Звуки д т конспект логопедического занятия. Конспект логопедического занятия "дифференциация парных согласных звуков д и т". Универсальные учебные действия

, учитель-логопед, Татарстан.

Цели: учить различать звуки т-д в слогах и словах;

Автоматизировать написание букв “т” и “д” в слогах;

Развивать: зрительное и слуховое восприятие;

Слоговую структуру слова; внимание, мышление;

Артикуляционную и мелкую моторику.

Воспитывать: аккуратность в выполнении задания

Оборудование: Буквы Т, Д; зайка синий и розовый, предметные картинки к теме и для игры “4 лишний”, таблица с игрой “Каких букв больше”, сигнальные карточки.

Ход урока

1. Орг.момент

Умеют все ребятки с носочков встать на пятки.

Присесть и подтянуться, нахмуриться и улыбнуться.

Знакомство с героями – зайками: Дашей и Татошей.

Ориентация во временном пространстве.

2. Основная часть.

1) Артикуляционная гимнастика.

Широка Нева-река и улыбка широка зубки все мои видны от краёв и до десны.

Ротик широко открыт, язычок спокойно спит.

Чищу зубы/2р. И снаружи и внутри. Чищу зубы/2р. Не болели чтоб они.

Улыбаюсь, рот открыт: язычок уже стоит. К зубкам подняты края, вот и “чашечка” моя.

Широко открой свой рот язычок-назад-вперёд. Лижет “чашечка” губу и болбочет на бегу.

За зубами в бугорок бьет широкий язычок.

2) Речевая гимнастика.

Ты-ды-ты/2р. Распускаются цветы.

Та-да-та/2р. Вот какая красота.

Ду-ту-да/2р. Любоваться буду я.

3) Повторение. Игра “Каких букв больше”.

Определение количество букв Т по таблице.

Характеристика звука “т”.

Определение количества букв Д.

Характеристика звука “д”.

4) Игра “Звонкий-глухой”.

Логопед называет слоги со звуками “т” и “д”. ученики поднимают соответствующие сигнальные карточки.

5) Пальчиковая гимнастика.

Тук-тук молотком будем строить новый дом.

Кто в доме будет жить? С нами кто будет дружить?

Девочки и мальчики маленькие пальчики.

6) Игра “Раздай картинки”

Татоша и Даша принесли картинки. У Татоши слова со звуком “т”, а у Даши слова со звуком “д”. давайте посмотрим, кто какие картинки принес?

Татоша: тушь, тачка, том катушка, уточка, трава, капуста, тыква.

Даша: душ, дачка, дом, кадушка, удочка, дрова, дым, ведро.

Назовите предметные картинки, которые принес Татоша.

Назовите предметные картинки, которые принесла Даша.

Найдите слова, которые звучат одинаково.

Хоровое повторение слов парами.

7) Физ.мин.

Для начала мы с тобой вертим только головой.

Корпусов вращаем тоже это мы, конечно, можем.

А теперь мы приседаем. Мы прекрасно понимаем,

Ноги нужно нам размять

Раз-два-три-четыре-пять.

Напоследок потянулись вверх и в стороны прогнулись.

От разминки раскраснелись и на место снова сели.

8) Работа в тетради.

Запись числа в тетради. Сейчас мы будем записывать слоги. Слоги с “т” запишите в правый столбик, а с “д” - во второй столбик.

Сравнение слогов 1го и 2го столбика.

Составить слова с данными слогами.

9) Игра “4 лишний”

А) апельсин, яблоко, трактор, банан

Б) фигурист, душ, фотограф, футболист

В) тыква, собака, корова, мышка.

10) Итог у рока.

Чем занимались на уроке?

Какие звуки мы учились различать?

Назовите слова с “т”

Назовите слова с “д”

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [д]-[т].

Цель: с равнение звуков [т] - [д], их дифференциация.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: развивать слуховую дифференциацию звуков [Д] - [Т], развивать умение соотносить звуки [Д] - [Т] с буквами Д и Т;

Коррекционно-развивающие: развивать навыки владения операциями фонематического анализа и синтеза; развивать зрительное восприятие, мышление, слуховую и зрительную память. Дифференциация звуков [Д] - [Т] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Оборудование: карточки с письменным заданием на каждого ребёнка, тетради, мяч.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

1.Приветствие. Запись числа.

2. Дыхательная гимнастика «Снежинка».

Маленькая снежинка села на ладошку – (Ребенок показывает снежинку)

Я ее поймаю, посиди немножко. (Накрывает одну ладошку другой)

Раз, два, три, четыре, пять (Медленно открывает)

Отпускаю полетать.

Снежинка лежит на ладошке. (Держит снежинку на ладошке)

На эту снежинку подуем немножко.

Подули тихонько − снежинка лежит, (Дует потихоньку)

Подули сильнее – снежинка летит. (Дует сильно)

3.Сообщение темы занятия.

1) Выдели первые звуки из слов дыня , тыква .

2) Из данного ряда назови похожие по артикуляции звуки: о, т, и, д, п, у.

3) Назови первый звук в словах: Даша, Тоня, тополь, домик, танк, дождь, тина, тапки, Дина, деньги, тени, тянет, теплый, день, дюны.

II. Основная часть.

Дифференциация звуков [Д]- [Т] в слогах.

Образуй слоги со звуками [Д]- [Д’], [Т] - [Т’]. Получившиеся слоги и звуковые сочетания запиши в тетради.

3. Игра с мячом.

Логопед кидает мяч ребенку, называет слог со звонким звуком. Ребенок должен вернуть мяч логопеду и назвать слог с глухим согласным звуком (и наоборот).

та - да дя - тя тя - дя дя - тя

то - до дё - тё тё - дё те - де

ту - ду дю - тю тю - дю дё - тё

ты - ды ди - ти ти - ди тю - дю

4. Запиши слоги и звукосочетания в две строчки: в первую - с буквой Д, во вторую - с буквой Т.

а) да, та, ту, де, те, ту, тю, дю, ды, ты, то, до, ди, ти

б) ада, ата, ату, аду, оду, оту, уда, ута, уте, уде, уди, ути

5. Дифференциация звуков [Д]- [Т] в словах.

Закончи слова, добавив слог да или та .

бе... ...бунгоро... приро...

коф... ...та воро... порося...

во... ...кой боро... свобо...

ва... ...ры гуся... добро...

ро... ...ют утя... полно...

6. Дифференциация звуков на уровне словосочетания.

Работа по карточкам.

Составь словосочетания из слов первого и второго столбика, спиши, подчеркни буквы Д и Т :

Дальняя дорога, дождливая погода, томатная паста, удачный день, тонкая талия.

Полосатый свитер, уютный дом, добрый дедушка.

7. Дифференциация звуков [Д]- [Т] в предложениях.

Закончи предложения, используя картинки. (Картинки подбирает логопед).

Даша рисует цветными... (карандаши).

Гвозди забивают... (молоток).

Воду носят... (ведро).

Дрова рубят (топор).

Землю копают... (лопата).

Рыбу ловят... (удочка).

Дети сидят за... (парта).

Толя забежал за... (дома).

Мальчик бежит за... (девочка).

8. Дифференциация звуков [Д]- [Т] в связных текстах. Диктант.

«Трудный день».

Толя и Даша помогали дедушке на огороде. Они дергали траву, рыхлили грядки, сажали петрушку и салат. Весь день работали дети на огороде. Трудный выдался день. Дети довольны - хорошо потрудились.

III Итог занятия.

С какими звуками мы работали сегодня на уроке?

Дай характеристику данным звукам.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Тальменская средняя общеобразовательная школа №6»

Тальменского района Алтайского края

Районный конкурс «Инновационный проект»

Предмет: логопедия

Проект группового логопедического занятия

«Дифференциация [Д]- [Т]»

2 класс

Технология: здоровьесберегающая

Номинация: коррекционно-развивающее обучение

Подготовила: учитель-логопед

Назаренко Татьяна Викторовна

Тальменка-2014г

Пояснительная записка

Различные виды нарушений письменной речи явление в школе нередкое, поэтому коррекция дисграфии остаётся очень актуальной. Дисграфические ошибки – это специфические ошибки письма, не связанные с применением грамматических правил родного языка. Причинами нарушений могут быть недоразвитие фонематического слуха (затруднения в различении по звучанию и произношению звуков), приводящее к смещению букв в словах. Нарушение языкового анализа и синтеза(умения делить текст на предложения, предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки \ буквы) приводящее: к неправильной постановке точек в предложениях, написанию первых слов предложений с маленькой буквы, к слитному написанию нескольких слов или к разделительному написанию частей одного слова, нарушению последовательности написания букв в слове, их пропускам, вставкам, заменам. Предложенное занятие рассчитано на учащихся логопедической группы 2 класса с нарушением чтения и письма обусловленным НВОНР. Оно направлено на формирование умений дифференцировать звуки изолированно, в слогах, словах в предложении на слух и правильно обозначать их на письме. На занятии используются самооценка каждого задания, при помощи фишек разных цветов учащиеся оценивают свои успехи по данной теме. Красная фишка - справился с заданием, жёлтая- испытывал затруднения, зелёная – не смог выполнить задание.

Предложенное занятие соответствует ныне действующим образовательным программам, поэтому при подготовке к занятию может использоваться учителем - логопедом на занятии. Проведя рефлексию в конце занятия, вижу необходимость проведения таких занятий, так как данная форма повышает интерес к занятию и учащиеся лучше усваивают данную тему.

Цель: Создать условия для установления учащимися различия по звонкости – глухости, обучению успешно дифференцировать звуки изолированно, в слогах, словах в предложении на слух и правильно обозначать их на письме. Уточнение артикуляции звуков.

Задачи:

Обучающие:

    Формировать положительную учебную мотивацию.

    Формировать умение дифференцировать звуки изолированно, в слогах, словах;

Коррекционно-развивающие:

    Развивать общую моторику.

    Работать над развитием артикуляционной моторики;

    Расширить словарный запас;

    Развивать фонематическое восприятие, навыков самоконтроля;

Воспитательные:

    Воспитывать желание говорить правильно и красиво;

    Воспитывать интерес к занятиям.

Дидактические средства:

Картинки, название которых содержат [Д], [Т]. Буквы «Д» и «Т» по числу учащихся. Индивидуальные зеркала, мячи, слоговая таблица,

интерактивная доска.

Формируемые УУД:

Регулятивные: определять цель учебной деятельности, формировать умение контролировать, корректировать свои действия.

Познавательные : относить объекты к известным понятиям.

Коммуникативные: учить оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных речевых ситуаций, взаимодействовать в группе.

Планируемые результаты занятия:

    Предметные: Учащиеся будут уметь различать звуки [Д], [Т], по звонкости – глухости. Дифференцировать звуки [Д], [Т], изолированно, в слогах, словах, в предложении.

    Метапредметные: Учащихся смогут правильно воспринимать и удерживать информацию на слух, выполнять действия по словесной инструкции.

    Личностные: Учащиеся будут уметь оценивать себя.

Этапы занятия

Деятельность логопеда

Деятельность учеников

Универсальные учебные действия

1.Мотивация к занятию

«Мы будем разговаривать, мы будем выговаривать,

Так правильно и внятно, чтоб было все понятно!»

Создание психологического настроя на занятие

Доброжелательный настрой на занятие

Коммуникативные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности

2. Организационно-подготовительный этап.

2.1.Упражнение для развития мелкой моторики (использование мячики)

2.2. Артикуляционная гимнастика

    Основная часть занятия

3.1.Дифференциация звуков

[Д], [Т].

3.2.Дифференциация звуков [Д], [Т] в слогах

3.3.Дифференциация звуков

[Д], [Т] в словах

Физкультминутка

(речь с движением)

3.4.Дифференциация звуков

[Д], [Т] в предложении

4. Рефлексия

5.Итог занятия

Названия дня недели, дата занятия. Припоминание месяцев года(I-XII), дней недели.

Сядет тот, кто назовет месяцы, дни недели, со звуками [Д], [Т],

Вышли пальчики гулять, стали в мячики играть:

Здравствуй указательный пальчик!

Здравствуй большой пальчик!

Здравствуй средний пальчик!

Здравствуй большой пальчик!

Здравствуй безымянный пальчик!

Здравствуй большой пальчик!

Здравствуй мизинчик!

Здравствуй большой пальчик!

А теперь в футбол играть стали пальцы мячик звать.

Надо с солнышком сыграть, мячик будем вверх кидать!

А теперь туда - сюда гладим мячик вот дела!


Оцените себя!

«Заборчик»

Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.

«Трубочка»

В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри,
Губки хоботком тяни.

«Часики» «Маятник»

Друг за другом, друг за другом,
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,
Как стрелки ходят, покажи.

Маятник туда, сюда,
Делает вот так: «Раз – два»

Ходит мятник в часах:
Влево - тик, а вправо – так.
Ты сумеешь сделать так:
Тик и так, тик и так?

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик-так.

«Качели»

А сейчас качели вверх,
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт,
И никто не отстаёт.

« Накажи непослушный язычок»

Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»

«Блинчик»

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке,

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

«Чашечка»

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

«Киска сердится»

Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко -
Поцарапать может киска!

«Лошадка»

Цок-цок-цок по мостовой -
Идет лошадка к нам с тобой.
Щелкай язычком быстрее,
Чтоб она пришла скорее.

«Барабанщик»

В руки барабан возьмем,
И играть на нем начнем.
Язычок наверх подняли,
«Д-д-д-д» застучали.

(Выделение дифференцирующих согласных из слогов)

Какое слово лишнее? Почему?

Девочка, доктор, тачка, дочка.

(Сообщение темы занятия)

Дифференциация [Д], [Т],

Сравнение [Д], [Т], по артикуляции.

Логопед показывает учащимся портреты звуков [Д] и [Т]. Ребята давайте сопоставим звуки с их графическим изображением.

1)Игра «Поймай звук»

[Д], [Н] [Р], [Т] [М], [Д] [С], [В] [Т], [К] [Д], [Т]

Давайте теперь откроем тетради, запишем буквы, чередуя «д» и «т», в строчку с проговариванием.

2)Игра «Повтори, не торопись, да смотри не ошибись».

Да-та-да, то-до-ты

Ду-ду-ту, ты-ты-ды

Ребята, повторите за мной слоговой ряд:

да-та-да, та-да-та, да-да-та.

А теперь записываем слоговой ряд да-та-да, та-да-та, да-да-та в тетрадь с последующим чтением.

Ребята, обратите внимание на доску, я предлагаю вам вставить в слова буквы «д» и «т»

А теперь самостоятельно попробуйте сами вставить буквы обозначающие звуки [Д] и [Д], [Т] и [Т] и записать слова в тетрадь.

Проверим, справились ли вы с заданием.

Шла Матрёна с огорода.

Под кустом нашла Удода.

А удод ей: «Ду-ду-ду!

Я тобою не пойду!

К бабе Тоне убегу,

Даст она мне творогу!»

Ребята пока мы отдыхали наши буквы Д и Т всё перепутали. Давайте восстановим правильность написания слов. Прочитайте. Что получилось?

А теперь по памяти восстановите текс по сюжетным картинкам

Что мне понравилось?

Где мне было легко? Где было трудно?

Над чем надо поработать?

Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?

Чем они похожи и чем отличаются?

Учащиеся называют, месяцы, дни недели, например: март , д екабрь, понед ельник, вт орник,

Учащиеся перебирают пальцами мячик, сопровождая словами.

Перекатывают мячик по столу от руки к руке.

Подкидывают мячик вверх.

Катать мячик по внешней и внутренней ладони.

Дети выбирают фишки согласно своей самооценке.

Выполняют упражнения.

Ответы учащихся.

Учащиеся смотрят в индивидуальные зеркала, произносят звуки [Д], [Т]

Хлопают на звуки [Д], [Т]

Учащиеся выбирают фишки согласно своей самооценке

Дети повторяют слоги с наглядной опорой

Повторяют без наглядной опоры:

Читают слоги по слоговой таблице

Учащиеся выполняют в тетради задание логопеда

Учащиеся выбирают фишки согласно своей самооценке

Учащиеся по желанию выходят к доске.

Учащиеся выполняют в тетради задание логопеда.

Учащиеся выбирают фишки согласно своей самооценке

Учащиеся выполняют движения и проговаривают вместе с логопедом.

Ответ детей - текст

Учащиеся выбирают фишки согласно своей самооценке

Учащиеся выбирают фишки согласно своей самооценке

Раскладывают фишки и отвечают на вопросы.

Ответы детей

Регулятивные УУД: принять цель выполнения действий планировать совместную деятельность.

Регулятивные УУД:

выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД: владеть рядом артикуляционных упражнений.

Личностные УУД:

способность к самооценке на основе критериев успешного выполнения упражнений.

Коммуникативные УУД: умение точно и правильно выполнять задания логопеда. Формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД: понять цель выполнения действий

Познавательные УУД: фиксирование индивидуального затруднения выполнения упражнений

Коммуникативные УУД: умение точно и правильно выполнять задания логопеда. Формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД: понять цель выполнения действий

Познавательные УУД: фиксирование индивидуального затруднения выполнения упражнений.

Коммуникативные УУД: умение точно и правильно выполнять задания логопеда. Формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД: понять цель выполнения действий

Познавательные УУД: фиксирование индивидуального затруднения выполнения упражнений

Регулятивные УУД: понять цель выполнения действий

Коммуникативные УУД: умение точно и правильно выполнять задания логопеда. Формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД: понять цель выполнения действий

Познавательные УУД: фиксирование индивидуального затруднения выполнения упражнений

Коммуникативные УУД: формировать своё мнение и позицию. Адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание, владеть грамматическим строем речи.

Познавательные УУД: Проводить сравнение, устанавливать причинно-следственную связь в изучаемом круге явлений. Строить суждения об объекте, его строении, свойствах и связи.

Коммуникативные УУД: умение точно и правильно выполнять задания логопеда. Формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности.

Использованная литература.

    Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. - Спб. : Издательский дом «Литера», 2001. - 208 с.

    Кукушина В.С. «Логопедия в школе» под редакцией В.С. Кукушина - издательский центр «МарТ» Ростов-на-Дону 2010

    Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика. / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. - М., Аст, Астрель, 2002. – 94 с.

    Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. / А. Л. Сиротюк. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 80с

    Коррекция письменной речи 1-4 класс Н.П. Мещерикова, Е.В. Зубович, С.В. Леонтьева Волгоград издание 2009г.

    Гродилова В.И., М.З. Кудрявцева «Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения»\пособие для занятий с детьми младшего школьного возраста - КАРО Санкт-Петербург 2008год

    Диск «Интерактивные речевые игры» ФГОС, «ТРЕНАЖЕР ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»

Логопедическое занятие

Тема: Дифференциация звуков и букв Д - Т.

Цель и задачи: Закрепление знаний о согласных звуках;

Сравнение звуков по артикуляции ; соотнесение звуков с буквами Д-Т;

Выделение согласных Т - Д из слогов, слов, словосочетаний и предложений;

Развитие навыков звуко-слогового и языкового анализа и синтеза;

Работа со словами-паронимами;

Обогащение словаря;

Развитие памяти, внимания и мышления.

Оборудование: буквы Д - Т, стилизованные буквы Д - Т; картинки с изображением героев сказки «Дюймовочка»; квадраты 3x3 (на каждого ребенка); деревянные палочки или спички для конструирования, медиапроектор.

Ход занятия

I. Оргмомент

(Задачи и место мультимедиа: Привлечение внимания детей, развитие концентрации внимания, наглядно-образного мышления, зрительно-пространственных представлений, расширение поле зрения. Создание благоприятного климата на занятии. Игровая форма заданий.)

1. Развитие зрительного восприятия

Логопед: Рассмотрите тени и подумайте, на что они похожи? (Автомобиль, костёр, самолёт, дельфин, карандаш.) Запишите слова - названия предметов. Выделите в них буквы Д - Т.

2. Знакомство с темой занятия

Логопед: Рассмотрите картинку. Назовите птиц, которые на ней изображены.

Какие это птицы?

Какая буква чаще всего повторяется в словах - названиях домашних птиц?

С какой буквы начинается обобщающее понятие «домашние птицы»?

II . Основная часть

1. Сформулировать тему занятия и записать её на доске.


Знакомство с символами и артикуляционной моделью. Характеристика. Сравнение букв Д - Т по начертанию. Назовите парные согласные звуки по мягкости для звуков Д, Т. Соотнесение звуков Д, Д*-Т, Т* с символами для их обозначения. Рассматривание схемы смягчения.

Логопед: Рассмотрите картинки и найдите предметы похожие на буквы Д – Т (Развитие зрительного восприятия, зрительно пространственных оптических представлений.)

Этот домик - буква Д.

В домике - окошко.

Из трубы идет дымок,

А в окошке - кошка.

Вот стоит, дымок пуская,

Буква Д - труба печная.

Дайте чемоданчик, детки!

Где же он?

На табуретке!

2. Развитие зрительно-пространственных, оптических представлений.

У каждого ученика набор деревянных палочек. Детям предлагается собрать буквы Д-Т.

3. Знакомство с героиней занятия через прослушивание сказки «Дюймовочка».

Логопед: Послушайте отрывок из сказки и назовите имя героини, автора сказки и ее название. (Логопед читает отрывок из сказки.)

«...Жила-была бедная женщина. Детей у нее никогда не было, а она очень хотела иметь дочку. Пошла женщина к старой колдунье, та дала ей семечко, которое велела посадить в цветочный горшок. Женщина так и поступила.

Через некоторое время из земли показался маленький росток. Он быстро рос, и вскоре на его верхушке распустился прекрасный цветок. На нежном лепестке сидела маленькая девочка ростом не больше дюйма...» (Дюймовочка.)

Логопед : Какой первый звук в имени героини этой сказки?

4. Развитие звукобуквенного анализа.

Логопед: Постройте домик для Дюймовочки. Я буду называть слова, а вы заполните клетки квадрата крестиками и ноликами: если услышите звуки Д, Д" - 0, если звуки Т, Т" - X.

Логопед называет слова, а дети заполняют клетки квадрата.

Слова: стэплер, медаль, телефон, радуга, светофор, торт, подарок, автобус, деньги.

Запись у детей:

5. Развитие слогового анализа и синтеза

Логопед: Однажды, когда Дюймовочка спала в своем домике, противные мокрые жабы подкрались к ней и похитили ее. Дюймовочке помогли убежать от них рыбки и рак, «перекусивший» стебель кувшинки, на листе которой плакала бедная Дюймовочка. Но лист плывет по реке слишком медленно, и жабы начинают догонять Дюймовочку. Отвлеките жаб и помогите Дюймовочке - вставьте в слова слоги с буквами Д - Т.

Запишите слова и укажите место букв Д - Т. Какие слова можно объединить в одну группу? Подчеркните слова одной группы линиями одного цвета.

МОЛО... ЧЕК

6. Развитие логического мышления.

Логопед: С вашей помощью Дюймовочка убежала от противных жаб. Ее увидел майский жук. Дюймовочка очень понравилась майскому жуку, и он решил познакомить ее с другими насекомыми. Но Дюймовочка пришлась им не по нраву - ведь у нее не было ни усиков, ни крыльев - и майский жук оставил девочку одну на дереве, с которого она не могла спуститься.


Помогите Дюймовочке спуститься с дерева. Отгадайте загадки и запишите отгадки. Укажите в словах наличие и место букв Д - Т.

Я соткано из зноя. Всегда шагаем мы вдвоем.

Несу тепло с собою. Похожие, как братья,

Я реки согреваю. Мы за обедом за столом,

Купаться приглашаю. (Лето) А ночью под кроватью. (Ботинки)

Скручена, связана, В нашей кухне круглый год

на кол посажена, Дед Мороз в шкафу живет.

По двору пляшет, (Холодильник)

хвостом машет. (Метла)

7. Развитие звукового анализа на уровне словосочетания

Логопед : Все лето Дюймовочка прожила в лесу. Наступила дождливая и холодная осень. Холодно стало Дюймовочке. Побрела она искать какое-нибудь убежище потеплее. Набрела на домик полевой мыши и попросилась к ней жить. Но полевая мышь пустит Дюймовочку только тогда, когда девочка выполнит ее задание.

Помогите Дюймовочке. Прочитайте слова. Составьте словосочетания, выбрав необходимые для этого слова-признаки.

Портфель

веселый - грустный

легкий - тяжелый

Петрушка

быстрый - медленный

добрый - злой

Автомобиль

горячая - холодная

8. Физминутка

(Проводится под мелодию «Пение дельфинов» с целью релаксации. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.)

Кинезиологическая программа:

«Кулак – ребро - ладонь» - поочередно меняем положение руки. В начале упражнения выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Колечко» - поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. В начале упражнения выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Ухо-нос» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

9. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения

Логопед: О прекрасной Дюймовочке узнал старый богатый крот. Он хочет жениться на Дюймовочке. Но прежде чем забрать ее с собой в царство вечной тьмы, крот обещает выполнить одно желание девочки. Дюймовочка пожелала попрощаться с солнышком, которое так любила. Пока Дюймовочка прощалась с солнышком, крот занимался своим любимым делом: разбирал предложения на отдельные слова.

Прочитайте слова, которые получились у крота. Соберите из них предложения. Запишите предложения, выделите в словах буквы Д - Т.

Тёма, дрова, новым, рубит, топором.

карандашами, Даша, цветными, рисует.

Тёма, в, приехал, деревню, дедушке, к.

в, с, театр, дети, учителем, поехали.

III . Итог занятия

Логопед: А Дюймовочка тем временем со слезами на глазах прощалась с солнышком, синим небом, зеленой травой... Девочку увидела ласточка, летевшая в теплые края. Когда она узнала, о чем так горько плачет Дюймовочка, то пожалела ее и взяла с собой в теплые страны. Там она встретила прекрасного принца с маленькими прозрачными крылышками и стала, наконец, счастлива. Во дворце Дюймовочка рассказала историю своей жизни. Придворный писатель был так растроган, что решил записать ее, но все перепутал. Помогите ему разобраться, перескажите сказку. Найдите и назовите слова с буквами Д-Т.

Список литературы

1. . Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М. Издательство «ГНОМ и Д», 2007г.

2. . Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М: ВЛАДОС, 1997.

3. . Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М: Издательство «Гном и Д», 2007.

Конспект занятия по дифференциации звуков [Д]-[Т] в слогах, словах, предложениях.

ЦЕЛЬ:
уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [Д] И [Т];
ЗАДАЧИ:
учить детей дифференцировать звуки;
обогащать словарь детей;
развивать навыки слогового анализа и синтеза;
закреплять знания языковых норм;
способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков);
учить устанавливать причинно-следственные связи;

ОБОРУДОВАНИЕ:
карточки с артикуляционной гимнастикой;
буквы «Д» и «Т»;
предметные картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус, уточка, удочка;
карточки со словами: уточка, удочка;

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Мы будем проговаривать все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Для того чтобы нам красиво говорить мы должны сделать артикуляционную гимнастику.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Упражнения: «Маляр», «Лягушка и слоненок», «Качели».

Молодцы, вы хорошо поработали и ваш артикуляционный аппарат готов к дальнейшей работе.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
- Рассмотрите предметные картинки и назовите их. (Уточка, удочка).
- Сколько звуков в этих словах? (6 звуков).
- Это очень похожие слова «уточка-удочка».
- А чем они различаются?
- В слове «удочка» второй звук - [Д].
- В слове «уточка» второй звук - [Т].
На доску вывешивается слова: «уточка» и «удочка».
- Посмотрите, поменяли одну букву, а изменилось все слово.
- Сегодня мы будем учиться различать звуки [Д] и [Т] и буквы «Д» и «Т», для того, чтобы на письме их не путать.

CРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ
- Давайте дадим характеристику нашим звукам.
- Произнесите звуки [Д] и [Т]. Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково).
- Как мы произносим эти звуки? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух «взрывом» разрушает эту преграду. Звуки согласные.
- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука [Д]? (Дрожит).
- С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).
- А теперь произнесите звук [Т] и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (Не дрожит). Значит, звук произносится без голоса.
- Мы можем сделать вывод. Звук [Д] произносится с голосом, он звонкий и определяется буквой «Д» на письме и при чтении. А звук [Т] произносится без голоса, он глухой и определяется буквой «Т» на письме и при чтении.
[Т] - согласный, глухой, произносится без участия голоса.
[Д] - согласный, звонкий, в произношении участвует голос.

CООТНЕСЕНИЕ ЗВУКА И БУКВЫ
- Звуки на письме и при чтении обозначаются чем? (Буквами).
- Вспомните, какие элементы букв нужны нам для записи строчных букв и составьте эти буквы.
- А скажите, если поставить согласный и гласный звук вместе, то что они образуют? (Слог).

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОГАХ
- Рассмотрите схему, составьте и прочитайте слоги.
- Запишите слоги парами по звонкости-глухости. (Запись на доске).
- Укажите в них наличие звуков, изучаемых на занятии.
Т
\
А О У
Д

ТА, ТО, ТУ;
- ДА, ДО, ДУ;
- А что образуется из слогов? (Слова).
- Откройте тетради, отступите 2 строчки вниз и запишите сегодняшнее число.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОВАХ
- Сейчас поиграем в игру «Что где находится?»
- Отгаданное слово будем записывать в тетрадь, и выделять буквы, с которыми мы сегодня работаем.
Картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус.
- Какой звук слышим в слове «капуста»?
(В слове «капуста» слышим звук [Т]. Он согласный, глухой. Значит, рисуем колокольчик без язычка. Пишем букву «Т»).
- Какой звук слышим в слове «дом».
(В слове «дом» слышим звук [Д]. Он согласный, звонкий. Значит, рисуем колокольчик с язычком. Пишем букву «Д»).
По аналогии разбираются остальные слова.
- Молодцы справились с этим заданием хорошо.
- Скажите, что образуют слова, связанные между собой по смыслу? (Предложения).

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
- Составьте из данных слов предложения и подумайте, какой рассказ может получиться из этих предложений.
У, дом, в деревне, дедушки.
Пруд, деревни, около.
Летом, Тёма, был, у, дедушки.
- Прочитайте, что у вас получилось.
- Запишите каждый свое предложение в тетрадь и найдите в нем наши буквы.
- Выделите наши буквы, как мы это делали в словах.
- Предложения, связанные между собой по смыслу образуют что? (Рассказ).
- Давайте попробуем поставить наши предложения так, чтобы получился рассказ.
(У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Тёма был у дедушки.)
- Придумайте продолжение нашему рассказу.
(I вариант: Он ходил летом на рыбалку. В пруду водилось много рыбы. Тёма любит отдыхать летом в деревне.
II вариант: Дедушка подарил Тёме удочку. Мальчик каждое утро ходил на рыбалку. Рыбу он отдавал коту Ваське. Мальчик очень любит рыбалку.)
- Как можно озаглавить наш текст?

ИТОГ ЗАНЯТИЯ
- Какие звуки мы научились различать на нашем занятии? ([т], [д]).
- Дайте краткую характеристику этих звуков.
[т] - согласный, глухой, произносится без участия голоса.
[д] - согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.
- Для чего мы учились различать эти звуки?
(Чтобы писать без ошибок).