Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие». Тема: «Домашние птицы. Конспект занятия в детском саду домашние птицы Занятие для малышей домашние птицы

Занятие в старшей группе компенсирующей направленности

Тема: «Домашние птицы»

Логопед: Кузнецова М.Ю.

Цель : Сформировать у детей представления о домашних птицах, развивать творческие познавательные способности в процессе решения поставленных задач.

Задачи:

1. Закрепить словарь по теме.

2. Систематизировать представления детей о домашних птицах, местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах семей, пользе для человека.

3. Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к жизни домашних птиц, память, связную речь.

4. Учить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

5. Воспитывать заботливое и внимательное отношение к домашним птицам.

Оборудование: картинки и иллюстрации по теме, магнитная доска, перья, заготовки для аппликации, клей.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

Сегодня к нам пришел гость. Угадайте кто это.

Он у нас горластый,

По утрам кричит он: «Здравствуй!»

На ногах его сапожки,

На ушах его сережки,

На головке – гребешок,

Вот какой он ….!

Посмотрите, какой необычный петушок пришел к нам в гости. Что у нашего петушка не так? (художник не раскрасил хвост у петушка) Сможем ему помочь?

Конечно, поможем ему! Он станет разноцветным, когда мы выполним различные задания. После выполнения каждого задания будем дарить петушку по одной краске.

II. Основная часть.

1. – Посмотрите на петушка. Что есть у петушка? (голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, перья, крыло, глаза, гребешок, бородка)

Закончите предложения:

У петушка есть одна ….

У петушка есть один ….

У петушка есть одно ….

У петушка есть два ….

У петуха есть две …

2. Упражнение «Голоса птиц»

Где живет петух? А кто с ним еще живет? Послушайте и угадайте, кто живет на птичьем дворе.

Петух – кукарекает

Курица – кудахчет

Гусь – гогочет

Утка – крякает

Индюк – болобочет

Молодцы, хорошо и правильно вы справились с заданием. Подарим петушку краску.

3. Беседа по картине «Птичий двор»

Посмотрите, где мы оказались. Здесь большое оживленье – птицы в разном оперении. Какие это птицы? Почему их называют домашними? Кто ухаживает за птицами? Что они едят? Какая польза от птиц?

Петух может похвастаться красивым гребешком, а остальные птицы чем могут похвастаться?

Индюк – красивым хвостом

Курица – пестрые перья

Гусь – длинная шея

Утка – широкие лапы.

Молодцы! Дарим петушку краску.

4 . Физминутка. Фонетическая ритмика со звуками.

5 . Исследовательская деятельность с пером.

Обратить внимание на перья на столе.

Что это? Какое оно? (цвет, вес) Для чего нужно перо? Как человек использует?

Молодцы, дарим еще одну краску петушку.

6 . Игра «Бывает – не бывает»

Инструкция: если это бывает – хлопаем, если не бывает – топаем.

Курица улетела в теплые края.

Курица снесла яйцо.

Петух нырнул в речку.

Цыпленок взлетел на забор.

Петух нашел зернышко.

Утка громко закукарекала.

На пруду громко кудахтали гуси.

Петух распустил хвост веером.

Индейка высиживает индюшат.

Молодцы, хорошо и правильно вы справились с заданием. Подарим петушку краску.

7 . Игра «Доскажи словечко»

Шею вытянул гусенок,

Озирается спросонок,

Еле-еле соню сына

Под крылом нашла …(гусыня)

А кто папа у гусят? (гусак) (вывешивается картинка «Гуси»)

Эй, утята, вы куда?

Здесь собачья будка!

Ждет вас около пруда

Ваша мама … (утка)

Кто папа у утят? (селезень) (вывешивается картинка «Утки»)

Что стряслось у индюшат. Почему они спешат?

У сарая за кадушкой червяка нашла … (индюшка)

Кто папа у индюшат? (индюк) (вывешивается картинка «Индюки»)

Ну-ка марш назад цыплятки.

Залезать нельзя на грядки!

Ищет вас волнуется ваша мама … (курица)

Кто папа у цыплят? (петух) (вывешивается картина «Куры»)

Молодцы, давайте подарим петушку еще одну краску.

III. Итог занятия.

Ребята, кому мы сегодня помогли? Как вы думаете петушок остался довольным?

Про каких птиц сегодня говорили?

Полезны ли для человека домашние птицы? Чем?

Надо ли человеку ухаживать за птицами? Почему?

Мы многое сегодня вспомнили и повторили. Молодцы!

Тема: «Домашние птицы»

Цель: Систематизация представлений детей о домашних птицах: местах их обитания, как они подают голос, членах птичьих семей, пользе для человека.

Задачи:

I Коррекционно-образовательные:

Уточнить знания детей о домашних птицах и их детёнышах:

Их внешнем виде, строении; особенностях передвижения (ходят, бегают, летают); Как подают голос? (образование глаголов от звукоподражания: болбочет, гогочет и т.д)

Чем питаются?;Почему называются домашними птицами? Где живут? Какую приносят пользу?

Отработать родительный падеж существительного единственного числа с предлогом -у – в игре «У кого кто в семье?»

Ввести в словарь детей сложное слово «водоплавающие»

Способствовать совершенствованию навыка согласования существительных с числительными в родительном падеже, используя противительный союз –но- (д/игра «Посчитай»)

Закреплять знания о графическом изображении букв. Упражнять в умении соотносить звуки в словах с буквами. (д/пособие «Цветные резиночки»)

Закрепление навыка образование притяжательных прилагательных в игре «Чей, чья, чьё?»

Продолжать учить детей описывать живой предмет с опорой на план схему через использование элементов театрализованной деятельности Установления с детьми эмоционально-положительного контакта, интереса к совместной со взрослым деятельности, желание участвовать в общей импровизации.

II Коррекционно-развивающие:

Развитие логического мышления (отгадывание загадок);

зрительного внимания. общей моторики

Развитие речевого дыхания (сила и длительность речевого выдоха)

Развитие мелкой моторики

Развитие фонематического слуха.

III Коррекционно-воспитательные:

- создавать условия для формирования мотива смены деятельности, положительной установки на участие в логопедическом занятии.

Воспитывать доброе отношение к домашним птицам, чувство благодарности за приносимую ими пользу;

Развивать у детей доброжелательное отношение к своим товарищам, способность оценивать и контролировать свои действия

Оборудование: макет « птичий двор», домашние птицы (утка, гусь, петух, курица, индюк), картинки с изображением семьи каждой домашней птицы (гусь, гусыня, гусята; утка, селезень, утята; индюк, индюшка, индюшонок; петух, курица, цыплята), карандаши; конверты с заданиями, аудиозапись голосов домашних птиц, магнитофон, пёрышко, бумажные маски, куклы би-ба-бо (дед и бабка) , ИКТ, пособие «Цветные резиночки»

I . Орг. Момент

Посмотрите друг на друга. Подарите друг другу свои улыбки. Какое у вас сейчас настроение? А если настроение хорошее, то мы можем начать наше занятие.

Ребята, утром в кабинете я увидела письмо, как оно могло к нам попасть? (ответы детей)

Как вы думаете, откуда оно пришло (на конверте нарисован птичий двор)

II . Основная часть

Давайте посмотрим, что в нём? (задание -прослушать звуки домашних птиц и отгадать их)

Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить?

Как можно назвать их одним словом?

Какие это птицы? (Домашние.)

От какого слова (Дом)

Кто строит им дом? Где живут домашние птицы?

Кто за ними ухаживает? Как (Чистит курятник, выпускает птиц гулять во двор, на луг, на пруд)

Что есть у всех птиц? (Голова, шея, тело, два крыла, хвост, две ноги)

Кто из домашних птиц умеет плавать? Как мы их можем назвать (водоплавающие)

А хотите побывать на экскурсии в деревне? (да)

А как мы можем туда попасть (ответы детей)

Сегодня мы отправимся в путешествие с помощью волшебного пёрышка

Стоит на него подуть

И оно покажет путь –

В какую сторону идти,

Чтоб хозяина найти

Логопед кладёт пёрышко на ладонь вытянутой руки и протягивает руку детям; просит по команде всех вместе подуть на волшебное пёрышко «Раз. два, три-пёрышко лети» .Поднять и попросить детей взявшись за руки, идти вслед за логопедом туда, куда показывает пёрышко. Идя змейкой, подвести детей к столу, где стоит макет «птичьего двора», но без домашних птиц.

Вот мы и на птичьем дворе. Домашние птицы спрятались от нас в птичнике, но если мы выполним их задания, то увидим их.

Вы согласны? (да)

Логопед берёт конверт, читает детям загадку, и задание которое, нужно выполнить

1.- Чтобы узнать от кого первое задание. нужно отгадать загадку:

Съем червя, попью водицы.

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко –

Ребятишек покормлю … (Курица)

Задание от курицы:

Ребята скажите, кто как из домашних птиц подает голос.

Образец: петух - кукарекает.

курица – кудахчет

утка – крякает

гусь – шипит, гогочет

индюк – болбочет

цыпленок – пищит

Молодцы! Вы с этим заданием справились очень хорошо!

На макет ставится плоскостное изображение курицы

2. А вас ждёт вторая загадка

Звонко время отмечает.

Утром солнышко встречает.

Вот последний луч потух.

Спать пора!» - поет... (Петух)

Задание от петушка:

Гимнастика «Петушок»

Методика проведения: встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем похлопать ими по бедрам со словом

«ку-ка-ре-ку» (выдох)

Количество повторов: повторить 2 раза.

Умнички.

3. Слушайте следующую загадку

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки.

Дарит мягкие перинки … (Гусь)

Задание от гуся:

Вспомните членов семьи каждой домашней птицы (на столе картинка с лабиринтом на каждого ребёнка, предлагается собрать семью, соединив их линией)

петух – курица – цыпленок.

гусь – гусыня – гусенок;

утка – селезень – утенок;

индюк – индюшка – индюшонок

4 .А впереди следующее задание

Пестрая крякуша

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку-спотыкалочку (Утка)

Задание от утки:

Мои утята очень любят играть, покажите пожалуйста игру для моих утят

Речевая п/игра «Домашние птицы»

Наши уточки с утра Идут по кругу вперевалочку.

Кря - кря-кря! Подражая походке уток.

Кря - кря - кря!

Наши гуси у пруда - Идут по кругу, вытянув шеи

Га - га - га! Вперед и оставив

Га - га - га! руки - «крылья» назад.

Наши курочки в окно - Останавливаются, встают

Ко - ко - ко! лицом в круг, бьют руками

Ко - ко – ко! по бокам.

А как Петя - петушок Встают спиной в круг.

Рано -рано поутру вытягивают шею вверх.

Нам споет: ку - ка - ре - ку! поднимаются на цыпочки

Очень хорошо.

5. Следующая загадка

Тело перьями покрыто.

Борода висит сердито.

Хвост почти как у павлина,

Когти остры, ноги длинны.

Разгоню я всех вокруг.

А зовут меня … (Индюк)

Задание от индюка:

Дидактическая игра "Чья, чей, чье?". (ИКТ игра показ слайдов)

– Ой, ребята, а чей это хвост? Отвечайте полным предложением и следите за правильным произношением слов.

– Это петушиный хвост.(показывает картинку)

Чья голова? – Это куриная голова.

Молодцы! Вы все правильно сказали.

6. Следующая загадка

Желтые комочки

Бегают за квочкой.

Квохчет курица: «Ко-ко -

Не ходите далеко!» (Цыплята)

(на столе лежат конверты, ребёнок достаёт карточку, считает и отвечает сложносочинённым предложением с противительным союзом НО (работа в парах)

Играем в игру «Есть и нет»

Один ребёнок говорит: «У меня 3 цыплёнка». Другой ребёнок ему отвечает: «У меня нет трёх цыплят, но зато есть 5 гусят». Дети говорят по цепочке.

А теперь определите какой первый звук стоит в названии вашей птицы и какой буквой он будет обозначатся. С помощью пособия напишите вашу букву

Замечательно справились с заданием.

7 .А вот и самая последняя загадка

Удивительный ребёнок!

Только вышел из пелёнок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать. (Утёнок)

Утёнок просит вспомнить сказки, где есть домашние птицы (Гадкий утёнок, курочка Ряба, Колосок, Сказка о золотом петушке и т.д)

Помните сказку Г, Х Андерсена «Гадкий утёнок»? Утёнок был маленьким, не знал обитателей птичьего двора, поэтому подходил ко всем и спрашивал «Ты кто? Расскажи про себя»

Логопед подходит к ребёнку и задаёт вопрос.

Ребёнок в маске отвечает: «Я гусь. У меня есть голова, шея, туловище, крылья, лапы. Я домашняя птица, живу в птичнике, люблю кушать зерно, траву. Моих детёнышей зовут гусятами. Я умею гоготать. Я даю человеку мясо и жир.

Логопед от имени утёнка говорит: «Спасибо вам птицы,теперь я всех знаю»

3.Итог

Вот наша экскурсия подошла к концу. И нам надо расставаться с обитателями птичьего двора. Давайте попрощаемся с ними. Скажите, о ком мы сегодня с вами говорили? (Мы говорили о домашних птицах). А что вы о них узнали? Чему вы научились? (дети отвечают на вопросы). Вы все очень хорошо отвечали на мои вопросы, внимательно меня слушали. Я очень рада, что вы многому научились. Домашние птицы приготовили для вас сюрприз.

Цели:

Продолжить знакомить детей с домашними птицами.
Обогатить словарь детей по теме.
Формировать устойчивые представления о форме, цвете, количестве, величине, геометрических фигурах.
Упражнять в звукоподражании, лепке, наклеивании, рисовании пальчиками и карандашами.
Продолжать учить выполнять постройку из строительного материала по образцу, разрезать ножницами бумагу.
Развивать мышление, зрительное и слуховое сосредоточение, мелкую моторику, координацию движений, чувство ритма.
Учить детей выполнять коллективную постройку и обыгрывать ее.

Оборудование:

Емкость с крупой, в которой зарыты пластиковые яйца с мелкими игрушками-домашними птицами внутри.
Картинка-фон с изображением большого и маленького гнезда, силуэтные изображения яиц.
Плоскостное изображение яйца, разрезанного зигзагом на две половинки.
Пластилин коричневого и белого цвета.
Цветное силуэтное изображение петуха без хвоста с прикрепленным степлером к обратной стороне карманом, в который вставляются разноцветные перья хвоста, вырезанные из цветного картона.
Картинка-заготовка с изображением петушков, зеленые карандаши, ватные палочки, желтая гуашь.
Картинка-фон «курятник» с изображенными в виде линий насестами, счетные палочки.
Картинка-заготовка с изображением курочки и яичных скорлупок, клей, силуэтные картинки разных цыплят.
Фасоль белая и темная.
Картинка-фон с изображением темных силуэтов уточек разного размера, цветные силуэты уточек, шляп, крылышек и мячей соответствующих размеров.
Прищепки, цветные силуэтные картинки уточек без клюва и лап, вырезанные из плотного картона.
Губка, подносы, емкость с водой.
Картинка-фон с изображением водоемов в виде круга, овала и квадрата, мелкие игрушки «Уточки» белого и желтого цвета.
Резиновые уточки с прорезью в клюве.
Горох, ложки, мыльницы.
Картинка-фон с изображением гуся из геометрических фигур, геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона.
Картинка-фон с изображением забора, озера, кормушки, цветные силуэтные картинки курицы, петуха, утки, гуся и индюка.
Игрушки из набора «Веселая ферма», соответствующие теме занятия.
Аудиозаписи: «Вышла курочка гулять», «Два веселых гуся», «Птичий двор».

Ход занятия:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Сюрпризный момент «Отыщи яйцо с птенцом»

Дети отыскивают в емкости с крупой пластиковые яйца, затем раскрывают их и находят внутри игрушки, изображающие птиц. Дети называют свою птицу, если не могут сами, называет взрослый и просит ребенка повторить.

Звукоподражание «Чей голос?»

Кто говорит «Га-гага»? Гуси. Скажите как гуси.
- Кто говорит «Ку-ка-ре-ку»? Петух. Скажите как петух.
- Кто говорит «Кря-кря-кря»? Утка. Скажите как утка.
- Кто говорит «Ко-ко-ко»? Курица. Скажите как курица.

Дидактическое упражнение «Яйца в гнездах»

Вот перед вами гнезда. Сосчитайте их. Сколько гнезд на картинке? Два гнезда. А гнезда одинаковые или разные. Разные. Одно гнездо большое, другое маленькое. Покажите большое гнездо. Покажите маленькое гнездо.
В маленькое гнездо положите одно яйцо, а в большое гнездо положите два яйца.
Положите цифру 1 под гнездо, в которой одно яйцо. А какую цифру положим под гнездо с двумя яйцами? Цифру 2.

Дидактическая игра «Сложи целое яйцо из частей»

Это яйцо разбито. В нем сидел птенец. Подрос и разбил яйцо. Чтобы выйти наружу. Давайте попробуем сложить яйцо. Из частей сделать целое.

Лепка «Яйца в гнезде»

Дети лепят шар круговым раскатыванием, затем сплющиванием лепят лепешку- гнездо. После лепят из пластилина белого цвета круговым раскатыванием яйца и складывают в гнездо.

Курица, петух, цыплята

Дидактическая игра «Красивый хвост петуха»

Давайте сделаем петуху красивый хвост. Вставьте ему в хвост синее перышко (красное, желтое, оранжевое, зеленое).

Конструирование «Насест для кур»

Разложите палочки на картинке так, чтобы получился насест для птиц.

Рисование «Травка и зернышки для петушков»

Нарисуйте цыплятам травку зеленым карандашом. Нарисуйте ватными палочками зернышки среди травы.

Аппликация «Цыплята вылупились»

Наклейте вокруг курочки только что вылупившихся цыплят.
- Покажите цыплят, которые еще сидят в скорлупе. Сколько таких цыплят? Два цыпленка.
- Покажите цыпленка без скорлупы. Сколько таких цыплят? Один цыпленок.
- Покажите цыплят, у которых скорлупа на голове. Сколько таких цыплят? Два цыпленка.
- Покажите цыпленка с синим бантиком. Сколько таких цыплят? Один цыпленок.

Игра-инсценировка песни «Вышла курочка гулять»

Дети выполняют движения под музыку по показу воспитателя.

Утка, селезень, утята

Дидактическая игра «Разные уточки»

Сосчитайте, сколько у вас уточек. Три уточки. Они одинаковые или разные? Разные. Покажите самую большую уточку, самую маленькую, среднюю. Найдите тени от этих уточек и положите их сверху. Приложите к уточке их крылышки, подходящие по размеру. Наденьте уточкам шляпки и раздайте мячики.

Дидактическая игра «Уточки плавают»

Перед вами картинка с нарисованными водоемами. Покажите тот, который похож на круг, на овал, на квадрат. Расставьте уточек в середине каждого водоема. В овальном водоеме расставьте уточек друг за другом, чередуя белых и желтых. В круглом водоеме расставьте уточек по кругу. В квадратном водоеме расставьте уточек в углы.

Игра с прищепками «Сделай уточке клюв»

Какого цвета прищепки будем использовать для утиного клюва? Возьмем красные прищепки и сделаем клюв. Вот так. (Показ). Сколько красных прищепок нужно взять? Две красные прищепки.

Упражнение «Накорми уточку»

Положите уточке в клювик три фасолины.

Упражнение «Наполни кормушку крупой»

Насыпьте ложкой горох в кормушку и закройте крышку. А теперь откройте и покормите птиц.

Упражнение «Собери воду губкой»

Дети сначала наливают на тарелочки воду, а затем с помощью губки собирают ее и отжимают в ведерко.

Гусь, гусыня, гусята

Дидактическая игра «Сложи гуся»

Дети выкладывают геометрические фигуры на картинку с изображением гуся. Воспитатель просит назвать используемые фигуры.

Упражнение «Перебери фасоль для гусей»

У вас в тарелочках лежит фасоль. Потрогайте ее. Покажите белую фасолину. Покажите черную фасолину. Переберите фасоль, разложите на разные тарелочки белую и черную фасоль. Сделайте из фасолин бусы - выкладывайте по очереди белые и черные фасолины друг за другом.

Игра-инсценировка песни «Жили у бабуси два веселых гуся»

Дети повторяют движения под музыку по показу воспитателя.

Дидактическая игра «На птичьем дворе»

Давайте расставим фигурки птиц на птичьем дворе.
- Посадите уточку в воду.
- Посадите петушка на забор.
- Посадите курочку под забор.
- Посадите гуся возле кормушки.
- Посадите индюка между забором и кормушкой.

Коллективное конструирование «Птичий двор»

Дети выставляют фигурки из набора «Веселая ферма», строят насесты и заборчики из строительного материала. Затем обыгрывают постройку.

Музыкально-динамическая пауза «Птичий двор»

Дети двигаются под песню «Птичий двор». Бегают по коррегирующей дорожке, прыгают через «лужи», «плавают» в «пруду», стоят на пеньках, ходят по скамейке.

Юлия Веревкина
Конспект занятия «Домашние птицы»

Педагог-психолог приветствует детей : Здравствуйте, ребята! Я приглашаю всех вас на «Птичий двор» (перед детьми устанавливается макет) .

Педагог-психолог предлагает детям рассмотреть картинки, затем ребятам задаются следующие вопросы :

Кто живет на птичьем дворе? Как можно назвать этих птиц ? (Домашние птицы .)

Почему их называют домашними ? (Потому, что они живут рядом с человеком, и человек заботится о них.)

Как человек заботится о домашних птицах ? (Человек дает птицам корм , воду, строит для них домики-курятники, птичник.)

Какую пользу человеку приносят домашние птицы ? (Птицы дают человеку яйца , мясо, пух и перья.)

Педагог-психолог : А знаете ли вы, какие птицы живут во дворе ? Чтобы это узнать, надо загадки отгадать.

Игра «Загадки-рифмовки» .

1. Целый день она гуляет,

Травку, листья разгребает.

Выйди лишь на улицу,

Там увидишь (курицу) .

2. Распускает хвост павлином,

Ходит важным господином,

По земле ногами – стук,

И зовут его? (Индюк.)

3. Я раньше солнышка встаю

И у меня прекрасный слух,

Я яркий, озорной (петух) .

4. Длинная шея,

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки (гусь) .

5. Под дождём она гуляет,

Щипать травку обожает,

«Кря» кричит. Всё это шутка. Ну, конечно, это (утка) .

Педагог-психолог : Молодцы! Вижу, умные вы дети. Про кого мы отгадали загадки? (Ответы детей) . А теперь давайте поплаваем, как уточка.

Пальчиковая гимнастика «Уточка» .

На волнах качаясь, уточка плывёт,

То нырнёт, то вынырнет – лапками гребёт.

Педагог-психолог : Замечательно! Знаете, ребята, мои домашние птицы любят добрых , ласковых людей. Сумеете ли вы позвать их ласково?

Игра «Назови ласково» (стоя с мячом) .

Утка - уточка

Петух - петушок

Курица - курочка

Индюшка - индюшечка

Цыплёнок- цыплёночек

Утёнок - утёночек

Гусёнок - гусёночек

Индюшонок - индюшоночек.

Педагог-психолог : Ой, ребята, я же забыла калитку закрыть в моём птичнике. Давайте посмотрим. Сюда прилетели дикие птицы и все они перемешались. Ребята, что же мне теперь делать? Да вы же у меня помощники хорошие, помогите расселить диких птиц на дерево , а домашних птиц во двор (на плетень) .

Игра «Рассели птиц » .

Педагог-психолог : А сейчас возьмите по птице и расселите . Домашних птиц вы куда расселите ?

Дети : Во двор.

Педагог-психолог : А диких?

Дети : На дерево.

Дети выполняют. (Диких птиц сажают на макет дерева, а домашних - на плетень около домика) .

Педагог-психолог : Давайте посмотрим, правильно ли вы сделали? Во дворе у нас какие птицы ?

Дети перечисляют, кого поселили во двор.

Педагог-психолог : А на дерево каких вы птиц поселили ?

Дети называют птиц на дереве .

Педагог-психолог : Ой, спасибо, вы настоящие помощники. Интересно, а почему же одних птиц называют дикими , а других домашними ?

Дети : Домашние птицы не умеют летать , добывать корм, живут с человеком. Он за ними ухаживает, кормит, защищает, строит теплое жилье - сарай, ферму, птичник.

Педагог-психолог : А какие птицы сами о себе заботятся, добывают корм, защищаются от врагов, строят гнёзда, и умеют летать?

Дети : Дикие птицы .

Игра «Один – много» (стоя с мячом)

Педагог-психолог бросает мяч ребенку и называет птицу в единственном числе, ребенок, бросая мяч обратно, называет эту же птицу во множественном числе. Например : селезень – селезни, петух – петухи и т. д.

Педагог-психолог рассказывает детям, что птицы , как и люди, живут семьями. Знакомство с птичьими семьями.

Помогите малышам,

Потеряли дети мам,

Без родителей, одни

Попадут в беду они.

Я рассказ начну, а вы кончайте,

Хором, дружно отвечайте :

Кого они ищут?

Стихи-подсказки :

1. Шею вытянул гусенок,

Озирается спросонок.

Еле-еле соню сына

Под крыльцом нашла … (гусыня) .

А кто папа у гусят? (гусак) (вывешивается картина «Гуси» )

2. Что стряслось у индюшонка?

Почему же он спешит?

У сарая за кадушкой.

Червяка нашла … (индюшка) .

Кто папа у индюшат? (индюк) . (вывешивается картина «Индюки» )

3. Эй, утенок, ты, куда?

Здесь собачья будка!

Ждет тебя около пруда

Твоя мама … (утка) .

Кто папа у утят? (селезень) (вывешивается картина «Утки» )

4. Ну-ка марш, назад, цыпленок!

Залезать нельзя на грядки.

Ищет тебя, волнуется

Твоя мама … (курица) .

Кто папа у цыплят? (петух) . (вывешивается картина «Куры» )

Молодцы, помогли малышам найти своих родителей. И теперь они вместе гуляют по двору. Скажите, кто с кем гуляет?

Курица и петух гуляют с цыплятами. Индюшка и индюк гуляют с индюшатами. Утка и селезень гуляют с утятами. Гусак и гусыня гуляют с гусятами.

Педагог-психолог : А теперь ещё раз повторим. Приготовьте ваши пальчики.

Пальчиковая игра «Домашние птицы »

Есть у курицы цыплёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок, (Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.)

У каждой мамы малыши все красивы, хороши! (Показывают пальчики.)

Игра «У кого кто?» (ед. и мн. число)

У курицы – цыпленок, цыплята и т. д.

Педагог-психолог : Молодцы. А сейчас мы посмотрим, знаете ли вы, как нужно относиться к птицам .

Игра «Что хорошо, что плохо» .

Дети слушают четверостишия; если считают, что услышанное – это хорошо, то хлопают в ладоши, а если плохо – топают ногами.

1. Если маленький малыш

Сыплет птицам крошки ,

Поступает плохо он, Или он хороший?

2. Злой мальчишка палку взял,

И гусей ею гонял,

Был доволен он собой.

Хороший мальчик или плохой?

3. Смастерила девочка вовсе не игрушку -

Смастерила с папой для кур кормушку.

Зерна насыпала в неё,

Плохо это или хорошо?

4. Из рогатки мальчуган

В стадо индюков стрелял

И подранил одного

Плохо это или хорошо?

5. А теперь ответить вы должны :

Как будете себя вести?

Должно решенье быть одно -

С птицами поступать только…

Все : Хорошо!

Подведение итогов занятия

Педагог-психолог : Дети, так какие птицы живут на птичьем дворе (Ответы детей.)

Педагог-психолог : Мы сегодня с вами много играли. Вам понравилось? А что вам понравилось больше всего. (Ответы детей) .

Конспект фронтального занятия на тему «Домашние птицы»

Тема : «Домашние птицы»

Цель: согласование числительных «два», «две» с существительными, развитие словаря.

1. Систематизировать знания о домашних птицах.

2.Упражнять в согласовании числительных «два», «две» с существительными.
3. Развивать общую, мелкую, моторику.

4. Воспитывать умение слушать и слышать своих товарищей.

Оборудование: предметные картинки домашних птиц и их, детёнышей, диск с записью танца утят, проектор, презентация, картинка героя из сказки Незнайка, мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ребята, давайте поиграем в игру «Кто внимательный». Сядем на стульчики после того, как услышим вежливое «Садитесь, пожалуйста».

Итак, слушайте: «Сели все», «Быстро все сели», «Садитесь, пожалуйста».

Кто помнит, какой сегодня день недели, какое число, какой месяц?

Сегодня четверг, одиннадцатое число, а месяц - ноябрь.

Давайте еще раз повторим: сегодня среда, десятое ноября.

Ребята, к нам в гости сегодня пришёл герой из сказки. Угадайте, как его зовут? (Незнайка) Слайд 1.

Послушайте, что он вам расскажет:

Зовут меня Незнайка, я в садик не хожу,

Загадки отгадайте, и я вас награжу!

2. Активизация и расширение словаря

а) Отгадывание загадок (Незнайка путает детей) Слайд 2.

- Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки! (Гусь)

- Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает. (Курица)

- Хвост с узорами, сапоги со шпорами, всех бужу, хоть часов не завожу. (Петух)

- Он с утра среди двора: Бал – бал – бал, балды – балда! (Индюк)

- Кря-кря-кря – ищу червя! (Утка)

Дети отгадывают загадки. На проекторе появляются картинки - гусь, курица, петух, индюк, утка.

Ребята, как можно одним словом назвать всех, кого вы видите на этой картине? Кто это?

Это птицы.

Почему вы решили, что это птицы?

Потому что у них есть клюв, крылья, тело, покрытое перьями, 2 ноги.

Где живут эти птицы, где берут корм? (Ответы детей) Живут эти птицы рядом с человеком, он ухаживает за ними. Какую пользу приносят эти птицы человеку? Значит, это какие птицы?

У птиц есть маленькие детки - птенцы. И вот Незнайка опять что – то напутал. Посмотрите внимательно и назовите правильно!

Игра «У кого – кто» см. Слайд 3, 4.

3. Развитие мелкой моторики.

а) Пальчиковая гимнастика .

По столу шел петушок, Пальцы сцеплены в замок.

Сверху – красный гребешок, Концы пальцев правой руки нажимают

Снизу – коготки на лапках, на верхнюю часть тыльной стороны

Не порви, дружок, тетрадку. ладони левой руки, прогибая ее так, что пальцы левой руки встают, как петушиный гребень.

б) Обведи по точкам.

Ребята, Незнайка принёс с собой какие – то листочки, что на них изображено – непонятно. Надо обвести рисунок по точкам, тогда узнаем, что на них нарисовано. Поможем Незнайке? (Дети по точкам обводят домашних птиц)

4. Физкультминутка.

Танец утят.

5. Согласование числительных «два», «две» с существительными.

а) Письмо Незнайки. Слайд 5, 6, 7, 8.

Ребята, Незнайка пришёл к нам с тетрадью, в которой наделал ошибки. – Давайте послушаем, что он написал, и исправим его.

У гуся два гусёнок.
У утки два утёнок.
У индюка два индюшонок.

У курицы два цыплёнок.

б) Игра с мячом. (Логопед бросает мяч ребёнку, называя птицу, ребенок, бросая мяч логопеду, согласует «два», «две» с названиями птиц.)

Утка – две утки

Гусь - два гуся

Гусыня -две гусыни
Петух – два петуха

Индюк – два индюка

Индюшка – две индюшки

Курица – две курицы

Игра «Кто пропал»? Дети садятся в круг на ковёр, около каждого ребёнка разложены по две картинки с птицами. Ребята закрывают глаза, логопед прячет у кого – то две картинки. Дети открывают глаза, отвечают, кто спрятался.

6. Итог занятия.

О ком сегодня говорили на занятии?

Как их всех можно назвать одним словом?

Какую пользу приносят домашние птицы?

Ребята, Незнайка узнал много нового у нас на занятии. Но ему пора прощаться с вами, ему понравилось, как вы работали, он хочет вам подарить наклейки.