Устный журнал «Быт и нравы Древней Руси». Предметы старинной домашней утвари

«Редактирование рисунков» - Создание рисунка. Удаление рисунка. Рисунок атрибуты ширина высота Ок Увеличение рисунка: 1. Выделить необходимую область выделение произвольная область 2. Скопировать. Окружность Квадрат Прямая линия. Рисунок Отразить/повернуть Слева направо Сверху вниз ок Повернуть на угол. Установка параметров рисунка.

«Рисунок осенние листья» - ЛЕВИТАН Исаак Ильич (1860-1900) – русский живописец, рисовальщик, пейзажист. Прорисуйте индивидуальные отличия вашего листика. Третий шаг. Проверка готовности к уроку. Простой карандаш. Стирательная резинка. Альбом для рисования. Намечаем остальные главные жилки. Последовательность рисования осенней веточки клёна.

«Компьютерный рисунок» - Цель: Картина. Главное выразительное средство рисунка- линия. В настоящее время широкое распространение получил новый вид графики- компьютерная. Анализ работы. Дмитрий Исидорович Митрохин- рисовальщик и иллюстратор. Инструменты художника. Главное средство рисунка. Из каких геометрических фигур состоит натюрморт?

«Рисунки для слайдов» - Факультативный курс «Мир мультимедиа технологий». Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5. Практическое задание. В) можно перенести рисунок захватив мышкой за середину. Вставка рисунков на слайд. 95% информации воспринимается человеком с помощью органов зрения …

«3d рисунки на асфальте» - Курт Веннер – один из самых известных уличных художников, который рисует 3D рисунки на асфальте при помощи обычных мелков. США. 3d рисунки на асфальте. В молодости Курт Веннер работал художником-иллюстратором в NASA, где создавал первоначальные изображения будущих космических кораблей. Свои первые работы курт стал создавать в 16 лет в Санта-Барбаре, где и пристрастился к уличному искусству.

Предметы старинной домашней утвари (материалы для школьного музея)

Выполнили: Акназарова Дарья и

Денисова Валентина,

МКОУ Александровская СОШ

Боготольского района

Руководитель: ,

В нашей школе есть музей, который существует несколько лет.

Впервые сюда на экскурсию мы пришли в 2006 году, в 1 классе .

Мы увидели здесь экспозиции, посвященные истории школы, истории села, Великой Отечественной войне. Но нас больше заинтересовала экспозиция, где были собраны старинные вещи, предметы домашнего обихода.

Тогда мы просто смотрели на них, а сейчас, в 6 классе, нам стало интересно: как эти предметы назывались, как использовались, кто их изготовил, из чего, чьи руки держали эти предметы! А ведь все эти вещи когда-то принадлежали жителям нашей Александровки и тех деревень, которые уже исчезли. Деревень и жителей нет, а вещи остались. Вот о них мы и решили узнать как можно больше и рассказать всем, кто посетит наш школьный музей.

Итак. Начнём наше виртуальное путешествие…

В «Толковом словаре» записано: «Утварь - это совокупность предметов, необхо­димых человеку в его обиходе».

Что же было необходимо нашим предкам в их домашнем хозяйстве?

Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. В русской деревне утварью называлось "все движимое в доме, жилище", по словам . Фактически утварь - это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. Утварь - это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака и для косметических принадлежностей. В русской деревне употреблялась в основном деревянная гончарная утварь. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше. Деревянная утварь по технике изготовления могла быть долбленой, бондарной, столярной, токарной. В большом употреблении была также утварь, изготовленная и бересты, плетенная из прутьев, соломы, корней сосны. Некоторые из необходимых в хозяйстве деревянных предметов изготавливались силами мужской половины семьи. Большая же часть предметов приобреталась на ярмарках, торжках, особенно это касалось бондарной и токарной утвари, изготовление которой требовало специальных знаний и инструментов. Гончарная посуда применялась в основном для приготовления пищи в духовой печи и подачи ее на стол, иногда для засолки, квашения овощей. Металлическая утварь традиционного типа была, главным образом, медная, оловянная или серебряная. Наличие ее в доме было ярким свидетельством зажиточности семьи, ее бережливости, уважения к семейным традициям. Такую утварь продавали только в самые критические моменты жизни семьи. Наполнявшая дом утварь изготавливалась, приобреталась, хранилась русскими крестьянами, естественно исходя из чисто практического ее использования. Однако в отдельные, с точки зрения крестьянина важные моменты жизни почти каждый из ее предметов превращался из вещи утилитарной в символическую. По тем предметам, которые нам удалось собрать у жителей с. Александровка, утварь была из разных материалов: дерево, глина, чугун, железо. Но преобладало дерево.

РУКОМОЙНИК (УМЫВАЛЬНИК)

Три ноги, два уха, а шестое брюхо – такую загадку придумал русский народ об этом предмете.

Рукомойник – небольшой висячий умывальник. Рукомойник – висячий сосуд для умывания с носиком, как у чайника, нагибаемый при умывании. Сами слова, рукомойник, умывальник, уже говорят о предназначении данных предметов домашнего обихода: для умывания и мытья рук.

Рядом с печью обязательно висели полотенце (рукотёрник или рушник) и умывальник (рукомойник). Рукомойником раньше был глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам, и лишь потом появился медный рукомойник с одним носиком. Под ним стояла деревянная лохань (шайка) куда стекала грязная вода. Не раз в течение дня хозяйка ополаскивала свои испачканные руки – в кадке с водой, так называемой кадце. Одна из поговорок о ней гласит: «Где девки гладки, нет воды в кадке», то есть если хозяйки были ленивы, то и кадка была пуста. А по поверью она всегда должна быть полной.

Рукомойник - это небольшой сосуд, расширяющийся или сужающийся кверху. Две клепки делают несколько длиннее, чем все остальные. На их концах вырезают ушки, в которых сверлят сквозные отверстия для подвешивания рукомойника. Две другие специальные клепки вырезают из ствола дерева с отходящим от него сучком. Клепки вытесывают и строгают, а затем отфуговывают кромки. В сучках вдоль сердцевины сверлят сквозные отверстия. Полые сучки будут служить в качестве сливных носиков рукомойника. Рукомойник, как и лохань, над которой его подвешивают, украшают резьбой или выжиганием.


РУШНИКИ (РУКОТЁРНИКИ)

На стене висит, болтается,

За него всякий хватается.

Предназначался рушник прежде всего для вытирания рук во время стряпни.

Неотъемлемой частью «бабьего кута», то есть женской части деревенской избы, был рушник или рукотёрник. Доказательство этому – любовь, искусство, с которыми вышивали рушники. А столовое полотенце, которым вытирали посуду, называлось чашечник.

РУБЕЛЬ И ВАЛЁК

Скорей всего, первым «утю­гом» был плоский, очень тяжелый камень. Одежду расстилали на ка­кой-нибудь ровной поверхности, придавливали этим камнем, ос­тавляли до тех пор, пока она не разглаживалась.

Позже утюги представляли со­бой жаровни, наполненные горя­чими углями. Их придумали в Ки­тае в VIII веке, чтобы гладить шелк.

Наши предки, несмотря на тяжёлый крестьянский труд, где пот, а порой и кровь, старались быть чистыми и опрятными. Помощниками в этом сельской жительнице были рубель и валёк. Это предки нашего утюга.

Рубель – деревянная доска с вырубленными желобками для катания белья.

Сухое белье или одежду нама­тывали на ровно обструганную палку (валёк) и начинали катать по столу толстой прямоугольной с короткой округлой рукоятью палкой. На внутренней рабочей поверхности делались поперечные рубцы. На­зывался такой «утюг» рубель. Семь потов сойдёт с той чистюли, которая хочет выглядеть аккуратной. А ведь

ткань, в основном, была льняная, она очень легко мялась и разгладить её было трудно.

Использовали вальки и рубели и при стирке. На реке таким вальком женщины, как будто выбивали грязь из мокрого белья и одежды.

Рубель использовался часто и в домашней медицине при лечении позвоночника, поясницы, то есть в качестве массажёра.

УТЮГ

Шипит недовольно, кусается больно,
Опасно его оставлять одного.
С ним надо поладить,

И можете гладить,
Но гладить не стоит.

И только в XVII веке кому-то пришло в голову нагреть на огне литые чу­гунные утюги. Их желательно бы­ло иметь два: пока одним гладили, другой нагревался.

Затем появился «угольный» утюг. Внутрь закладывали горя­щие угли и начинали гладить.

Слово «утюг» считается заимствованным из тюркского языка ещё в XVIII веке.

Но есть и ещё версии происхождения этого слова: от исчезнувшего сова «утолакивать».

КРИНКА (КРЫНКА)

Плотники без топоров срубили горенку без углов.

Но нашим предкам нужно было думать не только о красоте, но и о хлебе насущном, кормить и себя, и многочисленных членов семьи. Поэтому в крестьянском хозяйстве было много предметов, помогающих в приготовлении пищи, в основном они были принадлежностью «бабьего кута». Так, одной из необходимых вещей была кринка (крынка) расширяющийся

книзу удлинённый глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол.

Слово «кринка» (кувшин) произошло от слова «кривой».

Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горло, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. В русских деревнях кринкой часто называли также глиняные чаши, миски, кружки, используемые для молока.

ЧУГУН (ЧУГУНОК)

Книзу узок, верх широк, не кастрюля … Был на базаре, очутился на пожаре. Огня не боится, в нём каша томится. Много загадок придумано о такой необходимой вещи как чугун.

Чугу́н - крупный сосуд, горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Это слово тоже было заимствовано в XVIII веке из тюркского языка. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента - ухватa, представляющего собою разомкнутое металлическое кольцо на длинной деревянной ручке.

Объем разный - от 1,5 до 9 литров. Чугун небольшой вместительности называется чугунок. Несмотря на кажущуюся древность этого вида посуды, металлические чугуны появились и получили широкое распространение лишь в самом конце XIX - начале XX веков. В это время в России распространились чугунные кухонные плиты промышленного производства, в которых над топкой печи вместо кирпичного свода имелась панель со съёмными конфорками, в отверстия которых узким дном также ставились чугуны. В первой трети XX века начали производиться чугунки с эмалевыми покрытиями. Чугуны, производимые после Октябрьской революции, как правило, имели клеймо завода-производителя с указанием объёма в литрах

ТУЕС (ТУЕСОК)

Стоит Фока, подперев бока,

Всем квас раздаёт –

Себе ни капли не берёт!

Если чугун долго сохранял приготовленную пищу горячей, то туес был предназначен для сохранения жидкости холодной. Поэтому готовили туеса настоящие мастера. Ведь этот предмет не должен был ни капли жидкости потерять, долго её хранить.

Прямой перевод этого слова» - коробка из берёсты».

Туес – цилиндрический берестяной короб, коробок с плотно прилегающей крышкой.

Туес - бурак, бурачок, берестяная кубышка с тугою крышкою и со скобкой или дужкой в ней. Самое простое определение: это сосуд, как правило, цилиндрической формы, изготовленный из коры берёзы (берёсты).

Туеса можно разделить по назначению для жидкости и для сыпучих предметов. Для жидкости туеса делают из сколотней, то есть берёста снимается с дерева целиком без разреза. Под сыпучие предметы туеса делают из пластовой берёсты.

Так же можно разделить туеса по форме изготовления. Тут уж как подскажет фантазия, можно сделать круглые, овальные, квадратные, треугольные ну и дальше можно добавить любое количество углов.

Можно разделить туеса по способу оформления: расписные, тисненные, прорезные, прорезные в половину слоя, скобленые и просто с природной текстурой.

Кроме того туеса можно и оплести. Существует огромное количество способов плетения из берёсты.

Туеса большие и поменьше, и совсем маленькие, высокие и пониже, у каждого из них было своё особое предназначение. В одних туесах хранили соль. К ней всегда относились особенно бережливо. Сырости она не любит - сразу намокает, а после, если подсохнет, - каменеет, не раздолбить. Берестяной туесок обладал удивительным свойством - предохранял ее от попадания влаги.

В туесах хранили и масло коровье, и творог, и сметану, и молоко. Масло в них не горкло, сметана долго хранилась, молоко, и творог не кисли - в берестяных туесах эти скоропортящиеся и незаменимые в каждой семье продукты были надёжно защищены от воздействия тепла.

В туеса наливали мёд, подсолнечное, конопляное, льняное масло, можно было испить из

берестяного туеса водицы. А то и квасу. В берестяном туеске и водица колодезная студёна,

и квас, будто только из погреба достали. И так научились мастера донышки туесов подгонять да прилаживать, что ни единой капельки не протекало.

С берестяными туесами ходили в лес по ягоды – за малиной, земляникой, ежевикой, брусникой , черникой. В лес по ягоды часто ходила детвора – у взрослых летом и других работ хватало. Для них и мастерили туеса – не очень большие, с удобными ручками. Всю зиму в погребе в берестяном туесе хранили без сахара ягоду – морошку.

Так было раньше, в наше время из сугубо утилитарного назначения берестяные туеса перешили в разряд сувениров, хотя и не утратили своего прежнего назначения, что можно проверить на собственном опыте.

УХВАТ

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идет.

Из русской печи

Кашу поскорей тащи.

Чугунок очень рад,

Что его схватил …

Мишка Попов сел на коня,

Поехал в огонь,

Ржет и хохочет,

Выскочить хочет.

Самым близким помощником чугуна был ухват. Слово образовалось бессуффиксным способом от глагола «ухватить», так как прямое назначение этого предмета – ухватить, взять. Предмет назван по его функции: буквально – «то, с помощью чего ухватывают, берут».

Ухват - устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с помощью ухвата их можно было вынуть или установить в печи. Так как готовили в русской печи, где огонь был открыт, то нужно было быть осторожным, чтобы не обжечься.

КЕРОСИНОВЫЕ ЛАМПЫ

Синее море,

Стеклянные берега,

Плавает утка,

Горит голова.

Огонь помогал не только в приготовлении пищи, но и давал свет в тёмное время суток, особенно это было ценно зимой, когда светало поздно, а темнело рано. Очень рано появились свечи, но пламя свечи было открыто, что было не безопасно, да и свечу на улице мог задуть ветер. Эти проблемы решились с появлением керосина, так появились керосиновые лампы.

Керосиновое освещение стало распространяться в русской де­ревне с 1860 года, со времени вхождения в быт бакинского ке­росина. С керосиновой лампой можно было уже смело передви­гаться по дому и улице, не боясь загасить фитилек.

Главным продуктом на столе был, конечно, хлеб. Поэтому много предметов домашнего обихода было в хозяйстве для выпечки хлеба.

Новая посудина - вся в дырках.

В лесу снято, в дому гнуто, посередке заплетено.

Сито – предмет утвари – обруч с натянутой на него частой мелкой сеткой для процеживания, просеивания. Это слово образовалось от глагола «сеять».

Си́то - устройство для разделения сыпучих масс по величине их составляющих (зёрен, круп, песка и т. п.). Но, в основном, сито использовали для просеивания муки перед замесом теста. Так мука насыщалась кислородом, и тесто получалось пышное.

ЛАВКА И СКАМЬЯ

Для нас, современных людей, нет разницы между скамьёй и лавкой. Но это не одно и то же. Лавка – длинная, чаще без стоек, скамья, обычно укреплённая вдоль стены. Лавка образовалось от слова «лава» - «скамья» .

Лавка неподвижно укрепля­лась вдоль стены избы, а скамья была снабжена ножками, ее пе­редвигали.

Место на лавке считалось бо­лее почетным. Гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали: на лавку или скамью. На лавках спа­ли, под ними хранили различные предметы - инструменты, обувь и прочее.

Безмен не попова душа, не обманет, - так в народе говорили об этом предмете.

Интересна история происхождения этого слова: безме́н – древнерусское заимствование из тюркского языка (от тюрк. batman - мера веса около 10 кг или «везне» - «весы») - простейшие рычажные весы. Тюркское слово переоформилось в «безмен» под влиянием сочетания «без мены» - «без изменения» .

БЕЗМЕ́Н – ручные весы с неравным рычагом и подвижною опорною точкой. Метки на безмене показывают сперва доли фунта (четверти, а иногда и осьмушки), потом целые фунты, до 10; затем по два фунта, до 20; по пяти фунтов, до 40; далее, где идет еще счет, десятками. Вес на безмене неточен, почему он у нас в торговле запрещен. Большой подвесной безмен, контарь. На севере у нас и в Сибири: вес в 2 1/2 фунта, при купле некоторых товаров: масла, икры, рыбы, хмелю и пр. Русский безмен - металлический стержень с постоянным грузом на одном конце и крючком или чашкой для взвешиваемого предмета на другом. Уравновешивают безмен перемещением вдоль стержня второго крючка обоймы или петли, служащих опорой стержня безмена.

ЛЮЛЬКА (ЗЫБКА, КОЛЫБЕЛЬ, БАЮКОЛКА)

Одно из почётных мест в доме занимала люлька, зыбка, колыбель, качалка, баюколка, колыска, колыбелька, зибка. Подвешивали её или к кольцу, приделанному к матице (верхнему брусу избы), или к очепу (длинной гибкой палке). Люлька – подвесная колыбель. Люлька – детская колыбель, зыбка.

Слово «люлька» произошло от слов «люли-люли», которые напевали, качая ребёнка, а зыбка от глагола «зыбать» (колебать).

А слово «колыбель» от «колыбать» - «качать». Это слово известно уже с XV века.

В крестьянских избах отдельных детских кроваток не было – спали детишки вместе, рядышком, на полатях. Так что зыбка качала маленького человечка в среднем 2-3 года.

ПРЯЛКА (САМОПРЯХА)

На осине сижу, сквозь клёну гляжу, берёзу трясу…

Пря́лка - предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.

Прялка – приспособление для ручного прядения, которое приводили в движение ножной педалью.

Первичным значением было – «вытягивать».

На донце, сделанное из осины, пряха садилась, на кленовом гребне укрепляла кудель, а на веретено из берёзы наматывала напряденные нити. Прялка - особый предмет, в ней скрестились разные стороны народной жизни: это и орудие труда, служившее женщине с детства до старости: и украшение деревенских посиделок.

Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные, которые обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда, но и украшением жилища. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.

В 7 лет крестьянских девочек начинали учить прясть. Первую небольшую нарядную прялочку дочери дарил отец. Дочерей учились прясть, шить, вышивать матери.

МАСЛОБОЙКА (МАСЛОБОЙНЯ)

Глядя на эти массивные деревянные предметы, которые с трудом передвигаешь, трудно представить себе, что в них сбивали воздушное душистое масло.

Маслобойка, применявшаяся в домашнем хозяйстве, была предметом особой гордости, потому что говорила о достатке в доме, о сытости. Не зря о хорошем хозяине говорили: у него борода масленая…

СТУПА И ПЕСТ

Сту́па (сту́пка) - сосуд, в котором размалывают или измельчают что-либо при помощи тяжёлого песта.

Пест – это короткий тяжёлый стержень с округлым концом для толчения чего-либо в ступе. Пест – закруглённая внизу палка для размельчения какого-нибудь вещества в ступе (путём толчения или растирания). Образовалось это слово от глагола «пихать».

Слово «ступа» образовано от слова «ступать». Но менее вероятна ещё одна версия – из германских языков: «то, в чём толкут».

Наши бабушки использовали ступу для измельчения мака, пшена, даже сушёную черёмуху толкли на пироги.

Надо для стирки,
Может, и купания.
Посудина старинное
Имеет название.
Не знаю, кем это
Названье открыто,
Но эта посудина

Просто …

Необходимой вещью в хозяйстве было корыто. Делал его сам хозяин из цельного куска дерева, были корыта и для стирки, и для рубки капусты.

Это слово образовано от той же основы, что и кора, то есть изделие из дерева.

Работая над этимологией названий предметов домашней утвари, мы пришли к следующему выводу:

Называя предметы, необходимые в быту, наши предки думали не о благозвучии и «красивости». А думали, чтобы всем было понятно предназначение данных предметов. Хорошо бы и нам, современным людям, принять к сведению эту особенность.

А завершить нашу работу мы хотим словами нашего поэта-самородка:

Но память так и сохраняет

В душе тепло тех давних дней

И забывать не позволяет

Истории страны моей...

ЛИТЕРАТУРА:

1. Даль словарь. М, -1971.

2. Краткий этимологический словарь под редакцией М., Просвещение, 1975.

3. толковый словарь русского языка. М., 2001.

4. Ушаков словарь русского языка. В 4 т. т. - М., 1938.

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ НАСЕЛЕНИЯ

Задание 1. Прочитайте имена, которые давали детям в Древней Руси до принятия христианства, а во многих местах и после. По каким признакам их давали?

Мальчики: Заика - заикается, Умник - умный, Любим - любимый, Миляй - милый, Сорока – говорливый, Молчан - молчаливый, Кудряш - кудрявый, Одинец – единственный ребенок в семье, Весняк – весь в веснушках.

Девочки: Забава - веселая, Красава - красивая, Снежана - белокожая, Горислава – милая, славная, Малуша - маленькая.

Задание 2. Заполните таблицу «Занятия сельских жителей Древней Руси».

Категория населения Лето Зима
Мужчины Работали в поле, ходили на охоту или рыбалку, разводили скот, занимались бортничеством и ремеслом (кузнечным, гончарным делом и т.д.). Делали или чинили домашнюю утварь, занимались ремеслом.
Женщины Вели домашнее хозяйство, занимались скотом, воспитывали детей, чинили одежду, ходили в лес по грибы и ягоды. Вели домашнее хозяйство, воспитывали детей, пряли, ткали и шили одежду.
Дети Мальчики – трудились в поле или пасли скот, обучались ремеслу.

Девочки приобщаются к ведению домашнего хозяйства, следят за младшими детьми.

Обучались ремеслу или помогали по хозяйству.

Задание 3. Отгадайте русские народные загадки об одежде.

  1. Сижу верхом не знаю на ком, знакомца встречу, соскочу - привечу (шапка ).
  2. По дороге я шёл, две дороги нашёл, по обеим пошёл (порты ).
  3. Днём обручем, ночью змеёй (пояс ).

Задание 4. Подпишите названия одежды, представленной на рисунках.

Шапка, кафтан, кушак, сапоги
Рубаха, пояс, порты, онучи, лапти

Задание 5. Подпишите под каждым рисунком название крестьянской утвари.

Кадка, ведро, лохань, чугунок, крынка, шайка, ушат, бочка

Задание 6. Представьте, что вы житель древнерусского города. Опишите свой быт, используя материалы параграфа и дополнительную литературу. С какими трудностями столкнулся бы современный человек, если бы попал в древнерусский город?

У нас в городе есть устоявшиеся бытовые традиции и обычаи. Давайте я немного расскажу о них. Вот, например, возьмем моё семейство. Я и моя жена – из свободного городского ремесленного люда. Детей у нас трое – они уже большие, поэтому помогают в ремесле. Я занимаюсь резьбой по дереву, а жена ткёт такие ковры и циновки, что не стыдно их и в княжьих палатах положить. Мы изготавливаем товары и продаем их на торгу заезжим купцам. Вырученных средств нам вполне хватает, чтобы жить.

По меркам деревенских жителей мы даже живем богато. Живем мы в деревянной избе. Подклети у нас нет, домашнего скота тоже. Мебель в избе деревянная, резная - табуреты, скамьи, столы и лавки я сам смастерил и украсил. Скатерть и рушники вышивала моя жена. Она у меня мастерица. Одежду для нас тоже она сшила. Я, конечно, не боярин и не купец, и не могу себе позволить роскошную одежду с вышивками и нашитыми драгоценными камнями, но я и не холоп. Моя одежда, хоть и проста, но красива и практична - расшитый кафтан подпоясанный кушаком, порты и сапоги.

Задание 7. Подтвердите материалами из текста учебника, что повседневная жизнь и быт верхушки общества отличались от жизни и быта основной части населения (запишите в виде тезисов).

  • Бояре не работали сами, они владели вотчинами;
  • Бояре жили в деревянных или каменных хоромах - простые люди в избах или полуземлянках;
  • Бояре носили епанчи, а простые жители - зипуны или кафтаны;
  • Одежда бояр была из тонкого полотна, шелка и парчи, а у простого люда - из простой домотканой ткани;
  • Отличались развлечения и досуг: у простого народа посиделки, хороводы, общинные пиры, а у бояр и князей - пиры, соколиная или псовая охота.

Задание № 1.

Прочитайте имена, которые давались детям в Древней Руси до принятия христианства, а во многих местах и после. По каким признакам их давали?
Мальчики: Заика, Умник, Любим, Миляй, Сорока, Молчан, Кудряш, Одинец, Весняк.
Девочки: Забава, Красава, Снежана, Горислава, Малуша.

В основном имена давались по определенным признакам, характеризующим человека, таких как свойства характера, внешности, порядок рождения. Особый пласт имён представляли княжеские имена, преимущественно употребляемые в правящей верхушке (Всеволод, Владимир, Ярополк и др.)

Значение приведенных имен: Заика - заикается, Умник - умный, Любим - любимый, Миляй - милый, Сорока - излишне говорливый, Молчан - молчаливый, Кудряш - кудрявый, Одинец - вероятно, единственный у родителей, Весняк - весь в веснушках или родившийся весной, Забава - забавная, веселая, Красава - красивая, Снежана - «беляночка», светленькая, Горислава - яркая славой, горящая славой, Малуша - маленькая.

Задание № 2.

Заполните таблицу «Занятия сельских жителей Древней Руси».

населения

Время года

Лето

Зима

Мужчины

Полевые работы, сенокос, скотоводство, бортничество, дом. хозяйство (отличия выражались в специализа ции сельского хозяйства)

Дом. хозяйство, ремесла, охота, тор говля (при наличии излишков), а при подсечном земледелии еще и рубка леса

Женщины

Помогали мужчинам в поле, огород ничес-тво, животноводство (домашняя скотина), дом. хозяйство

Дом. хозяйство, животноводство, тка чест-во

Дети

за младшими членами семьи, собира тельство (ягоды, грибы и т.д.)

Помогали взрослым, присматривали за младшими членами семьи

Задание № 3.

Отгадайте русские народные загадки об одежде.

1. Сижу верхом не знаю на ком, знакомца встречу, соскочу - привечу. (Шапка) ;
2. По дороге я шел, две дороги нашел, по обеим пошел. (Порты) ;
3. Днем обручем, ночью змеей. (Пояс) .

Задание № 4.

Подпишите названия одежды, представленной на рисунках.

*примечание. Онучи - полоски ткани, которыми обматывали ногу ниже колена и в которые заправлялись порты. Онучи подвязывали к ноге веревочными или лыковыми оборами (на рисунке - это полоски черного цвета).

Найти картинку которая подходит под описание: рисунок, созданный Леонардо да Винчи примерно в 1490-92 годах как иллюстрация для книги, посвящённой трудам

Витрувия, и помещённый в одном из его дневников. На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют «каноническими пропорциями».

Рисунок выполнен пером, чернилами и акварелью с помощью металлического карандаша, размеры рисунка 34,3×24,5 сантиметра. В настоящее время находится в коллекции галереи Академии в Венеции.

Рисунок является одновременно научным трудом и произведением искусства, также он служит примером интереса Леонардо к пропорциям.
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!

Пред вами рисунок необычного забора. Под каждой его планкой в беспорядки разбросаны буквы и слоги. Если вы с учетом высоты планок определённой

последовательности расшифруете головоломку, то прочтете высказывание Елизаветы 1. Запишите его, письменно Ответьте на вопросы. P.s. Мне бы хотя бы высказавание.

Перед вами рисунок необычного "забора".Под каждой его планкой в беспорядке разбросаны буквы и слоги.Если вы с учётом высоты планок в определённой

последовательности расшифруете головоломку,то прочитаете высказывание Елизаветы 1.Запишите его,письменно ответьте на вопросы. Напишите пожалуйста.Очень надо.Только понятно!!!

Перед вами рисунок необычного забора. Под каждой его планкой в беспорядке разбросаны буквы и слоги. Если с учетом высоты планок в определенной

последовательности расшифруете головоломку, то прочтете слова русского летописца об этом событии. Запишите их, письменно ответьте на вопрос и выполните задание.

По горизонтали. 1. Народная героиня Франции. 2. Населенный пункт, возле которого в 1346 году французская армия потерпела по­ражение от англичан. 3.

Герцогство во Франции, остававшееся в XIII-XIV веках английским владением. 5. Одна из династий, сопер­ничавших за власть в Англии во время междоусобной войны. 7. Гер­цогство, последний правитель которого вел непримиримую борьбу с французским королем Людовиком XI. 9. Населенный пункт, возле ко­торого в 1415 году англичане разбили французское войско. 10. Граф­ство, которое вело торговлю с Англией в то время, когда его правите­ли находились в вассальной зависимости от французского короля. 14. Город, в битве при котором потерпел поражение и погиб послед­ний бургундский герцог. 17. Французское название новой культуры, обратившейся к античному наследию. 20. Фамилия предводителя крестьянского восстания в Англии. 22. Итальянский художник, те­мами творчества которого были евангельские сюжеты и деяния свято­го Франциска Ассизского. 23. Название эпидемии чумы, охватившей Европу в середине XIV века. 25. Фамилия изобретателя книгопечата­ния. 26. Одна из стран, противоборствовавших в самой долгой войне в мировой истории. 27. Отвоевание христианами территорий, захва­ченных арабами на Пиренейском полуострове. 29. Новая культура, зародившаяся и расцветшая в стране, обладающей богатым античным наследием. 33. Город, в сражении близ которого французы были разбиты англичанами в 1356 году, 34. Итальянский поэт, автор «Кни­ги песен». 35. Родина культуры Возрождения. 36. Город во Франции, освобожденный войском во главе с народной героиней Франции. 37, Автор «Божественной комедии». 40. Титул наследника королевской; престола во Франции. 41. Итальянский художник, автор картины «Рождение Венеры». 42. Прозвание народной героини Франции, 43. Христианское государство на Пиренейском полуострове, трон ко­торого перешел к принцессе Изабелле. По вертикали. 1. Название крестьянской войны во Франции. 4. Правительница христианского королевства на Пиренейском полуострове 6. Город-порт во Франции, остававшийся у англичан до середины XVI века. 8. Представители новой культуры, считавшие, что достоинство человека определяется не столько происхождением, сколько его моральными качествами и делами. 11. Новый жанр в живописи, возникший в конце XIV -- начале XV века. 12. Изобретение И. Гутенберга. 13. Страна, расположенная на Британских островах, союзница Франции в войне. 15. Название самой длительной войны в истории 16. Династия французских королей, начавшая править с XIV века боковая ветвь династии Капетингов. 18. Фамилия предводителя крестьянского восстания во Франции. 19. Последний бургундский герцог. 21. Одна из соперничающих династий в Англии во время междоусобной войны. 24. Цветок, ставший символом междоусобной войны в Англии. 28. Итальянский скульптор, создавший новый тип статуи. 30. Сосредоточение власти в объединенном государстве в руках одного правителя. 31. Принц одного из христианских государств на Пиренейском полуострове, вступивший в династический союз. 32. Итальянский архитектор, создатель купола Флорентийского собора. 38. Одна из стран-соперниц в самой длительной войне в истории 39. Автор «Декамерона».