Национал социализм и социал национализм. Чем социал-национализм отличается от национал-социализма. Военная экспансия и крах нацистского режима

Слово фашизм у нас прочно ассоциируется с гитлеровской Германией. Однако глава Третьего рейха Адольф Гитлер исповедовал не фашизм, а национал-социализм. При совпадении многих положений между двумя идеологиями есть существенные различия и даже противоречия.

Тонкая грань

Сегодня любые движения, имеющие крайне радикальный характер, декларирующие националистические лозунги, принято называть проявлением фашизма. Слово фашист, по сути, превратилось в штамп, потеряв свой исходный смысл. Это не удивительно, так как две наиболее опасные тоталитарные идеологии XX столетия – фашизм и национал-социализм – долгое время находились в тесном соприкосновении, оказывая друг на друга заметное влияние.

Действительно между ними много общего – шовинизм, тоталитаризм, вождизм, отсутствие демократии и плюрализма мнений, опора на однопартийную систему и карательные органы. Национал-социализм нередко называют одной из форм проявления фашизма. Германские нацисты охотно адаптировали на своей почве некоторые элементы фашизма, в частности, нацистское приветствие является калькой, так называемого римского салюта.

При повсеместном смешении понятий и принципов, которыми руководствовались нацизм и фашизм между ними не так легко выявить различия. Но прежде чем это сделать, нужно остановиться на происхождении двух идеологий.

Фашизм

Слово фашизм имеет итальянские корни: «fascio» на русском звучит как «союз».
Это слово, к примеру, стояло в названии политической партии Бенито Муссолини – Fascio di combattimento (Союз борьбы). «Fascio» в свою очередь восходит к латинскому слову «fascis», что переводится как «пучок» или «связка».

Фасции – пучки вязовых или березовых прутьев, перетянутых красным шнуром или связанных ремнями – являлись своеобразным атрибутом власти древнеримских царей или магистров в эпоху Республики. Первоначально они символизировали право властей добиваться своих решений применением силы. По некоторым версиям, фасции действительно были инструментом телесных наказаний, а вместе с топором – смертной казни.

Идеологические корни фашизма берут начало в 1880-х годах в таком явлении как Fin de siècle (с фр. -«конец века»), характеризующимся метаниями между эйфорией в ожидании перемен и эсхатологическим страхом перед будущим. Интеллектуальную основу фашизма во многом подготовили труды Чарльза Дарвина (биология), Рихарда Вагнера (эстетика), Артюра де Гобино (социология), Гюстава Лебона (психология) и Фридриха Ницше (философия).

На рубеже столетий появляется ряд работ, в которых исповедуется доктрина превосходства организованного меньшинства над дезорганизованным большинством, легитимность политического насилия, радикализируются понятия национализма и патриотизма. Это приводит к появлению политических режимов, стремящихся к усилению регулирующей роли государства, насильственным методам подавления инакомыслия, неприятию принципов экономического и политического либерализма.

Во многих странах, таких как Италия, Франция, Бельгия, Венгрия, Румыния, Япония, Аргентина в полный голос о себе заявляют фашистские движения. Они исповедуют сходные принципы: авторитаризм, социальный дарвинизм, элитаризм, одновременно отстаиваяантисоциалистические и антикапиталистические позиции.

В наиболее чистом виде доктрина фашизма как власти корпоративного государства была выражена итальянским лидером Бенито Муссолини, который под этим словом понимал не только систему государственного управления, но и идеологию. В 1924 году Национальная фашистская партия Италии (Partito Nazionale Fascista) получила парламентское большинство, а с 1928-го – стала единственной легальной партией страны.

Национал-социализм

Это движение известное под термином «нацизм» стало официальной политической идеологией в Третьем рейхе. Его часто рассматривают как разновидность фашизма с элементами псевдонаучного расизма и антисемитизма, что выразилось в понятии «немецкий фашизм», по аналогии с итальянским или японским фашизмом.

Немецкий политолог Мануэль Саркисянц пишет, что нацизм – это не германское изобретение. Философия нацизма и теория диктатуры были сформулированы в средине XIX века шотландским историком и публицистом Томасом Карлейлем. «Как и Гитлер, Карлейль никогда не изменял своей ненависти, своему презрению к парламентской системе, – отмечает Саркисянц. – Как и Гитлер, Карлейль всегда верил в спасительную добродетель диктатуры».

Главной целью для германского национал-социализма было построение и утверждение на максимально обширном географическом пространстве «чистого государства», в котором главная роль отводилась бы представителям арийской расы, имеющей все необходимое для благополучного существования.

Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) находилась у власти в Германии с 1933 по 1945 год. Гитлер часто подчеркивал значение итальянского фашизма, который повлиял на формирование нацистской идеологии. Особое место он отводил Маршу на Рим (шествие итальянских фашистов в 1922 году, способствовавшее возвышению Муссолини), который стал вдохновляющим примером для германских радикалов.

В основу идеологии германского нацизма лег принцип объединения доктрин итальянского фашизма вокруг национал-социалистических идей, где абсолютное государство Муссолини преобразовывалось бы в общество с евгеническим учением о расе.

Такие близкие, но разные

Согласно Муссолини основное положения фашистской доктрины – это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для идеологии фашизма государство является абсолютом – непререкаемым авторитетом и высшей инстанцией. Все индивиды или социальные группы не мыслимы без государства.

Более четко эта идея обозначена в лозунге, который Муссолини провозгласил в своей речи в Палате Депутатов 26 мая 1927 года: «Всё в государстве, ничего против государства и ничего вне государства».

Отношение к государству национал-социалистов было принципиально иным. Для идеологов Третьего рейха государство – это «только средство для сохранения народа». В отдаленной перспективе национал-социализм не ставил цель поддерживать структуру государства, а стремился реорганизовать его в общественные институты.

Государство в национал-социализме рассматривалось как промежуточный этап, в построении идеального, чистого в расовом отношении общества. Здесь можно усмотреть некоторую аналогию с идеями Маркса и Ленина, которые считали государство переходной формой на пути строительства бесклассового общества.

Второй камень преткновения между двумя системами – национальный и расовый вопрос. Для фашистов был крайне важен в этом отношении корпоративный подход в решении национальных проблем. Муссолини заявлял, что «раса - это чувство, а не реальность; 95% чувства». Более того, Муссолини старался по возможности избегать этого слова, заменяя его понятием нация. Именно итальянская нация была для дуче предметом гордости и стимулом для её дальнейшего возвеличивания.

Гитлер называл понятие «нация» «устаревшим и пустым», несмотря на присутствие этого слова в названии его партии. Национальный вопрос германские лидеры решали через расовый подход, в буквальном смысле путем механической очистки расы и поддержанием расовой чистоты через отсеивание инородных элементов. Расовый вопрос – краеугольный камень нацизма.

Фашистской идеологии в ее изначальном смысле были чужды расизм и антисемитизм. Хотя Муссолини и признавал, что стал расистом еще в 1921 году, но при этом подчеркивал, что здесь нет никакой имитации германского расизма. «Необходимо, чтобы итальянцы уважали свою расу», – так декларировал Муссолини свою «расистскую» позицию.

Более того, Муссолини не раз осуждал евгенические учения национал-социализма о чистоте расы. В марте 1932 года в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом он заметил, что «к настоящему времени в мире не осталось совершенно чистых рас. Даже евреи не избежали смешения».

«Антисемитизма в Италии не существует», – заявлял дуче. И это были не только слова. В то время как в Германии набирали силу антисемитские кампании в Италии многие важные посты в университетах, банках или армии продолжали занимать евреи. Только с середины 1930-х годов Муссолини заявил о белом превосходстве в африканских колониях Италии и перешел на антисемитскую риторику ради союза с Германией.

Важно отметить, что нацизм не является обязательной составляющей фашизма. Так, фашистские режимы Салазара в Португалии, Франко в Испании или Пиночета в Чили были лишены основополагающей для нацизма теории расового превосходства.

Чем дальше годы Великой войны, тем сильнее желание фашистов обелить свои преступления. А благодаря падению нравов с этой задачей у них не возникает проблем. И вот уже по городам-героям маршируют стройные ряды неонацистов. Они идут по тем самым улицам, на которых в страшные годы нельзя было сделать и шагу, чтобы не наступить в кровь их отцов, зверски замученных сегодняшними кумирами.

Кто же ты, современный национал-социалист? Почему 20 млн. жизней не убедили тебя в том, что идеология смерти - это тупик, а ваш пророк - помешанный на создании мифической «чистой расы» душевнобольной? Понятно, почему для слабых и обиженных мысль о превосходстве и избранности столь привлекательна. На этот крючок со времен шумерских храмов и египетских пирамид попалось много безграмотной слабохарактерной рыбы.

Сказ о необычной судьбе и внимании вселенной

Христиане избраны богом для того, чтобы возвестить о новом мире - трудно отказаться от таких перспектив. Мусульмане противоречат последователям Христа, призывая убивать неверных, так как только их пророк заслуживает доверия. Они обращаются туда, где самая благодатная почва для семян эгоизма, фанатизма и другого всякого «изма» - к человеческому одиночеству. Внимание вселенной льстит и заставляет подчиняться ложным перспективам.

Для погрязшего в быту, разочарованного, слабохарактерного обывателя призыв присоединиться к армии избранных становится новым рождением. Бесцельная жизнь обретает высший смысл, а смерть оппонентов подпитывает чувство избранности, окрашивая борьбу за мнимую справедливость в багровые тона. Русские национал-социалисты, по примеру старших «братьев» используя кровожадные инстинкты толпы, рекрутируют тех, кто не умеет критически мыслить и ставить под вопрос целесообразность массовых убийств.

Кто такой национал-социалист

Пусть не обманывает слово «социализм». Это не привычная борьба с капитализмом, знакомая из русского коммунистического прошлого. Приход к власти национал-социалистов в Германии тридцатых годов ознаменовал рождение нового чудовища - идеологии чистой расы, когда всякий, кто не отвечал псевдонаучным требованиям, доказывающим принадлежность к арийцам, подлежал уничтожению.

Первым приверженцем кровавой религии стал Гитлер. Национал-социалист, возглавивший самую масштабную захватническую войну, подобно тем пророкам, провозгласил о том, что немцы - нация господ, созданная для управления всем остальным населением планеты. Так в словосочетании «национал-социалист» появилось слово, означающее приверженность партии к радикальному расизму, - «национал».

Заповеди фашистов

Подобно дьявольской церкви, партия нацизма вербует адептов, играя громкими словами о любви к Отечеству, патриотизме и героическом предназначении. Лозунги о недееспособности враждебных культур всегда найдут поддержку у народа. Люди тысячи лет жили, защищая свою землю от набегов и разорений. Мы генетически запрограммированы с опаской относиться к соседям. Гитлер понял, что если обратиться к одному из базовых инстинктов - подозрительному отношению к людям с другой кожей и верой, можно объединить недальновидных. Так создавалась страшная машина геноцида.

«Майн Кампф» Гитлера стал библией фашизма, а заповеди Геббельса, насмехаясь над человеколюбивыми законами христианства, призывали лишь к насилию. Но в то трудное время эта мрачная идеология нашла небывалую поддержку - стоявшая на коленях Германия расправила плечи, обретя цель. Пусть цель была недостойной, но нация устала от угнетений и унижений, причиняемых ласковыми на словах соседними государствами. Вот эти призывы:

1. Люби Германию делами, а не словами.

2. Всем сердцем презирай врагов государства.

3. Всегда отдавай предпочтение соотечественникам.

4. Если требовать для себя только обязанностей, то Германия вновь обретет права.

5. Гордись Родиной, за которую миллионы проливали кровь.

6. Поносящий Германию заслуживает самого страшного наказания.

7. Завоюй свои права.

8. Не будь скандальным антисемитом, но помни о жидовской угрозе.

9. Живи так, чтобы страна гордилась тобой.

10. Чтобы заслужить славу, в нее необходимо верить.

При этом методы использовались самые ужасные. Ненависть к инакомыслящим признавалась единственным средством сосуществования, а насилие и убийство закон называл приемлемым методом борьбы.

Русский национал-социалист

После всего вышесказанного становится понятна популярность радикальных движений в современной России. Действительно ли мы отличаемся от разграбленной и порабощенной Германии прошлого века? Отвергнутые мировым сообществом и наблюдая рост русофобских настроений, не имея твердой земли под ногами и поражаясь наглости супостатов, обложивших страну военными базами со всех сторон, испуганные люди ищут хотя бы чувства безопасности.

Лекарством против нацизма могло бы стать всеобщее просвещение и возврат к статусу самой читающей нации. Сомнение - вот главное оружие интеллектуала. Не верьте громким словам - они всегда преследуют свою цель. Думайте, сомневайтесь и не поддавайтесь внушению.

Национал-социализм – идеологическое и политическое течение, зародившееся в начале 20-х годов прошлого века в Германии как реакция на тяжелое экономическое положение страны вследствие поражения в первой мировой войне. Его основоположник Адольф Гитлер взывал к национальной гордости немцев, униженных условиями Версальского мирного договора, обвинял во всех бедах мировой сионизм и продавшихся ему германских промышленников и мечтал вернуть золотой век Германии, который пришелся на времена Нибелунгов – королевской династии, правившей одним из германских княжеств в XII веке. Легенды, сложенные о богатстве и могуществе Нибелунгов, склонный к мистицизму Гитлер воспринимал как исторические документы и руководство к действию.

Инструментом возрождения немецкой нации Гитлер и его последователи сделали нацизм – идею о превосходстве немецкой нации над другими. Когда партия в результате выборов заняла большинство мест в рейхстаге (германском парламенте), чистота немецкой крови стала охраняться законом. Браки с унтерменшами (представителями низших рас) были запрещены. Экономические и политические блага должны были распределяться только между немцами, остальные народы обязаны были трудиться и умирать во имя высшей расы. Особенно пострадали евреи, ставшие первыми жертвами нацистов Третьего рейха.

Поскольку в самой Германии благ было маловато для возвращения в золотой век, еще одной составной частью национал-социализма стал милитаризм – постоянное наращивание военной мощи и готовность решать спорные вопросы с позиций силы. Каждый немец должен был стать отменным солдатом, каждая женщина – уметь ублажать усталого солдата.

Добиваясь власти, Гитлер обещал справедливое распределение общественных благ между немцами. Пользуясь популярностью социал-демократических и коммунистических идей в Германии начала XX века, он ввел в название своей партии слово «социализм». При этом не имелся в виду отказ от частной собственности на средства производства, национализация крупных предприятий, принадлежащих немецким промышленникам, и т.д.

Идеолог НСДАП Йозеф Геббельс говорил: «Социализм – это зерно, чтобы заманить птичку в клетку».

Что такое фашизм

Фашизм – это политическая система, провозглашающая абсолютный примат государства над личностью, установку на главенство правящей идеологии, запрет инакомыслия и отказ от многих основных прав человека. В том или ином виде фашистские режимы существовали и существуют во многих государствах: режим Муссолини в Италии, Риверы и Франко в Испании, Кодряну в Румынии, Салазара в Португалии, Пиночета в Чили и т.д. Термин произошел от слова «фасция» - пучок, связка.

Сходство между национал-социализмом и фашизмом

Общими чертами этих систем являются идеи полного контроля государства над всеми сторонами жизни общества и отдельного человека (тоталитаризм) и подчинения интересов личности интересам государства, а также авторитаризм – безусловное подчинение главе государства и запрет критики его действий.

«Один народ, одно государство, один фюрер» - так принцип авторитаризма был сформулирован в Третьем рейхе.

Различие между национал-социализмом и фашизмом

В отличие от национал-социализма, нацизм не является обязательной составляющей фашизма. Например, в фашистской Италии антисемитские законы были приняты только под давлением Гитлера и существовали номинально. Не были нацистскими режимы Салазара, Франко, Пиночета.

Сделав антисемитизм доминантой всей своей доктрины, национал-социализм апеллировал к застарелым предрассудкам широких масс, к их обострившемуся в результате поражения Германии в Первой мировой войне чувству национальной неполноценности, фабрикуя зримый образ врага - главного виновника всех бедствий, постигших Германию.

Врагами немецкого народа были объявлены и другие народы, не причисленные к «высшей расе».

Возведенная в ранг официальной идеологии национал-социализма псевдонаучная расовая теория утверждала уникальную одаренность лишь германской (нордической, арийской) расы и врожденную дефективность прежде всего евреев, но также - в разной степени - французов (негроиды), славян (пассивная, не способная к самостоятельному творчеству раса) и т. п.

На основе этой доктрины и был создан стереотип еврея как воплощения физического и морального уродства, а следовательно, и всего чуждого германской расе в государственной, общественной и духовной жизни.

Одновременно национал-социализм внушал, что еврейство представляет опасность для всего человечества, и приписывал себе мессианскую роль спасения от нее человеческого рода путем возвращения истории к изначальному «естественному порядку».

Объявив вследствие этого едва ли не все основные ценности современной «упадочной» европейской цивилизации созданием мирового еврейства, национал-социализм сделал это главным аргументом их отрицания и искоренения.

Так, ликвидация всех демократических институтов в Германии национал-социализмом обосновывалась насквозь пропитавшим их еврейским духом (Веймарскую республику нацистская пропаганда именовала «юденрепублик», то есть `еврейская республика`), а все идеологические и политические противники национал-социализма, в том числе либералы, социал-демократы и другие, были причислены к вольным или невольным пособникам евреев.

Многопартийность, свободные профсоюзы, независимая пресса, индивидуальные свободы и права личности были признаны порождением органического еврейского индивидуализма и эгоизма, а истинно германским идеалом было объявлено тотальное растворение личности в государстве, в котором, по словам Геббельса, не существует больше свободы мысли, а просто имеются мысли правильные, мысли неправильные и мысли, подлежащие искоренению.

Политика искоренения евреев

В связи с этим национал-социализм сразу после прихода к власти провозгласил, а затем последовательно осуществил политику искоренения евреев и еврейского влияния.

Первым и немедленным шагом было изгнание евреев из политической жизни Германии и из всех сфер жизни страны.

В сопровождавшейся антикапиталистической демагогией «ариизации» экономики доминировал тот же мотив: именно евреи навязали немецкому народу чуждые ему «ссудное рабство», господство плутократии и алчного банковского капитала и тем самым сознательно вызвали выгодные для их махинаций депрессию, безработицу, бедность и даже рост проституции среди немок.

Отказ от общечеловеческой нравственности

Национал-социализм декларировал открытый отказ от общечеловеческой нравственности, идеалы которой были объявлены коварным изобретением евреев (Гитлер: «...совесть - это еврейское измышление, предназначенное для порабощения других рас»); им противопоставлялись «истинно германские» моральные нормы, призванные служить господству высшей расы в мире: «праведный фанатизм», насилие, жестокость и безжалостность, а также воинская дисциплина и внутринемецкая солидарность, которые внедрялись всей системой образования и воспитания в Третьем рейхе (от дошкольного до университетского) и всепроникающей массовой пропагандой.

Дискредитация достижений человеческой мысли и творчества

Радикальное «очищение от евреев» всех сфер духовной жизни Германии не ограничивалось изгнанием их из науки, литературы, театра, кино, музыки и т. д.

Под предлогом искоренения еврейского духа и влияния подвергались шельмованию и дискредитации крупнейшие достижения человеческой мысли и творчества.

«Расово чуждой» оказалась вся рационалистическая традиция европейской культуры, обвиненная в бесплодном интеллектуализме, порожденном еврейско-талмудическим (см. Талмуд) духом, воплощением которого был объявлен не только марксизм, но даже кантовский априоризм.

Был введен расовый критерий оценки научных теорий.

«Арийская» наука, в частности, физика, основанная на «фактуальности» и наблюдении, противопоставлялась еврейской - с ее абстрактно-спекулятивными, оторванными от живой реальности построениями.

Физик-нацист Ф. Ленард, лауреат Нобелевской премии , назвал теорию относительности А. Эйнштейна смесью математической болтовни, произвольных добавлений и коммерческих комбинаций, а другой нобелевский лауреат, Г. Штарк, назвал «белыми евреями» крупнейших немецких физиков М. Планка, В. Гейзенберга и М. Лауэ, не согласных с такой оценкой.

Деградация духовной и интеллектуальной жизни Германии сказалась и в искусстве, в котором были канонизированы примитивный «реализм» и помпезно-монументальный классицизм, потакавшие традиционной немецкой сентиментальности и одновременно усиленно культивировавшие жестокость и безжалостность к расовому врагу.

Все новые течения в искусстве - экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм и т. д., - не соответствовавшие этому канону, изобличались как чисто еврейское по истокам и духу дегенеративное искусство (или просто «мешугаизм», от ивритского мешугга, на языке идиш мешугенер - `сумасшедший`), единственное назначение которого - развратить здоровый художественный вкус высшей расы.

«Выкорчевыванием еврейских корней и следов из германской культуры» назвал И. Геббельс сожжение 10 июня 1933 г. на площади перед Берлинским университетом многих тысяч книг, авторы которых - евреи и неевреи - составляют гордость мировой культуры.

Антиеврейские акции нацистского режима активно, а часто и с воодушевлением (особенно в периоды экономических и военных успехов национал-социализма), поддерживали широкие массы всех слоев немецкого народа, в том числе академические круги, а подчас и крупные деятели культуры, например, композитор Р. Штраус, возглавлявший музыкальное ведомство в Третьем рейхе.

Отрицательная оценка христианства

Хотя национал-социализм признал в своей партийной программе («25 пунктов», 1920) традиционные в Германии лютеранскую и католическую церкви и заключил конкордат с Ватиканом (июль 1933 г.), деятельность всех церковных организаций была поставлена в Третьем рейхе под жесткий контроль и сильно ограничена, священники нередко подвергались репрессиям.

Национал-социализм открыто (по крайней мере, до начала Второй мировой войны) называл христианство расово чуждой религией, которая своей чисто еврейской идеей прощения ослабляет волю арийца к власти и обезоруживает его перед еврейской угрозой (Гитлер: «...античность лучше современности, так как она не знала христианства и сифилиса»).

Полностью освобожденным от еврейских корней и еврейского духа стало созданное официальным философом национал-социализма А. Розенбергом так называемое «позитивное» (или «германское») христианство: весь Ветхий (см. Библия) и большая часть Нового завета были в нем отвергнуты как несоответствующие «новой Германии»; Иисус объявлен не евреем, а нордическим мучеником, спасшим своей смертью мир от еврейского влияния; Гитлер (культ которого составлял важнейший пункт всей доктрины национал-социализма) провозглашался новым мессией (см. Мессия), пришедшим, чтобы окончательно освободить человечество от евреев

«Окончательное решение» еврейского вопроса

Поэтапная подготовка

Начав с инспирирования антиеврейских эксцессов и экономического бойкота 1933 г. (см. Бойкот антиеврейский), нацистский режим все больше легализовал свои намерения посредством всеохватывающего антиеврейского законодательства (см. Нюрнбергские законы), приведшего вскоре после изгнания евреев из всех сфер профессиональной и общественной деятельности к лишению их гражданских, а затем и человеческих прав, конфискации еврейского имущества, а начиная с 1938 г. (см. «Хрустальная ночь») - к открытым погромным акциям с многочисленными человеческими жертвами (см. Израиль - народ в диаспоре. Новейшее время. Нацистский режим в Германии).

Физическое уничтожение европейского еврейства

Логическим итогом расового антисемитизма и отказа от основных ценностей гуманистической культуры явилось тщательно подготовленное и педантично осуществленное, организационно и технически обеспеченное физическое уничтожение европейского еврейства (см. Ванзейская конференция ; Катастрофа ; Германия . А. Гитлер , А. Эйхман ; Гетто ; Концентрационные лагеря ; Юденрайн ; Эйнзацгруппен ; Яд ва-Шем ; Военных преступников процессы).

Жертвами национал-социализма, кроме шести миллионов евреев, уничтоженных в газовых камерах, душегубках и другими способами, стали и миллионы неевреев (в том числе цыгане, хронические больные, а также лица, объявленные врагами Третьего рейха, в том числе немцы).

Идеологи и организаторы злодеяний

Руководители

Гитлер А.

Идеологами и организаторами «окончательного решения» еврейского вопроса и всех других злодеяний национал-социализма были, наряду с А. Гитлером, все заправилы Третьего рейха.

Геринг Г.

Г. Геринг, выходец из семьи прусских чиновников и офицеров, формально считался вторым лицом в нацистской иерархии власти и занимал ряд высших постов: как министр-президент и министр внутренних дел Пруссии он нес ответственность за создание гестапо (1933); как ответственный за военизацию германской промышленности (так называемый четырехлетний экономический план, 1936) - за тотальную конфискацию еврейского имущества в Германии, а позднее и в оккупированных странах; как заместитель Гитлера в правительстве - за решение об уничтожении европейского еврейства; он подписал письмо к Р. Гейдриху (31 июля 1941 г.; автором которого многие исследователи считают Гитлера), в котором разработаны детальные предложения, касающиеся подготовки организационных, материальных и других мер по практическому осуществлению этого решения.

Приговоренный Нюрнбергским трибуналом (см. Военных преступников процессы) к смертной казни, Геринг покончил с собой.

Гиммлер Г.

Г. Гиммлер, сын ревностных католиков, агроном по образованию, руководитель политической полиции, а затем министр внутренних дел, создал и возглавил весь механизм уничтожения: сеть концентрационных лагерей и лагерей смерти, систему подготовки кадров для них, специальные подразделения СС и СД , занимавшиеся депортацией в лагеря евреев, и т. д.; схваченный британскими войсками при попытке скрыться, он также покончил с собой.

Гейдрих Р.

Р. Гейдрих, заместитель Гиммлера и фактический глава гестапо, бывший морской офицер, организовал поджог синагог в «Хрустальную ночь» и отправку вслед за этим более 30 тыс. состоятельных евреев в концентрационные лагеря; руководил высылкой около 15 тыс. находящихся в Германии евреев - польских граждан - к границам Польши (октябрь 1938 г.), а после ее оккупации - депортацией польских евреев из сел и местечек в гетто больших городов.

В 1970–80-х гг. такие настроения и взгляды едва ли не сознательно провоцировались многочисленными и якобы направленными лишь против сионизма публикациями (авторы В. Бегун, Л. Корнеев, Е. Евсеев и другие), в которых обильно и дословно цитировались (без упоминания источников) расово-антисемитские пассажи из «Майн кампф» Гитлера, газеты «Штюрмер» и других нацистских изданий.

В условиях проводимой советским руководством со второй половины 1980-х гг. политики гласности и демократизации открыто и почти беспрепятственно афишируют вдохновляемую традиционным русским черносотенным антисемитизмом приверженность к идеологии и практике национал-социализма (символика, демонстрации и манифестации в день рождения Гитлера, ряд антиеврейских акций погромного характера) группы молодежи в Москве, Ленинграде и других городах; общество «Память» и аналогичные ему объединения (например, «Отечество» в Свердловске) на массовых митингах, охраняемых милицией, и в публикациях настойчиво внушают многочисленным слушателям и читателям откровенно нацистский тезис о еврейско-масонском заговоре как главной причине экономических, социальных, экологических кризисов в стране, уничтожения памятников русской национальной истории и культуры.

Немногим отличались от этого по идейной направленности ряд публикаций в журналах «Наш современник», «Молодая гвардия», «Москва».

Отрицание уничтожения нацистами европейского еврейства

Уже в конце 1940-х гг. появились первые публикации (П. Рассинье и М. Бардеша во Франции, Р. Говарда в Англии, М. Редера в Западной Германии и другие), ставившие под сомнение или прямо отрицавшие уничтожение нацистами европейского еврейства.

Распространение во многих странах изданий Института пересмотра истории (город Торранс, Калифорния) и других аналогичных центров, перевод на ряд языков книги американского профессора электроники А. Батса «Мистификация XX века» (утверждающего, в частности, что Катастрофа европейского еврейства - это еврейская выдумка с целью вымогательства денег у ФРГ /см. Репарации немецкие /), а также резко умножившиеся с конца 1950-х гг. публикации такого рода во многих европейских странах, в США, Канаде, Австралии, Южной Африке и т. д., вызвали в 1960-е гг. поток писем в университеты, научные учреждения и газеты с запросами относительно достоверности факта уничтожения нацистами шести миллионов евреев.

В Советском Союзе десятилетиями замалчивалось или отрицалось, что главными жертвами нацистских лагерей смерти были евреи.

Предпринимаются также настойчивые попытки оспорить правомочность Нюрнбергских процессов и их приговоров и найти «здоровый нравственный заряд» в национал-социализме. (М. Бардеш «Нюрнберг и земля обетованная», 1948, «Что такое фашизм?», 1961).

Уведомление : Предварительной основой данной статьи была статья

Социал-национализм как идеология

Новейшие идеологи социал-национализма (А. Белецкий, О. Однороженко) определяют его как идеологию, базирующуюся на максимализме, национально-расовом эгоизме , любви к своему и нетерпимости к чужому. Базовыми принципами социал-национализма являются:

1. Социальность («Мы не отвергаем существования богатых, но отвергаем возможность существования бедных» ).

2. Расовость («Люди от природы рождаются с разными способностями и возможностями и поэтому счастье человека это когда он находит свое место в национальной иерархии и добросовестно выполняет свою жизненную задачу» ).

3. Великодержавность («Это вопрос, как ни странно, не столько политический, сколько биологический. Любой живой организм в природе стремится к расширению, размножению и увеличению численности. Этот закон универсален и для инфузории-туфельки, и для человека, и для нации-расы» ).

Социал-национализм также по определению его идеологов (А. Белецкий, О. Однороженко) является антисистемним (антидемократическим и антикапиталистическими), самодостаточным, воинствующим и бескомпромиссным.

Социал-национализм как политическая доктрина

Целью социал-национализма в сфере создания государства провозглашается построение нового общественного строя, где будут воплощены принципы социальной и национальной справедливости.

Социальный национализм направлен на утверждение государственно-политического режима нациократии . По утверждению некоторых сторонников, форма государства, предлагаемая социал-национализмом - является самобытной и не укладывается в доктрину фашизма или национал-социализма . В настоящее время идеологию Социал-Национализм исповедуют Всеукраинское объединение «Свобода» , ВГО «Патриот Украины» и Социал-Националистическая Ассамблея, а также некоторые отдельные правые политические группы.

Примечания

Литература

  • Олег Однороженко «Социал-националистическое движение и его основные задачи» («Украинский социальный национализм» - Харьков: «Патриот Украины», 2007 .- с.46-54)

Ссылки

Авторы

  • Юрій Михальчишин: "Орієнтири культурної боротьби соціал-націоналізму" (укр.)

Критика


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социал-национализм" в других словарях:

    СОЦИАЛ ШОВИНИЗМ, социал шовинизма, мн. нет, муж. (полит. презр.). Разновидность оппортунизма, поддержка социал демократией империалистической политики капиталистического правительства своей страны. «Необходимо было пересмотреть всю работу II… … Толковый словарь Ушакова

    Фашизм … Википедия

    Не следует путать с нацизмом. У этого термина существуют и другие значения, см. Национализм (значения). Пробуждение Уэльса, Кристофер Уильямс, 1911. Образ Венеры как аллегория рождения нации Национализм … Википедия

    НАЦИОНАЛИЗМ - идеология и политика, а также психология в национальном вопросе, основывающиеся на понятии нации как высшей ценности и формы общности, на тезисе о ее первичности в государствообразующем процессе. Националисты выдают за общенациональные интересы… … Большая актуальная политическая энциклопедия

    Национализм - психология, идеология, мировоззрение и политика предпочтения одних наций другим, возвеличения своей нации, разжигания национальной розни и расовой ненависти (см. Расизм). Разновидностей национализма много, начиная с откровенно фашистского… … Научный коммунизм: Словарь

    - (СНПУ) украинская праворадикальная политическая партия в 1991 2004 годах. Содержание 1 Основание 2 Идеология 3 Деятельность … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Штрассер. Отто Штрассер Otto Strasser Дата рождения: 10 сентября 1897(1897 09 10) Место рождения: Бад Виндсхайм, Бавар … Википедия

    Андрей Юрьевич Ильенко укр. Андрій Юрійович Іллєнко … Википедия

    The People s Progressive Party of Guyana Лидер: Бхаррат Джагдео Дата основания: 1950 … Википедия

    В США существует двухпартийная политическая система, при которой преобладающее значение в политической жизни страны имеют две основные политические партии, а остальным партиям и независимым кандидатам крайне сложно завоёвывать места в Конгрессе.… … Википедия

Книги

  • Цвет и кровь: Французские теории расизма , Тагиефф Пьер-Андре , В своей книге Пьер-Андре Тагиефф, известный современный французский философ, политолог и историк, критически анализирует и развенчивает претендующие на научностьконцепции расистского… Категория: Всемирная история Издатель: Ладомир ,
  • Цвет и кровь. Французские теории расизма , Пьер-Андре Тагиефф , В своей книге Пьер-Андре Тагиефф, известный современный французский философ, политолог и историк, критически анализирует и развенчивает претендующие на научностьконцепции расистского… Категория: