Работа по формированию фонематического слуха. Методы и приёмы работы по формированию фонематического слуха. «Услышишь - хлопни»

В настоящее время предъявляются новые более высокие требования к дошкольному обучению и подготовке детей к школе. Для этого необходима система занятий по формированию правильной устной речи. Это осуществляется в логопедическом детском саду.

Нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия и фонематических представлений создают помехи, в основном, на начальном этапе овладения чтением в букварный период, а недостаточное осознание звуковой стороны слова препятствует полноценному усвоению звуко-буквенной символики, что может привести к нарушениям чтения и письма у школьников, т.е. дислексиям и дисграфиям.

Это чаще всего возникает в результате недоразвития фонетико-фонематических компонентов речи у дошкольников. Недоразвитие фонематического восприятия выражается в перестановках, пропусках и смешениях звуков, а также в добавлении слогов, звуков в слоге и сокращении количества слогов. Произносительные затруднения особенно видны в самостоятельной речи детей. Отсюда у детей возникает неготовность к овладению звуковым анализом и синтезом, что приводит к специфическим ошибкам на письме, трудностям к овладению лексико-грамматическим строем речи и нарушениям различных психических функций.

Поэтому одним из обязательных условий формирования фонетически правильной четкой, внятной и выразительной речи у дошкольников является воспитание у них активного произвольного внимания к чужой и собственной речи, развитию памяти, а также мелкой и общей моторики. Все эти задачи решаются в процессе развития фонематического восприятия и воспитания произносительных навыков в логопедическом детском саду.

С самого начала обучения у детей воспитывается произвольное внимание к собственному произношению путем выработки точных, хорошо координированных движений речедвигательного аппарата и поэтому ведется работа по формированию фонематического восприятия. Это, в первую очередь, осуществляется на индивидуальных занятиях с логопедом. При произнесении звуков ребенок слушает себя и если звук произнесен правильно, то он может положить фишку, кружок и другие предметы. Таким образом, дети постепенно учатся слышать свое собственное произношение и отличать искаженное произношение от правильного. Это помогает, впоследствии, осуществлять самоконтроль за собственной речью.

Дети также учатся различать на слух правильное произношение звуков от неправильного, если эти звуки произносятся логопедом. Например: логопед произносит звук «Ш» 3 раза. Из которых только один раз правильно, а остальные два нет. Звуки произносятся несколько раз в разном порядке. Ребенок определяет, какой звук был произнесен правильно. Работа по формированию фонематического восприятия проводится с детьми на подгрупповых занятиях. Сначала предлагается узнавать и различать на слух неречевые звуки. Затем слуховое внимание привлекается к различению отдельных гласных наиболее резко противопоставленных, как акустически, так и артикуляционно. Это звуки А, У, И. Работа обязательно проводится с опорой на зрительные, тактильные и кинестетические ощущения.

Знакомство с гласными звуками начинается с разъяснения положения органов артикуляционного аппарата при их произнесении и с их основных характеристик

(можно петь и тянуть, произносить тихо и громко, долго и коротко). Предлагается выполнить определенные действия и одновременно произносить гласные звуки: У-У-У – поезд, А-А-А- укачивание куклы, А – руки в стороны, У –руки вверх, И- руки расходятся в стороны от груди и т.д.

Одновременно с работой по знакомству с гласными звуками в материал упражнений включаются согласные, правильно произносимые детьми, а потом и те, которые дети научились произносить правильно. Знакомим со следующими понятиями: согласный глухой, звонкий, твердый, мягкий, шипящий, свистящий. Для каждого гласного и согласного звука есть место в пособии «Город букв и звуков», на карточках, в домиках, где у согласных звуков звонкость обозначается колокольчиком, твердость – синим цветом, мягкость – зеленым цветом. Гласные – красным.

При прохождении звука в городе появляется домик или открывается окошко в домиках, где «живут» звуки, обозначенные буквой определенного цвета.

При прохождении согласных звуков учим детей слышать их среди других звуков, в слогах, словах и фразах. Постепенно осуществляется переход к более тонким дифференцировкам, т.е. отрабатываемый звук сопоставляется с другими звуками. Глухие, свистящие, шипящие звуки сравниваются между собой в своей группе звуков. Затем сравниваются группы свистящих звуков с шипящими, глухие со звонкими, всегда твердые с всегда мягкими звуками.

Например: о звуках П, Т, К, Х дети говорят, что они все согласные, глухие, твердые и мягкие – это одинаковое. Эти звуки произносят по-разному – это различное.

В ходе работы с детьми учим их слышать согласные звуки сначала среди других звуков, а потом в составе слогов. Сначала выделяем звук, находящийся в ударном слоге, затем в безударном, потом в начале, середине и конце слова.

При этом в начале работы при проговаривании звуков и слогов привлекаем зрительный контроль, а потом работаем без него. Работа со слогами с целью развития фонематического слуха проводится почти на всех занятиях. Начинается она с повторения слогов с одинаковыми звуками:

прямых та-та

то-то или

Обратных: ат-ат

Слоговые упражнения постепенно усложняются, увеличивается количество элементов в рядах от 2-х до 4-х, усложняется состав элементов в рядах: слоги прямые, обратные или сочетание прямых и обратных слогов, закрытые слоги, слоги со стечением согласных, слоги, требующие переключения с одной артикуляции на другую. Изменяется и последовательность элементов в рядах.

Например:

1. Слоги для закрепления знаний о дифференциации согласных звуков.

  • Глухих или звонких звуков

КА-ХА ОК-ОХ ОР-ОЛ РА-ЛА

ХУ-КУ УК-УХ УЛ-УР РУ-ЛУ

КА-КА-ХА РА-РА-ЛА

ХА-КА-ХА ЛА-РА-РА

  • Твердых и мягких звуков

КЛА-КЛЯ ГЛА-ГЛЯ ПЛА-ПЛА-ПЛЯ ХРУ-ХРЮ-ХРЮ

КЛО-КЛЕ ГЛО-ГЛЕ СЛО-СЛЕ-СЛО ТРЫ-ТРИ-ТРИ

КЛУ-КЛЮ ГЛУ-ГЛЮ ВЛУ-ВЛИ-ВЛЯ ПРЕ-ПРЕ-ПРЯ

  • Свистящих и шипящих

СА-ША ОС-ОШ СПА-ШПА СЛА-ШЛА

СО-ШО АС-АШ ШТА-СТА СВА-ШВА

  • Глухих и звонких звуков

АБА-АПА-АБА

ОБО-ОПО-ОБО

ЭБЭ-ЭПЭ-ЭБЭ

2. Слоги на дифференциацию акустически близких по звучанию звуков

АЛЬ-АЛ АСА-АЗА ИРИ-ИРЫ ИЛИ-ИЛЫ

3. Слоги, способствующие преодолению нарушений слоговой структуры

АЖМА АБДНА ЭДНА СТА ШТА

ОЖНА УСНА ЭГНА ЖДЫ ЖВА

Количество слогов можно постепенно увеличивать до 4-х с двумя или тремя звуками.

4. Для правильной постановки ударения в словах можно повторять следующие слоги:

  • Слоги с переменой ударения на другой слог.

КО̀-КО КО-КО̀ ТА̀-ТА-ТА ТА-ТА-ТА̀

ТА̀-ТА ТА-ТА̀ ТА-ТА̀-ТА

  • Слоги сначала с заданным ударением, а потом по отстукиванию с переменным ударением.

ТА̀-ТА ТА-ТА̀ ТА̀-ТА-ТА ТА-ТА̀-ТА

  • Слоги с ударением темпа ЖА-ЖА-ЖМА

ША-ША-ШТА

ЖА-ЖА-ЖДА

Также работа по развитию фонематического восприятия проводится при проговаривании различных слов:

1. На дифференциацию звуков в 2-х словах. Н-р.:

Миска-мишка зайка-сайка

2. На дифференциацию звуков в одном слове. Н-р.:

Зажимать (з-ж). сушки (с-ш). Лариса (л-р), чистый (ч-с).

3. На дифференциацию звуков в предложении. Н-р.:

Расшумелись на опушке сойки и кукушки (с-ш).

Основным материалом, предназначенным для закрепления правильного произношения звуков, являются отдельные слова. Их правильное произношение дает возможность подбирать фразовый, а затем и текстовой материал. Для тренировки произносительных навыков хорошо применять заучивание наизусть потешек, рассказов и стихотворений. Все это помогает выработать у детей умение различать на слух звуки в собственной речи.

Следовательно, развитие фонематического восприятия, т.е. слухопроизносительной дифференциации фонем, проходит путь от сравнения на слух звуков наиболее далеких акустически и артикуляционно до умения не только различать их в речи окружающих, но и в собственном произношении отличать наиболее тонко противопоставленные звуки. Таким образом, речь детей становится фонетически правильно оформленной.

Развитие фонематического восприятия помогает дошкольникам с нарушениями речи преодолеть трудности в звуковом анализе и синтезе слов.

Дети, опираясь, в основном, на лексическое значение слова, не чувствуют последовательности звуков в слове, что впоследствии может привести к дисграфии. На письме это может проявиться в виде перестановок, пропусков, недописывания или наращивания слов лишними буквами.

С самого начала знакомства детей с фонетикой постепенно вводили речезвуковой анализ, а позднее синтез, что, с одной стороны, способствует ускорению процесса обучения правильному произношению, а с другой – является необходимым условием подготовки к обучению грамоте.

Эта работа начинается при знакомстве с гласными звуками: их сравнивают между собой, выделяют среди согласных и других гласных. Сначала дети учатся определять место гласного в сочетаниях гласных звуков, начиная с двух звуков – АУ, а потом в сочетаниях из всех пройденных гласных звуков – из шести АУОИЭИ. Одновременно знакомим с понятием «слово» и его обозначением символом- зеленая полоска.

___________ слово

!__________ слово с большой буквы

Объясняем ребятам, что начало слова слева на полоске, конец справа, середина в центре. Гласные звуки обозначаем красным кружком и показываем букву соответствующую этому гласному звуку.

Когда дети познакомятся с шестью основными гласными звуками, знакомим с еще четырьмя «забавными» звуками. При этом мы только их называем и показываем соответствующие буквы. Обозначаем гласные звуки и выкладываем их парами, получается 5 пар красных кружков и 5 пар гласных звуков. Проводим игру «Назови пару»: А – Я

После прохождения гласных звуков начинаем знакомить детей с согласными звуками. В начале второго периода производим фонематический анализ закрытого, а потом открытого слогов. Для этого рассказываем небольшую сказочную историю о двух звуках, которые гуляли по двум дорожкам, а потом встретились, подружились и пошли по одной дорожке рядом. Например:

После знакомства с несколькими согласными звуками появилась возможность графически составлять схему слова и последовательно называть звуки в словах типа: ТОП, ТУК, СОК, СУП и др.

В течение 2-3 периодов обучения дети учились самостоятельно анализировать слова, определяя место и последовательность звуков в них. Постепенно в словах увеличивали количество звуков. Дети учились не только обозначать и анализировать слова, но и изменять кол-во звуков в них. Например: КОТ-КОТЫ-КОТИК. При этом дети объясняли, каким образом получилось новое слово. Например: «Я прибавил 1 гласный звук (красный кружок), это звук Ы. Он гласный и т.д.».

Потом проводим игру на внимание. Дети отвечают на вопросы:

  1. Сколько они обозначили слов.
  2. Сколько звуков в слове.
  3. Сколько гласных.
  4. Сколько согласных.
  5. Сколько твердых согласных.
  6. Сколько мягких согласных и т.д.

После этого они называют звуки, находящиеся на месте, указанном логопедом.

По порядку и вразбивку. Постепенно ребята учаться находить звуки в словах на любом месте. Например: в слове КАША – звук «Ш» стоит на третьем месте. Или называть звук по указанному месту.

Например: Назовите третий звук в слове.

Особую трудность для анализа вызывают слова со стечением согласных типа: МОСТ, КУСТ, СТОП. Поэтому такие слова произносились логопедом более четко, если стечение согласных было в середине, то при произношении делили слова на слоги. При обозначении таких слов символами кружки при составлении схем разводили немного в стороны.

Когда дети научились находить звуки в словах, предлагали им делить слова на слоги, считая гласные звуки. Произнося слова, делили их на слоги, выделяя их голосом. Символом слога является желтая полоска.

Постепенно дети сами учатся делить слова на слоги, называя гласные, самостоятельно придумывать слова с определенным количеством слогов.

Всю проделанную с детьми работу по формированию фонематического слуха проводим в тесном контакте с воспитателями. Они включают в логопедические пятиминутки различные задания, игры и упражнения.

В итоге проделанной работы преддошкольники учатся:

1. Правильно произносить дефектные звуки, слышать свою речь и осуществлять самоконтроль за ней, слышать речь окружающих.

Таким образом, сформировался фонематический слух.

2. Слышать из каких звуков состоят слова, делить слова на слоги, определять кол-во звуков (кол-во гласных и согласных) и кол-во слогов.

Таким образом, дети приобрели навыки фонематического анализа и синтеза.

При обучении русскому языку встает задача написать буквами воспринимаемое на слух слово. Для этого необходимо, чтобы дошкольники смогли овладеть способами анализа звуковой структуры слова, позволяющими установить количество, последовательность звуков в слове и их фонематические характеристики и умением отражать звуковую структуру слова в графической модели.

Для решения этой задачи нужно научить детей воспринимать фонематические качества звука (например, на твердость-мягкость согласного) и его положение в слове.

При первом же столкновении с написанием слова, содержащего фонемы в слабых позициях, обнаруживается недостаточность ранее сложившихся способов орфографического действия, так как в данном случае одна и та же буква оказывается знаком разных звуков (ср. звуковые значения буквы О в словах (стол) и (сталы)).

Для начала необходимо также объяснить ребенку, что звук и буква -- это не одно и то же. Не обязательно рассказывать, как и почему так получилось, важно сказать, что люди между собой договорились писать одни и те же слова одинаково, чтобы им было легко понимать друг друга.

Итак, ребенку уже ясно, для чего нужно уметь читать, писать и считать, но еще не понятно, как этому научиться. Начать можно с упражнений на развитие фонематического слуха.

Попробуем представить себе, как мы, взрослые, изучаем иностранный язык -- сложнее всего именно понимание непривычных звуков в произношении разных людей. Так же и у детей -- они не всегда могут понять, что постоянно в словах, а что привносится особенностями произношения каждого человека. Поэтому очень важно научить ребенка анализировать то, что он слышит, и изображать это в буквах.

В дошкольном возрасте ребенок вполне готов к тому, чтобы усвоить грамматический ряд языка, научиться узнавать звуки, как в начале, так и в конце и, что труднее всего, в середине слова. Некоторые сложности возникают лишь у детей с логопедическими недостатками, при которых они могут путать различные звуки.

Чаще всего в дошкольном возрасте дети заменяют звонкие звуки глухими (вместо ”дом” -- ”том”), звук ”р” -- на ”л” и обратно (вместо ”три” -- ”тли”, вместо ”корова” -- ”колова”) звук ”м” на ”н” и обратно (вместо ”муха” -- ”нуха”), шипящие свистящими (вместо ”здорово” -- ”ждорово”, вместо ”здесь” -- ”ждесь”) и др.

В этом случае важно сосредоточиться на специальных упражнениях по звуковому различению, часть из которых приведена в этой работе.

В средней группе детского сада для формирования фонематического слуха у детей лучше всего использовать методики, основанные на игровых приемах. Приложение №9. Игры по развитию фонематических процессов.

Вот, например, одна из игр. Называется она ”Расколдуй слово”.

Взрослый рассказывает ребенку сказку о злом волшебнике, заколдовывающем в своем замке слова. Заколдованные слова не могут уйти из замка, пока их кто-нибудь не освободит.

Чтобы расколдовать слово, надо не более чем с трех попыток угадать его звуковой состав, то есть назвать по порядку звуки, из которых оно состоит. Сделать это можно только в то время, когда волшебника нет в замке. Если волшебник застанет в своем замке спасителя слов, то он заколдует и его.

После сказочного вступления малышу объясняют, что такое звук и чем он отличается от буквы (в эту игру играют с детьми, уже знающими названия букв и их написание). Для этого ему говорят, что все слова звучат, и мы их слышим, потому что они состоят из звуков.

Например, слово ”мама” состоит из звуков ”м-а-м-а” (слово произносится для ребенка нараспев, так, что каждый звук слышен очень четко). Произнося звук ”м”, взрослый должен обратить внимание на то, что произносится именно звук ”м” (как раз и являющийся фонемой), а не буква ”эм”.

Играя в эту игру взрослым необходимо помнить, что названия согласных букв не совпадают с тем, как эти буквы звучат в словах, то есть с их фонемами. Например, буква ”эс” в словах звучит как звук ”с”, а буква ”бэ” в словах звучит как звук ”б” и т.д.

Трудность предлагаемых для ”расколдовывания” слов должна возрастать постепенно. Вначале должны предлагаться совсем простые слова типа: ”пол”, ”кот”, ”кит”, ”каша” и т. д. Все звуки слова должны произноситься взрослым очень четко, а гласные даже тянуться.

Развитие фонематического восприятия

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап - узнавание неречевых звуков;

II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап - дифференциация слогов;

V этап - дифференциация фонем;

VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже - учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

Формирование звукопроизношения

Условия, необходимые для формирования у дошкольников с ФФН правильного звукопроизношения:

для первоначальной постановки звука отбирается ряд звуков, принадлежащих к разным фонетическим группам;

при этом целесообразно использовать все анализаторы. Опора на кинестетические ощущения способствует осознанному звучанию речи;

отработка звуков, смешиваемых в речи детей, осуществляется поэтапно и распределена во времени;

закрепление поставленных звуков в процессе дифференциации всех близких звуков; материал по закреплению и автоматизации звуков подбирается таким образом, чтобы в нем отсутствовали дефектные и смешиваемые в речи ребёнка звуки; чтобы отобранный материал мог способствовать обогащению, уточнению словаря, выработке грамматически правильной связной речи.

Особенности формирования правильного звукопроизношения:

1. Формирование правильного звукопроизношения осуществляется на фоне развития и совершенствования звукослоговой структуры слова.

2. Коррекция нарушений звукопроизношения проводится на основе развития речеслухового восприятия и артикуляторной моторики. При этом развитие артикуляторной моторики обеспечивается формированием как кинетической, так и кинестетической основы артикуляторных движений.

3. Коррекция нарушений звукопроизношения проводится одновременно с формированием фонематических процессов.

4. Коррекция нарушений звуковой стороны речи осуществляется в тесной связи с развитием лексики и грамматического строя речи.

5. Активизация процесса формирования правильного звукопроизношения, уточнение произносительного и слухового образа нормально произносимых звуков, что способствует совершенствованию артикуляторной моторики, речеслухового восприятия и спонтанному появлению звуков речи.

6. При определении последовательности работы над звуками, звукослоговой структурой слова необходимо учитывать минимальное усложнение заданий и речевого материала, постепенного введения трудностей с учётом зоны ближайшего развития детей.

Формирование звуковой стороны речи идет последовательно.

Основными задачами коррекционного обучения в группе для детей с ФФН в детском саду являются:

формирование звукопроизношения;

развитие фонематического восприятия;

подготовка к обучению грамоте и усвоение грамоты в объёме, предусмотренной программой для первого класса массовой школы.

Курс коррекционного обучения рассчитан на десять месяцев (сентябрь-июнь). В его основе лежит развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. У детей развивается внимание к языку, способность к обобщениям в сфере языковых фактов. В общем, виде решение поставленных задач сводится к следующему. В первую очередь, с помощью специальных приёмов логопед исправляет произношение звуков или уточняет их артикуляцию. Усвоение и закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах обучения сочетается с развитием фонематического восприятия, то есть с упражнениями в различении поставленных или уточненных в произношении звуков на слух, а также с развитием слуховой памяти.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения же в звуковом анализе и синтезе, в свою очередь, способствует осознанному овладению произношением звуков речи. Таким образом, упражнения на анализ и синтез звукового состава речи помогают решить две задачи - нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты.

В целях подготовки детей к обучению грамоте проводятся также следующие упражнения: различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и согласных; выделение любых звуков из состава слова; членение слова на слоги, а слогов на звуки; объединение звуков в слоги, а слоги в слова; определение последовательности звуков в слова; членение предложений на слова.

Речевой материал для занятий подбирается с учётом перечисленных задач, то есть в процессе развития звукопроизношения одновременно и на том же звуковом материале планируются упражнения в анализе и синтезе звукового состава слов, а на более поздних этапах обучения - в письме и чтении.

Учитывая встречающуюся у детей рассматриваемой группы некоторую задержку лексико-грамматического развития, в системе коррекционного обучения предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря и на воспитание связной, грамматически правильной речи. Материал, на котором строятся эти упражнения, подбирается из знакомых детям слов, в звуковой состав которых входят исправленные или уточненные звуки в стадии закрепления.

К концу обучения дети должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка, владеть навыками осознанного звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры, уметь читать и писать слова, предложения и небольшие тексты.

Логопедическая работа на занятиях

Основная форма коррекции речевого недоразвития детей с ФФН - это обучение на занятиях. Развитие речи способствует развитию коммуникативной функции речи и общей готовности к школе.

Специфика речевого нарушения у детей с ФФН состоит в многообразии проявлений дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в различной индивидуально ориентированной коррекции. В процессе обучения проводятся 3 типа занятий:

Индивидуальные.

Основная цель - подбор комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, ринолалии, дизартрии; при этом логопед обязан установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей.

Подгрупповые.

Основная цель - воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции, адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может просто организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков. Индивидуальные и групповые занятия носят опережающий характер к усвоению фонетического и лексико-грамматического материала.

Фронтальные.

Фронтальные фонетические занятия предусматривают усвоение (автоматизацию) произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и их активное использование их в различных формах самостоятельной речи. На фронтальных занятиях организуются совместные игры, обеспечивающие межличностное общение.

Развитие артикуляционного праксиса.

Фонационные упражнения.

Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях.

Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков.

Первоначальный этап автоматизации исправленных звуков в облегченных фонетических условиях.

Основная цель - первоначальное закрепление логопедом звуков в различных фонетических условиях. При этом осуществляется следующая работа:

Закрепление навыков произношения изученных звуков;

Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;

Расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;

Воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;

Закрепление доступных возрасту грамматических категорий, с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

Индивидуально - подгрупповые занятия включают в себя:

Закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков (гласные и наиболее доступные согласные звуки).

Постановку отсутствующих в речи ребенка звуков, которая осуществляется общепринятыми в логопедии методами. Постановке звука предшествует работа по выработке подвижности и дифференцированности органов артикуляционного аппарата.

При отработке звука следует придерживаться определенной системы: (учим произносить звук в слоге и сразу же в слове, из которого выделяем заданный звук):

В открытых слогах (звук в ударном слоге): са - сани, су - сук, со - совы;

В обратных слогах: ос - осы;

В закрытых слогах: сос - сосна;

В стечении с согласными: ста - станок;

В словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге: ма - маска.

Мягкий знак отрабатывается в той же последовательности, что и твердый.

Дифференциация звуков осуществляется в следующей последовательности. Например: са - ша, ша - са, саша - шаса, саш - сош, сашаса - шасаша. Одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению на слух.

Фронтальное занятие включает в себя несколько этапов.

1 этап - закрепление правильного произношения изучаемого звука.

2 этап - дифференциация звуков (на слух и в произношении).

Работа по развитию фонетической стороны проводятся одновременно с работой по различению фонем родного языка. Направленность внимания на звуковую сторону языка, на отработку фонем из разных противопоставленных групп позволяет активизировать фонематическое восприятие. Систематические, последовательные занятия по отработке всех звуков, по дифференциации часто смешиваемых звуков обеспечивает основу для подготовки детей к овладению грамоты.

I период (сентябрь, октябрь, две недели ноября):

Закреплять навыки произношения звуков:а, у, и, р, э, ы, п, пь, т, ть, к, кь, х, хь, й, ль (изолированно, в слогах, словах, предложениях);

Различать эти звуки:

Изолированно;

В слоговых сочетаниях;

В словах;

В предложениях;

В речевом потоке;

Запоминать и воспроизводить звуковой ряд;

Воспроизводить звукослоговые ряды с различной интонацией, силой голоса, ударением, предлагаемыми логопедом;

Развивать языковую способность детей путем привлечения внимания к звуковой оболочке слова;

Развивать слуховое внимание, слуховую память;

Учить различать интонационные средства выразительности в речи логопеда (чтение стихотворений);

Учить правильно, пользоваться восклицательной, вопросительной и повествовательной интонацией;

Развивать речевое дыхание;

Воспроизводить ритмические рисунки, предъявленные логопедом;

Развивать динамический праксис рук (по образцу, по инструкции);

Знакомить детей с анализом и синтезом обратных слогов.

II период (вторая половина ноября - первая половина февраля):

Закреплять навыки правильного произношения и различения на слух звуков: ль - й, ы - и, с - сь, з -зь, ц, б - п, ш, ж, с - ш, с - ж - з - ж;

Дифференцировать звуки на слух, выделять их в ряде других звуков;

Находить звуки в слове;

Определять место звука в слове;

Выделять гласный звук в положении после согласного. Анализ и синтез прямого слога типа са, со, су;

Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных;

Вырабатывать умение различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи;

Согласовывать числительные с существительными;

Подбирать однокоренные слова;

Образовывать сложные слова;

Составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам;

Распространять предложения путем введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений;

Составлять предложения по опорным словам;

Составлять предложения по картине, серии картин, пересказ;

Заучивать стихотворения;

Закреплять знания и умения, полученные ранее, на новом словесном материале.

III период (вторая половина февраля - май):

Активизировать приобретенные навыки в специально спроектированных ситуациях; предусматривать организацию коллективных форм общения детей между собой;

Развивать детскую самостоятельную в «оречевлении» предметно - практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи.

Заканчивается обучение детей в июне. К этому времени дети овладевают навыками правильного произношения и различения фонем родного языка, а также анализа и синтеза односложных слов. В самостоятельной речи они должны свободно пользоваться лексико-грамматическими конструкциями, структурами простых и сложных предложений.

В процессе овладения фонетической стороной речи в занятия постепенно включаются упражнения по обучению детей осознанному анализу и синтезу звукового состава слова. Развитие умения выделять звуки из разных позиций в слове, в свою очередь, помогает восполнить пробелы фонематического развития. Система упражнений по подготовке детей к обучению грамоте начинается с выделения звука в слове и заканчивается анализом и синтезом односложных слов. Приложение № 10. Перспективное планирование логопедической работы с детьми с ФФН.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Коррекционная работа по формированию фонематического слуха с детьми, страдающими нарушениями речи, состоит из двух этапов:

1) развитие слухового внимания;
2) формирование фонематического слуха.

1. Развитие слухового внимания при помощи неречевых звуков на подготовительном этапе.

Различение неречевых звуков: громко – тихо, долгий – короткий, высокий – низкий, приятный (добрый, ласковый)– неприятный (злой, грубый).

Упражнения и игры помогающие развить слухового внимания:

  • “Какие звуки нарушают тишину?”,
  • “Кто услышит больше звуков?”,
  • “Назови звуки комнаты”,
  • “Назови звуки улицы”,
  • “Вспомни звуки леса, луга, болота”,
  • “Найди по звучанию такую же коробочку с крупой”,
  • “Жмурки с колокольчиком”,
  • “Ладушки”,
  • “Морзянка”,
  • “Чей голос?”,
  • “Солнце или дождик”,
  • “Угадай по звуку, что делать?”,
  • Звучание музыкальных инструментов.
  • Песенки насекомых.
  • Голоса животных, птиц.
  • Звуки транспорта.
  • Звуки рабочих инструментов.

2. Формирование фонематического слуха на протяжении всех этапов коррекционной работы.

Основные образовательные задачи по данному направлению коррекционной работы:

  • сформировать у детей системы чётко различаемых, противопоставляемых друг другу фонем;
  • научить произносить слова различной слоговой сложности;
  • научить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.

Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей последовательности:

1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах).
2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.
3. Различение звука в слове.
4. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, Р – Л и т.д.).
6. Придумывание слов на определённый звук.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности ребенка – это игра. Занимательная игровая ситуация помогает ребёнку комфортно и эффективно развивать фонематический слух и преодолевать дефектное произношение на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях.

Предлагаемые игры и игровые упражнения на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале детей учим слышать, различать и определять первый звук в одном слове (д/и “Определи первый звук”), затем – первый и последний звуки в ряде слов (игра “Цепочка слов”).

Далее они определяют любую позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце (игровое упражнение “Найди место звука в слове”). Кроме того, старшие дошкольники упражняются в подборе слов с определенным звуком (игры “Кто в домике живет?”, “Собери букет”), в дифференциации наиболее сложных звуков: С–Ш, Р–Л (игры “Кто быстрее соберёт вещи?”, “Магазин”).

В игровом упражнении “Найди пару” ребёнок, передвигая стрелку по диску, учится подбирать слова по звучанию: миска – мишка, усы – осы, ком – сом и т.п.

С помощью занимательных игр-головоломок типа “Построй пирамиду” дошкольников упражняют в определении количества звуков и слогов в словах. Так, в “цветочном магазине” можно купить цветок, если сумеешь определить количество слогов в его названии.

Оригинальна игра “Как их зовут?”, по условиям которой ребенок составляет имя девочки или мальчика, ориентируясь на первые звуки в названиях предметов: мак–аист–шапка–арбуз = М-а-ш-а.

Определение твердости или мягкости первого согласного звука можно закрепить в д/и “Два домика”.

По серии картинок дети определяют “третий лишний” звук, ориентируясь на начало слова. Различение смешиваемых звуков подтверждается в игре “Четвертый лишний”.

Деление слов на слоги закрепляется в игре “Украсим елку” (двух- и трехсложные слова: звез-да, хло-пуш-ка и т.д.).

Картонные куклы-девочки (гласные звуки) и куклы-мальчики (согласные) тренируют дошкольников с четырех лет определять по артикуляции нужный звук. Малыши раскладывают картинки по звукам-человечкам (А не – а рбуз, а льбом, а втобус и т.д.) Узнавание и различение речевых звуков, слоговое деление слов формируется в словесных играх: “Эхо”, “Поле чудес”, “Живые звуки”, “За грибами”, “Отбей мячом слово по слогам”. Развивают фонематический интерес игры: “Подбери рифму”, “Доскажи словечко”, “Слова-перевёртыши”, “Добавлялки”.

Особенно нравятся дошкольникам игры с различными манипуляциями: “Поймай рыбку”, “Звенит-жужжит”, “Телеграф”.

“Покорми горохового человечка” – так называется д/и, способствующая одновременно и становлению ФС, и развитию мелкой моторики рук. Сначала ребёнок должен вычленить из звукового ряда контрольный звук. Например, педагог называет “А” – ребёнок отвечает “нет”, “Ф” – “нет”, “М” – “нет”, “ Р ” – “Да. Кушай, Р ома, пожалуйста!” и с этими словами отправляет в рот “человечку” одну горошину. Затем аналогичное задание ребёнок выполняет со слоговым рядом и только потом – со словесным. При обнаружении двух контрольных звуков в одном слове необходимо дать “человечку” две горошины. Разные имена дают дети “гороховому человечку” – в зависимости от контрольного звука (С емён, З ахар, Ми ш а, Ж еня, Во л одя, Р ома, Иго рь , К остя, Г ена и др.).

На всех этапах коррекционной работы (от постановки изолированного звука – до дифференциации смешиваемых звуков в слове) незаменимым пособием логопеда является подборка картинок-символов на трудные звуки речи, используемая на занятиях в различных вариациях:

насос – [с]
комар – [ з ]
синица – [ц]
гусь – [ ш ]
жук – [ж]
кузнечик – [ч]
змея – [щ]
самолет – [л]
катерок – [р]

Логопедическое лото “Подбери и назови” способствует автоматизации дежурного звука во всех позициях в слове. Картинный материал для исправления дефектов произношения “Дифференциация” помогает детям различать смешиваемые звуки: С–Ш, З–Ж, Л–Р и т.д.

Применение при звуковом анализе специальных пеналов (как эффективного метода развития ФС) имеет место на занятиях по подготовке к освоению грамоты. Шестилетки составляют предложение, например : “Мой друг Петя поймал на озере большого карася.” Дети кладут на стол длинную полоску и говорят: “Это предложение. Оно начинается с большой буквы. В конце предложения ставится точка”. Затем вычленяют в предложении по очереди слова, указывая на каждую короткую полоску:

Мой

Друг

Петя

Поймал

На

Озере

Большого

Карася.

В этом предложении восемь слов.

Следующая операция: деление слов на слоги (различными кинестетическими способами):

  • отхлопывание ладошками,
  • контроль правой рукой за опускаемым подбородком,
  • шагослогометрия.

Выберем одно слово, например “озеро” и произведем его звуковой анализ, используя алгоритм “Характеристика звука”:

[о] – гласный звук,
[з"] – согласный звук, мягкий, звонкий,
[э] – гласный звук,
[р] – согласный звук, твёрдый, звонкий,
[о] – гласный звук.

В слове “о-зе-ро” три слога, пять звуков.

В игровой ситуации вызывается чёткий изолированный звук с помощью игрушек:

комар – [з], жёлтый жук – [ж], кузнечик – [ч], змея – [щ], самолетик– [л], катерок – [р].

В процессе коррекционной работы с дошкольниками на этапах автоматизации звука в слове, в предложении используются игрушки на сложные по артикуляции звуки:

– с лон, с обака, с винья и др.
– з мея, ко з а, обе з ьяна и др.
– ц ыпленок, кури ц а, ов ц а и др.
– ш и ш ка, ми ш ка, мы ш ка и др.
– ж ук, ж ираф, ё ж ик и др.
– ч ерепаха, Ч ипполино , бабо ч ка, кузне ч ик и др.
– щ енок, щ ётка, тре щ отка и др.
– л ошадка, л иса, само л ет и др.
– р ыба, ко р ова, кате р ок, Бу р атино и др.

Автоматизация и дифференциация звуков на различных уровнях (от прямого слога – до самостоятельной речи) сопровождается речевыми упражнениями с игрушечным телефоном и игрушкой-диктофоном (один из самых оптимальных способов контроля ребенка за собственной речью).

На таком разнообразии игровых дидактических приемов постоянно поддерживается интерес детей в процессе формирования ФС.

СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА – ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.


«Услышишь - хлопни».

Цели : развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Ход игры . Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

«Кто больше?»

Цели : развивать фонематические представления, слуховое внимание.

Ход игры-соревнования . Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)

«Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).

Цели : развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры . Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

«Нужное слово».

Цели : развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.

Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

«Зоркий глаз»

Цели : развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

Ход игры . Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

«Чудесный художник»

Цели : развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.

Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука .

«Запоминайка».

Цели

Ход игры . Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д.), например:

сад-сани

сок-шок

сумка-суп-сапоги

шапка-сын-шуба

При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.

«Бусы»

Цели : развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.

Ход игры. После слов ведущего:

Рассыпались бусы... Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. - участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов), например:

на звук [Р] - радуга-ракета-каравай-пар-рука - ... на звуки [Р]-[Л] - рак-лампа-нора-лук-рыба-мыло - ...

«Повтори и прибавь»

Цели : развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: на звук [Ж] -

жук

жук, жаба

жук, жаба, ужи

жук, жаба, ужи, ежи и т. д.

«Сложи звуки».

Цели : развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память.

Ход игры . Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например: [П], [А] - ПА; [Н], [О], [С] - НОС.

«Скажи наоборот».

Цели : развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.

Ход игры . Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

1 вариант - с гласными звуками А, У - У, А И, О -...(О, И) У, О, А - А, О, У Э, Ы,И-... (И,Ы, Э)

2 вариант - с твердыми согласными звуками

ПА - АП

АП - ПА

ПО - ...(ОП)

ОП-...(ПО)

ПУ - ... (УП)

ЫП - ... (ПЫ)

ПЭ- ...(ЭП)

УП-...(ПУ)

ПЫ - ... (ЫП)

ЭП - ... (ПЭ)

3 вариант - с твердыми и мягкими согласными звуками

ПА - ПЯ

ПЯ - ПА

ПУ - ... (ПЮ)

ПИ - ... (ПЫ)

ПЭ-...(ПЕ)

ПЮ-...(ПУ)

ПО-...(ПЁ)

ПВ- ...(ПО)

ПЫ - ... (ПИ)

ПЕ - ... (ПЭ)

Некоторые виды практических заданий и игр, направленных на закрепление образа буквы, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики

«Сложи букву».

Вариант 1: выкладывание букв из палочек, геометрических фигур (по образцу, по памяти).

Вариант 2: карточки с буквами разрезаются на несколько частей, перемешиваются, и ребенку дается задание сложить знакомые буквы.

«Узнай букву».

Вариант 1: узнавание и обводка букв, написанных точками.

Вариант 2: нахождение знакомых букв в ряду правильно и неправильно написанных.

«Прятки»

Карточки с буквами частично закрываются «заборчиком», и дети должны узнать буквы по тем частям, которые остались видны.

«Путаница»

Узнавание букв, написанных с наложением.

Любовь Борисова
«Работа по развитию фонематического слуха» Из опыта работы по подготовке детей к школе

В настоящее время предъявляются новые более высокие требования к дошкольному обучению и подготовке детей к школе .

Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе , в том числе к усвоению письменной речи. Одним из показателей готовности ребенка к чтению и письму является чистая, четкая, правильная во всех отношениях речь. В 4 года многие дети правильно произносят все звуки родного языка без вмешательства специалиста-логопеда, и, казалось бы, нет препятствий к усвоению ими грамоты. Вместе с тем в процессе обучения чтению и письму таких дошкольников взрослые могут сталкиваться с определенными трудностями.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребёнка родному языку в дошкольном учреждении и семье .

Для успешного обучения в школе мы должны формировать у своих воспитанников фонематические процессы . Рассматривая вопросы формирования фонематических процессов , различают понятия «фонематический слух » и «фонематическое восприятие » (слайд №2)

(слайд 3) Под фонематическим слухом понимают тонкий слух , позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка . Н. Х. Швачкин выделяет две стадии развития фонематического слуха : первая – формирование способности различать гласные звуки, вторая – различать согласные звуки. Он отмечает, что при благополучном речевом развитии формирование фонематического слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам. Недоразвитие фонематического слуха влияет на качество овладения звукопроизносительными умениями

(слайд 4) Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. В. К. Орфинская выделяет четыре ступени формирования фонематического восприятия : первая – овладение умением узнавать звук на фоне слова ; вторая – выделять первый и последний звук в слове; третья – определять последовательность, качество и количество звуков в слове; четвёртая – определять место звука в слове по отношению к другим звукам. Исследователь подчёркивает, что формирование первых двух ступеней фонематического восприятия происходит в процессе естественного развития , спонтанно. Овладение двумя последними ступенями фонематического восприятия доступно ребёнку только в процессе целенаправленного обучения, на основе качественно сформированных предыдущих степеней.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника , а также закладывает основы успешного обучения в школе .

Хорошо подготовить ребенка к школе , создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по формированию фонематического восприятия . Работу по развитию фонематического восприятия я провожу целенаправленно и поэтапно.

(слайд5) Можно выделить следующие этапы :

I этап - узнавание неречевых звуков;

II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап - дифференциация слогов;

V этап - дифференциация фонем ;

VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

В начале учебного года провела диагностику по образовательной области «Речевое развитие » и выяснила, что у большинства детей нарушено фонематическое восприятие .

Мы все знаем, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном учреждении . Игра – это доступная форма деятельности и средство познания окружающего мира. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребёнка играть. Игра обогащает его знаниями, развивает умения и навыки , будит фантазию, стимулирует развитие мышления . Именно в игре ребёнок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания.

Игра даёт возможность научиться тому, как надо учиться, является подготовительным этапом развития ребёнка , переходным моментом для включения его в учёбу.

В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развивать подобное умение помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной деятельности и в свободной деятельности.

Игры или игровые упражнения, используемые мной, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием, помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче . Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников .

Невозможно переоценить роль дидактической игры в развитии речи детей .

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей . Таким образом, дидактическая игра имеет две цели : одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактические игры помогают выработать у детей чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка в школе .

Поэтому развитие фонематического восприятия я провожу в игровой форме, с использованием игровых приёмов. Это способствует развитию и поддерживанию интереса детей , активизации внимания и памяти, повышении работоспособности и познавательной активности.

Игры провожу как во время организованной деятельности с дошкольниками , так и в свободное время индивидуально или с подгруппой детей .

Начала работу по формированию фонематического восприятия с развития слухового внимания и слуховой памяти . Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.

Затем работу по развитию фонематического восприятия вела сначала на материале неречевых звуков и постепенно охватывала все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка.

(слайд 6) Игры, которые использую на развитие способности узнавать и различать неречевые звуки и на развитие слухового внимания и слуховой памяти . Это :

(слайд 7) Игра «Угадай, что делают» ;

(слайд 8) Игра «Угадай, кто кричит» ;

(слайд 9) Игра «Угадай, на чём играю» ;

(слайд 10) Игра «Где звучало?» ;

(слайд 11) Игра «Угадай, что делать?» ;

(слайд 12) Игра «Угадай, кто идёт» ;

(слайд 13) Игра «Солнце или дождик» ;

(слайд 14) Игра «Хлопни, как я» , «Дятел» .

С помощью игр решала задачи звуковой культуры речи. Например, для того, чтобы учить детей различать тембр и качество голоса, проводила следующие игры : «Угадай, кто позвал?» : дети угадывали товарища - по тому, как их позвали (тихо, громко, медленно, быстро, ласково и т. д.) .

(слайд 15) Игры на развитие способности различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса такие, как :

(слайд 16) игра «Далеко – близко» ;

(слайд 17) игра «Большой – средний – маленький» ;

(слайд 18) игра «Взрослый или детёныш?» ;

(слайд 19) игра «Телефон» и многие другие.

(слайд 20) Для различения слов, близких по звуковому составу использовала игры, такие как :

(слайд 21) Игра «Красный – зелёный» ;

(слайд 22) Игра «Цепочка» ;

(слайд 23) Игра «Подбери картинку» ;

(слайд 24) Игра «Какое слово лишнее?» ;

(слайд 25) Игра «Самое короткое слово» ;

(слайд 26) Игра «Самое длинное слово» ;

(слайд 27) «Подскажи словечко» ;

(слайд 28) На дифференциацию слогов и фонем использовала следующие игры :

(слайд 29) Игра «Чей звук?» ;

(Слайд 30) «Назови лишний» ;

(слайд 31) «Назови по порядку слоги» ;

(слайд 32) Игра «Бабочки» ;

(слайд 33) Игра «Девочки – гласные» ;

(слайд) Игра «Мальчики – согласные» ;

(слайд 34) Игра «Флажки» ;

(слайд 35) Игра «Наушник – колокольчик» ;

(слайд 36) На развитие навыка элементарного языкового анализа и синтеза слов стоят задачи :

v Определение количества слогов в словах разной сложности;

v Выделение первого и последнего звука в слове;

v Определение места, количества, последовательности звуков в слове;

v Развитие фонематического представления .

Для их решения я использовала игры на определение количества слогов в словах разной сложности :

«Отбей слоги мячом»

Педагог говорит слово в рамках лексической темы. Ребёнок, отбивая мячом об пол, делит слово на части.

«Паровоз и вагончики»

Паровоз везёт картинку. Ребёнок называет картинку, затем делит слово на слоги, присоединяя к паровозу столько вагончиков, сколько в данном слове слогов.

«ГУСЕНИЦА»

Педагог показывает гусеницу, состоящую из частей, нужно с её помощью показать, сколько в слове слогов. Если в слове 1 слог, то к голове гусеницы присоединяется 1 часть, если 2 слога – 2 части и т. д.

«ТУЧКА И ЗОНТИК»

На тучке – картинка. Ребёнок называет картинку и при помощи капелек, падающих на зонтик, показывает количество слогов в данном слове

(слайд 37) На выделение первого и последнего звука в слове брала следующие игры :

«РЫБАЛКА»

С помощью удочки ребёнок «ловит» картинки из аквариума. По заданию педагога нужно выделить из слова первый, последний звук. Картинки : лук, танк, паук, жук, веник, кот, кит, крот, плот, суп.

«ЗВУКОВЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»

Педагог ставит на стол 3 звука - у каждого на голове – кепка синего, зелёного или красного цвета. Нужно подарить звуковым человечкам картинки по первому или последнему звуку в названии.

«ТАРЕЛОЧКИ»

На столе – три тарелочки : зелёная, синяя и красная. Ребёнок распределяет картинки. Цвет тарелочки характеризует первый звук слова. «КЕПКИ» Ребёнок в зелёной кепке обозначает согласный мягкий звук, в синей кепке – согласный твёрдый, а в красной – гласный звук. Педагог показывает детям картинки, спрашивая : «Чья это картинка?» Ребёнок в зелёной кепке отвечает : «Это моя картинка, потому что слове «велосипед» - первый звук [в’]». «ДВУХЭТАЖНЫЙ ДОМ»

Педагог даёт ребёнку 4 картинки и просит правильно их распределить по окошкам в доме. На каждом этаже по два окна : синее и зелёное. Если в слове первый согласный мягкий звук, то картинку нужно положить на зелёное окошко, а если первый согласный твёрдый звук – на синее окошко.

(слайд 38) А также использовала игры на определение примерного места звука в слове :

«В КАКОМ ВАГОНЕ ЕДЕТ ЗВУК?»

Педагог показывает поезд с тремя вагончиками, показывает предметную картинку и просит показать, в каком вагоне едет звук : в начале, в середине или в конце?

«Застегни пуговицу на рубашке»

На рубашке с тремя пуговицами появляется карман – картинка. Педагог просит показать примерное место определённого звука с помощью фишки – пуговицы.

«Грибочек»

В траве, под грибочком – картинка. Педагог просит положить осенний листочек в начале, середине или конце шляпки, т. е. показать где слышится звук.

«Клумба»

Педагог показывает предметную картинку и просит «посадить» тюльпан на первую, среднюю или последнюю клумбу, показав примерное место заданного звука в слове.

(слайд 39) Немало важны игры на определение количества и последовательности звуков в слове такие, как :

«ФИШКИ»

С помощью фишек белого цвета ребёнок показывает количество и последовательность звуков в слове.

«СХЕМА СЛОВА»

С помощью фишек красного, синего и зелёного цвета дети составляют звуковую схему слова.

«Экран телевизора»

На экране телевизора появляется картинка. С помощью цветных фишек ребёнок составляет звуковую схему слова.

«Звёздное небо»

С помощью звезд синего, зеленого и красного цвета ребенок выкладывает на «небе» схему слова.

(слайд 40) На развитие фонематических представлений использовала такие игры, как :

«Стаканчики»

Ребёнок распределяет картинки (бочка, бабочка, берёза, бегемот) между белкой и божьей коровкой. (твердый мягкий)

«Цветик – семицветик»

В центр цветка помещается карточка с изображением мальчика-звука в синей рубашке, с колокольчиком на голове (согласный твёрдый звонкий звук [З]) . Дети, обосновывая своё решение, выкладывают на лепестки картинки с изображением предметов, название которых начинается с этого звука.

«Подбери и раскрась картинки на заданный звук»

Раскрасить синим цветом картинки, названия которых начинаются со звука [Ш]: шапка, шарф, санки, стакан, жук, кошка.

Хорошо развитый фонематический слух жизненно необходим при подготовке детей к обучению грамоте и «является важнейшим условием усвоениями грамматического строя русского языка, морфологической системы, а также предпосылкой к развитию чувства рифмы и ритма, восприятия музыкально-ритмического строя речи. Умение вслушиваться в звучащие слова является основой овладения словообразованием, осознания связей между родственными словами, попыток самостоятельно объяснять и толковать значения слов.

Для развития речевого слуха на занятиях по развитию речи проводила фонематические пятиминутки , так как они являются эффективной формой работы . Материалом для фонематических упражнений могут служить разные скороговорки, чистоговорки, стихи, считалочки, потешки, в которых часто повторяются какие-то определенные звуки. Они дают возможность работать не только над развитием фонематического слуха , но и над правильной артикуляцией, ритмикой и интонацией, развивают слуховую память , знакомят детей с русским фольклором. Ценность их в переключении внимания на новый, развлекательный вид работы , стимулирующей интерес детей и предупреждающий усталость.

Сначала стихотворение или скороговорка прослушивается детьми – я давала образец чтения, а затем заучивали наизусть. Чтобы облегчить запоминание, прибегала к описательному, рисунчатому жесту, применяла ритмический жест и вышагивание (т. е. чтение стихов в ритме шага) . Текст можно говорить шепотом и громко. Также использовала соревнование двух команд или участников (кто быстрее произнесет несколько раз скороговорку) или такую форму задания, как «эхо» (одна команда начинает тихо, другая - громко) .

Некоторые из предложенных стихов заучивали в движении. Так, при работе с четверостишием :

Глупый гном глядел, глядел,

Громкий горн гудел, гудел,

Громче горна грохнул гром,

Громче грома гаркнул гном.

Группа марширует, читает стихи и разыгрывает сценку. При заучивании двустишия :

Поезд мчится скрежеча ж-ж, ч-ч, ща.

Дети становятся друг за другом, берутся за руки и хором читают скороговорку.

При проведении фонематических пятиминуток использовала и такую форму работы , как диалог двух команд. Например, очень подходят для этого такие скороговорки :

Расскажи мне про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Особенно эффективным был диалог при заучивании чистоговорок, направленных на дифференциацию похожих звуков. Так, при работе над твердыми и мягкими согласными дети делятся на две команды, из которых одна произносит твердые согласные, а другая - мягкие.

Например :

Та, та, та - нет у нас кота.

Тя, тя, тя - вот мое дитя.

На, на, на - стою у окна.

Ня, ня, ня - я веду коня.

Некоторые из стихотворений заучивали по ролям, разыгрывали сценки. Так, при работе над произношением звука «ж» , использовала стихотворение «Жук и жаба» , можно разыгрывать небольшую сценку, действующие лица которой жук и жаба, слова автора дети повторяли за мной хором.

Дети : Жаба толстая сидит

И по сторонам глядит.

Ведь на ужин жук ей нужен,

Очень нужен жабе жук.

Жаба : Вот жука бы увидать;

И скорей его поймать,

Ведь на ужин жук мне нужен,

Очень нужен жук на ужин.

Дети : Вот жук летит,

Жужжит, жужжит.

Жук :Я летаю и жужжу :

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу!»

Надоело мне летать,

Надоело мне жужжать,

Жу-жу-жу, жу-жу-жу!

Под ромашкой посижу».

Дети : Жаба жука увидала,

Прыг, прыг - и поймала.

Затем роли могут меняться.

Для фонематических пятиминуток также использовала считалочки и ритмостихи. Так как, развивая фонематический слух , выполняют и дополнительную функцию, вырабатывая ощущения ритма слова, фразы. Так ритмостихи, считалки представляют этот ритм очень четко, ярко. При этом особенно важна роль жестикуляции, совпадающей с ритмом речи.

Фонетические упражнения проводила 2-3 раза в неделю на занятиях по развитию речи , на прогулке, как в групповом, так и в индивидуальном общении.

До начала заучивания стихотворения, считалки и т. д. звуки хорошо отрабатывали в медленном произношении.

Чаще всего стихи читали хором, особенно это важно при работе с детьми , которые из-за плохого произношения тех или иных звуков стесняются говорить. Но иногда предлагала читать их отдельным детям.

Материал время от времени повторяла, так как он быстро забывается.

Игровая форма пятиминуток оживляла занятие по развитию речи и делала более результативным ознакомление детей со звуками и нормами произношения. Благодаря таким фонетическим упражнениям дети осознают, что слова могут звучать громко и тихо, быстро и медленно, что они бывают разные и похожие по звучанию, а это в свою очередь поможет выработке отчетливого произношения слов и фраз, хорошего темпа речи.

Фонетические пятиминутки способствуют обогащению и активизации словаря дошкольников , развивают их память , мышление, воображение.

Конечно же, каждое занятие не обходилось без здоровьесберегающих технологий. Применяла : психогимнастику, физкультминутки, динамические паузы, пальчиковые игры. А также развивала артикуляционную моторику, мимические мышцы, используя различные упражнения. Проводила работу над развитием дыхания и голоса .

(СЛАЙД 41) Т. о., проведение специальных игр и упражнений способствует успешному развитию фонематических процессов , что является основой для дальнейшего успешного обучения в школе .