Программа по плаванию для детей инвалидов. Роль плавания в реабилитации детей с овз в условиях центра содействия семейному воспитанию «берег надежды. Кто обучает плаванию особых детей

Возникновение плавания относится к древнейшим временам и связано с необходимостью освоения человеком водной среды, чтобы не погибнуть в борьбе за существование.

Древние греки высоко ценили этот жизненно необходимый навык, приравнивая его к умению читать и писать. Плавание доставляет людям много радости, удовольствия, служит прекрасным средством отдыха, укрепляет здоровье, способствует закаливанию. Оно помогает стать человеку сильным, ловким, выносливым, смелым, чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях.

Плавательные упражнения оказывают на организм оздоровительное действие, развивая сердечнососудистую и дыхательную системы; укрепляя мышцы, обеспечивая гармоничное развитие тела и правильную осанку; приспосабливая организм к действию холода, резким колебаниям температуры и др.

Благотворное влияние плавания на организм человека известно с древних времен. Никакой другой вид физической деятельности не сравнится с занятиями в воде, из которой мы состоим более чем на 60%. Относительная невесомость тела в водной среде, горизонтальное (без опорное) его положение, позволяют разгрузить позвоночник. Постоянно двигаясь в таком положении, позвоночный столб испытывает совершенно другие (по сравнению с вертикальным положением тела, в котором человек проводит более 2/3 жизни) нагрузки и перемещения отдельных позвонков, соответственно разгружая нервные окончания, которые они как бы сжимают.

Помимо этого, регулярные заня-тия плаванием разносторонне влияют на физическое развитие человека, состояние центральной нервной и дыхательной систем, формируют правильную осанку и сопротивляемость различным простудным заболеваниям. Плавные и ритмичные движения пловца в воде улучшают крово-обращение и обмен веществ, укрепляют сердечнос осудистую систему. Кожа человека промывается и очищается от пота и грязи, что облегчает кожное дыхание.

Но как быть, если ребенок инвалид по зрению? Полная или частичная утрата зрения: слепота или слабовидение; приводящих к социальному дефекту, к социальной недостаточности, является одним из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья. Слепота является трагическим финалом тяжелых заболеваний глаз и создает значительные трудности в приспособлении к жизни и окружающей среде, так как 90% информации о внешнем мире поступает через зрительный анализатор и нарушение его функций приобретает первостепенное значение для жизнедеятельности, ограничивая столь необходимые категории жизнедеятельности, как способность к передвижению, ориентации, обучению, самообслуживанию.

Реабилитация инвалидов в нашей стране - это процесс и координированная система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функции организма.

Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. Главная задача реабилитации, направленная на восстановление, замещение или компенсацию нарушенных функций, - максимально возможное уменьшение степени ограничений жизнедеятельности, предотвращение формирования психологического комплекса неполноценности, подготовка к социальной интеграции гражданина.

Основные принципы реабилитации:

Единство и взаимодействие различных форм реабилитации;

Дифференциация реабилитационных мер, индивидуально личностный подход, определяемый факторами, обуславливающими инвалидность и уровень реабилитационного потенциала инвалида.

Возможность проведения реабилитационных мероприятий тесно связана с наличием определенного реабилитационного потенциала - комплекса биологических и психофизических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности.

Врачебные и педагогические наблюдения говорят о том, что подвижность свойственна здоровым детям, а малоподвижность - вялым, как правило, страдающим каким либо недугом. Слепой ребенок, ребенок с остаточным зрением в этом смысле не является исключением. Отсутствие зрения как бы является предусловием малоподвижного образа жизни. Это в корне не правильно. «Функция творит орган» - вот властный биологический закон, которыйдолжны знать все: родители, воспитатели, учителя, тренеры. Чаще всего дети, имеющие остаток зрения, занимают лидирующее положение в различных сферах не только в повседневной деятельности, но и в спортивной.

Различные физические упражнения, игры, занятия спортом, которыми так увлекаются дети любого возраста, благотворно воздействуют на деятельность всех систем организма, создают бодрое, жизнерадостное настроение. Под влиянием занятий формируются положительные черты характера, совершенствуется эмоциональнаясфера.

В нашей школе учатся дети с разной степенью потери зрения. В одном классе есть дети слепые и имеющие хороший остаток зрения, и конечно дети с остатком зрения - это лидеры.Но работая с детьми не первый год, мною было замечено, что дети, которые стали заниматься плаванием, как однимиз аспектов видареабилитации ребенка инвалида по зрению, - спортивные занятия вызывают положительные сдвиги на физическом уровне.

Значительный процент лиц, имеющих сколиоз, плоскостопие, дефекты осанки. Такая патология осанки, как сутулость, влияет на активное (работающие мышцы) положение позвоночного столба. Типичными признаками этого являются изменяющееся положение покоя и подчеркнуто выработанное, но кратковременное выпрямление осанки. Ослабление выправки угрожает сутулостью, которая не компенсируется позвоночным столбом, и такие виды патологии, как круглая, уплощенная спина, выраженный лордоз, у слабовидящих сочетаются с поражением ног. Не только слепые, но и слабовидящие отстают от нормы по показателям подвижности суставах, мышечной работоспособности, координации, ритму, точности движения. Ослабление осанки может быть улучшено с помощью плавания и целенаправленных мышечных упражнений, причем мускулатура живота так же важна,как и мускулатура спины. Наибольшее отставание у незрячих проявляется в развитии силовой выносливости мышц, координации движений, скорости движений. Отмечено значительное положительное воздействие циклических физических упражнений, а плавание относят именно к таким видам спора, на состояние двигательной системы, что приводит к заметному улучшению осанки, устойчивости, подвижности и выносливости.

Развитие моторики с помощью спортивных занятий по плаванию, представляет собой важнейшее условие функционирования организма слепых и слабовидящих. В то время как для нормально видящих на первомместе стоят такие основные формы, как сила, быстрота и выносливость (по сравнению с координацией и подвижностью), у слабовидящих преобладающее значение занимают координация (в педагогике применяются термины умение, сноровка, ловкость), а затем выносливость. Улучшение координации достигается с помощью повторяющихся упражнений целенаправленного движения (оттачивание стилей плавания). При этом из сознательного направленного в кору головного мозгапосыла возникает бессознательный процесс, который охватывает соответствующий отдел мозга и приводит к вырабатыванию навыка оптимального типа движения, которое можно назвать двигательный автоматизм, или моторно-динамический стереотип. Наряду с моторикой, плавание слабовидящих детей улучшает сенсорную чувствительность. При полном или выпадении светочувствительности спорт мобилизует другие виды чувствительностии этим улучшает представление об окружающем мире. Причем занятие плаванием является не, только средством улучшения общесоматического состояния, но и важнейшим социально-психологическим фактором, так как возникает возможность показать, каких выдающихсярезультатов можно добиться даже в условиях значительного снижения или отсутствия функции различных органов. Этот последний аспект чрезвычайно важен как для осознания собственных возможностей, так и в качестве примера для других.

Практика доказала возможность широкого участия слепых и слабовидящих в спортивномдвижении на международном уровне; многие виды спорта при определенных условиях проведения тренировок и соревнований становятся доступными для лиц с глубоким слабовидениемвплоть до практической и абсолютнойслепоты.

Занимаясь развитием спортивной и физической деятельностью на уровне отдыха, школы,соревнований, спортивной школы олимпийского резерва №80, с которой завязалось тесное сотрудничество, совместно с администрацией школы,медицинским персоналом школы и спортивных диспансеров, я рассматриваю плавание, как важнейшее средство развития инвалидов по зрению, так как этот спорт формирует личность, дает самоуважение. Систематические занятия плаванием учат детей владеть своим телом. Влияние занятий сказывается не только на уровне развития двигательных способностей, физических качеств, но и на улучшении телосложения, на выработке правильной осанки, что особенно важно, так как в более позднем возрасте исправить ее дефекты значительно труднее, ребенок становиться атлетически правильно сложенным, более уверенным в своей жизни.

Плавание - один из наиболее полезных видов спорта, ведь оно развивает и силу, и выносливость, и гибкость. Однако в последнее время такое занятие стало недешевым удовольствием. Портал «ЗаграNица» выбрал 8 бассейнов, где можно насладиться водными процедурами за разумные деньги

Регулярные занятия плаванием - самый простой способ привести фигуру в порядок после зимы. А еще это отличный вариант для подготовки детей к поездке на море. В принципе, найти хороший бассейн за разумные деньги не проблема. Однако нужно учитывать тот факт, что они находятся довольно далеко от центра, да и водную дорожку придется подчас делить с несколькими людьми.

Спортивно-технический центр МЭИ

Где: Красноказарменная, 13 б

Цена: от 160 рублей

Бассейн МЭИ - это, пожалуй, наиболее удобный вариант для тех, кто хочет поплавать за скромную сумму. Он работает с 7:00 до 22:00. Для взрослых стоимость одного посещения составляет от 220 рублей, месячный абонемент - от 170 рублей. Для детей - от 500 рублей за 1 занятие. Кроме того, в центре также проводят групповые занятия по аквааэробике, водному поло и оздоровительной гимнастике на воде.

Детальнее с расписанием центра и стоимостью услуг вы сможете ознакомиться .


Фото: shutterstock.com 2

Бассейн при ФОК «Бибирево»

Где: Белозерская, 14

Цена: от 500 рублей

Бассейн при ФОК «Бибирево» относительно небольшой: всего 4 дорожки по 25 метров в длину. Разовые сеансы проходят с 7:00 до 12:00. Поскольку бассейн расположен при ДЮСШ, есть много занятий для детей: групповые занятия по плаванию, аквааэробика и другие.

Более детальную информацию о бассейне вы сможете найти .


Фото: shutterstock.com

Бассейн «Аквамарин»

Где: Рословка, 5

Цена : от 260 рублей

Бассейн «Аквамарин» имеет 5 дорожек длиной 25 метров. Время работы - с 8:00 до 23:00. Санитарный час - с 13:15 до 14:00. Стоит отметить, что многие посетители бассейна жалуются на слишком большую загруженность дорожек и очереди в душевые кабины. Кроме того, необходимо учесть, что здесь занимаются разные социальные группы, в том числе пенсионеры.

Детальнее с работой бассейна вы можете ознакомиться .


Фото: shutterstock.com 4

Бассейн «Жемчужина»

Где: Генерала Белобородова, 29

Цена: от 220 рублей

Бассейн находится при спортивной школе №104 «Жемчужина». Есть 2 плавательных зала: большой (25 метров, 6 дорожек) и малый (16,5 метра, 4 дорожки). Занятия в большом зале проводятся с 7:00 до 22:45. В малом бассейне проходят групповые обучения плаванию детей и взрослых.

Детальнее с расписанием занятий и стоимостью вы сможете ознакомиться .


Фото: sportschool-104.ru
Фото: sportschool-104.ru 5

Бассейн СК «Чертаново»

Где: мкр-н Северное Чертаново, корп. 806

Цена : от 220 рублей.

Бассейн в спортивном комплексе «Чертаново» имеет 5 дорожек длиной 25 метров. Стоимость разового посещения для взрослых составляет от 220 рублей, для детей - от 110 рублей. Для взрослых кроме индивидуального плавания также проводятся занятия по аквааэробике и водному поло. Для детей кроме обучения плаванию доступно только водное поло. Стоит отметить, что многие посетители жалуются на то, что в утренние часы бассейн обычно отдают в распоряжение разных социальных групп, в том числе пенсионеров, поэтому лучше приходить на занятия после работы.

Детальнее ознакомиться с работой бассейна вы сможете .


Фото: probasseyn.ru 6

Бассейн «Измайлово» (РГУФК)

Где: бул. Сиреневый, 2

Цена: от 400 рублей

Главное отличие этого бассейна - его размеры. Взрослый водный зал - это 10 дорожек по 50 метров. Детский - по 25 метров. Есть прыжковая ванна глубиной 6 метров. Для взрослых кроме аквааэробики также предлагают обучение дайвингу. Для детей доступны дайвинг, водное поло, прыжки в воду и синхронное плавание.


Фото: shutterstock.com 7

Бассейн ФОК «Южнопортовый»

Где: Трофимова 30, корп. 3

Цена: от 260 рублей

В бассейне есть 6 дорожек длиной 25 метров. Часы работы: с 7:00 до 22:00. Технический перерыв - с 12:30 до 13:30. Стоимость посещения: 260 рублей за 45 минут плавания, однако если вы пришли с детьми, то это будет стоить 330 рублей за взрослого с ребенком. Абонемент на год обойдется в 18 тысяч рублей. Для взрослых есть занятия по обучению плаванию и аквааэробике. Для детей есть также синхронное плавание.