Педагогический мониторинг – инструмент, обеспечивающий качественную реализацию фгос. Мониторинг образовательного процесса в детском саду: методика проведения и анализа Мониторинг образовательной деятельности по фгос в доу


ВОПРОС: Что будет оцениваться в качестве результатов освоения содержания ООП! ОТВЕТ: Оцениваются не результаты обучения, а результаты социализации детей - базовые установки общей культуры. Теоретической основой выступает навигационный принцип осуществления педагогической деятельности (чтобы вовремя осуществлять коррекцию трудностей и психолого-педагогическую поддержку). На каждый возраст будет разрабатываться «Паспорт развития ребенка» с указанием критериев социализации с учетом всех особенностей возрастного развития и критериев невротизации ребенка для последующей минимизации кризисных состояний. Полностью запрещается тестирование дошкольников в контексте обучения, но не сам мониторинг их развития. Александр Григорьевич Асмолов




Определение компонентов мониторинга: 1. определение критериев (соответствующие пункты из целевых ориентиров с учетом интеграции образовательных областей) Например: способен договариваться. 2. определение показателей (в чем это выражается) Например: высказывает свое предложение, выслушивает другую точку зрения, обсуждает варианты, выбирает компромисс. 3. определение уровней (степень сформированности) - по самостоятельности проявления: сам, с инициативы взрослого, только с помощью взрослого (вместе). - по частоте проявления: всегда, избирательно (тогда в каких случаях) фрагментарно (редко в зависимости от ситуации) - по уровню готовности: когнитивная (на уровне знаний), эмоциональная (репродукция, «как все»), деятельностная (самостоятельное использование адекватно ситуации с осознанным выбором этого способа взаимодействия)


Оформление результатов мониторинга: Карта наблюдения (по образовательным областям, по видам деятельности, по отдельным направлениям развития и т.д.) Дневник развития (единый для всех документ с данными медицинского, психологического, педагогического наблюдения с указанием динамики, причин ее замедления, коррекционной работы и т.д.) Портфолио достижений (варианты творческого альбома, папки достижений, информационного файла) Интегративное педагогическое заключение (рекомендации на основе длительного сбора данных для учета на следующей ступени образования)

Название: Педагогический совет «Система мониторинга образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Доклады, педсоветы, семинары…, Педагогический коллектив ДОУ

Должность: заместитель заведующего по ВМР,
Место работы: МКДОУ «Детский сад комбинированного вида «Солнышко»
Месторасположение: город Кодинск, Кежемский район, Красноярский край

Система мониторинга образовательного процесса в ДОУ
в соответствии с ФГОС ДО

Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина

Т.е. В осуществлении образовательной деятельности мы ориентируемся на государственный, общественный и личностный заказ. При этом и оценка качества дошкольного образования рассматривается в интересах личности, общества, государства, самой системы образования. И вот здесь подключается еще один нормативный документ – ФГОС ДО. Одна из главных целей ФГОС дошкольного образования – обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения.

Качество дошкольного образования– это характеристика системы дошкольного образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Определить качество образования в образовательной организации или системе образования – значит установить степень соответствия фактического состояния образовательных программ , созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, что установлены в ФГОС ДО .

Качество образования оценивается в форме лицензирования государственной аккредитации ОУ, контрольно-надзорной деятельности, аттестации педагогических и руководящих работников, мониторинга. Данная система ориентирована прежде всего на оценку образовательных условий, а не на результативность дошкольного образования, определяемую уровнем и динамикой развития ребенка. Критериями качества являются федеральные государственные образовательные стандарты к содержанию образования, профессиональной компетентности педагога с точки зрения его личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, а также к организации предметно-развивающей среды в ДОУ.

Повышение качества дошкольного образования возможно благодаря комплексному использованию основных методологические подходов к оценке качества ДОУ.

1.Аксиологический подход к оценке предусматривает анализ ценностей, которые являются основанием в определении структуры и содержания системы оценки качества дошкольного образования. В основу современной государственной политики Российской Федерации в области дошкольного образования положены идеи гуманизации, поэтому основной профессионально-педагогической ценностью при определении показателей оценки качества дошкольного образования в рамках данного подхода выступает ребенок.

2. Социокультурный подход в оценке качества образования в ДОУ определяется характером взаимодействия детей со взрослыми, с другими детьми, с предметно пространственным миром. Оценивается уровень самостоятельного поведения и его способность решать повседневные жизненные ситуации; социальная компетентность в общении с другими детьми и взрослыми

3.Компетентностный подход выступает перспективным, поскольку в контексте современных представлений о цели образования ключевые компетентности являются актуальными для дошкольников и фиксируют степень их готовности к включению в новую – школьную жизнь. При оценке качества образования в рамках данного подхода осуществляется выявление степени овладения компетентностями (интеллектуальной, языковой, социальной и физической), а также способы поведения (произвольность, самостоятельность, инициативность, креативность, способность к выбору) и его отношение к самому себе (образ самого себя, уровень самооценки, наличие или отсутствие чувства собственного достоинства).

Комплексное применение охарактеризованных подходов делает проблему оценивания и измерения развития ребенка принципиально разрешимой и позволяет привлекать родителей (неспециалистов) к оценке качества ДОУ как независимых субъектов оценки.

Функциями оценки качества дошкольного образования являются:

1. Инструктивно-методическая функция заключается в создании регламентов оценки учреждений разных форм, реализующих программы дошкольного образования.

2.Контрольная функция включает проведение оценочных процедур в отдельных образовательных учреждениях и организациях.

3.Аналитическая функция включает сбор и анализ данных по ДОУ, построения на этой основе рейтинга учреждений, реализующих программы дошкольного образования, по параметру «качество образования».

4.Информационная функция может решать три задачи.

Во-первых, информация адресована педагогическому сообществу с целью формирования современных представлений о качестве образования в ДОУ.

Во-вторых, информация адресована родителям, для которых она может стать основанием для выбора формы и места получения дошкольного образования для ребенка.

В-третьих, одной и задач информирования о результатах оценки качества может стать координация усилий ДОУ и школы.

Принципами системы оценки качества образования ДОУ являются:

  • соответствие требованиям ФГОС ДО;
  • принцип объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
  • принцип открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;
  • принцип доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
  • принцип рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
  • принцип оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования);
  • принцип инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
  • принцип минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами;
  • принцип взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • принцип соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в дошкольном учреждении.

ВСОКО включает: цели, содержание, организационную структуру, педагогические механизмы системной коррекции воспитательно-образовательного процесса, позволяющие реализовать цели ДОУ в партнерском взаимодействии всех субъектов.

Чтобы разработать ВСОКО нужно ответить на проблемные вопросы

  1. Для чего? С какой целью? С помощью ВСОКО сотрудники и администрация могут выявить сильные и слабые стороны в своей работе и сконцентрировать свое внимание на тех аспектах, которые требуют улучшения. Оценка позволит изменить профессиональную позицию каждого сотрудника, делая его активным участником совершенствования работы дошкольной организации. Любое улучшение, даже если его осуществление потребует времени и усилий, повысит качество образовательных услуг, оказываемых детям и их семьям, активизирует творческий потенциал сотрудников.
  2. Какие данные? Качество образования в нашем детском саду рассматривается как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям развития ДОУ на основе ФГОС, потребностей и ожиданий участников образовательного процесса.

С этой точки зрения качество образования рассматривается как совокупность трех компонентов:

— качество образовательного процесса;

— качество условий осуществления образовательной деятельности;

— качество результатов.

ВСОКО в ДОУ– это совокупность взаимосвязанных между собой функций, объекта, субъектов и предмета оценки, показателей и критериев, процедуры и результата оценки.

Всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим пяти кластерам:

1.Образовательная деятельность.

Оценивается уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволяет педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для воспитанников.

2. Развивающая среда.

Оценивается степень обогащения предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития. Показателями являются количественное соотношение «воспитатель– дети», образование и профессиональный опыт педагогического персонала, особенности помещения, в котором находятся дети.

3. Психологический комфорт ребенка.

Только хорошее, т.е. содержательное, разнообразное образование, ориентированное на детское развитие, может дать положительное качество педагогическое работы. Оценивается уровень обеспечения психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении с целью сохранения его физического и психического здоровья. Наиболее оптимальными характеристиками поведения воспитателя, обеспечивающего качественное сопровождение, являются: ответственная позиция, принятие ребенка, содержательное общение, способность к сочувствию.

4. Здоровьесберегающая деятельность.

Хорошее качество физического контекста жизни ребенка в учреждении определяется не количеством предметов, а их качеством, разнообразием, ясно структурированным пространством, его стимулирующим влиянием. Осуществляется оценка качества использования здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания в ДОУ таким образом, чтобы ребенок мог участвовать в образовательной деятельности без излишнего физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.

5.Удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения.

Решение проблем повышения качества дошкольного образования в ДОУ требует системного подхода к его оценке. Важным условием объективности являются систематичность и регулярность процедур сбора и экспертизы данных о качестве образовательной деятельности дошкольного учреждения.

Показатели и индикаторы показателей в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к условиям реализации Программы в ДОО по пяти образовательным областям:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие
  1. Следующий проблемный вопрос, на который нам необходимо ответить, это как получить необходимые данные? Существует множество методов сбора информации,

Основными методами оценки являются следующие:

— изучение представленных материалов самоанализа, нормативной правовой документации;

— анализ программного, учебно-методического и кадрового обеспечения заявленной направленности образовательной программы;

— наблюдение;

— исследование предметно развивающей среды, а также условий, обеспечивающих максимальное удовлетворение запросов родителей воспитанников;

— анализ планирования, результатов диагностики.

  1. И последний вопрос на который мы с вами отвечаем, как использовать полученные данные?
  • Управленческая мониторинговая группа представляет и распространяет обобщенную информацию для разных категорий пользователей;

Адресность результатов оценки:

— педагогический коллектив ДОУ,

— родители ребенка,

— руководитель учреждения.

  • Руководитель организует широкое общественное и профессиональное обсуждение итогов оценки (на административных совещаниях, педагогическом совете, общем собрании коллектива и родительской общественности, на официальном сайте ДОУ);
  • Готовятся рекомендации по совершенствованию системы образования и принятию управленческих решений.

Завершить свое выступление хотелось бы словами Оксаны Алексеевны Скоролуповой и Нины Владимировны Фединой

Обеспечение современного качества дошкольного образования – это стремление к тому, чтобы дошкольное образование сегодня стало самим собой по внутренней сути, то есть современным дошкольным образованием :

— не присмотром и (или) уходом, а образованием ;

— не школьным (учебным) и (или) дополнительным и др., а подлинно дошкольным образованием;

— не дошкольным образованием «вчерашнего дня» (образца ХХ века), а дошкольным образованием, соответствующим потребностям и интересам общества, государства, семьи сегодня .

Образец «Аналитической справки» педагогической диагностики

Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Колокольчик» р. п. Духовницкое Саратовской области
Описание материала:
В связи с введением ФГОС ДО возникла необходимость оформления результатов педагогической диагностики (мониторинга) по-новому. Как это делать правильно никто не знает. Предлагаю коллегам, воспитателям ДОУ, образец «Аналитической справки», разработанной нами по итогам диагностики на примере одной группы. Буду очень рада, если кому-то пригодится данная разработка, а также с интересом выслушаю какие-либо замечания…

Аналитическая справка
по результатам педагогической диагностики
2015 – 2016 учебный год

Группа № ... ... (2 младшая)

Количество диагностируемых детей: 26
Дата проведения: сентябрь 2015 г.
Статус мониторинга: на начало учебного года
Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории);
2) оптимизации работы с группой детей.
Задачи: Изучение результатов усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и детского развития.
Методы мониторинга: регулярные наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.

Работа с детьми велась в соответствии с «Рабочей программой воспитателя», созданной на основе «Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области».
В ДОУ реализуется «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад-2100» под редакцией О.В. Чиндиловой.

В работе с детьми использовались следующие технологии:

1. здоровьесберегающие технологии;
2. технологии проектной деятельности;
3. технология исследовательской деятельности;
4. информационно-коммуникационные технологии;
5. личностно-ориентированные технологии;
6. игровые технологии.

Характеристика детей за анализируемый период:
Средний возраст детей: 2 года 10 месяцев
Всего детей в группе: 27 человек
Диагностируемые дети: 26 человек
Мальчиков: 7 человек
Девочек: 19 человек
Количество недиагностируемых детей: 1 ребенок, который не посещает детский сад более 3 месяцев.

Педагогическая диагностика за анализируемый период проводилась по двум направлениям:
педагогическая диагностика качества образования в группе (через реализацию образовательных областей);
педагогическая диагностика детского развития.

Диагностика оценивалась тремя уровнями: высокий, средний, низкий .
По итогам диагностики качества образования (через реализацию образовательных областей) «на начало учебного года» выявлены следующие результаты: трое детей имеют высокий уровень по направлениям:

Средний уровень по определённым Образовательным областям и направлениям имеют:
... И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы
Низкий уровень: по всем образовательным областям имеют:

Низкий уровень по определённым образовательным областям и направлениям имеют:
... И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы.
Вывод (примерный):
Анализируя итоги диагностики можно сделать вывод, что усвоили программный материал частично три ребёнка.
По образовательным областям и направлениям количественный состав детей со средним уровнем и низким практически равны:
средний уровень – 22 ребёнка
низкий уровень – 23 ребёнка
Преимущественно нужно обратить внимание на образовательные области «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».
Чуть выше показатель в образовательных областях «Художественно-эстетическое развитие» - у детей достаточно сформированы навыки продуктивной деятельности, развита мелкая моторика рук воспитанников, но не в полном объёме развита аккуратность, последовательность действий и вариативности мышления. Отсутствует должное внимание со стороны родителей к образовательному процессу, также недостаточно развито слуховое и зрительное внимание и желание проявлять интерес к окружающей среде.

Приложение 1

2. Сформировать следующую подгруппу для оптимизации работы:
подгруппа № 2, направление работы – «Познавательное развитие»
... И.Ф. детей
По итогам диагностики детского развития «на начало учебного года» выявлены следующие результаты:
Высокий уровень:
... И.Ф. детей, направления.
Средний уровень:
...И.Ф. детей, направления.
Низкий уровень:
... И.Ф. детей, направления.

Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 2

Вывод (примерный):
Анализируя итоги диагностики детского развития можно сделать вывод, что в основном преобладает средний уровень развития детей (17 детей) по шести направлениям. У детей сформированы основные культурные способы деятельности, они проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении.
С высоким уровнем – один ребёнок.
С низким уровнем – 8 детей. Это дети, которые не стремятся участвовать в совместной со взрослым практической и игровой деятельностити, испытывают неустойчивый интерес к действиям ровесников, не могут подчинять своё поведение правилам общения.
Объяснения таким низким результатам следующие: длительная адаптация некоторых детей, частые отсутствия по причине и без неё, из-за ограничения речевых контактов недостаточно сформированы социально–коммуникативные качества, нежелание подчиняться общим правилам.
Рекомендации:
Создать индивидуальную образовательную траекторию (маршрут) для следующих детей:
... И.Ф. детей, причина определения индивидуальной образовательной траектории

Мониторинг проводили: … Ф.И.О. воспитателей

Таблица. Приложение 1

Таблица. Приложение 2.

Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО

(доклад подготовлен с использованием статьи из журнала «Старший воспитатель» № 5 от 29 апреля 2015)

В настоящее время формирование организационной структуры управления ДОУ, как и повышение качества образования, является важной задачей, стоящей перед каждым руководителем. Качество образования можно рассматривать как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям ДОУ на основе требований и стандартов, потребностей и ожиданий субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей).

С целью эффективной оценки качества образовательных услуг в сфере дошкольного образования широко используются такие способы оценивания как мониторинг и диагностика.

Традиционные методы сбора информации об объекте (наблюдение, беседа, анкетирование, анализ) характерны для мониторинга и диагностики.

Необходимо отметить, что диагностика и мониторинг дополняют друг друга. Например, мониторинг может включать диагностику как метод сбора информации. Только сочетание, взаимосвязь и взаимодополнение этих способов позволят получить разносторонние сведения о качестве образовательной деятельности ДОУ, а также отразить динамику развития воспитательно-образовательного процесса.

Постоянно систематизированная информация о результатах педагогического процесса позволяет:

    создать банк информации;

    подвести итоги;

    наметить перспективу;

    определить направление в деятельности педагогов.

Цель мониторинга: выявление степени соответствия результатов
деятельности ДОУ ФГОС дошкольного образования.

Необходимо постоянное изучение и оценка развития каждого воспитанника ДОУ на основе информации от всех специалистов: воспитателя, психолога, музыкального руководителя, логопеда, инструктора по физическому воспитанию и др. Данная информация заносится в индивидуальную карту развития ребенка, анализируется педагогами, и на ее основе оценивается развитие, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные коррекционные действия.

К методам мониторинга качества образования в ДОУ относятся:

    изучение продуктов детской деятельности;

    игровые тестовые задания;

    проведение контрольно-оценочных занятий;

    собеседование с педагогами, родителями и детьми;

    анкетирование;

    анализ документации и хронометраж режима дня и др.

К методам мониторинга изучения образовательного процесса относятся:

в естественных условиях: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ
документов, продуктов деятельности, опыта работы педагогов;
– в специально измененных условиях: эксперимент и опытная проверка выводов исследования;

качественный анализ и количественная обработка результатов;
– индивидуальная и групповая экспертная оценка.

Основные идеи педагогического мониторинга:

    выявление особенностей развития детей для последующего учета при
    планировании и проведении образовательного процесса;

    выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;

    выявление изменений в развитии детей для определения эффективности педагогической деятельности.

Виды мониторинга

    Информационный мониторинг – предполагает накопление и распространение информации.

    Базовый мониторинг – выявляет проблемы, позволяет собрать информацию для проведения последующих исследований.

    Управленческий мониторинг – отслеживает и оценивает эффективность принятых управленческих решений.

    Комплексный мониторинг – ориентирован на всестороннее глубокое исследование.

Объектами мониторинга могут быть

    Качество образовательного процесса

    Качество ресурсообеспечения

    Качество управления

    Качество результатов работы образовательной системы ДОУ

Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт), целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается также авторами проектов примерных основных образовательных программ дошкольного образования, в частности в программах: «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), «Истоки» (под ред. Л.А. Парамоновой), «Детство» (под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой) и др.

Такая оценка может быть связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в связи с тем, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования (образовательные области). Таким образом, оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления показателей развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними. Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. Подводить некие «реперные точки» предлагается в середине (декабрь) и конце учебного года (май).

Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме: * не сформирован;

* находится в стадии становления;

*сформирован.

В качестве показателей оценки развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления у него в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста.

Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) воспитанников имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей, получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.

Данные мониторинга должны отражать динамику становления показателей, которые развиваются у дошкольников на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития ребенка по показателям, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.

Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап. Поэтому данные мониторинга – особенности динамики становления показателей развития личности ребенка в дошкольном образовании – окажут помощь и педагогу начального общего образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период его адаптации к новым условиям развития при поступлении в школу.

На наш взгляд, в случае отсутствия такого мониторинга, направленного на индивидуализацию образования, не будет отслеживаться динамика развития каждого воспитанника от 3 до 7 лет, не будет формироваться и пополняться портфолио детей с учетом их достижений, особенностей и способностей, что может привести к потере преемственности между дошкольным и начальным образованием.

В последнее время широкое распространение в системе дошкольного образования Российской Федерации получила практика проведения психолого-педагогической диагностики де тей дошкольного возраста. Само по себе использование диагностики является позитивным моментом образовательного процесса.

Диагностика развития детей дошкольного возраста, будучи включена в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.

Однако сегодняшнее состояние этой практики характеризуется рядом негативных тенденций (Кирьянова Р.А.) :

1. П ри диагностике детей педагоги используют технологически не проработанные, не апробированные, имеющие сомнительную на учную и практическую ценность методы диагностики .

2. П едагоги затрудняются в подборе дидактического материала, необходимого для обследования детей, формулировке заданий, предлагаемых детям для выполнения.

3. В процесс диагностирования вовлекаются специалисты, не им еющие соответствующей квалификации .

4. Педагоги затрудняются объяснить критерии оценки исследуемого качества.

5. Р езультаты диагностики не используются педагогами и специалистами в планировании и организации жизнедеятельности дошкольников.

Тенденции указанной негативной практики обследования, тестирования детей, вызваны целым рядом объективных причин, среди которых:

недостаточная обеспеченность ДОУ квалифицированными специалистами (социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог);

отсутствие информации, систематических знаний в области психодиагностики.

Известно, что наиболее информативные диагностические методики допускают наибольшую свободу в интерпретации их результатов. В руках квалифицированного психолога эти методики являются инструментом получения глубокой и точной информации об уровне развития и склонности ребенка. В то же время именно эти методики представляют наибольшую опасность, если они попадают в руки неквалифицированного исследователя (Информационное письмо МО РФ «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе ДО» от 01.01.00 №10/23-16).

Социально-коммуникативная компетентность ребенка

Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, т. е. вне социализации (от лат. socialis - общий, общественный), а также вне его общения и активного взаимодействия с окружающим миром, т. е. вне коммуникации (от лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь).

Конкретизация социально-коммуникативного развития в примерной ООП ДО «От рождения до школы» представлена несколькими блоками:

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание;

Ребенок в семье и сообществе, патр. воспитание;

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание;

Формирование основ безопасности.

Социально-коммуникативное развитие в ДОУ направлено на формирование у детей социально-коммуникативной компетентности. Всего же выделяют три основные компетенции, которыми необходимо овладеть ребенку в рамках данного учреждения: технологическая, информационная и социально-коммуникативная.

Организация работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников предполагает также соблюдение следующих условий эффективного общения:

Желания вступать в контакт с окружающими;

Умения организовывать общение - слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;

Знаний норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окру-

жающими.

Формы образовательной деятельности

по социально-коммуникативному развитию дошкольников

Формы организации деятельности детей

групповые

подгрупповые

индивидуальные

подгрупповые

Образовательная деятельность

в режиме дня

Самостоятельная деятельность детей

- интегрированные занятия;

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические (словесные, настольно-печатные), подвижные, народные, шансовые), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные);

Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие

пересказы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные с взрослыми проекты и др .

индивидуальные и совместные творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) игры; все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; выполнение самостоятельных трудовых операций в природе, хозяйственно-бытовой

труд; самостоятельная деятельность в уголках уединения, зонированных сюжетных уголках, уголке ряжения, театральном уголке, автогородке;

Самостоятельное декламирование детьми коротких стихотворений, рассказывание сказок и историй, рассматривание книг и журналов; изготовление поделок, конструирование, раскрашивание; развивающие настольно-печатные игры, автодидактические игры (пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки); простейшие опыты и эксперименты; самостоятельная деятельность в сенсорном уголке, уголке книги, экологическом уголке, уголке песка и воды, детской лаборатории

Процесс реализации задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлен на приобретение опыта в различных видах детской деятельности и каждый вид деятельности вносит свой особый вклад в этот процесс:

Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В процессе игры у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат;

Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений;

Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии познакомиться с миром взрослых, познать его и принять в нем участие;

Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства;

Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке;

Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением;

Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

В свою очередь, социально-коммуникативная компетентность включает в себя два аспекта: Социальный – соотношение собственных стремлений со стремлениями окружающих; продуктивное взаимодействие с членами группы, объединенными общей задачей. Коммуникативный – умение получать необходимую информацию в процессе диалога; готовность представлять и отстаивать собственную точку зрения при непосредственном уважении позиции других людей; умение использовать данный ресурс в процессе коммуникации для решения тех или иных задач.

Программа предоставляет организации право САМОСТОЯТЕЛЬНОГО выбора инструментов педагогической и психологической диагностики развития детей, в том числе, его динамики.

Поэтому используя материалы различной литературы, анализируя новые разработки в периодической печати, Интернет ресурсы и свой практический опыт, каждый ДОУ должен создать свою систему мониторинга в ДОУ.

Оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения содержания социально-коммуникативной образовательной области с помощью методик:

Большой блок методик основан на лингводидактическом подходе к коммуникативной компетентности и большую роль уделяют речевому развитию и диалогическому общению ребенка со сверстниками и взрослыми. При этом работа может строиться в различных видах деятельности.

Д.Н. Дубина, Ю.А. Судаплатова (2013) за основу своей работы берут народную сказку. Они считают, что одним из способов расширения языкового поведения, формирования коммуникативных умений личности дошкольника является диалогическое общение на основе произведений устного народного творчества.

Н.К. Ледовских (2003), Н.А. Богданова (2010) как коммуникативный повод для общения педагога с детьми видят изобразительную деятельность. Авторы считают, что общение по поводу изобразительной деятельности - это эмоционально насыщенное общение, сближающее детей и взрослых. Изобразительная деятельность требует коммуникативного взаимодействия на всех этапах: на этапе обсуждения темы, выбора средств и техники изображения, в процессе непосредственно изобразительной деятельности и на этапе осмысления ее результатов.

Очень много проектов (Г.А. Саитова, 2012; Н.Н. Кулиш, 2011; С.С. Мальцева, 2012; С.А. Мурзина, 2011), связанных с игрой как средством формирования коммуникативной компетентности. При этом авторы решают насколько задач: формируют монологическую и диалогическую речь, учат сотрудничеству. И это очень обосновано, ведь игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.

В качестве методического материала педагоги используют достаточно известные среди воспитателей детских садов пособия: Л. Дубининой «Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений»; К. Фопель «Как научить детей сотрудничать». (2008)

Существуют и более частные программы по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Среди них:

Т.А. Благовещенская (2003) – Развитие основ коммуникативной компетентности при изучении английского языка в подготовительной группе;

И.А. Лыкова (2008) - Развитие коммуникативной компетентности через диалог с искусством: смысловое общение на языке образов, знаков и символов культуры;

М.И. Лисина «Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности для детей 3-7 лет»

Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева «Тест для изучения коммуникативных умений детей 4-7 лет»

А.М. Щетинина «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу»

Е.О.Смирнова, Е.А. Калягина Тест «Картинки»

Методика Т.А.Репиной «Изучение особенностей социально-нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников»;

В.Н. Чиркова (2005) – Здоровьесберегающая коммуникативная среда.

Методика по изучению понимания нравственных норм:

Р.М. Калининой «Сюжетные картинки»;

Р.М. Калининой «Закончи историю» Методика «А это могло быть с тобой?» по изучению благополучия взаимоотношений старших дошкольников с педагогом группы;

Методика «Моя семья» по изучению представлений дошкольников о своей семье, характере отношений к близким;

Методика А.Б.Венгера по изучению сформированности образа «Я»;

Методика Е.И.Николаевой, М.Л.Поведенок по изучению этнотолерантности у старших дошкольников;

Методика по изучению особенностей представлений о родной стране;

Методика Е.О.Смирновой «Метод вербальных выборов» по изучению взаимоотношений детей со сверстниками.

В качестве примера в приложении представлены некоторые показатели развития личности ребенка по образовательной области социально-коммуникативное развитие по программе Веракса (Приложение № 1).

(Работа в группах )

Мне бы хотелось услышать достоинства и недостатки каждой из представленных диагностик.

Количественные уровни социально-коммуникативного развития дошкольников

В зависимости от степени сформированности навыков, определяющих социально-коммуникативное развитие по ФГОС, можно выделить: Сформирован , соответственно, имеет место при высокой степени развития рассмотренных выше параметров. При этом одним из благоприятствующих в данном случае является фактор отсутствия проблем в сфере общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Доминирующую же роль играет характер отношений в семье дошкольника.

Находится в стадии становления , отличается недостаточностью сформированности навыков по некоторым из выделенных показателей, порождающей, в свою очередь, сложности в сфере общения ребенка с окружающими. Однако данный недостаток развития ребенок может компенсировать самостоятельно, при незначительной помощи со стороны взрослого. В целом же процесс социализации проходит относительно гармонично.

Не сформирован , т.е. по некоторым из выделенных параметров может порождать значительные противоречия в сфере общения ребенка с семьей и окружающими. В данном случае дошкольник не в состоянии справиться с проблемой самостоятельно – требуется содействие со стороны взрослых, в том числе психологов и социальных педагогов.

В любом случае социализация детей дошкольного возраста требует постоянного сопровождения и периодического контроля со стороны как родителей ребенка, так и ОУ.

Вывод: подборка диагностических комплексов методик (акцентирует внимание Марцинковская Т.Д.) позволяют рассмотреть личность ребенка с разных сторон и составить целостное представление о его психике», в диагностике «…самое главное – это установить взаимосвязь между особенностями психики ребенка (познавательными способностями, личностными качествами, характером общения)» и способствуют:

    более успешной работе ДОУ, чье функционирование и развитие зависит от обмена информацией и от способности людей совместно решать проблемы;

    быстрой адаптации системы ДОУ к изменениям во внешней среде и повышению качества образовательных услуг;

    повышению эффективности управления на основе умения руководителя ДОУ работать не с отдельными личностями, а с группой подчиненных;

    профессиональному росту каждого члена коллектива ДОУ.

Вера Боярских
Система мониторинга в ДОУ в соответствии с ФГОС

«Педагогический мониторинг .

Оценку индивидуального развития детей в новом контексте образовательной деятельности.»

Надо ли педагогам ДОО проводить мониторинг или этого категорически делать нельзя?

Интерпретации текста ФГОС дошкольного образования управленцами даже высоких рангов прямо противоположные, а рядовому педагогу тем более сложно разобраться в словесных лабиринтах нового документа. Давайте разбираться вместе, куда следует поставить запятую во фразе «педагогический мониторинг в детском саду : запретить нельзя проводить!»

Однако если посмотрим на слайд, то четко видим, что ФГОС дошкольного образования : с одной стороны нам говорит о возможности проведения мониторинга .

Для «объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта» (подпункт 4) ;

Что «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. для решения следующих образовательных задач :

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

4 сл А с другой стороны мы так же видим формулировки, которые ориентируют на запрет осуществления мониторинга в ДОУ .

«Целевые ориентиры не подлежат педагогической диагностики (мониторинга ,

Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников

Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга

Таким образом, текст стандарта вызвал неоднозначное понимание использования процедуры мониторинга в детском саду : часть педагогов расценила вышеприведенный текст как запрет на проведение мониторинга , часть – как разрешение. Кто же прав?

5 сл А для понимания давайте обратимся к ФГОС дошкольного образования и Закону об образование.

ФГОС дошкольного образования : говорит о том, что необходим учет индивидуального уровня развития на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка»,

«… с учётом образовательных потребностей и способностей детей» ,

«…возрастных возможностей и индивидуальных различий

«построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка, оценку индивидуального развития детей»…

Следовательно, без изучения динамики развития ребенка (а это обеспечивает мониторинг ) реализовать ФГОС дошкольного образования станет просто невозможно!

6 сл. Так же о мониторинге говорит и Закон «Об образовании в РФ»

В тексте этого документа мониторинг упоминается неоднократно

В тексте Закона дается определение понятия : «мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, .

Определяются субъекты, участвующие в процедурах мониторинга ; структуры, ответственные за его организацию; порядок проведения .

Из текста Закона следует, что мониторинг могут осуществлять и непосредственно образовательные организации, .

Таким образом, анализ Федерального Закона «Об образовании» и других нормативных источников позволяет сделать вывод о необходимости организации мониторинга образовательного процесса в ДОУ!

7 сл На основание всего вышесказанного мы можем сделать вывод :

МОНИТОРИНГ ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ , ПРОВОДИТЬ!

8 сл Теперь давайте сравним два понятия. Мониторинг и диагностика - одно и то же или это разные понятия?

Педагогическая диагностика - Это оценочная практика, направленная на изучение индивидуальных особенностей воспитанников, уровня их развития в определенном направлении

9 сл Педагогический мониторинг

Направлен на изучение и оценку освоения детьми образовательной программы,

На оценку достижения на основе целевых ориентиров планируемых результатов реализации образовательной программы,

На оценку образовательных условий соответствии с ФГОС ДО ) .

Общая цель мониторинга – оценка качества образовательного процесса детского сада,

предмет мониторинга – образовательные условия, достижения и проблемы дошкольной организации в реализации образовательных целей.

Смысл проведения мониторинга – совершенствование качества дошкольного образования, принятие верных управленческих решений и планирование по результатам мониторинга актуальных задач для развития образовательной организации в частности и системы дошкольного образования в целом.

10 сл Один из этапов мониторинга – это педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика

Цель педагогической диагностики – оценка эффективности педагогических действий для дальнейшего планирования образовательной деятельности с ребенком.

Оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей : социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие

Педагогический мониторинг включает в себя

оценку физического развития ребенка (проводит инструктор по физической культуре,

оценка индивидуального развития детей (проводят педагоги)

состояния его здоровья (проводит медицинский работник /по согласованию/,

развития общих способностей : познавательных, коммуникативных и регуляторных (проводит педагог-психолог)

11 сл Мониторинг осуществляется

в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними, на протяжении всего учебного года.

Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом.

Подводить некие «реперные точки» предлагается в середине (января) и конце учебного года (май) .

12сл Организация проведения оценки индивидуального развития Предлагаемый диагностический материал разработан в соответствии с концепцией примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» .

В основу разработки диагностического материала были положены теоретические идеи Александра Владимировича Запорожца, Ольги Михайловны Дьяченко, Николая Евгеньевича Вераксы, Даниила Борисовича Эльконина;

13 сл Структура педагогической диагностики соответствует структуре примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» . Диагностические методики распределены по пяти направлениям «Физическое развитие» , «Социально-личностное развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» , определенным Программой, и обеспечиваются процедурами как педагогической, так и психологической диагностики. Показатели развития по этим образовательным областям определяются по результатам наблюдения педагогом за ребнком в течение всего учебного года. Прошу обратить внимание на раздаточный материал (приложение 1, 2) В диагностических картах по предлагаемым показателям оцениваются достижения ребенка в качественном выражении.

При оценивании устойчивости проявления показателя предполагается :

Красный показатель «сформирован» означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.

Зеленый показатель «находится в стадии формирования» означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.

Синий показатель «не сформирован» означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер

1. 14 сл Оценка индивидуального развития ребенка осуществляется через отслеживание динамики формирования и развития его личностных качеств в течение всего времени пребывания в ДОУ воспитателями и специалистами. 2-3 раза в год на основание положения о внутреннем мониторинге .

2. 15 сл Давайте сейчас обратимся вновь к раздаточному материалу, таблица 3 Результаты оценки индивидуального развития ребенка коллегиально под руководством методиста вносятся в единую форму которая сейчас перед вами, где показателями являются целевые ориентиры ребенка трех лет. В середине учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа ставятся задачи для планирования индивидуальной образовательной деятельности с ребенком на учебный год.

Организация работы с результатами оценки индивидуального развития ребенка

Результаты оценки индивидуального развития детей обсуждаются на заседаниях ПМПК ДОУ и фиксируются коллегиально.

16 сл. По результатам педагогической, психологической, диагностики, а так же наблюдения родителей составляются «графики индивидуального профиля эффективности педагогического воздействия». Данный график у вас представлен приложением 4. В последствии на данном графики в ежедневном режиме отмечаются текущие изменения педагогами и специалистами ДОУ

17 сл Обобщенные результаты оценки индивидуального развития детей используются в проблемно-ориентированном анализе деятельности ДОУ и представляются на итоговом педагогическом совете (за прошедший учебный год) для определения направлений совершенствования воспитательно-образовательного процесса, условий реализации образовательной программы.

18 сл Пользователями обобщенной информации о результатах индивидуального развития детей являются : администрация ДОУ, для последующих управленческих решений

Основными пользователями информации о результатах оценки индивидуального развития детей являются :

педагоги (непосредственно работающие с ребенком) .

Родители (законные представители) воспитанников,

19 сл Отметим, что закон об образовании говорит нам, что родители могут участвовать в проведение мониторинга . Свою оценку развития детей они фиксируют в графике (приложение 4)

20 сл. Хочется так же поделится положительным опытом итогового мониторинга , который проходит в по методу проектной деятельности.

21 сл Психолого-педагогический проект «Разноцветная неделька» – это некая интерактивная форма взаимодействия, позволяющая : вовлечь в педагогический мониторинг и объединить всех участников образовательного процесса, в. ч и родителей.

Отличительная особенность данной формы работы – ее целостность, тематическая направленность. Проведение данного проекта требует тщательной подготовки, планирования мероприятий, но при этом позволяет получить большой отклик со стороны всех участников воспитательно-образовательного процесса, массы положительных эмоций и качественный, всесторонний результат мониторинга .

22 сл Основные принципы организации проекта «Разноцветная неделька»

Неделя должна быть целостной и законченной, подчиняться единой идее.

Каждый последующий день должен быть связан с предыдущим.

Мероприятия каждого дня должны делать этот день неповторимым и запоминающимся.

Использование всех видов деятельнсти : диагностики, просвещения, коррекционно-развивающей и профилактической работы.

Проект проводится со всеми участниками образовательного процесса группы одновременно (участвуют все дети, воспитатели, специалисты и родители)

Мероприятия недели должны стать частью воспитательно-образовательного процесса.

23 сл Тема дней недели может быть абсолютно любой, но единой цветовой гаммы. Главное, чтобы она была интересная и доступна детям, чтобы ее можно было рассмотреть с различных сторон и включить в деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса. Неделя проекта – это реальная возможность дать качественную оценку развития детей со стороны родителей, педагогов и специалистов всего учреждения в целом.

24 сл. Как проходит данный проект в нашем ДОУ я предлагаю вам посмотреть в небольшом сюжете.

25 сл. Спасибо за внимание

Готова ответить на ваши вопросы.