Конспект фронтального занятия «Звуки Г - ГЬ. Буква Г» (1 класс). Конспект занятия "звуки г, гь и буква г" Причины каппацизма, гаммацизма и хитизма

Программные задачи :

  • Познакомить детей с акустическими и артикуляционными особенностями звуков [г], [г’].
  • Совершенствовать звуко-слоговой анализ и синтез, фонематическое восприятие.
  • Учить дифференцировать звуки [г]–[г"] в слогах, словах, предложениях.
  • Активизировать лексический словарный запас.
  • Вырабатывать орфографическую зоркость.
  • Учить грамматическому оформлению предложения.
  • Развивать произвольность внимания, слуховую и зрительную память, логическое мышление, зрительно-моторные координации, воображение.
  • Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: тетради, ручки, цветные карандаши, листочки на каждого ребёнка.

Ход занятия

I. Оргмомент

1. Правило речи. (Слайд 4).

Каждый день, всегда, везде.
На занятиях и в игре,
Будем чётко говорить
И не будем мы спешить.

2. Знакомство со звуками занятия. (Слайд 5)

Логопед: Мы сегодня с вами отправимся в гости к гномам. Вот один из них нас встречает. Он будет нашим гидом в сказочном лесу. Кто такой гид? (объяснение учителя).

С какого звука начинается слово “Гном”? А с какого “гид”?

Кто догадался какова тема нашего урока? (ответы учеников)

Сегодня на занятии мы потренируемся слушать звуки и различать [г]- [г’] между собой.

II. Основная часть

1. Сравнительная характеристика изучаемых звуков. (Слайды 6-8).

Логопед: Расскажите про звуки нашего занятия.

Г – согласный, звонкий, твёрдый.

Г’ – согласный, звонкий, мягкий.

2. Соотнесение с буквой Г (слайд 9-10).

Логопед : Послушайте стихотворение про букву Г (Слайд 9).

Найдите эту букву в домике Гнома. (Слайд 10 )

3. Дифференциация[ г] –[ г’] в слогах. (Слайд 11).

Логопед : Прочитайте слоги вместе с осликом столько раз, сколько он крутится ГА – ГО – ГУ - ГЫ – ГЕ – ГЮ - ГЁ – ГИ – АГА.

Какой звук занятия есть в каждом слоге? Назовите сначала слоги с мягким звуком [г’], затем с твердым [г].

4. Развитие слогового анализа и синтеза, зрительного восприятия. Уточнение словаря. (Слайд 12)

Логопед: Распутай слова.

РОДГО НАГЕНДИЙ
ТУКГАЛС ГАРАДУ
РИСТТАГИ РОДОГА
БИЛУГО ГУРУКЕН

5. Физминутка. Гимнастика для глаз. (Слайд 13-14)

Логопед: Давайте отдохнём вместе с гномами. Внимательно следите глазами за предметами на экране.

6. Дифференциация[ г] – [г"] в словах. Развитие логического мышления. (Слайды 15-23)

Логопед : Разгадай загадки. Запиши отгадки, подчеркни букву Г. Если в слове звук [г] – синим карандашом, если звук [г’] – зелёным.

Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент.
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале. (гитара)

Толстокожий, неуклюжий,
У него огромный рот.
Любит воду, но не лужи,
Житель Нила.... (бегемот)

Он качели и кровать,
Хорошо на нем лежать,
Он в саду или в лесу
Покачает на весу. (гамак)

Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может. (гусеница)

7. Дифференциация[ г] –[ г’] в словах. (Слайд 24)

Логопед: В гости к гномам зашёл крокодил Гена, принёс слова. Распределите слова в два столбика, раздав Гному (грабли, груша, гигант) и Гене (гитара, гиря, гигант).

8. Работа по грамматическому оформлению предложений. (Слайд 25)

Логопед: Составьте предложение про крокодила Гену из данных слов. Проверьте. Запишите в тетради, подчеркните звуки занятия.

III. Итог занятия (Слайд 26 )

Логопед: Что вам понравилось на занятии? Что нового узнали?

  • Придумайте и нарисуйте на листочках свои подарки гномам на звуки [г’] - [г].
  • Дайте характеристику звукам занятия.

Конспект фронтального занятия "Звуки Г - ГЬ. Буква Г."

(1 класс)

Цели занятия:

Коррекционно-развивающие:

Познакомиться со звуками Г, ГЬ.
- учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова, предложения;

Учить дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
-познакомить с графическим обозначением звуков - буквой Г;
- совершенствовать навыки звуко-слогового анализа: умение определять место звука в слове;

Развивать фонематический слух и восприятие;

Развитие лексико - грамматической стороны речи;
- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;

Отработка умения согласовывать свои движения с действиями других детей, с ритмом и текстом;

Развитие общей и мелкой моторики

Коррекционно-образовательные:

Учить детей спрягать глаголы;
- продолжать учить детей правильному употреблению в речи прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже; числительных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже;
- продолжать работу по профилактике дисграфии;
- упражнять в подборе антонимов;

Обогащение словарного запаса;

Коррекционно - воспитательные:

Воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность, критичное и осознанное отношение к речи;
-воспитывать потребность детей к правильной речи.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс :

Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий: уметь дифференцировать звуки по твердости и мягкости, уметь проводить звуко - слоговой анализ, определять место звука в слове, уметь выделять звуки среди других звуков, в слогах, словах, предложениях, уметь ориентироваться в способах согласования имени существительного и имени прилагательного в роде, числе, падеже, имени существительного и имени числительного; уметь подбирать антонимы, уметь правильно составлять предложения.

Личностные УУД: адекватное понимание причин успешной учебной деятельности; понимание необходимости учения, положительного к нему отношения, применение приобретенных навыков в практической деятельности.
Коммуникативные УУД : умение адекватно использовать речевые средства для решения различных задач, формулировать простые выводы.
Регулятивные УУД: проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве, умение самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия, удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Ключевые компетентности, которые формируются в ходе данного урока:

Информационная: знание характеристики звуков, артикуляции звуков, навыки звуко-слогового анализа, знание антонимов, число им. существительного (единственное и множественное),

Коммуникативные : навыки использования ответов для общения с учителем, учащимися; умение выражать радость, одобрение или желание сотрудничать с другими учениками, желание общаться.

Социальная: сотрудничество, работа в команде, желание применять полученные знания для достижения хороших результатов в учебе и в социальной жизни ребенка за пределами школы.

Оборудование:

разрезные картинки со звуком Г, Гь, индивидуальные зеркала, цветные ручки, картинки гуся, гусёнка, гномика, профили артикуляции звуков, схема звукового анализа, прищепки (зеленые, красные, синие), слоговые линеечки, удочка, рыбки с картинками, цветные магниты, презентация "Звуки Г - Гь. Буква Г. Грибы", компьютерное оборудование, интерактивная доска, проектор.

Ход занятия:

I . Оргмомент.

Здравствуйте ребята!.

Цель: активизировать внимание детей.

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Будем четко говорить,

И не будем мы спешить

II . Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания.

1. Развитие мелкой моторики .

Мышка мыла-мыла лапку:

каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой,

Сполоснув его водой.

Не забыла и указку,

Смыв с него и грязь, и краску.

Средний мылила усердно-

Самый грязный был наверно.

Безымянный терла пастой,-

Кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла-

Очень он боялся мыла!

2. Массаж лица (по массажным линиям):

- "лоб- ушки";

- "рисуем брови";

- "наденем очки";

- "нос - ушки";

- "подбородок - ушки";

- "нарисуем усы";

- "веселый клоун";

- "клювик";

- "румяна";

- "пальцевой душ".

3. Артикуляционная гимнастика.

Для того, чтобы речь стала чистой и красивой, что необходимо делать?

Артикуляционную гимнастику.

"Улыбочка" , "Трубочка", "Качели", "Часики", "Наказать непослушный язык", "Горочка", "Катушка ", "Лошадка", "Маляр" (зеркала).

Дыхательные упражнения:

на вдохе- руки поднять через стороны вверх,

на выдохе- руки опустить: ааааааа

на вдохе- руки в стороны,

на выдохе- обхватить плечи, скрестив: оооооо

на вдохе- руки перед собой,

на выдохе- руки вниз: уууууу

II . Развитие произношения и обучение грамоте.

1. Актуализация знаний.

Сегодня на занятии мы познакомимся с новыми звуками. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы? (схемы звуков)

Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем.

На какие две группы делятся все звуки?

Звуки делятся на гласные и согласные.

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

При произнесении гласного звука воздух не встречает преград, и поэтому звук можно долго тянуть. Обозначаем красным цветом. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия. Они могут быть твердыми и мягкими. Твердые обозначаем синим, а мягкие - зеленым цветом.

Ребята, какое сегодня число, месяц, день недели?

2 . Введение в тему.

Цель: подвести детей к самостоятельному определению темы урока, дать наиболее полное определение новым понятиям.

Откройте конвертики, у вас разрезаны картинки.
-Соберите картинки.
-Назовите свои картинки, выделяя голосом 1 звук.

Гусь, гитара, груша, гриб, гном, крокодил Гена.

Назовите, какой звук есть во всех этих словах?

Звуки Г, Гь.

Значит с какими звуками мы сегодня познакомимся, с какой буквой?

Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками Г - ГЬ и буквой Г.

Ребята, откройте тетради и запишите число и тему занятия.

Какое сегодня число, месяц, день недели?

Сегодня на занятии мы будем учиться различать два звука Г - Гь.

3. Знакомство со звуками Г-ГЬ.

Отгадайте мою загадку:

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.

Кто это? (картинка гуся)

Как гогочет гусь?

Га-га-га.

Назовите 1 звук в слоге: га?

Первый звук - Г.

Губы в улыбке, зубы обнажены, разомкнуты, кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов.

4. Характеристика звука.

Ещё раз произнесите звук Г и скажите, при произнесении звука Г встречается ли преграда?

Что мешает?

Задняя часть спинки языка упирается в мягкое нёбо, образует горочку. Воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и нёбом.

А если встречается преграда, значит звук Г какой?

Согласный.

А теперь проверьте звонкий или глухой? Как обозначаем?

В слоге ГА, звук Г твёрдый или мягкий? Как обозначаем?

Твердый, синий цвет.

Сделайте общий вывод.

Звук Г - согласный, твердый, звонкий. Обозначаем синим цветом и колокольчик.

Запишите в тетради схему звука Г.

Скажите, как зовут детёныша у гуся? (картинка гусёнка)

Гусёнок.

Как гогочет гусёнок: ГЯ

А гусёнок гогочет: ГЯ-ГЯ-ГЯ
-Назовите 1 звук в слоге ГЯ?

Первый звук - ГЬ.

Поставьте зеркала, произнесите звук Г, обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка (профили артикуляции звуков).

Губы в улыбке, зубы обнажены, кончик языка лежит внизу и упирается в нижние зубы. Спинка языка образует горочку.

Расскажите про звук ГЬ.

Звук Гь - согласный, звонкий, мягкий. Обозначается зеленым цветом, колокольчик.

Запишите схему звука Гь в тетради.

5. Упражнение в произношении звуков Г-ГЬ.

Сейчас мы отправимся в путешествие. Вы любите путешествовать?

Тогда вперед!

А кто будет путешествовать вместе с нами вы должны догадаться, я назову слово по звукам, а вы должны сказать кто это: Г, А, Н, С. (картинка гуся)

Это ГАНС - гусь.

Г, И, Г, А.

Это ГИГА - гном.

Выделение звуков.

Ганс собирается в дорогу. Поможем ему собрать звуки.

Ловим звук (хлопаем в ладоши)

А) среди других звуков: О, К, Г, Б, М, Ш, Ть, Сь, Гь, Дь, Кь, Гь….
Б) среди слогов: ГА, ДА,ГЕ, ТО, ГИ, ЛЫ, АГ, АШ, ОГ, ОК.

Введение сюжета в занятие.

Гансу гном принёс подарки-
Пироги, варенье в банке.
Угощенье Ганс принял,
А спасибо не сказал.

За это гном Ганса превратил в крошечного гусёнка и сказал: «Если пройдёшь через все испытания, станешь опять большим»

А какие испытания нам надо пройти вместе с Гансом мы узнаем после физкультминутки.

Физминутка.

Грач качался в гамаке (наклоны в сторону),

Гуси - в волнах на реке (наклоны вперед- назад).

Мимо голуби летели (покачивание руками).

И на веточку присели (приседание)

Веточка качается (покачивание руками).

Неплохо получается.

- А вот и 1 испытание - чистоговорки.

Ганс идёт по лугу и проговаривает чистоговорки. Давайте и мы поможем Гансу проговорить чистоговорки. Читаем громко и четко.

Ги-ги-ги - потеряли сапоги

Гу-гу-гу - гуси на лугу

Га-га-га - зеленые луга

Ге-ге-ге - картошка в пироге

Го-го-го - кричит ослик: Иго - го

2 вариант (дополнительно). Проговорить предложения.

Я гуляю по лугу.
Ты ……
Вы…..
Мы….
Он….
Она…..
Они….

Мы справились хорошо и помогли Гансу пройти 1 испытание!

2 испытание - Дифференциация звуков Г -ГЬ в словах.

Гном велел Гансу поймать много рыбок на обед.

Ребята, вы должны поймать рыбку. Но рыбки необычные, а с картинками. Вы должны назвать картинку, определить место звука (Г, Гь) в слове (в начале, в середине, в конце) и сказать какие это звуки (твердые или мягкие).

Упражнение "Поймай рыбку".

Молодцы, мы прошли 2 испытание!

А вот вам задание - 3 испытание:

3 испытание - Игра «Наоборот» (с мячом) (дополнительно)

Тихо - громко

Веселый - грустный

Сытый - голодный

Сладкий - горький

Ласковый - грубый

Редкий - густой

Чистый - грязный

Шершавый - гладкий

Мелкий - глубокий.

Молодцы, мы помогли пройти Гансу 3 испытание.

4 испытание - Звуко-слоговой анализ слов.

Ганс плывёт на корабле.
Вдруг на море буря.
Ганс воскликнул: «Быть беде!
Неужто утону я?

Надо спасти Ганса. Мимо тонущего корабля проплывает яхта капитана Врунгеля. Капитан Врунгель бросает Гансу спасательные круги. Ганс поймает круги, когда будут составлены схемы слов: Ганс, Гига.

Работа со слоговыми линеечками и прищепками (красная прищепка- гласный звук, синяя прищепка - согласный твердый звук, зеленая прищепка - согласный мягкий звук).

Звуко - слоговой анализ слов.

Работа в паре.

Ганс - 4 буквы, 4 звука.

[а] - гласный, (красная прищепка)

[н] - согласный, твердый, звонкий (синяя прищепка)

[с] - согласный, твердый, глухой (синяя прищепка)

Сколько гласных звуков?

1 гласный - А.

Какое есть правило для определения слогов?

Сколько в слове гласных столько и слогов.

В этом слове 1 слог.

Сколько согласных звуков?

Согласных звуков - 3.

Определите место звука Г?

Звук Г стоит в начале слова.

Гига - 4 буквы, 4 звука.

[Г ] - согласный, мягкий, звонкий (зеленая прищепка)

[и] - гласный (красная прищепка)

[Г] - согласный, твердый, звонкий (синяя прищепка)

[а] - гласный (красная прищепка)

В этом слове 2 гласные, значит 2 слога.

Звук Г - твердый, в начале слова.

Звук Гь - мягкий, в середине слова.

Молодцы, мы опять помогли Гансу.

5 испытание - Знакомство с буквой Г.

А какой буквой обозначается звуки Г, Гь?

Звуки Г, ГЬ обозначаются буквой Г.

Рассмотрите букву на слайде.
-На что похожа буква?

На гуся.
-Посмотрите на гусыню Она вытянула шею, изображая букву Г.

Молодцы, мы с вами выполнили ещё одно испытание!

Образование множественного числа существительных.

5 испытание - Игра « Один - Много» (с мячом).

Нам предстоит пройти еще одно испытание.

1 вариант.

Огурец - огурцы,

голубь - голуби,

ягода - ягоды,

магазин - магазины,

город - города,

гараж - гаражи,

гусь - гуси,

гость - гости,

гора - горы,

газета - газеты,

попугай - попугаи.

2 вариант. Сосчитай предметы, чётко произнося звук Г.

Один голубь, 2…, 5, Одна пуговица, 2,5, Одно гнездо, 2,5.

6 испытание. Работа с предложением.

Чтобы расколдовать гуся Ганса нам предстоит выполнить последнее испытание - составить правильно предложение. Слова в предложении "не дружат" (стоят не по - порядку).

Деформированное предложение: Галя, Гена, много, и, набрали, грибы.

Предложение: Галя и Гена набрали много грибов.

Назовите слова со звуками Г, Гь.

Галя, Гена, грибы.

III . Развитие лексико - грамматической стороны речи.

7 испытание - "Грибы. Съедобные и несъедобные грибы".

Ребята, а вы знаете какие грибы можно собирать, а какие нельзя?

Можно собирать только съедобные грибы. Нельзя трогать и собирать ядовитые грибы.

- Беседа. "Грибы. Съедобные и несъедобные грибы".

Молодцы, ребята! Мы выполнили все испытания гнома.

Ганса гном расколдовал,
Прежний рост ему отдал.
Воротился Ганс домой
Он не маленький - большой!

IV . Итог занятия. Рефлексия

С какими звуками мы сегодня познакомились?
- Угадайте о каком звуке я говорю (дается характеристика звуков Г, Гь).

Для чего вам надо это знать?
- Что понравилось на занятии?

Что бы вы хотели узнать на следующем занятии?

Как бы вы оценили свою работу на занятии?

(зелёные гусята - я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; красные гусята - не справился с заданием, у меня грустное настроение, синие - я старался, но у меня не все получилось).

Цели:

Коррекционно-развивающие:

Познакомиться со звуками Г, ГЬ.
- учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
-познакомить с графическим обозначением звуков - буквой Г;
- совершенствовать навыки звуко-слогового анализа: умение определять место звука в слове;
- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;

Образовательные:

Учить детей спрягать глаголы;
- продолжать учить детей правиьному употребдению в речи;
прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже;
числительных,согласовывая их с существительными в роде, числе,падеже;
-продолжать работу по профилактике дисграфии;
упражнять в подборе антонимов;
Воспитательные:
-воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность, критичное и осознанное отношение к речи;
воспитывать потребность детей к правильной речи.

Оборудование:

Разрезные картинки со звуком Г, альбом 2 «Я учусь говорить и читать» стр.27,29, зеркала, картинка гуся, гусёнка, фонарики: синий - зелёный, конверты с элементами буквы Г, предметная картнка Ганса.

Ход занятия:

1. Орг. момент
-Откройте конвертики, у вас разрезаны картинки.
-Соберите картинки.
-Назовите свои картинки, выделяя голосом 1 звук.
(дети называют картинки)
- Назовите, какой звук есть во всех этих словах? (Г)
Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками Г - ГЬ и буквой Г.
2.1) Знакомство со звуками Г-ГЬ.
-Отгадайте мою загадку:
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. Кто это? (гусь)
-Как гогочет гусь? (га-га-га)
-Назовите 1 звук в слоге: га?
Поставьте зеркала, произнесите звук Г, обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка.
(губы в улыбке, зубы разомкнуты,
кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов)
Ещё раз произнесите звук Г и скажите, при произнесении звука Г встречается ли преграда?
-Что мешает? (воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и нёбом)
А если встречается преграда, значит звук Г какой?
-А теперь проверьте звонкий или глухой? (голос включается)
-А в слоге ГА, звук Г твёрдый или мягкий?
-Расскажите про звук Г.
-Скажите, как зовут детёныша у гуся? (гусёнок)
-А гусёнок гогочет: ГЯ-ГЯ-ГЯ
-Как гогочет гусёнок: ГЯ
-Назовите 1 звук в слоге ГЯ? ГЬ
-Расскажите про звук ГЬ.



2. Упражнение в произношении звуков Г-ГЬ.

Откройте учебники по закладке, посмотрите в верхнем левом углу у вас нарисован гусь и гусёнок
Гусь гогочет: ГА-ГА-ГА
А гусёнок: ГЯ-ГЯ-ГЯ (дети строят из пальцев рук гусей и произносят звуки)
А в правом верхнем углу: Юпик руки вверх поднял,
Нам 2 фишки показал.
-Почему Юпик поднял 2 фишки?
Сейчас мы отправимся в путешествие. А кто будет путешествовать вместе с нами вы должны догадаться, я назову слово по звукам, а вы должны сказать кто это: Г, А, Н, С.

3. Выделение звука.

А) Ловим звук: среди других звуков: О, К, Г, Б, М, Ш, ….
Б) среди слогов: ГА, ДА, ТО, ДО, ГО,ГУ, ЛЫ, АГ, АШ, АМ, ОГ, ОК, ОБ
В) Посмотрите на картинку в учебнике «Ганс собирается в дорогу»
-Назовите слова со звуком Г.
-Назовите слова со звуком ГЬ.

4. Введение сюжета в занятие.

Гансу гном принёс подарки-
Пироги, варенье в банке.
Угощенье Ганс принял,
А спасибо не сказал.
-За это гном Ганса превратил в крошечного мальчика и сказал: «Если пройдёшь через все испытания, станешь опять большим»
Физминутка.
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь
Вот я какой:
Маленький-большой!

5. Ганс идёт по лугу и проговаривает предложения. Давайте и мы поможем Гансу договорить предложения.

Я гуляю по лугу.
Ты ……
Вы…..
Мы….
Он….
Она…..
Они….

6. Дифференциация звуков Г -ГЬ

А мы с вами будем в дороге светить фонариками для Ганса.
Игра «Зажги фонарик»
Если услышите в слове звук Г - поднимите синий фонарик, а если ГЬ - зелёный.
ГУСИ, ГЕНА, ШАГИ, НОГИ, ГАРАЖ, ГИРЯ, ГЕРОЙ, ГНОМ, ЛУГА, ГРАЧ, ГОРОХ, ГИТАРА. (объясняют какой звук, место звука в слове)
Молодцы, мы помогли пройти 1 испытание Гансу.

7. Игра «Наоборот»

А вот вам задание - 2 испытание:
Скажите слова наоборот:
В них Г поставте вперёд:
Тихий - громкий, чистый - …, весёлый -…, умный -…., сытый -…. редкий -….
мелкий -…., шершавый -…
Молодцы, мы помогли пройти Гансу 2 испытание.

8. Звуко-слоговой анализ слов.

Ганс плывёт на корабле.
Вдруг на море буря.
Ганс воскликнул: «Быть беде!
Неужто утону я?»
-Надо спасти Ганса. Мимо тонущего корабля проплывает яхта капитана Врунгеля. Капитан Врунгель бросает Гансу спасательные круги. Ганс поймает круги, когда будут составлены схемы слов: Ганс, гуси.
Молодцы, мы опять помогли Гансу.

9. Знакомство с буквами Г г.

Напомните о каких звуках мы сегодня говорим?
-Расскажите о звуке Г, ГЬ.
Звуки Г, ГЬ обозначаются буквой Г. Рассмотрите букву в голубой рамочке.
-На что похожа буква?
-Посмотрите на гусыню в левом верхнем углу страницы. Она вытянула шею, изображая букву Г.
Вот и вы с помощью руки покажите букву Г.
Посчитайте сколько букв Г нарисовано в учебнике?
Возьмите конверты и постройте из элементов букву Г. А теперь пальчиком проведите по букве и напишите её.
Молодцы мы с вами выполнили ещё одно испытание: построили буквы.

10. Образование множественного числа существительных.

И последнее испытание. Игра « Один - Много»
Огурец - огурцы, голубь - ……., ягода -….., луг -……, магазин -….., город -….., гараж-….., гусь -……гость -……, гроза -……, гора -……, газета -…..попугай -…..

11. Сисчитай предметы, чётко произнося звук Г.

Один голубь, 2…, 5, Одна пуговица, 2,5, Одно гнездо, 2,5.
Молодцы, ребята все испытания мы выполнили.

12. Итог занятия.

Ганса гном расколдовал,
Прежний рост ему отдал.
Воротился Ганс домой
Он не маленький - большой!
- С какими звуками мы сегодня познакомились?
-Расскажите о звуке Г, ГЬ.
-Какой буквой обозначены звуки Г,ГЬ?
-Придумайте слова со звуками Г,ГЬ.

Татьяна Колмакова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Г]. Буква Г»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Г] . Буква Г »

Цели :

Коррекционно-развивающие :

Познакомиться со звуками Г , ГЬ.

Учить выделять звуки среди других звуков , в слогах, из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;

Познакомить с графическим обозначением звуков - буквой Г ;

Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа : умение определять место звука в слове ;

Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;

Образовательные :

Учить детей спрягать глаголы;

Продолжать учить детей правильному употреблению в речи;

прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже;

числительных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже, упражнять в подборе антонимов;

Воспитательные :

Воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность, осознанное отношение к речи;

воспитывать потребность детей к правильной речи.

Оборудование :

Разрезные картинки со звуком Г , зеркала, картинка гороха, гусеницы, конверты с элементами буквы Г , пластилин.

1. Ход занятия :

1. Оргмомент. Здравствуйте ребята - Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком . Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы . (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем ).

2. Мы не можем звук увидеть , И не можем в руки взять. Звук мы можем только слышать, А еще его сказать.

На какие две группы делятся все звуки ? (Звуки делятся на гласные и согласные) . –

Чем отличаются гласные звуки от согласных ? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград, и поэтому звук можно долго тянуть . Согласный звук не тянется , потому что при его произнесении воздух встречает препятствия. Гласные тянутся к песенке звонкой. Могут заплакать и зарыдать. В темном лесу звать и аукать, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.

Назовите картинки которые лежат у вас на столе, выделяя голосом 1 звук .

(дети называют картинки)

Назовите, какой звук есть во всех этих словах? (Г)

Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками Г – ГЬ и буквой Г .

На доску вешается картинка с буквой Г

2. Знакомство со звуками Г-ГЬ .

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков. (Горох)

1. Что такое горох

2.-Назовите 1 звук в слоге : го?

Поставьте зеркала, произнесите звук Г , обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка.

(губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов)

Ещё раз произнесите звук Г и скажите , при произнесении звука Г встречается ли преграда? Да.

Что мешает? (воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и нёбом)

А если встречается преграда, значит звук Г какой ? Согласный.

А теперь проверьте звонкий или глухой? Звонкий.

Расскажите про звук Г .

Слушайте следующую загадку

Волосата, зелена,

В листьях спряталась она.

У неё немало ножек,

Только бегать вот не может. Кто это? (Гусеница)

Какой вред приносит гусеница?

Назовите 1 звук в слоге Гу ?

Расскажите про звук ГЬ .

3. Выделение звука .

А) Ловим звук : среди других звуков : И, В, З, О, К, Г, Б, М, Ш,

Б) среди слогов :, АШ, АМ, ОГ, ОК, ОБ, ГА, ДА, ТО, ДО, ГО,ГУ, ЛЫ, АГ

В) -Назовите слова со звуком Г .

Назовите слова со звуком ГЬ .

4. Дифференциация звуков Г -ГЬ

Игра «Услышь звук »

Если услышите в слове звук Г – хлопайте в ладоши, а если ГЬ – топайте ногами.

ГИТАРА, ГЕНА, НОГИ, ГАМАК, ГИРЯ, ГЕНА, ГНУС, ЛУГА, ГРОМ, ГОРА. (объясняют какой звук , место звука в слове )

Физминутка

Гена шёл, шёл, шёл.

Белый гриб нашёл.

Раз грибок, два грибок,

Полезайте в кузовок.

А сейчас задание под номером 2

Скажите слова наоборот :

Холодный - горячий.

Чистый - грязный.

Тихий - громкий.

Сладкий - горький.

Веселый - грустный.

Хорошо справились с заданием.

5. Знакомство с буквами Г г .

Звуки Г , ГЬ обозначаются буквой Г .

Рассмотрите пожалуйста букву на доске .

На что похожа буква ?

Подумайте и скажите какие ещё слова бывают со звуком г и гь .

А сейчас давайте возьмём пластилин и попробуем вылепить букву Г .

6. Итог занятия .

С какими звуками мы сегодня познакомились?

Расскажите о звуке Г , ГЬ.

Какой буквой обозначены звуки Г ,ГЬ?

Придумайте слова со звуками Г ,ГЬ.