Святой мартин в чем помогает. Святитель мартин исповедник, папа римский. В изложении святителя Димитрия Ростовского

6074 25.10.2011

Однажды он встретил полуобнаженного нищего, почти совсем закоченевшего от стужи. Мартин, не раздумывая долго, скинул с себя плащ и, разделив его на две половины, одну отдал страдающему от холода бедняку, а сам закутался в остальную половину



Святой Мартин происходил из Паннонии, из города Сабарии ; родители его были язычники. Отец его прежде служил в качестве простого солдата, но своей усердной службой поднялся до звания военного трибуна и занял высокое положение. Детские годы Мартина протекли в Тицине , куда, в то время как он был еще ребенком, отец его по обстоятельствам службы должен был переселиться. Еще в самом раннем возрасте святой своею кротостью, милосердием и чистотою душевной благоугодил Богу, являя в себе признаки призвания свыше. В то время христианская вера повсюду быстро и открыто распространялась в пределах Римской империи, и Мартин, познакомившись с верующими, услыхал от них истины веры Христовой и стал всей душой стремиться к ней, постигая истину своим чистым, неиспорченным сердцем. Воспламененный любовью к добродетелям и святой жизни христиан, отрок на десятом году жизни против желания своих родителей сделался оглашенным. Он не обучался наукам, довольствуясь лишь одним учением Христовым. Будучи двенадцати лет, он возымел благочестивое желание сделаться отшельником, подражая уединенной подвижнической жизни святого Антония. Но Бог судил иначе, дабы тем очевиднее явлено было его благочестие еще до просвещения в купели крещения. Отец Мартина был крайне недоволен дружественными отношениями своего сына с христианами и его благочестивыми наклонностями, тем более что, охваченный честолюбивыми стремлениями, он желал сделать из этого сильного и деятельного мальчика видного воина, который бы прославил его имя на полях битвы. И вот, когда Мартин достиг пятнадцатилетнего возраста, согласно с императорским указом, по которому сыновья ветеранов должны были поступать в войско, отец схватил его, заключил в цепи и силою принудил принять военную присягу. Как сын трибуна и как видный и крепкий юноша, Мартин сделался конным офицером и приобрел большую доверенность со стороны начальников.

Новое видное положение Мартина не изменило его смиренного и благочестивого образа жизни. Его средства давали ему возможность иметь при себе двух и более служителей из солдат; но он довольствовался только одним, к которому относился не как к рабу, а как к другу и брату, и более сам служил ему, нежели принимал от него услуги. Сослуживцам своим он оказывал великую любовь и возбуждал в них к себе не только искреннее расположение, но и почтительное удивление своею строго-благонравною жизнью среди постоянных примеров соблазна. Даже будучи солдатом, Мартин всецело отдавался делам милосердия христианского. Оставляя у себя из своего жалования лишь столько, сколько требовалось для пропитания и во всем себе отказывая, он на остальные средства помогал несчастным, одевал нагих, кормил бедных и творил другие дела милости.

Свою службу Мартин нес в Галлии . Вместе с войском ему пришлось стоять на зимних квартирах в Амьене . Зима была чрезвычайно сурова, и Мартин, всегда отличавшийся милосердием, тем более щедро уделял в это время из своего имения для прокормления и содержания бедных. Однажды, проходя через ворота города, он встретил полуобнаженного нищего, почти совсем закоченевшего от жестокой стужи. Мимо проходившие не обращали на него никакого внимания и оставляли без всякой помощи, вероятно потому, что и сами нуждались и не имели ничего лишнего. У Мартина также ничего не было; он не мог дать нищему никакой милостыни, ибо пред тем роздал все свои деньги. Но сердце его сжималось скорбью и состраданием при виде сего несчастного бедняка. Тогда Мартин, не раздумывая долго и желая лишь оказать несчастному скорейшую помощь, быстро снял с себя воинский пояс, скинул с себя плащ и, разделив его на две половины, одну отдал страдающему от холода бедняку, а сам закутался в остальную половину. Сей поступок видели некоторые из прохожих и стали смеяться над ним при виде его странного одеяния. Но сердце милосердного воина исполнилось радости; он не пришел в смущение от насмешек, памятуя слова Божественного Спасителя: «наг бе, и одеясте мя… понеже сотвористе единому сих братий моих меньших, мне сотвористе» . И Господь укрепил сию веру Мартина и утешил его за его великое милосердие небесным видением. Ночью во время сна Мартин увидел Господа Иисуса Христа, Который явившись ему одетым частью плаща того, велел ему взглянуть, не та ли самая эта половина, которую он отдал нищему у ворот. Мартин стоял в благоговейном безмолвии; Христос же обратился от него к сонму предстоящих ангелов и громко сказал:
— Сим плащом одел Меня Мартин, хотя он еще только оглашенный.

Обрадованный столь дивным, утешительным видением, юноша проснулся. Это было спустя три года после поступления его на военную службу. После сего Мартин не колебался далее и немедленно принял святое крещение, имея восемнадцать лет отроду. После крещения он стал еще ревностнее стремиться оставить военную службу, которая была совершенно чужда его благочестивым наклонностям и не согласовалась с его заветным желанием уединенной, подвижнической жизни. Однако ему пришлось отказаться от немедленного исполнения своего желания. Его трибуну, бывшему христианином, крайне не хотелось расставаться с ним. Когда Мартин сообщил ему о своем намерении оставить воинскую службу и стать иноком, трибун обещал, что если он подождет до окончания своей службы, то и он также вместе с ним выйдет из службы и оставит мир. Мартин принужден был уступить желанию трибуна и еще в течение двух лет оставался в войске, принимая участие в трудных походах царя Констанция против диких Алеманнов .

Во время этих походов, предпринятых для отражения непрестанных набегов многочисленных варваров на пограничные области Римской империи, начальство над частью войск, где служил и Мартин, было поручено царем двоюродному брату его Юлиану, назначенному кесарем . Отряд войск был недостаточно велик, и Юлиан, в поощрение своим войскам, решил раздать им подарки из добычи, захваченной у Алеманнов. Чтобы сильнее воодушевить воинов ввиду предстоящей битвы, Юлиан повелел выкликать каждого воина по имени и сам лично раздавал им подарки. Когда назван был Мартин, он выступил вперед и смело сказал своему военачальнику:
— Кесарь! Доселе я служил у тебя в коннице, но теперь позволь мне вступить на служение Богу. Пусть же твоим подарком воспользуется другой, кто будет продолжать твою службу! А я – воин Христов и посему не должен более сражаться за тебя.
— Ты – трус, Мартин, — с упреком отвечал разгневанный Юлиан. – Завтра состоится битва. И вот, страх битвы, а не страх Божий заставляет тебя уклоняться от службы.

Но Мартин смело продолжал:
— Если ты принимаешь мое отречение за трусость, а не за верность, то поставь меня завтра одного без всякого оружия в самом опасном месте битвы. Тогда ты увидишь, что без всякого оружия, с одним только именем Христа и знамением Его святого Креста, я безбоязненно буду наступать на ряды неприятеля.
— Пусть будет так, — сказал Юлиан и приказал отдать Мартина до следующего дня под стражу.

На другой день Алеманны, при виде прекрасно устроенного войска Юлиана, отправили к нему для мирных переговоров послов с предложением полной покорности. Мир был заключен. После сего Мартин был освобожден от своей военной присяги и поспешил немедленно оставить войско. Он отправился к знаменитому святостью жизни и христианской православной образованностью Иларию, епископу города Пуатье , чтобы отдать себя под духовное руководство сего святого мужа. Иларий принял юношу с сердечной любовью и, после непродолжительного испытания его характера, хотел посвятить его во диакона; но Мартин, по глубокому смирению своему, отказался от этого сана, и его можно было уговорить только принять более скромную, хотя и более тяжелую, должность заклинателя ).

Пробыв недолго в своей новой должности, Мартин стал беспокоиться при мысли, что родители его еще язычники, и, вследствие видения во сне, он, немного времени спустя, отправился на родину для обращения их ко Христу. Ему приходилось переправляться через Альпы ), часто заблуждаться в бездорожных горных пустынях и подвергаться опасностям от разбойников. Однажды он попал им в руки. Один из разбойников поднял свой меч, чтобы отсечь Мартину голову, но его товарищ, сжалившись над юношей, остановил нападавшего. Мартин был связан и отдан под стражу разбойника, спасшего ему жизнь:
— Кто ты такой? – спросил разбойник.
— Я – христианин, — кротко отвечал юноша.

После сего между ними началась продолжительная беседа, во время коей Мартин произвел такое впечатление на разбойника, что тот устыдился своей злодейской, позорной жизни. Он тотчас же освободил Мартина и со слезами стал просить его молитвы за себя. После сего бывший разбойник стал вести благочестивую жизнь и впоследствии подвизался в иноческом образе в Галльском монастыре святого Мартина.

Вступив, наконец, в пределы Италии и продолжая далее путь свой, среди многих испытаний и трудностей, Мартин встретил крайне отвратительного и страшного по виду человека, который набросился на него со множеством любопытствующих вопросов, причем особенно старался добиться ответа на вопрос, куда он идет.
— Я намереваюсь идти, отвечал Мартин, — куда призывает меня Господь.
— Хорошо, — с гневом сказал его совопросник, — но помни, что куда бы ты ни пошел и что бы ни предпринимал, я всегда буду твоим противником.

Эта встреча и беседа произвела на Мартина глубокое впечатление; однако он не устрашился, но лишь кротко и с твердым упованием на всеблагой Промысел Божий заметил:
— Господь со мною; я не боюсь того, что может человек сделать мне.

При сих словах собеседник мгновенно исчез. Тогда Мартину ясно стало, что то был исконный враг человеческий – диавол, принявший на себя образ человеческий.

Достигнув родного дома, Мартин застал родителей живыми. Отец его отнесся к нему весьма недружелюбно и остался непреклонным к его проповеди. Но мать его склонилась на его убеждения и была просвещена светом Евангелия, равно как и многие другие жители его родного города. Но успех Евангельской проповеди святого в Сабарии был непродолжителен. В то время, вследствие покровительства нечестивого царя Констанция арианам, ересь их распространилась по всей Паннонии. Мартин вооружился против сего злочестивого учения и за то подвергся преследованиям и, после телесных истязаний, изгнан был из города. Он отправился в Италию и, остановившись в Медиолане , построил там себе отшельническую келью, но и отсюда, после всевозможных гонений и оскорблений, был изгнан арианским епископом Авксентием. Тогда святой решил сделаться отшельником на уединенном скалистом острове Галлинарии, откуда потом переселился на Капрарию , которая была совершенно безлюдной, так как была вся переполнена ядовитыми змеями. Там он жил в подвигах богомыслия и молитвы с одним лишь сотоварищем, питаясь одними пустынными растениями. Промысл Божий чудесным образом охранял святого подвижника, и он не терпел от змей никакого вреда.

Услыхав, что его учитель Иларий, изгнанный было арианами из Пуатье, получил позволение возвратиться, Мартин отправился к нему в Пуатье, и они после пятилетней разлуки с радостью обняли друг друга. Иларий снова убеждал его принять пресвитерский или, по меньшей мере, диаконский сан, но Мартин упорно отказывался, желая до конца дней своих оставаться простым иноком. Иларий дозволил ему основать иноческую обитель и отвел для сего место недалеко от Пуатье, в деревне Локоциаг, или Лигуже ). Около благочестивого юноши быстро собрались друзья и ученики, чтобы научиться от него совершенной иноческой жизни. Мартин всех с любовию принимал и служил для всех лучшим образцом подвижнической богоугодной жизни. Не получив почти никакого образования, он тем не менее, силой благодати Христовой в нем обитавшей, умудряемый богомыслием и подвигами добродетельной иноческой жизни, вразумлял и наставлял на путь истинной христианской жизни и людей многознающих и глубоко просвещенных лиц, из которых некоторые под его влиянием отреклись от суетного мира, посвятив себя всецело служению Богу и пустынным подвигам. Обитель святого Мартина в короткое время процвела и прославилась, явившись первым монастырем в Галлии и сделавшись знаменитым рассадником в сей стране иночества.

В то время один из оглашенных, поступивший в монастырь святого Мартина для получения душеполезных наставлений в святой вере и благочестивой жизни, но еще не успевший принять крещение, внезапно заболел лихорадкой и умер. Преподобного в это время в обители не было. Возвратившись, он нашел одно бездыханное тело оглашенного среди плачущих братий. Преподобный выслал всех из кельи и, простершись в молитве, через два часа по благодати Христовой воззвал умершего к жизни. Возвращенный к жизни немедленно принял святое крещение и после того жил богоугодно еще долгое время. Впоследствии он рассказывал, что когда душа его разлучалась от тела, то он был поставлен пред некоторым грозным Судьей, который произнес над ним обвинительный приговор; но два ангела сказали Судье, что он – тот, за которого молится Мартин, после чего Судья повелел возвратить его к Мартину.
С того времени о Мартине разнеслась слава, как о святом и дивном апостольском муже, облаченном силою свыше.

Привлекая к себе многочисленных учеников из лиц различного звания и состояния и влияя на них примером своей добродетельной и строго подвижнической жизни, святой Мартин имел на них большое влияние и своим учением. Он сам ясно видел истину Христову и твердо был убежден в ней, и с тою же ясность, живостью, простотою и убедительностью умел сообщать и разъяснять ее верующим и неверующим. Он любил поучать притчами, которые производили сильное впечатление на слушателей.

Видя великие подвиги святого Мартина и не терпя его святой богоугодной жизни, исконный враг рода человеческого – дьявол – воздвиг на него злокозненную брань, являясь ему и всячески искушая его. Но хотя святой постоянно видел вокруг себя демонов и самого князя бесовского, однако никогда не обнаруживал ни малейшего страха перед ним. Он даже открыто вызывал дьявола на борьбу.
— Если ты имеешь какую-либо долю во мне, — говорил он, — то покажи это на деле.

Тогда сатана пытался обмануть и прельстить святого принятием вида ангела светлого, ибо, как говорит Апостол, иногда и «сам сатана преобразуется в ангела светла» . И вот, в один день он предстал Мартину во время молитвы, предшествуемый и окруженный пурпуровым светом, облаченный в царскую одежду, украшенный короной из жемчуга и золота, в сандалиях, покрытых золотом, с веселым и радостным лицом. При виде сего необыкновенного, дивного явления, Мартин пришел сначала в сильное смущение, и оба они долго хранили молчание. Наконец дьявол сказал:
— Узнаешь ли, Мартин, кого ты ныне видишь? Я – Христос. Прежде, нежели снова явиться для своего второго пришествия, я восхотел открыться тебе.

Святой помедлил и не дал никакого ответа.
— Почему же сомневаешься веровать в видение? – сказал лукавый. – Я – Христос.

Тогда Мартин, по внушению Духа Святого, познал, что это дьявол, и сказал:
— Господь мой Иисус Христос не обещал, что Он явится в пурпуре и блистательной короне. Я не хочу верить, что вижу возвращение Христа, пока Он ни придет в том же самом виде, в каком Он пострадал, и прежде всего – не покажет видимо тех ран, которые Он претерпел на кресте.

Тогда дьявол исчез, как дым, и наполнил келью таким страшным смрадом, что не осталось никакого сомнения, что то был дьявол.
Но вместе с сими обольстительными видениями, святому были и утешительные и благодатные явления ангелов и святых Божиих из загробного мира; так ему неоднократно являлись святые апостолы Петр и Павел и утешали его боговдохновенной беседой. Благодать Божия явно почивала на святом Мартине, являя свое сопребывание с ним видимо, воочию всех его учеников, особенно при умилительном совершении им Божественной службы и в то время, когда он благословлял народ. Так однажды они видели, что когда он поднимал свою правую руку для благословения, от нее исходил какой-то необыкновенный блеск. В другое время они видели, как вокруг его чела явилось сияние.

«Не может град укрытися верху горы стоя. Ниже вжигают светильника, и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине» . Так и о святом Мартине всем становилось ясным, что Бог предъизбрал его не для безмолвных лишь подвигов в уединении и тишине монастырской кельи, но для того, чтобы поставить его высоко на свещнице Церкви, дабы он своими благодатными дарованиями, добрыми делами и святой жизнью осиявал верующих, как пастырь многочисленного стада Христова. Великая и все более возраставшая слава его делала несомненным, что народ какой-нибудь церкви рано или поздно обратиться к нему с призывом в сан епископа. И вот, когда епископская кафедра в городе Туре сделалась свободной, народ пожелал иметь своим епископом святого Мартина. Но в то же время все знали глубокое смирение Мартина, которое раньше побуждало его настойчиво отказываться от принятия пресвитерского или даже дьяконского сана. Тогда решили прибегнуть к хитрости и силе. Один гражданин по имени Руриций пришел к святому в его монастырь и, припавши к его ногам, просил придти и помолиться за его больную жену. Святой пошел; но тут его окружил многочисленный народ и силою привел в город и храм и провозгласил его епископом.

Возведенный на святительскую кафедру, святой Мартин нисколько не переменился, по-прежнему был для всех образцом глубокого смирения, довольствовался просто одеждой и самой скудной пищей и большую часть времени посвящал иноческим подвигам, удаляясь от мира и стремясь к безмолвию. Недалеко от города он избрал себе дикое, уединенное место для своих иноческих подвигов; место это было закрыто скалами и с одной стороны рекой Луарой, и доступ к нему возможен был только по одной тропинке. Здесь святой Мартин построил деревянную келью. Возле него стали селиться также и другие подвижники благочестия, искавшие пустынной жизни. Одни строили себе такие же хижины, другие выдалбливали себе пещеры в горной скале. И таким образом собралось около святого Мартина до 80 братий и образовалась новая иноческая обитель. Она называлась монастырем Мартина, а также большим монастырем и впоследствии Мармутье . Иноки сей обители приняли устав Мартина и подвизались в подвигах поста и молитвы, под его опытным руководством, пользуясь его душеполезными и в то же время общедоступными, простыми наставлениями и примером его собственной высоко подвижнической жизни. Братия ничего не имели собственного; все у них было общее. Не позволялось ничего ни покупать, ни продавать, и из рукоделий представлялось лишь молодым инокам переписывание рукописей Божественных и душеполезных книг; старшие же исключительно упражнялись в молитве. Из келий редко когда выходили, кроме как для общего служения; вина никто не вкушал, кроме разве больных; пища их, которую они вкушали только раз в день, состояла лишь из хлеба, овощей и маслин; одежда их состояла из грубого верблюжьего волоса, хотя многие из иноков были знатного происхождения. Братия жили в безусловном послушании и по большей части в безмолвии. Из сей обители вышло немало епископов, много потрудившихся в деле распространения христианского просвещения среди язычников.

Сам святой Мартин ревностно трудился над обращением язычников и ниспроверг идолопоклонство в большей части Галлии. В сем апостольском служении он являлся мужественным, бестрепетным и самоотверженным проповедником истины Христовой. Для сего Мартин нередко оставлял свой излюбленный монастырь и ходил по окрестным странам, уничтожая языческие капища и вырубая священные деревья идолопоклонников, строил церкви и наставлял язычников вере Христовой. Евангельская проповедь святого Мартина имела такой большой успех, что сопровождалась нередко знамениями и чудесами, которые совершал святой силой Христовой воочию всех неверных. Первым местом обращения язычников был Амбуаз . Основав здесь своей проповедью церковь, он вверил ее управлению и попечению некоторых из учеников своих. Но язычество там было еще сильно, и христианам угрожала большая опасность со стороны неверных; ибо там еще оставался языческий храм с большим идолом, который был чтим народом. Ученики святого Мартина не решались разрушить сие убежище идолопоклонства, несмотря на повеление святого. Мартин сам снова пришел в Амбуаз, но убедился, что действительно храм тот разрушить трудно. Тогда он, избрав себе уединенное место, всю ночь провел в пламенной молитве к Богу. И Господь услышал сию молитву угодника Своего: поутру поднялся страшный ураган, который разрушил языческий храм до основания и сокрушил находившегося так идола.

Проходя со словом благовестия страною Эдуанскою , святой Мартни достиг города Августодона и остановился здесь, чтобы помолиться при гробе святого мученика Симфориана и помочь епископу Симплицию в истреблении язычества. Близ часовни, в которой почивали мощи святого Симфориана , возвышался языческий храм в честь Сарона , где жили наиболее уважаемые среди язычников жрецы – так называемые друиды Саронские .
Безбоязненно вошел святой Мартин в сей храм языческий и ниспроверг статую и жертвенник Сарона. Тогда на него напала толпа озлобленных этим вооруженных язычников. Один, долее смелый, занес было уже над ним меч, но невидимая сила повергла его у ног святителя, и, пораженный страхом, дерзкий язычник смиренно со слезами стал просить святого о прошении и помиловании. При виде сего чуда и все другие бывшие там язычники уверовали во Христа, и языческое капище обращено было в святилище истинного Бога.

Не менее поразительное чудо произошло по молитве святого в селении Лепрозе . Движимый апостольской ревностью, он также хотел и здесь разрушить весьма чтимый язычниками храм; но жители прогнали его. Тогда он удалился в ближайшее к селению безопасное место, где пробыл в посте и молитве трое суток, моля Бога об уничтожении языческого капища. В ответ на его горячую молитву ему явились два светлых ангела, как бы в вооружении, которые объявили, что они посланы Богом на помощь ему против язычников. Услыхав сие, Мартин поспешил немедленно возвратиться в селение и, силою благодати Христовой, чудесно обратил в прах жертвенники и идолов в виду народа, связанного невидимою Божественною силою. Увидев такое чудо и дивное разорение храма, жители того селения познали тщету идолов и обратились ко Христу.

Однажды святой Мартин с некоторыми из своих учеников по пути к городу Карноту проходил около одного многолюдного селения. Навстречу им вышла огромная толпа, вся состоявшая из язычников, ибо никто в той местности не знал Христа и не слышал истин веры Христовой. Так велика была слава сего святого мужа, что привлекла к нему множество даже языческого народа, который на далекое пространство покрыл поля. Мартин увидел, что надобно действовать и пользоваться сим случаем для обращения неверных ко Христу. И вот, по внушению Святого Духа, он громко начал свою пламенную проповедь, возвещая Божие слово язычникам и часто вздыхая из глубины души, что такое множество народа не знает Господа Спасителя.

В это время одна женщина, у которой недавно пред тем умер сын, принесла его бездушное тело и, положивши его у ног святителя, простирая к нему руки, говорила:
— Мы знаем, что ты – друг Божий. Возврати же мне моего сына, ибо он у меня один.

Толпа народа присоединилась к несчастной матери и совосклицала его просьбы.
Святой Мартин взял тело умершего в свои руки, преклонил колена вместе со всем народом и, сотворив молитву, встал и возвратил отрока матери уже живым. При виде сего, все бывшие там стали единодушно исповедовать Христа Бога и, повергаясь к ногам святого, усердно просили, чтобы он сделал их христианами. Святитель немедля, тут же на поле огласил их словом истины. Слух о сем чуде быстро прошел по всей стране . С таким же успехом святой Мартин распространял свет Евангелия и в других областях Галлии.

Однажды некий мирянин по имени Еванфий, пораженный жестоким недугом и уже близкий к смерти, пригласил к себе Мартина. Святой немедленно отправился к нему; но еще не прошел он половины пути, как больной, почувствовав силу идущего и внезапно получив исцеление, сам вышел навстречу святому Мартину и сопровождавшим его ученикам. На другой день Мартин собрался в обратный путь, но остался, вследствие усиленной мольбы исцеленного. Между тем, змей смертельно ужалил одного отрока из семейства Еванфия. Последний принес умирающего отрока на своих плечах к ногам святого мужа, веруя в его великую чудотворную силу и убежденный в том, что для него нет ничего невозможного. Змеиный яд разлился уже по всем членам отрока, жилы его поднялись, внутренности вздулись, как мех. Мартин, простерши руку, провел ею по всем членам отрока, и надавил палец около самой раны, причиненной смертельным жалом змея. И тогда все бывшие с изумлением увидели, что яд со всего тела стал стекать к пальцу Мартина и выходить вместе с кровью из отверстия раны. После сего отрок встал совершенно здоровым, и все свидетели чуда прославили Бога, дивного во святых Своих.

Не менее поразительное чудо совершил святой Мартин в городе Карноте над немою девицей. К Мартину была приведена двенадцатилетняя девица, немая от рождения. Отец ее умолял, чтобы святой развязал своей молитвой язык ее. Святой предоставил это бывшим с ним епископам Валентину и Виктрицию, утверждая, что сие – не по его силам, и что для них, как более совершенных в добродетелях, все возможно. Но те, соединив свои просьбы с мольбами несчастного отца, убеждали Мартина сотворить ожидаемое от него. Тогда Мартин приказал предстоящему народу удалиться и, в присутствии только епископов и отца отроковицы, простерся ниц с усердной молитвой, потом благословил немного елея и влил его в уста отроковицы, держа и язык ее своими перстами. И дивное чудо оправдало веру святого. Когда святитель спросил у девицы имя ее отца, она тотчас же внятно отвечала ему, — и отец, обнимая колена святителя, с радостью и слезами восклицал и засвидетельствовал перед всеми собравшимися, что это было первое слово его дочери.
Однажды Мартин, входя в Париж, сопровождаемый множеством народа, встретил в самом жалком виде прокаженного, которым все гнушались. Но святой, милосердствуя над ним, облобызал его и благословил, — и вот страдавший вдруг очистился от проказы и на другой день пришел в церковь, воздав благодарение за свое исцеление.

Павлин , благочестивый государственный сановник, впоследствии прославившийся святой своей жизнью, начал жестоко страдать глазной болезнью, и уже темный мрак покрыл его зрачок; но святой Мартин коснулся глаза его тряпицей, и боль тотчас же уничтожилась.

Подвиги милосердия и любви христианской к несчастным и убогим были неисчислимы в святом Мартине, за что он и стяжал себе наименование «Милостивого». Однажды в зимние месяцы, по дороге в церковь он встретил полунагого нищего, который стал просить у него себе одежды. Святой, призвав архидьякона, приказал ему одеть мерзнущего; потом, вошедши в секретарий , сидел там по обыкновению один; а так как дьякон не давал одежды нищему, то сей, ворвавшись к блаженному мужу, стал жаловаться на клирика и на холод. Тогда святой тайно скинул с себя из-под верхней одежды тунику , приказал бедному одеться в нее и уйти. Спустя немного вошел дьякон и возвестил святому епископу, что время – совершать торжественную службу, ибо народ ожидает в церкви. На сие святой отвечал, разумея себя:
— Сперва надобно одеть бедного: не могу я идти в церковь, если бедный не получит одежды.

Дьякон, ничего не понимая, потому что не примечал, что святой внутри наг, стал извиняться тем, что не находит бедного.
Но Мартин настойчиво повторил:
— Пусть одежду, которая приготовлена, принесут ко мне: бедный не будет неодет.
Принуждаемый необходимостью, клирик, рассердившись, схватил из соседних лавок за пять монет короткую, грубую одежду и положил ее с гневом у ног Мартина, говоря:
— Вот одежда, а бедного нет.

Святой же спокойно приказал ему постоять немного за дверями и, тайно одевшись в ту же одежду, вышел в храм для совершения литургии. И Господь немедленно вознаградил Мартина за сие тайное дело благотворения христианского. В тот день, когда он благословлял жертвенник, во время богослужения показался блистающий от головы его огненный шар, так что пламя, восходя вверх, производило длинный луч. Это преславное явление в этот день при великом множестве народа видели лишь немногие избранные, как-то: один благочестивый ученик святого Мартина по имени Галл, одна из дев, один из пресвитеров и трое из иноков.

Кротость, которой отличался Мартин, заставляла даже язычников любить его. У него едва ли были вообще какие-либо враги, но если и были таковые, то они ненавидели его за его добродетели, коими не обладали сами и которым не могли подражать. Между тем, Мартин никого не осуждал, никому не воздавал злом на зло. При всех оскорблениях он был столь терпелив, что безнаказанно иногда был оскорбляем от низших членов своего духовенства: он никогда не низлагал из за причиняемые ему скорби и, насколько это зависело от него, не лишал их своей любви. Никто не видел его никогда гневным, или расстроенным, или смеющимся. Он всегда был одним и тем же, нося на своем лице нечто вроде небесной радости. Никогда на его устах не было чего-либо иного, кроме благочестия, кроме имени Христа. Никогда в его сердце не было чего-либо иного, кроме благочестия, мира и сожаления. Часто он плакал о грехах даже тех из своих поносителей, которые при нем или в его отсутствие нападали на него со змеиными устами и ядовитыми языками.

Каковы были терпение и кротость святого Мартина в отношении к своим оскорбителям, ясно показывает следующий пример. Среди духовенства в монастыре был один молодой человек по имени Брикций, который происходил их самого низкого звания, но которого Мартин приютил, воспитал и впоследствии возвел в сан дьякона. Возбуждаемый злыми духами, Брикций стал страшно поносить своего незлобивого учителя в глаза и за глаза. Святой муж старался образумить его кроткими наставлениями; но это не действовало на безумца, и он продолжал изрыгать еще большие хулы и потом убежал. Встретив у дороги больного, спрашивавшего у него, где ему найти святого Мартина, Брикций назвал святителя старым обманщиком и другими позорными кличками. Когда вскоре после этого, по исцелении сего больного Мартина встретил Брикция, то лишь кротко спросил его:
— Почему ты меня назвал обманщиком?
— Я никогда не называл тебя так, — отвечал дьякон.
— Разве ухо мое не было у твоих уст, хотя ты и говорил за спиной у меня? – заметил святитель. – Ты также, когда я умру, сделаешься епископом, и тебе придется много пострадать.

После того с Брикцием сделались припадки бешенства, и однажды, когда Мартин сидел на скамье пред своей кельей, Брикций набросился на него с яростными ругательствами, причем на соседних скалах ему виднелись два демона, поощрявших его к безумству.
— Я святее тебя, — говорил дьякон, — я воспитался в монастыре, а ты некогда был солдатом.
Братия требовали, чтобы Брикций был подвергнут примерному наказанию и лишен священного сана; но Мартин спокойно перенес его ругательство. Когда вскоре после того Брикций, тронутый кротостью святого, опомнился и бросился к его ногам, мучимый угрызениями совести, Мартин только заметил:
— Брикций повредил только себе, а не мне. Господь Иисус Христос терпел около себя даже Иуду: не должен ли я после сего терпеть юношу этого около себя?

Предсказание Мартина исполнилось. Брикций впоследствии настолько переменился, что по смерти святого был сделан его преемником, после чего должен был вытерпеть много скорбей и поношений и потом в мире скончался .
Насколько было неотразимо и сильно влияние святого Мартина на самых надменных и жестокосердных людей, даже на сильных мира сего, показывают следующие примеры. Еще в начале святительства его, Тур был приведен в ужас посещением жестокого областеначальника Авициана, ярость которого не уступала ярости диких зверей. За его свитой следовали длинные ряды узников, казнью коих жестокий правитель хотел навести ужас на город. Человеколюбивый Мартин, не убоявшись ярости правителя, решился заступиться, как за его узников, так и за свой епископский город, и в полночь отправился к дверям дворца Авициана. В эту ночь беспокойный сон областеначальника был внезапно прерван, как ему показалось, сильным толчком, причем какой-то неизвестный голос сказал ему:
— Ты спишь здесь, между тем как раб Божий лежит за дверями у твоего порога.

Авициан приказал своим слугам посмотреть за дверями, но они, сделав небрежный осмотр, уверили его, что это – простое воображение, и он, успокоившись, снова заснул, но вскоре же вторично разбужен был громким голосом: «у дверей стоит Мартин». Тогда служители нашли, что это действительно так. Областеначальник велел привести к себе святителя и спросил его:
— Зачем ты поступил так?
— Я знаю твое намерение, — дерзновенно отвечал святой Мартин, — прежде чем ты высказал его. Иди и не допускай, чтобы гнев неба погубил тебя.

Устрашаемый вдохновенным, пророческим голосом святителя и обличаемый своей совестью, Авициан поспешил исполнить его повеление: он отпустил узников на волю и оставил город. Укоры святого Мартина и впоследствии оказывали доброе влияние на характер сего жестокого областеначальника. Однажды, когда Авициан снова посетил город Тур, святой вошел к нему в комнату и, молча, упорно смотрел на него.
— Зачем ты так упорно смотришь на меня, святой человек? – спросил Авициан.
— Я смотрю не на тебя, отвечал Мартин, — а на омерзительного демона, который сидит у тебя на шее.

И слово святителя снова оказало доброе действие и остановило жестокого областеначальника от исполнения злых его намерений.
Император Валентиниан , слыша со всех сторон о славе святого Мартина, выражал желание войти с ним в дружеские отношения; но супруга его Иустина, которая была ревностной арианкой, не допускала его к этому. Посему, когда однажды Мартин по важным делам прибыл в Трир , где тогда находился двор императора, тот, предубежденный против него супругою, не велел допускать его к себе. После напрасных усилий представиться государю, святитель предался молитве и посту. На седьмой день ему явился ангел и повелел идти во дворец к императору. Получив сие божественное внушение, Мартин поспешил ко дворцу и, нашедши двери отворенными, явился перед императором без всякого доклада. Валентиниан пришел в сильный гнев, но внезапно почувствовал, что кресло под ним как бы все объято внизу огнем. Вынужденный встать, он вдруг переменился и принял святого с горячим объятьем, долго беседовал с ним, удержал его у себя, как дорогого гостя, еще на несколько дней, обещал ему исполнить все, чего только он ни попросит, и при прощании предложил ему богатые дары, от коих святитель, однако, отказался, чем возбудил к себе еще большее уважение.

В 383 году римские войска провозгласили императором Максима, а сын и преемник Валентиниана I – Грациан вследствие измены солдат потерпел поражение и был убит; брат же его Валентиниан II принужден был бежать и лишен престола, оставив за собой лишь часть своих владений. Тогда святой Мартин отправился в Трир к императору Максиму ходатайствовать за тех, которые были на стороне Грациана, и коим угрожала смерть. Максиму было в высшей степени важно обеспечить себе преданность духовенства и, прежде всего, если возможно, столь любимого и знаменитого епископа, каким был святой Мартин. Поэтому он весьма благосклонно отнесся к его прибытию и пригласил святого во дворец к царскому обеду. Но Мартин отказался и с необычайной смелостью отвечал:
— Я не могу сидеть за столом человека, который лишил одного императора жизни, а другого – его престола.

Вместе с тем Мартин предостерегал императора, что хотя бы сначала он и был успешен в своих делах, однако царствование его будет непродолжительным, и его ждет скорая гибель . Максим сдержал свой гнев и убедительно представлял святителю, что он не сам своею волею возложил на себя венец, но возложили его воины для защиты царства от врагов. Наконец, уступая убеждениям императора, святой Мартин согласился придти на царский обед, на который собраны были высшие чины и знатнейшие лица, причем Мартин был посажен на самом почетном месте, а сопутствовавшему ему его священнику отведено место между братом и дядей императора. Во время пиршества императору была подана чаша с вином, и он приказал подать ее прежде Мартину, чтобы принять ее обратно из святительских рук. Но Мартин, отведав из нее, передал обратно не царю, а одному из присутствовавших, как будто сей последний был лицом высшего сана, чем царь. Это удивило царя и всех бывших. Однако Максим не только не разгневался, но с этих пор стал оказывать святому Мартину еще большее уважение. Император часто призывал и почтительно принимал Мартина во дворце своем, беседуя с ним, как о современных делах, так и о будущей жизни, вечной славе святых и других душеполезных предметах. Благочестивая же царица с умилением и слезами внимала святым беседам и наставлениям Мартина и, наконец, с согласия своего мужа, устроила у себя трапезу для одного святого Мартина, которую собственноручно приготовила, сама прислуживала, сидя у его ног, подавала яства и питье; потом в конце обеда собрала все крохи и остатки и сделала из них обед для себя самой. Но святой Мартин отнесся ко всему этому с величайшим смирением, и сердцем и мыслию пребывал в монастырской келье, среди простых иноков, коих он собрал вокруг себя.

Великолепный, один из красивейших в столице, храм, освященный во имя св. Мартина Исповедника близ Таганки. Столь редкое для Москвы его посвящение объясняется тем, что он был основан в честь дня венчания на престол великого князя Василия III, отца будущего первого русского царя Ивана Грозного. Его восшествие на престол состоялось в праздник св. Мартина, 14 (27) апреля 1503 года.

http://zoopunks.livejournal.com/132900.html

В честь этого храма переулок рядом назван Мартыновским

Вся жизнь святого была воплощением мученичества - он прошел через страшные и долгие страдания за истинную веру, оставаясь верным учению христианской Церкви.Святитель Мартин Исповедник Пострадавший в 647 году от императора Констанца II при византийском патриархе-еретике Павле Самосадском за Истину и чистоту Православия против монофилитской ереси

В 648 г. сторонники ереси монофелитства император Констант II и Патриарх Константинопольский Павел издали декрет, так называемый Типос (tupoV peri pistewV), в котором предписывалось "ни порицать, ни осуждать никого за учение в прошлом об одной воле и одной энергии, ни за учение о двух волях и двух энергиях". За неповиновение налагались наказания церковные и гражданские: лишение должностей, имущества, а также телесное наказание и ссылка.

Папа Теодор умер, не узнав ο Типосе. На его место избран был Мартин, бывший апокрисиарием в Константинополе.

В 649 году он стал епископом Римским, тогда как правящий император Конста был приверженцем монофелитской ереси. Император велел новому епископу принять монофелитство, но получил от него не только твердый отказ, но и проклятие: в 653 году св. Мартин собрал поместный собор из западных епископов, на котором монофелитское учение было проклято.

Человек выдающийся и своей внешностью, и своими знаниями в спорном вопросе. Β это время, после папы Иоанна IV, римский клир старался избегать представления пап на утверждение еретичествовавших императоров. По-видимому, не представлен был и новоизбранный Мартин. Впоследствии греки его обвиняли в том, что он irregulariter et sine lege episcopatum subrapuisse.

Мейендорф Иоанн, прот, : Сопротивление монофелитству сконцентрировалось в одном лице, простом монахе, святом Максиме Исповеднике. подвергнутый унижению, оскорблению и избиению глумящейся толпой, святой старец был сослан в наш крымский Херсонес Таврический, где и умер от нужды, голода, холода и болезненного старчества в 655 году. Был погребен в Херсонесской церкви Богородицы Влахернской (в Севастополе). У его гробницы произошли чудесные исцеления. Его честные мощи были подняты cвв. Кириллом и Мефодием, славянскими учителями, одновременно с мощами Святителя Климента, папы Римского. Святые тела Святителей Мартина и Климента были перенесены сначала в Константинополь и затем в Рим, где обрели покой в храме святого Мартина Турского. , а глава каждого и правая рука остались в Херсонесе.

ИСПОВЕДНИКИ -разряд святых, к которому Православная церковь причисляет христиан, претерпевших гонения (в т. ч. во время иконоборчества) за веру, но, в отличие от мучеников, оставшихся в живых.

Тропарь св. Мартину Исповеднику, Папе Римскому

Истинных повелений устне распространил еси,
зловерие низложил еси, Богомудре Мартине,
святителю всечестне, поминай нас,
угодниче Христов, еже к Нему ходатайствы твоими,
да в мире устроиши живот наш.

Москве идет восстановление храма Святителя Мартина Исповедника. Церковь, которая напоминает уменьшенную копию лондонского собора Святого Павла, построили в XVII веке по проекту русского архитектора Родиона Казакова.

Как гласит московское предание, новый храм св. Мартина Исповедника был выстроен по образцу собора святого Апостола Павла в Лондоне, построенного гениальным архитектором Кристофером Реном.

Храм Св Павла в Лондоне строительство завершено в 1708г

Первый деревянный храм св. Мартина Исповедника в Москве был основан в дворцовой ремесленной слободе на Таганке. Считается, что он появился здесь уже в 1492 году как местный приходской храм, а при Василии III был перестроен в камне и освящен.

В 1791 году богатейший московский купец-чаеторговец, позже городской голова Москвы, Василий Яковлевич Жигарев заказал проект новой церкви Мартина Исповедника у архитектора Родиона Казакова. Р. Р. Казаков являлся крупным, - но незаслуженно забытым зодчим, стоящим в одном ряду с В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым. Начав свой творческий путь архитектурным учеником "Экспедиции Кремлевского Строения", он приобрел прекрасные теоретические знания и практические навыки у двух великих московских зодчих Баженова и Казакова. Достойно продолжив их деятельность, Родион Казаков после ухода на пенсию М. Ф. Казакова возглавил московскую архитектурную школу, вырастившую многих мастеров классицизма.
По благословению Митрополита Московского Платона (Левшина) в 1792 году приступили к строительству храма святителя Мартина Исповедника. В 1798 году храм был выстроен,

В 1800-1801 годах церковь была расписана в итальянском стиле живописцем Антонио Клауди, эти росписи сохранились и до нашего времени. (который прежде расписал первую домовую церковь св. мученицы Татианы в Главном здании Московского университета на Моховой и не сохранившиеся фрески Малого собора Донского монастыря)) Им же были выполнены большие овальные иконы для главного иконостаса. Настенная живопись церкви в итальянском стиле была нетрадиционна. Так, на парусах под барабаном были написаны несвойственные для православного храма сюжеты: пророк Моисей, апостол Петр в окружении множества фигур.

В 1806 году состоялось освящение храма:

  • придел - во имя Грузинской иконы Богоматери
  • придел - святителя Мартина Исповедника.

В 1812 году во время оккупации Москвы французами храм святителя Мартина Исповедника пострадал от пожара. В течение 9 лет, с 1813 по 1821 год, приводились в порядок железные покрытия и облицовка здания. При одном из ремонтов послепожарного периода был заложен открытый прежде переход между храмом и колокольней.

В1990 году храм был возвращен Русской Православной Церкви.

19 апреля 1991 года освящен первый престол возвращенного храма - престол в честь преподобного Серафима Саровского. Указом Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II настоятелем вновь открытого храма был назначен протоиерей Сергей Родионович Суздальцев. Усилиями о. Сергия храму была передана колокольня и возобновились богослужения.
1 сентября 1991 года, ко дню празднования Грузинской иконы Божией Матери, крестным ходом в храм был перенесен чудотворный образ Богоматери Грузинской, находившийся до революции в церкви Покрова на Воронцовом поле, а затем в храме Петра и Павла у Яузских ворот. Чудотворная икона, память которой празднуется 4 сентября, имеет особую благодать помогать женщинам, страдающим от бесплодия. Местонахождение собственно храмовой иконы Грузинской Богоматери, утраченной после революции, до сих пор неизвестно.
В 1992 году настоятелем храма был назначен протоиерей Александр Абрамов. К 1996 году храм был полностью освобожден от фондов книжной палаты. Произведена разборка шести этажей железобетонных перекрытий и перегородок, созданных внутри храма при большевиках, полностью заменены система отопления, кровля, полы, оконные рамы храма. Воссоздана настенная живопись, возвращен в храм иконостас центрального алтаря, перевезенный из Донского монастыря , где он находился на временном хранении. Активное участие в реставрации храма принимали священник Сергий Точеный, священник Михаил Федин, священник Андрей Бондаренко, диакон Дионисий Пряхин.
28 мая 1998 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершил Великое Освящение храма. На молитвенную память Святейший Патриарх Алексий передал настоятелю и приходу храма Феодоровскую икону Божией Матери со своей дарственной надписью.
В 1999 году в левом предалтарии Благочинным храмов Центрального округа г. Москвы Заведующим Канцелярией Московской Патриархии протоиереем Владимиром Диваковым был освящен придел в честь преподобного Александра, монаха Первоначальника обители «Неусыпающих».

Александр Константинопольский преподобный Александр, начальник обители Нусыпающих. Он жил где-то в 5 веке. Его жизненный подвиг особенный! И напрямую связан с псалмами. Дело в том, что он распространил чин Неусыпаемой Псалтири, который сейчас так особо излюблен монастырями, и прославился как великий чудотворец.
Как читаем в Четьи-Минеях:
"Он, по числу часов дня и ночи, разделил братию на двадцать четыре чреды, чтобы всякий зная час своей чреды, являлся к этому времени на место пения. Для пения назначены были Давидовы псалмы; петь их положено было по стихам, на два лика, без поспешности, кроме того времени, в которое совершались обычные церковные службы. На время совершения сих служб прерываем был новоучрежденный чин псалмопения. Таким образом, в церкви киновии и днем и ночью непрестанно славословили Бога, от чего и самая эта киновия стала именоваться обителью неусыпающих"..

Преподобный Александр, первоначальник обители "Неусыпающих", родился в Азии и получил образование в Константинополе. Он состоял некоторое время на военной службе, однако его влекло иное призвание: он оставил мир и принял пострижение в одной из пустынных сирийских обителей близ Антиохии под руководством игумена Ильи. Четыре года он провел в строгом послушании и иноческих подвигах, после чего получил благословение игумена на пустынножительство. Уходя в пустыню, преподобный ничего не взял с собой из монастыря, кроме Евангелия. Преподобный подвизался в пустыне семь лет. Затем Господь призвал его на проповедь язычникам. Святой обратил ко Христу местного градоначальника Равула, который впоследствии был удостоен святительского сана и 30 лет управлял епископской кафедрой в городе Едессе. Одновременно с Равулом Крещение приняли все местные жители, которые перед таинством сожгли на площади своих идолов. Утвердив в вере новообращенных, преподобный Александр опять ушел в пустыню, где случайно попал в пещеру разбойников. Не испугавшись грозившей ему смерти, он проповедал им Евангелие и убедил покаяться. Действительно, все разбойники искренно раскаялись, приняли святое Крещение, а свой вертеп обратили в монастырь, где пребывали в покаянии и молитве. Преподобный Александр поставил им игумена, дал устав, а сам удалился еще дальше в пустыню. Несколько лет он жил в полном одиночестве. Но и туда начали стекаться к преподобному любители безмолвия. Возник монастырь, насчитывавший до 400 иноков. Желая в этом монастыре установить непрерывное славословие Господу, преподобный три года молился, чтобы Создатель открыл ему Свою волю и, получив откровение, ввел в монастыре следующий порядок: все иноки были разделены на 24 молитвенные стражи. Сменяясь каждый час, день и ночь они пели на два лика псалмы Давида, прерываясь лишь на время совершения Богослужения. Обитель получила наименование "неусыпающих", потому что подвижники круглосуточно песнословили Бога.

Двадцать лет правил преподобный Александр монастырем на Евфрате. Затем, оставив игуменом одного из своих учеников, опытного старца Трофима, отправился он с избранной братией по городам, пограничным с Персией, с проповедью Евангелия среди язычников. После этого миссионерского путешествия, преподобный Александр со своими иноками жил некоторое время в Антиохии. Там он построил для жителей города церковь, больницу и странноприимный дом на средства, которые обильно поступали в его распоряжение от милосердных антиохийцев. Однако, по проискам злых завистников, преподобный Александр вынужден был удалиться в Константинополь. Здесь он основал новый монастырь, в котором также ввел устав "неусыпающих". В Константинополе преподобный Александр и его иноки пострадали от еретиков несториан, претерпев побои и заключение. После того, как миновала буря еретических волнений, преподобный Александр провел конец своей жизни в основанном им Константинопольском монастыре. Умер он в глубокой старости около 430 года, после 50 лет непрерывных иноческих подвигов.

В следующем году в крипте храма создана крестильная церковь, освященная в честь преподобного Михаила Клопского с купелью для крещения взрослых

Сайт http://www.s-martin.ru/

В Храме 5 приделов

  1. Главный престол освящен во имя Вознесения Господня
  2. придел во имя Грузинской иконы Богоматери
  3. придел святителя Мартина Исповедника.
  4. преп. Александра монаха
  5. преп Михаила Клопского

Сильное впечатление, как и внешний вид храма, производит и его интерьер - мощный, богатый, классический, с обилием позолоты и украшений. И храм посетившему его человеку предстает как единое целое

Святыни

Грузинская икона Божьей Матери

В царство благоверного Царя Михаила Фёдоровича в 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию. Тогда были взяты и вывезены в Персию многие грузинские святыни и иконы не почитания ради, но с целью продажи их русским купцам. В1625 году эту икону с великой радостью купил у персиянина благочестивый приказчик ярославского купца Георгия Лыткина. В то же время самому Георгию было откровение Божие во сне о драгоценной иконе, приобретённой его приказчиком Стефаном в Персии и повеление отослать её в Красногорский мужской монастырь Двинской области (Холмогоры). Купец отнёс икону в указанную обитель и здесь она прославилась многими чудотворениями. По благословению Святейшего Патриарха Филарета икону стали с крестным ходом обносить по городам и монастырям России. Тогда повсеместно появились списки этой чудотворной иконы. Одним из самых древних считается список, хранящийся в Раифской обители Казанской епархии. Списки были сделаны и в Москве. Один из них находится в храме Живоначальной Троицы в Никитниках, другой находился в храме Покрова Божией Матери на Воронцовом поле, который в начале XX века был разрушен, а образ перенесли в храм св. апостолов Петра и Павла на Яузе. В 1991 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II икона торжественным крестным ходом была перенесена в храм святителя Мартина Исповедника, где поныне и находится

Икона Божией Матери «Всецарица» и мощевик в северной части храма и мощевик в северной части храма
В мощевике хранятся: Частица Животворящего Креста Гоподня; Частицы мощей: Святителя Мартина Исповедника (в центре мощевика); Святителя Тихона; Блаженной Матроны; Преподобных: Никодима, Дамиана, Лонгина, Анатолия, Серафима, Григория Киево-Печерских подвижников.
Икона «Всех святых» и мощевик в южной части храма.
В мощевике хранятся частицы мощей: Митрополитов Московских Святителей Филиппа, Иннокентия, Филарета; Святого праведного старца Алексия Мечёва; Святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии; Святых младенцев, Иродом убиенных; Преподобного Саввы Сторожевского.

частица мощей Матроны Московской и рубашечка (срачица), в которой она была похоронена.

Когда св. Мартин занял Кафедру св. Петра после папы Феодора (649), положение Церкви, на Востоке особенно, было плачевное. Вследствие определенного на Халкидонском Соборе православного учения Кафолической Церкви о двух естествах и одном лице в Иисусе Христе на Востоке произошло глубокое разделение. Так как эллинизм народностей, входящих в состав византийской Империи был чисто внешний, то каждая этническая группа и
поторопилась, дабы избавиться от политической гегемонии Византии, обеспечить за собой независимость хотя бы в области церковной. Успех несторианства в Месопотамии создал Халдейскую церковь, проникшую в Персию вплоть до Индии. Распространение монофизитства породило Коптскую церковь в Египте, Абиссинскую церковь в Эфиопии, Яковитскую церковь в Сирии и Армянскую церковь в Средней Азии. Монофелитству же обязана своим существованием Маронитская церковь в Ливан.
В силу этих условий монофелитство показалось Константинопольским императорам и патриархам средством удержать под законами Империи и под своей юрисдикцией ускользающих от их власти монофизитов. Сохраняя оба естества во Христе, они одновременно прибегли к ловкой сделке, уступив им, что в этих двух естествах действовала одиа воля, разрушая тем самым цельность одного из естеств. С этой-то ересью пришлось Св. Мартину бороться. Ее главными распространителями были один за другим три патриарха Константинопольских, Павел, Сергий и Пирр, александрийский патриарх Кир, Феодор епископ Фаранский и императоры Гераклий (610—641) и Констанс (641—668).
Впервые проявилось монофелитство в указе императора Гераклия, обнародованном в 638 г. под названием Эктезиса (Изложение) и тайно составленном Константинопольским патриархом Сергием. Указ этот от начала до конца богословский трактат. Он запрещает проповедь о двух естествах во Христе, но разрешает признавать в Нем лишь одну волю.
Тогда как Сергий, а за ним Пирр и Павел старались распространить этот указ, римские папы не только отказались его подписать, но даже произнесли ему анафему; точно также спустя 10 лет патриарх Павел сделал вид что он уступает, а сам между тем издал указ, обнародованный императором Констансом в 648 г. под названием Типос (образец), в котором запрещался всякий спор о едином естестве или единой воле так же как и о двух природах и двух волях. Истину заглушало молчанье.
Тогда и явился Мартин.
Латеранский Собор издал 20 канонов против монофелитства на латинском и греческом языках; они были впоследствии приняты шестым вселенским Собором и их считали лучшим и яснейшим изложением православного учения Кафолической Церкви

В 669 г. уже в их монографии о монофелистве агиографы братья Феодосий и Феодор иеромонахи Гангрские величали Св. Мартина славными титулами: «верховнейший и апостольский папа, председатель всей церковной иерархии правоправящей под небесами, папа верховнейший и вселенский, папа апостольский и корифей». Позднее, но не известно точно в котором году, останки его были перевезены в Рим и положены в церкви Св. Мартина Турского или Милостивого. Церковь наша празднует память его 14 апреля и величает его величанием, которым чествуют святых Пап: «Что тя ныне, Мартине, провещаем?.. Верховника священных повелений божествениых неложна... (Стихиры). В каноне знаменитого песнопевца Иосифа (+ 883) читается: «Украсив Петров божественный престол и на того камени Церковь неколеблему соблюд, Мартине, с ним прославился еси (песнь 7-я).
Приведем из этой же песни 7-й часто въшускаемое в современном славянском тексте место, которое находится в греческом оригинале: «Признаем тебя за основание епископов, за столп веры православной и за наставника в духовном учении

27 апреля (14 апреля по "старому стилю" — церковному юлианскому календарю). Пятница 3-й (святых жен-мироносиц) седмицы по Пасхе (второй недели после Светлого Христова Воскресения). День постный. На трапезе благословляется рыба . Сегодня совершается память множества христианских святых, сем из которых известны по именам, а также празднование в честь двух почитаемых православных святынь. Далее коротко расскажем о них.

Святитель Мартин Исповедник, Папа Римский . Один из самых почитаемых в Православном мире Первосвятителей Западной Церкви того периода, когда Ветхий Рим еще не отделился от Вселенской Церкви, но напротив, последовательно отстаивал чистоту Истинной веры. Одним из таковых столпов Православия на Западе был Святитель Мартин, занимавший Римский престол в середине VII столетия 649-655 годах от Рождества Христова).

В эти времена Рим Новый - Константинополь - был поражен ересью монофелитства (умалявшего Вочеловечение Христа, но не отрицавшего Его Человеческую природу - подобно монофизитству, а утверждавшего, что у Христа была лишь одна воля - Божественная, не признавая, подобно Православию, Человеческой воли Спасителя). Дошло до того, что и Ромейский царь (Византийский император) Констанс и Константинопольский Патриарх Павел II были приверженцами монофелитства. При них был создан еретический "Образец веры" ("Типос"), который вероотступники пытались навязать Папе Римскому и всей Западной Церкви. Вот, как это описывается в Житии Святителя Мартина:

Папа Мартин, твердый поборник Православия, созвал в Риме Поместный Собор, который осудил монофелитскую ересь. Святитель Мартин одновременно послал Константинопольскому Патриарху Павлу послание с увещанием вернуться к Православному исповеданию. Разгневанный император приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить святого Папу. Когда убийца приблизился к святителю Мартину то неожиданно ослеп…"

Несмотря на это чудо, явно свидетельствовавшее о правоте Святителя Мартина, через несколько лет император вновь потребовал доставить Римского Первосвятителя в Константинополь, сопровождая приказ ложными обвинениями в адрес Папы, будто тот вступил в сговор с сарацинами, хулит Пресвятую Богородицу, а Папский престол занял в нарушение церковных канонов:

Несмотря на предъявленные римским духовенством и мирянами доказательства полной невинности святого Папы, военачальник Феодор ночью с отрядом воинов схватил Святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море. Целый год томился Святитель Мартин на этом почти безлюдном острове, терпя лишения и оскорбления от стражи. Затем измученного исповедника направили на суд в Константинополь. Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя. В глубокой скорби он сказал: "Господу известно, какое великое благодеяние окажете вы мне, если скоро предадите смерти". После такого суда Святителя в разодранной одежде выставили на издевательство толпы, которую заставляли кричать: "Анафема Папе Мартину!" Но те, кто знал, что святой Папа страдает невинно, со слезами уходили..."

Когда еретичествующий Константинопольский Патриарх Павел узнал о страданиях Папы Мартина, он на время раскаялся и уговорил императора не казнить Святителя. Однако последний до последнего отказывался примириться с Патриархом, пока тот не оставит ересь, говоря: "Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии". В итоге Папу Мартина сослали в Херсонес Таврический (на территорию нынешнего Крыма), где он вскоре отошел ко Господу в 655 году от Рождества Христова.

Храм святителя Мартина Исповедника в Москве. Фото: www.globallookpress.com

Впоследствии мощи Святителя были перенесены во вновь ставшим православным Константинополь (после того, как монофелитская ересь была осуждена на V Вселенском соборе 680 года от Рождества Христова), а затем - в Рим. Одним из важнейших символов почитания Святителя Мартина Исповедника в Русской Церкви является то, что один из самых величественных храмов центра Москвы, находящийся в Таганском районе столицы, посвящен именно этому великому святому.

Виленские мученики: Антоний, Иоанн, Евстафий . Святые страдальцы Литовской Руси XIV столетия , принявшие мученические венцы в период правления отступившего от христианства князя-язычника Ольгерда в 1347 году от Рождества Христова. Символично, что эти святые не скрывали своего исповедания христианства, согласно церковным правилам, соблюдая посты и отказавшись от бритья бород.

Виленские мученики: Антоний, Иоанн, Евстафий. Фото: pravoslavie.ru

Мученик Ардалион . Святой страдалец, погибший за твердое исповедание христианской веры при императоре-язычнике Максимиане Галерии, царствовавшем в Римской империи в 305-311 годах от Рождества Христова. Несмотря на далекое от христианства актерское занятие ("лицедейство"), святой Ардалион сподобился от Господа мученического венца. Вот как это описывает Житие святого страдальца:

Однажды в цирке он играл роль христианина. Актер, по замыслу автора, должен был сначала отказаться от принесения жертвы идолам, а затем согласиться отречься от Христа. По ходу действия святого Ардалиона подвесили на мучилищном дереве и стали строгать железными крючьями. Он так естественно изображал страдания, что зрители были в восторге и громко выражали свои похвалы его искусству. Вдруг святой велел всем замолчать и объявил, что он действительно христианин и не отречется от Господа.

Правитель города пытался представить дело так, что святой Ардалион продолжает играть роль, и в конце зрелища отречется от Христа и принесет жертву богам. Но святой Ардалион продолжал исповедовать свою веру во Христа. Тогда правитель приказал бросить мученика на раскаленную сковороду. Так святой Ардалион удостоился мученического венца".

1000 Персидских мучеников и Азат скопец . Мученик Азат был придворным евнухом, особо приближенным к персидскому царю Сапору. Вместе с тысячью других христианских мучеников он был казнен за твердое исповедание Истинной веры в 344 году от Рождества Христова.

Священноисповедник Александр Орлов, пресвитер . Православный священнослужитель, исповеднически пострадавший в годы советских богоборческих гонений, но умерший своей смертью в 1941 году от Рождества Христова. Прославлен в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Виленская и Виленская Остробрамская иконы Божией Матери . Чудотворные образа Пресвятой Богородицы, чтимые в Русской Церкви православные святыни, явленные в разные годы на территории Литовской Руси.

Поздравляем православных христиан с памятью сегодняшних святых! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в честь этих угодников Божиих, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: "Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!"

Христос Воскресе!

Святитель Мартин родился в городе Тудертума (Умбрия, Италия) в конце VI века. Он получил прекрасное образование, стал священником, а потом и представителем, «апокрисиарием» Римского Папы в Константинополе, столице Византийской империи. В 649 году после смерти Папы Феодора I (642-649) святой Мартин был избран на его место.

К этому моменту Церковь уже много лет боролась с ересью монофелитства , поддерживаемой императорской властью. Монофелиты утверждали, что у Богочеловека Христа не было человеческой воли, а была одна только божественная. Эта ересь подрывала саму основу христианской веры в том, что Бог подлинно стал человеком , исцелив тем самым всю падшую человеческую природу. По лжеучению монофелитов, выходило, что человеческая воля не воспринята Христом, не очищена соединением с Его божеством, а значит и не исцелена. Такое положение ставило под сомнение саму возможность спасения человека : если у верующего, в таинствах Церкви соединяющегося со Христом, остается прежняя падшая больная воля, то подлинная жизнь в единении с Богом для него остается невозможной.

Против этой ереси выступили многие выдающиеся православные богословы, самые известные из которых - святитель Софроний Иерусалимский и преподобный Максим Исповедник. Монофелитское лжеучение, однако, поддержала императорская власть, которой казалось, что оно станет неким компромиссом между православием и другой, еще более губительной монофизитской ересью , утверждавшей, что человеческая природа во Христе вообще полностью поглощена Его божественной природой. Монофизитскую ересь в то время исповедовала значительная часть населения Империи, и императорам (сначала Ираклию I (610-641), а потом Константу II (641-668)), казалось, что через монофелитство они смогут вернуть к церковному единству своих подданных-монофизитов.

Компромисс в вопросах истины, однако, всегда порождает только новую ложь и разделения. Так случилось и в Византии, возможно, и завоевание арабами значительной части Империи в 40-50-х годах VII века стало следствием еретической политики императорской власти, по крайней мере, многие византийцы воспринимали эти поражения именно как наказание Божие за отступничество от правой веры.

В конце концов, император Констант, вынужденный отказаться от открытой поддержки монофелитства, издал в 649 году указ, так называемый Типос, в котором вообще запрещалось обсуждать вопрос о двух волях во Христе. При этом Константинопольский Патриарх и прочие епископы, сторонники монофелитской ереси, незаконно поставленные императорской властью, остались на своих местах. На самом деле, этот указ был еще опасней для истинной веры, чем открытая поддержка ереси: заблуждающегося человека еще можно как-то переубедить, по крайней мере, могут быть какие-то оправдания его (может быть, невольных) заблуждений - религиозная же «всеядность» неизбежно порождает презрительное циничное отношение к истине, а значит и к самому Богу. Святой Мартин вступил на папский престол как раз в год подписания Типоса. Он не только отказался «политкорректно» прекратить защиту истинной веры и «толерантно» отнестись к еретикам-монофелитам, но и собрал в Риме Поместный Собор, который анафематствовал монофелитское лжеучение.

Подобный поступок привел в бешенство нечестивого императора. В то время Византия еще контролировала некоторую часть Италии, в том числе и область вокруг Рима, однако, власть Империи здесь была весьма шаткой ввиду непрекращающейся борьбы с варварским Лангобардским королевством, а с недавнего времени и с арабами. Поэтому император, опасаясь, что арест Мартина вызовет волнения в народе, искренне преданном своему епископу, поручил наместнику, экзарху Италии Олимпию организовать убийство святого. Олимпий, в свою очередь, возложил его исполнение на одного из своих офицеров, который, подойдя во время причастия к святой Чаше, должен был заколоть Мартина мечом. Однако, Господь не попустил совершиться этому кощунственному убийству. В момент приближения к Чаше злоумышленник ослеп и ничего не мог разглядеть. Это чудо поразило наместника и побудило его покаяться и примириться со святителем и даже открыть ему замысел византийского двора.

Олимпий, однако, недолго оставался на посту экзарха Италии. В 653 году он был убит во время похода против арабов. Перед этим наместник якобы составил заговор против императора, в который вовлек и свои войска. Сейчас трудно судить, насколько справедливы были эти обвинения (восстание ведь так и не состоялось), тем не менее, император использовал этот сомнительный случай для уже очевидной клеветы на святителя Мартина.

Новый экзарх Италии Феодор Каллиоп решился уже открыто арестовать святого, обвинив его в участии в заговоре Олимпия. Одновременно среди народа агентами наместника распространялись еще более нелепые слухи о вымышленных преступлениях Мартина: например, о том, что он якобы платил деньги арабам для того, чтобы они напали на Империю. К чести римских христиан, ни священнослужители, ни простой народ не поверили клевете и готовы были до конца защищать своего пастыря. Феодору пришлось тайно вывести святителя из города. Мартина отправили на остров Наксос, где его целый год продержали в тюрьме.

Святитель Мартин был тогда уже весьма пожилым человеком, кроме того непосредственно перед арестом у него обострилась давняя болезнь позвоночника. Длительным предварительным заключением император, очевидно, хотел сломить волю святого, чтобы на неправедном суде он оклеветал себя и отрекся от истинной веры. Позже, уже в Константинополе, с той же целью Констант приказал бросить почти умирающего старца в камеру к уголовным преступникам (во все времена распространенный способ унижения заключенных: так же поступали с арестованными священнослужителями во время советских гонений на Церковь). Однако все усилия мучителей святого оказались напрасны.

Святитель Мартин вел себя на суде поразительно мужественно. Он уже не мог самостоятельно стоять на ногах, чего требовали от него судьи, поэтому с обеих сторон его держали солдаты. Так само судебное заседание превратилось для святого в мучительную пытку. Тем не менее, он не только не потерял присутствия духа и ясности ума, но сумел смело и мудро отвечать своим гонителям. Так, когда префект Константинополя Троил спросил Мартина, почему он не остановил заговор Олимпия, святой остроумно ответил: «А почему же ты не остановил заговор Георгия и Валентина?» (Констант сам был узурпатором и пришел к власти в результате как раз этого восстания). Лжесвидетелей, которых было много собрано на судебное заседание, святитель попросил не подводить к присяге, чтобы их ложь перед людьми хотя бы не усугублялась клятвопреступлением перед Богом.

В конце концов, святой Мартин был неправедно осужден и приговорен к ссылке в Херсонес в Крыму, в то время «медвежьем углу» Византийской империи, и, собственно, всего цивилизованного мира. Там святитель и скончался 16 сентября 655 года. Таким образом, последние месяцы исповеднического подвига святителя Мартина прошли на южной окраине будущего Российского государства, поэтому Мартин Исповедник издавна особо почитался на Руси.

Святитель Мартин Исповедник, папа Римский, был уроженцем Тосканской области в Италии. Он получил хорошее образование и поступил в клир Римской Церкви. После смерти Папы Феодора I (642 - 649) пресвитер Мартин был избран на престол.

В то время мир Церкви был нарушен ересью монофелитов, получившей широкое распространение.

Бесконечные споры монофелитов с православными происходили во всех слоях населения. Император Констанс (641 - 668) и Константинопольский Патриарх Павел II (641 - 654) также были приверженцами ереси монофелитов. Император Констанс издал еретический "Образец веры" (Типос), обязательный для всего населения. В нем запрещались всякие дальнейшие споры.

Этот еретический "Образец веры" был получен в Риме в 649 году. Святой Папа Мартин, твердый поборник Православия, созвал в Риме Поместный Собор, который осудил монофелитскую ересь. Святитель Мартин одновременно послал Константинопольскому Патриарху Павлу послание с увещанием вернуться к Православному исповеданию. Разгневанный император приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить святого Папу. Когда убийца приблизился к святителю Мартину то неожиданно ослеп. Испуганный Олимпий поспешно уехал в Сицилию и вскоре был убит в сражении.

В 654 году император послал в Рим с прежней целью другого военачальника, Феодора, который предъявил святителю Мартину тяжкие обвинения в тайном общении с врагами империи - сарацинами, хулении Пресвятой Богородицы и неканоническом вступлении на папский престол. Несмотря на предъявленные римским духовенством и мирянами доказательства полной невинности святого Папы, военачальник Феодор ночью с отрядом воинов схватил святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море. Целый год томился святитель Мартин на этом почти безлюдном острове, терпя лишения и оскорбления от стражи. Затем измученного исповедника направили на суд в Константинополь.

Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя. Пока шел допрос, воины поддерживали ослабевшего от болезни святителя. На суде выступили лжесвидетели, оклеветавшие святого в изменнических связях с сарацинами. Пристрастные судьи не стали даже слушать оправданий святителя. В глубокой скорби он сказал: "Господу известно, какое великое благодеяние окажете вы мне, если скоро предадите смерти".

После такого суда святителя в разодранной одежде выставили на издевательство толпы, которую заставляли кричать: "Анафема Папе Мартину!" Но те, кто знал, что святой Папа страдает невинно, со слезами уходили. Наконец сакелларий, посланный императором, подошел к военачальнику и огласил приговор - лишить Папу сана и предать смертной казни. Полунагого святителя заковали в цепи и поволокли в темницу, где заключили с разбойниками. Они были более милосердны к святителю, чем еретики.

Между тем император пришел к умиравшему Константинопольскому Патриарху Павлу и рассказал ему о суде над святым Мартином. Тот отвернулся от императора и сказал: "Горе мне! Еще новое деяние к моему осуждению", - и просил прекратить мучения святителя Мартина. Император опять послал к святителю в темницу нотария и других лиц для дополнительного допроса. Святитель отвечал им: "Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии". Мучители были поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический.

Там святитель и скончался, изнуренный болезнью, нуждой, голодом и лишениями (+ 16 сентября 655). Он был погребен вне города во Влахернской церкви во имя Пресвятой Богородицы.

Ересь монофелитов была осуждена на VI Вселенском Соборе в 680 году. Мощи святого исповедника папы Мартина были перенесены в Константинополь, а потом в Рим.