Дифференциация гласных "А" — "Я". Дифференциация гласных а-я в словах, предложениях, в тексте Логопедические конспекты занятий дифференциация букв а я

Марина Захаркина
Фронтальное занятие «Дифференциация звуков и букв А-Я» в подготовительной к школе группе

Цель : учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.

Задачи :

Коррекционно-развивающие :

Закреплять знания детей о гласных звуках и буквах А-Я ;

Познакомить детей со сравнительной характеристикой звуков , нормами их артикуляции;

Учить выделять звуки [А] , [Й,А] в словах, соотносить звуки с буквами , и символами;

Образовательные :

Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза ;

Формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание и память;

Развивать словарь в экспрессивной речи по лексической теме : «Семья» .

Развивать умение составлять словосочетания, закреплять знание норм орфографии;

Воспитательные :

Развивать навыки самоконтроля;

Совершенствовать умение оценивать результаты работы по заданию;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и индивидуальной работе;

Ход занятия.

1. Логопед : Здравствуйте ребята! Меня зовут Марина Васильевна, и сегодня я проведу у вас занятие . А помогать мне будет гномик Йак. Он принес вам много интересных заданий. (Логопед достает конверты)

Достает первый конверт.

Ой посмотрите, что он принес (логопед раскладывает на доске первый ряд гласных) .

Логопед. Ребята, посмотрите на цепочку гласных букв и назовите , какие гласные знаете? (а, у, о, ы, э) . А что мы произносили? (звуки )

– Чем отличаются буквы от звуков ? (буквы мы пишем и читаем , а звуки проговариваем и слышим). Как мы произносим эти гласные звуки ? (твердо, решительно, смело) .

Дети, это гласные первого ряда, они произносятся твердо.

У каждого гласного первого ряда есть «сестренка» - буква , которая «живет» во втором ряду.

Логопед. Сегодня мы будем учиться различать с «сестёр» букву «а» и «я» .

2. Гномик Йак принес нам эту букву . Это буква «я» . (показывает, достает из другого конверта) .

(Обводим контур звуковки буквы Я красным цветом , впечатываем звуки , раскрашиваем тапочки)

– Давайте послушаем звук . ([й-а-а-а-а-а-а])

– Тянется? (да)

– Какая это буква ? (гласная)

– Какую работу она будет выполнять в слове? (образует слог)

– Как она может управлять согласными в соединении? (обозначает или мягкость, или твёрдость согласного)

– Каким цветом мы обозначаем гласные? (красным)

– Положите перед собой звуковку буквы Я .

– Обведём контур звуковки красным цветом

– Давайте ещё раз послушаем букву . ([й-а-а-а-а-а-а])

– Сколько звуков слышим ? (два)

– Какие? ([й`а])

– Впечатайте первый звук буквы . ([й`])

– Произнесите его.

– Какой он? (согласный, мягкий)

– Каким цветом мы обозначаем мягкие звуки ? (зелёным)

– Раскрасьте первый тапочек зелёным цветом.

– Впечатайте второй звук буквы . ([а])

– Произнесите его.

– Какой он? (гласный)

– Каким цветом мы обозначаем гласные звуки ? (красным)

– Раскрасьте второй тапочек красным цветом.

Вывод :

– Итак, давайте подведём итог.

– Какая это буква ? (гласная)

– Сколько звуков у буквы Я ? (два)

– Какие? ([й`а])

-Послушайте, как я произношу : я, я, я. Произносится ласково, мягко, нежно и коротко, сидит на кончике нашего языка.

Как зовут «сестренку» буквы «а» ?

Как мы произносим «а» ? «я» ?

Правильно, «а» мы произносим твердо, «я» - мягко, нежно. Буква «я» - гласная мягкая.

3. Игра «Эхо» .

Логопед : Молодцы! Возьмем следующий конверт с заданием. Повторите за мной : ма-мя, на-ня, та-тя, па-пя и т. д. Молодцы!

4. Пришло время для следующего задания (достает следующий конверт) . Задание произнести правильно и четко слова по картинкам. (Произносим хором) .

5. Логопед : Молодцы! Здорово у вас получается! Следующее задание : Игра «На что похожа буква «я» . Послушайте стихотворение. (Дети повторяют слова и движения за логопедом) .

«Буква «я» .

Руку вбок, вперед нога,

Вот какая буква «я» .

Я-я – песня кончилась моя.

Я-я – есть у каждого друзья.

Повторить стихотворение хором.

6. Логопед : Молодцы! Следующее задание, открывает конверт. Гномик Йак задал нам задачу.

К каких случаях буква Я обозначает два звука ?

(Читаем схему слова «ябллоня» )

– Прочитайте верхнее слово. (яблоня)

– Давайте прочитаем схему к этому слову.

– Сколько в слове слогов? (хлопаем : яб-ло-ня – 3 слога)

– Назовите 1 слог. ([й`ааааааб])

– Каким гласным образован этот слог? ([а])

– Впечатайте звук в схему .

– Какой звук стоит перед ним ? ([й`й`й`й`])

– Какой он? (согласный, мягкий)

– Впечатайте звук в схему .

– Назовите ещё раз 1 слог. ([й`ааааааб])

– Какой звук ещё есть в слоге ? (не в слиянии [б])

– Назовите 2 слог. ([лоооо])

– Какой гласной образован? ([о])

([л])

– Назовите 3 слог? ([няяяяя]

Какой гласной образован? ([я])

– Какой согласный стоит перед ним? ([н`])

– Какой слог ударный? (первый)

– Посмотрите на слово.

– Где в слове стоит буква Я ? (в начале слова, в конце слова)

Вывод :

– Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука ? (в начале слова)

Разбор слова Рая (схема готова, слово уже разобрано, детям объясняют разбор и помогают сделать вывод)

Вывод :

– Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука ?

Буква Я обозначает два звука : [й`] и [а] в начале слова и после гласной буквы .

7. Сказка про букву Я

Логопед : Следующий конверт. Наш гость предлагает вам послушать сказку про звук Я . Отложите в сторону все ненужное и послушайте сказку.

Гордая буква Я никак не хотела встречаться с согласными буквами . Зачем? Ведь у неё же был свой согласный - звук [й`] ! Но без неё слова рассыпались и ничего нельзя было понять, что они хотят друг от друга. И вот однажды она согласилась встретиться с одной из согласных букв , что бы хоть не надолго буквы могли о чём-то договориться. Звуку [й`] так понравилось играть со своими братьями – согласными буквами , что он готов был отдать свою мягкость любому из них. С тех пор, как только буква Я вставала в слияние с согласным, звук [й`] уходил к этому согласному и отдавал ему свою мягкость. А буква Я оставалась с гласным звуком [а] и очень гордилась, тем что рядом с ней согласные становятся мягче. Но как только буква Я уходила из слияния, звук [й`] тут же возвращался обратно к букве Я .

Вывод :

– Итак, какую работу выполняет буква Я в слиянии ?

Буква Я обозначает мягкость согласного звука в слиянии .

8. Игра на фонематическое восприятие «Прятки» .

А вот и последний конверт! Гномик Йак предлагает нам поиграть в игру «Прятки» . Но это необычная игра в которую вы все знаете, в этой игре мы будем искать спрятавшийся звук а или звук я . У вас есть карточки с буквами А , которая обозначает звук а и буква Я , которая обозначает звук я . Когда я скажу звук , слог или слово с одним из этих звуков нужно обязательно поднять соответствующую карточку.

Показать карточками «а» или «я» : мА, пя, на, мя, тя, фа, яблоко, аист, ягоды, автобус, ясень, Алик, ящик, альбом.

9. Итог. Ребята, кто приходил к нам в гости? Какие звуки гномик Йак учил нас различать? Гномику очень понравилось как вы играли. А вам понравилось? А еще наш гость хочет в честь встречи и вашего старания преподнести вам угощение.

Конспект логопедического занятия во 2 классе «Дифференциация букв А-Я в словах, словосочетаниях, предложениях» может быть использован учителями-логопедами общеобразовательных школ.

Конспект логопедического занятия во 2 классе, группа с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Тема: Дифференциация букв А – Я в словах, словосочетаниях, предложениях

Цель :

  • формирование навыка употребления букв А-Я после твердых и мягких согласных на письме в словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять знания детей о твердости и мягкости согласных перед гласными А-Я,
  • учить дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я в словах, словосочетаниях, предложениях.

Коррекционно-развивающие:

  • расширять и активизировать словарный запас учащихся, совершенствовать грамматический строй речи, навыки связной речи;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, фонематическое восприятие, память.

Воспитательные:

  • формировать личностные качества (уважение друг к другу, доброжелательность) и положительную мотивацию к обучению;
  • формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные ситуации учебной деятельности.

Универсальные учебные действия.

Личностные УУД:

  1. Формирование положительного отношения к учебной деятельности.
  2. Формирование интереса к учебному материалу.

Регулятивные УУД:

  1. Формирование определять цель деятельности на занятии.
  2. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.
  3. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
  4. Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  5. Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД :

  1. Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя и товарищей.
  2. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

  1. Формирование умения на основе анализа делать выводы.
  2. Формирование умения устанавливать аналогии.
  3. Формирование умения обобщать.

Оборудование:

  • презентация, компьютер, камень, карточки (со схемами, синквейном, названиями детенышей), фломастеры, каштаны.

1. Мотивация. Самоопределение к деятельности.

1.Положительный настрой на работу.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что у меня в руках?

Правильно, камень. Этот камень не обычный, а морской. Какой еще он, добавьте?

Давайте согреем его теплом своих рук и передадим друг другу добрые чувства.

Итак, ребята, камень от нашего добра стал теплым. Мы переходим к нашему занятию.

2. Определение темы.

– Мы отправляемся в гости к обитателям Цветочного города, чтобы помочь им в различении букв. Какие это буквы, скоро узнаете.

Послушайте предложение и назовите 2 похожих слова: Петя еще мал, он траву мял.

Как звучит первый звук в слове МАЛ? Почему?

Как звучит первый звук в слове МЯЛ? Почему?

Подберем схемы к словам.

Какая же сегодня тема?

Что мы знаем о буквах А и Я?

Сегодня вместе с обитателями Цветочного города мы будем различать А и Я.

3. Пальчиковый массаж каштаном.

Подготовим пальчики к работе. Выполним круговые движения вправо и влево.

А теперь запишем тему, слова, выделим буквы зеленым и синим цветом.

2. Актуализация знаний.

1. Определение твердости-мягкости согласного на слух.

– Первыми нас встречают Винтик и Шпунтик. Они механики и постоянно мастерят, изобретают что- то своими руками. Давайте и мы поработаем ручками. Как услышите в слове первый звук твердый, то стукните кулачком о кулачок. А если услышите мягкий, то проведете ладошкой по ладошке (бак, ряд, мак, мясо, врач, сядь, вяз, таз, каша, дядя, тяпка).

2. Работа со слогами.

На улице Колокольчиков встречаем Незнайку. Ему нужна помощь: определить лишний слог (са-ся-са).

3. Первичное усвоение новых знаний.

1. Работа со словами и словосочетаниями.

И вот встречаем Растеряйку. Что вы про него знаете?

Он нес слова и растерял несколько букв. Поможем вставить А или Я и подобрать слова друг к другу так, чтобы получилось словосочетание (бабочка, мышка, шляпа, дятел, клякса, лиса, хитрая, новая, черная, серая, пестрый, яркая).

4. Физкультминутка.

А сейчас доктор Пилюлькин предлагает нам немного отдохнуть.

5. Проверка понимания.

1. Исправить слова.

Около ручейка нас ждет Торопыжка, который поторопился и написал слова с ошибками. Поможем ему исправить (лисата, слоната, телятя, волчята).

Какое правило встретилось в слове ВОЛЧАТА?

А теперь назовем все эти слова одним словом.

Запишите слова правильно в тетрадь.

Проверка.

3. Закрепление новых знаний.

1. Работа с синквейном (составление предложения).

На улице Одуванчиков живет поэт Цветик, который с художником Тюбиком, приготовил сюрприз. Тюбик нарисовал предмет, но какой — секрет. Этот предмет зашифровал Цветик в синквейне. Сейчас вы отгадаете. Но сначала вспомните, что вы знаете о синквейне?

Отгадайте, что это за предмет?

Правильно, мяч. Дополните синквейн (составляют предложение со словом МЯЧ).

Проверка.

Какую букву написали после М в слове МЯЧ? Почему?

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Вот мы и побывали в гостях у наших друзей из Цветочного города. Пора возвращаться домой. Давайте вспомним, кому мы помогали и в чем?

Какая гласная должна стоять после твердого согласного? А после мягкого?

Какие задания понравились?

Кочепасова Г.В.,
учитель-логопед

Тема:

Дифференциация гласных а-я

Цель:

учить дифференцировать буквы а-я; продолжать учить сравнивать слова по смыслу и по написанию; развивать звуковой и слоговой анализ и синтез; развивать внимание, память, мышление.

Оборудование:

Буквы А-Я; мяч, карточки с заданиями, тетради.

Ход занятия:

1 часть. Орг.момент:

отгадайте слово по действию, определите гласные:

Хрюкает, чавкает - свинья

Плодоносит, растет - яблоко

Прыгает, растет - заяц

Какие были слова? Что лишнее, почему?

2 часть. Работа над материалом:

Допишите буквы, чтобы получилось слово. (в тетрадях у детей написано слово заяц, мяч)

Какие буквы дописали? Что мы знаем о букве Я? В каком слове Я - служит для смягчения согласных?

В каком слове Я - хитрая?

Сегодня, мы еще раз поговорим о парных гласных а-я.

Послушайте слоги:

Ма, на, са, ка, ла, па, ра, та, фа, ва

Мя, ня, ся, кя, ля, пя, ря, та, фя, вя

Скажите какой гласный вы слышите?

Как звучат гласные, которые вы слышали в начале и потом?

Какой гласный влияет на смягчения согласных?

Сравните слова МАЛ - МЯЛ, РАД - РЯД, ЗАВАЛ - ЗАВЯЛ, САД -СЯДЬ - по смыслу и по написанию. Какими буквами различаются эти слова?

Развитие фонематического восприятия. (с мячом).

Прослушайте, запомните и повторите ряды слогов.

Та - тя - та ма - мя - ма бя -ба-бя

Тя-та-т я мя -ма - мя ба -бя -ба

Ра - ря - ра - ря

Ря - ра - ря - ра

Работа по карточки

Прочитайте слова, вставляя пропущенную букву а-я.

Б….к, р…д, м….к, вр…ч, с…дь, м…ч, в….з, т…з, м….со, к….ша, д……дя, гр….ды, шл….па, вр….ги.

Проверка задания.

Работа в тетрадях.

Спишите слова, деля их на слоги, подчеркивая буквы а-я ручками разного цвета.

Доска, марка, змея, пояс, армия, братья, клякса, аист, вялая, земная.

Чтение текста. (карточка) .

Наша Зоя мала. Наташа сама рыла ямку. Маша взяла мяч. Боря искал ягоды. Люба мяла глину. Алла, сядь и сама читай книгу. Алла мала, да умна.

Выпишите слова с буквой -а - в один столбик; с буквой -я - во второй; с буквами - а- я - в третий столбик.

Проверка задания.

Итог занятия:

Какие буквы мы с вами учились различать на письме?

Что дает буква -я -?

Когда она бывает хитрая?

прислала
Ольга Иванова
учитель-логопед

Предлагается конспект занятия с учащимися 1-го класса, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи. На занятии дети учатся различать буквы А и Я, учатся сравнивать согласные по твердости – мягкости на уровне звука, слога и слова, предложения. Происходит закрепление знания о гласных.

  • учить различать буквы А и Я;
  • закреплять знания детей о гласных:
  • продолжать учить сравнивать согласные по твердости– мягкости на уровне звука, слога и слова, предложения.

Образовательные:

  • дифференцировать буквы А и Я в собственной речи и в слогах;
  • дифференцировать буквы А и Я в словах;
  • дифференцировать буквы А и Я в предложениях;
  • дифференцировать буквы А и Я в тексте;
  • продолжать учить читать и писать слова с буквами А и Я;
  • обогащать словарь имен существительных, глаголов.

Развивающая: развивать зрительное восприятие, внимание, память.

Воспитательные:

  • воспитывать правильную осанку;
  • воспитывать умение ожидать свою очередь, не выкрикивая с места.

Оборудование:

  • картинки с изображениями вазы, мяча, аиста, яблока, рыбы, змеи;
  • карточки со словами;
  • картинки с буквами А и Я;
  • карточки с буквами Я (раздаточный материал);
  • карточки с текстом;
  • таблица с гласными буквами.

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас с вами начнется урок, мы будем проходить новую тему, но сначала мы с вами договоримся: вы будите сегодня хорошо работать, отвечать, внимательно слушать меня. Готовы?

II. Основной этап.

1). Введение в новую тему.

  • Итак, встаньте те, чье имя начинается с гласных звуков. Назовите свои имена.
  • Садитесь. Аня, какой первый звук в твоем имени?
  • Скажите, какая буква стоит в конце этого имени?

(Логопед выставляет на доске слово Аня)

– Сколько букв в этом имени?

– Сколько гласных букв?

– Назовите первую букву.

– Какая еще гласная буква есть в этом слове?

– Сколько слогов в этом слове?

– Назовите первый слог.

– Назовите второй.

– Как звучит согласный в слоге ня? (Мягко)

– А теперь давайте отхлопаем количество слогов. Какой слог мы произносим громче?

– А какой тише?

– Итак, на первый слог мы хлопаем громче, а на второй – тише.

  • Всем известна буква А!
    Буква очень славная.
    И к тому же буква А
    В алфавите главная.
    Куча яблок на прилавке...
    И заметил я, друзья:
    Если б яблоку две лапки,
    Сразу б вышла буква Я.

– Итак, сегодня мы с вами будем учится различать буквы А–Я.

На доске висит таблица из 10 букв – вверху буквы А,О, У,Ы,Э, внизу – Я,Ё,Ю,И,Е.

– Давайте вспомним, сколько гласных букв в нашей таблице?

– А звуков?

– Итак, в нашей азбуке живет 10 букв, а звуков только 6. Одна из них буква Я. Эта буква очень хорошая– она помощница, потому что если стоит за согласной буквой, то она обозначает мягкость согласного на письме. Но если эта буква стоит в начале слова или после гласной буквы– то она обозначает 2 звука – [й] и [а].

– Какие еще буквы обозначают мягкость согласных?

– Теперь давайте сравним гласные буквы А– Я по написанию. Одинаково ли они пишутся?

– А теперь давайте сравним по произношению. Воздух у нас свободно выходит, не встречая преграды, рот широко открыт. Эти гласные буквы называются парными, и мы будим сегодня учиться их различать.

2) Дифференциация букв А и Я в собственной речи и в слогах.

– Придумайте сначала слова, которые начинаются на звук [а]. А теперь придумайте слова, в которых первой будет буква Я.

У детей на столах лежат буквы. Один ребенок выходит к доске и становится рядом с логопедом.

– А теперь я проверю ваше внимание и слух. Мне будет помогать Аня. Хлопните в ладоши, если вы услышите слог со звуком[а]. (слоги: МЯ, ЛА,СА, ТЯ, РА, СЯ.)

– А сейчас если в слоге вы встретите букву Я, то вы ее поднимите, (слоги: ТА, СЯ, ПЯ, МА, БЯ, ПА).

3).Дифференциация букв А и Я в словах.

1. Ha доске написаны слова МАЛ, МЯЛ.

– Давайте сравним слова, которые вы видите на доске. Одинаково ли написаны эти слова?

– Какими гласными буквами различаются эти слова?

– Мы заменили одну гласную букву другой. Что получилось?

– Назовите первый согласный звук в слове МАЛ. Как он звучит?

– Какая буква подсказала?

– Назовите первый согласный звук в слове МЯЛ. Как он звучит?

– Какая буква подсказала?

– А теперь давайте проверим на слух – одинаково ли мы произносим эти слова. Мы заменили одну гласную букву другой, и получилось другое слово.

– Что обозначает слово МАЛ?

– Что обозначает слово МЯЛ?

2. На столе у логопеда лежат картинки с изобраоюениями вазы, мяча, аиста, яблока, рыбы, змеи.

– Сейчас вы будите по очереди выходить, брать любую картинку с моего стола, громко ее называть. Те, кому попадется слово со звуком [а] встанут с левой стороны – под буквой А. Те, кому попадется слово с буквой Я, встанут с правой стороны – под буквой Я.

– Куда ты встанешь?

– Почему ты так решил?

– Сколько букв в этом слове?

– Сколько гласных букв в этом слове?

– Назови первый слог.

– Как звучит первый согласный?

– Какая гласная буква подсказала?

– Назови второй слог.

– Как звучит второй согласный? – Какая гласная буква подсказала?(ВАЗА)

Аналогичным образом разбираются другие слова.

– А теперь давайте подведем итоги. Поднимите те картинки, в названии которых вы напишете букву А. А теперь поднимите картинки, в названии которых вы встретили букву Я.

4.) Физминутка

– Встаньте пожалуйста из– за своих парт. Давайте сначала с вами потянем ручки вверх, как будто мы березки. А теперь представьте, что подул ветерок и березки покачнулись – покачайте руками. А теперь березки будут шелестеть листиками (дети покачивая руками должны двигать пальцами).А теперь пускай березки отдохнут. Опустите ручки вниз. А сейчас проделаем тоже самое еще раз. Отдохнули? Хорошо. Садитесь за парты, будем с вами дальше заниматься.

5).Дифференциация букв А и Я в словах(письменная работа) На доске висят карточки со словами. Слова: ваза, мяч, аист, рыбы, змея.

– Мы с вами работали устно. Вы очень хорошо работали, но теперь я немного усложню задание. Теперь мы поработаем письменно. Вы будите распределять слова по столбикам у себя в тетрадях. В первый столбик вы будите писать прописными буквами слова с гласной буквой А, а во второй – с гласной буквой Я.

– А сейчас вы прочитаете то, что написали. Ты прочитай только первый столбик, (с какой гласной буквой работал), а ты второй, ты прочитай слова только с гласной А, а ты только с гласной Я (логопед называет детей по именам).

– У меня на доске написано пять слов, а вы написали только четыре. Какое слово вы не написали? (Рыбы)

– Почему? – Молодцы.

6).Дифференциация букв А и Я в предложении.

– А сейчас давайте посмотрим, знаете ли вы детенышей животных.

– У утки...

– У кошки...

– У лисы...

– У коровы...

– Молодцы! А теперь давайте запишем предложение. (У утки утята.)

– Сколько слов в этом предложении?

– Какое слово стоит первым?

– Какое второе?

– Какое третье?

– С какой буквы мы пишем предложения?

– Что ставим в конце?

– В каком слове вы встретили наши буквы?

– Какие буквы вы встретили?

– Где стоит буква Я?

– Правильно. Буква Я обозначает мягкость согласного.

– Какая еще буква есть?

– Где стоит буква А?

– Как звучит согласный звук перед ней?

– Есть в этом слове еще гласные буквы? Какая?

– Сколько гласных всего в этом слове?

– Сколько слогов?

– Сколько у нас гласных, столько и слогов.

7).Дифференциация букв А и Я в тексте.

– Сейчас мы с вами прочтем небольшой текст.

Яна пошла гулять. Она увидела полянку. Там росли ягоды. Она их собрала.

– А теперь слушаем внимательно мои вопросы и ищем в тексте ответы на них. Что сделала Яна?

– Что росло на полянке?

– Что она увидела?

– Что Яна сделала с ягодами?

– Какие слова в этом тексте вы встретили с гласной буквой А?

– А кто нашел с буквой Я? Какие слова?

– Почему слово Яна вы повторили два раза?

– Какую букву мы напишем первую?

– Какую букву мы напишем последней?

III. Итог.

– Давайте вспомним, с какими буквами мы работали? Звук [а] мы обозначаем буквой А, а вот звука я у нас нет, у нас есть только буква Я. Если она стоит в начале слова или после гласной буквы, то она обозначает два звука. Если же стоит после согласной буквы, то обозначает мягкость согласного на письме.

– Все молодцы, особенно хорошо сегодня занимались.... До свидания.

Конспект логопедического занятия с детьми ОНР во втором классе

Тема:

Дифференциация гласных а-я

Цель:

учить дифференцировать буквы а-я; продолжать учить сравнивать слова по смыслу и по написанию; развивать звуковой и слоговой анализ и синтез; развивать внимание, память, мышление.

Оборудование:

Буквы А-Я; мяч, карточки с заданиями, тетради.

Ход занятия:

1 часть. Орг.момент:

отгадайте слово по действию, определите гласные:

Хрюкает, чавкает – свинья

Плодоносит, растет – яблоко

Прыгает, растет – заяц

Какие были слова? Что лишнее, почему?

2 часть. Работа над материалом:

Допишите буквы, чтобы получилось слово. (в тетрадях у детей написано слово заяц, мяч)

Какие буквы дописали? Что мы знаем о букве Я? В каком слове Я – служит для смягчения согласных?

В каком слове Я – хитрая?

Сегодня, мы еще раз поговорим о парных гласных а-я.

Послушайте слоги:

Ма, на, са, ка, ла, па, ра, та, фа, ва

Мя, ня, ся, кя, ля, пя, ря, та, фя, вя

Скажите какой гласный вы слышите?

Как звучат гласные, которые вы слышали в начале и потом?

Какой гласный влияет на смягчения согласных?

Сравните слова МАЛ – МЯЛ, РАД – РЯД, ЗАВАЛ – ЗАВЯЛ, САД –СЯДЬ – по смыслу и по написанию. Какими буквами различаются эти слова?

Развитие фонематического восприятия. (с мячом).

Прослушайте, запомните и повторите ряды слогов.

Та – тя – та ма – мя – ма бя –ба-бя

Тя-та-т я мя –ма – мя ба –бя –ба

Ра – ря – ра – ря

Ря – ра – ря – ра

Работа по карточки

Прочитайте слова, вставляя пропущенную букву а-я.

Б….к, р…д, м….к, вр…ч, с…дь, м…ч, в….з, т…з, м….со, к….ша, д……дя, гр….ды, шл….па, вр….ги.

Проверка задания.

Работа в тетрадях.

Спишите слова, деля их на слоги, подчеркивая буквы а-я ручками разного цвета.

Доска, марка, змея, пояс, армия, братья, клякса, аист, вялая, земная.

Чтение текста. (карточка) .

Наша Зоя мала. Наташа сама рыла ямку. Маша взяла мяч. Боря искал ягоды. Люба мяла глину. Алла, сядь и сама читай книгу. Алла мала, да умна.

Выпишите слова с буквой –а – в один столбик; с буквой –я – во второй; с буквами – а- я – в третий столбик.

Проверка задания.

Итог занятия:

Какие буквы мы с вами учились различать на письме?

Что дает буква –я -?

Когда она бывает хитрая?

прислала
Ольга Иванова
учитель-логопед

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"
Нравится