Домра: История домры. Домра - музыкальный инструмент. Домра - академический инструмент Что такое домра

Музыкальный инструмент: Домра

С давних времен на Руси простой народ свои душевные переживания, а также происходящие события талантливо отображал в народном творчестве. Помощниками в этом ему были различные народные музыкальные инструменты, искусство исполнения на которых передавалось от поколения к поколению. Одним из таких инструментов являлась домра - любимица скоморохов и простого народа. Под нее пели и плясали, рассказывали сказки и былины, ее звонкий голос и своеобразный тембр привлекал к себе внимание слушателей. Домра часто была в центре событий, порой даже драматических, в результате чего попала под опалу и исчезла из народного творчества на несколько столетий.

Прошло время, домра возродилась и вновь покорила слушателей своим необычным звучанием, похожим на голос звонкого ручья. Ей подвластно отобразить и романтические настроения, и чарующую красоту природы. Недаром в кинематографе, когда необходимо подчеркнуть очарование русской земли, мы часто слышим трепетный голос домры.

Историю домры и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Домра – это инструмент, обладающий большими выразительными возможностями, ее яркий и лёгкий голос узнается без труда. Из-за сильного натяжения струн, звук у домры звонкий, но быстро затухающий. Тембр - теплый, мягкий, лучистый, бархатистый и насыщенный.

Пиццикато, удары по струнам вверх и вниз, тремоло, флажолеты и глиссандо – такой набор основных приемов, которыми пользуются исполнители на домре.

Игра на инструменте, как правило, происходит при помощи медиатора. Длинные ноты исполняются только приемом «тремоло».

Домра – инструмент, обладающий большим техническим потенциалом, ей доступны композиции различной сложности и любой стилистической направленности - это и оригинальные произведения и переложения сочинений классических композиторов. Виртуозная арпеджированная и пассажная техника, сложные ритмические фигурации, разнообразные штрихи, игра интервалами и аккордами – все это технические приемы, которыми владеют исполнители.

Домры бывают двух видов: трехструнная – имеет диапазон от «ми» первой до «ми» четвертой октавы; и четырехструнная - диапазон от «си» малой до «ми» четвертой октавы.

Фото :

Интересные факты


  • Домрочеи, так назывались в старину исполнители на домре.
  • В далеком прошлом домру делали из разрезанной пополам и вычищенной тыквы.
  • Домра и балалайка - две различные модификации одного вида древнего струнно-щипкового инструмента.
  • В 1654 году по распоряжению Никона - патриарха всея Руси пять больших полно нагруженных телег со скоморошьими инструментами, включая домры, были привезены на берег Москвы-реки и там прилюдно сожжены. Огромный костер горел несколько дней.
  • Иосиф Сталин очень любил слушать домру.
  • А.А. Цыганкова - музыканта-виртуоза называют королем домры, а также «домровым Паганини».
  • В Соединенных Штатах Америки есть ассоциация любителей игры на домре и балалайке, которая существует уже более 30 лет и насчитывает 400 членов.
  • На четырехструнной домре, имеющей скрипичный строй и диапазон, можно исполнять весь репертуар, написанный не только для скрипки, но также и мандолины.

Конструкция

Домра, как и скрипка, очень капризный инструмент, и чтобы она хорошо звучала, то должна быть сделана высоко квалифицированным мастером с тонким слухом, а также из хорошо выдержанного дерева.


Конструкция включает в себя корпус инструмента и гриф с головкой.

1. Корпус имеет в своем составе кузов и деку.

  • Кузов обычно изготавливают из выгнутых клепок, образующих полусферическую форму. Клепки изготавливаются из палисандра, белого клена или волнистой березы. На кузов устанавливаются струнодержатели, которые называются кнопками.
  • Дека – это лицевая часть корпуса в форме плоского овала, закрывающая кузов и окаймленная по кромке обечайкой. В центре расположен голосник – резонатор, имеющий розетку фигурной формы. На деку накладывается панцирь, который защищает ее от царапин, и подставка, приподнимающая струны и устанавливающаяся в точно определенном месте. Дека обычно изготавливается из резонаторных ели и пихты, подставка из клена, а панцирь из дерева твердых пород или синтетических материалов.

2. Прикрепленный к корпусу гриф заканчивается головкой с закрепленным на ней колковым механизмом необходимым для натяжки струн. К грифу приклеивается накладка с порожками, которые разделяют лады, располагающиеся в хроматической последовательности. Между головкой и шейкой грифа крепится порожек, который влияет на уровень высоты струн. Высоко поднятые струны тяжело прижимаются к ладам и усложняют исполнение на инструменте.

Звук на домре извлекается при помощи маленькой пластиночки медиатора - плектра, имеющего форму овала и размер которого зависит от размера домры. Лучшим материалом для медиаторов считаются черепаховые панцири, но также сейчас изготавливают плектры из различных полимерных материалов.


Разновидности

Домра имеет два вида, которые различаются по количеству струн и по строю.

Трехструнная домра (конструкции В. Андреева) в оркестре называется малой домрой, настраивается по квартам. Четырехструнная домра (конструкции Любимова) как скрипка имеет квинтовый строй.

У каждого вида домр есть еще и подвиды, которые отличаются по размерам. В группе трехструнных домр в практике ансамблевой и оркестровой игры активно используются: басовая, альтовая, и пикколо; редко применяются: контрабасовая, теноровая и меццо – сопрановая.

У четырехструнных домр (конструкции Г. П. Любимова) имеется: басовая, альтовая, и пикколо, редкие разновидности: контрабасовая и теноровая.

  • Пикколо – звучит ярко и светло, ее пронзительный голос очень дополняет и украшает звучание всего оркестра.
  • Альт с мягким и грудным по тембру звуком обычно служит для гармонического заполнения между верхним и нижним голосом, но иногда ему поручают и сольные моменты.
  • Бас - по всему диапазону имеет насыщенный, бархатный звук. Являясь обладателем веского, густого и немного тяжеловатого голоса, нижнему регистру инструмента поручается ведение басовой линии. Мелодические линии, поручаемые среднему и высокому регистрам, которые имеют мягкий и бархатистый оттенок, звучат очень красочно и проникновенно. Из-за больших размеров бас технически весьма ограничен, потому что требует от домриста наличие большой растяжки пальцев левой руки.

Применение и репертуар


Уже изначально в период восстановления домры мастерами под руководством музыканта, создателя кружка балалаечников и композитора В. Андреева, предназначение ее было определено как мелодического в оркестре народных инструментов. Продолжительное время роль домры заключалось именно в этом, она в народном оркестре играет ту же роль примы, как и скрипка в симфоническом. Домра довольно долго оставалась только оркестровым инструментом и лишь потом она стала ансамблевым, когда при оркестре под управлением В. Андреева начал свою концертную деятельность домровый квартет. Инструмент вышел на сцену как солирующий несколько позже. Очень жаль, но в России домра как народный инструмент больше не применялась.

Как солирующий концертный инструмент домра раскрылась весьма ярко, специально для нее начали сочиняться произведения. Особо следует отметить концертное произведение Н. Будашкина, поистине ставшее жемчужиной в репертуаре для этого инструмента, также произведения крупной формы Ю. Шишакова, Б. Кравченко, Ю. Зарицкого, которые еще больше раскрыли его новые художественные возможности.

К сожалению, маститые композиторы, сочиняющие в иных жанрах, не проявляют особого интереса к домре, и для нее обычно пишут произведения композиторы - исполнители, среди них: А. Цыганков, Г. Зайцев, Н. Пенько, К. Волков, В. Соломин, В. Соболева-Белинская, В. Пожидаев, Н. Хондо, Ю. Семашко, Е. Подгайц и другие. Однако домра в плане репертуара не обижена, на инструменте прекрасно звучат транскрипции, написанные величайшими композиторами для скрипки, флейты, кларнета, фортепиано. Это шедевры таких композиторов как И.С. Бах, П.И. Чайковский, Г. Венявский, Ф. Пуленк, А. Скарлатти, К. Сен-Санс, П. Сарасате, Д. Шостакович, Н. Паганини, С. Рахманинов, C. Прокофьев, Д. Гершвин, А. Пьяццолла.

Произведения:

Н.П. Будашкин - Концерт ля домры с оркестром (слушать)

Ю.Н. Шишаков - Концерт для домры (слушать)

Исполнители

После своего долгожданного возвращения домра сразу нашла своих почитателей, которые начали активно заниматься развитием и популяризацией инструмента. Одним из первых профессиональных домристов-виртуозов был П. Каркин, разработавший основные приемы звукоизвлечения и своей неутомимой деятельностью внесший весомый вклад в развитие исполнительского мастерства. Продолжателями дела П. Каркина были Ф. Коровай, В. Никулин, Р. Белов, Ю. Яковлев, А. Симоненков, М. Васильев, В. Красноярцев, В. Круглов, А. Цыганков, Т. Вольская, В. Ивко, Б. Михеев, С. Лукин, и другие.

Сегодня быть домристом–исполнителем, значит быть приверженцем своего дела, и музыканты доказывают это, создавая свой уникальный исполнительский стиль. А результатом такого энтузиазма является то, что домра стала полноценным академическим инструментом в одном ряду с флейтой, скрипкой, фортепиано, виолончелью, гобоем, кларнетом и другими.

История

Исторические корни домры уходят в далекие времена, но когда и откуда появилась она на Русской земле, никто точно сказать не может. В древних, сохранившихся до нас летописях, сведений о ней почти нет. Инструменты, чрезвычайно схожие с домрой имелись у разных национальностей: доглама у турков, думра у киргизов, рубаб у таджиков, думбыра у башкир, домбра у казахов. Предшественником всех таких инструментов считается имеющий форму овала древнеегипетский танбур, звук на котором извлекали при помощи маленькой подточенной палочки. Домра также имела большое сходство с ним, но на русском инструменте, выточенном из дерева, с приделанной палкой - грифом и натянутыми из жил струнами, играли рыбной костью или пером.

Домра на Руси была очень востребована, люди делили с ней печаль и радость. Под домру пели и плясали, складывали сказки и рассказывали былины. Очень простой в изготовлении инструмент был весьма популярным среди простого народа и потешных людей – скоморохов. Голосистая и легкая домра пять сотен лет звучала в крестьянских избах, на рыночной площади и даже в царских хоромах. В 16 столетии с целью организации увеселения царского двора была создана «Потешная палата» - своеобразный придворный оркестр того времени, в который входили и домрочеи - так называли исполнителей на домре.

В 17 веке для скоморохов, устраивающих развеселые представления и часто небезобидно подшучивающих над церковной и светской властью, наступили темные времена.

Серьезное недовольство знати и церкви вылилось в гонение на музыкантов. По особому указанию царя в 1648 году скоморохов начали отправлять в ссылку или казнить, а инструменты, включая и домры, названные бесовскими, собирать и уничтожать. Домра была истреблена и 200 лет про нее никто не вспоминал. Только в конце 19 столетия в далекой от столицы губернии, в глухой деревне, на чердачном помещении ветхой избы был найден инструмент с корпусом в виде овала, и никто даже не вспомнил, как он называется.

Основываясь на изображения в древних документах, сделали заключение - этот инструмент - домра. Как ей удалось сохраниться, так и остается тайной, но спящая красавица должна была вернуться к жизни.

По форме найденного уникального раритета и эскизам В. Андреева, основоположника первого оркестра народных инструментов, и при участии энтузиаста – патриота Н. Фомина в 1896 году мастером по изготовлению скрипичных инструментов С. Налимовым домра была воссоздана. В то время В. Андреев уже организовал ансамбль балалаек, с успехом выступавший в России и за ее пределами, но для воплощения его главной мечты, создания полноценного оркестра нужен был инструмент, который бы красиво проводил мелодическую линию, и домра для этого очень подходила.

В. Андреевым вместе с С.Налимовым были разработаны, а затем и изготовлены разные виды домр: пикколо, альт, тенор (применяется редко), бас и контрабас(не применяется), ставшие основным инструментарием оркестров народных инструментов. Десять лет после своего возрождения домра, имеющая небольшой диапазон, применялась только как инструмент оркестра. В начале 20 века по просьбе дирижера Г. Любимова мастером С.Буровым была сконструирована домра, которая имела не три струны, как андреевская, а четыре. Она настраивалась по квинтам как скрипка и имела соответствующий диапазон. Несомненно, увеличенный диапазон четырехструнной домры стал преимуществом, но она уступала "трехструнке" в тембральной окраске. Через некоторое время в содружестве Г. Любимова и С.Бурова были изготовлены домры разных размеров - от пикколо до контрабаса, все они имели 4 струны и квинтовый строй. Данные домры вошли в состав оркестра домр, который, к сожалению долго не просуществовал.

Наверное, на свете нет инструмента с такой драматической судьбой, как у домры. Находившаяся на пике популярности она попала в опалу, трагически пропала и была на долгое время забыта. И заново возродилась, но только теперь она не веселит народ на завалинке у деревенской избы, а покоряет своим звучанием слушателей в огромных концертных залах.

На сегодняшний день у домры, молодого подающего большие надежды инструмента, обладающего значительными возможностями, и поднявшегося до высоты академического жанра, очень большая творческая перспектива, так как интерес к нему постоянно возрастает.

Видео: слушать домру

Название инструмента

«Домра» - слово, заимствованное из тюркского: ср. тат. dumbra «балалайка», крым.-тат. dambura «гитара», тур. tambura «гитара», казах. dombıra , калм. dombr̥ . Сюда же домраче́й (домраче́я ) - музыкант, играющий на домре, из тюрк. *domračy; ср. казначе́й, казна́ .

Домра фигурирует как атрибут скоморошьего ремесла, обычно в совокупности с другими инструментами: гуслями , волынками , зурнами , бубнами .

Поговорки «рад скомрах о своих домрах»; «любить - игра, купить - домра»; «у Ерёмы гусли, у Фомы домра»… дают повод предполагать, что ударение в названии инструмента падало на последний слог: домра́.

История

Наибольшее распространение домра получила в XVI-XVII веках у скоморохов , как сольный и ансамблевый инструмент.

В Польше сохранилось издание Библии перевода Семёна Будного (Несвижская, 1571 −72 гг., так называемая, «арианская»), в котором используется название инструмента «домры», как перевод слова «органум», то есть «инструмент», чтобы подчеркнуть всеобъемлющее прославление народом Бога в Псалмах Царя Давида («Хвалите Господа на домрах»). В то время домра была распространена в Великом княжестве Литовском (современные Украина, Литва, Белоруссия и Западная часть России где официальным языком был западнорусский общий книжный язык для украинского и белорусского языков того времени), и поляками воспринималась как народный (неблагородный, хотя звучал при дворе Великих князей Радзивиллов). Также считается «казацким» инструментом, как и украинский торбан .

В средневековом Московском Государстве домра была инструментом народных музыкантов и актёров -скоморохов . Скоморохи ходили по сёлам и городам и устраивали весёлые представления, в которых часто позволяли себе небезобидные шутки над боярами и церковью. Это вызвало гнев как светских, так и церковных властей, и в XVII веке их начали ссылать или казнить. Вместе с исчезновением скоморохов исчезла и домра . Причины исчезновения домры не совсем понятны. Другим инструментом скоморохов были гусли , которые никуда не исчезли. Достаточно часто в исчезновении домры обвиняют наличие царских указов XVII века, в частности Царскую грамоту 1648 года ; но сами указы не были направлены против инструмента - домры (в грамоте названа «момра»), а были направлены против исправления нравов и уничтожении суеверий, в число которых входило скоморошество с их языческими и кощунственными элементами, по мнению властей; кроме того, царские указы действовали только на территории Русского царства и не имели никакой силы на огромных территориях, таких как Левобережная Украина , и Правобережная Украина . Если Левобережная Украина вошла в состав Русского царства согласно Андрусовскому перемирию в 1667 году, то Правобережная Украина осталась в XVII веке в составе Речи Посполитой .

В XIX веке никто не знал о существовании музыкального инструмента домра. Лишь в конце века руководитель первого оркестра народных инструментов, музыкант-исследователь Василий Андреев проделал труднейшую кропотливую работу по восстановлению и усовершенствованию русских народных инструментов. Вместе с С. И. Налимовым они разработали конструкцию домры, опираясь на форму и конструкцию найденного Андреевым в 1896 году в Вятской губернии неизвестного инструмента с полусферическим корпусом. Историки до сих пор спорят о том, был ли найденный Андреевым инструмент действительно старинной домрой. Тем не менее, этот реконструированный в 1896 году инструмент получил название «домра». Круглый корпус, средней длины гриф, три струны, квартовый строй - так выглядела реконструкция.

Позднее, благодаря ближайшему сподвижнику В. Андреева, пианисту и композитору Николаю Петровичу Фомину, было создано семейство домр, которые вошли в состав русского оркестра - пикколо, малая, альтовая, басовая, контрабасовая.

Для расширения диапазона домры предпринимались попытки её конструктивного совершенствования. В 1908 году по предложению дирижёра Г. Любимова мастером С. Буровым была создана четырёхструнная домра, с квинтовым строем, и называлась она домрой прима. «Прима» получила скрипичный диапазон, имела свой глубокий колористический тембр. Впоследствии также появились её ансамблевые разновидности и оркестр четырёхструнных домр.

Сейчас инструмент пользуется популярностью в России, Украине и Белоруссии и странах зарубежья, для него написаны многие концертные и камерные произведения, созданы переложения, в частности, скрипичных произведений.

Конструкция

Домры и другие щипковые инструменты высокого качества изготавливаются из следующих пород древесины :

  • Клён белый (явор) и остролистный , волнистая берёза - кузов инструмента.
  • Клён (специальный) - подставка.
  • Ель , пихта резонансная (прямослойная, хорошо высушенная) - дека.
  • Очень твёрдые породы - гриф .
  • Чёрное дерево - накладка грифа, верхний и нижний порожки.
  • Твёрдые породы - навесной панцирь домр малых и балалаек прима.

Наилучшие образцы трёхструнных домр изготавливаются по моделям Семёна Ивановича Налимова (1857-1916) .

Наилучшие образцы четырёхструнных домр готовились по моделям Семёна Ивановича Сотского, инструменты которого, в частности 4х струнные домры всех видов (Прима, Тенор, Альт) активно использовались в русских народных оркестрах Центрального Главпочтамта города Москвы и московского Дома культуры железнодорожников (примерно с 1938 г).

Домра, как и многие другие струнные инструменты, состоит из двух основных частей: полусферического корпуса и грифа .

Основными частями корпуса являются кузов и дека . Кузов формируется путём склеивания семи (реже - девяти) полос дерева - клёпок. Дека закрывает кузов сверху и окантовывается по краям обечайкой . На корпусе находятся кнопки для закрепления струн и нижний порожек, предохраняющий деку от давления натянутых струн. По центру деки, ближе к грифу, находятся семь круглых резонаторных отверстий (одно большое и шесть маленьких вокруг). Как правило, их называют «резонаторным отверстием» (ед. ч. для удобства речи), «голосником» или «розеткой». Над декой, около накладки грифа, имеется навесной панцирь, защищающий деку от повреждений при игре. Для удобства игры и защиты деки в месте соприкосновения предплечья правой руки с корпусом может быть прикреплён подлокотник.

Между резонаторным отверстием и нижним порожком расположена подставка. Она поддерживает струны и передаёт их колебания корпусу.

Гриф вставлен в корпус и закреплён в нём. Сверху на гриф наклеена накладка , в месте соединения головки с шейкой грифа прикреплён верхний порожек. На накладку нанесены тонкие поперечные пропилы, в которые вставляются металлические порожки. Промежутки между металлическими порожками называются ладами . Порядковый счёт их начинается от верхнего порожка. На домре малой 19-26 ладов, на остальных трёхструнных - около 19 . На домре приме 24-30 ладов, на остальных четырёхструнных - около 19. На головке грифа имеются колковые валики для закрепления струн. Их натяжение регулируется вращением колков.

От расположения подставки и верхнего порожка зависит высота струн над грифом. Струны, слишком высоко приподнятые над грифом, затрудняют игру на инструменте, их трудно прижимать на ладах. На подставке и на верхнем порожке делаются углубления (прорези) для струн. Подставка устанавливается на деке в точно установленном месте.

Струны домры традиционно более упругие для пальцев, чем, скажем, струны балалайки. Для игры используются стальные струны, а также синтетические.

Медиатор

Наилучшим материалом для изготовления медиатора является капролон. Форма медиатора овальной формы. Размер зависит от размеров инструмента, и примерно составляет 2-2,5 см длиной и 1,4 см шириной. Толщина медиатора постепенно уменьшается, начиная с 1,5 мм в части, соприкасающейся со струной (нижней части), до 0,5 мм в части, удерживаемой пальцами (верхней части). Правый нижний край медиатора (примерно 1/4 периметра) стачивается под углом для образования фаски , которая затем шлифуется до «зеркального блеска». Медиатор переворачивается и аналогичным образом на нём делается вторая фаска .

В настоящее время широко используются медиаторы из полимерных материалов: капролона , этрола черепахового, капрона мягкого. Для получения приглушённого звука на домрах альт и бас используется медиатор из натуральной кожи .

Строй

Трёхструнная домра

Звучание открытых струн трёхструнной домры образует её квартовый строй . Последовательность тонов для домры малой, начиная с первой струны, самой высокой по тону: Ре (второй октавы); Ля , Ми (первой октавы) .

Все последующие струны настраивают путём образования интервалов между двумя соседними открытыми струнами: чистой кварты для трёхструнной домры и чистой квинты для четырёхструнной домры (домру контрабас настраивают по квартам).

В чистой кварте содержится V полутонов (в квинте - VII), поэтому 2-ю струну зажимают на V ладу и настраивают 1-ю струну в унисон со 2-й, после этого между ними открытыми образуется чистая кварта. Третью (и четвёртую) струну настраивают аналогичным образом, зажимая её на V (VII) ладу и сравнивая её звучание с открытой настроенной струной.

Разновидности

Трёх и четырёхструнные домры вместе с балалайками образуют балалаечно-домровый оркестр. Четырёхструнные домры могут составлять чисто домровый оркестр . Домра прима (малая) является ведущим в оркестре и солирующим инструментом. В настоящее время практически не используются трёхструнные домры меццо-сопрано, тенор и контрабас .

Домры пикколо звучат на октаву выше написанного на нотном стане . Тенор, контрабас, и альт звучат на октаву ниже написанного .

Четырёхструнные домры, по сравнению с трёхструнными, обладают бо́льшим диапазоном звуков почти на целую октаву . Строй четырёхструнных домр аналогичен строю соответствующих скрипичных инструментов: домра прима - скрипке , альт - альту , бас - виолончели , контрабас - контрабасу .

Вид 3-струнные 4-струнные
Строй Нотация Строй Нотация
Пикколо a 2 , e 2 , h 1
a 2 , d 2 , g 1 , c 1
Малая / Прима d 2 , a 1 , e 1
e 2 , a 1 , d 1 , g
Меццо-сопрано a 1 , e 1 , h
- -
Альт d 1 , a, e
a 1 , d 1 , g, c
Тенор a, e, H
e 1 , a, d, G
Бас d, A, E
a, d, G, C
Контрабас D, A 1 , E 1

Композиторы

  • Будашкин, Николай Павлович (1910-1988) - Концерт для домры с русским народным оркестром g-moll (1945).
  • Волков, Кирилл Евгеньевич - Концерт для домры.
  • Зарицкий, Юрий Маркович - Концерт для домры.
  • Кравченко, Борис Петрович - Концерт для домры.
  • Пожидаев, Владимир Анатольевич - Концертная симфония для домры и оркестра русских народных инструментов в трёх частях.
  • Шишаков, Юрий Николаевич - Русская рапсодия, Второй концерт.

Радиопередачи

  • Ленинградское отделение КПП Музфонда СССР: Домра (1979). В передаче принимает участие Шитенков Иван Иванович (1921-1997) - профессор, один из основателей отделения народных инструментов, организатор класса домры в Ленинградской государственной консерватории .

См. также

В родственных проектах

Из истории музыкальных инструментов: домра

Что-то нам давно не слышно

Звук заливистой струны

Говорят: из моды вышли

Песни русской старины!

Словно птиц залетных стайка

Мода мчит за ветром всачь

Не печалься балалайка,

Домра, ты не плачь, не плачь

С удалым народным сердцем

Вы сроднились неспроста!

В золотых руках умельцев

Вам не смолкнуть никогда!

«Что такое домра?» - этот вопрос нередко задают люди, услышав об инструменте с таким названием. Другие с радостью спешат продемонстрировать свою просвещенность и уточняют: «Знаем, это такая балалайка, круглая только». И лишь немногие представляют домру действительно как музыкальный инструмент, обладающий собственным, специфическим звучанием и неповторимым тембром.

Как же так получается? Ведь домра является русским народным инструментом! Вот, например, балалайка известна всем. Скрипку знают даже дети, а домру еще и не каждый русский человек назовет. Чтобы прояснить причину такого парадокса, надо обратиться к истории.

А история возникновения и развития домры, пожалуй, одна из самых интересных, запутанных и драматичных. Впервые инструмент с таким названием упоминается в документах XVI столетия. Но, вероятно, еще раньше на Руси существовали инструменты танбуровидной формы, пришедшие к нам с Востока. Они были особенно популярны в народной среде. Изображения музыкантов, играющих на этих инструментах, встречаются во многих рукописях того времени. Звались такие музыканты скоморохами и являлись, по существу, профессиональными артистами. В начале XVI века при дворе царя Ивана Грозного существовала Потешная палата, которая как раз и состояла из музыкантов, играющих на домрах, гуслях, гудках. Сохранилась даже поговорка: «Рад скомрах о своих домрах». Народные праздники и гулянья сопровождались выступлениями веселых бродячих артистов-скоморохов, подобно тому, как сейчас сопровождаются выступлениями известных поп- звезд.

Но именно популярность и любовь народа к домре сослужила ей плохую службу. Главным врагом скоморошества выступила церковь. Духовенство негодовало: «Игрища стоят утоптаны, а церкви - пусты». К тому же скоморохи не стеснялись поднимать в своих выступлениях социальные проблемы, которые высмеивали в достаточно вольной сатирической форме. Естественно, все это не могло нравиться и власти. Так появился указ царя Алексея Михайловича 1648 года, знаменитая фраза из которого гласит: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и всякие гудебные сосуды, велеть изымать и, изломав те бесовские игры, велеть жечь».

Вряд ли еще какой-либо музыкальный инструмент в истории человечества подвергался столь чудовищному истреблению. Домры жгли, ломали, уничтожали. О ней забыли на два с лишним столетия.

«Воскресла» домра только в конце XIX века благодаря талантливому музыканту В.В. Андрееву.

Имя Василия Васильевича Андреева - создателя первого великорусского оркестра, композитора и дирижера - пользуется большой и заслуженной любовью миллионов ценителей музыки.

Отец был богатым купцом. Мать композитора - представительница дворянского рода, стремилась дать блестящее образование и воспитание. Но мальчик стремился к народу с самого детства Любил бывать в людской, где за рукоделием затягивались старинные песни, кто - нибудь из лакеев доставал с полки гармонь, и лихо растягивая гармонь, заводил народные плясовые. В такие вечера радости мальчика не было предела.

И вот однажды пятилетнего мальчика застали в пустой людской с гармошкой в руках. Инструмент был изъят, а мальчик наказан. Так вскоре в особняке Андреевых появился учитель музыки.

Учась в гимназии, Вася усиленно занимался игрой на скрипке. И, как знать, может быть из талантливого юноши сформировался скрипач-профессионал, если бы на его пути не встретилась простонародная кустарная балалайка. Для него ясно становится одно: надо в дальнейшем изучать русские народные инструменты.

Вот как Андреев пишет об одном случайном обстоятельстве, перевернувшем всю его жизнь: «Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе и наслаждался тишиной деревенского вечера… И вдруг услыхал дотоле еще неведомые для меня звуки… Я различил очень ясно, что играли на струнном инструменте. Игрок наигрывал плясовую песню, вначале довольно медленно, а потом все быстрее и быстрее. Звуки разгорались, мелодия лилась неудержимо подталкивая к пляске… Я сорвался с места и побежал к флигелю, откуда неслись звуки. На ступеньках сидел крестьянин и играл на балалайке… Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приемов игры., и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент, только стремя струнами, может давать столько звуков.» «Я помню, что тогда, как каленым железом, выжглось в мозгу: играть самому и довести игру до совершенства «

Андреев настойчиво оттачивает свое исполнительское мастерство, в то же время мечтает о такой балалайке, которая могла бы прозвучать в любом салоне столицы.

Но никто из мастеров не соглашается делать этот инструмент Один из лучших скрипичных мастеров Иванов, согласился сделать балалайку при условии, что этого никто не узнает.

Андреев начинает педагогическую деятельность. Принимается за организацию нового музыкального ансамбля.

В 1896 году в Вятской губернии был случайно найден небольшой струнный инструмент с округлой формой корпуса, который вскоре попал в руки Андрееву. Путем сличения найденного инструмента с изображениями на старинных лубочных картинах и гравюрах, а также по описанию, Андреев предположил в нем давно разыскиваемую домру. Именно по его указаниям было создано семейство домр разных размеров - пикколо, малая, альт, бас и контрабас. Так реабилитированная домра была включена в состав балалаечного ансамбля. А затем - в знаменитый Великорусский оркестр народных инструментов В. Андреева. Причем в качестве основного оркестрового инструмента. Группе домр была доверена мелодическая функция.

Великорусский оркестр народных инструментов завоевывал признание на академических сценах не только России, но и мира (с блеском гастролировал во Франции, Англии, Америке). Великие музыканты А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский очень тепло отзывались о выступлениях этого коллектива.

С деятельностью Андреева прочно связана творческая жизнь Семена Ивановича Налимова. Сегодня мало кому знакомо это имя. А между тем, в истории русской музыкальной культуры оно занимает видное место. «Русский балалаечный Страдивариус « называли его советские музыковеды. Благодаря сотрудничеству двух талантливых людей были усовершенствованы русские щипковые музыкальные инструменты. Была реконструирована домра в 4х струнную с квинтовым строем, благодаря чему мы имеем в художественном арсенале богатейшую скрипичную литературу и возможность исполнять произведения мирового уровня. Эта домра прижилась на Украине, в Беларуси.

Т.И. Вольская - одна из самых блистательных исполнителей на домре. Необычный музыкальный талант Вольской объединенный с большой эмоциональной глубиной, исключительной музыкальностью, безупречным вкусом и виртуозным владением инструмента, сделал ее непревзойденным исполнителем в своем жанре.

Т.И. Вольская окончила Киевскую консерваторию (класс М.М. Гелиса), ассистентуру стажировку Уральской консерватории (класс Е.Г. Блинова). В 1972 году стала лауреатом I Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах, разделив I премию с А. Цыганковым.

Исполнение Тамары Вольской всегда отличалось глубиной и масштабностью мысли, техническим совершенством. И в масштабных произведениях, и в скромной по объему миниатюре она находит тончайшие краски, умело расцвечивая музыкальную ткань безошибочным проникновением в стиль эпохи и в особенности жанра.

Но вернемся к домре. До 1945 года она использовалась, в основном, в качестве оркестрового инструмента. Однако отсутствовал оригинальный репертуар. Появлялись отдельные сочинения, но существенного следа в дальнейшем они не оставили. Поэтому принято считать, что история сольного исполнительства на домре началась в 1945 году, когда Н. Будашкин написал первый домровый концерт - концерт для домры с оркестром русских народных инструментов g-moll. Именно Будашкин впервые на высоком профессиональном уровне сумел подчеркнуть богатые технические и выразительные возможности инструмента, блестящую виртуозность и в то же время лиричность, задушевность тембра в неповторимом звучании домрового тремоло.

С этого момента домра начинает свою «сольную карьеру», новый этап в развитии, и весьма успешно двигается вперед. Вслед за будашкинским появляются и другие концерты - Ю. Зарицкого, Б. Кравченко, Ю. Шишакова, Н. Пейко, В. Пожидаева, Г. Шендерева, Л. Балая, И. Тамарина и т.д., все более сложные по техническим и музыкальным задачам.

А сколько блестящих исполнителей уже насчитывает история домры: А. Александров, В. Никулин, В. Яковлев, М. Шейнкман, Р. Белов, А. Цыганков, Т. Вольская, В. Круглов, Н. Марецкий, В. Ивко, В. Михеев, И. Ерохина, И. Акулинина, С. Лукин, М. Горобцов и многие другие

Александр Цыганков музыкант-виртуоз. Композиторская деятельность неразрывно связана с исполнительской. Досконально знает возможности домры и использует в своих сочинениях пассажную технику, аккорды, двойные ноты, трехголосную полифоническую фактуру, пиццикато левой рукой, одинарные и двойные флажолеты, а так же различные сочетания этих приемов. Авторские сборники, изданные в крупнейших издательствах России стали `Школой высшего исполнительского мастерства на котором воспитано не одно поколение исполнителей на домре”.

Эффектные концертные пьесы Александра Цыганкова звучат на конкурсах молодых исполнителей, в программах как солистов, ансамблей и оркестров на всей территории России и за рубежом.

Ф Шушеньков лауреат международных и всероссийских конкурсов. В 1997 году с первого тура Международного конкурса исполнителей на народных инструментах "Кубок Севера" сделал очень серьезную заявку на лауреатство. Молодость этого исполнителя компенсируется большим опытом побед в различных конкурсах. Хочется отметить высокий уровень исполнительского мастерства, культуру отношения к звуку и интересный репертуар

По моему мнению, домра уже давно выходит за рамки критериев и определений, да и просто термина «народный». Эти рамки становятся слишком узкими. Она готова встать в ряд, занимаемый солирующими академическими инструментами. Буквально за несколько десятилетий домрой пройден огромный путь от музыкального примитива до высочайших явлений камерной инструментальной культуры, на который многим «классическим» инструментам потребовался ряд столетий.

И к ней в полной мере можно отнести слова профессора Ф. Липса, выдающегося музыканта современности: «Когда-то практически все музыкальные инструменты были народными. С появлением крупных композиторов и выдающихся исполнителей, музыкально-исполнительское искусство заняло свое достойное место в ряду высочайших культурных ценностей человеческой цивилизации. Аналогичный процесс происходит в наши дни с русскими народными инструментами, которые из народных переходят в ранг академических. Наша задача - всячески способствовать этому процессу, бережно сохраняя традиции и любовь народа к своей музыкальной культуре».

Замечательно, что сейчас домра может выступать в разных «амплуа». Надо ли играть классику? Да, но только те переложения, которые способны донести композиторскую мысль до слушателя наиболее полно. Надо ли играть обработки? Надо, но только высокохудожественные. И, безусловно, нужно как можно больше играть современной музыки разных стилей.

Будущее домры - в XXI веке, вместе с новой музыкой, новыми идеями в искусстве. И кто знает, возможно, скоро она завоюет мировое признание. Ведь на ней уже играют в Америке (там есть Ассоциация любителей игры на русских народных инструментах), в Японии (Токийский оркестр русских народных инструментов, отдельные музыканты-любители).

Сегодня домра звучит и как сольный инструмент, и в ансамблях, в оркестрах, а также со сцен театральных залов. Звучание домры открывает для всех нас чудесный мир музыки.

Откуда же народная зародилась музыка?

То ли в чистом поле или в лесу мглистом

В радости ли, в боли? Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась? Как же ты явилась?

Как ты зазвучала? Пролетали утки - уронили дудки

Пролетали гуси - уронили гусли

Их порою вешней Нашли, не удивились

С танцами и песней здесь, у нас родились!

Домра – старинный русский музыкальный инструмент, пик популярности которого пришёлся на XVI век. Этот маленький по величине, с ярким звуком и богатыми художественными и техническими возможностями инструмент, особенно был по душе скоморохам, благодаря которым, домра и попала в гущу народной жизни.

В старину на Руси было отлично налажено цеховое производство домр. Продавались они на всех базарах и ярмарках. В Москве, например, существовал целый «домерный ряд», где закупали инструменты для царского двора. Имелась в столице и «Потешная палата», где музыкальные развлечения московских государей обслуживались специальным штатом людей – скоморохов, певцов, танцоров, исполнителей на различных инструментах. Сюда набирали талантливых музыкантов, композиторов из среды скоморохов и мастеров, изготовляющих инструменты. Здесь-то и появились новые виды домры – домришка, домра, домра басистая.

Стоит отметить, что Иван Грозный очень любил игру «домрачеев» и «гусельников». По свидетельству ряда источников, он с упоением слушал выступления этих людей и даже плясал под их музыку. Однако XVII век преподнёс домрачеям и скоморохам неприятный сюрприз: к власти в Русском государстве пришли ставленники Ватикана – Романовы, для которых русские традиции во многом были чужды. И если Михаил Фёдорович, первый из Романовых, был занят разбором последствий Смутного времени и до музыкальных дел у него просто не дошли руки, то уже у Алексея Михайловича, и ситуация, и руки сделали своё чёрное дело в истории домры.

Под давлением церковных иерархов царь начал пресекать игру на народных инструментах: сперва стали штрафовать играющих, потом «бить батоги». Но всё это только сузило масштаб народных празднеств, а не искоренило их. Только когда в окружении царя появился патриарх Никон, за домрачеев взялись серьёзно. В 1647-49 гг. Алексей Михайлович издал серию специальных актов, направленных на искоренение «язычества» и поднятие авторитета чуждой русскому народу РПЦ. В 1648 г он издал указ «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий», в котором предписывалось: если где появятся домры и другие «бесовские» инструменты, их изымать и жечь, а их обладателей арестовывать, бить, ссылать. Ослушавшихся воевод ожидала «великая опала». Примером столь суровой борьбы со скоморошеством служит всем известный прецедент, когда по велению патриарха Никона пять доверху гружёных телег с музыкальными инструментами были вывезены за Москву-реку и там публично сожжены.

Старательное исполнение царского указа, отравленного во все концы Земли Русской, привело к тому, что голос домры умолк на два столетия. Возродил же домру Василий Васильевич Андреев, по образцу струнного музыкального инструмента с овальным корпусом, найденного в 1896 году в Вятской губернии. В.В. Андреев писал: «Строй для домры я взял один из употребленных в народе – так называемый "разлад", то есть всего три струны взаимном соотношении в кварту». Позднее, благодаря ближайшему сподвижнику В. Андреева, пианисту и композитору Николаю Петровичу Фомину, было создано семейство домр, которые вошли в состав русского оркестра – пикколо, малая, альтовая, басовая, контрабасовая.

Для расширения диапазона домры предпринимались попытки её конструктивного совершенствования. В 1908 году по предложению дирижёра Г. Любимова мастером С. Буровым была создана четырёхструнная домра, с квинтовым строем. «Домра Прима» получила скрипичный диапазон, но, к сожалению, уступала «трёхструнке» в темброво-колористическом плане. Впоследствии также появились её ансамблевые разновидности и оркестр четырёхструнных домр.

Конструктивно домра, как и многие другие струнные инструменты, состоит из двух основных частей: полусферического корпуса и грифа. Основными частями корпуса являются кузов и дека. Кузов формируется путём склеивания семи (реже – девяти) полос дерева – клёпок. Дека закрывает кузов сверху и окантовывается по краям обечайкой. На корпусе находятся кнопки для закрепления струн и нижний порожек, предохраняющий деку от давления натянутых струн. По центру деки, ближе к грифу, находятся семь круглых резонаторных отверстий (одно большое и шесть маленьких вокруг). Как правило, их называют «резонаторным отверстием» (для удобства речи), «голосником» или «розеткой». Над декой, около накладки грифа имеется навесной панцирь, защищающий деку от повреждений при игре. Для удобства игры и защиты деки в месте соприкосновения предплечья правой руки с корпусом может быть прикреплён подлокотник.

Между резонаторным отверстием и нижним порожком расположена подставка. Она поддерживает струны и передаёт их колебания корпусу. Гриф вставлен в корпус и закреплён в нём. Сверху на гриф наклеена накладка, в месте соединения головки с шейкой грифа прикреплён верхний порожек. На накладку нанесены тонкие поперечные пропилы, в которые вставляются металлические порожки. Промежутки между металлическими порожками называются ладами. Порядковый счёт их начинается от верхнего порожка. На домре малой 19-26 ладов, на остальных трёхструнных – около 19. На домре приме 24-30 ладов, на остальных четырёхструнных – около 19. На головке грифа имеются колковые валики для закрепления струн. Их натяжение регулируется вращением колков.

От расположения подставки и верхнего порожка зависит высота струн над грифом. Струны, слишком высоко приподнятые над грифом, затрудняют игру на инструменте, их трудно прижимать на ладах. На подставке и на верхнем порожке делаются углубления (прорези) для струн. Подставка устанавливается на деке в точно установленном месте. Струны домры традиционно более упругие для пальцев, чем, скажем, струны балалайки. Для игры используются стальные струны, а также синтетические. Звук извлекается при помощи медиатора.

Когда появилась домра? Откуда взялось слово «домра»?

Почему домра считается русским народным инструментом?

История создания инструмента «домра» (доступное для детей).

Описание музыкального инструмента «домра».

Домра - древнерусский старинный музыкальный инструмент. Этимологические разыскания в родственных славянских языках показывают, что термин "домра" не славянского происхождения, т.к. подобные корни в них отсутствуют.

Домра - древнерусский старинный музыкальный инструмент. Этимологические разыскания в родственных славянских языках показывают, что термин "домра" не славянского происхождения, т.к. подобные корни в них отсутствуют. Вероятно, слово "домра" тюркского происхождения (танбур, домбур, дунбара, думбра, домбра, домб, домра).

Учёные предполагают, что древним предком нашей русской домры явился египетский инструмент, получивший у греческих историков наименование «пандура», и бывший в употреблении уже за несколько тысячелетий до нашего времени. Инструмент этот под названием «танбур», возможно, проник к нам через Персию, торговавшую с Закавказьем.

У разных народов до сих пор бытуют инструменты близкие домре: у грузин – чунгури и пандури, у южных славян – танбура, у украинцев – бандура, у туркменов – дуатар, у монголов – домбур, у киргизов и татар – думра, у остяков – домбра, у калмыков – домр. В Европу подобные инструменты проникли в раннем средневековье и получили наименование лютневых. Именно лютня стала впоследствии родоначальницей таких многострунных инструментов, как виола, мандолина, гитара.

Первые сведения о бытовании у древних русов музыкального инструмента танбуровидного типа принадлежат перу арабских путешественников IX -X столетий. Не располагая однако, прямыми указании на то, что речь идёт о домре, можно выдвинуть гипотезу о наличии такого инструмента у восточных славян.

Первым русским историческим письменным свидетельством о домре можно считать запись в старинной новгородской книге конца XV - начала XVI веков о Калинке - "домрачее". В переписных документах этого периода профессии "домрачей" и "доморник" встречаются неоднократно.

Непосредственное название инструмента обнаруживается только в памятниках XVII столетия. В 1627 году русский живописец Симон Ушаков составил описание древней стенной росписи Грановитой палаты московского Кремля (сооружение которой относится к 1487-1491 гг.). В описании Ушаков дважды упоминает название инструмента: "человек играет в домру" и "сидят подле стола на скамье люди и играют в гусли и в скрипки и в свирели и в волынки и в домры".

Неоднократны упоминания о домре в административной документации XVII века: в указах, грамотах, памятях, посланиях. В них домра фигурирует как атрибут скоморошьего ремесла, обычно в совокупности с другими инструментами: гуслями, волынками, сурнами, бубнами и т.д.

К тому же времени относятся поговорки "рядъ скомрахъ о своихъ домрахъ". "любить - игра, купить - домра", " у Ерёмы гусли, у Фомы домра". Они дают повод предполагать, что ударение в названии инструмента падало на последнюю "а".

Итак, в разных литературных источниках русского происхождения фигурирует слово "домра". Помимо того мы располагаем вариантами названий "домришка", "домра большая басистая". Вероятно употреблялись и другие: альтовые, теноровые домры.

Основываясь на материалах можно прийти к выводу о популярности домры не только в народной среде, но и в дворцовом быте XVII в. В царствование Михаила Фёдоровича при дворцовой потешной палате рядом с гусельниками и бахарями состояли домрачеи. Неоднократно упоминаются такие имена, как Богдан Путята, Андреюшка Фёдоров, Васька Степанов и др.

Главными исполнителями на домрах были скоморохи и были они не только музыкантами, но и актёрами, плясунами, акробатами и балагурами. (Само слово "скоморох" происходит от арабского "maskhora" - смех, насмешка.) В Древней Руси центром поселения скоморохов стал Великий Новгород. Представители этой профессии пользовались в "вольном" городе большой честью.

Скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок. Своим весельем и "гудьбой" они не только развлекали народ, но и заставляли подражать себе. Потому, при царствовании Алексея Михайловича прозванного "тишайшим" по инициативе патриарха начались гонения на певцов и скоморохов.

Аскетичные византийцы считали, что русские очень любившие пение и музыку, стали злоупотреблять этим искусством, распевая разного рода "скандалезные песни". Музыка и её орудия признавались "треклятыми изобретениями дьявола", музыкант считался прямым слугою сатаны и назывался "шпынь".

Начиная с 1648 года последовал ряд царских указов, запрещавших инструментальную музыку. В Москве было приказано собрать все инструменты и когда их собрали, то нагрузив ими 5 возов свезли за Москву-реку и там сожгли. С тех пор первенствующее значение при дворе приобретают певцы духовных стихов.

Несмотря на довольно частые упоминания о домре до нас не дошло изображения этого инструмента. Потому долгое время не знали к какому роду инструментов её отнести. Лишь в конце прошлого века в Вятской губернии был найден небольшой струнный инструмент с округлой формой корпуса. Инструмент вскоре попал в руки Василия Васильевича Андреева как раз в ту пору занимавшегося поисками и восстановлением сохранившихся в народе образцов старинных русских инструментам.

Андреев, путем сличения найденного инструмента с изображениями на старинных лубочных картинках и гравюрах, а также по описанию, предположил в нем давно разыскиваемую домру. Именно по этому вятскому образцу в 1896 году и была воссоздана полузабытая русская домра, получившая квартовый строй и полный хроматический звукоряд. В 1896-1900 гг. на основе этой домры В.В. Андреев в содружестве с Ф.С. Пасербским и С.И. Налимовым создал целое семейство домр от пикколо до контрабаса.

В 1908 году Г. П. Любимов совместно с мастером С. Ф. Буровым на основе реконструированной Андреевым домры создал четырехструнную домру с квинтовым строем. В 1914 г. из таких домр был организован квартет, а в 1919 г. - оркестр. Появление этого инструмента вызвано возросшей необходимостью в увеличении звукового диапазона домры. Общность строя конструкции с мандолиной и скрипкой делает доступным для нее громадный репертуар, написанный для этих инструментов.

Звук четырехструнной домры сравнительно более слабый, что вызвано конструктивными особенностями многострунных инструментов, потому в настоящее время в балалаечно-домровых оркестрах употребляются преимущественно трехструнные домры, хотя нередки и четырехструнные. Наибольшей популярностью четырёхструнные домры пользуются на территории Украины.

Благодаря своим исполнительским возможностям домры в оркестре составляют основную мелодическую группу. Кроме того домра находит своё применение как сольный инструмент. Для неё пишут концертные пьесы и произведения. К сожалению, в качестве народного инструмента в России и Украине домра не пользуется особой популярностью, в деревнях она почти не встречается.