.д. Вот какую крепкую паутинку мы сплели. О чем говорит нам эта паутинка жизни? (В природе все взаимосвязано)

Теперь мы и в лесной книге можем выложить экологический домик, который поломал шалунишка ветер.

    Физминутка

Руки подняли и покачали - это деревья в лесу

Локти согнули и отряхнули – ветер сбивает росу

Плавно руками помашем – птицы летают вокруг

За руки возьмемся и с вами встанем в круг.

У гномика для вас задание. Дети делятся на две группы, у каждой конверт с заданием.

1 конверт – выложить пищевую цепочку насекомое – хищник

2 конверт – выложить эколог. цепочку косточка - плод

Дети выполняют задание.

Показываю детям орех с цифрой 4 (светофор)

    Дидактическая игра «Светофор»

Каждый сигнал светофора обозначает почти тоже, что и на проезжей части.

Красный свет – природе вред

Желтый – осторожно

Знак зеленый, как красиво

Скажет лес тебе спасибо!

У детей в руках красный, желтый, зеленый кружочки. Я называю действия а дети поднимают знаки и объясняют почему они так думают.

1 дети пришли в лес и стали ломать ветки деревьев.(красный) Почему?

2 оставили мусор в лесу (красный) Почему?

3 кормушки в лесу (зеленый, желтый) Почему?

4 девочки нарвали много цветов для веночков (красный) Почему?

5 мухоморы в лесу не сбиваю (зеленый) Почему?

Молодцы! Теперь мы можем и в лесной книге выложить запретные знаки.

Я буду говорить свои действия, а вы будете говорить да или нет.

1 если я приду в лесок с корнем вырву красивый цветок (нет)

2 если ветку подвяжу, колышек поставлю (да)

3 если разведу костер, а тушить не буду (нет)

4 мусор я не уберу, так в лек оставлю (нет)

5 если хлебушка кусок на пеньке оставлю (да)

6 отдыхать я в лес приду, громко музыку включу (нет)

7 ежа домой я принесу, пусть живет, не жалко (нет)

8 я на дерево залезу, птенчиков в гнезде считать(нет)

9 я люблю свою природу, я ей помогаю (да)

Вот мы и справились, помогли гному. Пора прощаться и в группу возвращаться.

По тропинке в сад пойдем

Лужи мимо обойдем.

Перепрыгнем ручеек

Посмотрели мы налево

Посмотрели мы направо.

На носочки встанем на солнышко глянем

Вот мы и в группе.

Ребята, скажите, что вам понравилось в лесу? Что запомнили?

А что бы вы еще хотели узнать?