Цветопсихология. Цветопсихология Человек цвет пространство прикладная цветопсихология

Научный руководитель: Харченко Наталья Валентиновна,
педагог доп. Образования
МБОУ СОШ №12 (РС (Я) г. Мирный)

1. АННОТАЦИЯ (3 стр.)

2. ПРОБЛЕМЫ И ВОПРОС ПОДЛЕЖАЩИЙ ИССЛЕДОВАНИЮ: ЦВЕТ (4 стр.)

3. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ (4-6 стр.)

4. ИЛЛЮЗОРНОСТЬ ЦВЕТА (6-7 стр.)

5. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА (7-8 стр.)

6. ТЕСТ ЛЮШЕРА (8 стр.)

7. ЛЕЧЕНЬЕ ЦВЕТОМ (8 стр.)

8. ВОЗМОЖНОСТИ ЦВЕТА (8-9 стр.)

9. ЦВЕТ В ОФОРМЛЕНИИ ШКОЛ (ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ) (9- 12 стр.)

10.ВЫВОДЫ (12 стр.)

11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (12-13 стр.)

Введение:

Цвет играет значительную роль в жизни здорового или больного

организма и имеет первостепенное значение для ума человека.

Это - постояннообновляющийся источник радости.

Леон Доде

Несколько лет назад французские психологи задались вопросом: в какие цвета окрашивать школьные помещения, то есть каким образом действует цвет в школе на детскую психику? Ученые из Франции тревожились не зря, когда подняли эту проблему. Сегодня редко встретишь мрачные тона в интерьере школы. Но и светлые не всегда и не везде уместны.

Цветом можно не только украсить, но и испортить интерьер. Работать с цветом интерьера нужно очень осторожно и желательно ознакомившись с природой цвета и законами построения цветовых композиций.

Поскольку школа это место, где ребенок проводит большую часть своего времени, необходимо создать правильное оформление в школьном пространстве для того, чтобы ребенок мог не только быть сосредоточенным на обучении, но и при этом чувствовать себя комфортно.

Актуальность работы :в ближайшее десятилетие наше поколение будет определять уровень благосостояния страны, ее экономический, научный потенциал, - поэтому одна из важных задач создание условий, для эффективного обучения школьников. Цветовое решение школы может помочь в этом, и поэтому я считаю эту проблему актуальной.

Задачи : 1. Провести анкетирование среди учащихся, для выяснения отношения детей к цвету, в зависимости от возраста.

2. На основе данного анкетирования предложить цветовое решение учебных кабинетов и других помещений школы: коридоров, рекреаций, вестибюлей. Создать цветовой дизайн кабинета начальных и старших классов.

Методы и приемы : изучение научной литературы;

Проведение анкетирования у учеников 1-4 классов,5-6 и 10-11 классов;

Анализ анкетирования;

Составление материала;

Разработка оформления кабинета в программах Photoshopи CorelDraw.

Полученные данные : анкетирование.

ПРОБЛЕМЫ И ВОПРОС ПОДЛЕЖАЩИЙ ИССЛЕДОВАНИЮ:

ЦВЕТ

Цвет сам по себе что-то выражает - от этого

нельзя отказываться, это надо использовать.

Винсент Ван Гог

Человек давно заметил особое действие цвета на свое состояние. Цвет обладает живительной и целительной силой, является мощным источником воздействия на психику человека и его эмоциональное состояние

Природа цвета, закономерности в области светоцветовых явлений природы, особенности зрительного восприятия цвета давно заинтересовали ученых различных направлений.

Цвет - это свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Свет разных длин волн возбуждает разные цветовые ощущения. Цветоведение изучает и раскрывает основные закономерности вобласти цветовых явлений природы, создаваемой человеком предметной среды и всего мира искусств (тех его видов, которые ориентированына зрительное восприятие).Цветоведение объясняет эти явления их природу, закономерностии особенности восприятия человеком, объединяет разделы знаний о цвете в единую систему науки о цвете.

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ

ИоганнВольфганг (Фон) Гёте- немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель. Гете считают родоначальником физиологической оптики и науки о психологическом воздействии цвета. Он предложил свою версию цветового круга - 6-секторного. Егокруг был образован тремя основнымицветами: красным,желтым, и синим, располагающимися в углах равностороннеготреугольника, между которыми находились цвета, получавшиеся в результатесмешения фланкирующих их цветов: фиолетовый, оранжевый и зеленый. Эти цвета, как и основные, располагаются вуглах другого равностороннего треугольника, образующего с первым шестиконечную звезду.


Круг Гете можно использовать, когда нам нужно узнать дополнительный цвет. Это цвет, который появиться в качестве ореола вокруг основного цвета.Если в течение полминуты рассматривать на белой бумаге оранжево-красный круг, вокруг него появится светлый сине-зеленый ореол. Если также всма­триваться в чисто красный круг, то ореол будет почти зеле­ным. И наоборот: стоит всмотреться в зеленый треуголь­ник, как сейчас же на белом поле появится цвет красного персика. Таким образом, порядок противополож­ных цветов появляется и в наших глазах, так как в сетчатке отражаются три цветовых субстанции, которые вызывают смешение рассматриваемых цветовых тонов. Следовательно, в этих опытах каждый цвет после дли­тельного и пристального рассмотрения превращается в свою противоположность. Противоположные цвета создают всегда резкие контра­сты, образуя сильные устойчивые эффекты. Чтобы поми­доры выглядели красными, нужно уложить их на зеленые листья салата; если же мы уложим их на красную бумагу, то они будут казаться бледно-коричневыми.

Наблюдения показали, что у каждого человека есть свое особое отношение к цвету. У большинства людей есть определенная симпатия к одним цветам и антипатия к дру­гим, т. е. у человека есть целая шкала любимых цветов. Шкала любимых цветов человека изменяется в течение всей его жизни. Дети дошкольного возраста предпочитают красный цвет всем другим. Дети гораздо больше, чем взрослые, любят интенсивные цвета. Люди старших возрастов предпочитают серые и пастельные тона.Разумеется, шкала любимых цветов окажется различной в зависимости от того, устанавливается она на основании опроса или зрительно путем демонстрации таблиц с раз­ными цветами. Испытания с цветными таблицами показали, что выбираются в первую очередь красный или синий цвет, причем более других цветов привлекает красный.

Это может нам помочь в разработке цветового решения оформление класса, учебных кабинетов, как младших, так и старших классов.

Не следует, конечно, все, о чем здесь сказано, упрощать и схематизировать, но все же ясно, что для ребенка в его отношении к среде цвет играет большую роль.

Таблица 1


Оригинальное решение придумали дизайнеры, создававшие необычный дизайн интерьера для одной из австралийских школ, а именно для школы Св.Марии в городке Гринсборо.

Идея создать яркий необычный интерьер школы с геометрическими мотивам и принадлежит архитектурной компании Smith+TraceyArchitects. Ее творческие сотрудники убеждены в том, что стимуляция детского воображения способствует развитию детей, и это не миф. Они создали лучшее место с этой точки зрения для детского образования.

С точки зрения педагогики, яркий необычный интерьер школы способствует не только стимуляции детского воображения, а соответственно росту учебного потенциала, но также помогает изучать окружающую среду более эффективно. Почему? Потому что процесс познания проходит как своего рода приключение, игра. В ярком геометрическом лесу дети могут играть в веселые игры, воображать, что они зверушки или что-то в этом духе.

Психологи с этим полностью согласны. Такой яркий, необычный, но в то же время не раздражающий интерьер школы способствует не только стимуляции детского воображения, но и появлению позитивных эмоций, что крайне важно в отношении ребенка к школе, в его восприятии учебного заведения.


Даже замечательный вестибюль в нашей школе выглядит не выигрышно и скучновато в сравнение с этим смелым решением. Очень хочется поучиться в такой многоцветной школе.


ИЛЛЮЗОРНОСТЬ ЦВЕТА

Цвет иллюзорен и безгранично изменчив. Цвет может зрительно увеличивать или уменьшать предметы, даже воздействовать на оценку промежутка текущего времени. Одинаковый цвет на стенах, потолке и на полу прямоугольного помещения выглядит по-разному. Изменяясь, цвет меняет и наше восприятие среды. Он может влиять на интерьер, зрительно сокращать или удлинять, сужать или расширять, повышать или понижать помещение, утяжелять или облегчать форму.

В интерьерах для расширения пространства помещений нужно использовать холодные тона, а для сужения пространства комнат - теплые. Синие цвета могут зрительно отодвинуть стену, если остальные стены будут другого цвета. Этот прием довольно часто используют в своей практике архитекторы и дизайнеры. Вообще выделение насыщенным цветом одной поверхности в комнате - довольно интересный профессиональный ход. Таким образом можно добиться необычной иллюзорной трансформации пространства комнаты. Например, изменить до неузнаваемости привычное помещение, сделав его не только красивым, но и комфортным для проживания. Вот, например, вариант искажения пространства фотообоями, и фотообои создающие иллюзию пространства.



Объединение цветом или одинаковыми цветосочетаниями поверхностей стен помещения создает зрительную иллюзию расширяющегося пространства. Осторожно нужно использовать черный цвет интерьера. Отдельные включения в виде полос или пятен в сочетании с белым цветом вполне допустимы и даже бывают очень оригинальны.Такие интерьеры предпочитают сами архитекторы и дизайнеры. Они немного эстетские и хороши для сдержанных и собранных людей. Вообще бело-черные цветовые решения привлекают своей простотой и аскетизмом, хотя кажущаяся простота исполнения весьма обманчива.

Для нас естественно, что светлый тон применяется в верхней, а не в нижней части помещения, где уместны более тяжелые тона. Если в комнате потолок окрашен в коричневый цвет, то он подчеркивает, что мы отгороже­ны поверхностью потолка от окружающего простран­ства. Светло-желтый пол создает впечатление желтого пес­чаного берега. Пол голубой окраски напоминает лед или воду. Розовый пол кажется менее пригодным для хождения по нему, чем пол красного или темно-зеленого цвета.

Таким образом, окраска помещений в те или иные цвета определенным образом действует на человека, что пока­зано в таблице.

Таблица 2


Следуя из этого принципа, стены коридора школы можно покрасить в более холодные тона, чтобы зрительно увеличить его, и детям будет казаться, что у них много места для отдыха, что поможет им почувствовать себя более свободными.

Также можно использовать не холодные оттенки, а насыщенные, яркие на поверхности стен в коридоре, но не в большом количестве.


ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА

Не только ученым (прежде всего психологам) и художникам, и обычным людям известно, что разные цвета и их сочетания оказывают различное эмоциональное воздействие на человека и могут вызывать самые различные эмоции. Каждый цвет несет в себе некую информацию, а человеческий организм реагирует на цвет. Так, например: красный цвет интерьера - теплый, раздражающий, стимулирует работу мозга, эффективен при меланхолии и плохом настроении. Его можно использовать в классах, в небольшом количестве в коридорах. Оранжевый цвет интерьера стимулирует чувства и слегка ускоряет пульс, но не увеличивает кровяное давление, создает чувство благополучия и радости, поднимает аппетит. Желтый цвет интерьера активизирует работу мозга, эффективен при восприятии в течение небольшого количества времени при умственной недостаточности, поднимает настроение. Зеленый цвет интерьера успокаивающе влияет на нервную систему и зрение, снимает раздражительность, усталость.


(Рис. 6)

Голубой цвет интерьера - антисептический, снимает боль. Однако при слишком длительном воздействии вызывает угнетенность и усталость.Синий цвет интерьера успокаивает, усыпляет, расслабляет мышцы, эффективен при бессоннице, нервных и физических перегрузках. Фиолетовый (пурпурный) цвет интерьера благоприятно воздействует на сердце, легкие и кровеносные сосуды, увеличивает выносливость ткани. Нежно-розовый цвет интерьера оказывает мощное успокаивающее воздействие. Снимает стрессы, благотворно влияет на нервную систему ребенка.

Все эти ощущения основаны как на непосредственных свойствах цветовых тонов, оказывающих влияние на психологию людей, так и на ассоциациях, человеческом опыте, памяти цветовосприятия и отождествления каких-либо цветов с определенными предметами и явлениями, а также с семиотикой цвета (семиотика- наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем), имеющей глубокие корни в многовековой (и даже многотысячелетней) человеческой культуре - материальной, духовной, художественной.

Люди издавна придавали тем или иным цветам определенные символические значения и закрепляли их в культуре племени, народности, нации, человечества. Поскольку развитие культур разных этносов происходило в течение длительного времени относительно замкнуто, изолированно, постольку по отношению к одним и тем же цветам у разных этносов складывалось и закреплялось различное семиотическое отношение. Без ассоциативного восприятия цветов, сложившегося в человеческой культуре, без всех особенностей психологии зрительного восприятия разных цветов и их сочетаний невозможно было бы формирование и развитие большинства пространственных искусств, равно как и пространственно-временных искусств, в произведениях которых цвет играет чрезвычайно важную роль как активное средство формирования художественных смыслов, воплощаемых в тех или иных системах знаков, свойственных определенным художественным языкам разных видов и жанров искусств.

Именно поэтому нужно подобрать правильное цветовое решение, для оформления школ. Это очень важно для дальнейшего формирования ребенка.

ТЕСТ ЛЮШЕРА.

МаксЛюшер - швейцарский психолог и разработчик цветового Теста Люшера. Его тест основан на экспериментальной установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов (оттенков) и его текущим психологическим состоянием. Применение теста не ограничивается ни интеллектуальными, ни языковыми, ни возрастными рамками, ни состоянием, в котором находится испытуемый. Тест тонко работает даже с дальтониками и с теми, кто, как им кажется,выбирает нарочно не то, что им нравится.

ЛЕЧЕНЬЕ ЦВЕТОМ

Также, с давних времен известно, что определенные сочетания цветов могут вызвать различные заболевания и, наоборот, избавить от дискомфорта. В настоящее время хромотерапия (лечение цветом) является одной из популярных отраслей альтернативной медицины. Правильно подобранные оттенки помогут не только восстановить остроту зрения, но и устранить проявления разнообразных глазных заболеваний.

Вот некоторые примеры: Красный цвет и некоторые его оттенки стимулируют деятельность сердечно-сосудистой системы, предотвращают аритмию, нормализуют артериальное давление, повышают уровень иммунитета и благотворно влияют на остроту зрения.

Оранжевый цвет помогает избавиться от заболеваний дыхательной системы. Следует помнить о том, что избыток красных и оранжевых тонов в интерьере способствует постоянному возбуждению нервной системы.Желтый цвет благотворно влияет на функционирование желудочно-кишечного тракта и стимулирует работу поджелудочной железы и печени. Зелены й цвет понижает артериальное давление, избавляет от стресса, устраняет симптомы утомления и предотвращает обострение бронхиальной астмы.

ВОЗМОЖНОСТИ ЦВЕТА

Многообразие возможностей цвета в композиции объектов дизайна:

1.Цвет, как одно из самых активных средств композиции, в первую очередь влияет на эстетическое отношение к объекту до восприятия пространства, объема, пластики формы и ее деталей и остается в памяти дольше всех остальных признаков формы.

2.Цвет активно формирует образные ассоциации, связанные с сущностью объекта и его культурно-смысловым значением для разных социальных групп и индивидов.

3. Цвет является одним из активных средств новизны, оригинальности композиции благодаря новаторскому подходу к использованию цвета, сочетаний цветов для уже известного объекта

4. Цвет - одно из активных средств модных инноваций. Мода вводит те или иные цвета и цветосочетания в разряд современных, эстетически и престижно ценных в определенный период цикла функционирования моды.

ЦВЕТ В ОФОРМЛЕНИИ ШКОЛ

Мы провели анкетирование, в котором участвовало более 200 учеников. Для более продуктивной работы мы выбрали сплошной, очный, групповой вид анкетирования.

Проанализировав данные анкеты, мы можем сделать следующие выводы:

1) дети интуитивно выбирают цвета, отражающие их эмоциональную потребность;

2) большинство ответов на анкету совпадают с рекомендациями психологов по цветовому дизайну школьных помещений.
Данные исследования, полученные в результате выполнения работы, подтверждают гипотезу - цветовой дизайн кабинетов может оказывать влияние на эмоциональное состояние школьников.

Также мы выяснили, что:

Для поднятия успеваемости в школе, нужно использовать правильное оформление не только кабинетов, но и всех помещений.





Также мы создали вариант цветового оформления для начальных классов, который будет положительно влиять на их организм детей, и они будут настроены на учебу. Также оформление коридора и вестибюля.


Мы предлагаем следующие цвета для дизайна классных кабинетов.



1 класс. Если мы привносим красный цвет в оформление классов для младших школьников, будь то красная панель или красная стена, то можем быть уверенны, что этот цвет будет действовать на детей успокаивающе. Психологи заметили, что часто возбужденный ребенок после того как ему показывают в окружающем пространстве предмет красного цвета, успокаивается. Он в таком классе будут чувствовать себя уверенно. Зеленая доска (зеленый цвет дополнительный к красному) на фоне красной стены сосредотачивает внимание детей на доске, помогает зрительному восприятию излагаемого курса. Благодаря такому цветовому решению ребенок сосредотачивается, не напрягая зрение, что помогает более продуктивно воспринимать излагаемый материал.

2 класс. По мере взросления ребенка, он начинает предпочитать более светлые тона, мягкие. Для учеников второго класса можно использовать стены уже оранжевого цвета. Зеленая доска на фоне оранжевой доски будет также привлекать внимание ребенка, сосредоточив его на учебе.

3 класс. Следуя из того же признака, для учеников 3 класса можно использовать стены мягкого желтого цвета.

6 класс. Для учеников более старших классов уместно использовать зленный цвет для оформления стен.

10-11 класс. Кабинеты страшных классов можно оснастить белой доскойи покрасить стены в теплые пастельные тона.

Мебель в классе не должна контрастировать со стенами, чтобы не отвлекать от смыслового центра помещения - доски: именно на нее в течение долгого школьного дня устремлены взгляды детей. На черной доске плохо различимы надписи белым мелом. Коричневая доска усыпляет. Лучшим вариантом является темно-зеленая доска: на ее фоне лучше всего прочитываются надписи, сделанные желтыми и оранжевыми мелками. Стенды, классный уголок, где помещается всякого рода информация, классные газеты - от цвета этих деталей в интерьере тоже кое-что зависит.

К счастью, сейчас мы можнобез проблем использовать современные материалы, дающие возможность достаточно часто и без особых затрат менять экспозиции в школьном пространстве, с помощью которых мы можем сделать те места в нашей школе, куда хотелось бы возвращаться снова и снова.

ВЫВОДЫ.

На основе собственного опыта и изучения литературы по проблеме мы можем сделать следующие выводы :

Цвет влияет на организм человека, разные цвета по-разному воздействуют на наше эмоциональное состояние. Есть цвета активные, возбуждающие эмоциональное состояние или успокаивающие, есть цвета, отвергаемые нами;

Принятие или отвержение цвета часто зависит от возраста ребенка;

Наиболее приемлемые тона для дизайна школы - желтый, оранжевый, зеленый;

Мы выяснили, какие цвета благоприятно воздействуют на организм человека, какие цвета лучше использовать при оформлении школьных интерьеров.

Список литературы:

  1. Алёхин А.Д. «Изобразительное искусство: художник, педагог, школа. Книга для учителя» - М.: Просвещение, 1984.
  2. Кандинский, В. «О духовном в искусстве» / В. Кандинский. - М., 1911.
  3. Люшер, М. Цветовой тест Люшера / М. Люшер. - М. : АСТ, СПб. : Сова, 2005.
  4. Миронова, Л. «Цветоведение» / Л. Миронова. - Минск:Выш. шк., 1984.
  5. Миронова, Л. «Цвет в изобразительном искусстве» / Л. Миронова. - Минск: Беларусь, 2002.
  6. «Психология художественного творчества.» - Минск:Харвест, 1999.
  7. «Человек-цвет-пространство. Прикладнаяцветопсихология» Генрих Флинг, Ксавер Ауэр. Пер. с нем. М. , Стройидат,1973
  8. Ковалев А. Ф. «Основы художественного оформления школы» Минск, 1974.
  9. Пономарьков С. И. «Декоративное и оформительское искусство в школе» М.. 1976.
  10. Соловьев С. П., Астрова Т. Е. «Цвет в интерьерах общеобразовательных школ» М., 1978.
  11. Основы дизайна С. Михайлов, Л. Кулеева «Новое Знание» Казань 1999
  12. «Пространство и свет в современном интерьере» Кэтрин Соррел. Кладнзь - Букс, 2007.
  13. «Цветовая гармония цвета» издание «Наш дом» Советы профессионалов.
  14. «Цветоведение и колористика» В. Ю. Медведев «Санкт- Петербургский Государственный Университет Технологии и дизайна» 2005.
  15. «Цветопсихология и цветолечение для всех» Г.Э. Бреслав 2003
  16. «Цветоведение» О.И. Денисова Кострома 2006
  17. Г.Ватерман «Дизайн вашей квартиры», г.Москва, изд. «Фалькен», 1992г., стр.125.
  18. М.К.Претте, А.Капальдо «Творчество и выражение», г. Москва, изд. «Советский художник», 1985 г., стр.203.

Цветопсихология - наука сравнительно молодая. Своим появлением она обязана швейцарскому доктору Максу Люшеру. В 40-е годы прошлого столетия он разработал специальный тест, в основу которого легли субъективные восприятия человеком различных цветов. Испытуемый должен был на основании собственных внутренних побуждений и симпатий выбрать те или иные цвета. После проверки теста человеку подробно рассказывали, как он может избежать стрессов и предотвратить те симптомы, которые к нему приводят.

Рис. Цветопсихология - как цвет влияет на психику?

В принципе, цвета связывали с психологией с древнейших времён. Поэты и музыканты мысленно придавали своим творениям различные цветовые оттенки. Разнообразная цветовая гамма играла большую роль и в архитектуре. Мастера, возводящие здания, знали, какие цветовые оттенки способствуют душевному комфорту, а какие вызывают дискомфорт и раздражение.

В наши дни известно, что с осторожностью нужно использовать красный цвет. Если он слишком сочный и перенасыщенный, то может спровоцировать агрессию. А вот яркий белый цвет способен вызвать длительную депрессию. По цвету одежды, автомобиля можно многое рассказать о характере и предпочтениях человека.

Разные цвета вызывают у людей разные ассоциации. Если говорить о синем цвете, то его связывают со стабильностью и покоем. Тот, кто любит всё синее, склонен к самопожертвованию, уединению и философскому созерцанию мира. Синему цвету дано успокаивать нервную систему, излечивать болезни, придавать организму силы. В прежние времена на маленьких девочек всегда надевали синие платья, а планету Венеру связывали именно с этим цветом.

Поговорим теперь о жёлтом цвете. Питающие к нему пристрастие по натуре авантюристы и жизнелюбы. Данный цвет и . К нему неравнодушны в Китае. В Поднебесной он ассоциируется с радостью, весельем и в то же время его связывают с болезнями и обманом. То есть он имеет много значений, причём абсолютно противоположных.

У зелёного цвета своя специфика. Это смесь жёлтого и синего. Отсюда и сочетания тех качеств, которые присущи обоим цветам. В то же время он символизирует стабильность, юность и успех. Его тёмные оттенки угнетают психику, а вот светлые тона действуют на нервную систему успокаивающе. Он улучшает работоспособность, поэтому нежелательно, чтобы в спальне присутствовали зелёные тона.

Белый ассоциируется с чистотой, невинностью, добросердечием. Свадебное платье невесты всегда белое. В то же время такого же цвета и айсберг. А это указывает на холодность, высокомерие и скрытые от чужих глаз потенциальные возможности психики, которые могут быть отнюдь не добродетельными. В Африке и Китае данный цвет является траурным. Так что он совсем не прост, многогранен, таинственен, да к тому же обладает способностью поглощать другие цвета.

В стране Восходящего солнца чёрный цвет означает праздник и радость. В западных странах он связан со смертью, скорбью и печалью. Его ассоциируют с грехом, раскаянием и таинственностью. Всё зловещее и загадочное непосредственно связано с ним. Это чёрная дыра, чёрные силы, чёрная магия. Отрицательные персонажи мистических фильмов всегда одеты во всё чёрное. Считается, что если у человека чёрные глаза, то он завистливый и жестокий. Но не надо забывать, что без этого цвета высокая мода никогда бы не смогла завоевать мир. Она существует, благодаря контрастам и умению делать фигуры зрительно стройными. А на такое способен только чёрный цвет.

Теперь скажем несколько слов о красном. Это в первую очередь агрессия и могущество. Недаром же красную планету Марс римляне считали богом войны. А вот славяне ассоциировали всё красное с красотой. Девушек на выданье они называли красными девицами, то есть красивыми. Вспомним также, что на миру и смерть красна. Это уже разговор идёт о бесстрашии и смелости. В целом надо отметить, что этому цвету отдают предпочтение мужественные и решительные люди. Если Вам не хватает смелости и уверенности, то создайте вокруг себя красный фон из предметов и вещей. Очень скоро Вы заметите, что Ваша психика становится всё более и более стрессоустойчивой.

Если же говорить о промежуточных цветах, к примеру, оранжевом или розовом, то тут нужно знать, из каких составляющих они складываются. Оранжевый - это смесь красного и жёлтого. Следовательно, его поклонник имеет черты, присущие как любителям красного, так и жёлтого. То же самое можно сказать обо всех других оттенках.

Цветопсихология была создана для того, чтобы кардинально изменить жизнь людей, испытывающих постоянные стрессы от негативных внешних воздействий. Эта наука пытается

Медикам и биологам известен закон, который гласитонтогенез (индивидуальное развитие организма) повторяет филогенез (развитие всего вида). Иначе говоря, развитие любого индивидуума в миниатюре повторяет развитие всего вида, к которому он относится Однако этот закон имеет и обратное соотношениев развитии отдельного индивидуума можно увидеть, как развивался весь вид. Применим этот закон к цветовосприятию Первые ощущения ребенка, связанные с цветом, формировались на ахроматической оси Черный - Белый.

Можно предположить, что это справедливо и для процесса развития человечества: под влиянием природной смены дня и ночи у человека на бессознательном уровне свет ассоциировался с белым цветом, а ночь - с черным (СНОСКА: Важность смены дня и ночи для мироздания отражена даже в Библии - недаром Господь в первый же день Творения не только отделил свет от тьмы, но и назвал их ) Темнота, несущая опасность, неизвестность и угрозу нападения, пугала - и черный цвет стал вызывать тревогу, а белый цвет ассоциировался со светом и создавал ощущение спокойствия и уверенности.

Психологическое действие хроматических цветов сформировалось позднее и сначала оно тоже было связано с суточными ритмами: желтый цвет постепенно ассоциировался со светом дня, а синий - с тьмой ночи. Поэтому и в онтогенезе человек первыми из хроматических цветов начинает различать именно эти. А поскольку смена этих цветов имеет природную причину и не зависит от человека, то их стали называть гетерономными.

Затем человек стал определять следующие два природных цвета - красный и зеленый. Первый ассоциировался с охотой, огнем и кровью, а значит, активностью и агрессией. Второй - с зеленью природы, покоем, а значит, чувством уверенности, уравновешенности и безопасности. Человек относительно свободно мог сам формировать цветовой пейзаж вокруг себя (то есть выбирать - идти ли в лес или разжечь костер, отдыхать или охотиться), поэтому красный и зеленый - цвета были названы автономными. Эти две цветовые пары - Желтый-Синий и Красный-Зеленый и составляют с тех пор основу всего цветового восприятия человека.

Дополнительные цвета стали выделяться позже. Они сочетали в себе свойства тех основных, между которыми располагались. Фиолетовый, например, сочетает в себе ощущение силы Красного и спокойствие Синего и этим создает впечатление скрытого возбуждения, загадочности и тайны. Оранжевый сочетает в себе энергию и активность Красного с легкостью и жизнерадостностью Желтого, а Голубой - спокойствие Синего с глубиной, силой и уравновешенностью Зеленого.

Цветовые впечатления веками внедрялись в сознание и бессознательное людей и определяли цветовосприятие целых социальных групп. Обычно краски, доминирующие в окружающей обстановке, расцениваются как привычные, и люди устают от такого цветового однообразия, их начинает притягивать противоположный цвет. Например, жители сельской местности равнодушны к зеленому цвету, в то время как горожане тянутся к нему, стараясь как-то ввести его в свой быт (окраска стен, цветы, напольные покрытия и др.). По мнению знаменитого отечественного живописца К. С. Петрова-Водкина, красные рубахи русских крестьян - проявление потребности в защитном дополнительном цвете, который уравновешивал бы окружающую их природную зелень. А бирюзовые купола мечетей и стен мавзолеев городов Средней Азии отражают тягу их жителей к прозрачной воде озер и морей, которой им так не хватает.

Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех

1. Агостон Ж Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне М, 1982

2. Ашкенази Г. И. Цвет в природе и технике М., 1985


Е сли вы полноценно различаете цвета, смело можете воспользоваться услугами цветопсихолога. Как известно, разной степенью дальтонизма (к примеру, неразличением красного, синего или/и жёлтого (реже - полным отсутствием цветного зрения) страдают приблизительно до 8% мужчин и менее 0,5% женщин на планете. Всем остальным значительно повезло наслаждаться цветовой гаммой. В Японии, например, названиям цветов и полутонов уделяют большое внимание. Один из них назвали именем Рикю - человека, создавшего новый вид чайной церемонии.

Ч еловек испокон веков стремится подчинить себе дары природы - Землю, Воду, Огонь и Воздух. Цвет стал соотноситься с сезонами (согласно тибетцам, важную роль играет цвет Луны: зимой - белый, весной - красный, летом - золотистый, осенью - тёмно-зелёный), природными явлениями, временами суток и даже частями тела.

М олодая наука цветопсихология обязана своим появлением доктору Марку Люшеру, который в конце сороковых годов прошлого столетия разработал психологический цветовой тест на основе субъективного восприятия цвета. Тест представляет собой ранжирование цветов испытуемыми на основе личных симпатий и антипатий, без учёта моды и общепринятых вкусов. По окончании теста человеку сообщают, как можно избежать психологического стресса и симптомов, к которым он приводит.

Е щё французский поэт Артюр Рембо окрашивал гласные в цвета, композитор Римский-Корсаков видел цветовые музыкальные тональности, а композитор Александр Скрябин - цвет музыкальных нот. Если спросить вас, с каким цветом ассоциируются буквы или цифры, наверняка и у вас сразу или постепенно возникнут образы.

П редпочтительные для душевного спокойствия дома или для работоспособности в офисных помещениях цвета советуют и мастера фэн-шуй, и декораторы помещений. К примеру, с осторожностью нужно использовать красный цвет, так как его перенасыщение может вызвать агрессию или чувство опасности. Также и с белым цветом, который при всей своей особенности зрительно расширять пространство оказывает давление на психику и приводит к депрессиям.

П сихологи определяют настроение и склонности человека и по одежде, и по автомобилю, астрологи же называют цветовые предпочтения даже Знакам Зодиака.

В общем, куда ни глянь - везде тесты и выводы. Человеческий глаз ограничен в восприятии цвета. Люди не видят тех оттенков коричневого, которые видит лошадь, и оттенков белого, которые различает белый медведь - у нас нет в этом необходимости. Природа наделила разных существ то ли особым зрением, то ли особым восприятием действительности.

  • Красный ассоциируется с любовью, красотой (красна девица - значит красивая), страстью, царственностью, агрессией и др. Красный цвет предпочитают люди жизнерадостные, эмоциональные, решительные, мужественные. Это цвет планеты Марс, следовательно, воинственность, искренность намерений и жажда приключений присущи характеру любителя красного. Если вам нужна решительность, окружите себя красными вещами и все проблемы вам покажутся легко разрешимыми.
  • Синий цвет связывают с таинственностью, покоем, стабильностью, глубиной. Синий родственен чёрному цвету - глубокий оттенок индиго способен ввести в депрессию, а голубой, наоборот, цвет беспечности, надежды. Любители синего испытывают потребность в уединении, покое, самопожертвовании. Если вы подвержены частым сменам настроения или болезням, этот цвет уравновесит нервную систему и подарит силу. Планета этого цвета Венера. Раньше в голубой и синий одевали не мальчиков, а девочек. Это на заметку молодым родителям.
  • Жёлтый цвет является дополнением к синему. Может быть, поэтому он заработал себе противоположные значения: жизни и смерти по китайским представлениям, радости, веселья и разлуки, обмана, болезней. Тем, кто любит жёлтый, присуща доля авантюризма. Это открытые и жизнелюбивые люди. Жёлтый способен повысить самооценку, а также бороться с лишним весом.
  • Зелёный состоит из синего и жёлтого цветов, поэтому сочетает в себе качества, присущие обоим. Это символ нового, свежести, юности, успеха, дозволенности. Но его называют и неподвижным. Только зелёный цвет имеет название вечнозелёный - как символ стабильности (может, не зря деньги печатают в таком цвете?). Цвет способствует работоспособности (появляющейся не быстро), поэтому в спальне нежелателен. В зелёном уголке быстро восстанавливается нервная система. Выбрав понравившийся оттенок (салатовый, бирюзовый, оливковый или другой), знайте, что чем цвет темнее, тем сильнее он оказывает угнетающее воздействие на психику.
  • Белый , с одной стороны, цвет чистоты (снега, больниц), невинности (невест), добродетели (святых). Но и холодности (словно айсберг), так как он поглощает все цвета. Кстати, белый в доме лучше использовать в сочетаниях с другими цветами, так как в чистом, неразбавленном виде он способен не только выравнивать настроение, но и вызывать чувство страха. Наверное, поэтому алхимики грустили под белый цвет, а большинство современников испытывает негативное чувство к больницам и врачам. В Китае и Африке, а также у древних славян, это цвет траура. Теперь же славянские народы считают белый цветом праздника и радости.
  • Чёрный в Японии - цвет радости, а в западной культуре это цвет траура, скорби, печали. Чёрный олицетворяет таинственность, ночную темноту, грех и раскаяние. Этот цвет поглощает другие и наделён определённой мистической силой (чёрные дыры, чёрная магия и др.). Обладатели чёрных глаз считаются завистливыми. Но в большей степени это предрассудки. Без чёрного не было бы высокой моды, контраста и зрительной стройности фигуры, а это уже вселяет радость в сердца многих женщин!

Т ак называемые, промежуточные цвета состоят из двух основных. Так что вбирают в себя черты двух: оранжевый - между красным и жёлтым, розовый - между красным и белым...


Человек - цвет - пространство: Прикладная цветопсихология / Генрих Фрилинг, Ксавер Ауэр; Сокращенный перевод с немецкого О. В. Гавалова. - Москва: Стройиздат, 1973. - 117 с., ил.

В книге систематизирована практика цветового оформления цехов, школ, больниц, ресторанов, столовых, гостиниц, жилых и других помещений на основе цветопсихологии. Показано воздействие цвета на организм человека в разных условиях. Изложены теоретические и практические достижения, на основании которых цветооформитель может решать поставленные перед ним задачи. Текст дополнен цветными иллюстрациями.

Книга предназначена для архитекторов, художников-оформителей, работников техники безопасности, руководителей производственных предприятий.

ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

Книга Г. Фрилинга, К. Ауэра «Человек - цвет - пространство» представляет определенный интерес для широкого круга советских читателей. Объясняется это следующим. Цвет - древнейшая реальность человеческого бытия. Многообразие этой реальности издавна осваивалось и усваивалось теорией и практикой человеческого опыта, превращая тайны мира цвета в знание о нем.

Книга Г. Фрилинга и К. Ауэра - содержательный опыт такого освоения цветового многообразия, на сей раз отраженного в зеркале цветопсихологии.

Масштаб рассмотрения этого опыта определяется самим названием книги. Поэтому особый отклик проблематика книги может найти у тех читателей, кто средствами своей профессии преобразует существующие или создает новые цветовые конструкции, материализуя в своей практике связи: человек - цвет, человек - пространство, пространство - цвет.

Архитекторы, дизайнеры, художники, решающие комплексные задачи, связанные с цветовым климатом города, производственного и общественного интерьеров, выставочного ансамбля и т. д., познакомятся с некоторыми аспектами цветодинамики, цветопсихологии.

Отвечает ли книга на все вопросы, которые могут возникнуть при рассмотрении связей, обозначенных авторами уже в названии книги «Человек - цвет - пространство»? Нет, не отвечает.

Авторы и не берут на себя подобных обязательств, кадрируя тему подзаголовком: «Прикладная цветопсихология». И здесь следует обратить внимание читателей на основную концепцию авторов, которую можно сформулировать так: трансполяция цветовых закономерностей живой природы на природу искусственную, рукотворную.

Сама по себе концепция эта вызывает несомненный интерес, но прямое проецирование ее на проектную практику зачастую требует осторожного отношения к советам авторов по организации цветодинамической среды. И вот почему. Закрепляя за каждым цветом определенные статичные пространственные характеристики, однозначно оценивая образные возможности каждого отдельного рассматриваемого цвета (а мы редко контактируем с одним цветом, но всегда с цветовыми отношениями), авторы лишают проектирование как вид деятельности ее основного пафоса - пафоса создания новых цветовых ценностей, новых эмоциональных впечатлений, имеющих эстетические корни в само́й искусственной природе.

Это не критика авторской позиции, это сомнение в возможности решения проектных задач лишь на основе данных цветопсихологии (в чем авторы зачастую убеждены), ибо современное проектное мировоззрение ориентировано прежде всего на многообразие и многозначность среды, окружающей человека.

Согласившись с этим утверждением, мы должны согласиться с тем, что исходным моментом в формировании художественно освоенной среды является проектный замысел. Он, и только он, обеспечивает композиционную и цветовую целостность этой среды, ее визуальное содержание, в котором безусловно должны найти свое и весьма важное место данные цветопсихологии.

Не убедительна также абсолютизация символических, знаковых свойств цвета, поскольку рассматриваются они авторами вне конкретных культурно-исторических традиций, вне конкретной географии.

Несколько устаревшим представляется понимание авторами связей: материал - цвет как связей статичных, поскольку научно-техническая революция ежедневно ломает привычность устойчивых представлений о неразрывности этих связей.

Научно-техническая революция выдвигает сегодня перед проектным сознанием задачи, нередко несовместимые с устанавливаемыми авторами цветовыми закономерностями, с ориентацией авторов на цветовые ценности живой природы как на единственный источник творчества, как на единственный эталон цветообразования (где и природа выступает у авторов скорее как статичная цветовая модель).

Но для того чтобы профессиональными средствами решать эти выдвигаемые временем задачи, знание таких закономерностей необходимо, ибо нарушая закономерности, надо знать, что́ и во имя чего нарушаешь. Рассмотрению и определению этих закономерностей (а в этой части книги авторы предельно обстоятельны) в основном и посвящена их книга.

Очень привлекательно выглядит также понимание авторами роли цвета в производственной среде не только как фактора, повышающего производительность труда, но прежде всего как элемента культуры, как жизненной необходимости условий человеческого существования.

Природа всегда дарила человеку бесконечный веер цветовых переживаний. Освоить и усвоить их - насущная социокультурная задача, рассчитанная на коллективные усилия представителей разных профессий. В решении этой задачи определенное место займет и предлагаемая читателю книга Г. Фрилинга и К. Ауэра «Человек - цвет - пространство».

ПРЕДИСЛОВИЕ

В основе настоящей работы лежит экспериментальный материал Института цветопсихологии в Маркварштейне (руководитель д-р Фрилинг) и Цветового центра в Цюрихе К. Ауэра. Этот материал состоит из результатов собственных исследований психологических связей человека и цвета, а также из богатого практического опыта.

Можно надеяться, что эта книга будет полезна не только инженерам и руководителям производства, но и художникам и архитекторам.

За предоставленную возможность собрать имеющийся опыт мы в первую очередь благодарны тем промышленным предприятиям и специальным организациям, чей интерес к цветопсихологии получил отражение на практике. Мы благодарим всех, кто помог ускорить этот труд, и в первую очередь наших сотрудников Г. Бонзельса и К. Гёрсдорфа, а также Перри Мартина, Зёдертелье (Швеция).

Мы выпускаем эту работу с оговоркой, что необходимо дальнейшее исследование и обоснование выдвинутых положений.

Пусть наша книга привлечет внимание к той области, которая позволяет правильным применением цвета добиться удовлетворения требований общественной жизни, при условии, если избегать сверхмеханической рационализации.

От научного редактора. 5

Предисловие. 8

1. ЧЕЛОВЕК И ЦВЕТ.. 9

Систематизация цветов. 9

Интересные опыты... 10

Любимые цвета... 12

Восприятие цвета.. 13

Необычный банкет...14

Обзор естественных цветов... 15

Черные розы и желтый уголь.. 16

Цветовая динамика.. 17

2. СВЕТ И ЦВЕТ. 20

Воздействие цвета на организм. . . . 20

Светлое и темное... 21

Контрасты теплого и холодного.. 22

Живой круг цветов.. 23

Цветовые контрасты. 24

Цветовые рефлексы.. 25