Что такое антисемитские настроения. Юдофобия и антисемитизм. Не чтившие императора

Антисемитизм - идеология и политическое движение, направленные на борьбу с еврейством.

Антисемитская карикатура из официальной газеты «Ал-хаят ал-джадида» (28.12.1999), выходящей в Палестинской автономии. Фигура старика изображает прошлый век, молодого – наступающий. Над изображением еврея написано: «Болезнь века».

«Еврейская расистская мафия». Карикатура. Италия, 2002 г.

«Еврейская программа завоевания мира». Карикатура. Испания, 1930 г.

Термин «антисемитизм» возник в конце 70-х гг. 19 в. в Германии. Антисемитизм, в сущности, - это форма враждебного отношения к еврейскому народу на определенном историческом этапе.

В языческой среде

Причины враждебного отношения к евреям коренятся в глубокой древности. Важнейшая из них явилась следствием неизбежного конфликта между монотеистическим меньшинством и окружавшим его языческим миром. С окончательным торжеством монотеистического иудаизма (см. Монотеизм), после возвращения евреев из пленения вавилонского усилилась напряженность в отношениях между евреями и соседними народами. Первым литературным источником, в котором вражда к евреям представлена как одно из проявлений борьбы между цивилизованным миром и варварством, было сочинение египетского эллинизированного жреца Манефона (3 в. до н. э.).

Библейская книга Эсфирь отражает отрицательное отношение языческой среды к еврейству в той мере, в какой эта враждебность воспринималась самими евреями. Персидский царедворец Хаман говорит: «...есть один народ, разбросанный и рассеянный между народами... и законы их отличны от законов всех народов, и законов царя они не выполняют...» (Эсф. 3:8).

Первое известное преследование еврейской религии, которую эллинистический правитель считал враждебной государственному строю, произошло в находившейся под властью Селевкидов Иудее (2 в. до н. э.). Насаждая эллинистические культы во всех землях своей обширной империи, Антиох IV Эпифан вызвал сильное недовольство среди верных религиозно-национальным традициям евреев, которые оказали активное сопротивление его насильственным мерам. Антиох осквернил Иерусалимский храм, превратив его в святилище Зевса Олимпийского. В результате вспыхнуло народное восстание, приведшее к созданию независимого еврейского государства Хасмонеев в Иудее.

Трения между еврейством и эллинистической средой в Римской империи продолжались. В литературе того времени не раз встречаются резкие антиеврейские высказывания (Аполлоний Молон, Апион, Тацит, Ювенал). Отстаивая свою религиозную и культурную самобытность, евреи добились освобождения от поклонения обожествленному римскому императору и от выполнения других противоречивших предписаниям еврейской религии обрядов. Эта обособленность усиливала подозрительность и враждебность к евреям со стороны других подвластных Риму народов.

Упорная борьба Иудеи за политическую независимость, достигшая своего апогея в Иудейской войне I и в восстании Бар-Кохбы, вызвала ожесточенные вооруженные столкновения между евреями и неевреями. Следует отметить, что до победы христианства гонения на еврейскую религию носили спорадический характер и были кратковременными, хотя порой и весьма жестокими (в годы царствования Калигулы, Домициана и, главным образом, во времена Адриана).

В христианстве и исламе

С утверждением христианства как господствующей религии в Римской империи начался многовековой период правовых ограничений, преследований и насильственных мер против евреев. Отрицание иудаизма послебиблейского периода легло в основу христианства, и это привело к тому, что полемика с еврейством и унижение евреев стали одним из важнейших элементов учения церкви. Более того, с первых этапов своего развития церковь стремилась к резкому разграничению между христианством и теми его основами, которые коренились в еврействе. Стараясь усилить свое влияние на широкие массы, многие церковники использовали антиеврейские настроения окружающей среды. Они сами прониклись враждой к евреям и насаждали ее в своих проповедях.

Столкновения между основателем ислама Мухаммадом и еврейскими племенами Аравии (начало 7 в. н. э.) сыграли значительную роль и в формировании мусульманской религии. Конфликт с иудаизмом, однако, не превратился в решающий фактор в становлении ислама. Поэтому проявления вражды к евреям в мусульманском мире не достигали столь значительных масштабов, как в христианских странах.

С течением времени римские императоры-христиане изгнали евреев с государственной службы, ограничили права евреев-землевладельцев и даже запрещали евреям владеть землей, владеть рабами-христианами, строить новые синагоги и вступать в брак с христианами. Римские власти иногда вмешивались даже в еврейское богослужение.

В 7–8 вв. вестготские короли жестокими насильственными мерами принуждали евреев к массовому крещению. В 9 в. лионские епископы Агобард и Амуло вели резкую антиеврейскую пропаганду, упрекая французского короля в покровительстве евреям.

Крестовые походы

Крестовые походы резко усилили антиеврейские тенденции в христианском обществе. Призыв к «освобождению гроба Господня от неверных» вызвал взрыв религиозного фанатизма, который сразу же обратился против евреев: до того, как истребить врагов, находящихся далеко, следует выкорчевать «врагов Христовых из нашей земли». Многие еврейские общины Северной Франции и Германии были полностью уничтожены. Прирейнские города лишили евреев гражданских прав, запретили им селиться вне специально отведенных кварталов и ограничили их экономическую деятельность. Начиная с 12 в., следовали гонения, вызванные новыми, до тех пор неизвестными ложными обвинениями. Распространился кровавый навет: евреев обвиняли в употреблении христианской крови для ритуальных целей, в основном крови христианских младенцев. Вера в магическую силу гостии (см. Гостии осквернение) привела к обвинению евреев в использовании ее для колдовства. Распространялись слухи, что гостия, проколотая иглами, истекала кровью. В 1348 г., во время эпидемии чумы (см. «Чёрная смерть»), евреев обвиняли в отравлении колодцев, и во многих городах Германии все еврейское население было вырезано или сожжено на кострах. Евреи были изгнаны из сотен городов. Одним из последствий крестовых походов было вытеснение евреев из внутренней и внешней торговли европейских городов. Экономическая деятельность евреев все более сосредоточивалась на денежных операциях и ростовщичестве. Развитие христианской схоластической теологии привело в тот же период к строжайшему церковному запрету - христианам не разрешалось извлекать какую-либо прибыль из торговых и финансовых сделок. В результате создавалось впечатление, что только евреи наживаются грешным путем. Еврей стал не только «христоубийцей», злодеем, пособником сатаны, пользующимся христианской кровью для своих темных ритуальных обрядов, но и эксплуататором, ростовщиком и «пиявкою-кровопийцей». Процесс изоляции евреев от окружающей среды все более и более усиливался.

На фоне средневековой христианской культуры, базировавшейся на твердо установленных догматах и стереотипах, выработался шаблонный зловещий образ еврея. В балладе, в мистерии, в иконописи, в церковной скульптуре, в проповеди с амвона и в фольклоре этот образ неоднократно повторялся в разных вариантах и передавался из поколения в поколение (см. Отличительный знак). В этой атмосфере казалось вполне естественным изгнание евреев из Англии (конец 13 в.), из Франции (14 в.), из Испании и Португалии (конец 15 в.). Конечно, эти действия имели экономическую подоплеку. Стереотипный отрицательный образ еврея настолько глубоко укоренился в сознании христианского населения, что даже крещение многих евреев (в Испании, в Португалии и на Мальорке) не спасло их от дискриминации и преследований (см. Марраны).

Эпоха Реформации

Положение евреев в Европе еще более ухудшилось в эпоху Реформации. Вызванные ею брожение умов и религиозные войны привели к новым изгнаниям, преследованиям и антиеврейским эксцессам. Лютер, пытавшийся в начале своей деятельности привлечь евреев к своему движению, убедился со временем в несостоятельности таких попыток. Он резко изменил свое отношение к евреям, называл их дьявольским отродьем, призывал князей изгонять евреев из христианских стран, сжигать синагоги и разрушать еврейские дома. Усилились гонения на евреев и в католических государствах. Во второй половине 16 в. в городах Италии, а затем и в других странах Европы евреи были заключены в особые кварталы - гетто; были случаи сожжения еврейских книг; евреев насильно заставляли слушать церковные проповеди и т. д.

В 17 в. наблюдалась перемена в отношении к евреям со стороны некоторых представителей европейского общества, главным образом, в протестантских странах: Нидерландах, Скандинавии и Англии, где все более распространялся интерес к еврейской истории и культуре и постепенно менялось представление о еврее. Нередко подчеркивалась роль евреев в распространении науки и культуры в древнем мире. Однако в конце того же века зародился критический подход к Библии, возникла философия деистов, что привело к возрождению традиционно отрицательного образа еврея. Намереваясь, по существу, подорвать авторитет христианской церкви, деисты и их преемники-материалисты подвергли нападкам иудаистические основы христианства. В их сочинениях праотцы еврейского народа - библейские патриархи - представлены обманщиками и лицемерами, а пророки - злобными мракобесами. По словам Гольбаха (1723–1789), одного из французских просветителей, Моисей, стараясь укрепить свою власть и господство жрецов над евреями, насаждал в них ненависть ко всему роду человеческому и воздвиг стену между ними и другими народами. Современные же евреи унаследовали черты характера своих предков и хранят верность их заветам. Так, полемизируя с церковью и отрицая христианство, французские просветители парадоксальным образом возродили в несколько видоизмененной форме искаженный, уродливый облик еврея, выкристаллизовавшийся в сознании средневекового христианина.

Период эмансипации

Процесс эмансипации евреев в Европе, основанный на принципе полного равноправия всех граждан государства, привел к усиленной интеграции евреев в экономической, культурной и политической жизни европейских стран. Одним из результатов этого процесса было усиление антиеврейских настроений. В этих условиях, чем больше точек соприкосновения было между евреями и неевреями, тем сильнее становились трения между ними. Отталкивающий образ еврея, подспудно таившийся в сознании или подсознании европейцев, всплывал наружу.

Некоторые идеологические направления и общественные течения, господствовавшие в Европе, усилили антагонизм между евреями и народами, среди которых они жили (хотя сами по себе они не имели прямого отношения к евреям и еврейству). Европейский национализм, возникший в начале 19 в., исходил из положения, что нация является живым организмом, развивающимся в историческом процессе. По этой концепции, приобщение к такого рода организму извне невозможно, и, следовательно, евреи - пришлый, чуждый элемент в жизни каждой нации.

Бурный рост капитализма (в 19 в.) усилил социальные противоречия в Европе. Почти во всех европейских странах сформировались социалистические и революционные партии, боровшиеся за справедливый социальный строй и призывавшие к «экспроприации экспроприаторов». Социалисты, за немногими исключениями, считали всех евреев капиталистами. Социалистическая пропаганда в Европе отождествляла эти два понятия. В периоды кризисов и брожений антикапиталистические лозунги носили ярко выраженный антиеврейский оттенок, который неоднократно заимствовали ярые противники социалистов - правые радикальные националисты.

Одну из политических теорий этого периода, использованных антисемитами, представляет так называемый социальный дарвинизм, уподоблявший общественные отношения борьбе за существование в животном мире, где сильные побеждают в процессе естественного отбора. В конечном итоге социальный дарвинизм выродился в расизм. По взглядам большинства создателей этой теории, раса блондинов обладает исключительно положительными качествами характера и всеми моральными достоинствами, а также творческим духом. Она стоит на высшей ступени развития человечества. За ней следуют другие расы; одной из самых низших являются семиты. Искусственное разделение наций по расово-биологическим признакам не было результатом научных исследований, проведенных путем собирания антропологических данных, а наукообразным оправданием закоренелой ненависти к евреям. Отнесение того или иного человека к евреям или семитам в рамках расовых теорий не основывалось, однако, на выработанных их сторонниками критериях. Так, голубоглазые блондины-евреи неизменно причислялись к семитам, а черноволосые немцы всегда оставались «чистокровными арийцами».

Быстрые темпы урбанизации, усиление социальных и политических противоречий, расширение системы народного образования и демократизация общества - все это привело к возникновению массовых движений, которые стали играть видную роль в жизни Европы. Антисемитизм явился важным составным элементом их идеологических и политических платформ и практической деятельности.

В Германии и Венгрии

С конца 70-х гг. 19 в. в Германии и Венгрии появились антисемитские партии, ставившие целью отмену эмансипации и выдвигавшие требование юридической и общественной изоляции евреев. Государственный, то есть основанный на особом законодательстве, антисемитизм реализовывался только в России и в Румынии, однако неофициальная общественная дискриминация имела место в большинстве европейских стран. Придворный проповедник Вильгельма I Адольф Штеккер превратил в 1879 г. свою христианско-социальную партию в явно антисемитскую. Распространению антисемитской идеологии в Германии способствовали сочинения композитора В. Р. Вагнера (в 1869 г. вышла его брошюра «Евреи в музыке»). Политические аспекты антисемитизма подчеркивал немецкий журналист Вильгельм Марр, который, очевидно, первым ввел в употребление термин антисемитизм и назвал группу своих приверженцев «антисемитской лигой».

Экономический антисемитизм пропагандировал другой германский журналист Отто Глагау. Все эти группировки получили название «берлинское движение». В 1881 г. этому движению удалось собрать 250 тыс. подписей под представленной в германский рейхстаг петицией, которая требовала ограничить в правах немецких евреев и запретить иммиграцию евреев в Германию. Некоторый интеллектуальный лоск придавали антисемитскому движению публикации известного прусского историка Генриха Трейчке, заявившего, в частности, что «нынешняя агитация правильно уловила настроение общества, считающего евреев нашим национальным несчастьем».

Крайним выразителем расового антисемитизма был философ Евгений Дюринг, обвинявший даже Маркса в том, что его учение носит еврейский характер. Широкую популярность приобрела книга онемеченного англичанина Х. С. Чемберлена «Основы 19 столетия» (1898), который изобразил всю историю человечества как конфликт между высшей арийской и низшей семитской расами, причем в качестве самых чистокровных представителей первой выступают немцы, а второй - евреи.

Все же в 1880-х гг. антисемитскому движению не удалось добиться успеха на выборах в рейхстаг, но уже в 1893 г. антисемиты провели 17 депутатов. В дальнейшем антисемитские группировки как особое политическое движение терпели неудачу, но их пропаганда и идеология проникли в другие течения, и к началу Первой мировой войны большинство немецких партий включили в свои программы явно антисемитские требования.

В Австро-Венгерской империи антисемитская агитация началась еще в 70-х гг. 19 в. в Венгрии и усилилась после Тисаэсларского кровавого навета . Тогда же в венгерском парламенте образовалась антисемитская группа, а в 1890-х гг. антисемитскую политику проводила католическая народная партия.

В Австрии

В Австрии, в особенности в Вене, носительницей антисемитизма была главным образом христианско-социальная партия во главе с Карлом Люэгером. Она вела пропаганду под лозунгом защиты народных масс от эксплуатации еврейскими капиталистами. В 1897 г. Люэгер был избран бургомистром Вены, и в начале 20 в. его партия в союзе с клерикальной католической партией добилась значительного влияния в парламенте, усилив в нем антисемитские тенденции.

Во Франции

Во Франции первые ростки антисемитской идеологии появились в начале 1880-х гг. С выходом книги Эдуарда Дрюмона «Еврейская Франция» (1886) антисемитизм расистского толка получил широкое распространение. Организовалась «Антисемитская лига», возникали уличные демонстрации. Дело Дрейфуса превратило антисемитизм в одну из центральных политических и идеологических проблем Франции. Поражение «антидрейфусаров» и отделение церкви от государства (при республиканском правительстве в начале 20 в.) привели к тому, что антисемитизм стал впоследствии достоянием почти исключительно крайних клерикальных и правых кругов, например, организации Аксьон франсез. Лишь в Алжире антисемитизм продолжал носить массовый характер.

В России

В конце 19 в. и начале 20 в. в России стали формироваться оппозиционные политические партии. Борцы с самодержавием категорически отвергали антисемитизм. В годы первой революции (1905–1907) царь Николай II и его приближенные раздували антисемитские настроения и открыто поддерживали Союз русского народа, его боевые отряды, так называемые «черные сотни», и другие погромные организации. Агенты охранки сфабриковали антисемитскую фальшивку «Протоколы сионских мудрецов». В тайной типографии департамента полиции печатались антисемитские листовки. Под покровительством полиции и жандармерии был организован ряд погромов. В правой печати подвизались антисемитствующие идеологи, такие как А. Шмаков, Ю. Пранайтис, указывавшие на всемирную опасность, якобы исходящую от еврейства, и утверждавшие, что еврейская религия предписывает вредить христианам и употреблять кровь их детей. В 3-й и 4-й Государственных думах крайние правые делегаты (В. Пуришкевич, Н. Марков и другие) вели травлю евреев. Дело Бейлиса (см. М. М. Бейлис) привело к открытому столкновению между самодержавием и освободительным движением, включавшим все оппозиционные партии. Оправдание Бейлиса нанесло удар по антисемитской политике царизма.

В Румынии

В Румынии антисемитские выступления и погромы начались в 1859 г., их поддерживали главные политические партии. Западные державы пытались обуздать травлю и предотвратить эксцессы, но безуспешно. Решение Берлинского конгресса (1878) о предоставлении равноправия всем гражданам Румынии независимо от их религиозной принадлежности было обойдено правительством под предлогом, что евреи - не граждане государства, а чужеземцы. Глава церкви и представители правительства открыто занялись антисемитской агитацией. В 1886 г. под покровительством властей в Румынии состоялся международный антисемитский конгресс. В 1895 г. был основан антисемитский Румынский союз, в программе которого говорится, что он «употребит все средства, чтобы сделать положение евреев в Румынии невыносимым».

В годы, предшествовавшие Первой мировой войне, влияние антисемитских партий в Центральной и Восточной Европе уменьшилось. Однако захват власти партией большевиков в России и поражение Германии в войне привели к новой вспышке антисемитизма и к усилению радикальных юдофобских группировок. В правых и клерикальных кругах распространилось мнение, что предсказания «Протоколов сионских мудрецов» о мировом еврейском владычестве начали исполняться. Революции в Баварии (1918) и Венгрии (1919), в которых евреи играли важную роль, а также активное участие еврейской молодежи в создании коммунистических партий в разных странах усилили антиеврейские тенденции. Антисемитские настроения все глубже проникали также во Францию, Англию и США. Особую активность в антисемитской пропаганде проявляли католические круги. В США против «международного еврейства» ратовал магнат автомобильной промышленности Генри Форд.

Между двумя мировыми войнами

Основными очагами антисемитизма в период между двумя мировыми войнами были Германия и государства Восточной Европы. Последствия Версальского договора и экономический упадок обострили социальные противоречия и усилили националистические тенденции. Расовые теории приобретали все более широкую популярность в разных слоях общества. На евреев возлагалась вина за бедствия Германии. Жертвами террористических актов пали некоторые политические деятели-евреи, среди них министр иностранных дел Вальтер Ратенау. Антисемитизм стал одним из важнейших пунктов программы различных партий и основой идеологии национал-социалистической партии (см. Нацизм), образовавшейся в 1924 г. Ее вождь Адольф Гитлер изложил свои изуверские юдофобские взгляды в книге «Моя борьба» (1925–27), ставшей библией национал-социализма. С приходом Гитлера к власти основы расовой теории были возведены в степень законов (см. Нюрнбергские законы), и антисемитизм стал официальной политической линией правительства Германии. Был создан мощный аппарат для проведения антисемитской пропаганды во всем мире. Антисемитизм занимал главное место во внешнеполитической концепции Гитлера и в дипломатических отношениях нацистской Германии с другими государствами. На всем протяжении многовековой еврейской истории никогда антисемитизм не принимал столь чудовищных размеров и таких звериных форм, как в период нацистского владычества.

В тех странах Восточной Европы, где евреи играли важную роль в экономической и культурной жизни, националистические и этнические концепции внедрялись под такими, например, антисемитскими лозунгами: «процентная норма» и «скамьи гетто» для студентов, изгнание еврейской интеллигенции с государственной и общественной службы, разорительная налоговая система по отношению к среднему сословию, ограничения в правах и т. д. Все это расширило пропасть между евреями и остальным населением этих стран. Антисемитская политика усилилась с установлением в восточноевропейских странах диктаторских режимов и последовавшим за этим ослаблением связей этих стран с западноевропейскими демократическими государствами, особенно после победы гитлеризма в Германии. Во второй половине 1930-х гг. антисемитские эксцессы принимали все более агрессивный характер: нападения, избиения, погромы. Антисемитские партии стали ведущими во многих восточноевропейских странах. В 1937–38 гг. в Румынии правительство Кузы-Гоги приняло расистские законы; за Румынией последовала и Венгрия. Таким образом, была подготовлена почва для успеха в годы Второй мировой войны гитлеровской пропаганды, которая утверждала, что война ведется для защиты европейских народов от «всемирной еврейской плутократии и международного коммунизма». В конечном счете, все эти влияния в немалой степени обусловили активное участие многих жителей восточноевропейских стран в «окончательном решении еврейского вопроса», то есть в массовом уничтожении европейских евреев (см. Катастрофа).

Успехи гитлеризма оказали влияние также на некоторые круги общества западных стран. При помощи нацистских эмиссаров и огромных денежных средств, отпущенных гитлеровцами для пропаганды, антисемиты развернули широкую деятельность в Англии, Франции и особенно в США. Влиятельные группы «умиротворителей», стремившихся к договоренности с Гитлером, тоже видели в евреях препятствие к проведению их политики и возбуждали недоброжелательное отношение к евреям со стороны населения своих стран.

В период гражданской войны в России антисемитизм стал важным фактором в политической борьбе. Уже в конце 1917 г. с усилением «самостийных» настроений, то есть выступлений за отделение Украины от России, возникли погромы, принимавшие все большие размеры. Резней и грабежом евреев занималась украинская армия, разные банды и «зеленые» отряды. «Протоколы сионских мудрецов» были «походной книгой» офицеров белых армий, продвижение которых оставляло за собой кровавый след еврейских погромов. Советская власть с первых дней своего существования повела энергичную и весьма успешную борьбу с антисемитизмом. Однако в конце 1920-х гг. ощущается резкий подъем антисемитских настроений в народе. Это было обусловлено следующими причинами: активная экономическая деятельность евреев в годы нэпа («нэпман-еврей»); сравнительно значительное число евреев в партийном и хозяйственном советском аппарате («только евреи выиграли от революции»); правительственные мероприятия по землеустройству евреев («лучшие земли отдаются евреям»); небывалый рост числа еврейских рабочих в тяжелой промышленности, в которой прежде почти не было евреев. Советская власть проводила в 1927–31 гг. большую разъяснительную работу по борьбе с антисемитизмом, который рассматривался как «пережиток буржуазного прошлого». Однако в годы сталинского террора (1936–39) антисемитские нотки прозвучали, когда еврейские деятели были обвинены в «буржуазном национализме». В период сближения Иосифа Сталина с Гитлером (1937–39), вплоть до нападения Германии на СССР в июне 1941 г., упоминание об антисемитизме и антисемитской политике нацистов совершенно прекратилось.

(О положении евреев в разных странах мира в период Второй мировой войны см. соответствующие разделы статей о странах, например, Советский Союз. Советско-германская война и Катастрофа , Дания , а также статью Катастрофа .)

После Второй мировой войны

После Второй мировой войны обозначился резкий спад антисемитских настроений во многих странах Европы и Америки. Даже неофашистские партии старались отмежеваться от антисемитской идеологии. Лишь небольшие группировки продолжали открыто пропагандировать антисемитизм. В это время центром антисемитских публикаций стала Швеция. В 1960-х гг. антисемитская агитация усилилась под маской антисионизма, причем в основном использовалась традиционная антисемитская терминология и аргументация. Нередко слово «евреи» просто заменялось на слово «сионисты». Победа Израиля над арабскими государствами в Шестидневной войне послужила импульсом для такой разновидности антисемитизма.

В 1960-е гг. в мире определились три очага антисемитской пропаганды: арабские государства; группировки «новых левых»; СССР и страны Восточной Европы. Арабо-еврейский конфликт в Эрец-Исраэль подготовил почву для антисемитской пропаганды среди арабов. С приходом нацистов к власти арабские лидеры вошли с ними в контакт. Иерусалимский муфтий Хадж Амин ал-Хусейни ездил к Гитлеру в Берлин и вел переговоры о включении евреев Палестины в гитлеровский план «окончательного решения еврейского вопроса». После Второй мировой войны арабские страны были наводнены антисемитской литературой. Неоднократно издавались на арабском языке «Протоколы сионских мудрецов», отрывки из них были включены в школьные учебники и в памятку солдата в Иордании и Египте. Арабская пропаганда представляет все поражения арабов как результат заговора мирового еврейства и его союза с империализмом. В ней нередко оправдывалась нацистская политика уничтожения еврейского народа. После Шестидневной войны некоторые арабские лидеры усомнились в эффективности такой пропаганды для достижения своих политических целей. Тем не менее, съезд высшего руководства мусульманского духовенства ряда стран (1969) объявил борьбу с Израилем и с еврейством «священной войной ислама».

После Второй мировой войны стало ясно, что антисемитизм в СССР

После Второй мировой войны стало ясно, что антисемитизм в СССР - не пережиток прошлого, а важный компонент современной советской действительности. Проявления антисемитизма среди населения стали значительно сильнее, чем в 1920–30-е гг., главным образом вследствие нацистской пропаганды в годы немецкой оккупации. Евреи, возвратившиеся после войны на свои прежние места жительства, столкнулись с враждебным отношением со стороны местных жителей. Это касалось возвращения им покинутого имущества и жилья; зачастую местное население противилось самому факту возвращения евреев. Отношение властей также изменилось. Распространились слухи, что секретарь ЦК партии Щербаков придерживается крайне антисемитских воззрений и что сам Сталин не свободен от антисемитизма. Позднее это подтвердили высказывания югославского государственного деятеля Милована Джиласа, Светланы Аллилуевой, Ильи Эренбурга и других. Антисемиты, находившиеся во всех инстанциях партийного и государственного аппарата, перестали скрывать свои взгляды. В последний период войны началось вытеснение евреев с руководящих постов во всех сферах жизни страны, была исключена сама возможность назначения евреев на ряд должностей в партийно-государственном аппарате.

Сам факт существования Государства Израиль способствовал пробуждению чувства национального самосознания у евреев СССР, четко определивших свою принадлежность к еврейству. Многие из советских евреев тогда полагали, что советская власть, поддерживавшая молодое еврейское государство в Войне за Независимость, признает законность солидарности всех евреев с Израилем. Бурные проявления симпатии к прибывшим в СССР (август 1948 г.) представителям Израиля и в особенности массовая демонстрация, состоявшаяся в том же году в московской синагоге в праздник Рош ха-Шана 5709 г., явились наглядным свидетельством проявления национальных чувств, присущих многим евреям СССР. Очевидно, вслед за этими событиями было решено принять крайние меры для подавления любых проявлении еврейского национального чувства. В конце сентября 1948 г. в «Правде» была опубликована статья И. Эренбурга, в которой автор утверждал, что постулат сионизма об общности судьбы евреев всего мира противоречит идеологии коммунизма и евреям в «странах социализма» нет никакого дела до Государства Израиль. Евреям СССР не было разрешено выехать в Израиль для участия в войне. Всякое проявление симпатии к еврейскому государству жестоко подавлялось. Власти стали искоренять любые формы существования еврейских коллективов, даже функционировавших по советскому шаблону. В конце 1948 г. были ликвидированы Еврейский антифашистский комитет и еврейские культурные учреждения. Начались массовые аресты евреев - артистов и писателей, прежде всего тех, кто творил на идиш, а также других деятелей культуры, - всех, кто в какой-либо форме выразил свою причастность к еврейству и проявил интерес к еврейским проблемам.

В 1949 г. началась кампания против «космополитов». Не разрешалось касаться еврейских проблем даже в рамках общих советских периодических изданий. Дело дошло до уничтожения еврейских шрифтов, сохранившихся в некоторых типографиях. В 1951 г. началось удаление евреев с важных государственных постов в восточноевропейских странах. Советская пропаганда представляла сионистское движение и Джойнт как «центральное звено в международном заговоре американского империализма против Советского Союза и прогрессивных сил». Целый ряд коммунистических руководителей был обвинен во вредительстве и подрывной сионистской деятельности. Зловещая кампания достигла своего апогея в процессе Сланского в Чехословакии (1952) и во врачей деле в СССР (1953). Власти апеллировали к низменным инстинктам антисемитов и городской черни, как бы демонстрируя, что каждый еврей - предатель и любое преступление против него не повлечет наказания. В Советском Союзе царила погромная атмосфера. По некоторым сведениям, готовился грандиозный показательный антисемитский процесс и был составлен приказ о депортации всех евреев из европейской России в Сибирь и в Казахстан, чтобы «защитить их от гнева советской общественности». Лишь смерть Сталина и последовавшая за ней борьба за власть между его приближенными, которые пытались отмежеваться от преступлений его режима, спасли евреев Советского Союза от уготованной им участи.

В период разоблачений так называемого культа личности Сталина ни один из советских руководителей не осудил антисемитизм, не упомянул о ликвидации еврейской интеллигенции, искоренении еврейской культуры. Предпринятые после смерти Сталина попытки в какой-то мере восстановить еврейскую культурную жизнь вызвали сопротивление властей. Во время неофициальных встреч между разными иностранными делегациями и советским руководством последнее все чаще стало высказывать замечания об отсутствии среди евреев «духа коллективности», о нежелании их заниматься физическим трудом и о влечении евреев к так называемым профессиям «белых воротничков». При этом подчеркивалось, что численность евреев - ученых и административных работников - пропорционально намного выше доли евреев в общем населении страны (те же доводы приводились и в царской России при введении процентной нормы). Министр культуры СССР Е. Фурцева заявила на одной из встреч с иностранной делегацией, что количество евреев-студентов должно быть равно числу евреев-шахтеров. Приводился также исторический аргумент: в прошлом евреи были более культурным элементом по сравнению с невежественной массой русского народа, поэтому им было дозволено занять влиятельные позиции, «теперь же у нас есть наши кадры» (следовательно, евреи - не «наши»).

В начале 1960-х гг. окончательно выяснилось, что новая «либеральная» советская власть не намеревается выпустить из рук козырь антисемитизма. Начались так называемые экономические процессы, в результате которых были осуждены и казнены преимущественно евреи. Советская печать публиковала списки обвиняемых и приговоренных к смерти на самых видных местах. Так как в советских газетах обычно не было хроники преступлений, многие в Советском Союзе и за его пределами усматривали во всем этом явную тенденцию представить евреев ответственными за экономические трудности государства. В феврале 1963 г. английский философ Бертран Рассел писал Хрущеву, что он озабочен казнями евреев и поощрением, по всей видимости, антисемитизма в Советском Союзе. Хрущев ответил, что в Советском Союзе нет и не было антисемитизма и что среди расстрелянных есть лица разных национальностей.

Антисемитизм отчетливо проявился в проходивших в ту пору в СССР обсуждениях проблем искусства и культуры. Когда в сентябре 1961 г. в печати появилось стихотворение Е. Евтушенко «Бабий Яр», консервативные и антисемитские элементы среди советских писателей и критиков обрушились на произведение и на автора с обвинениями в «космополитизме», причем эти нападки сопровождались явно антисемитскими намеками в духе пропаганды последних лет Сталина. По словам критики, в произведении поднимался вопрос об антисемитизме, который-де не существует в советской действительности. Резким нападкам подвергался композитор Д. Шостакович за то, что он назвал первую часть своей 13-й симфонии «Бабий Яр».

Другим проявлением антисемитской пропаганды была публикация огромным тиражом так называемой «антирелигиозной» литературы. В десятках тысяч экземпляров распространялись такие книги, как «Галерея святых» писателя-антисемита П. А. Гольбаха (1723–89), в которой евреи названы врагами рода человеческого и изображены как банда преступников, не останавливающихся ни перед каким злодеянием. Была издана книга советского «эксперта» по вопросам иудаизма Т. Кичко «Иудаизм без прикрас», в которой собраны клевета и измышления, распространявшиеся антисемитской литературой в течение многих веков. Иллюстрации к этой книге, выполненные в духе нацистского еженедельника «Дер штюрмер», вызвали протесты во всем мире. Несомненно, такого рода «сочинения» были направлены не на то, чтобы расшатать веру религиозных евреев, а на то, чтобы дать якобы научное обоснование юдофобству и сеять антисемитизм в массах.

После Шестидневной войны новая волна антисемитизма захлестнула СССР. Резко враждебная позиция советских властей к Израилю и безудержная травля еврейского государства в советской печати, по радио и телевидению окончательно дали понять советским евреям, что у них нет возможности совместить верность Советскому Союзу с солидарностью с еврейским народом. Власти принуждали евреев четко определить свою позицию. На многих евреев, в особенности пользовавшихся известностью и занимавших важные посты, было оказано давление с целью заставить их открыто выступить против Израиля. Лишь в марте 1970 г. в Москве состоялась пресс-конференция, в которой участвовало несколько десятков евреев - научных работников, представителей искусства и военных. Они заявили о своем враждебном отношении к Израилю. Однако у многих евреев нападки на Израиль и фантастические описания господства «международного сионизма» вызвали обратное действие - подъем еврейского национального чувства и готовность демонстративно и гордо подчеркнуть свою принадлежность к еврейскому народу и репатриироваться в Израиль.

В странах Восточной Европы число лиц еврейского происхождения в составе руководства коммунистических партий и правительств было весьма значительным, что привело к усилению антисемитских настроений в широких массах населения. В последние годы жизни Сталина возникли антисемитские группировки в партийной верхушке, в особенности в Чехословакии и Польше, и начался процесс вытеснения евреев с ведущих государственных и партийных постов.

В 1968 г. попытка А. Дубчека ввести в Чехословакии «социализм с человеческим лицом» усилила антисемитские тенденции в других странах советского блока. Либерализация Чехословакии была объявлена результатом подрывной деятельности «сионистских агентов» и «немецких реваншистов». Противники Дубчека развязали оголтелую антисемитскую кампанию. Глава польского правительства В. Гомулка заявил в специальном выступлении, что большинство польских евреев нелояльно по отношению к своему государству. Травля евреев, начавшаяся после этого выступления, привела к тому, что почти все евреи Польши, среди них и те, кто считал себя неразрывно связанным с польским народом, были вынуждены оставить страну.

См. также

Литература

  • Дубнов С. М. Всемирная история еврейского народа от древнейших времен до настоящего. Т. 1–10. Рига, 1936–1939.
  • Еврейская история и религия: Сборник статей / Кауфман И., Финкельстайн Л., Эттингер Ш. Перевод с иврита и английского А. Гинзай и Э. Ломовская. Иер., 1982. 264 с.
  • Струве В. В. Фашистский антисемитизм - пережиток каннибализма. М.-Л., 1941. 16 с.
  • Федоров Е. А. Антисемитизм - отравленное оружие фашизма. Л., 1941. 24 с.
  • Коваль В. С. Путь к Бабьему Яру: (Германский антисемитизм: история, теория, политика). Киев, 1991. 55
  • Амфитеатров А. В. Происхождение антисемитизма. Т. 1–3. Берлин, 1906.
  • Антисемитизм в Советском Союзе: Его корни и последствия. / Составители И. Яхот, А. Розен и другие. Иер, 1979. 477 с.
  • Бузескул В. П. Антисемитизм в Александрии. СПб., 1914. 99 с.
  • Бурак Ю. Антисемитизм в современной Европе // Еврейская летопись. М. - Л., 1926, сб. 3. С. 142–155.
  • Бурцев В. Л. В погоне за провокаторами: «Протоколы сионских мудрецов» - доказанный подлог. М., 1991. 431 с.
  • Вайнтроб М. Причины происхождения антисемитизма: Опыт социально-психологического анализа. Рига, 1927. 371 с.
  • Горев М. [Галкин М. В.]. Против антисемитов: Очерки и зарисовки. М. - Л., 1928. 186 с.
  • Делевский Ю. [Юделевский Я. Л.]. Протоколы сионских мудрецов: История одного обмана / Предисловие А. В. Карташева. Берлин, 1923. 157 с.
  • Дудаков С. История одного мифа: Очерки русской литературы XIX-XX вв. М., 1993. 282 с.
  • Дьявол и евреи: Средневековые воззрения на евреев и современный антисемитизм. Сборник / Дж. Трахтенберг и другие; Перевод с английского В. Рынкевича. М. - Иер., 1998. 312 с.
  • Жигалин Г. Л. Проклятое наследие: (Oб антисемитизме). [М.], 1927. 104 с.
  • Каутский К. Еврейство и раса. Авторизованный перевод с немецкого. [П.], 1918. 189 с.
  • Кон Н. Благословение на геноцид: Миф о всемирном заговоре евреев и «Протоколах сионских мудрецов». Перевод с английского. М., 1990. 247 с.
  • Краузе Г. Происхождение антисемитизма в Германии / Перевод с немецкого Г. Таубмана. СПб., 1907. 99 с.
  • Лазар Б. Антисемитизм и революция / Перевод с французского, под редакцией и с предисловием профессора М. Рейснера. П., 1917. 29 с.
  • Леруа-Болье А. Евреи и антисемитизм / Перевод с французского Э. К. Ватсона и Р. И. Сементковского. СПб., 1894. 8 с. + 326 с.
  • Лозинский С. Г. Социальные корни антисемитизма в средние века и в новое время. [М.], 1929. 205 с.
  • Ломброзо Ч. Антисемитизм и современная наука / Перевод с итальянского Е. Пархомовского. Киев, 1909. 146 с.
  • Лурье С. Я. Антисемитизм в древнем мире, попытки объяснения его в науке и его причины. П., 1922. 159 с. То же - Т.-А., 1976. 216 с.
  • Маляр И. Антисемитизм через века и страны. Т.-А., 1995. 96 с.
  • Маркс и еврейство: [Сборник статей]. / Меламед М., Вольбе П., Перлис В. Одесса, 1918. 48 с.
  • Неодоленный враг: Сборник против антисемитизма / Составитель В. Вешнев. М., 1930. 348 с. Очерки, статьи и повести, описывающие факты антисемитизма в Советском Союзе.
  • Паркс Д. Евреи среди народов: Обзор причин антисемитизма. Перевод с английского. Париж, 1932. 264 с.
  • Песковский М. Л. Роковое недоразумение: Еврейский вопрос, его мировая история и естественный путь к разрешению. Части 1–2. СПб., 1891. 392 с.
  • Поляков Л. История антисемитизма. Перевод с французского под редакцией профессора В. Порхомовского. Т. 1–2. М. - Иер., 1997–1998.
  • Правда о Сионских протоколах: Литературный подлог. Перевод с английского. / Предисловие П. Н. Милюкова. Париж, 1921. 96 с.
  • Прейгер Д., Телушкин Д. Почему евреи?: О причинах антисемитизма. Перевод с английского. СПб., 1992. 203 с.
  • Против антисемитизма: Сборник материалов. Ташкент, 1928. 41 с.
  • Против антисемитизма / Под редакцией Г. Алексеева, К. Большакова и других. [Л.], 1930. 247 c.
  • Радищев Л. Яд: Oб антисемитизме наших дней. [М.] 1930. 125 с.
  • Стеклов Ю. М. Новейшие течения во французском антисемитизме. [П.], . 54 с. Издание 3-е, исправленное и дополненное; вышло под названием: Последнее слово французского антисемитизма. П., 1923, 64 с.
  • Сувальский З. С. Из истории антисемитизма: Александрийские антисемиты 1 в. по Р. Х. // Еврейская библиотека. СПб., 1903, т. 10. С. 339–368.
  • Толстой И. И. Антисемитизм в России и другие статьи по еврейскому вопросу / Предисловие К. К. Арсеньева. П., 1917. 96 с.
  • Ф. Г. [Гец Ф. Б.]. Слово подсудимому! СПб., 1891. 165 с. С письмами Л. Н. Толстого, Б. Н. Чичерина, В. С. Соловьева, В. Г. Короленко.
  • Хейфец И. Я. Мировая реакция и еврейские погромы. Т. 1–2. [Харьков], 1925. Т.1: Польша, 1918–1922. Т. 2: Венгрия, 1918–1922.
  • Хэй М. Кровь брата твоего: Корни христианского антисемитизма / Перевел с английского М. Финкельберг. Иер., 1991. 440 с.
  • Шварц С. Антисемитизм в Советском Союзе. Н.-Й., 1952. 262 с. Освещен период до Второй мировой войны. Переработанное и дополненное издание на русском языке части книги - Schwarz S. M. The Jews in the Soviet Union. N.Y., 1951.
  • Шлейден М. Я. Мученичество евреев в средние века / Перевод и предисловие Л. А. Цукермана. [Варшава], 1907. 56 с.
  • Шнирельман В. Интеллектуальные лабиринты: очерки идеологий в современной России. М., 2004. 479 с.
  • Poliakov L. Histoire de l’antisemitisme. Vols. 1–4. Paris, 1955–1977.
  • אלמוג ש. לאומיות ואנטישמיות באירופה המודרנית, 1815–1945. ירושלים, תשמח, 1988. 188 עמ".
  • Бонч-Бруевич В. Д. Знамение времени: Убийство Андрея Ющинского и дело Бейлиса: Впечатления Киевского процесса. СПб., 1914. 8 с. + 308 с.
  • Дело Бейлиса: Стенографический отчет: Т. 1–3. Киев, 1913.
  • Материалы к вопросу об обвинениях евреев в ритуальных преступлениях: / Собрал И. О. Кузьмин. СПб., 1913. 316 с. + 8 с.
  • Папские буллы о кровавом навете: Перевод с немецкого. Киев, 1912. 107 с.
  • Русские ученые о еврейском вероучении / Заключения профессора П. К. Коковцева, П. В. Тихомирова и И. Г. Троицкого на процессе Бейлиса. СПб., 1914. 16 с. + 79 с.
  • Франк Ф. Ритуальное убийство перед судом истины и справедливости. Перевод с немецкого. Киев, 1912. 355 с.
  • Хвольсон Д. А. Употребляют ли евреи христианскую кровь?: Рассуждение. 3-е изд. Киев, 1912. 77 с.
  • Хейн А. Д. Иудаизм и кровь: Несколько слов в ответ на кровавый навет. СПб., 1913. 78 с.

Источники

Злосчастное время – наша ужасная история. Люди тысячелетиями уничтожали друг друга, и лишь систематическая фальсификация истории скрывает эти ужасные преступления. Наверное, чтобы не окаменели от ужаса… Не природные катастрофы убивали нас, а человеческие деяния.

На мой взгляд, такие поступки вызывались не только нашими отрицательными свойствами, такими как ненависть, зависть, любовь к власти и прочее. Их причиной всегда было отсутствие идеи, способной объединить людей.

Сегодня значимость объединяющей идеи нивелируется потребительской философией, но именно отсутствие этой идеи сделало наше время таким кровопролитным. На все вопросы, возникающие в жизни, есть только один правильный ответ: нужна единая доминанта, с которой согласны все. И останутся тогда в прошлом войны, и вся наша жизнь наполнится свободой, равенством, счастьем.

Причина антисемитизма

В истории было немало государств, которые мы называем великими. Древние Египет, Греция, Рим. Однако, важно не то или иное достижение, а вопросы, которые мы задаем. Ведь великие они были лишь тем, что захватывали и порабощали другие страны. Тем, что ломали жизнь своих сограждан и направляли по такому пути, на котором их ждали разрушение, и исчезновение.

Но мы закрываем глаза на это. Какая разница – миллион туда, миллион – сюда. Зато, какая сила!

По-моему, великим следует называть такой народ, который не ломал собственный хребет, а создал свою особую идеологию, объединившую людей в одно целое.

Идеологию одной семьи, в которой каждый человек из народа становится родным другому в желании находиться в единстве всегда и в любом месте, куда бы не забросила судьба.

И все же был в человеческой истории некий особый народ. Он родился еще до Греции с Римом. И стал причиной общего заболевания человечества – .

Это евреи.

Почему был?

Антисемитизм, возможно, в помощь…

Потому что он сегодня другой.

Сегодня находится в глупом положении человека, рвущегося к цели, которая ему не нужна. Не нужны успехи в технологиях, неважно количество нобелевских лауреатов на душу населения.

Сила еврейского государства – это сила объединения народа вокруг чего-то наиважнейшего. Связанные внутри высочайшей идеей любви к ближнему, евреи способны принести счастье в мир.

Но они этого не делают. Зато вбили себе в голову, что наследие греческой демократии – это их. Родное. Похоже, что евреям нужно для счастья, чтоб демократия была. Будто демократия означает торжество справедливости. Святая простота!

Потому одиноки и ненавистны в мире, потому что вместо мостов между собой, они строят стены.

Реакция мира – это реакция людей, которые считают, что государство Израиль в своем сегодняшнем виде не имеет право на существование.

Людям не просто «досадно», что евреи есть. Им досадно то, какими они представляются. Мир хочет их видеть другими, но не может объяснить, какими. А потому от досады бьет.

Это называется антисемитизм.

Ценность евреев в мире определяется не тем, что они делают, а тем, какими они «сделаны», должны быть. Именно евреям, как носителям своего великого прошлого, нужно вновь стать нацией, способной к единству, из которого произрастет любовь ко всему человечеству и каждому человеку в мире.

АНТИСЕМИТИ́ЗМ , идеология и политическое движение, направленные на борьбу с еврейством. Термин «антисемитизм» возник в конце 70-х гг. 19 в. в Германии. Антисемитизм, в сущности, - это форма враждебного отношения к еврейскому народу на определенном историческом этапе. Причины враждебного отношения к евреям коренятся в глубокой древности. Важнейшая из них явилась следствием неизбежного конфликта между монотеистическим меньшинством и окружавшим его языческим миром...

Дрейфуса дело

ДРЕ́ЙФУСА ДЕ́ЛО , прозвучавший на весь мир процесс Альфреда Дрейфуса (Alfred Dreyfus ; 1859, Мюлуз, Эльзас, - 1935, Париж), еврея, офицера французской армии, привлеченного к суду по ложному обвинению в измене и шпионаже в пользу Германии. Дрейфус родился в ассимилированной семье богатого эльзасского фабриканта, которая поселилась в Париже после франко-прусской войны. После окончания политехнической школы он поступил в армию инженером...

карикатура

КАРИКАТУ́РА . Шаржированные изображения евреев появились задолго до кристаллизации в искусствах пластических жанра карикатуры как печатной сатирической и юмористической графики. Участие евреев в развитии искусства карикатуры началось в 19 в. и по времени совпало с развитием революционных движений в странах Западной Европы. Карикатура в еврейской среде долгое время не занимала того положения, какое ей отводилось в общественной и политической жизни нееврейского общества...

кровавый навет

КРОВА́ВЫЙ НАВЕ́Т , обвинение евреев в убийстве иноверцев для употребления их крови в ритуальных целях. Подобные обвинения, получившие широкое распространение в средние века в разных католических странах Европы, а позднее в странах православия, продолжали появляться и в 19–20 вв., главным образом под влиянием антисемитской и нацистской пропаганды. Тщетно издавались против них папские буллы и королевские указы, безуспешно выступали просвещенные круги европейской общественности, сурово осуждавшие появление кровавых наветов в цивилизованном мире...

младогегельянцы

МЛАДОГЕГЕЛЬЯ́НЦЫ , или левые гегельянцы, представители философского течения 1830–40-х гг. в Германии, истолковавшие учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля в духе радикальной критики религии. Начало критическому исследованию Нового завета положил Давид Фридрих Штраус книгой «Жизнь Иисуса» (1835), где он рассматривал евангельское повествование как миф. Хотя сам Штраус не принадлежал к радикальному крылу гегельянской школы, его труд вызвал ожесточенную полемику, в которой младогегельянцы выступили с резкими нападками на религию...

Мортары дело

МОРТА́РЫ ДЕ́ЛО , конфликт, возникший вследствие насильственного увода папской полицией в 1858 г. в Болонье шестилетнего еврейского мальчика Эдгардо Мортары с целью воспитания его как христианина. Поводом служило то, что за пять лет до этого ребенок был тайно крещен христианкой, прислуживавшей в доме родителей Мортары, которой показалось, что мальчик при смерти...

отличительный знак

ОТЛИЧИ́ТЕЛЬНЫЙ ЗНАК , символ, к ношению которого принуждали евреев для выделения их из среды остального населения. Отличительный знак для религиозных меньшинств был впервые введен в странах ислама , видимо, в восьмом веке: немусульманам было приказано носить одежды особых цветов и форм. Эти одежды назывались гияр . Указ не всегда проводился в жизнь с одинаковой неукоснительностью, однако в 850 г., в правление халифа ал-Мутаваккила, он был подтвержден особым декретом и строго выполнялся...

Петлюра Симон

ПЕТЛЮ́РА Симон Васильевич (Symon Petlyura ; 1879, Полтава, - 1926, Париж), украинский политический деятель, лидер украинского националистического движения во время гражданской войны 1918–20 гг. Учился в православной духовной семинарии, откуда был исключен за участие в украинском революционном движении. Эмигрировал во Львов . С 1900 г. - член Революционной украинской партии, затем Украинской социал-демократической партии. По возвращении в Россию сотрудничал в киевских газетах «Громадська думка», «Рада»; с 1906 г. - редактор газеты «Слово»...

процентная норма

ПРОЦЕ́НТНАЯ НО́РМА (ср. латинское numerus clausus, `ограниченное число`), дискриминационные меры по отношению к евреям, проводимые государственными учреждениями и общественными организациями разных стран. В узком смысле процентная норма - законодательное ограничение приема евреев в высшие и средние учебные заведения, действовавшее в России с 1887 г. по 1917 г...

История еврейского народа началась с патриархов Авраама, Исаака и Иакова-Израиля около четырех тысячелетий назад. Бог избрал их потомков, народ Израиля, для определенной, особой роли в судьбах этого мира. Суть этого избрания – в служении, которое подразумевает не только большую привилегию, но и большую ответственность. И вся история евреев сопровождалась противостоянием этому народу, чтобы он не исполнил своего предназначения. В основе этого противостояния лежит такое явление как антисемитизм.

Большинство светских исследователей рассматривают антисемитизм как некую идеологию в ее социально-экономическом и политическом контексте. Краткая Еврейская Энциклопедия определяет антисемитизм как идеологическое и политическое движение, направленное на борьбу с еврейством. Сам термин “антисемитизм” был введен в употребление в конце 70-х гг. XIX века немецким журналистом Вильгельмом Маром, радикальным антисемитом, который назвал группу своих приверженцев “антисемитской лигой”. Сначала этот термин вошел в широкое употребление в Германии, а затем и в других странах. До термина “антисемитизм” некоторое время был распространен термин “ненависть к семитам”, однако он не прижился.

Анализ уже самого термина “антисемитизм ” с лингвистической точки зрения, а особенно с учетом того, что этот термин был введен в обиход самими антисемитами, может дать важную информацию об этом явлении. Так, суффикс “изм” в большинстве случаев указывает на типичное социальное явление или поведение или на некую идеологию, опирающуюся на единую систему принципов (социализм, либерализм, коммунизм и проч.). Сам факт предпочтения такого термина предшествующей ему “ненависти к семитам” подчеркивает универсальность этого явления. Исследователи отмечают, что возникновение и быстрое распространение термина “антисемитизм” стало выражением нового этапа в ненависти к евреям, связанного с соединением во второй половине XIX века юдофобии с расизмом. Апогеем такой ненависти стал Холокост, когда во время II мировой войны нацистами было физически уничтожено около 6 млн. евреев. Тем самым, светские исследователи рассматривают антисемитизм как форму враждебного отношения к евреям на определенном историческом этапе и определяют его в идеологических и политических терминах.

Однако антисемитизм – это явление, существовавшее, во-первых, с древнейших времен, а во-вторых, не какое-то социологически, психологически, экономически или каким-либо другим естественным образом объяснимое явление, а явление духовное. Один из самых главных духов злобы, который из поднебесья атакует людские сердца, разум, волю, жизнь, – это дух злобы по отношению к евреям, иначе дух антисемитизма. Это древний дух, который ведет свою ожесточенную борьбу не только против евреев, но и против всех народов, которые знают о евреях. А за ним стоит сам организатор всех враждебных действий на земле – отец лжи, человекоубийца сатана. Он ведет борьбу против евреев, начиная с патриарха еврейского народа Авраама. Так, сатана пытался с самого начала предотвратить образование еврейского народа. В эту борьбу он вовлек самых разных людей. Быт.12:16-20 повествует о том, как египетский фараон взял жену Авраама (тогда еще Аврама ) Сару (будущую Сарру ) в свой дворец. Если бы Сара стала женой или наложницей фараона, Божье обещание Аврааму, что у него будет обетованный сын, было бы неисполненным. Ярким библейским примером попытки полного физического уничтожения евреев является история, описанная в Книге Есфирь. И в каждой такой истории Бог ставал на защиту Своего народа, поражая тех людей и даже народы, которые, делая себя орудием в руках сатаны, восставали против евреев.

Антисемитизм – это не только физическое преследование, угнетение или уничтожение евреев. Одним из проявлений антисемитизма является попытка развратить еврейский народ и отвратить его от веры в Бога Израиля. Числа, 22-23 главы описывают историю с пророком Валаамом, которого моавитский царь Валак нанял проклясть Израиль. И хотя Валаам, еще будучи на тот момент пророком от Бога, проклясть Израиль не смог, он научил моавитян, как совратить евреев в блуд и идолопоклонство (Числ.25 глава).

Если в древние времена дух антисемитизма вел свою деятельность среди тех народов, которые непосредственно окружали Израиль, то в настоящее время он ведет свою деятельность по всей земле. С помощью различных средств, в том числе средств массовой информации он старается отравить умы людей во всех странах мира. Большинство людей, которые враждебно относятся к евреям, не имеют этому никаких логически объяснимых причин. Многим из нас известно распространенное мнение на уровне ”бытового” антисемитизма: «Евреи жадные, коварные, хитрые, их нужно опасаться, остерегаться, от них нужно защищаться, нужно принимать какие-то меры. К моим личным друзьям-евреям это не относится. Почти все евреи, с которыми я общаюсь, – милые добрые люди. Но в общем евреи плохие ». И никакие факты не могут переубедить тех, кто верит в антисемитский миф. Он распространяется, внедряется, закрепляется в сознании самых разных людей независимо от происхождения, образования, национальности и т.д. Особенно если в этот миф верили их отцы и деды.

Не пропусти самое интересное!

К сожалению, приходится признать, что влиянию антисемитизма подвержены, в разной степени, и христианские церкви. Среди христиан, быть может, самой распространенной формой антисемитизма является равнодушие к судьбе еврейского народа, зная о его богоизбранности и предназначении. Коварство такой формы антисемитизма состоит в том, что она скрытая и открывает жизнь детей Божьих для серьезных поражений без каких-либо внешне явно выраженных причин.

Духовная война против еврейского народа, которую ведут сатана и его армия, будет усиливаться и не затихнет вплоть до второго пришествия Мессии. Отношение к евреям будет становиться все более и более важным как для отдельного человека, так и для групп людей. А в конце времен оно станет определяющим для церквей, конфессий, деноминаций и даже для целых народов. По тому, как они относились к евреям, они будут судимы Всемогущим Богом. И если это исполнится для целых народов, огромных церквей, то это исполнится и для каждого отдельного человека.

С уважением, И. Русняк

Анатолий Глазунов
(Блокадник)

Русские, которые
употребляют слова
«антисемитизм» и «антисемиты», - это порченные жидами русские

«Мы не антисемиты. Многие из
нас хорошо относятся к
палестинцам и другим семитам.
Мы - враги жидофашизма!»

За сто лет своего господства (в органах зомбирования!) над русским народом жиды запрограммировали миллионы русских людей употреблять слова: «антисемитизм» и «антисемиты». И запрограммировали употреблять эти слова только в жидовском толковании. Раньше этих слов в Русском языке не было. Что в толковании жидов эти слова обозначают? Единого мнения нет даже среди самих жидов. Сходятся жиды только на том, что «антисемитизм» - это «отрицательное отношение к евреям». Весьма почтенное среди жидов издание «Краткая Еврейская Энциклопедия» объясняет, что «антисемитизм» - это «нелюбовь к евреям». Но большинство жидовских словарей указывает, что «антисемитизм» - это «враждебное отношение к евреям». И миллионы русских людей, зомбированных с детства жидами, уверенно полагали и полагают, что «антисемитизм – это психическая и духовная болезнь, большой порок. А эти антисемиты - неполноценные, ущербные люди, мракобесы, черносотенцы, фашисты, которых культурный человек должен всячески чураться.
Одна дурочка-зомби меня спросила: «Вы антисемит?» Я говорю: «Какой же я антисемит, когда я «спокойно» отношусь к арабам, и даже с симпатией к палестинцам, которые сражаются с жидами. Ведь арабы, и палестинцы в частности, – это тоже семиты. Жиды ведь составляют очень малое число процентов от семитского населения планеты. И разве семиты-палестинцы, которые сражаются против жидовской оккупации в Палестине – это тоже антисемиты?» Дурочка-зомби (кстати, кандидат филологических наук) даже не задумалась, она просто раздражилась.

Разберёмся подробнее в терминах «антисемитизм» и «антисемиты». «Анти» обозначает – «против». Антисемиты – это те, кто против семитов.
А кто такие семиты? Откуда это слово «семиты»? Само название «семиты» образовано от имени одного из сыновей библейского Ноя - Сима. По Библии от этого Сима образовалось на Земле много семитских (симитских) народов. Сыны Израилевы (они же потом сыны Иудины, они же иудеи, они же жиды) - всего лишь один из семитских народов. К тому же небольшой по численности.
В филологии давно уже существует понятие - «семья семитских языков». Это особая семья родственных языков. Народы, которые говорили и говорят на семитских языках и были названы семитскими народами. Эти народы жили и живут в той части Евразии, где ныне Иран, Ирак, Турция, Палестина и Саудовская Аравия. Эти народы также жили и живут в Северной и Восточной Африке. Древние евреи составляли раньше только пять процентов семитских народов.
К семитской семье языков учёные лингвисты относят аккадский и более поздний – ассиро-вавилонский язык, также арамейский язык, также финикийский и древнееврейский языки, а также языки многих других народов древней Палестины. К семитским языкам лингвисты относят также язык жителей Карфагена, эфиопский язык и язык арабский. Многие семитские языки стали «мёртвыми языками», но многие и сохранились. Сохранились как живые – арабский и амхарский («послеэфиопский») языки, сохранились и остатки арамейского языка в Сирии. Древнееврейский язык (иврит) почти исчез, большинство жидов стали говорить на идише. Этот язык относится к германской семье языков, хотя в нём и было много слов из иврита. С 1948 года, после восстановления государства «Израиль», жиды стали восстанавливать и совершенствовать иврит, и иврит был принят в качестве государственного языка этого «временного» государства.
Итак, многие семитские народы (аккадцы, ассирийцы, халдеи, древние палестинцы и др.) навсегда исчезли. Но некоторые семитские народы сохранились. Это арабы, «арабизированные» сирийцы и берберы, большая часть эфиопов и айсоры, а также жиды (которые сами себя именуют ныне евреями и израильтянами).

Что ещё надо знать русскому человеку? Слово «антисемиты» впервые запустил в употребление немецкий публицист В. Марр. В 1880 году он начал издавать в Германии «Свободный антисемитский журнал». Это было тяжёлое для немцев время. В Германии тогда чрезвычайно усилились жиды. А после поражения в войне можно сказать, что в Германии утвердилось жидовское иго. Жиды ставили перед собой задачу превратить «эту страну» в Иудейскую Германию. В ответ на эту напористую жидовскую экспансию в немецком народе усилилась ненависть к жидам. Те немцы, которым было противно и унизительно жить «под жидом», включились в борьбу за освобождение Германии от жидов. Против жидовского фашизма пошёл немецкий фашизм во главе с Адольфом Гитлером.
Словам «антисемитизм» и «антисемиты» Марр, конечно, придавал положительное значение. Положительное значение это слово имело и в сознании всех участников Антижидовского Сопротивления. «Каждый передовой немец должен быть антисемитом. Антисемиты – это те немцы, которые взялись покончить с жидовским засильем в органах власти. Антисемиты – это те немцы, которые вступили в борьбу за освобождение Германии от жидовского ига».
По сути своей журнал Марра был антижидовским журналом, а не антисемитским. Введение термина «антисемиты» вместо терминов «юдофобы» и «антижидисты» не было мудрым делом. Термин был весьма плох. Создавалось впечатление, что журнал выступает против всех семитских народов, против всей семитской расы. Но на самом деле журнал был только антижидовским. Зачем понадобилось Марру вводить новый термин? Ясного ответа нет. Не из-за страха же пред жидами он не решился ясно назвать своё издание - «Антижидовский журнал»? Или он желал привлечь внимание читателей новым термином?
Жидов в Германии с этого времени стали часто ругать новым словом - «семиты!»
«Семиты проклятые! Пошли вон из Германии!»

Из Германии слова «антисемитизм» и «антисемиты» перелетели в Российскую империю. Кто первый запустил эти слова в России в обращение? Ответа нет. Вероятно, кто-то из тех развитых русских, кто придавал этим словам положительное значение. Ведь в России тогда тоже шло наступление жидов против Русского народа. Жиды упорно продвигались к захвату власти и в «этой стране». Цари, правительство, церковное руководство и немалая часть интеллигенции фактически предали Русский народ. Они отказались поднимать народ на борьбу с жидами. Многие даже стали открыто сотрудничать с жидами и защищать жидов.
«Антисемитами» в России, как и в Германии, стали называть себя те, кому было унизительно и противно жить «под жидом». Те, кто пытались сопротивляться наступлению жидов. В «Энциклопедическом словаре» И. Павленко (4-ое переработанное издание, СПб., 1910, С. 122) разъясняется: «Антисемитизм - это социально-политическое движение, направленное против евреев как элемента, вследствие своих расовых, религиозных и бытовых традиций, вносящих разложение в национальную культуру». Это определение хорошее (после 1917 года издавать даже такие словари жиды уже запретят), но недостаточное. Надо полнее: «Антисемитизм - это национальное движение против жидовской экспансии, против засилья жидов в печати и органах власти, движение за освобождение от жидовского ига». «Антисемитизм - это движение против жидофашизма!»
Но термин был всё же неудачный, нелепый, очень не точный. В нём не было никакой надобности. В русском языке уже были слова: юдофобия и юдофобы, антижидизм и антижидисты, жидоборы, жидоборцы и жидобойцы, жидоненавистники, жидотрепатели и др. Но надо сказать, что все эти слова, особенно «юдофобия» и «юдофобы», «антисемитизм» и «антисемиты» вообще не очень годны к широкому употреблению. Представим себе, что во время войны с немцами появились пропагандисты, которые стали употреблять в печати слова «германофобия», «германофобы», «антигерманизм», «антигерманцы». «Германофобы остановили наступление немцев под Москвой!». «Антигерманцы разбили немцев под Сталинградом!» Таких пропагандистов надо было срочно вышвыривать из газет и отправлять в штрафные роты «за идиотизм».

Далее судьба терминов «антисемитизм» и «антисемиты» была такова. В Германии, где успешно и быстро пошло наступление немцев на жидов, эти термины имели положительное значение. И так было бы и дальше, но запротестовали арабы. «Мы ведь тоже - семиты. Разве Германия видит в арабах своих врагов? Разве многие арабы не являются союзниками Германии?» В Министерстве иностранных дел Германии поняли, что провозглашать «антисемитизм» государственной политикой Германии нельзя. Осознали, что термины «антисемитизм» и «антисемиты» - не очень удачные термины, и от них надо отказаться.
Но теперь судьбу этих терминов стали определять жиды и жидовствующие во всех странах планеты. Жиды вцепились в эти термины и не дали им исчезнуть. Более того, эти термины стали любимыми терминами жидовской пропаганды. Эти термины, конечно, были во много раз приятнее для жидовского уха, для жидовской души, чем старые термины «юдофобия» и «юдофобы», «антижидизм», «антижидисты» и «жидоборцы». В них не было этих неприятных - «юдо» и «жид». И жиды стали из всех наличных сил внедрять эти термины в сознание всех народов Земли. Но, понятно, этим терминам придан был «жидовский смысл». Наиболее успешно шло зомбирование народов в тех странах, где было сильно влияние жидов, то есть в Англии, Франции, США и Канаде. Но успешнее всего шло зомбирование русского народа в России, где жиды в 1917 завоевали власть. Вся печать, литература, кино и театр, а также вся система образования в России оказалась под контролем жидофашистов в марксистско-ленинском камуфляже. В результате жидовского зомбирования миллионы русских людей стали считать за истину, что «антисемитизм - это враждебное отношение к бедным и хорошим евреям. Разжигание ненависти к бедным и хорошим евреям. Антисемитизм - это страшная психическая и духовная болезнь. И все культурные, нормальные люди должны всегда осуждать и клеймить антисемитизм и защищать еврейский народ». Миллионы русских зомби стали считать за истину, что «антисемиты - это враги евреев и, следовательно, и враги всего прогрессивного человечества. Антисемиты – это реакционеры, мракобесы, черносотенцы, расисты и фашисты. Антисемиты - это тёмные и злобные патологические существа, от которых надо очищать каждое государство, всю Землю».
Даже Сталин, хотя и не любил жидов, вынужден был подчиняться жидам. В одном из интервью жидам-иностранцам, к которому его принудили, он сказал, что «антисемитизм - это хуже каннибализма» (правда, здесь просматривается всё же ирония над жидами). В «Толковом Словаре русского языка под редакцией профессора Д. Ушакова, изданном в 1935 (и переизданном в 1947) на странице 43 ясно написано: «Антисемитизм - преследование евреев, враждебное отношение к евреям, возбуждаемое эксплуататорскими классами с целью отвлечь эксплуатируемые массы от борьбы против угнетателей». И в этот идиотизм русские зомби верили!
В довоенной «Малой советской энциклопедии» (Т. 1. Стр. 359), в статье П. Фридлянда ясно написано, что «антисемитизм – это распространённый термин для обозначения враждебного отношения к евреям (но не к семитам вообще)». Антисемитизм – это очень плохое явление. И указано, что «единственной политической организацией, ведущей последовательную борьбу с антисемитизмом, была партия рабочего класса. В последующие годы коммунистические партии и Коминтерн приняли ряд решительных мер для борьбы с шовинизмом и антисемитизмом». И далее: «СССР - единственная страна в мире, где борьба с антисемитизмом, как и со всяким шовинизмом (кроме жидовского шовинизма, конечно, - добавлю я здесь) стала задачей правительственной политики. Правительство СССР, однако, не только преследует антисемитскую деятельность, оно создаёт условия для ее действительного уничтожения». И далее: антисемитизм - это «историческое наследие классового общества».

После 1991, когда жиды снова чудовищно усилились во власти, они, естественно, усилили и борьбу с «антисемитизмом». Пытались даже добиться, чтобы Дума приняла закон, а президент указ о борьбе с антисемитизмом. Это не получилось, но преследование русских людей, выступающих против жидовской экспансии и против привилегированного положения жидов в России продолжается. Жидофашисты, естественно, продолжают цепко держать под своим контролем и производство словарей русского языка. Во всех словарях терминам «антисемитизм» и «антисемиты» придан только жидовских смысл. И жидам пока удаётся сохранять в России полный контроль над словарями:
«Антисемит – последователь антисемитизма. Антисемитизм - одна из форм национальной и религиозной ненависти, выражающаяся во враждебном отношении к евреям» («Большой Толковый Словарь Русского языка» С. А. Кузнецова, СПб., 1998, С. 42).
«Антисемитизм - враждебное отношение к евреям» (Толковый Словарь Русского языка конца 20 века». Составитель Г. Н. Скляровская. СПб., 1998. Стр. 54).
«Антисемит - последователь, сторонник антисемитизма. Антисемитизм – враждебное отношение к евреям». («Толковый Словарь современного русского языка. Языковые изменения конца 20 столетия». Составитель всё та же Г. Н. Скляровская. М., 2001. Стр. 28 – 29).
В этих и других современных словарях, хотя и не говорится, что «враждебное отношение к евреям» - это плохо, но это подразумевается. Подразумевается, что всякое выступление Русских против жидовской экспансии и против привилегированного положения жидов в России – это очень плохо. Все словари - на страже интересов жидов и жидофашистов. И ни в одном толковом словаре, естественно, нет ни слова о причинах враждебного отношения к жидам. И ни в одном современном толковом словаре, конечно, нет слова «жидофашизм». Таков уровень лингвистики в России.

Но возможно ли дать в толковом словаре более объективное определение терминов «антисемитизм» и «антисемиты»? Конечно.
«Антисемитизм – это враждебное отношение к жидам, вызванное стремлением жидов во многих государствах к господству над коренными народами. Антисемитизм – это враждебное отношение к жидам, вызванное стремлением жидов стать командующим, управляющим народом на Земле. Антисемитизм – это стремление многих народов планеты покончить с жидовской экспансией, покончить с засильем жидов в органах власти и в СМИ. Стремление покончить с привилегированным положением жидов и дискриминацией коренных народов. Антисемитизм - это враждебное отношение к жидофашизму и борьба с ним».

«Антисемиты» - это враги жидофашистов. Антисемиты, это те Люди, которым унизительно и противно жить под властью жидов, жидовствующих и послушных им зомби. Антисемиты – это Люди, которые борются против жидовской экспансии, против засилья жидов в органах власти и в СМИ. Антисемиты - это Люди, которые борются против привилегированного положения жидов, против дискриминации коренных народов, за равенство народов, за торжество принципа национально-пропорционального представительства в органах власти. Антисемиты – это те Люди, которые борются за освобождение своей страны и своего народа от жидовского ига».
С точки зрения интересов коренных народов (например, русского народа) антисемитизм - это положительное явление, а антисемиты - это лучшая, героическая часть народа. С точки зрения интересов жидовского народа, с точки зрения жидофашистов и зомби, антисемитизм - явление отрицательное. Ибо действия антисемитов в случае успеха могут лишить жидов во многих странах привилегированного положения.

Но термины «антисемитизм» и «антисемиты» всё же нельзя признать удачными. Эти термины (в жидовском толковании) не приемлет большая часть арабов и других семитских народов. И удерживаются эти термины в сознании сотен миллионов зомби только усилиями жидовской пропаганды. Но поскольку эти термины пока существуют в сознании и лексиконе сотен миллионов людей, ставших жертвами жидовского зомбирования, они должны быть включены в современные толковые словари.

Но в словарях должно быть и объективное определение этих терминов, а не только одностороннее жидовское толкование. В словарях должно быть учтено, что слова «антисемитизм» и «антисемиты» - слова многозначные. В словарях должно быть и «русское толкование» этих терминов. В словарях должна быть определена и тенденция: вместо терминов «антисемитизм» и «антисемиты» всё чаще на Земле, в России употребляются слова «антижидизм» и антижидисты», «антифашизм» и «антифашисты», то есть борцы с жидовским фашизмом.
И если данную книгу кто-то будет называть «антисемитской», то это будет или сознательная клевета жидов и поджидков, или обычная дурость зомби.

Мы не антисемиты, мы - враги жидофашизма.

Но не надо нам, конечно, пытаться убеждать в этом жидов, поджидков и зомби Это идиотизм. Мы должны отказываться от рабской привычки оправдываться. И от дурной русской привычки пытаться убедить словом наших противников, Ведь жидам, поджидкам и зомби истина не нужна. Омерзительные, лживые вопли об «антисемитизме» – это их «вечное» пропагандистское оружие. Они будут вопить об «антисемитизме» до тех пор, пока не исчезнут с лица Земли.

***********************

Примечание. 9 декабря 1999 года в ООН была принята идиотская резолюция (если оценивать её с научной точки зрения): «антисемитизм - это форма расизма». Эта была очередная победа жидовских фашистов, поджидков и зомби. Осуждена была, правда, и «дискриминация арабов, мусульман, негрофобия и ксенофобия» Но дискриминация русских и других белых народов осуждена не была. В термине «антисемитизм» теперь прочнее было закреплено жидовское толкование этого термина. Всё, что не нравится жидам, - антисемитизм! Все, кто не нравятся жидам, кто не действуют в жидовских интересах, - антисемиты! Жиды ликовали.