Презентация на тему "типы речи". Типы речи презентация к уроку по русскому языку на тему Вывод презентации стили и типы речи

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Типы речи Урок развития речи

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая... (И.Никитин)

Облака, Облака – Кучерявые бока, Облака кудрявые, Целые, Дырявые, Легкие, Воздушные, Ветерку послушные. (С. Михалков)

Облака, облака. Пышные, белые, Расскажите, облака, Из чего вас сделали? Может, вас, облака, Делали из молока? Может быть, из мела? Может быть, из ваты? Может быть, из белой Из бумаги мятой? - Никогда, никогда, Отвечали облака, -Никогда не делали Нас из молока, Никогда из мела, Никогда из ваты, Никогда из белой Из бумаги мятой. Мы - дождевые, Мы - снеговые. Если летом мы плывем, Мы с собой грозу несем, Если мы плывем зимою, Мы пургу несем с собою. Вот какие мы! (И.Мазнин)

Драчуны Плыло по небу большое мохнатое облако. Плыло гордо, неторопливо. И встретилось с другим облаком.

Эй ты, прочь с дороги! - закричало первое облако. - Это ты убирайся! - рассердилось второе. - Ах, ты так! Ну, погоди же! - И первое облако толкнуло второе в бок. - Ты еще и драться лезешь! - рассвирепело второе облако и почернело от злости.

Получилось не облако, а туча. Первое тоже потемнело, нахмурилось, в тучу превратилось.

Сшиблись великаны лбами, да так, что искры посыпались.

Люди внизу задирали головы и говорили: - Вот это молния! Ай да гром! Сейчас гроза будет. И верно: вслед за искрами у разозленных толстяков из глаз слезы полились.

Какие облака? Почему облака пышные, белые? Что произошло с облаками?

Облака, Облака – Кучерявые бока, Облака кудрявые, Целые, Дырявые, Легкие, Воздушные, Ветерку послушные. (С. Михалков) Какие? Тип текста – описание.

Облака, облака. Пышные, белые, Расскажите, облака, Из чего вас сделали? Может, вас, облака, Делали из молока? Может быть, из мела? Может быть, из ваты? Может быть, из белой Из бумаги мятой? - Никогда, никогда, Отвечали облака, -Никогда не делали Нас из молока, Никогда из мела, Никогда из ваты, Никогда из белой Из бумаги мятой. Мы - дождевые, Мы - снеговые. Если летом мы плывем, Мы с собой грозу несем, Если мы плывем зимою, Мы пургу несем с собою. Вот какие мы! (И.Мазнин) Почему? Тип текста – рассуждение.

Драчуны Плыло по небу большое мохнатое облако. Плыло гордо, неторопливо. И встретилось с другим облаком. -Эй ты, прочь с дороги! - закричало первое облако. -Это ты убирайся! - рассердилось второе. -Ах, ты так! Ну, погоди же! - И первое облако толкнуло второе в бок. -Ты еще и драться лезешь! - рассвирепело второе облако и почернело от злости. Получилось не облако, а туча. Первое тоже потемнело, нахмурилось, в тучу превратилось. Сшиблись великаны лбами, да так, что искры посыпались. Люди внизу задирали головы и говорили: -Вот это молния! Ай да гром! Сейчас гроза будет. И верно: вслед за искрами у разозленных толстяков из глаз слезы полились. (И. Яковлева) Что произошло с облаками? Тип текста - повествование.

Что произошло? Несколько рисунков-фотографий; глаголы повествование П О Какой? Один рисунок-фотография; прилагательные Р Почему? Нет рисунка-фотографии; наречия описание рассуждение

Определите тип речи У меня есть младший брат. Зовут его Толя. У него густые золотисто-оранжевые волосы, жесткие, как щетка, и вьющиеся; большие голубые глаза, курносый нос, пухлые губы и алые щеки... Вышли мы с братом однажды погулять. Вдруг навстречу мне школьные друзья. Они позвали меня кататься на лыжах. Я согласился... У меня есть младший брат. Я очень привязан к нему. И вот почему...

Задание на дом: Используя разные типы речи, подготовьте сообщение о своей любимой книге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Рассуждение как тип речи"

Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме "Рассуждение как тип речи", урок составлен по программе и учебнику С.И.Львовой....

Cлайд 1

Cлайд 2

Для понимания смысла любого текста важно определить тип речи, использованный в нем, так как именно тип речи определяет способы формирования и разворачивания основной мысли. Традиционно наша речь делится на три типа (т.е. может быть представлена в типовых речевых формах): описание повествование рассуждение

Cлайд 3

Описание - тип речи, при помощи которого изображается окружающий мир – предметы, явления, человек. Например. Слышно только, как глухо шумит внизу Днепр и с трёх сторон один за другим отдаются удары мгновенно пробудившихся волн. Он не бунтует. Он, как старик, ворчит и ропщет; ему всё немило; всё переменилось около него; тихо враждует он с прибрежными горами, лесами, лугами и несет на них жалобу в Чёрное море.(Н. Гоголь)

Cлайд 4

Описание - По объекту описания можно выделить описание места, описание состояния, описание предмета.

Cлайд 5

Повествование - тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Например. Я пошёл по направлению Ириновского шляха и уже через минуты две услыхал, что собака опять гонит где-то недалеко от меня. Охваченный охотничьим волнением, я побежал, держа ружье наперевес, сквозь густой кустарник, ломая ветви и не обращая внимания на их жестокие удары. Я бежал так довольно долго и уже стал задыхаться, как вдруг лай собаки прекратился. Я пошёл тише. (А. Куприн)

Cлайд 6

Повествование - Повествование дает нам представление о развитии событий, их последовательности. С точки зрения композиции в повествовании выделяют: экспозицию – обстановку, которая предшествует действию; завязку – начало развития действия; развитие действия; развязку – окончание действия.

Cлайд 7

Рассуждение - тип речи, при помощи которого излагаются и разъясняются какие-либо идеи, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. В любом рассуждении есть тезис и обоснование высказанной мысли, логический вывод. Например. Жизнь Пушкина, все её романтические порывы и озарения готовят столько же ловушек, сколько искушений сочинителям модных биографий. В последнее время в России их много написано, я видел одну или две достаточно безвкусных. Но помимо этого существует ещё благой, бескорыстный труд нескольких избранных умов, которые, копаясь в прошлом, собирая мельчайшие детали, вовсе не озабочены изготовлением мишуры на потребу вульгарного вкуса. И всё-таки наступает роковой момент, когда самый целомудренный учёный почти безотчётно принимается создавать роман, и вот литературная ложь уже поселилась в этом произведении добросовестного эрудита так же грубо, как в творении беспардонного компилятора. (В. Набоков)

Cлайд 8

Рассуждение - В типичном рассуждении обычно выделяются следующие части: тезис – мысль, которую надо доказать; аргументы – факты, примеры, высказывания, которые доказывают или опровергают тезис; вывод – общий итог, заключение по поводу тезиса.

Cлайд 9

Cлайд 10

Тест. Проверьте себя. 1) «Как многоярусные соты, дымился, и шумел, и жил Город Прекрасный в морозе и тумане на горах над Днепром. Целыми днями винтами шёл из бесчисленных труб дым к небу. Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый гигантский снег». (М. Булгаков «Белая гвардия») Определите тип речи:

Cлайд 11

Тест. Проверьте себя. Определите тип речи: 2) «Между тем черт крался тихонько к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Пробежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки.» (Н.В. Гоголь)

Cлайд 12

Тест. Проверьте себя. 3) «Сколько чуши в последние годы попадается в качестве незыблемой истины! Сколько дров наломано! Взять хотя бы тему отцов и детей. Только родители стали опоминаться и меньше доверять детским передачам, подростковым журналам, школьным инновациям, как – хлоп! – взялись за них же, за родителей. …Школа для родителей, курсы для будущих пап и мам, родительские университеты… А в некоторых наиболее продвинутых умах уже вызрела идея экзамена, по успешной сдаче которого человек имеет право носить звание родителя.» (И. Медведева) Определите тип речи:

Cлайд 13

Cлайд 14

Cлайд 15

Cлайд 16

Выполните тест. 1. Что такое liberte? Свобода. Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать все что угодно в пределах закона. Когда можно делать все что угодно? Когда имеешь миллион. Дает ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает все что угодно, а тот, с которым делают все что угодно. Что ж из этого следует? А следует то, что, кроме свободы, есть еще равенство, и именно равенство перед законом. 2. За голубым альпийским лугом вставали огромные синие ели; их раздвигал, разгонял, прижимал то слева, то справа белый ручей-река, словно гнал вниз это еловое стадо: суровый лес начинал круглеть, кудрявиться, разливаясь в мягко волнующееся лиственное море, и глубокая сапфировая по цвету лохань долины, тихая и сплошная, лежала в самой глубине, а за ней вставали, так же медленно обретаясь, горы. 3. Словарь - собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык; совокупность слов какого-нибудь языка, а также слов, употребленных в одном произведении, произведении какого-нибудь писателя или вообще употребляемых кем-нибудь. 4. Вначале Репин шел по стопам Василия Перова, строя композицию на контрасте заплывших благополучием попов и нищих - забитых крестьян. Потом был «Крестный ход в дубовом лесу», где главный акцент делался на колористических эффектах - пестрая поляна, сочная зелень, солнце, пробивающееся сквозь листву, и проч... И наконец, в третьем варианте, «Крестный ход в Курской губернии», Репин отказывается от прежней красочности и от лобовых классовых сравнений. Прочитайте текст. Определите тип речи.

Cлайд 17

Выполните тест. 5. Если бы область человеческого знания ограничивалась одним отвлеченным мышлением, то, подвергнув критике то объяснение власти, которое дает наука, человечество пришло бы к заключению, что власть есть только слово и в действительности не существует. Но для познания явлений, кроме отвлеченного мышления, человек имеет орудие опыта, на котором он проверяет результаты мышления. И опыт говорит, что власть не есть слово, но действительно существующее явление. 6. На Арбате - весна. Нынче такая запоздалая, робкая, переменчивая, она все-таки берет свое. Временами то снег, то дождь обрушиваются на тротуарную плитку, но тут же из-за туч выглядывает солнце, радуя прогулочный народ, который бродит взад-вперед, ест чипсы, приценивается к сувенирам, разглядывает картины, заполняет кафе... Привычный ритм и облик самой московской из московских улиц. Но многие из тех, кто помнит ее 30-40-летней давности, наверняка испытывают чувство ностальгии. Этот Арбат тоже новый - с его тотальной пешеходностью, туристской подноготной, рядом похожих на театральную декорацию фонарей, многоэтажными комодами, построенными и строящимися, которые, несмотря на запреты, все-таки прорвались сюда. 7. Рыжий, востроносый Макс вышел на площадку тоже. Подметал. В углу заметил золотой луч. Нагнулся. Кольцо. Спрятал в жилетный карман. Юрко огляделся, не видел ли кто. Спина Лужина в пройме двери была неподвижна. Макс осторожно вынул кольцо: при смутном свете разглядел прописное слово и цифры, вырезанные снутри. Подумал: «По-китайски...» А на самом деле было: «1 августа 1915г. Алексей». Сунул кольцо обратно в карман. Прочитайте текст. Определите тип речи.

Цели урока: познакомить учащихся с основными типами речи; познакомить учащихся с основными типами речи; совершенствовать умение строить рассказ, выделяя его основные части; совершенствовать умение строить рассказ, выделяя его основные части; развивать речь учащихся, обучая их строить тексты различных типов речи. развивать речь учащихся, обучая их строить тексты различных типов речи.


На чёрной воде плавала громадная птица. Оперение ее переливалось лимонным и розовым цветом. Заросшая курчавым пухом голова была маленькая, величиною с яйцо. Огромный клюв с кожаным красным мешком как будто был приклеен к ней. (По К. Паустовскому) Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу, разинув клюв, щелкнул им с деревянным стуком, крикнул «уэк» и начал отчаянно быть крыльями и притоптывать утиной лапой. (По К. Паустовскому) Пеликаны не могут нырять. Это связано с особым строением костей и с наличием подкожных воздушных мешков. КТО ЭТО? КАКОЙ ОН? ЧТО СДЕЛАЛ ПЕЛИКАН? ПОЧЕМУ ПЕЛИКАНЫ НЕ МОГУТ НЫРЯТЬ?


ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ, ЧТО ВАМ НАДО РАССКАЗАТЬ О ПЕЛИКАНАХ НЕ СЛОВАМИ, А С ПОМОЩЬЮ ФОТОАППАРАТА. Содержание какого рассказа вы смогли бы отразить на одном снимке? Почему? В каком случае вам придется сделать несколько снимков? Почему? Содержание какого высказывания вам вообще не удастся сфотографировать? Почему? Какой из текстов о пеликане является описанием, какой – повествованием, какой – рассуждением? ВОПРОСЫ К ТЕКСТАМ ТЕКСТЫ


ОПИСАНИЕ – ЭТО ТАКОЙ ТИП РЕЧИ, В КОТОРОМ ОПИСЫВАЮТСЯ ПРЕДМЕТЫ, ЯВЛЕНИЯ, ЖИВОТНЫЕ, ЛЮДИ И Т.П. (КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?) СТРОЕНИЕ ТЕКСТА ТИПА ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТА СТРОЕНИЕ ТЕКСТА ТИПА ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТА КУСОЧЕК БЕРЁЗЫ КАЗАЛСЯ ЖИВЫМ. ПЛАСТИНКА БЫЛА ТОНКАЯ, СВЕТЛО- ЖЁЛТАЯ, С КАКИМИ-ТО НЕПОНЯТНЫМИ УЗОРАМИ. ВРОДЕ БЫ ВОЛНЫ БЕГУТ, ОДНА ЗА ОДНОЙ, ОДНА ЗА ОДНОЙ, СТАЛКИВАЮТСЯ, СВЕТЛО-СОЛНЕЧНО РАСПЛЁСКИВАЮТСЯ И ОПЯТЬ ГЛЫБЯТСЯ. А СВЕТИТСЯ ДЕРЕВО МЯГКО, ЯНТАРНО, АТЛАСНО. ИЗ ГЛУБИНЫ ГОДОВЫХ КОЛЕЦ ТЕПЛИТСЯ ЭТОТ СВЕТ. (ПО В. БОЧАРНИКОВУ) ЖИВЫМ ТОНКАЯСВЕТЛО- ЖЁЛТАЯ УЗОРАМИВОЛНЫ СВЕТЛО-СОЛНЕЧНО МЯГКОЯНТАРНО АТЛАСНО общее представление описание деталей впечатление


ПОВЕСТВОВАНИЕ – ТИП РЕЧИ, В КОТОРОМ ОПИСЫВАЮТСЯ (РАССКАЗЫВАЮТСЯ) СОБЫТИЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. (ЧТО ПОИЗОШЛО?) СТРОЕНИЕ ТЕКСТА ТИПА ПОВЕСТВОВАНИЯ СТРОЕНИЕ ТЕКСТА ТИПА ПОВЕСТВОВАНИЯ ЗАТЕМ, ПОТОМ, ПОСЛЕ ЭТОГО, НЕМНОГО ПОГОДЯ, ПОЗЖЕ, ЧЕРЕЗ НЕКОТРОЕ ВРЕМЯ, ПОЗДНЕЕ, ДАЛЬШЕ, ТУТ, ТОГДА, НАКОНЕЦ. Я ЗАПОМНИЛ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ, КОГДА МНЕ ИСПОЛНИЛОСЬ ДЕСЯТЬ ЛЕТ. КО МНЕ ПРИШЛИ МОИ ДРУЗЬЯ.... Я УГОСТИЛ РЕБЯТ ЧАЕМ С КОНФЕТАМИ И ПИРОЖНЫМИ.... ПОКАЗАЛ ТОВАРИЩАМ СВОИ ИГРУШКИ: ХОККЕЙ, ФУТБОЛ, ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ, ОХОТУ.... МЫ ПРОВЕЛИ ВИКТОРИНУ.... СМОТРЕЛИ ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ПЕРЕДАЧИ «КЛУБ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ» И «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ».... ВСЕ РАЗОШЛИСЬ ПО ДОМАМ. СНАЧАЛА ПОТОМ НЕМНОГО ПОГОДЯ ПОСЛЕ ЭТОГО НАКОНЕЦ


РАССУЖДЕНИЕ – УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ, РЯД МЫСЛЕЙ, ИЗЛОЖЕННЫХ В ЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. СТРОЕНИЕ ТЕКСТА ТИПА РАССУЖДЕНИЯ СТРОЕНИЕ ТЕКСТА ТИПА РАССУЖДЕНИЯ ПОЧЕМУ? ПОТОМУ ЧТО ОБОСНОВАНИЕ: АРГУМЕНТЫ 2 ПРИМЕРЫ 3 ЧТО ИЗ ЭТОГО СЛЕДУЕТ? ПОЭТОМУ ВЫВОД4 ТЕЗИС 1 НЕКОТОРЫЕ СКАЗКИ НАЗЫВАЮТСЯ ВОЛШЕБНЫМИ, ТАК КАК В НИХ РАССКАЗЫВАЕТСЯ О НЕОБЫКНОВЕННЫХ ПРИКЛЮЧЕНИЯХ ПОДВИГАХ ГЕРОЕВ – СМЕЛЫХ, НАХОДЧИВЫХ И ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ. ОНИ ПОДНИМАЮТСЯ ВЫШЕ ТУЧ, ПОПАДАЮТ В ПОДЗЕМНОЕ ЦАРСТВО, ДОСТАЮТ МЁРТВУЮ И ЖИВУЮ ВОДУ. ИМ ПОМОГАЮТ КОВРЫ- САМОЛЁТЫ, СКАТЕРТИ-САМОБРАНКИ, ГОВОРЯЩИЕ ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ. ПОЭТОМУ ГЕРОИ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК ВСЕГДА ПОБЕЖДАЮТ.


Обратите внимание! В тексте соединяются разные типы речи. Соединение типов речи должно быть оправданным: должно определяться замыслом автора, основной мыслью высказывания. В ЫХОЖУ НА ПОЛЯНКУ И ВДРУГ ВИЖУ ВОЗЛЕ СТАРОЙ, ДАВНО НЕ ЕЗЖЕННОЙ ДОРОГИ СРАЗУ ДВА БЕЛЫХ ГРИБА. ДА КАКИХ ЕЩЕ! ШЛЯПКА У КАЖДОГО ЧУТЬ МЕНЬШЕ МОЕГО КАРТУЗА. СРЕЗАЛ ИХ НОЖИЧКОМ. НОЖКИ ТОЛСТЫЕ, КРЕПКИЕ. Н А ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ ЕЩЁ РАЗОК ОГЛЯДЕЛСЯ ПО СТОРОНАМ, ОГЛЯДЕЛСЯ – И ОБМЕР: ЕЩЕ ДВА ПОЧТИ РЯДОМ С МОИМИ РАСТУТ, А НЕМНОГО ПОДАЛЬШЕ – ЕЩЁ ОДИН. И ВСЕ КАК НА ПОДБОР. П ОСЛЕ ТАКОЙ УДАЧИ Я УЖ ВСЮ ЭТУ ПОЛЯНКУ ПОЛЗКОМ ОБЛАЗИЛ. НО БОЛЬШЕ НИ ОДНОГО НЕ НАШЁЛ. (Г. СКРЕБИЦКИЙ) Какие типы речи соединяются в тексте? С какой целью автор вводит в текст одновременно повествование и описание? Какие слова помогают нам отнести части текста к повествованию и описанию? ВОПРОСЫ!




ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ! НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО ОДНОЙ ИЗ ВАШИХ ЛЮБИМЫХ ФОТОГРАФИЙ НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО ОДНОЙ ИЗ ВАШИХ ЛЮБИМЫХ ФОТОГРАФИЙ НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ- ПОВЕСТВОВАНИЕ НА ТЕМУ «НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ- ПОВЕСТВОВАНИЕ НА ТЕМУ «НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ НА ВЫБОР: