Православие. О чтении священного писания

Священное Писание и Богослужение

Многие люди жалуются, что были в православном храме и не слышали чтения Слова Божия. Кто-то после этого идет в протестантский молитвенный дом, где Библия читается часто и на доступном языке, что сразу подкупает их, и они остаются там. «Имеющий уши слышать да услышит». Быть в православном храме и не слышать «Господи, помилуй» (Мф.17:15) – невозможно.

Баптист Кэмпбел Морган установил, что всю Библию (от Бытия до Апокалипсиса) можно прочитать за 78 часов. И вообще протестанты считают, что вера – это согласие с текстом. Поэтому не читать – это значит не знать Библию и не иметь веры.

Но православное богослужение, отводя Священному Писанию всеобъемлющее место, содержит в себе еще нечто важное. Каждый день за богослужением повторяется в общих чертах процесс всего дела спасения человека:

-вечерня – воспоминание о сотворении мира, грехопадении, покаянии Адама и Евы, даровании Синайского Закона;

-утреня рисует состояние ветхозаветного человечества перед пришествием Иисуса Христа в мир, о Благовещении, Рождестве Христовом;

-Литургия изображает всю жизнь Христа от Вифлеемских яслей до Вознесения, через символы вводя в реальность (Причастие Тела и Крови Иисуса Христа).

Повторение в богослужении процесса приготовления человечества к принятию Спасителя необходимо.

Священное Писание изображает исторический процесс приготовления человечества к приходу Иисуса Христа, потому что там изложены все исторические события с этим связанные. Оно готовит души к духовному росту и ко встрече с Господом. Например, когда Богородице явился архангел Гавриил и возвестил Благую Весть, она как раз читала книгу пророка Исаии, что помогло ей понять, подготовило ее к принятию великой тайны Боговоплощения.

Богослужение служит той же цели – готовит человечество к исполнению чаяний Израиля. Но православное богослужение это не только разговоры о Боге друг с другом, а это есть совместная молитва и священнодействие.

Священное Писание – основа богослужения.
Православное богослужение соткано из Священного Писания. Скажем, кто не умеет читать, тому церковная служба расскажет Евангелие, изобразит Евангельские события перед глазами.

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим.3:16-17).
Еще пророк Моисей установил читать Закон по субботам, разделил свое Пятикнижие на чтения по числу суббот в году. Благочестивые иудейские цари повелели читать Писание по городам и селам [А. Волков. Использование Пятикнижия Моисеева в Богослужении Православной Церкви].

Христианское богослужение изначально (еще во времена Апостолов), по сути, это слушание и научение от Божественных глаголов обоих Заветов: чтение Псалтири, пение гимнов, воспевающих какое – либо Божие благодеяние, прославляющих чудеса Божии: «…Моисей пишет песнь, и Исаия песнословит, и Аввакум молится песненно» (св. Афанасий Александрийский).

Но, возвращаясь к протестантскому взгляду на Священное Писание как единственный источник знания о Боге и единственный путь ко спасению, напомним, что Христа во время Его земной жизни многие слышали, мало того, видели Его великие чудеса. Но последовали тогда за Ним единицы. Значит мало глаз, ушей, чтобы последовать Слову Божию. Значит нужно открыть сердце и молиться о разумении слышимого и видимого.

Прп. Памва (пам.18 июля), когда еще не владел грамотой, просил, чтобы ему читали. Словами 38-го псалма («Рех, сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим» ) он был настолько поражен, что сказал: «Довольно чтения, я буду на деле изучать этот урок».

Перед чтением Священного Писания в храме священник возглашает: «Премудрость, прости, услышим…» , — т.е. станем прямо, приготовимся к небесной мудрости. «Услышим» — значит послушаемся Его слов, которые Он сейчас обращает к нам. Во время чтения Писания в православном храме сохраняется Евангельская атмосфера: один читает (как бы от Лица Господа), все слушают стоя, в благоговейном молчании. Молитвенная обстановка чтения согревает веру.

«Вера от слышания, а слышание – от слова Божия» (Рим.10:17). Если, войдя в православный храм, успокоиться, замолчать в своих мыслях, то услышишь Священное Писание в каждую минуту церковного богослужения. [свящ. Алексий, Беларусь].
«Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростию» (Кол.3:16).

В течение года в храме прочитывается весь Новый Завет (кроме Апокалипсиса), многие книги Ветхого Завета. Ежедневно, как и во времена Апостолов (Деян.17:11), в храме читается Священное Писание. Это в первые века христианства, кроме всего прочего, имело и практическое значение: мало кто имел дома Библию.
Евангелие — как главная часть Нового Завета (поскольку содержит слова и деяния Господа Иисуса Христа в повествовании четырех Евангелистов) – лежит в алтаре на Престоле, символизируя присутствие в храме Иисуса Христа (Ин.1:1). Напрестольное Евангелие всегда богато украшено, на лицевой части оклада изображаются Христос Воскресший и четыре евангелиста.

«Кто регулярно ходит в церковь, тому достаточно года для приобретения богатого познания, ибо мы читаем Писание непрерывно» (свт. Иоанн Златоуст).
На богослужении слово молитвы подкрепляется священнодействиями.

Богослужение как способ сохранения Предания.
Даже если какой-либо текст богослужения не является прямой цитатой Священного Писания, то он имеет Священное Писание в своей основе. Например, ирмос «Глубины открыл есть дно и сушею Своя влечет, в ней покрыв противныя…»: не дословное цитирование Исх.14:21-30, но песнопение, передающее содержание данного места Ветхого Завета.

Т.е. богослужебный материал, который не есть собственно Писание, имеет Священные тексты в своем внутреннем содержании. Отсюда вытекает еще одно важное значение богослужения в жизни Церкви: сохранение Предания (т.е. того богодухновенного знания, которое не вошло в Священное Писание, но освящено авторитетом Писания и тоже передает Божественную истину).

Вот, что говорит об этом свт. Василий Великий: «…из соблюденных в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от Апостольского Предания по преемству в тайне» (28 послание к Амфилохию Иконийскому о Духе Святом).

Православная Церковь в чистоте и неизменности хранит Откровение и благодать, дарованные еще Адаму и Еве. И богослужение ее в истоках соприкасается с первоначальным богоустановленным богослужением (Быт.2:2-3 – начало священного почитания дня седьмого).
Господь научил Адама и Еву приносить жертвы, через которые они прозревали будущую Голгофскую Жертву. Постепенно развивалось ветхозаветное богослужение: жертвы и просто созерцание премудрости и благости Творца, которое рождало благодарственные молитвы, а те в свою очередь обрастали внешними обрядами.
Через Синайское законодательство Господь дал повеление построить Скинию, установить священство, определил круг праздников и сроки жертв.

Новозаветное христианское богослужение восполняется Таинством Причастия.

Апостолы передали это воспринятое от века знание всем. После них богослужение лишь дополнялось новыми молитвами, службами в честь вновь прославленных святых и т.д. .

Постепенно богослужебные чины записывались, благодаря чему мы сегодня имеем наши богослужебные книги.
«Все сии книги содержат здравое и истинное богословие и состоят из песней или выбранных из Священного Писания текстов, или текстов, составленных по внушению Святого Духа, так, что в наших песнопениях только слова другие, нежели в Писании, а собственно мы поем то же, что в Писании…» [Послание Восточных Патриархов].
Символическое содержание богослужения.
В основе всех внешних священнодействий в храме тоже лежит Священное Писание (Исх.25:9).

Все имеет смысл, все собирает ум: через зрение, слух, обоняние. Богослужебная символика соединяет земное и небесное, через видимое указывая на невидимое, духовное. Все символы (вода, хлеб, елей, ладан и т.д.) покрывают слово молитвы, делая ее зримой в движении ввысь, горе, к Богу.

Например, пение 140-го псалма (Да исправится молитва моя) сопровождается каждением, дым поднимается вверх, туда, где под куполом изображен Спаситель: пусть Ему будет приятна молитва, как нам — запах ладана.
Или крестное знамение – это символ христианской веры, знак любви и милосердия Божия к человеку, изображение жертвенника, на который взошел Христос ради нашего спасения.

Церковное богослужение действует словом и видимым символом как языком и двумя руками человек.
Обряды и символические действия необходимы как естественное обнаружение души человека. Кроме того, большинство из них суть наследие древности, переданы нам Самим Спасителем:

Иисус Христос при молитве и сообщении людям благодатной помощи возводил очи на небо (Мф.14:19);

Преклонял колени (Лк.22:41,Мф.26:39);

С поднятыми руками благословлял учеников (Лк.24:50);

По исцелении слепорожденного велел ему умыться в Силоамском источнике (Ин.9:11);

В сиянии света и елея и светильников в притче о десяти девах изобразил торжество в Царствии Божием (Мф.25:1-13);

Во дни Апостолов уже тоже преклоняли колени на богослужении (Деян.7:60, 9:40, 20:36; Еф.3:14), возжигали светильники (Деян.20:7-8), воздевали руки (1 Тим.2:8).

Вот, что такое православное богослужение, это и Писание, и Предание, и священнодействия.
Это «не только сокровище церковных догматов и душеполезных наставлений, но даже в большей степени школа благочестия, где мы не только узнаем, но и ощущаем свою жизнь и путь ко спасению» (С.Роуз).
«У христиан свой мир, свой образ жизни, и ум, и слово, и деятельность свои; инаковы же и образ жизни, и ум, и слово, и деятельность у людей мира сего. Иное – христиане, иное – миролюбцы; между теми и другими расстояние велико…Поелику ум и разумение христиан всегда заняты мудрствованием о небесном, по общению и причастию Святого Духа созерцают вечные блага; поелику рождены они свыше от Бога, в самой действительности и силе сподобились стать чадами Божиими…Обновлением ума, умирением помыслов, любовью и небесною приверженностью ко Господу от всех людей в мире отличается новая тварь – христианин…У христиан другой есть мир, иная трапеза, иные одеяния, иное наслаждение, иное общение, иной образ мыслей, почему лучше они всех людей…
Можно ли спастись без такого подвига? Весьма многие из людей хотят сподобиться Царства Небесного без трудов, без подвигов, без пролития пота, но сие невозможно…
Великие подвиги недостижимы для живущих в мире и связанных с мирскими заботами. Сколь же важно для нас воспользоваться возможностью благодатного и вдохновенного подвига, которую Церковь предоставляет для наших ищущих душ – дневным циклом церковных служб. Даже небольшое, но регулярное участие в нем способно сделать христианинa поистине отличным от других и открыть ему доселе неведомый мир мыслей и чувств – земную жизнь Христовой Церкви» (св. Макарий Великий).

Всенощное бдение.

Попытаемся на примере всенощного бдения показать, что богослужение, являясь формой Священного Предания, не есть, подобно Писанию, «человеческое, ибо Апостолы приняли его и научили не от человек, но через откровение Иисуса Христа» (Гал.1:11-12).

Откуда пошла традиция молиться ночью?

- Сам Спаситель часто молился ночью : Мф.14:23,26:36, Мк.6:46, Лк.6:12, Ин.6:15);

Ночная молитва известна в Деяниях : 12:5,16:25, 20:7;

-Апостол Павел упоминает ночную молитву: 2 Кор.6:5, 11:27, Еф.6:18.

Историческая справка : Говоря о ночных бдениях нелишне привести принятое в Римской империи во времена Апостолов деление ночи на 4 военные стражи. Это деление восприняло и гражданское население. Дело в том, что по всей империи были разбросаны римские легионы. А везде, где была хотя бы одна единица римских войск, в начале каждой стражи раздавался громкий звук военных труб. Конечно, жизнь окрестного населения вскоре тоже подчинялась такому временному делению.

Обобщив данные всех историков (Плиния, Фриника, Поливия, Тацита, Тита Ливия) и сопоставив вот эти Евангельские отрывки (Мк.13:35, Лк.12:38, Мф.14:25, Мк.6:48), можно привести следующее деление ночи, принятое и Евангелистами:

1-я стража – 1-3 часы (теперь 18-21 час) — вечер;
2-я стража – 4-6 часы (теперь 21-24 часа) – полночь;
3-я стража – 7-9 часы (теперь 24-3 часа) — ночь;
4-я стража — 10-12 часы (теперь 3-6 часов) — пение петухов.

До прихода римлян придерживались библейского порядка:
1 стража – 18-22 часа;
2 стража – 22-2 часа;
3 стража – 2-6 часов.

Если продолжить исторический процесс, в результате которого сложилось сегодняшнее всенощное бдение, то надо сказать, что во многом этому способствовало, конечно, появившееся позже монашествo .
Вот возможные схемы ночных бдений монахов по учению аввы Паламона: молитва до полуночи – отдых до утра; отдых до полуночи – молитва до утра; короткий отдых в начале ночи — ночная молитва – отдых до утра.
Полные ночные бдения сначала были исключением (ночь Пасхи, например).

-Апостольские Евхологии регламентируют порядок совершения крещально-пасхальных бдений:

1) «Апостольское Предание» , гл.20-21: всенощное бдение крещальное с вечера субботы до воскресенья. Во время него – чтения и поучения оглашенных. Затем – крещение — во время пения петухов, после него – Евхаристия;

2) «Завещание Господа Иисуса Христа» , книга 1, глава 8: предписывает во время великопостных бдений чтение, пение Псалтири, поучения; а также определяет совершение бдения перед крещением в ночь Пасхи;

3)Апостольская Дидаскалия: бдение с чтением, псалмопением, молитвами «в ожидании Воскресения» до 3-го часа (3-й стражи), когда кончается пост и совершается Евхаристия, в конце возглашается «Христос воскресе!»;

4)Апостольские постановления : всенощное бдение с Великой Субботы до дня Воскресения: молитвы, чтение Закона и Пророков, псалмопение, крещение на пение петухов, чтение Евангелия и окончание траура, «Христос воскресе!» и Евхаристия.

-Древний Софийский Типикон (древние западные обряды – миланские, испанские, римские):

В начале ночи – вечерня;

— крещение во время чтений;

— Евангелие и Литургия свт. Василия Великого;

Праздничная панихида с полным кондаком;

— утреня и Литургия свт. Иоанна Златоуста на следующее утро.

-Студийско-Савваитский Типикон :

Вечерня: 25 чтений, Апостол, Евангелие, Литургия свт. Василия Великого – после захода солнца – 1-я стража;

— повечерие, полунощница – в полночь – 2-3 стража;

— Пасхальная заутреня и Литургия свт Иоанна Златоуста – перед рассветом.

Всенощное бдение Аввы Нила на Синайской горе (рассказ Иоанна Мосха и Софрония):

От захода до восхода

Вечерня без стихир, братская трапеза, «канон» (шестопсалмие, весь Псалтирь по три статии – 50 псалмов в каждой, Отче наш…, Господи, помилуй, целое послание (Иоанна, Петра или Иакова), библейские песни, Отче наш…, Господи, помилуй, псалмы 148-150, Слава в вышних Богу…, Верую…, Отче наш…, Господи, помилуй.

-Неусыпающие монахи в Константинополе: круглосуточное чтение Священного Писания.

О важности ночной молитвы:

— св. Климент Александрийский говорил, что ночная молитва помогает избегать глубокого сна, а значит прилежнее ожидать Господа;

Ориген ссылался на Псалом 118:62 и Деян.16:25;

Св. Киприан приводил в пример пророчицу Анну (Лк.2:37) и призывал жить так, чтобы ночь стала днем в Божественном свете;

Свт. Иоанн Златоуст: «Божия Церковь встает в полночь; Христос в сопровождении ангелов стоит среди верующих; так и дети должны участвовать в части бдения, работа дня – не причина, чтобы не приходить на бдения, потому что после бдения сон более приятный»;

Апостол Павел в 1Фес.5:17 учит непрестанно молиться.

Постепенно сложился знакомый нам чин всенощного бдения. В нем просматриваются следы предшествующих поколений.

Приводим схему всенощного бдения , на примере которой попытаемся показать, что богослужение основано на Священном Писании:

Великое Повечерие

Тема – чаяние Израиля, ожидание Спасителя, ветхозаветные события.

Восстаните! (Встаньте)

Господи, благослови! (Тишина в храме, безмолвное каждение перед Престолом – символизирует начало творения мира)

Слава Святей и Единосущной и Животворящей и Нераздельной Троице всегда, ныне и присно и во веки веков . (Возглас по Уставу – это святыня, к которой не должны прикасаться неосвященные уста, в нем впервые за богослужением звучит Имя Божие. Его произносит священник)

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу, приидите, поклонимся Христу Цареви нашему Богу, приидите, поклонимся Самому Христу Цареви и Богу нашему, приидите поклонимся и припадем к Нему! (Типикон предписывает петь по нарастающей, сначала очень тихо, потом все громче)

Предначинательный псалом 103 (по Уставу поется весь, 8 гласом (праздничным), с припевами, что может занимать от 30 минут до 1,5 часов (так поют его на Афоне). Этот псалом художественно изображает сотворение мира и человека. Параллельно пению священник кадит весь храм (Быт.1:21). Еще открыты Царские Врата, начало торжественное, что символизирует невинное состояние прародителей в раю до грехопадения. В конце – Врата закрываются – вспоминается изгнание из рая)

Великая ектения (Всегда первая в службе. Это молитвенное прошение выражает суть наших просьб Господу, которые мы обращаем к Нему, стоя у закрытых Врат, как Адам и Ева – перед раем.)

Блажен муж…- псалом 1, кафизма 1 (За неделю должна быть прочитана вся Псалтирь, кафизмы распределены по дням. Седмица начинается в субботу вечером, следовательно, на великой вечерне в субботу читается первая кафизма, по Уставу вся. Первая кафизма содержит мессианские Псалмы — пророчества о Христе. Здесь сначала говорится об участи праведника, потом – «не тако нечестивые…». В полной мере праведник – это Иисус Христос, образно же – каждый праведник. Эта кафизма, после напоминания о грехопадении (закрытием Врат), напоминает, что спасение подается за исполнение воли Божией).
Малая ектенья

Стихиры на «Господи воззвах» … (Это стихи их псалмов (т.е. из Ветхого Завета) в соединении со стихирами – песнопениями праздников дня (это продукт церковного творчества часто на темы Нового Завета). Стихи из псалмов развивают покаянное чувство и подают одновременно надежду на Бога. Стихиры – это молитвы отрады и утешения, сообщающие, что молитва услышана (особенно это касается воскресных стихир). Через веру во Христа и исполнение Его учения – выход их греховного состояния. Стихиры святым обычно содержат в том числе призыв к подражанию. Последняя стихира на «ныне» — т.н. Богородичный догматик – догмат о воплощении Иисуса Христа от Божией Матери и Святого Духа и о соединении в Нем двух естеств.

Вход с кадилом — во время пения догматика (одновременно открываются Царские Врата, что символизирует явление Иисуса Христа ради спасения человека)

Премудрость, прOсти … (Призыв ко вниманию – «прOсти» — встать прямо – т.к. наступил важный момент службы)

Свете тихий… (Это древнейший гимн христианский, дошедший до нас записанным. Его древность подтверждается тем, что точно не известен автор (то ли св. Софроний Иерусалимский — 7 век, то ли мч. Афиноген – 4 век. Гимн отражает типичную христологию 2-3 веков, наподобие песнопений на агапах в древних эфиопских церковных постановлениях. Поется параллельно Входу и передает радость прихода Спасителя в мир (из алтаря льется свет, Христос пришел на землю тихо. Символизирует ветхозаветное ожидание Спасителя и новозаветное Его пришествие. Кадильный дым – наша молитва, крестообразное осенение входа в алтарь кадилом означает, что Рай открылся только через Крест)

Прокимен («предлежащий» — читаемый чаще всего перед чтением Священного Писания стих из Священного Писания, чаще из Псалтири, в котором передана суть дневного священного воспоминания. В древности читался целый псалом с припевом)

Паримии (звучат только в большие праздники. Это чтение отрывков из Ветхого Завета (реже – Нового Завета), содержащих пророчества о сути праздника. Образуют циклы, приуроченные к разным праздникам: Богородичные паримии, Господских праздников, святых различных ликов)

Сугубая ектения («двойное, усиленное моление»)

Сподоби, Господи… (как бы продолжение ектеньи – просьба о безгрешном вечере)

Просительная ектенья (в конце молящиеся преклоняют головы, а священник в это время молится тайно о ниспослании преклонившим головы помощи и заступления в наступающую ночь)

Лития (служится только в большие праздники. Это «общее моление» в притворе или около него, в котором Церковь молится о всех православных христианах)

Стихиры на стиховне (песнопения, созданные гимнографами, которые подкрепляют надежды молящихся на Спасителя, прославляют Его заслуги в искуплении человечества, если в честь святых – то восхваляют святых)

Ныне отпущаеши… (Лк.2:29-32. Молитва праведного Симеона, узловой момент истории мира – встреча Ветхого и Нового Заветов. Тема вечерни – ожидание Спасителя, здесь, т.о., пик вечерни – исполнение ожидания. Кроме того, пример праведного Симеона приводится нам в назидание: и мы должны во всякое время быть готовы предстать пред Господом)
Трисвятое – Отче наш (это концентрированное усиленное моление на пике вечерни, можно сказать – это есть законченная служба [М.С.Красовицкая. Литургика]. Характер моления нарастающий, это обращение ко Святой Троице и к каждому Ее Лицу, просьба о помиловании звучит много раз)

Богородице Дево, радуйся… (Лк.1:28 — приветствие архангела Гавриила Богородице в день Благовещения. Это день перехода от Ветхого Завета к Новому)

Благословение хлебов (если была лития. Идет от древнего обычая подкреплять силы на долгом всенощном бдении)

Буди им Господне…

Псалом 33 (до середины).
Утреня.
Тема утрени – явление Мессии на землю. Изображает новозаветные события.
Слава в Вышних Богу …(песнь Ангелов, воспетая в день Рождества Христова. Храм погружается в полумрак, тишину – символ рождественской ночи)
Шестопсалмие (псалмы 3,37,62, 87, 102, 142. Изображают беды, преследовавшие Давида. А жизнь Давида – прообраз бедственной земной жизни Иисуса Христа. Здесь говорится о греховном состоянии человека, единственной надеждой которого остается надежда на милость Бога. В середине чтения выходит священник и перед Царскими Вратами читает 12 «утренних» молитв о всех молящихся, даровании им утра и дня, об оставлении наших грехов, даровании веры, любви, о благословении в делах и даровании Царства Небесного)

Великая ектенья

Бог Господь, и явися (форма прошедшего времени – явился) нам, благословен Грядый во Имя Господне … (это мессианский – т.е. пророчествующий о Мессии – псалом 119, поется как победный радостный гимн.

Тропари праздника

Кафизмы (т.е. чтение Псалтири о страданиях, Кресте и Воскресении Господа)

Малая ектенья

Ипакои (древнейший гимнографический термин, в переводе – «послушание», автор неизвестен)

Седален (церковное творчество)

Антифоны «От юности моея…» (исполняемое на два хора песнопение о благодатной помощи через Иисуса Христа и Церковь Божию)

Прокимен (чаще всего стих из Псалтири, предваряющий чтение Евангелия и связанный с ним по смыслу)

Всякое дыхание да хвалит Господа …(из Псалтири)

Евангелие

Воскресение Христово видевше… (только на воскресной службе)

Псалом 50

Канон (ирмосы – ветхозаветные образы, остатки библейских песен, сами каноны – творчество церковной гимнографии)

Ирмосы канона :1-й и 2-й – песнь Моисея, 3-й – пророчицы Анны, матери Самуила, 4-я – пророка Аввакума, 5-я – пророка Исаии, 6 – пророка Ионы, 7 и 8 – трех отроков, 9 – Захарии.
Честнейшую Херувим …(поется после 8-й песни канона. Это из Евангелия от Луки…)

Эксапостиларий или светилен (песнопение в конце канона, моление о ниспослании света, о просвещении умa для достойного восхваления Господа)

Хвалитные псалмы (со стихирами дня поются. Это славословие Богу от всякой твари)

В конце хвалитных псалмов поется песнопение Божией Матери «Преблагословенна…» и открываются Царские Врата, что значит, что Богородица открыла вход в Царствие Небесное.

Великое славословие – «Слава в Вышних Богу…» (автор мученик Афинагор. Хвала Господу от всей земной Церкви. Слова«Слава Тебе, показавшему нам свет» напоминают, что в древности всенощное бдение служилось до утра, а эти слова священник произносил при виде зари. Образ дневного света символизирует духовный свет и Спасителя мира. Благодарность)

Трисвятое (в конце славословия прославляется Господь и Царство благодати)

Тропарь дня (в этих тропарях – т.н. «отпустительных» — говорится о Воскресении, о трудах Апостолов по распространению христианства)

Сугубая ектенья

Просительная ектенья

Отпуст великий (произносит священник).

Священные православные книги являются своеобразным компасом для духовного продвижения христиан в познании воли Бога. Библия - Священное Писание, подаренное Творцом человечеству. Исторические достоинства текстов Священного Писания заключаются в том, что они написаны конкретными людьми, жившими в определенное время, по ведению, дарованному Самим Всевышним.

Великие пророки , имеющие дар общения с Богом, записали послания человечеству, чтобы на конкретных примерах показать реальность и силу Господа.

Апостол Иоанн Богослов

Что включает Библия

Библия включает в себя 66 книг:

  • 39 посланий Ветхого завета;
  • 27 книг Нового Завета.

Эти книги являются основой библейского канона. Священные книги в православии богодуховны, ибо написаны под руководством Духа Святого. Библию обязательно надо читать и изучать каждому христианину.

В Библии, Святом писании, творец 365 раз сказал «Не бойся!» и столько же «Радуйся!». Великое обетование от Создателя дано на каждый день благодарить Творца, постоянно пребывая в радости.

Только познав тексты Священного Писания и найдя подтверждения в историях святых, можно научиться чему и как радоваться и за что благодарить Бога. Не познав истоков создания мира невозможно до конца поверить в реальность событий, происходящих в Новом Завете.

О Библии:

Зачем православному верующему читать Ветхий Завет

Ветхий Завет начинается основой основ, описанием событий от создания мира до 400 г. перед пришествием Иисуса Христа на землю. Пятикнижие (5 первых книг) или Тора по-еврейски написана пророком Моисеем.

Пророк Моисей

Первая книга Бытие описывает длительный период от первого человека, всемирного потопа, создания Богом Своего еврейского народа, рождение Исаака, Иакова, вход в Египет и выход из него через 400 лет. У некоторых людей возникает вопрос, откуда же человечество узнало об Адаме, если был всемирный потоп. Ответ находится в самом Священном Писании, если его читать внимательно, обязательно помолившись при этом Всевышнему.

У евреев сохранилось хорошее правило, идущее от первых людей, знать своих предков до 14 колена. Дед Ноя был еще жив во время последних дней Адама. Безусловно, маленький мальчик не один раз слышал историю создания земли и первых людей, а потом Ной передал ее сыновьям. Вот так можно исторически доказать праведность каждого послания, переданного Богом человечеству через пророков.

1500 лет, от Авраама, первого еврея на земле, до Малахии через жизненные обстоятельства Бог являлся царям и пастухам, пророкам и священникам, воинам и судьям.

Удивительным фактом является то, что написанные в разное время разными людьми библейские священные тексты согласованы между собой, представляются продолжением и дополнением один другого.

В Исходе показана забота Бога о Своем народе, который из-за ропота 40 лет блуждал по пустыни, но при этом Творец ни на мгновение не оставлял евреев без Своего руководства.

По пустыни евреи передвигались под ведением столпа, который днем был пылевым, а ночью огненным. Это Дух Святой выводил Божий народ из рабства. В пустыне, на горе Синай, Бог даровал свои 10 заповедей, ставших основой всего христианства, законом и путеводителем.

Десять заповедей (скрижали)

Основываясь на исторических фактах, легко проследить прообраз Иисуса Христа, например, в тот момент, когда на народ напали змеи, спасся тот, кто держал взгляд на посохе Моисея, так и православные люди никогда не погибнут, если будут постоянно смотреть на Христа.

Законы благословения и проклятия записаны во Второзаконии. Верный Бог всегда выполняет то, что обещал. (Второз.28)

В книгах Пророков дано описание развития еврейского народа, их царствование и красной нитью через них идут пророчества о рождении Мессии. Читая книгу пророка Исаии, не покидает чувство нереальности, ведь живший почти 600 лет до прихода и смерти Иисуса, он детально описал рождение Христа, убиение младенцев, распятие.

В 42 главе через Исаию Бог дает обещание всегда быть рядом с верными Своими детьми.

12 книг малых пророков показывают реальное общение смертных людей, верных Богу всей своей жизнью, с Творцом. Они умели слышать Создателя и были послушными в выполнении Его повелений. Через верных пророков Бог говорил с миром.

Царь Давид был верным Господу, за что удостоился звания мужа по сердцу Божьему. Псалмы, записанные по песням Давида и пророков, легли в основу многих молитв. Каждый православный знает, что в час испытаний Псалмы 22, 50, 90 помогают преодолеть страх и почувствовать Покров Божий.

Царь Давид

Соломон не был старшим сыном Давида, но именно его Творец выбрал быть царем. За то, что Соломон не просил у Бога богатства и славы, а только мудрость, Творец даровал ему самое богатое царствование на земле.

Псалмы Давида:

Просите у Бога мудрости, чтобы земная жизнь была наполнена полнотой:

  • Божьего ведения;
  • страха перед Спасителем;
  • семейного счастья;
  • детского смеха;
  • богатства;
  • здоровья.

Книги Даниила, Малахии, Ездры несут в себе зашифрованные послания человечеству до конца земного существования, они перекликаются с Откровением Иоанна из Нового Завета . После Малахии нет сведений о посланиях Бога.

400 лет перед рождением Иисуса Творец молчал, наблюдая за соблюдением Его законов избранным народом.

Человечество в это время представляло множество народов, у них были свои божки, поклонения, ритуалы, что в глазах Творца являлось мерзостью.

Видя ожесточенные сердца населения земли, которые убийством животных в виде жертвы стараются заработать прощение грехов, Бог посылается людям Своего Сына, Иисуса Христа. Спаситель стал последней жертвой, ибо каждый, кто верит в Него, спасется. (Иоан. 10:9)

Новый завет - путеводитель по жизни с Христом

С рождения Спасителя начинается новая эра в истории человечества. В Новом завете описаны основные этапы пребывания Христа на земле:

  • зачатие;
  • рождение;
  • жизнь;
  • чудеса;
  • смерть;
  • воскрешение;
  • вознесение.

Иисус Христос является сердцем всей Библии. Нет другого пути обрести жизнь вечную, кроме веры в Спасителя, ибо Сам Иисус назвал Себя Путем, Истиной и Жизнью (Иоан. 14).

Каждый из двенадцати апостолов оставил послание миру. Богодухновенными, каноничными признаны только четыре Евангелия, вошедшие в Новые Завет.

Двенадцать учеников Иисуса Христа

Новый Завет начинается Евангелиями, Благой вестью, переданной через простых людей, ставших впоследствии апостолами. Известная всем христианам Нагорная проповедь учит верующих, как стать блаженными, чтобы приобрести царство Божье уже на земле.

Только Иоанн был среди учеников, которые постоянно находились около Учителя. Лука в свое время врачевал людей, все сведения, переданные им, были собраны во время Павла, после распятия Спасителя. В этом послании чувствуется подход исследователя к историческим событиям. Матвей был избран в число 12 апостолов вместо предателя Иуды Искариота.

Важно! Послания, не вошедшие в Новый Завет из-за сомнения в их подлинности, называют апокрифическими. Самыми известными из них являются Евангелия от Иуды, Фомы, Марии Магдалины и другие.

В «Деяниях святых апостолов», переданных апостолом Павлом, никогда не видевшего Иисуса - человека, но которому была дарована милость слышать и видеть яркий Свет Сына Божьего, описана жизнь христиан после воскрешения Христа. Учительские книги Нового Завета содержат послания апостолов конкретным людям и целым церквям.

Изучая Слово Божье, переданное Его учениками, православные люди видят перед собой пример для подражания, преобразования в образ Спасителя. В первом послании Павла коринфянам записан гимн любви(1Кор. 13:4-8), читая каждый пункт которого по-настоящему начинаешь понимать, что такое любовь Божья.

В послании Галатам 5:19-23 апостол Павел предлагает тест, по которому каждый православный верующий может определить, он поступает по плоти или по духу.

Апостол Иаков показал силу слова и необузданность языка, через которых истекает как благословение, так и проклятие.

Заканчивает Новый Завет книга Откровений апостола Иоанна, единственного из всех двенадцати учеников Иисуса, умершего своей смертью. В возрасте 80 лет за поклонение Христу Иоанн был создан на остров Патмос для тяжелых работ, откуда он был перенесен на небо для получения Откровения для человечества.

Внимание! Откровение является самой «тяжелой» для понимания книгой, ее послания открыты избранным христианам, которые имеют личные отношения со Святой Троицей.

Откровение святого Иоанна Богослова

Многие люди говорят, что начинали читать Святое Писание и ничего не поняли. Чтобы избежать этой ошибки, чтение Библии следует начинать с Евангелий, отдав первоочередность посланию от Иоанна. Затем прочитать Деяния и перейти к Посланиям, после чего можно начинать читать Ветхий Завет.

Нельзя понять некоторых высказываний, наставлений, не исследовав историческое время и место написания.

Наука Герменевтика учит каждый текст рассматривать с точки зрения того времени.

Все свои послания апостол Павел писал во время христовых походов, переходя из города в город, и это описано в Деяниях. Святые отцы Церкви на основании исследований дают четкие толкования послания, показывая богодухновенность каждого текста.

Библия пишет, что Писание дано человечеству, чтобы исправлять, научать, обличать и наставлять. (2Тим. 3:16). Библия, состоящая из Ветхого и Нового завета, переведена на многие языки и является самым читаемым посланием Бога человечеству, открывающая характер Всевышнего и путь в Небеса через веру в Сына Божьего, Иисуса Христа при ведении Святого Духа.

Священное Писание Ветхого и Нового Завета составило единую книгу - святую Библию, которая хранит множество рецептов познания Всевышнего и примеров из жизни святых.

Священное Писание. Библия

Для того чтобы сохранить откровение Бога и донести его потомкам, святые мужи, приняв внушение от Господа, записали его в книги. Справиться с этой непростой задачей им помог Святой Дух, который незримо присутствовал рядом, указывая верный путь. Многочисленное собрание всех этих книг объединяют одним общим названием - Священное Писание. Написанное Духом Божьим посредством избранных людей, среди которых были цари, пророки, апостолы, оно стало священным ещё с древних времён.

Второе название, которое используют, характеризуя Священное Писание, - Библия, что переводится с греческого как "книги". Это точная трактовка, поскольку правильное понимание здесь кроется именно во множественном числе. По этому поводу святой Иоанн Златоуст заметил, что Библия - это многие книги, образующие одну-единственную.

Структура Библии

Священное Писание делится на две составляющие:

  • Ветхий Завет - те книги, что были написаны до явления в мир Иисуса Христа.
  • Новый Завет - был записан святыми апостолами после пришествия Спасителя.

Само слово «завет» дословно переводится как "наказ", "поучение", "наставление". Символическое его значение состоит в создании незримого союза между Богом и человеком. Обе эти части равноценны и вместе складываются в единое Священное Писание.

Ветхий Завет, являя собой более древний союз Бога с человеком, был создан сразу после грехопадения прародителей человечества. Здесь Бог дал им обетование о том, что в мир должен прийти Спаситель.

Священное Писание Нового Завета основано на том, что обещанный Господом Спаситель явился миру, приняв человеческую природу, стал во всём подобным людям. Всей своей короткой жизнью Иисус Христос показал, что она может быть свободной от греха. Воскреснув, даровал людям великую благодать обновления и освящения Духом Святым для продолжения жизни в Царстве Божием.

Структура Ветхого и Нового Завета. Священные книги

Написаны они на древнем еврейском языке. Всего их 50, из которых 39 канонических. Однако здесь следует отметить, что, согласно еврейскому кодексу Священного Писания, некоторые группы книг объединяются в одну. И поэтому число их составляет 22. Именно столько букв в еврейском алфавите.

Если сформировать их по содержанию, то можно выделить четыре большие группы:

  • законоположительные - сюда входят пять основных книг, составляющих основу Ветхого Завета;
  • исторические - их семь, и все они повествуют о жизни евреев, их религии;
  • учительные - пять книг, содержащих учение о вере, наиболее известной считается Псалтирь;
  • пророческие - все они, а их тоже пять, содержат предвестие о том, что скоро в мир придет Спаситель.

Обращаясь к новозаветным священным источникам, следует отметить, что их 27, и все они являются каноническими. Приведённое выше ветхозаветное деление на группы здесь неприменимо, поскольку каждая из них может быть отнесена сразу к нескольким группам, а иногда и ко всем сразу.

В состав Нового Завета, кроме четырёх Евангелий, входят Деяния святых апостолов, а также их Послания: семь соборных и четырнадцать от апостола Павла. Завершает повествование Откровение Иоанна Богослова, также известное как Апокалипсис.

Евангелия

Начинается Новый Завет, как известно, с четырёх Евангелий. Это слово означает не что иное, как благую весть о спасении людей. Её принёс сам Иисус Христос. Именно ему и принадлежит это высокое благовествование - Евангелие.

Задача евангелистов была лишь в том, чтобы передать его, повествуя о жизни Сына Божьего Иисуса Христа. Поэтому говорят не "Евангелие Матфея", а "от Матфея". Подразумевается, что у всех них: у Марка, Луки, Иоанна и Матфея - благовествование одно - Иисуса Христа.

  1. Евангелие от Матфея. Единственное написанное на арамейском языке. Оно предназначалось для того, чтобы убедить евреев в том, что Иисус являет собой того самого Мессию, которого они так ждали.
  2. Евангелие от Марка. Здесь используется греческий с той целью, чтобы передать проповедь апостола Павла новообращённым из язычества христианам. Марк акцентирует внимание на чудесах Иисуса, подчёркивая при этом его власть над природой, которую язычники наделяли божественными свойствами.
  3. Евангелие от Луки тоже написано греческим языком для бывших язычников, обратившихся в христианство. Это наиболее подробное описание жизни Иисуса, которое затрагивает события, предшествовавшие появлению на свет Христа, рождённого от Пречистой Девы Марии. Согласно преданию, Лука был лично знаком с ней и стал автором первой иконы Пресвятой Богородицы.
  4. Евангелие от Иоанна. Считается, что написано оно в дополнение к трём предыдущим. Иоанн приводит те слова и деяния Иисуса, о которых отсутствуют упоминания в предыдущих Евангелиях.

Богодухновенность Священного Писания

Книги, которые все вместе образуют Священное Писание Ветхого и Нового Завета, называются богодухновенными, поскольку написаны они внушением Духа Святого. Иными словами, можно сказать, что их единственным и настоящим автором является не кто иной, как сам Господь Бог. Именно он, определяя их в нравственном и догматическом смысле, даёт возможность человеку творческим трудом реализовать Божий замысел.

Именно поэтому Священное Писание имеет две составляющие: божественную и человеческую. Первая заключает в себе открытую самим Богом Истину. Вторая выражает её на языке людей, живших в одну из эпох и принадлежавших к определённой культуре. Человек, который создан по образу и подобию Божию, наделён уникальной возможностью входить в непосредственное общение с Создателем. Бог, будучи премудрым и всемогущим, владеет всеми средствами для сообщения людям своего откровения.

О Священном Предании

Говоря о Священном Писании, не следует забывать ещё об одном способе распространения божественного откровения - Священном Предании. Именно через него в древние времена передавалось учение о вере. Такой способ передачи существует и по сей день, ибо под Священным Преданием мыслится передача не только учения, но и таинств, священных обрядов, Закона Божия от правильно почитающих Бога предков к таким же потомкам.

В ХХ веке произошло некоторое изменение в соотношении взглядов на роль этих источников божественного откровения. В связи с этим старец Силуан говорит, что Предание охватывает всю жизнь церкви. Поэтому то самое Священное Писание являет собой одну из его форм. Здесь не противопоставляется значение каждого из источников, а лишь подчёркивается особая роль Предания.

Толкование Библии

Очевидно, что толкование Священного Писания - дело сложное и под силу далеко не каждому. Знакомство с учением такого уровня требует от человека особой сосредоточенности. Поскольку Бог может не открыть смысла, заложенного в той или иной главе.

Есть несколько основных правил, которым нужно следовать, толкуя положения Священного Писания:

  1. Рассматривать все описанные события не изолированно, а в контексте того времени, когда они произошли.
  2. Подходить к процессу с должным благоговением и смирением, чтобы Бог позволил открыть смысл библейских книг.
  3. Всегда помнить о том, кто является автором Священного Писания, и при возникновении противоречий толковать его, исходя из контекста всего послания в целом. Здесь важным будет понимание того, что в Библии не может быть противоречий, поскольку она цельна и автор её - сам Господь.

Священные писания мира

Кроме Библии, существуют и другие богодухновенные книги, к которым обращаются представители других религиозных направлений. В современном мире насчитывают более 400 различных религиозных течений. Остановимся на наиболее известных.

Писание иудеев

Начать следует с писания, которое ближе всего по содержанию и происхождению к Библии, - иудейского Танаха. Считается, что состав книг здесь практически соответствует ветхозаветному. Однако есть небольшая разница в их расположении. Согласно еврейскому канону, Танах состоит из 24 книг, которые условно делятся на три группы. Критерием здесь служат жанр изложения и период написания.

Первая - Тора, или, как её ещё называют, Пятикнижие Моисея из Ветхого Завета.

Вторая - Невиим, переводится как "пророки" и включает восемь книг, охватывающих период от прихода на землю обетованную и до вавилонского плена так называемого периода пророчества. Здесь также есть определённая градация. Выделяют пророков ранних и поздних, последние делятся на малых и больших.

Третья - Ктувим, дословно переводится как "записи". Здесь, собственно, и содержатся писания, включающие одиннадцать книг.

Коран - священная книга у мусульман

Так же как и Библия, содержит в себе откровения, которые были изречены пророком Мухаммадом. Источником, передавшим их в уста пророка, является сам Аллах. Все откровения упорядочены в главы - суры, которые, в свою очередь, складываются из стихов - аятов. Каноническая версия Корана содержит 114 сур. Первоначально они не имели названий. Позднее по причине различных форм передачи текста суры получили названия, некоторые сразу по несколько.

Коран является священным для мусульман, только если он на арабском. Перевод используется для толкования. Молитвы и ритуалы произносятся лишь на языке оригинала.

В содержательном плане Коран повествует истории об Аравии и древнем мире. Описывает, как будет происходить страшный суд, посмертное воздаяние. Также здесь содержатся нравственные и юридические нормы. Следует заметить, что Коран имеет юридическую силу, поскольку регулирует отдельные отрасли права мусульман.

Буддийская Трипитака

Являет собой свод священных текстов, которые были записаны уже после того, как умер Будда Шакьямуни. Примечательно название, которое переводят как "три корзины мудрости". Оно соответствует делению священных текстов на три главы.

Первая - Винайя-питака. Здесь помещены тексты, которые содержат правила, регулирующие жизнь в монашеской общине сангхи. Кроме назидательных аспектов, есть и повествование об истории происхождения этих норм.

Вторая - Сутра-питака, содержит рассказы о жизни Будды, записанные им лично, а иногда и его последователями.

Третья - Абхидхарма-питака - включает философскую парадигму учения. Здесь содержится его системное изложение, основанное на глубоком научном анализе. Если первые две главы содержат практические положения о том, как достичь состояния просветления, то третья укрепляет теоретический фундамент буддизма.

Буддийская религия содержит немалое количество версий этого вероучения. Наиболее известной из них считается палийский канон.

Современные переводы Священного Писания

Учение такого масштаба, как Библия, привлекает к себе внимание огромного количества людей. Потребность человечества в нем неоспорима. Однако вместе с тем существует опасность неточного или намеренно искажённого перевода. В этом случае авторы могут продвигать какие-либо свои интересы, преследовать собственные цели.

Следует заметить, что любой из существующих в современном мире переводов Священного Писания подвергался критике. Её обоснованность подтверждалась или опровергалась самым строгим судьёй - временем.

Сегодня одним из таких широко обсуждаемых проектов перевода Библии считается Священное Писание Нового мира. Автором издания является религиозная организация Свидетели Иеговы. В этом варианте изложения Священного Писания много нового и необычного для почитателей, людей истинно верующих и знающих его:

  • исчезли некоторые ставшие общеизвестными слова;
  • появились новые, отсутствовавшие в оригинале;
  • авторы злоупотребляют пересказом и активно добавляют свои подстрочные комментарии.

Не вступая в полемику, созданную вокруг этого произведения, следует отметить, что читать его можно, но желательно в сопровождении принятого в России синодального перевода.

Я долго ходил в православную церковь, и не раз лично общался с батюшками. Учить меня и наставлять на путь истинный они не отказывались, в том числе, приводя примеры из Священного Писания. Но ни разу мне не было предложено самостоятельно изучать Слово Божие.

Интересен и тот факт, что в православных церквях сложно было купить Библию. Конечно, я не могу говорить за все населенные пункты, где имеет свои храмы православная конфессия, а только за свой город – крупный областной центр России, но слышал, что такая ситуация типична для всей территории бывшего СССР. Помню, тогда я долго искал недорогое издание Священного Писания в храмах нашего города, но так его и не нашел. Точнее, иногда встречались, но только огромные по размеру книги с огромной ценой, которую тогда я не мог себе позволить. Но зато во всех церквях в изобилии имелась другая самая различная духовная литература – недорогие издания про святых, о постах, молитвенники и т.д.

Во время работы над этой книгой я решил проверить, изменилась ли ситуация за прошедшее десятилетие с лишним. Почти никак. Те же редко встречающиеся «гросбухи» с относительно немалой ценой. К примеру, в нашей церкви Библия есть всегда: издания большие и карманные, дорогостоящие и совсем недорогие, доступные даже малообеспеченному человеку.

Такая ситуация с Библиями в православных храмах должна заставить задуматься. По моему мнению, данный факт как раз является и следствием и подтверждением того, что в этой конфессии знание Священного Писания не стоит на первом месте.

Однако Бог говорит, что Его Слово необходимо изучать :

Также среди прихожан исторических конфессий бытует мнение, что Библию сложно понять простым людям, без дополнительного образования. Однако не понятно на чем основывается данное умозаключение. Ведь в ветхозаветние времена, как уже было отмечено в главе «Предания» , Слово Божье должен был знать весь народ - каждый человек независимо от его социального статуса: от царей до неграмотных женщин и даже детей.

«Из всего, что Моисей заповедал Иисусу (Навину. - Прим. авт.), не было ни одного слова , которого Иисус не прочитал бы пред всем собранием Израиля, и женами, и детьми, и пришельцами, находившимися среди них » (Иис. Нав. 8:35).

«И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем и внушай их детям твоим и говори о них , сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор. 6:6,7 , см. также Втор. 17:18,19 , Втор. 31:11,12 , 2 Пар. 17:7-9 , Иер. 36:6 , Ездр. 7:10 , Ос. 4:1).

Новозаветные тексты также обращены к простым людям. Христос постоянно учил народ, включая детей.

«Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ , чтобы они пошли в селения и купили себе пищи … а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей » (Мф. 14:15,21).

Евангелие рассказывает, что Иисус постоянно ходил в синагогу читать Писание:

«И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему , в день субботний в синагогу, и встал читать » (Лук. 4:16).

А в синагогу разрешалось (и до сих пор разрешается) приходить изучать Священное Писание абсолютно всем желающим, в том числе и детям.

Большинство посланий апостолов адресованы церквям. Из их содержания абсолютно понятно, что обращены они не к служителям, а ко всем христианам этих общин. Даже те письма, которые написаны непосредственно к служителям Титу и Тимофею несложны в своем изложении. Значит, читая Библию, мы напрямую соприкасаемся со словами, которые проповедовали пророки, а затем Иисус и апостолы простым людям. А было ли у их слушателей дополнительное образование? У подавляющего большинства - нет.

Иисус призывал всех людей:

«Исследуйте Писания , ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39).

Апостолы продолжали наставление:

«Вникай в себя и в учение ; занимайся сим постоянно : ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16).

«Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания , точно ли это так» (Деян. 17:11 , см. также Деян. 17:2 , Иак. 1:25 , 1 Тим. 2:4).

Несмотря на такие прямые призывы Христа и апостолов, далеко не все христиане им следуют. Из моего небольшого опыта общения с православными священниками, я для себя сделал вывод, что и они не достаточно хорошо знают Библию. Я думаю, они прочитают её один или два раза, а потом возвращаются только к тем текстам, которые используют в службе. Либо читают те главы, которые им приятны, понятны и не вызывают никаких противоречий. Но более глубоким изучением всей Библии не занимаются.

С вышеизложенным мнением согласны и некоторые авторитетные представители православия. Так известный православный деятель архиепископ Михаил Мудьюгин (1912 - 2000 гг.) доктор богословия, профессор, ректор С.- Петербургской духовной академии в своей книге «Русская православная церковность. Вторая половина ХХ века» (Глава «Слово Божие в жизни Церкви и православного христианина») писал:

«Факт горестный, но несомненный: русский православный народ не знает Слова Божьего и не стремится, даже не считает нужным знать. Подавляющее большинство духовенства, пройдя его в семинарии (именно "пройдя", а не изучая), очень редко к нему обращается для домашнего чтения и даже проповедовать предпочитает на общеизвестные темы церковных праздников или житий чтимых святых».

Протоиерей Александр Борисов (1939 г.) кандидат богословия, президент Российского библейского общества в своей книге «Побелевшие нивы» (гл. 3) пишет:

«Считать Священное Писание чем-то совершенно недоступным для верующих… - значит принимать Библию за какой-то таинственный эзотерический текст, доступный лишь для посвященных. Но едва ли Бог замыслил принести Благую Весть в каком-то хитроумном зашифрованном виде, чтобы только избранные могли правильно понимать ее. Евангелия писались верующими для верующих, с целью зафиксировать в письменном виде проповеди о жизни, учении, смерти и воскресении Иисуса из Назарета.

К сожалению, мысль о необходимости иметь Евангелие и читать его с большим трудом внедряется в сознание наших сограждан, возвращающихся в Церковь или приходящих в нее впервые.

Самый распространенный у нас тип священника - «центр» - это батюшка вполне здравой и, что называется, «простой» веры… Евангелия практически все эти батюшки, кроме как за службой, не читают , Ветхий Завет и Послания Апостолов, как правило, почти не знают (разве то немногое, что осталось в памяти от семинарского курса). Соответственно они редко проповедуют (многие вообще - никогда)».

Иногда на укор христианам исторически распространенных конфессий в плохом знании Библии от некоторых из них можно услышать ответ примерно такого содержания: «Изучение Писания - это далеко не главная задача верующего человека, ведь фарисеи и книжники его хорошо знали, и, несмотря на это, часто подвергались критике со стороны Иисуса. Отсюда вывод – для хорошего христианина достаточно быть духовным, посещать церковь, читать жития святых и стараться жить по их примеру». Однако, такой вывод невозможно сделать, анализируя непосредственно слова Христа, на которые они ссылаются. Наоборот, Иисус упрекал духовных лидеров своего времени именно в плохом знании Писания , в его неисполнении и прибавлении к закону Бога своих человеческих преданий:

«Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого » (Мар. 7:8).

«В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения… Иисус сказал им в ответ: » (Мф. 22:23,29).

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны … Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе : суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:15,23)

«Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали » (Лук. 11:52 , см. также главу «Предание» ).

Дорогой читатель, прочитав эту книгу, я надеюсь, вы убедитесь, что очень важно вникать в написанное для всех людей Послание Создателя, в котором ни одно слово не напрасно:

«Слова Господни - слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное » (Пс. 11:7).

«И узнают, что Я Господь; не напрасно говорил Я » (Иез. 6:10).

«У Бога не останется бессильным никакое слово » (Лук. 1:37 , см. также Прит. 8:6,7).

При всей простоте Библии, заниматься ее изучением нужно серьезно. Посмотрите, после того, как Иисус учил народ притчами, Он потом пояснял их значение всем, кто не понял, но желал разобраться в учении Господа:

«Окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся » (Мар. 4:10-12).

В те времена, нужно было следовать за Иисусом, чтобы понять глубину Божьих наставлений. Сегодня же, как уже было отмечено, все учение Господа находится в Библии и любой желающий может открыть эту удивительную Книгу и постигать волю Творца.

Плохое же знание Слова Божьего может привести к очень негативным последствиям. Ведь вырванному из контекста стиху Священного Писания можно придать противоположное значение. Иногда, чтобы понять истинный смысл какого-либо текста Библии, нужно знать: кем и когда он написан, кому адресован, какие обстоятельства этому сопутствовали и о чем в целом идет речь в послании. Чтобы в этом убедиться, зачастую достаточно просто прочитать предыдущие, данную и следующие главы целиком – и непонятный до этого текст «встанет» на свое место. Стоит отметить, что ранее разделения Писания на главы и стихи не было. Это способствовало пониманию фраз пророков и апостолов только в контексте всего их послания, то есть не располагало к выделению какого-то стиха из Библии для его отдельного толкования в отрыве от остального повествования.

Но если, исследовав близлежащие главы, Вы продолжаете сомневаться по поводу определенного стиха, не отчаивайтесь – понимание придет со временем. Бывает так, что для того чтобы правильно истолковать фразу, нужно иметь представление о привычках и обычаях того времени, об исторической обстановке. Иногда, нужно знать иные места Священного Писания, где повествуется о том же. А иногда, необходимо проанализировать текст в свете общего учения Господа. Ведь Библия – это единое Послание Бога! Значит, информация в Нем «систематизирована». По общим правилам: если какой-то элемент выпадает из системы, то значит - или система ложна (что в нашем случае, исключается) или данный элемент в этой системе имеет другую функцию. Поэтому, благодаря правилу «Все Писание богодухновенно» (2 Тим. 3:16), после определенного исследования любой текст Священного Писания находит свое объяснение.

Библию также можно сравнить с мозаичной картинкой. Имея совокупность пазлов можно выложить изображение. Но, если, хотя бы несколько фрагментов поменять местами или подменить другими (ложными) – правильная картинка не получится. При этом, мы должны понимать, что Бог есть Мудрость (см. Пс. 103:24 , Пр. 3:19 , Дан. 2:20 , 1 Кор. 3:19 , Иуд. 25), поэтому Он не мог дать людям Свое Послание либо в виде сильно сложной головоломки, либо наспех собранного сборника текстов.

Эти примеры иллюстрируют утверждение, что Библия цельна и в Ней можно найти ответы на все возникающие вопросы. Но для этого нужно изучать Священное Писание - прилагать усердие, а не довольствоваться редким выборочным прочтением глав или текстов.

В Евангелии приведен хороший пример, подтверждающий важность глубокого знания Слова Божьего. После крещения, во время поста в пустыне, Иисуса искушал сатана. Лукавый обольщал Мессию, на что Христос давал ему твердый отпор. Диавол даже пытался обмануть Иисуса вырванной из контекста цитатой из Писания, но Христос, конечно, лучше сатаны знал Свое Слово.

Посмотрите, что сказал сатана Иисусу:

«Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано : Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Мф. 4:6).

В Писании же этот текст звучит так:

«Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих : на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею» (Пс. 90:11,12).

Отличие всего в нескольких словах, а в итоге - огромная разница. Бог через псалмопевца обещал охрану на жизненных путях праведникам, а сатана вырвал стих из контекста, внес в него изменение и предложил Иисусу сброситься с крыла высокого храма, мол, Ангелы тебя подхватят. Поэтому Иисус ответил ему другой, но уже точной цитатой Писания из книги Второзаконие 6 гл. 16 ст.: «Написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7).

Из этого примера хорошо видно, сколь опасным может быть ошибочное толкование вырванных из контекста отдельных стихов Библии и плохое знание в целом учения Творца. Диавол отлично изучил Слово Божие, чтобы в искаженном виде преподносить людям волю любящего, справедливого, мудрого Создателя.

Иисус предупреждал о возможности заблуждений, связанных с плохим знанием Священного Писания:

«Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний » (Мф. 22:29 , см. также Мар. 12:24).

При этом, Христос говорил, что истина неглубоко сокрыта:

«Ищите, и найдете ; стучите, и отворят вам» (Лук. 1:9).

«Кто имеет уши слышать, да слышит! » (Мф. 13:9).

Однако множество людей не желают искать истину и исполнять волю Творца. Иисус, сожалея, сказал о них, цитируя пророка Исаию 6 гл. 9,10 ст.: «Видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите , ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13:13-15).

Для достижения любой цели нужны действия - стремление. Мы знаем, что данное утверждение применимо ко всем аспектам жизни. Относится оно также и к духовному росту. Иисус говорил: «Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лук. 16:16 , см. также Мф. 11:12). Возьмем, к примеру, Гражданский кодекс. Любой человек, даже не имеющий образования, при необходимости может им воспользоваться и найти нужные ему статьи. Но все ли нюансы он учтет? Скорее всего, его вывод будет неверным или неполным. Только человек, постоянно обращающийся ко всем статьям этого кодекса, может сделать компетентное умозаключение с учетом всех нюансов. То же касается Библии.

Важность изучения Слова Божьего может подтвердить любой человек, серьезно занимающийся исследованием Священного Писания. Сначала в Библии многое кажется непонятным, затянутым или просто ненужным. Часто трудно воспринимаются тексты, даже сложно уловить их смысл. Но со временем, при повторном и последующих прочтениях одних и тех же стихов, с учетом уже полученной информации, начинаешь глубже понимать заложенную в них мудрость и важность. А при прошествии большего времени, в любом месте открывая Священное Писание, начинаешь Его читать сразу бегло, складывая из доселе малопонятных фраз, стройные предложения с понятным смыслом.

Объясняется это просто: Господь ценит, когда человек пытается постигнуть Его волю. Тогда Творец через Духа Святого помогает ищущему открывать для себя в Священном Писании то, что сейчас человеку больше всего нужно, то - что его разум и душа в этот момент готовы и смогут принять.

Кроме этого, нужно осознать, что чтение Библии – это не только стремление узнать волю Господа. Это и общение с Создателем «ибо слово Божие живо и действенно» . (Евр. 4:12). А значит, каждое чтение Писания является открытием своего сердца водительству Духа Святого. Поэтому перед чтением Библии нужно обязательно искренне помолиться Богу об освобождении от земного «груза» - человеческой гордыни, багажа знаний, стереотипов, предубеждений, скептицизма, недоверия… То есть к изучению Библии нужно приступать с чистым сердцем и разумом … и внимать простым, доступным словам любящего Творца.

Дорогой читатель, Вы можете помолиться уже сейчас, так как далее мы с Вами начнем более детально анализировать текст Слова Божьего - Библии.

Справедливости ради, нужно отметить, что в последнее время в православии и католицизме наблюдается смещение в сторону изучения Библии, как священством, так и мирянами. Но, зная скорость, с которой в «консервативных» церквях идут перемены, сложно ожидать, что в ближайшем будущем христиане этих конфессий откроют для себя то, что вы узнаете, прочитав до конца эту книгу.

Посетителям нашего портала мы задали вопрос, читают ли они и как часто Священное Писание. В опросе приняли участие около 2000 человек. Оказалось, что более трети из них вообще не читают Священное Писание или делают это крайне редко. Постоянно читают Священное Писание примерно четверть от числа опрошенных. Остальные - время от времени.

В самом Священном Писании говорится: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5: 39); «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4: 16). Как видим, чтение и изучение Священного Писания вменяется в основное делание и обязанность верующего человека.

С просьбой прокомментировать результаты опроса и ответить на вопросы, почему так важно христианину постоянно обращаться к Священному Писанию, как сделать нормой чтение и исследование слова Божия, как приучить к этому детей, как правильно заниматься изучением Священного Писания, нужно ли использовать толкования, мы обратились к протоиерею Олегу Стеняеву .

Если христианин не обращается к Священному Писанию, то его молитва, не соединенная с чтением слова Божия, скорее всего, является монологом, который выше потолка не поднимается. Для того, чтобы молитва стала полноценным диалогом с Богом, ее надо соединить с чтением Священного Писания. Тогда, в молитве обращаясь к Богу, через чтение Его слова мы будем получать ответ на наши вопрошания.

В Писании сказано, что не хлебом единым жив человек, но всяким Словом, исходящим из уст Божиих (см.: Втор. 8: 3). Мы должны помнить о том, что человек нуждается не только в пище физической, материальной, но и духовной. Слово Божие - это и есть пища для нашего внутреннего, духовного человека. Если мы физического человека не покормим день, два, три, четыре, станем пренебрегать заботой о нем, то результатом будет его истощение, дистрофия. Но и духовный человек может оказаться в состоянии дистрофика, если в течение длительного времени не читает Священное Писание. А потом он еще удивляется, почему у него слабеет вера! Источник веры известен: «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10: 17). Поэтому каждому человеку совершенно необходимо прильнуть к этому источнику.

Читая Священное Писание, мы погружаем свое сознание в заповеди Бога

1-й псалом начинается словами: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь» (Пс. 1: 1-2). Здесь, в первом же стихе, нам показаны три положения человеческого тела: не ходит, не стоит, не сидит. А далее говорится, что верующий в Законе Божием пребывает день и ночь. То есть подсказывает нам, с кем нельзя ходить заодно, с кем нельзя стоять заодно, с кем нельзя сидеть вместе. Заповеди - в слове Божием. Читая Священное Писание, мы погружаем свое сознание в заповеди Бога. Как Давид говорил: «Слово Твое - светильник ноге моей» (Пс. 118: 105). А если мы не погружаем свое сознание в , то мы как во тьме ходим.

Обращаясь с наставлением к юному епископу Тимофею, апостол Павел писал: «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением и учением» (1 Тим. 4: 12-13). А боговидец Моисей, поставляя Иисуса Навина, говорил ему: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся к ней день и ночь, дабы в точности исполнять всё, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Нав. 1: 8).

Как правильно заниматься изучением Священного Писания? Я думаю, что надо начать с Евангельского и Апостольского чтений дня, указания на которые есть в каждом церковном календаре - а такие календари сегодня есть у всех. В старину было принято: после утреннего правила человек открывал календарь, смотрел, какое сегодня Евангельское чтение, какое Апостольское чтение, и читал эти тексты - они были своего рода назиданием ему на этот день. А для более интенсивного изучения Священного Писания очень хорошо время поста.

Обязательно надо дома иметь Библию, подобрать для себя такой экземпляр, который будет удобен для ваших глаз, который в руках приятно держать. И чтобы обязательно была закладка. И под закладку надо читать фрагмент Священного Писания от начала до конца.

Конечно, рекомендуется начинать с Нового Завета. А если человек уже воцерковлен, ему надо хотя бы раз прочитать целиком всю Библию. И когда человек будет время поста использовать для интенсивного изучения Священного Писания, это принесет ему Божие благословение.

Давно замечено, что, сколько бы раз человек ни читал один и тот же библейский текст, в разные периоды жизни он открывается новыми гранями. Точно так драгоценный камень, когда его поворачиваешь, сияет то синим, то бирюзовым, то янтарным. Слово Божие, сколько бы раз мы ни обращались к нему, будет открывать нам всё новые и новые горизонты богопознания.

Преподобный Амвросий Оптинский рекомендовал новоначальным знакомиться с Новым Заветом по толкованиям блаженного Феофилакта. Эти хоть и краткие, но передают самую суть текста. И в своих комментариях блаженный Феофилакт не отходит от темы. Как известно, он за основу брал творения святителя Иоанна Златоуста, но из них выделял только то, что относится непосредственно к тексту, который комментируется.

Читая сам библейский текст, надо всегда под рукой иметь или Толковую православную Библию, или тот же комментарий блаженного Феофилакта, и когда что-то непонятно, обращаться к ним. Сам комментарий, без библейского текста, читать достаточно сложно, ведь это все-таки справочная литература; надо обращаться к нему, когда сталкиваешься с непонятным или сложным фрагментом Библии.

Родители должны вместе со своими чадами изучать Священное Писание

Как приучить детей читать Священное Писание? Думается, родители должны вместе со своими чадами изучать Священное Писание. В Библии неоднократно говорится о том, что именно отец должен обучать Закону Божиему своих детей. И, кстати, ни разу не говорится о том, что дети должны учиться. Это означает, что, хотят они или не хотят, всё равно с ними надо заниматься Законом Божиим и читать Библию.