Развивающая литература второй половине 19 века презентация. Презентация на тему: Литература второй половины XIX века. НИКолай платонович огарев

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Обзор литературы второй половины Х I Х века 1.Общественно-политическая и культурно-историческая обстановка в России. 2.Особенности развития литературы и искусства.

«Литература у нас пока сосредоточивает почти всю умственную жизнь народа, и потому прямо на ней лежит долг заниматься и такими интересами, которые в других странах перешли уже, так сказать, в специальное заведование других направлений умственной деятельности…» Н.Г.Чернышевский

Исторические события: 1853 – начало Крымской войны 1854 - осада Севастополя «Севастополь ударил по застоявшимся умам», - В.О. Ключевский

Александр II (1855-1881)

1861 - отмена крепостного права

Возникновение революционного народничества

Журнальная полемика в России второй половины Х I Х века Газета «Колокол» Герцена А.И. и Н.П. Огарева (1857-1867)

Журнальная полемика в России второй половины Х I Х века Журнал «Современник» под редакцией Н.А.Некрасова (1846-1866)

Журнальная полемика в России второй половины Х I Х века Дмитрий Иванович Писарев (11840-1868) в журнале «Русское слово» защищал и пропагандировал тип разночинца в русской литературе

Грандиозную панораму русской жизни создали в своих произведениях выдающиеся писатели.

Основным направлением отечественной литературы стал реализм Реали́зм в литературе - правдивое изображение реальной действительности.

Самым актуальным жанром стал роман РОМАН - большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные.

Русская литература второй половины Х I Х века совершила восхождение на высочайший идейно-художественный уровень и достигла такого положения, которое можно определить как вершину мирового искусства


Cлайд 1

Cлайд 2

До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в XIX веке, но и поражающее разнообразие их. М.Горький Пока жива и здорова наша поэзия, до тех пор нет причины сомневаться в глубоком здоровье русского народа. Н. Н. Страхов

Cлайд 3

Cлайд 4

Cлайд 5

Консерватизм (культурные ценности) Либерализм (право выбора) Радикализм (изменение форм правления ради исторического развития) Три течения политики Революционеры Западники Славянофилы Демократы Почвенники Петрашевцы Народники

Cлайд 6

Консерватор (реакционер) – человек, отстаивающий застойные политические взгляды, чуждающийся всего нового и передового. Либерал – человек, придерживающийся в своих политических взглядах средних позиции. Он говорит о необходимости перемен, но путём реформ. Революционер – человек, активно призывающий к переменам, идущий к ним не мирным путём, отстаивающий коренную ломку строя. Словарная работа

Cлайд 7

Консерваторы Лесков Н. С.,Достоевский Ф.М. Русскому человеку присущи принципы византийской святости («Идиот», «Братья Карамазовы») Либералы Тургенев И. С. – ищет нового героя-деятеля, который был мог сделать правильный выбор и повести за собой, но… Радикалы Добролюбов Н. А., Чернышевский Н. Г., Писарев Д. И.

Cлайд 8

Чаадаев Петр Яковлевич – ключевая фигура для понимания ситуации этого периода. Его «философическое письмо»: у России нет своей истории в отличие от западного мира, а если нет истории, где смысл спора. Эта нигилистическая позиция активно опровергалась западниками и славянофилами, оттачивавшими на нем свои тезисы.

Cлайд 9

- направление в русской общественной и литературной мысли 40-60-x годов XIX вeка. Оно отстаивало самобытность исторического и культypнoгo пути России. Они считали, что политическое устройство России должно базироваться на монархии. Основой духовности должно быть православие. Русскому народу присущи такие ценности, как соборность, коллективизм, общинность. Они идеализировали религиозно-нравственные и социальные начала Киевской и Московской Руси, coздавая модель утопического общественного строя. Для славянофилов подлинная история России трагически оборвалась реформами Петра I. (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский) Славянофильство

Cлайд 10

считали, что подлинная история Российского государства только началась с петровских преобразований. Они утверждали «западный», буржуазный путь развития России, придерживались идеи "европеизации" России. Россия должна смотреть на Запад как на образец. Она должна перенять западный экономический уклад, западные республиканские формы государственного устройства и западные духовные ценности. Были активными противниками крепостного права. И эти идеи защищало не только революцuонно-демократическое крыло (Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский), но и лuберальныe западники (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Oгapeв, Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, П. В. Aнненков, И. И. Панаев, И. С. Typгeнев). Западники

Cлайд 11

Вот как оценивал эти два направления Герцен: «У нас была одна любовь, но не одинаковая. У них и у нас запало с ранних лет... чувство безграничной, обхватывающей все существование любви к русскому народу... И мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно».

Cлайд 12

- литературно-общественное направление в России, зародившееся в 60-е годы 19 века. Возникло как отражение исканий пути развития России в условиях социального перелома после крестьянской реформы 1861 года. Характерно для представителей разночинной демократии, группировавшихся вокруг журналов М.М. и Ф.М.Достоевских – «Время» (1861-1863) и «Эпоха» (1864-1865). «Почвенники» призывали к сохранению самобытности (национальной почвы) и не отвергали положительной роли реформ Петра I. «Мы сильны всем нaродом, сильны тою силою, которая живет в самых простых и смирных личностях, - вот что хотел сказать граф Л.Н. Толстой, - писал Страхов, - и он совершенно прав». Почвенничество

Cлайд 13

В 40-х годах XIX в. в России складывается кружок петрашевцев, названный так по имени его основателя М.В.Буташевича-Петрашевского. Участники этого кружка объявили себя последователями Фурье - представителя западного утопического социализма. Но это была не отвлеченная проповедь идей фурьеризма, а тесно связанная с революционной борьбой против крепостничества и самодержавия, которая занимала основное место в их деятельности. Петрашевцы

Cлайд 14

«У нас все чего-то ждут. Между тем ни в чем почти нет нравственного соглашения; всё разбилось и разбивается; и даже не на кучки, а уж на единицы». Ф.М.Достоевский

Cлайд 15

Артур Шопенгауэр Один из самых известных мыслителей. Тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой, очень высоко оценивал работы Иммануила Канта, называя их «самым важным явлением, какое только знает философия в течение двух тысячелетий», ценил философские идеи буддизма, Цицерона. Критиковал своих современников Гегеля и Фихте. Называл существующий мир «наихудшим из возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма».

Cлайд 16

Немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения. Сверхчеловек - символ философии Ницше. По его словам, сверхчеловек - это то, что надо достичь, человек же - это мост между животным и сверхчеловеком. Сверхчеловек должен смотреть на человека так же, как и человек смотрит на животное, то есть с презрением. Фридрих Ницше

Cлайд 17

Главной проблемой литературы стал поиск героя, носители идеи. 50 - 60-е гг. – конфликт: дворянские и разночинские тенденции в литературе. Литература взяла на себя ряд публицистических задач, поэтому она стала менее художественной. В 70-е годы литература поставила перед собой задачу стать учебником жизни. Акцент с социального перемещается на нравственное начало в человеке. Литература ищет универсальное оправдание человеческой жизни и деятельности.

Cлайд 18

Критика отмечает высокие художественные достоинства русского романа: глубокий психологизм, гармоничное сочетание социальных, философских и общечеловеческих проблем, высокий уровень литературного языка.

Cлайд 19

Виды романов: Идеологический, социально-психологический роман (Достоевский); Социально-политический роман, «утопия» (Чернышевский); Социально-философский роман (Тургенев); Сатирический роман, «антиутопия» (Салтыков-Щедрин); Роман-эпопея (Толстой).

Cлайд 20

К концу века ситуация меняется. Идея обобщающего взгляда на жизнь и проблема героя времени утрачивает свою актуальность. В центре внимания писателей оказывается частная жизнь обыкновенного, «среднего» человека. На первое место в литературе выходят «малые» жанры. Повести и рассказы составляют большую часть творческого наследия В.Г. Короленко, А.П.Чехова, В.М. Гаршина.

Cлайд 21

Вторая половина 19 века стала переломной и для русского театра. Впервые большое место в его репертуаре заняли пьесы отечественных авторов, и в первую очередь великого русского драматурга Александра Николаевича Островского. Это была эпоха Островского: почти три десятилетия ежегодно ставились его новые пьесы. В них Островский, по его собственным словам, придерживался обличительного "нравственно-общественного направления".

Cлайд 22

Русская литература обогащается драматическими произведениями самых разных жанров и направлений: А.А. Сухово-Кобылин пишет сатирические комедии, Л.А.Мей и А.К.Толстой - исторические драмы и трагедии, В.А.Крылов – водевили. Завершающая стадия этого процесса приходится на 1890 – 1900 годы. В творчестве А.П.Чехова классическая драма существенно преобразовывается, зарождается «новая драма».

Cлайд 23

Главными драматическими театрами оставались Малый театр в Москве и Александрийский в Петербурге, но возникло уже большое число провинциальных театров. Резкое увеличение числа зрителей привело к демократизации театров и к созданию новых "клубных театров", где уровень постановок и профессионализма актеров был гораздо ниже, но играли они с большой охотой и нашли своего зрителя в демократической интеллигенции.

«Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!»

Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков.

19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.

Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.

А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов.

Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» и многие другие.

Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта.
А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим.

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».

Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор».
Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века.

С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране.
Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.

Презентация на тему "Литературный процесс второй половины XIX века" по литературе в формате powerpoint. В презентации для школьников рассмотрена историческая ситуация второй половины 19 века, на фоне которой развивалась русская проза, драматургия, поэзия. Автор презентации: Солодченкова Ю.К.

Фрагменты из презентации

Историческая ситуация

  • 19 февраля 1861 г. - Манифест об отмене крепостной зависимости.
  • Лавров Н.А. Император Александр II Освободитель. 1868 г.
  • Кустодиев Б.М. Чтение манифеста. Освобождение крестьян. 1907 г.

Крестьян «освобождали» в России сами помещики, помещичье правительство самодержавного царя и его чиновники. И эти «освободите-ли» так повели дело, что крестьяне вышли на «свободу», ободранные до нищеты, вышли из рабства у помещиков в кабалу к тем же помещикам и их ставленникам.

Общественные течения, журнальная и издательская деятельность

« У нас все чего-то ждут. Между тем ни в чем почти нет нравственного соглашения; все разбилось и разбивается, и даже не на кучки, а уж на единицы ». Ф.М. Достоевский, 1876 год

Общественные течения
  • Россия должна пойти по западноевропейскому пути развития. Активно выступали за ликвидацию крепостничества.
  • Решительное отрицание господствующей идеологии, морали, норм жизненного поведения.
  • Выступали с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от западно-европейского.
  • Россия должна идти по социалистическому пути развития, минуя капитализм через сохранение, использование и преобразование коллективистских начал сельской общины.
Журналы

Русскую литературу называют «журнальной».

Литературно-художественные направления.

  • Реализм - направление, стремящееся к изображению действительности.
  • Натурализм - точное, беспрестрастное научное воссоздание действительности.
  • Импрессионизм - воссоздает не саму действительность, а впечатление, которое она производит на человека.
  • Символизм - все видимое и сущее тайными знаками и шифрами вечных идей, которые человек может постигать интуитивно с помощью искусства.

Проза

  • глубокий психологизм,
  • гармоничное сочетание социальных, философских и общественных проблем,
  • высокий уровень литературного языка.

Драматургия

  • А.В.Сухово-Кобылин
  • А.К.Толстой
  • А.Н.Островский
  • А.П.Чехов
Литературная борьба
  • «Современник»
  • «Библиотека для чтения»
  • «Русское слово»
  • «Русский вестник»
  • «Отечественные записки»
«Современник»
  • 1836 г.– основан А.С. Пушкиным
  • 1838 г. – переходит в руки П.А. Плетнева.
  • В 1847 году журнал взяли в аренду И.И.Панаев и Н.А Некрасов.
  • 1860 г. – раскол в редакции «Современник»
  • 15 июня 1862 г. – закрытие на 8 месяцев.
  • 1866 г. – закрытие «Современника»

ЛИТЕРАТУРА II половины 19 века. Расцвет реализма в мировой литературе. Новые направления и течения

Цель: знакомство с процессами, происходившими в западноевропейской и русской литературе данного периода, представителями реализма в различных странах, новыми направлениями и их представителями



  • Во II половине 19 в. приобрела огромный вес и значение в социальной и культурной жизни России.
  • Она стала источником духовного совершенства и ареной идейных битв.
  • Крымская война 1853-1856 годов, отмена крепостного прав в 1861 году, становление капитализма находили живой отклик в творчестве русских писателей

ДЕМОКРАТЫ

ЛИБЕРАЛЫ

Овал нарисовать


  • Выступали за постепенное реформирование жизни без революций и потрясений.
  • М.Н. Катков в журнале «Рус -
  • ский вестник» пропагандировал
  • английский путь социальных и
  • экономических реформ.

  • Проводили идею крестьянской революции.
  • Вождем революционеров – демо
  • кратов стал журнал «Современ –
  • ник» во главе с Н.Г. Чернышев –
  • ским. Противостояние этих лагерей отразилось в романе Тургенева «Отцы и дети»

  • «Тургеневская» рисовала человека, зае –
  • денного средой.
  • «Щедринская» изображала саму эту среду.

ТУРГЕНЕВСКАЯ

ЩЕДРИНСКАЯ




  • Изображает судьбы русского дворянства.
  • Он открыл в литературе осо
  • бый тип героя: мягкого, со –
  • вестливого, но пассивного –
  • «Обломов», одаренного, но
  • безвольного романтика
  • «Обрыв».

В первых же произведениях – «Детство»,

«Отрочество», «Юность»,

кавказских и севастополь –

ских рассказах проявился

мощный талант. Масштаб –

ность романа «Война и мир»

семейная драма «Анны

Карениной» помогали осмыс

лить социальные и нравственные

вопросы современности.




  • Во Франции и Англии сложился уже в
  • 20 – 30 х годах 19 века.
  • ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
  • 1.Жанровое и стилевое богатство
  • 2.Расширение круга тем
  • 3.Преобладание философско – интеллек
  • туального начала
  • 4.Духовно-личностная проблематика
  • 5.Конкретное изображение органически соединяется с обобщенно-символическим
  • 6.Усиление психологизма.

  • Его творчество – иллюстрация перемен.
  • Главный объект внимания –
  • действительность. Но на сме-
  • ну ярким личностям пришли
  • обыкновенные люди, а мир страстей
  • Стендаля и Бальзака уступает место
  • «миру цвета плесени», где самым приме –
  • чательным событием сановится супруже –
  • ская измена, как в романе «Мадам Бовари»

  • Как метод сложился в 1850 х годах, испо
  • ведовал культ природы. Философская
  • основа – позитивизм, который апеллиро –
  • вал к науке и требовал фактографии.
  • Законы природы проэцировались на социальную жизнь. Поведение человека мотивировалось «физиологией». Главное внимание точному описанию реальности.

  • Дж Элиот
  • Э.Золя
  • Гаупт
  • Бр. Гонкуры

  • Dekadentia – упадок. Термин вошёл в лит.
  • в 1880 х годах. Характерные черты – тоска, меланхолия, бесконечная усталость, тяга к красоте, неприятие действительности. Такое настроение было вызвано ощущением кризиса христианских ценностей, утратой традиционной нравственности вследствие развития естественных наук и материалистических взглядов

  • Наиболее видный предста
  • витель декаданса. Призы –
  • вал не заниматься «бытом
  • трущоб и нуждами бедно –
  • сти», выдвинул тезис о
  • «чистом искусстве, об ис –
  • кусстве ради искусства»
  • («Портрет Дориана Грея»)

  • Появляется в 1860 х годах. Теоретически обосновал направление французский поэт Жан Мореас.
  • В основу положено учение ПЛАТОНА о «мире идей и мире вещей»
  • На месте худ. образа символисты утвер – ждают СИМВОЛ, несущий смысл туман – ный, смутный, не поддающийся точной расшифровке.

  • ВЕРЛЕН БОДЛЕР
  • ВЕРЛЕН БОДЛЕР
  • РЕМБО МАЛЛАРМЕ

  • Задача – отражение предельно точного впечатления, вызванного тем или иным фактом.
  • В литературе импрессионизму свойствен ны фрагментарность, отрывочность пове ствования, внимание к деталям, нюансам
  • Характера, преобладание ощущений
  • зыбкости, недосказанности, неопределён
  • ности




  • Какие общественно-политические процессы повлияли на развитие русской литературы второй половины 19 века? Какие школы существовали в литературе реализма в России? Какие направления и течения существовали в западно-европейской литературе? Назовите предствителей каждого направления.
  • Какие общественно-политические процессы повлияли на развитие русской литературы второй половины 19 века?
  • Какие школы существовали в литературе реализма в России?
  • Какие направления и течения существовали в западно-европейской литературе?
  • Назовите предствителей каждого направления.