Упражнения «Речевой материал по дифференциации звуков С-Ш. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков – в слогах, словах и в предложении Дифференциация с ш в словосочетаниях

Задание 1 . а) Выдели начальные звуки из слов: сани, шапка.

б) Сравни звуки с и ш по артикуляции.

Чем похожи эти звуки?

В чем различие этих звуков?

Задание 2 . Выдели начальные звуки из слов. Логопед произносит слова, выделяя голосом первый звук, дети его повторяют.

Образец. Сом (с), шум (ш).

Сам, шум, шаль, сани, сумка, шея, сало, сук, шел, шина, сила, синий, сахар, шорох.

Задание 3 . а) Произнеси звук с или ш с опорой на кисть руки логопеда.

Логопед напоминает детям, что при произнесении звука с язык находится внизу, за нижними зубами, а при произнесении звука ш язык поднимается вверх, за верхние зубы. Если кисть руки поднимается вверх, дети произносят звук ш, вниз - с.

С ШС ШСС Ш С и т. д.

б) Произнеси звук с и ш по опорным стрелкам.

Логопед показывает детям карточки с изображением стре­лок, направленных вверх или вниз, дети произносят соответ­ствующий звук.

Образец, с ш

в) Произнеси звук с и ш по условным значкам.
Логопед напоминает детям, что при произнесении звука с

губы улыбаются, при произнесении звука ш - губы рупором. Логопед показывает детям карточки с условными значками: с, ш. Дети произносят соответствующий звук.

Задание 4 . Произнеси слоги отраженно.

СА – ША ША – СА АСА – АША

СО – ШО ШО – СО АСО – АШО

СУ – ШУ ШУ – СУ АСУ – АШУ

СЫ – ШИ ШИ – СЫ АСЫ – АШИ

СЕ – ШЕ ШЕ – СЕ АСЕ – АШЕ

Игра «Наоборот».

Логопед произносит слог со звуком с, дети со звуком и, и наоборот.

Образец: СА ША СО ШО

ША СА ШО СО

СУ ШУ ШИ СЫ

Задание 5 . Запомни и воспроизведи ряд слогов.

СА-ША -СА ША -СА-ША ША-ША -СА

СО-ШО -СО ШО -СО-ШО СА -СА-ША

СУ-ШУ -СУ ШУ -СУ-ШУ ШУ-ШУ -СУ

Задание 6 . Прослушай слова, а) Выдели начальный слог. Логопед голосом подчеркивает выделяемый детьми слог.

Образец. Сани (са), шали (ша).

Сани, шали, сухо, шина, сало, шило, соты, шея, сомы, шаги, сапог, сырой, шили, сели, шумит.

б) Выдели последний слог. Образец. Лиса (са), ношу (шу).

Лиса, каша, носы, косы, наша, несу, малыши, ко­шу, Маша, мыши, носи, ваша, Луша, Алиса.

Задание 7 . Закончи слово, добавив слоги са или ша с опо­рой на картинки (подбираемые логопедом). Произнеси слово целиком.



Ли.. .(са), на.. .(ша), коле.. .(со), гало.. .(ша), кры.. .(ша).

Добавь слоги сы или ши. Произнеси слова целиком.

У.. .(ши), у.. .(сы), но.. .(сы), мы.. .(ши), кры.. .(сы), кры.. .(ши).

Задание 8 . Произнеси слова парами отраженно.


усы - уши нос - нож

крыса - крыша носки - ножки

миски - мишки нас - наш

Какими звуками отличаются пары слов?

Уши - усы; крыса - крыша; басня - башня; нас - наш;

вас - ваш.


Задание 9. Рассмотри картинки. Назови их.

Задание 10 . Произнеси слова отраженно.

Сушить, спешить, пушистый, сушка, веснушки, шоссе, пастушок, стишок, смешок, старушка, услы­шал, поспешил, рассмешил, насмешил, скворушка, шустрый, машинист, смышленый.

Логопед выясняет, понимают ли дети смысл данных слов.

Задание 11 . Запомни и назови ряд слов.

Спешить - поспешил - спешка; сшить - сшили - расшить; сушь - сушили - засушили - сушка - вы­сушили.

Задание 12 . Вспомни слова, похожие на слово сушь.

Задание 13 . Ответь на вопросы одним словом. Логопед следит за четким произнесением звуков с и ш.

Кто ведет поезд?

Что светит днем людям?

Чем покрыто тело кошки, собаки?

Каким другим словом можно назвать маленькие баранки?

Воспитательница прочитала детям рассказ, и де­ти рассмеялись.

Какой был рассказ?

Задание 14 . Закончи предложения одним словом.

Логопед читает отрывок из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр». Он начинает предложение, дети заканчивают его одним словом.

Да здравствует мыло... (душистое). И полотенце... (пушистое). И зубной... (порошок). И густой... (гребешок).

Задание 15 . Отбери картинки в три колонки: со звуком с, со звуком ш, со звуком с и ш.

Картинки подбирает логопед.

Перечень предлагаемых картинок: свекла, Душ, шкаф, носки, ромашка, лес, редис, мешок, солнышко, сосулька, шашки, бабушка, старушка, сушка, шоссе.

Задание 16 . Определи место звуков с и ш в словах. Старушка, шоссе, солнышко, страшный, шустрый.

Задание 17 . Закончи предложение одним словом по опор­ным картинкам.

У зайца длинные... (уши). У кота длинные... (усы). Под полом шуршит... (крыса). На доме но­вая... (крыша). Саша помог... (старушке). У Шуры новые... (сапожки).

Звуки с-ш в предложениях

Задание 18 . Произнеси отраженно словосочетания.

Седой дедушка. Пушистый снег. Душистое сено. Красный карандаш. Сухие шишки. Смешной рассказ. Мшистое болото. Страшный зверь. Шелковистая тра­ва. Шелкова головушка, масляна бородушка.

Логопед выясняет, понимают ли дети данные словосоче­тания.

Задание 19 . Ответь на вопросы. Произнеси предложения целиком.

Образец. Снег какой? Пушистый. (Снег пу­шистый.)

Карандаш какой? Рассказ какой? Зверь какой? Трава какая? Головушка какая? Бородушка какая? Сено какое? Болото какое? Шишки какие?

У кого шелкова головушка, масляна бородушка?

Задание 20 . Прослушай предложения. Ответь на вопросы.

На болоте растет камыш. Камыш густой и высо­кий. Саша и Сима срезали камыши.

Что растет на болоте?

Какой камыш?

Кто срезал камыши?

Задание 21 . Произнеси предложения отраженно.

Кукушка весело кукует. Маша пьет кисель. Саша несет груши. Пастушок спешит домой. Сестра сшила Саше рубашку. У слона большие уши.

Задание 22 . Составь предложения по сюжетным картин­кам про Сашу и Машу.


Кто поступает правильно?

Задание 23 . Произнеси отраженно пословицы, поговорки, чистоговорки. Заучи наизусть по выбору логопеда. Выясни смысл каждой пословицы и поговорки.

Как постелишь, так и поспишь. Ой, какой мороз, Все окошки занес!

Береги нос в большой мороз. Сидит, свесив ножки, Как лапша на ложке

Не спеши языком, а спеши делом. Стоит, как кошка над мышкой.

Совушка, совушка, Большая головушка. Стоит, как камыш над рекой.

Песней поле не вспашешь. Листья? как живые, шепчутся,

Поспешишь - людей насмешишь. а придет пора - и зашумят. Девять мышей вместе потянули -

Крышку с кадушки стянули.

Спешишь, спешишь, а отдохнуть некогда.

Отольются кошке мышкины слезки.

Задание 24 . Произнеси скороговорки в трех темпах: мед­ленном, среднем и быстром.

Логопед следит за четким произнесением звуков с и ш.

Сосна шумит со сна,

Со сна шумит сосна.

Саша мал,

Саша мил.

Саша с мылом уши мыл.

Задание 25 . Прослушай загадки. Найди отгадки. Выучи их наизусть. Загадай загадки маме, папе, бабушке, своим друзьям.

Логопед выставляет картинки, изображающие отгадки к загадкам.


У окошка я сижу,

На весь мир в него гляжу.

(Телевизор.)

И крыша со мной.

(Черепаха.)

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом.

А дунул ветерок -

Остался стебелек.

(Одуванчик.)

Из дома я вышла

И вынесла крышу.

Вернулась домой

Стоит Антошка

На одной ножке.

Гладкое, душисто,

Моет чисто.

Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой.

Под коричневою шапкой,

С бархатной подкладкой.

(Белый гриб.)

(П. Расс-Серебряная.)


Конспект занятия.

Тема. Звуки с и ш.

Логопедические упражнения и игры

Дифференциация звуков [ш] — [с] в словах

1. Повтори слова.

1.1. Шила — сила,

шагнуть — согнуть,

широк — сырок,

Маша-масса,

каша-касса,

шипеть — сопеть,

крыши- крысы,

пошел — посол,

нашить вносить,

прошила – просила,

шкала – скала,

шрам – срам,

ушко – узко,

брошки – броски,

фарш – фарс.

1.2. Масштаб, нараспашку, старший, стеллаж, сынишка, штангист, парашютист, шахматист, машинист, смешинка, шест, скошенный, Стеша, Ксюша, шоссе, сушилка, сладкоежка, скоросшиватель, пастушок, слишком, сшитый, пушистый, ушастый, спешка, сыроежка.

1.3. Стоишь, сеешь, кусаешь, снесешь, спустишься, свалишься, смеешься, носишься, сдаешься, стучишься, мчишься, боишься, расплатишься, распушились, раскрошились.

  1. Рассмотри картинки.

2.1. Назови сначала слова, в которых есть звук [ш], а затем слова, в которых есть звук [с].

2.2. Назови слова, в которых звук [ш] находится в начале, в середине или в конце слова.

2.3. Назови слова, в которых звук [с] находится в начале, в середине или в конце слова.

3.4. Объедини предметы в группы и подбери к ним обобщающие понятия.

Образец. Автобус, троллейбус, машина, самолет — транспорт.

  1. Повтори слова в прямом и обратном порядке.

Саша — сушки — спешка.

Смешной — душистый — послушный.

Спешить — слушать — смешить.

  1. Игра «Третий лишний».

Прослушай три слова, раздели их на слоги и назови лишнее.

Саша — шест — суша (2-1-2).

Сынишка — спешка — старушка (3-2-3).

Раскладушка — шахматист — сыроежка (4-3-4).

  1. Продолжи по образцу.

5.1. Образец. Смех — смешной.

Пух — (пушистый),

шерсть — (шерстяной),

масштаб — (масштабный),

успех — (успешный),

дух — (душистый),

уши — (ушастый),

роскошь — (роскошный).

5.2. Образец. Сносить — сношенный.

Скосить — (скошенный),

сшить — (сшитый),

смешать — (смешанный),

услышать — (услышанный),

сушить — (сушеный),

спросить — (спрошенный).

5.3. Образец. Шустрый — еще шустрее.

Смешной — (еще смешнее),

успешный — (еще успешнее),

старший — (еще старше),

роскошный — (еще роскошнее),

послушный — (еще послушнее),

сухой — (еще суше).

  1. Назови слово по описанию.

Жаркая, сухая пора — (сушь).

Сухие деревья, хворост — (сушняк).

Ученик старших классов — (старшеклассник).

Ученик 6 класса — (шестиклассник).

Спортсмен, поднимающий штангу, — (штангист).

Спортсмен, занимающийся прыжками с шестом, — (шестовик).

Спортсмен, играющий в шахматы, — (шахматист).

Человек, совершающей прыжки с парашютом, — (парашютист).

Специалист, управляющий поездом, — (машинист).

Работница, пасущая скот, — (пастушка).

  1. Игра «Чей предмет?».

Шорты Саши – (Сашины шорты).

Сумка Ксюши – (Ксюшина сумка).

Рожок пастуха — (пастуший рожок).

Пальто старухи — (старушечье пальто).

  1. Произнеси слова и объясни, что они означают

Засушиваешь — подсушиваешь – высуши

Подслушиваешь — выслушиваешь — прослушиваешь.

Засаливаешь — пересаливаешь — подсаливаешь.

Переставляешь — выставляешь — подставляешь.

  1. Игра «Кому нужны эти предметы?».

Рассмотри картинки. Соедини линией человека и предмет, который ему нужен.

Чтобы проверить, правильно ли ты соединил между собой картинки, прочитай (прослушай) это стихотворение. В нем ты найдешь верные ответы к заданию.

Штанга нужна штангисту,

Шахматы — шахматисту,

Рожок — пастушке,

Клюшка — старушке,

Соска — малышке,

Машинка — сынишке.

А у тебя получилось так же?

  1. Игра «Чем отличаются слова?».

Сутки — шутки,

миска — мишка,

каска — кашка.

  1. Игра «Хитрые слова».

11.1. Какое слово получится, если заменить первый звук в данном слове на звук [с]? Пушки — (сушки),

Паша — (Саша),

кошки — (сошки),

ушить — (сшить),

ушиб — (сшиб),

Машенька — (Сашенька).

11.2. Какое слово получится, если к данному слову добавить звук [с]?

Шить — (сшить),

ушить — (сушить),

пешка — (спешка),

уши — (суши),

выше – (свыше),

ушки — (сушки).

11.3. Какое слово получится, если произнести данное слово без первого слога?

Бесшумный — (шумный),

сушить — (шить),

мишутка — (шутка),

красотка — (сотка),

стишок — (шок),

висок -(сок),

прошила — (шила),

Данное логопедическое занятие направлено на уточнение и сравнение артикуляции звуков [С] – [Ш]. Оно непременно будет являться хорошим подспорьем для занятий с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения речи.

Тема: «Дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах, словах и в предложении»

Цель: уточнение и сравнение артикуляции звуков [С] – [Ш].

Коррекционно-образовательные:

Совершенствовать фонемный анализ и фонематическое восприятие;

Коррекционно-развивающие:

Расширение словарного запаса учащегося;
- развитие произвольного внимания;

Коррекционно-воспитательные:
- воспитание выразительности речи и интереса к познавательной деятельности

Оборудование: магнитофон, предметные картинки, панно с изображением леса, «письма» с заданиями, зеркало.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Здравствуй, Катя! Тебе нравится путешествовать? Сегодня мы отправимся с тобой на прогулку в Волшебный лес. Чтобы начать наши приключения, произнесем правильно и четко «волшебные» слова.

Саше дали кашу, а Клаше — простоквашу.

Молодец, Катюша! Заметила ли ты что-то в этой фразе? Какие звуки чаще всего встречались? Правильно, звуки [С] и [Ш].

II.Основная часть.

1. Характеристика звуков.

Давай вспомним характеристику звуков [С] и [Ш]. ([С] – согласный, глухой, твердый звук. [Ш] – согласный, глухой, всегда твердый звук). Назови отличия и сходства звуков.

А теперь начинаем наше путешествие.

2. Дыхательная гимнастика.

Чувствуешь, какой свежий воздух в лесу? Давай сделаем дыхательную гимнастику.
«Роза и одуванчик»
Выполняется в положении стоя. Вначале ребенок делает глубокий вдох носом, как будто он нюхает розу, стараясь втянуть в себя весь ее аромат, затем «дует на одуванчик» — максимально выдыхает ртом.
3.Развитие фонематического слуха.

Посмотри на пенек. Кто там сидит?(Зайка) У него в руках письмо. Давай прочитаем.

«Я потерялся и не могу добраться до дома. Чтобы найти дорогу, мне нужно распознать звуки. Если услышишь звук С – хлопни в ладоши, если же услышишь звук Ш – топни ножкой.»

Ну что, Катюша, поможем зайке? Слушай внимательно.

Звуки: Ж, С, З, Ш, Щ, С, Ш, Ж,З и т.д.

Слоги: ЖИ, СЫ, СА, ШО, ШИ, ЩУ, ЖО, СО, ШУ, СУ и т.д.

Помогли зайке, теперь он нашел дорогу домой. А мы пойдем дальше.

Посмотри, а кто это там шуршит за кустиком? Это же мышка Шуршик.Она тоже просит тебя помочь ему. Шуршик любит называть только те слова, в которых есть звук Ш. Измени слова так, чтобы вместо звука С был звук Ш. Попробуем?

УСЫ- ….(УШИ)

СУТКИ — …. (ШУТКИ)

КАСКА — …. (КАШКА)

МИСКА- ….(МИШКА)

СКАЛА — ….(ШКАЛА)

БАСНЯ — ….(БАШНЯ)

МЫС- ….(МЫШЬ)

КУСАЙ — ….(КУШАЙ)

Назови непонятные слова.

И с этим заданием справились!

4. Физическая минутка.

А теперь время зарядки. Все зверята ее делают. Давай и мы присоединимся к ним.

(Выполняем под песню «У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде…»)

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Хлопаем по всему телу ладонями.)

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

(Щипаем себя, как бы собирая складки.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

(Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки))

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

5. Дифференциация звуков С – Ш в предложениях.

На лесной полянке лежит коробочка.

Катя, смотри, кто- то потерял свой подарок. Надо срочно найти того, кому принадлежит он.

На коробке есть записка, но от вчерашнего дождя некоторые буквы стерлись. Надо их вставить.

«Дорогая тёту_ка _ову_ка!

Пе_у _ообщить тебе, что _коро прилечу к тебе в го_ти. _лю по_ылку с разными вку_ня_ками.Там е_ть и _околад, и _ыр, и _у_ки.

Очень жду на_ей в_стречи.»

Нужно вставить пропущенные буквы С и Ш.

Здорово! Теперь мы знаем, кому адресована посылка.

III. Итоги занятия.

Ты всем сегодня помогла, сделала полезные дела, и зверята хотят отблагодарить тебя. Они принесли гостинца с дарами леса.

С какими звуками мы сегодня работали на занятии? Понравилось ли тебе наше путешествие?

Амаркулова А.Д.,
учитель-логопед

Статьи по теме:

Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.

Береги нос в большой мороз.

Дышит паром паровоз, пышит пар из-под колес.

Кашу Саше дали в миске, отдала всю кашу киске.

Купался Иванушка у серого камушка, споткнулся Иванушка у серого камушка.

Машинист сошел с подножки, солнышко в его окошке.

По шоссе бегут машины, по асфальту шуршат шины.

Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.

Ох, орешки хороши, ты не мешкай, поспеши!

Расшумелись на опушке совы, сойки и кукушки.

Сварила Маша вкусную кашу, дала Саше вкусной каши: «Садись, гостья желанная, остынет каша манная».

Соловушка, соловушка, веселая головушка!

Тише, тише, тише, тише, и тиха, и неслышна на деревья и на крыши опустилась тишина.

У большого шалаша слон качает малыша, а мамаша не спеша шубку шьет для малыша.

Хороши в дорожку пирожки с горошком.

Шесть ребят живут в избушке, шесть маслят вблизи опушки.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей.

Шустрый кот осенними листьями шуршит, возле стога с сеном мышек сто­рожит.

Дифференциация звуков С - Ш в предложениях, самостоятельно составленных по модели

Представь, что к широкому шоссе спешит человек, он торопится на автобусную ос­тановку. Послушай слова и объясни их значение. Затем полным предложением ответь на вопрос: кто спешит к шоссе?

Например: К шоссе спешит машинист. К шоссе спешит шахматист.

Штангист, шахматист, путешественник, пастушок, машинист, шпажист, планерист, телефонист, писатель, велосипедист, шофер, шахтер, паспортист, космонавт.

♦ 6 данном упражнении все фразы, которые составляет ребенок, содержат сложные звуковые комбинации. Однако модель у предложений единая, что заметно облегчит их проговаривание.


Дифференциация звуков С - Ш в забавных инсценировках

Послушай забавные сценки. Разыграй их вместе с родными. Пусть одну из ролей сыграет взрослый, а другую - ты. Если будешь говорить четко и выразительно, тогда лучится маленький спектакль.

Пылесос, пылесос! - Шел по лесу шустрый Мишка,
Ты куда суешь свой нос? На него свалилась шишка.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу, - А на нас, а на нас
Вашей пылью я дышу! Пусть сорвется ананас!

Мышка, мышка, что не спишь? - Тише, мышка, не шуми,
Что соломкою шуршишь? Навостри-ка уши,

Я боюсь уснуть, сестрица, Тише, мышка, не шурши,
Кот усатый мне приснится! Тишину послушай!

Шустрый Миша сушит сушки, - Слышу! Слышу! Две букашки
Миша высушил штук шесть. Спать устроились в ромашке!

Как смешно спешат старушки Под простынки влезть хотят,
Сушек Мишиных поесть! Лепестками шелестят.

Дифференциация звуков С - Ш в стихотворных текстах о животных

Послушай забавные истории в стихах. С выражением проговори каждое из них.3атем перескажи своими словами и объясни, что же смешного в этих историях.

Болотная лягушка - Заходи, сороконожка,

Купила саксофон, Посиди со мной немножко, -

Умеет за лягушку Так шептал усталый шмель,

Прекрасно квакать он! Приглашая влезть на ель.

Веселые мыши забрались на крышу К дому мышка подошла,

И лезут упрямо все выше и выше: Лапкой двери поскребла,

«Совсем не боятся они высоты», - Заглянула - нет ли кошки,

Решили, взбираясь за ними, коты. И уселась на окошке.

Ветер елками шумит, Черепаха всех смешит,

Ежик наш домой спешит. Потому что не спешит,

Вдруг из леса вышел волк, И куда спешить тому,

На ежа зубами - щелк. Кто всегда в своем дому?
Еж иголки показал,
Волк со страху убежал.


Спал заяц в лесу, не мешал никому, У широкого моста

Вдруг что-то упало на спину ему. Пес поймал в реке кита,

Помчался трусишка, от страха дрожа, Спрятал за окошко,

И где-то в кустах потревожил ежа, Съела его кошка,

И крикнул испуганный зайка тогда: Помогали два кота...

Спасайся кто может! Случилась Нет большущего кита!
беда!

Дифференциация звуков С - Ш в скороговорках

Четко проговори скороговорки сначала медленно, а затем быстро, сохраняя чет­кость произношения звуков С - Ш.

В сплошной тиши у шалаша я слышу шорох камыша.

За шоссе, за шоссе шуршали мыши в камыше.

Испекла Иришка куклам по коврижке, сладкие коврижки для Сашки и Маришки.

Кукушка кукушонку сшила капюшон, смешной капюшон, и кукушонок в нем смешон.

Мышка Сашка скушала кашку, в мышкиной плошке больше ни крошки.

Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила, мышки сушки кушать стали, мышки зубики сломали.

Наша серая кошка сидела на крыше, ваша серая кошка сидела выше.

Нет шестой кошки в Сашином лукошке.

Парус наш на совесть сшит, нас и шторм не устрашит.

Пастушок к пастушке спешит, пастушок пастушку смешит.

По шоссе идет старушка, у старушки в сумке сушка.

Соня с Сашей шли за Глашей.

Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила - рукав не пришила.

Сшила Саша Сашке шапку.

У нашего сынишки старые пустышки.

Шашки на столе, шишки на сосне.

Шишки скользкие шуршали, шумно шлепались с сосны, слоем снега, словно шалью, скроет шишки до весны.

Дифференциация звуков С - Ш в рассказах

Послушай рассказы. Четко проговори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ целиком.

Саша шел в школу, а позади него шагал пес Пушок и, как всегда, нес Сашину сумку. Саша гордился своим псом. Ни у кого не было такой умной собаки! Саша быстро шел к школе, не останавливался и не оглядывался. В это время подошел к Пушку Сашин сосед - Мишка - и протянул собаке кость с мясом. Пушок бро­сил сумку, схватил большую кость и снова пошел за Сашей. А шалун Миша взял Сашину сумку и говорит сам себе: «Посмотрю я на Сашку, когда он с костью при­дет в школу да за парту сядет!»


НЕСОСТОЯВШЕЕСЯ ПУТЕШЕСТВИЕ

Семья готовилась к путешествию. Жена складывала в сумки множество ненужных безделушек. Пять сумок были полны с верхом. Нести их было слишком тяже­ло. Муж устал от непосильной ноши. Стоя у вагона поезда, он с трудом дыша Когда поезд подъехал, муж сказал жене: «Жалко, что ты не взяла с собой шкаф Жена схватилась за голову. Она вспомнила, что именно в шкафу, на полке, она оставила билеты на поезд.



ТЯЖЕЛАЯ НОША

Купила как-то свинья у медведя мешок желудей. Несет свинья мешок, и что-то ноша ей невесомой кажется. «Обманул меня мишка, - решила свинья, - пол­мешка насыпал!» Шагает свинья дальше, устает. Мешок ей кажется тяжелее с каж­дым шагом. «Нет, не обманул мишка, - думает свинья, - мешок насыпал!» Опять шагает свинья, и уж ей невмоготу нести тяжелый мешок. Бросила свинья мешок, встала и говорит: «Что это мишка вместо одного мешка мне два насыпал?!»


Каждый учитель-логопед знает, насколько кропотливой является работа по дифференциации поставленных звуков.

Предлагаю вниманию учителей-логопедов, работающих с дошкольниками, систематизированный материал – картотеку заданий по дифференциации звуков [с] – [ш].

Картотека содержит в себе 12 карточек.

Керина Елена Александровна ,

учитель-логопед, МДОУ “ЦРР-д/с “Кристаллик”,

г.Абакан, Республика Хакасия

Несколько карточек для ознакомления:

Карточка №7.

1. Попеременно произноси звуки [с] и [ш].

2. Игра «4й лишний». Повтори ряд слов, определи, какое слово лишнее, объясни почему.

Сапоги, шуба, маска, квас.

Собака, кошка, лошадь, лиса.

Шапка, шарф, сарафан, шуба.

Шапка, сапоги, шуба, шорты.

Шкаф, миска, ложка, чашка.

Сосна, ромашка, осина, берёза.

Слива, груша, апельсин, свёкла.

Картошка, капуста, груша, чеснок.

3. Повтори слова:

Саша, суша, сушки, сушилка, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать, Сашенька, старший, страшно, солнышко, стёклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, несёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, сынишка, трусишка, старушка, расшумелась, пастушок, машинист.

4. Измени предложение:

Я слушаю стишок. Ты..Он(она)..Мы..Вы..Они..

5. Выучи:

У киски игрушка – плюшевый мишка,

У мишки игрушка – пушистая киска.

Дифференциация звуков [С] и [Ш]

Карточка №9.

1. Повтори словосочетания.

Весёлый розыгрыш, вкусные сушки, голосистый скворушка, душистый горошек, душистый шиповник, опасное путешествие, осколок стёклышка, персидская кошка, послушные малыши, посошок старушки, скоростное шоссе, смешной сынишка, смышлёный малыш, сушёная вишня, шелест камышей.

2. Повтори скороговорки, постепенно убыстряя темп.

Шашки на столе, шишки на сосне.

Саша любит сушки, а соня – ватрушки.

Совушка, совушка, большая головушка.

Вымыли мыши миски для мишки.

Саша мал, Саша с мылом уши мыл.

3. Медленно и четко произнеси предложения (2-3 раза), контролируя правильную артикуляцию.

У слона большие уши. Леша поймал большого усатого сома. Кошка ест кашу из миски. У Даши вкусные вишни. Лукошко стоит на окошке. Кукушка весело кукует. Алеша любит салат, а Света любит шоколад. Пушистая кошка сидит на окошке. В сосновом лесу пахнет душистой смолой. В тишине слышен гул самолёта. Малыши слушают смешные стишки. Петушок уселся на шесток. У Маши пушистая кошка. Пастушок спешит домой.

Дифференциация звуков [С] и [Ш]

Карточка №8.

1. Повтори чистоговорки, чётко проговаривая все звуки:

Ша-ша-ша – Саша моет малыша.

Су-су-су – воздушный шарик я несу.

Ши-ши-ши – спать ложатся малыши.

Шу-шу-шу – я письмо пишу.

Со-со-со – Миша катит колесо.

Су-су-су – мишку видели в лесу.

Аш-аш-аш – под сосной стоит шалаш.

2. По три раза повтори словосочетание, постепенно убыстряя темп. Контролируй правильное произношение звуков с-ш.

Седой дедушка, старая бабушка, сосновые шишки, весёлый малыш, шумный класс, солёные волнушки, куст шиповника. Сухие сушки, пушистая кошка, душистый ландыш, смешные стишки, вишнёвый сад, вкусная лапша, большая собака, столовая ложка, сладкий шоколад, лесная опушка, полосатый шмель. 3. Выучи:

Пушистая кошка на солнышке сушит

Шёрстку на спинке, хвостик и уши.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"
Нравится