Чистота сердечная Преподобный Гавриил (Зырянов), старец Седмиозерной пустыни. Преподобный Гавриил (Зырянов), Седмиезерный Православная газета. RSS

Житие. Преподобный Гавриил, преодолевая в духе кротости и молитвы телесную немощь и многочисленные душевные скорби, стяжал дары прозорливости, исцеления телесных и душевных недугов. Его просят о помощи в тяжелой болезни, инвалидности, несправедливых гонениях и наветах, о дарование веры и крепости духа в искушениях.

***

Гавриил Федорович Зырянов родился 14 марта 1844 года в деревне Фроловой Ирбитского уезда Пермской губернии.

В детстве часто болел, ради выздоровления сына Зыряновы дали обет не употреблять мяса и спиртного. В 18 лет Гавриил Зырянов совершил паломничество в верхотурский Никольский монастырь к мощам святого Симеона Верхотурского, который несколько раз являлся юноше в видениях и предсказал ему монашество.

13 августа 1864 года (по другим сведениям, 16 августа 1865 года) поступил послушником в Оптину пустынь. 31 июля 1872 года, после увольнения из сословия государственных крестьян, был официально зачислен в обитель и пострижен в рясофор. Нёс послушания на колокольне, в хлебной, в просфорне, был распорядителем на игуменской кухне, духовно окормлялся у Амвросия (Гренкова) и Илариона (Пономарёва).

В 1874 году тяжело заболел, жил в избе на монастырской ловле у Митина завода, выздоровел по молитвам оптинских старцев.

Осенью 1874 года посетил Киев, Москву. По приглашению архимандрита Григория (Воинова) 28 декабря 1874 года поступил в Высокопетровский монастырь, 1 февраля 1875 года зачислен в братию, 13 августа того же года пострижен в мантию с именем Тихон в честь преподобного Тихона Задонского.

Из-за доносов и интриг некоторых насельников 14 августа 1880 года иеродиакон Тихон перешёл в московский Богоявленский монастырь. Обладал хорошим голосом (тенор), часто сослужил епископу Дмитровскому Амвросию (Ключарёву), стал известен в светских кругах любителей церковного пения, что вызывало зависть других иеродиаконов Богоявленской обители.

Поддерживал переписку с оптинскими старцами, по совету преподобного Амвросия покинул Москву, в июне 1882 года получил отпуск и отправился в Раифский монастырь, где в декабре того же года был принят в число братии.

24 апреля 1883 года рукоположён во иерея. Конфликтовал с архимандритом Вениамином (Аверкиевым). 7 октября 1883 года был назначен экономом Казанского архиерейского дома, через месяц переведён в Седмиезерную пустынь.

4 марта 1889 года назначен духовником и благочинным обители. Участвовал в крестных ходах с главной святыней монастыря – Седмиезерной Смоленской иконой Божией Матери, от которой происходило множество чудотворений.

Осенью 1892 года надорвался, вытягивая монастырский воз из оврага, в тот же день получил тяжёлый ожог пищевода и желудка уксусной эссенцией. В ожидании кончины 5 октября 1892 года по благословению архиепископа Казанского Владимира Петрова принял постриг в великую схиму с именем в честь Архангела Гавриила.

5 лет не вставал с постели, часто причащался Святых Таин. За годы болезни он стяжал дары старчества, прозорливости. Благоволивший к Гавриилу архиеписколп Казанский Арсений (Брянцев) 8 августа 1901 года назначил иеросхимонаха Гавриила и. о., а затем наместником Седмиезерной пустыни.

Став настоятелем монастыря, схиархимандрит Гавриил проявил недюжинные хозяйственные способности. При нём монастырь превратился не только в духовно благолепное, но и в хорошо организованное экономическое сообщество на самообеспечении. Долгие годы основным источником доходов монастыря была их главная святыня – Седмиезерная икона Божией Матери. С иконой постоянно устраивались крестные ходы в разные районы Казанской епархии. О. Гавриил, сам не раз принимая участие в таких крестных ходах, убедился, что для иночествующих они приносят немало душевного вреда, и распорядился прекратить их, а зарабатывать на жизнь своими руками. В 7-8 верстах от монастыря схиархимандрит Гавриил построил хутор, приобрёл все новые усовершенствованные сельхозмашины, построил обширный скотный двор с улучшенной породой молочного скота, свинарник, пчельник, а также свои печи для обжига глины и кирпичей, кузницу, бондарню, столярную, сапожную, портновские мастерские. На все послушания по хозяйству батюшка старался ставить свою братию, сокращая прежде большое количество наёмных работников.

Как высочайший духовный авторитет архимандрита, так и его активная хозяйственная деятельность вызывали недовольство у нерадивых насельников и в светских кругах. Среди неоднократных жалоб в Синод на него был в 1908 году и донос, в котором его обвиняли в развале монастыря и в принадлежности к социал-демократической партии. Казанский архиепископ Никанор (Каменский) произвёл ревизию в монастыре, 15 мая 1908 года схиархимандрит Гавриил и казначей иеромонах Тихон были отстранены от должностей. По словам архимандрита Симеона (Холмогорова), "батюшка чуть было не умер от потрясения". Официально выселенный из обители, Гавриил некоторое время жил в домике, построенном в пустыни на пожертвования почитателей, затем в Казани. Впоследствии был оправдан.

В конце июля 1908 года приехал в псковский Елеазаров монастырь, настоятелем которого был его духовный сын, архимандрит Иувеналий Масловский. Для Гавриила был построен домик с церковью во имя архангела Гавриила, освященной 7 августа 1910 года.

Напряжённую молитвенную жизнь (ежесуточно вычитывал 12 тысяч Иисусовых молитв, полуночницу, кафизмы, часы, вечерню, келейное правило) сочетал со старческим служением и активной перепиской с духовенством и мирянами. В Спасо-Елеазаровской обители в полноте раскрылись старческие дарования о. Гавриила – народ нескончаемым потоком шёл к нему за исцелением души и тела, за советом, утешением, вразумлением. Окормлял насельниц псковского Старого Вознесения Господня и Псковского Иоанно-Предтеченского монастырей.

С 1912 года состояние здоровья Гавриила ухудшалось. Предчувствуя скорую кончину, подготовил усыпальницу в Елеазаровой пустыни. Наступление немецких войск летом 1915 года и угроза оказаться на оккупированной территории заставили Гавриила в августе 1915 года. уехать в Казань. Тяжелобольной старец поселился на квартире инспектора Казанской духовной академии архимандрита Гурия Степанова. Перед кончиной схиархимандрита Гавриила причастил иеромонах Иона Покровский.

Скончался 24 сентября 1915 года. Похоронен в церкви преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского Седмиезерной пустыни.

В 1928–1929 годы обитель была закрыта и впоследствии разорена, захоронение осквернено. Мощи святого вместе с Седмиезерной Смоленской иконой сохранил иеросхимонах Серафим Кашурин.

Молитва преподобному Гавриилу Седмиезерному:

  • Молитва преподобному Гавриилу Седмиезерному . Преподобный Гавриил, преодолевая в духе кротости и молитвы телесную немощь и многочисленные душевные скорби, стяжал дары прозорливости, исцеления телесных и душевных недугов. Его просят о помощи в тяжелой болезни, инвалидности, несправедливых гонениях и наветах, о дарование веры и крепости духа в искушениях

Акафист преподобному Гавриилу Седмиезерному:

Канон преподобному Гавриилу Седмиезерному:

  • Канон преподобному Гавриилу Седмиезерному

Житийная и научно-историческая литература о преподобном Гаврииле Седмиезерном (Зырянове):

  • Преподобный Гавриил Седмиезерный - Азбука веры

Труды преподобного Гавриила Зырянова:

  • Духовные беседы преподобного старца Гавриила Седмиезерного - Азбука веры

Гавриил Федорович Зырянов родился 14 марта 1844 года в деревне Фроловой Ирбитского уезда Пермской губернии.

Будущий старец получил религиозное воспитание, но родители с трудом отпустили сына в монастырь.

Прибыв в Оптину 13 августа 1864 Ганя заплакал от умиления. А игумен сказал: «Видишь, вот ты и заплакал… Всегда помни день своего поступления и будь таким же, как теперь. Живи так и спасешься».

Гавриил нес послушания на колокольне, в хлебной, в просфорне, был распорядителем на игуменской кухне. Духовно окормлялся у преп. Амвросия и преп. Илариона Оптинских.

В Оптиной пустыни Гавриил нес послушания десять лет, а постриг все затягивался, что, конечно же, печалило молодого послушника, ибо постриг — не награда, а покаяние, и Гавриил поселился в московском Высокопетровском монастыре, где через год, в 1875 году, принял постриг с именем Тихон (в честь святителя Тихона Задонского) и был рукоположен в иеродиакона.

От суеты столичной жизни отец Тихон удаляется в 1881 году в Раифскую пустынь, находившуюся вблизи города Казани. 24 января 1883 года отца Тихона рукополагают в сан иеромонаха и определяют духовником братии.

Вскоре иеромонах Тихон переводится в Седмиезерную пустынь. В этой пустыни, расположенной в десяти километрах от Казани, будущий старец-схимник прожил 25 лет, здесь и явился во всей своей полноте дар его старчества.

В 1892 году Тихон принял постриг в великую схиму с именем в честь Архангела Гавриила. В 1902 году возведен в сан архимандрита.

Высочайший духовный авторитет, а также его активная хозяйственная деятельность вызвали недовольство у некоторых насельников и в светских кругах. Среди неоднократных жалоб в Синод был и донос, в котором его обвиняли в развале монастыря и в принадлежности к социал-демократической партии. После отстранения от должности «батюшка чуть не умер от потрясения». Впоследствии он был оправдан.

По приглашению игумена Иувеналия в 1908 году схиархимандрит Гавриил (Зырянов) был переведен на покой в Спасо-Елеазарову пустынь. Среди многочисленных духовных чад старца была преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна, она неоднократно посещала монастырь и принимала активное участие в его устроении и украшении.

На средства Елисаветы Феодоровны в обители был построен домик для схиархимандрита с устроенной в нем домовой церковью в честь архангела Гавриила, святого покровителя старца, по ее проекту был выполнен иконостас.

Напряженную молитвенную жизнь (ежесуточно вычитывал 12 тысяч Иисусовых молитв, полуночницу, кафизмы, часы, вечерню, келейное правило) архим. Гавриил сочетал со старческим служением и активной перепиской с духовенством и мирянами. С 1912 года старец стал заметно слабеть. Когда в июле 1914 года началась война, старец был вынужден переселиться в Казань. В этом городе он и отошел ко Господу 24 сентября 1915 года. Похоронен в церкви Седмиезерной пустыни.

После разорения в 1929 году Седмиезерной пустыни, мощи преп. Гавриила вместе с Седмиезерной Смоленской иконой сохранил иеросхимонах Серафим (Кашурин). 25 декабря 1996 года старец Гавриил канонизирован.

Мощи его с 2000 года находятся в восстановленной Седмиезерной пустыни.

Часть мощей находится в Спасо-Елеазаровском монастыре.

Из поучений старца Гавриила

Почему же мы боимся взять крест, с которым можем достигнуть Царствия Небесного? В кресте спасение, в нем жизнь, в нем защита от врагов — «сим побеждай».

В кресте сила души, в кресте обилие радостей небесных, в кресте обилие духа, верх добродетели и совершенство святости. Без креста нет ни спасения, ни надежды на вечную жизнь.

Итак, возьмемте всякий свой крест и последуем за Иисусом, и мы достигнем жизнь вечную. Сладчайший Иисус — Он первый показал нам пример, путь спасения, неся Крест Свой, Он умер за нас на Кресте, и желая также, чтобы и мы умерли за Христа, ради своего спасения, спасая душу свою, неся крест свой, потому что если с Ним умрем, то с Ним и жить будем (Рим. 6, 8).

Молитва в болезни

Дорогие! Предлагаю замечательную молитву, составленную дореволюционным подвижником, преподобным Гавриилом Казанским. Это чистое и умиленное воздыхание души во время болезни может поддержать нас, придаст силы, поможет более терпеливо переносить выпавшие на нашу долю страдания.
Взято с сайта: www.isihazm.ru

Преподобный Гавриил (1844 — 1915) прославлен в 1997 г. в лике местночтимых святых Казанской епархии. Он положил начало монашеским подвигам в Оптиной пустыни под руководством преподобного Амвросия. Затем он подвизался в Седмиезерной пустыни вблизи Казани, а также в Спасо-Елеазаровой пустыни Псковской епархии. Преподобный Гавриил воплотил в себе дух древних восточных аскетов. Основным и главным в его духовном делании было стяжание любви Божией.

Молитва болящего ярко характеризует живую веру Великого Старца. Молитва болящего была составлена им в болезни. Епископ Варнава (Беляев) записал эту молитву, но издать ее в 1900 году не дали... По-видимому, вокруг ее публикации в книге о. Гавриила, вышедшей при его жизни (Поучения и слова иеросхимонаха Гавриила. Казань, 1900), происходила борьба…
В списке книги, сохранившемся в отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки Казанского государственного университета им. Н.И.Лобачевского (ед. хр. 6.213), имеется распоряжение цензора Мих. Богословского, запрещающее Молитву болящего к печати.
И вот, прошло 100 лет. Время все расставило на свои места. Цензора Мих. Богословского - на кладбище, а старца Гавриила - в Лик Святых... Поистине, жизнь наша подобна дуновению ветра... Поражаешься, как люди занимают в Церкви какие-то должности и не боятся Бога?!
Интересно заметить, что в Греции, в Элладской Церкви, цензуры вообще нет. У греков другой подход: вместо цензуры - православная Традиция. На нашем портале молитва больного помещается в своем полном виде.- Исихазм.ру

И вот, ровно через 100 лет, мы достаем эту молитву из записок еп. Варнавы и публикуем на портале!
(Публикуется впервые): http://www.isihazm.ru/?id=384&iid=500

Молитва схиархимандрита Гавриила (Зырянова), читаемая в болезни

О! Пресвятая Богородице Дево, жива сущая и по смерти спасающая присно наследие Твое, услыши воздыхание души моей, призывающей Тебя на помощь!

Сниди с небесе, прииди и коснися ума и сердца моего, открой зрение души моея, да узрю Тя, Госпоже моя,
и Сына Твоего, Создателя, Христа и Бога моего, и уразумею, что есть воля Его и чего лишаюся аз.

Ей, Госпоже моя, потщися помощью Твоею и моли Сына Твоего, да присетит мя благодатию Своею, да в любви Его прикованный у ног Его пребуду во веки, аще в ранах и болезни, аще недугующий и расслабленный телом, но у ног Его.

К Тебе взываю, Господи Иисусе! Ты моя
радость,
жизнь,
здравие,
радость паче мира радости,
весь состав жизни моея.

Ты еси свет паче всякого света.

Вижу недвижное от болезни тело мое,
чувствую расслабление всех членов моих,
боли в костях моих.
Но, о свете мой!
Да как услаждают меня лучи света Твоего, Падающие на раны мои!

Согретый теплотою их, забываю все и у ног Твоих слезами моими омываю грехи мои, возвышаюся, светлеюся.
Сие едино прошу у Тебя, Иисусе мой, - не отврати лица Твоего от меня, дай мне вечно у ног Твоих
радостно оплакивать грехи мои,
ибо при виде Тебя, Господи, покаяние и слезы для меня усладительнее радостей всего мира.

О свете, радость моя, сладость моя, Иисусе!
Не отрини же меня от ног Твоих, Иисусе мой,
но по молитве моей
со мной присно буди, да, живя Тобою, славлю Тя со Отцем и Духом во веки.

Молитвами Богородицы и всех святых Твоих услыши мя, Господи.
Аминь.

Гавриил Федорович Зырянов родился 14 марта 1844 года в деревне Фроловой Ирбитского уезда Пермской губернии.
Будущий старец получил религиозное воспитание, но родители с трудом отпустили сына в монастырь.
Прибыв в Оптину 13 августа 1864-го, Ганя заплакал от умиления. А игумен сказал: «Видишь, вот ты и заплакал… Всегда помни день своего поступления и будь таким же, как теперь. Живи так и спасешься».

Гавриил нес послушания на колокольне, в хлебной, в просфорне, был распорядителем на игуменской кухне. Духовно окормлялся у преп. Амвросия и преп. Илариона Оптинских.
В Оптиной пустыни Гавриил нес послушания десять лет, а постриг все затягивался, что, конечно же, печалило молодого послушника, ибо постриг — не награда, а покаяние... Эта жизнь была, как бы это помягче выразиться, ошибкой прп. Амвросия.

Ну, что же, и святые ошибаются...

Послушник решил убежать из Оптиной! Гавриил поселился в московском Высокопетровском монастыре, где через год, в 1875 году, принял постриг с именем Тихон (в честь святителя Тихона Задонского ) и был рукоположен в иеродиакона.
От суеты столичной жизни отец Тихон удаляется в 1881 году в Раифскую пустынь, находившуюся вблизи города Казани. 24 января 1883 года отца Тихона рукополагают в сан иеромонаха и определяют духовником братии.
Вскоре иеромонах Тихон переводится в Седмиезерную пустынь. В этой пустыни, расположенной в десяти километрах от Казани, будущий старец-схимник прожил 25 лет, здесь и явился во всей своей полноте дар его старчества.
В 1892 году Тихон принял постриг в великую схиму с именем в честь Архангела Гавриила. В 1902 году возведен в сан архимандрита.

Высочайший духовный авторитет, а также его активная хозяйственная деятельность вызвали недовольство у некоторых насельников и в светских кругах. Среди неоднократных жалоб в Синод был и донос, в котором его обвиняли в развале монастыря и в принадлежности к социал-демократической партии.
Доносили на старца его собственные послушники! Вот так бывает.... После отстранения от должности «батюшка чуть не умер от потрясения».
Впоследствии он был оправдан, но уже остался инвалидом...

В конце июня 1908 года схиархимандрит Гавриил приехал в псковский Елеазаров монастырь. Напряженную молитвенную жизнь (ежесуточно вычитывал 12 тысяч Иисусовых молитв, полуночницу, кафизмы, часы, вечерню, келейное правило) архим. Гавриил сочетал со старческим служением и активной перепиской с духовенством и мирянами. С 1912 года старец стал заметно слабеть. Когда в июле 1914 года началась война, старец был вынужден переселиться в Казань. В этом городе он и отошел ко Господу 24 сентября 1915 года. Похоронен в церкви Седмиезерной пустыни.

После разорения в 1929 году Седмиезерной пустыни мощи преп. Гавриила вместе с Седмиезерной Смоленской иконой сохранил иеросхимонах Серафим (Кашурин). 25 декабря 1996 года старец Гавриил канонизирован.
Мощи его с 2000 года находятся в восстановленной Седмиезерной пустыни.
источник

Преподобный Гавриил (в миру Зырянов Гавриил Михайлович; 14 марта 1844 г., деревня Фролово (приход села Бобровского) Ирбитского уезда Пермской губернии — 24 сентября 1915 года, Казань), Седмиезерский. Первоначально Житие преподобного старца Гавриила составил его ученик, архимандрит Симеон (Холмогоров).

Родился в семье зажиточных государственных крестьян, крещен во имя архангела Гавриила. Евгения и Анна, его сестры, впоследствии приняли постриг с именами Евстолия и Агния. В детстве Гавриил часто болел, ради выздоровления сына Зыряновы дали обет не употреблять мяса и спиртного. В 18 лет Зырянов совершил паломничество в верхотурский монастырь святителя Николая Чудотворца к мощам святого , который несколько раз являлся юноше в видениях и предсказал ему монашество. 13 августа 1864 года (по другим сведениям, 16 августа 1865) поступил послушником в Оптину пустынь, 31 июля 1872 года, после увольнения из сословия государственных крестьян, был официально зачислен в обитель и пострижен в рясофор. Нес послушания на колокольне, в хлебной, в просфорне, был распорядителем на игуменской кухне, духовно окормлялся у и преподобного Илариона (Пономарёва). В 1874 году тяжело заболел, жил в избе на монастырской ловле у Митина завода, выздоровел по молитвам Оптинских старцев.

Стремление Гавриила принять постриг не одобрял настоятель пустыни . Осенью 1874 года Гавриил посетил Киев, Москву. По приглашению архимандрита Григория (Воинова) 28 декабря 1874 года поступил в Высокопетровский монастырь, 1 февраля 1875 года зачислен в братию, 13 августа того же года пострижен в мантию с именем в честь , 20 февраля 1877 года рукоположен во диакона. Утверждение архимандрита Симеона (Холмогорова), что преподобный служил экономом, не подтверждается официальными документами. Из-за доносов и интриг некоторых насельников 14 августа 1880 года иеродиакон Тихон перешел в московский Богоявленский монастырь. Обладал хорошим голосом (тенор), часто сослужил епископу Дмитровскому Амвросию (Ключарёву), стал известен в светских кругах любителей церковного пения, что вызывало зависть других иеродиаконов Богоявленской обители.

Иеродиакон Тихон поддерживал переписку с Оптинскими старцами, по совету преподобного Амвросия покинул Москву, в июне 1882 года получил отпуск и отправился в , где в декабре того же года был принят в число братии, 24 апреля 1883 года рукоположен во иерея. Утверждения архимандрита Симеона, что в Раифском монастыре преподобный Гавриил был официальным братским духовником, документами не подтверждаются. Конфликтовал с архимандритом Вениамином (Аверкиевым). 7 октября 1883 года был назначен экономом Казанского архиерейского дома, через месяц переведен в , 3 марта 1889 года указом архиепископа Казанского Павла (Лебедева) был награжден набедренником, 4 марта назначен духовником и благочинным обители. Участвовал в крестных ходах с главной святыней монастыря — , от которой происходило множество чудотворений. Осенью 1892 года надорвался, вытягивая монастырский воз из оврага, в тот же день получил тяжелый ожог пищевода и желудка уксусной эссенцией. В ожидании кончины 5 октября 1892 года по благословению архиепископа Казанского Владимира (Петрова) принял постриг в великую схиму с именем в честь .

5 лет преподобный Гавриил не вставал с постели, часто причащался Святых Христовых Таин. «Чем более страдал, тем легче себя чувствовал», — писал он впоследствии. За годы болезни он стяжал дары старчества, прозорливости. На пожертвования светских посетителей, которые приходили к нему за советами (около 10 тысяч рублей), в 1899-1900 гг. в Седмиезерной пустыне была построена , предназначенная для чтения неусыпаемой Псалтири по усопшим и служения ранних литургий. Благоволивший к отцу Гавриилу архиепископ Казанский Арсений (Брянцев) 16 октября 1900 года освятил этот храм, а 8 августа 1901 года назначил преподобного исполняющим обязанности, а затем наместником Седмиезерной пустыни, с 9 июня 1902 года — в сане архимандрита.

Старец Гавриил наладил хозяйство в обители, расширил скотный и молочный дворы, кирпичный завод, организовал кузнечную, столярную, сапожную мастерские, маслобойню, пасеку. Монастырский мед пользовался спросом на Казанской и Нижегородской ярмарках. По проекту отца Гавриила была построена зерносушилка, работавшая так эффективно, что посещавшие пустынь помещики затем устраивали в своих усадьбах такие же хозяйственные дворы. Пашню монастыря, ранее сдававшуюся в аренду, обрабатывали насельники, и она приносила бо́льший доход. Часть доходов поступала в казну архиерейского дома. Как высочайший духовный авторитет архимандрита, так и его активная хозяйственная деятельность вызывали недовольство у нерадивых насельников и в светских кругах. Среди неоднократных жалоб в Синод на преподобного Гавриила был в 1908 году и донос, в котором его обвиняли в развале монастыря и в принадлежности к социал-демократической партии. Казанский архиепископ Никанор (Каменский) произвел ревизию в монастыре, 15 мая 1908 года схиархимандрит Гавриил и казначей иеромонах Тихон были отстранены от должностей. По словам архимандрита Симеона, «батюшка чуть было не умер от потрясения» (впоследствии был оправдан). Официально выселенный из обители, отец Гавриил некоторое время жил в домике, построенном в пустыни на пожертвования почитателей, затем в Казани.

В конце июля 1908 года старец Гавриил приехал в псковский Елезаров монастырь, настоятелем которого был его духовный сын, архимандрит Иувеналий (Масловский). Для отца Гавриила был построен домик с церковью во имя архангела Гавриила, освященной 7 августа 1910 года. Напряженную молитвенную жизнь (ежесуточно вычитывал 12 тыс. Иисусовых молитв, полуночницу, кафизмы, часы, вечерню, келейное правило) схиархимандрит Гавриил сочетал со старческим служением и активной перепиской с духовенством и мирянами. Духовным руководством преподобного пользовались священномученик Игнатий (Лебедев), схиигумения Фамарь (Марджанова), студенты и преподаватели Казанской духовной академии, будущие архиереи священномученики , Амвросий (Полянский), Амфилохий (Скворцов), Виктор (Островидов), Герман (Ряшенцев), Евсевий (Рождественский), Мефодий (Краснопёров), Петр (Зверев), архиепископы Варлаам (Ряшенцев), Иннокентий (Летяев), Иннокентий (Ястребов), Пимен (Пегов), Стефан (Знамировский), епископы Варсонофий (Лузин), Гавриил (Абалымов), Леонтий (Вимпфен), Николай (Ипатов), Феодор (Поздеевский). несколько раз посещала старца Гавриила, присутствовала на его похоронах. Преподобный бывал у княгини в Марфо-Мариинской московской обители. Он окормлял насельниц псковского Старого Вознесения Господня и псковского Иоанно-Предтеченского монастырей.

С 1912 года состояние здоровья у преподобного Гавриила ухудшалось. Предчувствуя скорую кончину, подготовил усыпальницу в Елеазаровой пуст. Наступление немецких войск летом 1915 года и угроза оказаться на оккупированной территории заставили отца Гавриила в августе 1915 года уехать в Казань. Тяжелобольной старец поселился на квартире инспектора КазДА . Перед кончиной старец причастил иеромонах Иона (Покровский). Похоронен в церкви преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского Седмиезерной пустыни. В 1928-1929 годы обитель была закрыта и впоследствии разорена, захоронение преподобного Гавриила осквернено. Мощи святого вместе с Седмиезерной Смоленской иконой сохранил иеросхимонах Серафим (Кашурин).

В 1981 году по благословению изображение преподобного Гавриила Седмиезерного было помещено на иконе Собора Казанских святых, которая находится в кафедральном Никольском соборе. В 1996 году Синодальная комиссия по канонизации рассмотрела материалы к прославлению старца, 25 декабря 1996 года канонизация схиархимандрита Гавриила (Зырянова) была утверждена Святейшим Патриархом Алексием II. В том же году были составлены тропарь и кондак, в 1998 году — акафист преподобному. С 1997 года мощи преподобного Гавриила находились в при , с 30 июля 2000 года — в восстановленной . Частицы мощей и иконы преподобного Гавриила имеются в церкви Иоанна Кронштадтского и Елеазаровом монастыре.

Более ста лет назад перешел в жизнь вечную преподобный Гавриил (Зырянов), удивительный старец, чей земной путь был подвигом любви, кротости и смирения.

Будущий схиархимандрит Гавриил родился 14 марта 1844 года в деревне Фроловой Пермской губернии в крестьянской семье Феодора и Евдокии Зыряновых, людей искренне благочестивых и боголюбивых. Маленький Ганя был слаб здоровьем, поэтому семья часто и много молилась о любимом сыне. Жизнь их постепенно сделалась почти монашеской, и дети с малых лет впитали целомудрие и горячую любовь к Богу. Неудивительно, что две сестры Гавриила стали впоследствии монахинями, а он сам удостоился благодатных даров Божиих и венца святости.

Об избранничестве его на иноческий путь говорит один случай из его раннего детства. Первая в жизни пасхальная утреня произвела на маленького Ганю (а было ему в то время 3–4 года) такое впечатление, что он без конца спрашивал у матери, скоро ли опять будут стоять со свечками и кричать «Воистину воскресе!» Услышав ответ: «Через год», он решил сам устроить себе Пасху. Прижавшись к окну, мальчик стал рисовать в своем воображении пасхальную утреню. И вдруг открылось перед ним видение света лучшее, чем в приходском храме, и раздался голос: «Ты – Мой! Божий!»

Гавриил неоднократно получал в детстве по своим молитвам чудесную помощь, и всякий раз благоговел перед оказанной милостью Божией, старался жить свято и угождать Господу. Скоро в нем созрело желание оставить мирскую жизнь.

Святые наставники

Свое первое монастырское послушание Гавриил проходил в Оптиной Пустыни. Его поставили в хлебную – самое трудное и беспокойное место, требующее не только физической силы, но и терпения. Многие не выдерживали. Но Гавриил всегда оставался ровным и радостным. Привыкший еще в отчем доме открывать чувства родителям, юноша все свои помыслы поверял духовнику.

У знаменитых Оптинских старцев – отца Амвросия, отца Исаакия и других – учился Гавриил святой жизни. Именно они были мудрыми строителями его духовного возрастания. Он избирает для себя путь благодатной любви, к которой его влекли и все прошлые воспоминания: о благочестивой жизни родителей, о чудесном урожае пшеницы, о видениях и о Голосе Божием: «Ты – Мой!»

Здесь, в Оптиной, проходя послушания, во многих искушениях и болезнях, Гавриил всеми силами стремится к стяжанию добродетелей и к спасительному монашеству. Не раз просит он о пострижении, но, так и не дождавшись его, уходит в Москву.

В Москве

В Высоко-Петровском монастыре, куда приняли Гавриила, обещая вскоре постричь в мантию, проявились его незаурядные способности как эконома. При нем в монастырском хозяйстве всегда были запасы всего необходимого, обитель ни в чем не испытывала нужды, и в то же время не было ни долгов, ни убытков. Однако успех нового послушника стал вызывать у некоторых зависть. Более же всего завидовали тому, насколько кротко он вел себя…

В день памяти святителя Тихона Задонского Гавриил был пострижен в монашество с именем Тихон. Искушения не заставили себя ждать, и он с усиленной молитвой обращался к Господу и Матери Божией. И однажды во сне увидел, как дивной красоты Монахиня вытаскивает его из пропасти со словами: «Я твоя Заступница». И в том же сне Оптинский старец Амвросий сказал ему: «Это Матерь Божия тебя спасет, беги из Москвы!»

Скоро отца Тихона рукоположили в иеродьякона. И с новой силой вспыхнула в монастыре зависть к нему – за благолепие богослужения. Опять пришлось уходить в другую обитель от клеветы и от наветов.

В Богоявленском монастыре, что на Никольской улице, главным послушанием для отца Тихона стало служение в церкви. Молодого иеродьякона часто приглашали и в приходские московские храмы. Современники отмечали чудный голос и красоту движений, благоговение и величественную простоту.

Но похвалы тяготили его, козни и интриги приводили в смятение. Он вспоминал наставление отца Амвросия, данное ему во сне, и искал возможности уехать из Москвы. Отпросившись в отпуск на родину, в Пермь, отец Тихон заезжает по пути в Раифский монастырь, а затем переводится в Седмиезерную Богородицкую пустынь, где ему предстоит провести целых 25 лет.

Пятилетняя болезнь

Монастырь в окрестностях Казани, у озера, образовавшегося в результате слияния семи озер, стал тем местом, где душа подвижника наконец-то смогла освободиться от суеты и приблизиться к Богу. Охваченный пламенным желанием стяжать святую, чистую Евангельскую любовь и избавиться от любых греховных мыслей и чувств, он вымолил себе… болезнь.

Отца Тихона, к тому времени уже иеромонаха, часто посылали в крестные ходы с чудотворным Смоленско-Седмиезерным образом Божией Матери. Во время одного из переездов он надорвался, вытягивая монастырский возок из оврага. Кое-как доехал до ночлега – остановился у зажиточного мужика. Тот предложил на ужин маринованных груздей. И первый-то гриб поразил отца Тихона странным вкусом, а после второго и третьего кожа с языка у него сползла, как чулок: грибы были замаринованы в неразведенной уксусной эссенции. И хотя через некоторое время он оправился немного от желудочных ожогов, поразила его пятилетняя болезнь, о которой он потом вспоминал с величайшим умилением.

Страдания во спасение

Будучи еле живым и умирая по несколько раз в день от сердечной слабости, отец Тихон пролежал на каждом боку по полтора года, не вставая и не поворачиваясь, и на спине еще два года. И видя, что Господь дает ему силу переносить страдания, он радостно принимал болезнь как дар Божий, радуясь тому, что уже невозможно больше грешить, что отстранился от всякой суеты и мирского пристрастия.

«Здесь-то мне, убогому, и открылась в необъятной полноте любовь Божия к миру в искуплении человеческого рода. Эта любовь заговорила как бы во мне, внутри всего моего существа, с такой силой ко Господу, что я не чувствовал и своих страданий», – писал батюшка в одном из писем. В это время он принял схиму с прежним своим именем – в честь Архангела Гавриила.

Полностью вверив себя Божией воле и готовясь к переходу в вечность, отец Гавриил удостоился видения, после которого решено было отслужить панихиду по первоначальнику Седмиезерной пустыни схимонаху Евфимию. На эту панихиду батюшку несли на руках. И после нее он, к своему удивлению, начал поправляться. Объяснение этому пришло в другом видении: святитель Тихон Задонский призывал его молиться об умерших.

Вскоре на деньги жертвователей в обители был построен храм во имя преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского, где совершали ежедневные заупокойные Литургии и читали неусыпаемую Псалтирь. В этом храме старец сподобился еще одного видения: тайны Христовой Жертвы за человеческие грехи. Здесь же, в подклете, отец Гавриил приготовил и место для своего погребения.

Учитель и старец

В пятилетней болезни отец Гавриил обрел не только желанное боголюбие и Евангельскую любовь. У него открылся дар прозорливости и духовного наставничества. К нему стали стекаться ученики и почитатели. Наиболее частыми посетителями были студенты Казанской Духовной Академии, преимущественно монахи. Благодатный старец воспитал немало будущих священномучеников и исповедников. Среди духовных чад старца была и великая княгиня Елизавета Федоровна.

В 1902 году отца Гавриила возводят в сан архимандрита. По настоянию Казанского архиепископа Арсения он становится наместником Седмиезерной пустыни. Немало трудов батюшка положил для процветания обители. В нем удивительным образом сочеталось умение хозяйствовать и глубина духовного наставничества. И все же нашлись недовольные, начались доносы архиепископам, и оклеветанный, отстраненный от должности он подал в отставку.

В молитвенных трудах

Последние годы жизни схиархимандрита Гавриила прошли в Спасо-Елеазаровой пустыни под Псковом, куда его пригласил игумен Иувеналий (Масловский), один из его учеников. Здесь старец с особым усердием стал творить Иисусову молитву – прочитывал ежедневно по 12 тысяч молитв.

В выстроенном на деньги одной благотворительницы домике он продолжал и свое духовное руководство. Народная молва быстро разнесла весть о новом старце-схимнике, и люди устремились к нему. Его советы, беседы, наставления были исполнены благодатной мудрости и прозорливости. Он умолял всех жить в мире, хранить чистоту и целомудрие, строго следовать всем заповедям Евангельским. Часто богомольцы обращались к батюшке и с телесными болезнями, но больше всего он помогал людям, близким к отчаянию.

Кроткий и смиренный старец поражал всех любвеобильным отношением к ближнему. Внешность же его – тучность и веселость – многих обманывала. «Вы, верно, думали увидеть схимника всегда плачущего и худого, а вот видите, какой я толстый и всегда веселый», – говорил отец Гавриил. Эта простота поведения была отличительной особенностью преподобного во всей его жизни.

Видя, как тяжело батюшке вычитывать самому все службы, его духовные дети и почитатели решили пристроить к дому небольшую церковь, в которой он мог бы сам служить или присутствовать на службе. Участие в этом приняла и великая княгиня Елизавета Федоровна – она пожертвовала деньги, иконы, подсвечники, одеяние на престол и жертвенник, облачение для самого батюшки.

Храм был освящен в 1910 году во имя Архангела Гавриила и прочих Сил бесплотных. Во время торжества, на котором присутствовали многие его духовные чада во главе с великой княгиней, отца Гавриила переполняла радость от ощущения Божественной любви.

Последнее наставление

Через два года, предчувствуя близкую кончину, батюшка захотел построить для себя усыпальницу. Первый взнос сделала великая княгиня. С Божией помощью усыпальница и часовенка над ней были выстроены. Однако старцу суждено было иное место погребения.

Прошло совсем немного времени, и напуганные тревожной военной обстановкой и нездоровьем батюшки духовные дети уговорили его уехать в Казань, где через месяц, 24 сентября 1915 года, старец скончался. Последние его слова были: «Спастися подобает многими скорбями».