Игры по нрк в доу. Подвижные игры с применением национально-регионального компонента "игры народов камчатки". Дидактическая игра «Профессии»

проект “Уйный- уйный үсәбез”

1. Рабочая программа группы на учебный год. (Образовательная область “Коммуникация” – Обучение детей татарскому языку по УМК “Татарча сөйләшәбез” – “Говорим по татарски”).

2. План воспитательно - образовательной работы группы на учебный год. (Коммуникация – Татарский язык: Тема; Словарная работа; Дидактические, сюжетно-ролевые, словесные игры)

3. Перспективный план распределения тем НОД по обучению детей татарскому языку по УМК на учебный год.


4. Отчет о проделанной работе по УМК.
5. Дидактические, сюжетно – ролевые, словесные игры для повторения пройденного материала по УМК.

6. Наглядно – демонстрационный, раздаточный материал по УМК.

7. Рабочие тетради для индивидуальной работы детей «Татарча сөйләшәбез» авторы: Зарипова З.М., Кидрячева Р.Г.

8. Диагностический материал по УМК.

Информационный материал для родителей:

1. Информация о телевизионной передачи для детей дошкольного возраста на татарском языке « Әкият илендә» (в эфир выходит по воскресеньям в 9.30, на сайт размещается после трансляции по ТРК «Новый век».
2. Инструкция для входа и регистрации в систему он-лайн школы «Ана теле».

3. Словарный минимум для детей, обучающихся татарскому языку по учебно-методическому комплекту «Татарча сөйләшәбез» - «Говорим по татарски».

4.Гимн Республики Татарстан.

5. Информация «Новые подходы в обучении детей государственным языкам в ДОУ в РТ».


Картотека к национальному уголку «Туган җирем Татарстан» (НРК) старшая группа

Русская
3. Информационный и наглядный материал о родном городе (альбом, книги, набор открыток, иллюстрации).
6.Информационный материал о Татарстане, России, Башкортостане, Чувашии: (образцы орнаментов для ИЗО деятельности, дидактические, подвижные игры народов РТ)
7. Портреты Г. Тукая, татарских писателей, перевод их произведений и татарские народные сказки.
9.Дидактические игры по ознакомлению с татарскими национальными орнаментами (4 игры), например: 1. «Составь узор» (на блюдце, чашке). 2. «Найди пару» (орнаменты домино). 3. «Найди и назови» (орнамент). 4. «Укрась тюбетейку и калфак».
10. Методическое пособие Бурганова Р. Г. «Татарский орнамент ИЗО детей от 3-х до 7 лет»
11. DVD диски с мультфильмами: - «Тукмар белән Чукмар»; - «Ике кыз»; - «Өч кыз»; - «Куян кызы»; - «Су анасы»; - «Кәҗә белән сарык әкияте»; - «Төлке белән каз»; - «Алтын бөртекләр»; - «Бүләк кемгә»; - «Агачлар да авырый»;
12. Художественная литература.

Картотека к национальному уголку «Туган җирем Татарстан» (НРК) старшая татарская группа


Татарская
1. Символика РФ и РТ (герб, флаг). Информационный и фотоматериал.
2.Куклы в татарской и русской национальной одежде (мальчик и девочка).
3. Информационный и наглядный материал о родном городе (альбом, книги, набор открыток, иллюстрации).
4.Информационный и фотоматериал о столице РТ г. Казани.
5.Информационный и наглядный материал о РТ (города-4, животный, растительный мир).
6.Информационный материал о России, Башкортостане, Чувашии: (образцы орнаментов для ИЗО деятельности, дидактические, подвижные игры народов РТ)
7. Портреты Г. Тукая, татарских писателей, их произведения (по программе), татарские народные сказки.
8. Образцы татарских национальных орнаментов 5 элементов: - тюльпан – лалә - лист – яфрак - колокольчик – кыңгырау - гвоздика – канәфер чәчәге - трехлистник - өч яфрак
9.Дидактические игры по ознакомлению с татарскими национальными орнаментами (4 игры).
10. DVD диски с мультфильмами: - «Тукмар белән Чукмар»; - «Ике кыз»; - «Өч кыз»; - «Куян кызы»; - «Су анасы»; - «Кәҗә белән сарык әкияте»; - «Төлке белән каз»; - «Алтын бөртекләр»; - «Бүләк кемгә»; - «Агачлар да авырый»;

Разнообразие дидактических игр с учётом требований

УМК и НРК

(консультация для воспитателей)

Язык – основное средство приобщения к национальной культуре, источник народной мудрости. Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач. Но сейчас стало интереснее преподавать татарский язык русскоязычным детям дошкольного возраста.

Если раньше в преподавании языков доминировала теория. То сейчас идёт обращение к практике ориентированности, мультимедийности, обучения с помощью игр, сказок, мультфильмов. То есть дети теперь учатся играя. Игра – естественная форма детского существования. И самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребёнком лежит через игровое действие.

Поддержать интерес к игре можно лишь при сохранении положительно окрашенного эмоционального фона на занятии. Поэтому дети на занятиях должны не утомляться, сохранять заинтересованность. Чем более комфортны условия на занятиях, тем интереснее происходит усвоение иноязычной речи.

В жизни детей дошкольного возраста главный вид деятельности – игра. Игра с детьми требует от воспитателя высокого профессионализма, пробуждения многих способностей и талантов.

Методика обучения второму языку построена на принципах игры, сказки, воображения, фантазии, сравнения, соединения действия со словом, многократного повторения и обыгрывания всех изучаемых моментов.

Поэтому, на занятиях татарского языка для закрепления знаний и умений используются различные игры (словесные, дидактические, сюжетно- ролевые, подвижные и т.д.)

На занятиях по обучению языку необходимо практически каждую фразу ввести в сопровождении того или иного жеста и вплоть до полного усвоения фразы сопровождать им.

Рабочая тетрадь является одним из основных компонентов учебно методического комплекта «Говорим по-татарски», предназначенного для совместной работы взрослого и ребёнка.

Познавательно- занимательные странички тетради помогают детям запомнить слово татарского языка, правильно употреблять его в словосочетании, в предложении, выйти на общение, на предложенную тему по образцу воспитателя. А нам, воспитателям по обучению детей татарскому языку- закреплять материал, поддерживать положительную мотивацию.

Во время непосредственно образовательной деятельности многократно повторяется пройденный материал. С целью закрепления пройденного материала, с учётом требований УМК делала много разнообразных дидактических игр по возрастам детей.

По проекту мой дом: «Кем юк?», «Парын тап», «Тупны олешлэрдэн жый», «Гаилэне сыйла», «Зур – кечкенэ»,…

По проекту «Растём играя»: «Нэрсэ, нинди, ничэ?», «Курчакны киендер(чишендер)», «Тосле шакмаклар»,..

По проекту Мы теперь уже большие, в школу ведут дороги»: «Тэмле аш», «Компотка нэрсэ кирэк?», «Портфельдэ нэрсэ бар»,…

В кабинете создала уголок НРК. В этом уголке много материалов для ознакомления детей с бытом и культурой татарского народа. С целью ознкомления детей с образцами декоративно- прикладного искусства,кожаной мозаики, образцами национальной вышивки, изделиями из керамики, делала много дидактических игр: «Собери узор», «Выложи узор», «Укрась фартук», «Укрась ичиги», «Найди пару», «Назови татарские национальные орнаменты»,..

Важную задачу, стоящую перед дошкольными образовательными учреждениями – воспитание любви и уважения к татарскому языку, стараюсь решать новыми своими идеями, делами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры с использованием элементов ТРИЗ и РТВ для детей подготовительного дошкольного возраста.

Обучающий материал для развития творческих способностей и воображения детей подготовительной группы....

ОО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Дидактические игры с учетом регионального компонента

ОО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Дидактические игры с учетом регионального компонента Д/И «ЦЕПОЧКА ВРЕМЕНИ»Дидактическая задача. Уточнить представления детей о прошлом, и настоящем времени. Активизировать...


Консультация для воспитателей в ДОУ.

Тема:
Требования к национальным уголкам в русских и татарских группах. Использование приложений в работе по НРК. В татарской национальной культуре следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи. В нашем саду приобщение детей к культуре татарского народа строится на основе бесед, занятий, игровой деятельности, во время которых дети знакомятся с устным народным творчеством (фольклором), играми, традициями и обычаями татар. Татарский фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Он представляет собой большую художественную ценность. Приобщение детей к татарскому фольклору воспитывает в детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных загадок, пословиц, поговорок; четкость и законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно, эстетически. Татарский фольклор необычайно богат и разнообразен. Он представлен сказками, стихами, произведениями малых жанров (пословицы, поговорки, загадки). В пословицах восхваляется трудолюбие, храбрость, честность, уважение к старшим и другие положительные свойства человеческого характера. В них заложена воспитательная значимость для нравственного воспитания детей. Поговорка формирует речь, делает ее выразительнее. Вместе они украшают речь человека, делают ее образной и живой, поэтому включение ребенка в мир пословиц и поговорок является эффективным средством обогащения его речи. Загадки - это своеобразные тексты на сообразительность. Они способ-ют развитию памяти, образного мышления, быстроты умственных реакций, так как они загадываются всем детям, и каждый ребенок в отдельности старается первым дать правильный ответ. Загадка позволяет воспитателю, без тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка. Для знакомства детей с татарскими народными пословицами, поговорками, загадками отбираем только те, которые доступны детям, смысл которых они смогут понять и усвоить. В повседневной жизни с детьми используем пословицы к месту и ко времени: на занятиях и прогулках, во время еды, трудовой и игровой
деятельности детей находим подходящие пословицы и поговорки. До детского понимания стремимся донести такую мысль, что татарский народ в каждую пословицу или поговорку заложил нравственный смысл, он одобряет или осуждает разные поступки людей. Сказки, пожалуй, самое большое наслаждение детства. С какой огромной радостью и желанием воспринимаются они детьми. Татарские сказки знакомят детей с историческим прошлым татарского народа, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира. Читая детям сказки татарских поэтов: «Коварная лиса», «Лиса и волк», «Коза и волк», обращаем внимание на то, что они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Забавляя, сказка несет ребенку идеи, необходимые для нравственного формирования его личности. Из сказок дети узнают о красивых традициях татарского народа: глубокая почтительность и уважение детьми родителей, старших по возрасту, отзывчивость, сострадание ближнему. Знакомство со сказкой начинается со словарной работы, поясняются незнакомые слова, непереводимые, исконно национальные изречения. При чтении сказки всегда обращаем внимание детей на ее содержание, на отражение в ней быта, деятельности и обычаев, на особенности характера татарского народа. Заостряем внимание на нравственных поступках героев сказки. Подчеркиваем, что доброта и нежность, заботливое, почтительное отношение к старшим–основная черта характера, которая присуща большинству татар. Во время чтения рассматриваем с детьми иллюстрации к сказкам. По прочитанным сказкам проводим беседу с детьми. Рассказываем о жизни и творчестве детских писателей и поэтов. Читаем стихи татарских поэтов, дети заучивают их и затем с удовольствием рассказывают. Особый интерес дети проявляют к татарскому народному писателю Габдулла Тукаю. Они узнают его на портрете, рассказывают о его жизни. Дети очень любит его произведения. Произведения фольклора являются уникальными по своей всесторонности средствами формирования личности ребенка, когда открывается естественное взращивание в нем лучших черт: нравственного, чуткого отношения к людям, любви к своему народу; эстетических вкусов и разнообразных творческих способностей. В свободное от занятий время проводятся татарские народные игры. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Главное достоинство игры – самостоятельный характер, что является положительной
основой для проявления творчества, фантазии. По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребенку; в них много юмора, шуток, соревновательного задора; они часто сопровождаются неожиданными моментами, считалками. В группе в свободное время дети играют с национальными дидактическими играми: «Составь узор», «Назови элемент», «Животный мир Татарстана», «Растительный мир Татарстана». С интересом дети рассматривают на занятиях предметы татарской национальной одежды, познакомиться с татарским орнаментом (тюльпан, звезда, лист). Свои впечатления дети старают отобразить на занятии по рисованию при раскрашивании моделей татарской одежды. В группе в доступном для детей месте имеется татарский уголок, где находятся книги татарских писателей, их портреты, иллюстрации к сказкам, куклы в национальных костюмах, татарские дидактические игры. Постоянно ведется работа с родителями. В родительском уголке помещаем задания для чтения и заучивания в семье (татарские слова, стихи татарских поэтов). Так, через беседы, чтение книг, рассматривание иллюстраций, игры дети знакомятся с богатством и разнообразием татарской культуры. Интерес ребенка к национальной культуре – это одно из условий формирования его личности.

МАДОУ №297 комбинированного вида

Ново-Савиновского района

Консультация для воспитателей в

Тема:
Требования к национальным уголкам в русских и татарских группах. Использование приложений в работе по НРК. Воспитатель: Салахиева Л.Р.

Разделы: Внеклассная работа

  • Научить учащихся играть в национальные игры.
  • Развивать ловкость, смелость, быстроту, меткость.
  • Воспитывать дисциплинированность.

Место проведения: спортивный зал.

Время проведения - 45 минут.

Инвентарь: магнитофон, гимнастические палки, скакалки, мячи, обручи,6 саней, 2 пары лыж.

Построение учащихся в шеренгу по одному.

Здравствуйте дорогие ребята, гости нашего праздника! Мы с вами живем в одном из красивейших мест нашей Родины, на Камчатке. Этот край богат лесом, рыбой, грибами и ягодами. Здесь очень много красивых и живописных мест. Здесь проживает много северных народов -это и коряки, и чукчи, и ительмены, и эвенки. И сегодня на нашем уроке мы познакомимся с загадками, национальными играми, легендами народов Севера.

Хотите научиться этим играм?

Наш урок мы построим в виде соревнования двух команд.

В жюри мы приглашаем ваших родителей.

Класс! На 1-2 рассчитайсь!

В две шеренги становись!

1 команда. Команда "Льдинка",

2 команда. Команда "Снежинка",

За победу в каждом этапе даем команде одно очко. Капитанам команд приготовится к первому соревнованию - физкультурной разминке.

Дружно солнцу улыбнись,
На разминку становись.

Капитан: Команда "Льдинка", к разминке готова?

Команда: Готова!

На разминку шагом марш!

Всё у нас готово, всё у нас в порядке.
Мы в Атласово каждый день
Делаем зарядку.
Мы с красивым мячом
Упражнения начнем!

Капитан: Команда "Снежинка" к разминке готова?

Команда: Готова!

На разминку шагом марш!

Для занятий, как известно
Обруч нам необходим.
И красиво и полезно
Упражненья делать с ним.

В две шеренги становись!
Все дышите. Не дышите!
Всё в порядке! Отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно! Опустите!
Наклонитесь! Разогнитесь!
Встаньте прямо! Улыбнитесь!
Да, осмотром я довольна.
Из ребят никто не болен.
Каждый весел и здоров,
К состязаниям готов!

Учащимся предлагается разучить игры с элементами националь-регионального компонента.

Первая игра:

"Веселое многоборье"

1. Перепрыгнуть через трое нарт. (саней)

2. Набросить маут оленям на рога.

Задания оцениваются.

Игра: "Камчатские гонки". Послушайте легенду об отважном охотнике, у которого сломалась лыжа, когда он преследовал лису. Но он на одной лыже догнал зверя. Камчатские дети часто устраивают гонки на одной лыже. Условия просты: надо скользить на одной ноге, отталкиваясь палками, пройти дистанцию, дойдя до черты, попасть снежком(мячом) в мишень.

Учитывается количество попаданий.

Сейчас познакомимся со следующей игрой -"Охотники и куропатки "

На полу обозначается несколько кружков -гнёзда куропаток. Выбираются 2 охотника и по 10 человек из каждой команды-куропатки. Под музыку куропатки летают, выполняют движения. На сигнал "Охотник" куропатки прячутся в свои гнезда. Охотник ловит ту куропатку, которая пошевелилась в своем гнезде. Игра повторяется 2 раза. Побеждает та команда, где меньше пойманных куропаток.

А теперь отгадайте загадки:

В доме лишь одна стена,
Очень круглая она.
До того она кругла,
Ни единого угла.(Чум)

Игра "Кто быстрее построит чум".

Дети берут гимнастические палки и под музыку начинают строить чумы. Выигрывает команда быстрее построившая по два чума.

Кто по снегу, по траве
Носит лес на голове?(Олень)

Игра "Оседлай оленя ".

Играют по 6 человек из команды. Сначала под музыку дети маршируют, затем бегут по кругу, и по сигналу каждый должен сесть на оленя.

Подведение итогов. Учитель обращается к учащимся.

Ну, ребята, тренировку
Провели вы очень ловко.
Получайте- ка награды:
Поздравляем! Очень рады!

Члены жюри награждают призеров

Чтоб расти и закаляться,
Будем спортом заниматься!
Закаляйся, детвора!
В добрый час!
Физкульт-ура!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»

города Буинска Буинского муниципального района Республики Татарстан»

Дидактические игры

по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста

с культурой народов Поволжья

Сагитова Гульнара Ансаровна,

воспитатель высший квалификаций категории

Абдуллина Гулия Гаравдиновна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории

1. « Ә биемне ң сандыгы» «Бабушкин сундучок»

Цель : придумать проект и оформить комнату (домик) куклы Фатимы.

Оборудование и материалы : комната куклы Фатимы, построенная из детских стульчиков и других подсобных материалов; сундучок с бабушкиными изделиями, старинная утварь местного производства.

Ход : Воспитатель предлагает ребятам стать дизайнером по интерьеру и украсить комнату для куклы Фатимы так, чтобы она была уютной и красивой. При этом обращает внимание детей на то, что татары издавна использовали для жилищ кружева, изделия из дерева, вышивку... Они знали секреты украшения и бережно передавали их из поколения в поколение. Эти тайны до сих пор живут в бабушкином сундучке. Воспитатель предлагает юным дизайнерам заглянуть в такой сундучок и выбрать предметы, которые могут украсить комнату куклы. Дети предлагают свои варианты оформления помещения, украшают домик вышитыми полотенцами, скатертями, лоскутными яркими покрывалами, домоткаными дорожками, расставляют кухонную утварь и расписную посуду. Подводится итог: комната стала красивой и сделать её такой помогли секреты бабушкиного сундучка. Теперь кукла Фатима с удовольствием пригласит к себе гостей (игра продолжается).

2. « С ө рле тартма »

Цель : учить детей узнавать и называть детали народных костюмов народов Поволжья (Татарского, русского и чувашского).

Материал к игре : Сундучки с приданым трех национальностей, с костюмами и деталями одежды с украшениями к ним.

Ход : Детям предлагаются национальные наряды для праздников и будней. А также наряды разных сословий и предлагают одеть крестьянку или горожанку. И сравнить, почему так одевались крестьяне .

3 . «Г а йл ә »

Цель : Продолжать знакомить детей с бытом и историей Волжских татар, с укладом их жизни. Закрепить знание членов семьи на татарском языке.

Материал к игре: Миниатюрный домик в национальном стиле со всеми членами семьи.

Ход: Игра проводится в форме сюжетно-ролевой игры.

4. «Чытлы Бикя»

Цель : продолжать знакомить детей с элементами старинных национальных нарядов и украшений народов Поволжья. Развитие эстетических вкусов, патриотических чувств и толерантности у детей дошкольного возраста.

Материал к игре : Куклы с национальными костюмами и деталями к ним.

Ход : Игру можно провести в свободной форме. Просто предложить из одежды выбрать одежду для Маши, Амины и Арины, одеть всех девочек в определенный национальный наряд, либо разложить детали одежды по сундучкам для каждой куклы отдельно.

5. «Д әү ә ни»

Цель : знакомство детей с одеждой татарских девушек, названиями деталей одежды и украшений, которые они носили, а также укладом быта и жизни татарских женщин. Воспитание любви и интереса к культуре своего народа.

Материал к игре: Карточки, изготовленные из картона сложенного пополам. Верхней половине рисуется силуэт девушки в национальном костюме и определенная деталь вырезается таким образом, чтобы можно было сделать различные тканевые вкладки, как при игре в «Ателье».

Ход: Воспитатель начинает рассказ о том, какая у меня была Д әү ә ни.

Моя бабушка жила в татарской деревне и была она первой красавицей, умницей и умелицей. Она умела все на свете. И работать и петь, и на курае играть, и танцевать, наряжаться и красиво одеваться. Вот посмотрите:…

Далее воспитатель показывает, какие платья она одевала, из каких они были тканей и какие цвета и узоры предпочитали татары. Воспитатель называет все виды одежды (Камзул, жикет, читек, яулык, калфак…). Предлагает рассмотреть ткань для платья, которую носили на работу, на выход, на праздники и предлагает детям подумать, почему такой выбор (Шелк, бархат, ситец, лен…).

Но самое главное, что моя бабушка все умела. Она и пряла, и вязала, и вышивала, и штопала, и очень вкусно готовила и даже хлеб для стола растила сама…

Дети совместно с педагогом рассматривают, что делает девушка в каждом случае. Также можно рассмотреть украшения бабушки (Алка, белязек, чулпы…).