Постановка звука ж. Постановка и автоматизация звука ж в слогах, словах, предложениях, стихах. Постановка от опорных звуков

Цель занятия:

  1. Уточнение артикуляции звука /ж/, постановка звука /ж/, закрепление в изолированном произношении;
  2. Развитие речевой моторики;
  3. Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
  4. Закрепление связи звука и буквы / ж/

Оборудование: зеркало, картинки, цифровой ряд, схемы слов.

Ход занятия

1. Организационный момен

Говорим красиво, внятно, чтобы было всем понятно

Вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.

2. Сообщение темы

На доске несколько картинок: жук, паук, птица.

Логопед читает загадку:

Жу-жу-жу
Жу-жу-жу
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу
Букву ж все твержу
Зная твердо букву эту
Я твержу весной и летом.

Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку.

Какой первый звук в слове “жук”? Этот звук напоминает жужжание жука. Сегодня будем учиться произносить звук /ж/. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.

3. Артикуляционная гимнастика.

(Сказка о Веселом язычке)

Для губ : Логопед читает загадку

В домике этом Красные двери
Рядом с дверями белые звери.
Любят зверюшки конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так: рот открыт: “улыбочка”

Рот закрыт: “трубочка”

“ребята-лягушата”

Тянуть губки прямо к ушкам – очень нравится лягушкам,

Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца.

“ребята-слонята”

Подражаю я слон, губки хоботком тяну.

Для языка: В этом домике, дружок, живет веселый язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка и немножко шалунишка

Вот он вышел погулять, на крылечке позагорать (язык лежит на нижней губе)

“лопата” - язык лопатой положи немного удержи,

Он тихонечко лежит и нисколько не дрожит.

Вот подул легкий ветерок и язычок поежился (язык “стрелочкой”), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).

А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим “д-д-д-д”).

Язычок не скучал дома, потолок побелил)

“Маляры” (мы сегодня маляры - потолок побелим мы).

Язычок посмотрел на часы, они тикали: “тик-так” (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта) – “часики”

“Пора и мне спать”, - подумал Язычок.

4. Постановка звука / ж /

(используется прием постановки путем озвончения звука / ш /).

Приложите руку к горлышку. Произнесите звук /ш/, а теперь скажите его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук /ж/.

После длительного произнесения уточняется, что так жужжит жук. Дети произносят звук. Логопед поправляет и уточняет артикуляцию звука.

5. Уточнение артикуляции / ж/ (перед зеркалом)

Произнесем еще раз /ж/. В каком положении находятся губы?

В каком положений находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?

Где находится кончик языка?

Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.

Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.

Что напоминает язычок? (чашечку).

6. Развитие фонематического анализа

А) Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/)

Из ряда звуков: М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж….

Из ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу…

Из ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….

Б) Распредели картинки под схемы:

Предварительно дети характеризуют звук / ж/: согласный, твердый, звонкий.

На доске картинки: лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал.

Дети должны распределить картинки под схемы: под первой схемой картинки, в названии которых звук /ж / в начале слова, под второй схемой - /ж/ в середине слова.

В) Определение места звука /ж/ в слове по цифровому ряду: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Логопед произносит слова: ужин, кожа, пожар, сапожки, пружина.

7. Закрепление связи между звуком и буквой “Ж”.

Покажите букву “ж”. На что она похожа?

Сложите из палочек букву.

Подберите картинки со звуком /ж/.

Во время самостоятельного выполнения этого задания, логопед индивидуально занимается с детьми, у которых артикуляция звука /ж/ еще недостаточно закреплена.

8. Итог занятия.

Постановка звука «З» у дошкольников - это выработка навыка его правильного произношения. Она не представляет большой сложности, несмотря на то, что исправление артикуляции - сам по себе процесс трудоемкий и долговременный.

Как научить ребенка выговаривать «З», автоматизация звука «З» в словах, дифференциация его при смешивании с «Ж» и «С» - об этом и не только вы узнаете из нашей статьи.

Правильная артикуляция звука «З»

Звуки «З”, «Зь», «С», «Сь», «Ц» относятся к свистящим как имеющие схожую артикуляцию. Чтобы научиться говорить букву «З», сначала проясним, как работает при этом речевой аппарат.

Когда мы произносим звук «З»:

  • губы немного растянуты, как при улыбке;
  • язык по бокам прижат к верхним зубам, а внизу - упирается в нижние резцы;
  • между рядами зубов остается небольшая щелочка;
  • мягкое небо перекрывает воздушной струе выход через нос;
  • воздух проходит вдоль языка, создавая глухой «С»;
  • голосовые связки колеблются и «включают» голос, без которого звучание «З» невозможно.

А как бывает, когда есть дефект воспроизведения свистящих?

Виды неправильной артикуляции звука «З»

Когда произнесение свистящих звуков искажается, это называется сигматизмом, когда заменяется другими звуками - парасигматизмом.

Есть несколько видов сигматизма:

  1. Губно-зубной. При этом дефекте нижняя губа тянется кверху и получается «В» вместо «З» («задача» - «вадача»).
  2. Боковой. Язык по бокам, или только с одной стороны, не опирается на верхние зубы, и воздух рассеивается во рту, теряя напор и образуя хлюпающий звук «ХЛь» («закат»- «хлякат»).
  3. Межзубный. Язык находится между рядами зубов, создавая шепелявое звучание.

  1. Носовой. Мягкое небо опускается к корню языка, выдыхаемый воздух выходит через нос. Таким образом получается гнусавое «Х».
  2. Призубный. Язык упирается в полусомкнутые зубы и не дает свободно двигаться проходящему воздуху, в результате слышится что-то среднее между «Д» и «З» («зима» - «дзима»).
  3. Шипящий. Кончик языка отодвигается к уздечке, сам он выгибается к верхнему небу, губы округляются и получается шипение вместо свиста («замок» - «жамок»).

При парасигматизме звуки «З», «Зь», «С», «Сь», «Ц» заменяются другими, чаще всего «Ш», «Ф», «Т», «Щ», что говорит о нарушении фонематического восприятия.

Как выглядит весь процесс работы со звуком?

Последовательность коррекционной работы

Постановка звука - это часть логопедической работы со звукопроизношением, которая проходит поэтапно. В целом этот процесс выглядит так:

Только последовательное прохождение всех этапов дает возможность достигать желаемого результата и закреплять его.

А теперь обо всем по порядку.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе демонстрируется правильное звучание и артикуляция формируемого «З». Проводится артикуляционная и дыхательная гимнастика, чтобы подготовить ребенка к выполнению основных упражнений по его постановке.

Постановка звука

Существует несколько способов постановки звука «З» для логопедов:

Постановка по подражанию

Ребенку объясняют, как должны располагаться и двигаться органы речевого аппарата, и как звучит «З». Он повторяет за логопедом как изолированный звук, так и слоги, его содержащие. При этом способе постановки для наглядности используют карточки, макеты, иллюстрации. Это делает процесс звуковоспроизведения понятным и осознанным.

Механический способ постановки

При постановке звукопроизношения этим методом положение речевых органов корректируется вспомогательными средствами, например, зондами, шпателями или пальцами.

Так, при межзубном дефекте язык отодвигается за нижние передние зубы шпателем; а при губно-зубном — нижнюю губу придерживает логопед.

Постановка от опорных звуков

Опорные звуки имеют похожий с нарушенными механизм воспроизведения, но произносятся ребенком верно. Поэтому постановка проблемного звука на их основе приносит хороший результат. Опорными для звука «З» являются «И» и «Ф», как и для «С». Коррекционная работа над «З» начинается после постановки «С». Они различаются лишь тем, что для произнесения «З» задействуется голос.

Постановка «З» от «И»:

  • растягиваем губы в улыбку и произносим протяжно «И»;
  • не меняя положения, пробуем только выдыхать воздух с шумом;
  • когда услышим пусть не слишком акустически чистый «С», переводим его голосом в «З»;
  • предлагаем малышу положить ручку на горлышко и ощутить, как оно “гудит”;
  • закрепляя звучание, звеним подольше.

А проговаривание звука «Ф» дает возможность отработать правильно направленную струю воздуха. Поставить звук «З» можно еще от «Ш» и «Т».

Постановка «З» от «Ш»:

  • тянем «Ш»;
  • двигаем язычок к нижним резцам до упора;
  • при получении свистящего «С» подключаем голос;
  • имитируем комариный звон.

Постановка «З» от «Т»:

  • на выдохе тянем непрерывно «Т»;
  • продолжаем и улыбаемся;
  • чем сильнее улыбка, тем тоньше получается свистящий «С»;
  • далее - по известному алгоритму от «С» к «З».

Постановка от артикуляционных упражнений

Артикуляционные упражнения наиболее любимы детворой. Это взрослым важно знать, что они развивают подвижность языка, щек, губ, разрабатывают подъязычную уздечку и самым наилучшим образом способствуют четкому звукопроизношению.

А малыши с удовольствием причесывают язычок,

пекут блинчики,

улыбаются, как лягушата,

чистят зубки.

Автоматизация звука «З»

Недостаточно только выговаривать звук, надо научиться использовать его в своей речи. На следующем после постановки этапе усвоенный навык закрепляется. Сначала изолированно, затем - в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Для автоматизации звука «З» можно практиковать проговаривание его в стихах, чистоговорках, скороговорках, загадках, фразеологизмах.

Например,

стихи со звуком «З»

чистоговорки на «З»

скороговорки на «З»

А вот еще интересные загадки и фразеологизмы на букву «З» на этапе автоматизации.

Фразеологизмы:

зарубить на носу, закидать шапками, заживет как на собаке, заморить червячка.

Логопедическое занятие по автоматизации проблемного звука пройдет успешнее, если организовать его в игровой форме с использованием цветных картинок, игрушек, кубиков, лото и других предметов.

Вот несколько идей для автоматизации «З»:

  1. Попросите ребенка назвать цвета кубиков. Какой цвет начинается на «З »? Правильно, з еленый. Давай з еленые кубики сложим отдельно. Какие игрушки содержат букву «З » в своем названии? З айка, з мейка, собачка З ина. Оказывается, ураган разрушил их домики, и они решили построить один общий дом из з еленых кубиков. Как-то во время прогулки в з еленом лесу пошел дождь. «Где наши з онтики?» - з акричали з верушки. Они бросились домой, но там их поджидал з лой волк З аз а. З верушки не испугались, они пригласили волка в гости переждать дождь за чашкой ароматного чая с з емляничным вареньем.
  2. Разложите цветные картинки в ряд, пусть малыш выберет из них те, на которых изображены предметы с буквой «З».
  3. Вы называете слово, а ребенок повторяет его во множественном числе (зуб-зубы, зверь-звери).

Регулярность занятий - непременное условие развития любого навыка. Только настроившись методично трудиться и заручившись поддержкой врача-логопеда, можно помочь своему сыну или дочери одолеть непослушную букву.

Дифференциация звука «З»

Это следующий после автоматизации этап работы над звукопроизношением. Под дифференциацией понимают умение различать один звук от другого, близкого по звучанию.

Это значит - научиться вычленять его на слух, определять местоположение в начале, середине или конце слова, понимать различие в артикуляции двух схожих звуков (например, при произнесении звука «З» по сравнению с «С» ощущается вибрация в области горла).

Звуки дифференцируют попарно и, по аналогии с автоматизацией, сначала изолированно, потом — в слогах, словах и предложениях.

Речевой материал по дифференциации звуков «З» и «Ж»

Сначала сравниваем артикуляцию этих звуков.

Обращаем внимание на их особенности: согласные, звонкие, твердые. Затем отрабатываем их произношение в паре.

Приводим примеры заданий для дошкольников:

изолированный звук:

словосочетания:

предложения:

пословицы:

стихотворение:

Задания для детей по дифференциации звуков «З» и «С»

Чем различается артикуляция?

Какие у них особенности?

  • «З» - согласный, твердый, звонкий;
  • «С» - согласный твердый, глухой.

Как звучит каждый изолированный звук?

Подскажи Снеговичку, как читаются слоги. Помоги ему разобраться где «З», а где «С».

Назови слова и помоги зверушкам найти свой домик.

В стишке «косы» превратились в «козы». Интересно, почему?

У кого получится лучше проговорить скороговорку?

А вот интересные рассказы, послушай и перескажи.

Задания для детей по дифференциации звуков «З» и «Зь»

Знакомимся с артикуляцией звуков, находим сходство и отличия, сравниваем их характеристики.

Изучаем изолированное звучание каждого.

Проговариваем слоги

Читаем и повторяем

словосочетания

и предложения

Учимся различать звуки в чистоговорках

Отгадываем головоломки

Автоматизация звуков в спонтанной речи

На заключительном этапе, когда все ступеньки кропотливой работы над непослушным звуком пройдены, осуществляется его введение в спонтанную речь.

Попробуйте поиграть в словесные игры:

  1. Продолжи фразу: «Сегодня по дороге домой я…»; «Мне понравилось, как…»; «Недавно я узнала, что…»
  2. Расскажи, какого цвета твое настроение. Например, розового - радостное и беззаботное; или серое - грустное и невеселое.
  3. Тематические рассказы о том, как живется мишке в зоопарке; почему у лисы такой красивый хвост; что делает в лесу дятел и т.д.

Самоконтроль - залог успешной работы над проблемным звуком

Чтобы вся проделанная работа увенчалась успехом, надо принять во внимание такой фактор, как умение ребенка контролировать свое произношение. Занятия с логопедом, общение с родителями - это только часть времени, где за речью ребенка установлен контроль. В остальное время, в том числе и при общении со сверстниками, ребенок должен научиться следить за своей речью сам.

Чтобы это не стало досадной обязанностью, мотивируйте его к преодолению речевого недостатка, поддерживайте при неудачах, хвалите за маленькие победы над собой. У вашего малыша обязательно все получится, не сомневайтесь.

Как, впрочем, и в том, что из него вырастет целеустремленный, открытый к общению человек.

При артикуляции звука Ж

  1. губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
  2. зубы сближены;
  3. широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого неба и образует с ним щель; средняя часть спинки языка опускается, но края языка прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;
  4. посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
  5. мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;
  6. голосовые складки напряжены, колеблются и дают голос.

Автоматизация звука Ж

1.Закрепляем произношение звука Ж в прямых слогах.

1). Проговаривать слоги 3-4 раза:
жа-жа-жажо-жо-жожу-жу-жужи-жи-жижэ-жэ-жэ
2) Проговаривать слоги с изменением ритмического рисунка:
жа-жа – жа-жа-жажо-жо – жо-жо-жожу-жу – жу-жу-жу
жи-жи – жи-жи-жижэ-жэ – жэ-жэ-жэ
3) Проговаривать слоги с изменением ударения:

жа-жа-жажо-жо-жожи-жи-жижэ-жэ-жэжу-жу-жу
жа-жа-жажо-жо-жожи-жи-жижэ-жэ-жэжу-жу-жу
4) Повторять слоги 3-4 раза:
жа-жо-жу-жижу-жа-жи-жожо-жу-жа-жи

  1. 2.

Слова со звуком Ж в начале:
Жаль, жаба, жалить, жало, жалко, жатка, жакет, жатва, жалоба, Жанна, жадина, жадный, жасмин; жидкий, жить, живу, живой, живёт, жила, живот, животное, жидкий, жильё, жилой; желтеть, желток, желе, Женя, жёлтый, жёлудь, жёлоб; жук.

  1. 3.

Слова со звуком Ж в середине:
Ежата, вожак, вожатый, пижама, бежать, лежать, пожар, пожарник, кожа, Снежана, уважать, лужа, лёжа; ожог, лужок, флажок, бережок, ужонок, утюжок, лежу, хожу, гляжу, покажу, вижу, вяжут, лижут, мажут, уже, уважение; ножи, ежи, лежи, покажи, наживка, ужиха, ёжик, лыжи, ужин, пыжик, дюжина, ужинать, ухаживать, ежевика.

  1. 4. Закрепляем произношение звука Ж в словах с прямым слогом.
    «Один - много»:

    Проговаривать оба слова:
    жук – жуки
    лужа – лужи
    жаба – жабы
    лыжа – лыжи
    ёжик – ёжики
    ужонок – ужата
    желток – желтки
    ежонок – ежата
    жакет – жакеты
    ножик – ножики
    живот – животы
    жёлудь – жёлуди
    пижама – пижамы
    медвежонок – медвежата
  1. 5. Закрепляем произношение звука Ж в словах с прямым слогом.
    «Назови ласково»:
    снег – снежок
    утюг – утюжок
    ёж – ёжик
    стог – стожок
    сапог – сапожок
    живот – животик
    жук – жучок
    флаг – флажок
    луг – лужок
    берег – бережок
    круг – кружок
    жакет – жакетик
  1. 6. Закрепляем произношение звука Ж в словах с прямым слогом.
    Послушай слово, замени первый звук в нём на звук Ж и произнеси новое слово:

    лук - … (жук), зал – …, дать – …, баба – …, мало – …, пакет – …, бетон – …, билет – …, пучок – …, вилка – …, болеть – …, Веня – ….
  1. 7. Закрепляем произношение звука Ж в словах с прямым слогом.
    Послушай слово и раздели его на слоги (отхлопай):
    этажи (э-та-жи), ужонок, ужата, жёлуди, кожа, живот, животы, жасмин, жасмины, жучок, жук, сапожок, утюжок, ёжик, ёж, снежок, жадина, ежевика, флажок, жилет,
    жаль, покажи, вяжут.
  1. 8. Закрепляем произношение звука Ж в словах с прямым слогом.
    Выучить родственные слова:
    ёж – ёжик, ежонок, ежата, ежиха, ежиный;
    уж – ужик, ужонок, ужата, ужиха, ужиный.
  1. 9.
    «Веселый счет: 1 – 2 – 5 »:
    1 жук – 2 жука – 5 жуков
    1 ёжик – 2 ёжика – 5 ёжиков
    1 ежонок – 2 ежонка – 5 ежат
    1 ежиха – 2 ежихи – 5 ежих
    1 ёж – 2 ежа – 5 ежей
    1 жеребёнок – 2 жеребёнка – 5 жеребят
  1. 10. Закрепляем произношение звука Ж в словосочетаниях.
    «Веселый счет: 1 – 2 – 5 »:
    1 нож – 2 ножа – 5 ножей
    1 уж – 2 ужа – 5 ужей
    1 ужиха – 2 ужихи – 5 ужих
    1 ужонок – 2 ужонка – 5 ужат
    1 жёлудь – 2 жёлудя – 5 желудей
    1 медвежонок – 2 медвежонка – 5 медвежат
  1. 11. Закрепляем произношение звука Ж в словосочетаниях.
    сумка из кожи (какая?) – кожаная
    жакет из кожи (какой?) – кожаный
    пальто из кожи (какое?) – кожаное
    сапожки из кожи (какие?) – кожаные
    лопата из железа (какая?) – железная
    гвоздь из железа (какой?) – железный
    ведро из железа (какое?) – железное
    вёдра из железа (какие?) – железные
    начинка из ежевики (какая?) – ежевичная
    сок из ежевики (какой?) – ежевичный
    варенье из ежевики (какое?) – ежевичное.
  1. 12. Закрепляем произношение звука Ж в словосочетаниях.
    «Чей? Чья?»:
    У ЖУРАВЛЯ голова (чья?) – журавлиная
    клюв (чей?) – журавлиный
    перо (чьё?) – журавлиное
    крылья (чьи?) – журавлиные
    У МЕДВЕДЯ голова (чья?) – медвежья
    хвост (чей?) – медвежий
    ухо (чьё?) – медвежье
    лапы (чьи?) – медвежьи
  1. 13. Закрепляем произношение звука Ж в словосочетаниях.
    «Чей? Чья?»:
    У ВЕРБЛЮДА голова (чья?) – верблюжья
    хвост (чей?) – верблюжий
    ухо (чьё?) – верблюжье
    ноги (чьи?) – верблюжьи
    У НОСОРОГА голова (чья?) – носорожья
    хвост (чей?) – носорожий
    ухо (чьё?) – носорожье
    ноги (чьи?) – носорожьи
  1. 14. Закрепляем произношение звука Ж в словосочетаниях.
    Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.
    «Веселый счет: 1 – 2 – 5 »:

    1 кожаный жакет – 2 кожаных жакета – 5 кожаных жакетов;
    1 жёлтая пижама – 2 жёлтых пижамы – 5 жёлтых пижам;
    1 жужжащий жук – 2 жужжащих жука – 5 жужжащих жуков;
    1 неуклюжий медвежонок – 2 неуклюжих медвежонка – 5 неуклюжих медвежат.
  1. 15.
    У ежа ежата. У моржа моржата. У ужа ужата. Жаба лежит в луже. Жаба лежит в луже. Женя точит ножи. У Жанны жёлтая пижама. Жанна живёт на пятом этаже. У Снежаны живёт живой ёжик. Жук жужжит: ж-ж-ж-ж. покажи свой ножик, Женя. Жора выбежал на лужок. В саду крыжовник и ежевика.
  1. 16.
    Под дубом лежат желтокожие жёлуди. Рядом с ежом бежали ежата. Летят журавли, а впереди вожак. Дети не обижают животных, и животные любят их. На полке лежит флажок. В клетке неуклюжий медвежонок. В комнате желтый абажур.
  1. 17. Закрепляем произношение звука Ж в предложениях.

    ухаживать за ежонком
    Я ухаживаю за ежонком,
    ты ухаживаешь за ежонком,
    он …,
    она …,
    мы …,
    вы …,
    они ….
  1. 18. Закрепляем произношение звука Ж в предложениях.
    Спряжение в настоящем времени по образцу.

    бежать за медвежонком
    Я бегу за медвежонком,
    ты бежишь за медвежонком,
    он …,
    она …,
    мы …,
    вы …,
    они ….
  1. 19. Закрепляем произношение звука Ж в предложениях.
    Закончи предложения о ежихе с ежатами.
    В нашем лесу живут … (ежиха с ежатами).
    Под кустом сидят …
    Женя бежит к …
    Жанна бежит за ….
  1. 20. Закрепляем произношение звука Ж в чистоговорках.
    Выучить:
    Жа-жа-жа – ходят два ежа.
    Жо-жо-жо – выйду на лужок.
    Жу-жу-жу – ленту повяжу.
    Жи-жи-жи – у меня ножи.
  1. 21.
    Выучить:
    * * *
    Бедный ёжик ёжится:
    Всё ему не можется.
    И синеет кожица –
    Так ему неможется.
    * * *
    Жук жужжал, жужжал, жужжал,
    Вол лежал, лежал, лежал,
    А потом спросил:
    - Скажите, для чего вы так жужжите?
  1. 22. Закрепляем произношение звука Ж в стихах.
    Выучить:
    Южный пляж
    Я лежу на южном пляже,
    Лень желать чего-то даже.
    Жутко жить на жарком ложе –
    Ведь обжечь же кожу может.
    * * *
    Жужжит над жимолостью жук,
    Тяжёлый на жуке кожух.
  1. 23. Закрепляем произношение звука Ж в стихах.
    Выучить:
    * * *
    Жук жужжит: «Жу-жу-жу!
    Я живу, не тужу,
    Я на ветке сижу
    И жужжу, жужжу, жужжу».
    * * *
    Шьёт своим ежатам ёжик
    Восемь кожаных сапожек.
    Каждому на ножки
    Ежиные сапожки.

  1. 24. Закрепляем произношение звука Ж в стихах.
    Выучить:
    * * *
    Ель на ёжика похожа,
    Ель в иголках, ёжик тоже.


Бедняга ёж

Журавлёнок, у лужи кружа,
Медвежонка толкнул на ежа.
Прожужжал уважаемый жук:
«Тяжело же бедняге ежу!»

  1. 25. Закрепляем произношение звука Ж в слогах со стечением согласных.
    жма-жмо-жму-жмы
    жда-ждо-жду-жды
    жна-жно-жну-жны
    жла-жло-жлу-жлы
    ажм-ожм-ужм-ыжм
    ажд-ожд-ужд-ыжд
    ажн-ожн-ужн-ыжн
    ажл-ожл-ужл-ыжл
    мжа-мжо-мжу-мжи
    джа-джо-джу-джи
    нжа-нжо-нжу-нжи
    лжа-лжо-лжу-лжи
    ажма-ожма-ужма-ыжма
    яжма-ёжма-южма-ижма-ежма
  1. 26. Закрепляем произношение звука Ж в словах со стечением согласных.
    Проговаривать слова, четко произнося звук Ж.
    Важно, нужно, можно, важный, бумажник, бумажный, нужный, каждый, ножницы, художник, дружный, лыжник, лыжный, лыжня, пирожные, книжный, нежный, прилежный, вежливый, ближний, вьюжный, снежный, таёжный.
    Вражда, нужда, побеждать, награждать, одежда, надежда, дождик, ждать.
  1. 27. Закрепляем произношение звука Ж в предложениях со стечением согласных.
    На пеньке ложные опята. Художник рисует лыжников. Одежда промокла под дождём. На книжной полке много книг. Лыжники бегут по лыжне. У канарейке нежный голос. Дети ели пирожные. Сегодня награждают победителей. У нас дружная семья. Зима вьюжная и снежная. Каждый день мы гуляем в ближнем лесу.
    Важные документы лежат в бумажнике. Женя вырезает ножницами бумажные кружева. Жора – вежливый и прилежный мальчик. Медведь – таёжный житель. Жанна идёт к багажному вагону. Снежане купили новую одежду. После дождя можно бегать по лужам.
  1. 28. Закрепляем произношение звука Ж в стихотворениях со стечением согласных.

    * * *
    Каждый жук жужжит о том,
    Как же жутко быть жуком, -
    Каждый может обижать.
    Как об этом не жужжать?
    * * *
    Неуклюжий медвежонок
    Ежедневно ужин ждёт,
    Ведь на ужин медвежонок
    Пьёт охотно жидкий мёд.
  1. 29. Закрепляем произношение звука Ж в стихотворениях со стечением согласных.
    Выучить стихотворения, четко произнося звук Ж.
    * * *
    Дождик, дождик,
    Лей, лей!
    Капель не жалей! Лей!
    Дождик, дождик,
    Ты нам нужен! –
    Пели жабы, лёжа в луже.
    * * *
    Жадная жаба на свете живёт,
    Жадность той жабе спать не даёт.
    Даже жутко – не одна
    Такая жадная она!

Вам понадобится

  • зеркальце
  • карандаш
  • бумага
  • картинки или игрушки с изображениями предметов, в названии которых есть звук «ж»
  • сборник пословиц и скороговорок

Инструкция

Научитесь расслаблять язык. Для этого используйте следующее упражнение. Язык положите на нижние зубы. Представьте, что это - блинчик или лепешка. Верхними зубами легонько прикусывайте язык. Сделайте так несколько раз. Дайте полежать спокойно на нижних зубах и повторите упражнение. Выполняйте это упражнение несколько раз в день, пока не научитесь его без напряжения.

Сложите руки «чашечкой». Попробуйте повторить положение рук языком. Лучше, если язык при этом за зубами. Если не получается, попробуйте сначала сделать «чашечку» высунутым языком перед зеркалом.

Научившись делать «чашечку» за зубами, произнесите в такой позе звук «з». Получится «же», но сначала не очень . Повторяйте это упражнение несколько раз в день, пока не начнет получаться свободно.

Начинайте вводить звук «ж» и короткие слова. Сначала выбирайте слова, которые начинаются с этого звука - жук, жаровня, жаркое, жара. Можно нарисовать в центре листа буку Ж, а по бокам столбиками написать гласные. Соедините букву «ж» со всеми гласными и прочитайте получившиеся слоги. Когда у вас начнут получаться слоги, начинающиеся с «ж», усложните задачу. Произносите сначала гласный, потом слог, начинающийся с «ж» - «уже», «ажу» и так далее. Научитесь произносить звук «ж» в середине слова. Если вы учите произносить звук ребенка, подберите картинки - «кружок», «лужок», «рожок».

Поищите скороговорки, основанные на шипящих звуках. Произносите их сначала медленно, но отчетливо, затем - все быстрее и быстрее.

Обратите внимание

Заниматься нужно понемногу, но регулярно. Выделяйте время для упражнений два-три раза в день.

Полезный совет

Если представить язык плоским получается не сразу, используйте зеркальце. Язык должен быть плоским и широким.

Недостатки произношения звуков ребенком необходимо исправлять. Начинать эту работу нужно примерно с 5 лет, чтобы в школу малыш пошел с чистым и четким произношением. Лучше всего для этого обратиться к логопеду. Однако такая возможность есть не всегда. В этом случае можно попробовать решить проблему самостоятельно, в домашних условиях. Для всего цикла занятий с ребенком вам обязательно потребуются два зеркала, для вас и для ребенка, чтобы он и вы могли визуально контролировать выполнение упражнений. Что же нужно сделать, чтобы исправить произношение ребенку? Этот процесс включает в себя 5 этапов. Рассмотрим их подробнее.

Вам понадобится

  • Два зеркала

Инструкция

Подготовительный этап готовит речевой аппарат к правильной артикуляции. Начните с артикуляционной гимнастики. Этих упражнений существует довольно много, и делать их следует обязательно перед зеркалом. «Часики»: приоткрыть рот, губы растянуть в улыбку, кончиком узкого тянуться сначала к одному уголку рта, а потом - другому. «Змейка»: широко открыть рот, узкий язык выдвинуть , как можно сильнее, а потом убрать вглубь рта. «Качели»: открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и подбородку. «Маляр»: открыть рот, широким кончиком языка, проводить от верхних резцов до неба. Артикуляционную гимнастику следует делать 3-4 раза в день по 5 минут. После того, как вы сможете выполнять быстро и безошибочно, можно переходить к следующему этапу.

Постановка звука осуществляется разными способами, в зависимости от его артикуляции. Конечная цель этого этапа – изолированное правильное произнесение звука. Для этого нужно объединить отработанные движения и положения органов артикуляции, добавив воздушную струю и голос. Один из способов сделать это – в игре. Предложите ребенку поиграть. Выберите какое-нибудь действие и попросите озвучить его. Например: пошуршать, как , пожужжать, как пчела, и т.д. Второй способ – подражание. Ребенка необходимо фиксировать на движениях и положениях органов артикуляции, используя слуховой и зрительный контроль. Используйте тактильные и вибрационные ощущения. Например, ладонью, поднесенной ко рту, можно ощутить, как при произнесении звука выходит струйка воздуха. А если приложить ладонь к горлу, можно почувствовать, как вибрируют голосовые связки при произнесении звонких звуков. Последний способ постановки звуков – с механической помощью. Он требуется в случае, когда ребенку недостаточно тактильного, вибрационного, зрительного и слухового контроля. В этом случае органам артикуляционного аппарата надо помочь принять нужное положение и выполнить требуемое движение. Для удержания языка в нужном положении можно использовать чайную ложку или палец.

Следующий этап - автоматизация звука. Ее начинают с произнесения прямых (ра, ре, ру) и обратных (ар, ер, ур) слогов. Сначала это делают в медленном режиме, растягивая и пропевая звуки. Постепенно скорость произнесения слогов нужно ускорять, приближая к нормальному темпу речи. Потом отрабатывают слова, у которых в начале, середине или конце содержится нужный звук. За одно занятие отрабатывается 10-15 слов, каждое из них проговаривается несколько раз, выделяя автоматизируемый звук.

Этап дифференциации посвящается различению похожих звуков, чтобы не путать их в речи. Начинать следует со слогов, например – ра - ла, су - шу, потом необходимо перейти к словам - миска – мишка, рожки – ложки. Далее используйте скороговорки - «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» и «Карл у Клары украл кораллы».

Введению звука в речь способствует заучивание стихов и составление рассказов. Совместно с ребенком придумайте рассказ. Постарайтесь, чтобы в нем часто звучали корректируемые звуки. Лучше всего будет составлять рассказы по картинкам.

Видео по теме

Полезный совет

Начинать любое занятие, вплоть до самого последнего этапа, следует с артикуляционной гимнастики. А если какой-то этап затягивается больше месяца – следует обратиться к логопеду.

Чтобы правильно произносить звук «ш», языком необходимо выполнять тонкие и сложные движения. Для тренировки правильного направления воздушной струи и движений языка существуют несколько упражнений, которые условно можно разделить на группы. Это упражнения для губ, для языка и для выработки воздушной струи.

Инструкция

Улыбнитесь, обнажив верхние и нижние зубы, и удерживайте это положение в течение . Вытянув губы трубочкой, без участия голоса произносите звук «у». Открыв рот таким образом, чтобы между верхними и нижними зубами получилось расстояние в 10 миллиметров, имитируйте улыбку, поднимайте верхнюю губу и морщите нос, затем опускайте губу на место.

Сохраняя положение «улыбка», расслабленный язык на расслабленную нижнюю губу. Дуйте струей воздуха, образовывая желобок по средней линии . Следующее упражнение состоит в облизывании верхней губы сверху вниз расслабленным . Загибайте языка к носу. Если сделать это не получается, предварительно поупражняйтесь в облизывании верхних зубов справа налево, а затем - самой верхней губы.

Держа губы в положении «улыбка», разомкните верхние и нижние зубы на 10 миллиметров. Кончик языка поместите за верхние зубы. Начинайте произносить звук «с». Получившийся звук должен напоминать шипение выходящего воздуха. Дуйте сквозь сближенные губы. Струю выдыхаемого воздуха контролируйте, поднеся ко рту полоску бумаги или кусочек ваты.

Вытяните губы трубочкой вперед и в течение долгого времени дуйте на шарик, стремясь продвинуть его вперед по проходу, образованному из двух рядов спичек. Улыбнувшись и положив край языка на нижнюю губу, сдувайте ватку на противоположную сторону стола. Следите за тем, чтобы губа не натягивалась на нижние зубы, а щеки не были надуты.

Улыбнитесь, приоткройте рот и положите кончик языка на верхнюю губу. Его края должны быть прижаты, а посередине должен образоваться желобок. Положите на кончик носа ватку и начинайте ее сдувать. Она полетит вверх при условии, если воздух будет идти посередине языка.

Стоя перед зеркалом просуньте язык между губами таким образом, чтобы своими широкими краями он прилегал к углам рта, а посередине него образовывался продольный желобок. Поднеся пузырек или пробирку к середине языка, начинайте в нее дуть. Положение языка будет правильным, если при поднесении пузырька к языку будет слышен шум.

Видео по теме

Русский язык – один из самых красивых и сложных для произношения языков в мире. Обычно ребенок учится правильно произносить все буквы и слоги к 4-5 годам, но если этого не происходит – ничего страшного, значит пришла пора позаниматься с ребенком дома. Если же и это не поможет – можно обращаться к логопеду (врачу, занимающемуся проблемами правильного произношения звуков и слогов), который не только подберет правильную программу развития произношения, но и постарается разобраться в психологической подоплеке нарушения дикции.

Вам понадобится

  • - удобное и комфортное для ребенка место,
  • - яркие карточки с картинками,
  • - зеркало,
  • - магнитофон,
  • - 20 минут времени 2-3 раза в неделю.

Инструкция

Самые большие проблемы ожидают ребенка при произнесении свистящих (ц, з, с), шипящих (ч, ц, ш, щ) и сонорных (р, л) звуков. Часто, пытаясь не раздражать неправильным произнесением сложного звука, ребенок вообще пропускает его в своей речи. Обязательно используйте в ваших упражнениях зеркало – чтобы ребенок , как именно он ставит язык, губы и зубы, и похожи ли его действия на ваши.

Начинать отработку произнесения стоит с самой простой методики – подражания. Вы четко и ясно произносите проблемную букву или звук, демонстрируя, как именно нужно поставить язык относительно зубов, нёба, как должны напрягаться мышцы лица, гортани и губ. Повторите несколько раз, очень медленно и спокойно. Лучше обставить это игрой: вы изображает индейца, пришельца или жеманную принцессу – для максимального комфорта ребенка.

Также можно попытаться увлечь ребенка, попросив повторить звуки, которые издают животные: например, рычать как тигр (р), жужжать как жук (ж), пищать как комар (з), шипеть как змея (ш). Данная методика хороша тем, что тут задействован не только слух, но и зрение и память, что способствует общему развитию.

Если методика подражания не помогла и ребенок, невзирая на корректную постановку , не может произнести букву, приступаем к следующей методике – отработке отдельных элементов звуков или слогов. Главное в этой методике – подготовить органы речи к произношению определенных звуков, и в этом поможет артикуляционная гимнастика и артикуляционные

При правильной артикуляции звук «С» произносится следующим образом: губы растянуты в лёгкой улыбке, зубы находятся на некотором расстоянии друг от друга.
Кончик языка прижат к передним нижним зубам, при этом сам язык выгнут, а его бока упираются в коренные зубы. Струя воздуха узкая и сильная.
Нарушения в произношении данного звука могут быть трех видов:
Ребёнок заменяет звук «С» другим, более лёгким по артикуляции звуком;
Звук «С» совсем отсутствует в детской речи (такое явление получило название сигматизм);
Ребёнок искажает звук «С».
Перед тем как работать над постановкой звука «С» нужно убедиться, что артикуляционный аппарат ребёнка полностью готов к произношению свистящих звуков. Для его подготовки используется артикуляционная гимнастика. Комплекс артикуляционных упражнений, лучше всего подходящих для постановки данного звука, подбирается специалистом.
После подготовки можно начинать постановку звука. Существует несколько способов:
1. Постановка звука на основе подражания. Сядьте вместе с ребёнком перед зеркалом и покажите ему правильную артикуляцию звука «С». Наблюдайте за тем, чтобы ребёнок внимательно следил за вашими движениями, так как от этого зависит правильность произнесения звука. Пусть ребёнок вслед за вами откроет рот, немного улыбнётся, положит язык, прижмёт кончик языка к нижним зубам и пустит по языку струю воздуха. В результате проделанных действий послышится звук «С».
2. Постановка звука на основе подражания с использованием игровых моментов. Логопед использует специальные упражнения на имитацию некоторых действий, например: воздушный шарик сдувается (с-с-с-с). При этом в таких имитационных упражнениях иногда используются реальные предметы, которые ещё больше будят интерес ребёнка, так как он может самостоятельно с ними взаимодействовать.
3. Постановка звука на основе опорных звуков. Специалист подбирает те звуки, которые являются опорными для нужного звука. Для звука «С» это звуки «И» и «Ф». Научившись правильно произносить опорные звуки, ребёнку легче будет немного изменить их артикуляцию для получения звука «С».
4. Постановка звука механическим способом. Специалист с помощью подручных средств самостоятельно располагает в правильном положении артикуляционные органы ребёнка и просит его плавно, но сильно выдуть воздух. Когда у ребёнка получается звук «С», он может самостоятельно произнести его без помощи взрослых.
Как только ребёнок научится произносить звук «С» изолированно, можно переходить на следующую ступень – автоматизация звука.
Для автоматизации звука «С» специалисты используют специально подобранный ряд слогов и слов, в которых есть этот звук, различные упражнения, интересные для детей. Также широко используются стихи. Дети очень любят стихи, что благоприятно сказывается на результате.

Звук «З» по положению органов артикуляции очень похож на звук «С». Разница заключается в том, что звук «З» является звонким, поэтому при его произнесении появляется голос.

Постановку данного звука начинают только после того как звук «С» полностью автоматизирован и ребёнок хорошо произносит его как изолированно, так и в разнообразных речевых конструкциях, поскольку именно на его основе можно легко и наилучшим образом поставить звук «З». В связи с этим ребёнок должен хорошо усвоить различие в произношении данных звуков. Во время игр на отработку воздушной струи необходимо обращать внимание ребёнка на то, что она не должна быть слишком сильной. Чтобы ребёнок лучше усвоил разницу между двумя похожими звуками, можно предложить ему положить руку на своё горло и произнести оба звука. При произнесении звука «З» он почувствует характерную вибрацию, которую воспроизводят голосовые складки. Когда голос не включается, такой вибрации мы не обнаружим.

После того, как ребёнок начнёт уверенно выговаривать звук «З», нужно попросить его делать голос громче и произносить данный звук ясно и отчётливо, чтобы лучше усвоить и запомнить правильное произношение звука «З». Это необходимо для следующего этапа работы – автоматизации звука.

Для того чтобы автоматизировать данный звук специалисты используют различные игры и игровые упражнения на основе работы со слогами и словами, а также стихи которые помогают детям в ненавязчивой форме закрепить правильное произнесение звука «З». Также в этом помогает правильно подобранный и интересный для детей материал, мотивирующий их на игру. Ведь согласитесь, задание на нахождение из нескольких ярких карточек с изображением знакомых предметов, предмета с нужным звуком, вызовет интерес практически у любого ребёнка. В связи с этим, автоматизация звука проходящая в благоприятных, естественных для детей условиях с одной стороны очень эффективна, а с другой не вызывает сложностей у детей.

Звук «Ц» имеет сходное со звуками «С» и «З» положение органов артикуляции. Этот звук считается аффрикатом, т.е. звуком, состоящим из двух звуков: «Т» и «С». Поэтому, при его произнесении мы слышим звук «Т» плавно переходящий в звук «С». Это играет большую роль при постановке звука «Ц», так как для её реализации ребёнок должен как минимум правильно произносить оба этих звука.

При произнесении звука «Ц» наблюдается такая же сильная, взрывная воздушная струя, как и при произнесении отдельного звука «Т», а свистящий оттенок этому аффрикату придаёт звук «С». Но не всегда хорошее произношение ребёнком этих звуков гарантирует постановку звука «Ц» посредством подражания.

Так как положение органов артикуляции звуков «С» и «Ц» очень похоже, звук «Ц» довольно легко ставится на основе правильно произносимого звука «С», но требует дополнительной работы с кончиком языка, так как его движения при произношении всех упомянутых звуков очень схоже. Поэтому важно объяснить ребёнку принцип работы кончика языка при произнесении каждой отдельной буквы, для большей наглядности прибегая к их сравнению.

Как только ребёнок начал правильно произносить изолированный звук «Ц», необходимо сразу же приступить к его автоматизации.

Автоматизация звука «Ц» может осуществляться разными способами, зависящими от многих факторов. Для каждого малыша специалист подбирает свой способ с учётом всей информации, которой располагает о ребёнке, и который, по его мнению, даст наилучший результат. Чем более творчески специалист подойдёт к выбору способов автоматизации звука для каждого малыша, тем более заметными станут результаты.

Для автоматизации звука «Ц» используются различные упражнения со слогами, словами и предложениями, включающими нужный звук. Упражнения с картинками, на которых изображены слова имеющие звук «Ц» очень интересны маленьким детям и вводят их в атмосферу игры, что делает усвоение более лёгким и быстрым. Звук «Ц» можно автоматизировать с помощью стихов, где на данный звук делается явный акцент. Автоматизация звука в текстах на основе подражания, помогает воссоздать реальную ситуацию говорения. Таким образом, автоматизацию звука можно сделать интересной и увлекательной для ребёнка. Но стоит помнить, что постановка и автоматизация звуков должна осуществляться специалистом, который сможет комплексно оценить уровень речи ребёнка и подобрать для него индивидуальный комплекс занятий и упражнений.

звук «Ш» органы артикуляции должны находится в следующем положении: губы растянуты в лёгкой полуулыбке, рот немного открыт, зубы находятся на расстоянии 3-5 мм друг от друга. Широкая основа языка чуть приподнята к альвеолам или к краю твёрдого нёба, но не прижата к нему. Посередине язык немного прогибается, а его бока упираются в боковые зубы. По этому желобку течёт струя тёплого воздуха, которая легко ощущается на ладони, если поднести её ко рту. Мягкое нёбо упирается в заднюю стенку глотки и находится в приподнятом положении, тем самым закрывая проход в носовую полость, благодаря чему воздух проходит через рот. При произнесении звука «Ш» голос появляться не должен.

Постановка звука «Ш» начинается с того, что прорабатывается статика звука. Задействованные органы артикуляции должны стоять в правильном положении. Только после достижения этой цели можно переходить к отработке звука «Ш» в динамике.

Чаще всего при произнесении звука «Ш» дети делают следующие ошибки:

не правильные действия губами;
в процессе произнесения звука «Ш» зубы сжаты;
язык плотно соприкасается с альвеолами, вследствие чего струя воздуха проходит через провисающий боковой край;
язык слишком сильно сужается;
слабый выдох при произнесении звука или пропускание воздуха в носовую полость.

При наличии любых затруднений необходимо вернуться на этап отработки статики звука и оценить степень доступности ребёнку той позиции, в которой должен находиться его артикуляционный аппарат во время произнесения звука «Ш». В большинстве случаев именно здесь обнаруживаются некоторые проблемы, которые необходимо устранить для возвращения на этап отработки звука в динамике. Но иногда даже статика звука ребёнку не доступна, в этом случае необходимо вернуться на подготовительный этап, а именно, к артикуляционным упражнениям, модифицировав их комплекс с учётом затруднений данного ребёнка.

Звук начинают автоматизировать тогда, когда ребёнок правильно его произносит. Автоматизация звука «Ш» происходит таким же образом, как и автоматизация других звуков. Т.е логопед в соответствии с речевыми особенностями ребёнка подбирает для него комплекс упражнений и игр, которые в доступной форме помогут ему освоить произношение звука «Ш». Для игр и упражнений специалист использует разнообразный наглядный материал. Специалист работает над звуком «Ш» в слогах, словах различной сложности, предложениях, добиваясь абсолютно правильного произношения во всех этих случаях.

Во время занятий на постановку звука «Ш» специалист следит за правильностью произнесения детьми данного звука, т.е. проверяет положение органов артикуляции задействованных в произнесении данного звука (губы, язык) и наличие струи воздуха, идущей через середину языка.

При наличии проблем в произношении специалист должен ещё раз вместе с детьми произнести звук «Ш» и отработать правильное положение органов артикуляции. В этом процессе можно задействовать ребёнка, который хорошо выговаривает этот звук.

При правильной артикуляции звука «Ж» округлённые губы выдвигаются вперёд, зубы приближены друг к другу. Язык широким кончиком поднят к альвеолам или к переднему краю твёрдого нёба, образуя щель, через которую проходит воздух. Средняя часть языка опускается, при этом краями язык прижат к боковым зубам. В то же время задняя область языка принимает приподнятое положение и оттягивается назад. Мягкое небо плотно соприкасается с задней стенкой глотки, играя роль заслона, который не даёт воздуху проходить через нос, а направляет его через рот.

В произнесении звука «Ж» участвует голос. При произнесении, звук «Ж» очень похож на звук «Ш». В том же положении находятся губы, зубы и язык. Именно эти факты позволяют сделать вывод, что звук «Ж» можно ставить на основе звука «Ш», при условии правильного произнесения его ребёнком.

Для начала необходимо убедиться в том, что звук «Ш» достаточно автоматизирован в речи ребёнка, и только после этого начинать постановку звука «Ж». Специалист заостряет внимание ребёнка на произнесении звука «Ш» и просит его добавить голос, чтобы получился звук «Ж». При постановке звука таким методом очень важно объяснить ребёнку разницу в произнесении звуков «Ш» и «Ж» и дать почувствовать вибрацию на своей шее, которую вызывают голосовые связки при звуковом сопровождении звука «Ж». Для того чтобы закрепить звук «Ж» обычно используются различные звукоподражания (жужжание пчелы, жука). Как только ребёнок начнёт правильно произносить изолированный звук «Ж» нужно приступать к его автоматизации и введению в активный словарь.

Автоматизация звука обязательно должна проходить в игровой форме. Это могут быть специально подобранные игры, занятия, упражнения и т.д. По продолжительности они могут продолжаться от 15 до 30 минут, в зависимости от возраста ребёнка. В идеале это время должно проходить наименее заметно для ребёнка и максимально плодотворно для логопеда. Ни в коем случае не допускается переутомление малыша.

Занятия по автоматизации звука «Ж» должны быть построены на упражнениях, основанных на включении звука «Ж» в слоги, слова и фразы. Такие упражнения помогают подключить зрительный, слуховой и артикуляционный контроль ребёнка во время произнесения им звуков, но при этом не забыть и смысл произнесённых речевых конструкций. В подборе слов специалист руководствуется принципом от простого к сложному.

Чтобы правильно произнести звук «Ч» органы артикуляции должны находиться в следующем положении: губы слегка скруглены в трубочку и немного выдвинуты. Зубы находятся на некотором расстоянии друг от друга, поэтому не смыкаются. Язык своим кончиком и спинкой соединяется с верхними зубами или альвеолами, тем самым незаметно образуя щель между ними. Короткая струя воздуха проходит посередине языка. Мягкое нёбо находится в приподнятом состоянии и оказывается прижатым к задней стенке глотки, перекрывая проход в нос выдыхаемому воздуху. Голосовые связки находятся в расслабленном состоянии, они раздвинуты, соответственно голос не образуется.

Звук «Ч» является аффрикатом и состоит из двух звуков: «ТЬ» и «Щ». Если эти два звука ребёнок выговаривает правильно, то затруднений с постановкой звука «Ч» возникнуть не должно.

Именно поэтому для постановки звука «Ч» специалист может использовать несколько способов, основывающихся на правильном произношении звуков «ТЬ» и «Щ».

Для примера разберём два способа:

Логопед просит ребёнка очень быстро произносить сочетание звуков «ТЬ-ТЬ-ТЬ» (кончик языка должен прикасаться к основанию верхних зубов). Далее нужно понемногу начать отодвигать кончик языка назад, прикасаясь к верхним альвеолам. Одновременно с этим губы растягиваются в улыбке.
Специалист просит ребёнка медленно, а затем быстро произнести звуки «ТЬ» и «ШЬ», так чтобы получилось ТЬШЬ. Обязательно должна присутствовать широкая улыбка, это важный фактор правильного произношения.

После постановки звука «Ч» любым способом, необходимо в игровой форме потренироваться произносить этот звук изолированно. Для этого можно, например, предложить ребёнку изобразить тикающие часики «ч-ч-ч» или показать, как бы он успокоил расшумевшегося ребёнка «ч-ч-ч».

Как только ребёнок начинает правильно произносить звук «Ч» изолированно от других звуков, можно начинать работу над его автоматизацией.

Автоматизация звука «Ч» также должна проходить в игровой, адаптированной для ребёнка форме, т.е. основываться на играх, заданиях и упражнениях интересных детям. При подборе форм, с помощью которых будет проводиться автоматизация звука «Ч» нужно учитывать возраст ребёнка. Для каждого возраста подбираются определённые картинки и игрушки, имеющие в своих названиях звук «Ч». Хорошо подойдут инсценировки стишков, сказок, рассказов. Маленькие дети легче запоминают наглядные образы, поэтому наличие наглядного материала на таких занятиях принесёт только пользу.

Во время автоматизации звука «Ч» ребёнок должен произносить этот звук в словах и фразах несколько утрированно, т.е. чётко, ясно, интонационно выделяя его.

При правильном произнесении звука «Л» губы растянуты в лёгкой улыбке, зубы приближены друг к другу, но не соприкасаются. Кончик языка поднимается к верхним альвеолам и формирует с ними смычку. Задняя часть языка поднимается к небу, в то время как все остальные его части, включая и края, опускаются к нижним зубам. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Воздух проходит через рот благодаря мягкому небу, которое поднято и прижато к задней стенке глотки. Звук «Л» звонкий, т.е. при его произнесении участвует голос. Голос образуется в результате напряжения и колебания голосовых складок.

Разберём некоторые ошибки, которые приводят к неправильному произношению звука «Л»:

Язык слишком сильно оттянут вглубь рта, вследствие чего слышен звук, больше похожий на «Ы». В этом случае внимание ребёнка должно быть сконцентрировано на межзубном положении языка.
Не плотная смычка. Ребёнку предлагается не просто прикоснуться языком к зубам, а с силой упереться в них.
Неверное положение губ. То есть замена зубно-язычной артикуляции, характерной для произношения звука «Л», на губно-губную или губно-зубную артикуляцию. Нужное положение губ достигается с помощью специалиста, который удерживает их руками или зондом.
Неверный выдох. Он может быть форсированным, когда образуется звук похожий на «Ф», возникающий с участием щёк. А может быть носовым, когда получается звук похожий на «Н». Специалист направляет внимание ребёнка на мягкое небо, выдох воздушной струи через рот и её плавность.

Постановка звука «Л» осуществляется по подражанию с помощью зеркала. Для начала ребёнка нужно научить прикусывать широкий кончик языка и удерживать его на месте при открывании рта. Только после того как ребёнок научиться воспроизводить данное действие без ошибок, можно начинать ставить звук «Л» с акцентом на межзубное положение. Здесь специалист опять же использует зеркало и упражнения со слогами, в которых есть звук «Л». Занятия по постановке данного звука продолжаются до тех пор, пока ребёнок не начнёт ясно и чётко произносить изолированный звук «Л».

После того как постановка звука полностью завершена, можно начинать его автоматизировать. Автоматизация звука «Л» даст лучшие результаты, если будет проводиться в игровой форме. Занятия по автоматизации звука не должны быть длинными и утомительными. В зависимости от возраста ребёнка продолжительность занятия по автоматизации звука «Л» варьируется в пределах 15-30 минут. Во время занятия по автоматизации звука ребёнок должен произносить звук «Л» длительно и с неподвижным языком. При отделении языка от альвеол, звук «Л» будет превращаться в гласный звук.

Для того чтобы правильно произнести звук «Р» нужно немного приоткрыть рот (губы и зубы не должны быть сомкнуты) и направить кончик языка к основанию верхних зубов. При произнесении звука «Р» кончик языка должен быть напряжён и вибрировать. Средняя часть языка должна принять форму ложечки (ковшика). Своими боками язык соприкасается с верхними коренными зубами. Тёплая и сильная струя воздуха проходит через центр языка.

Существует несколько разновидностей нарушений:

ребёнок совсем не произносит звук «Р» (такое явление получило название ротацизм);
ребёнок подменяет звук «Р» другим звуком (параротацизм). Чаще всего ребёнок заменяет звук «Р» на «Л», «Й», «Ы», «Г», «В»;
ребёнок искажает звук «Р» .

Специалисты считают звук «Р» самым сложным для постановки. Перед постановкой звука «Р» необходимо отработать несколько позиций, которые нужны для правильного его произношения. Ребёнок должен уметь широко открывать рот и некоторое время оставаться в таком положении, удерживать язык в форме ложечки (ковшика), свободно поднимать и опускать язык, вибрировать языком, при этом фиксируя боковые края в одном положении.

Существует несколько способов постановки звука «Р».

Звук «Р» ставят на основе других звуков, например звука «Д». Также специалист часто применяет сочетание звуков «Т» и «Д». При произнесении серии этих звуков, ребёнку предлагается сильно подуть на кончик языка, чтобы вызвать вибрацию. Но данный способ не всегда успешен.
Звук «Р» ставится в 2 этапа. Для начала, на первом этапе, ребёнка следует научить произносить звук «Р» без вибрации (фрикативный). Когда цель достигнута, рекомендуется закрепить его в слогах. На втором этапе начинается отработка звука «Р» с вибрацией (раскатистого).

Постановка звука «Р» с помощью этих и других способов требует профессионального подхода, так как поставить ребёнку данный звук очень сложно в домашних условиях и без применения специальных механических приборов и техники артикуляционного массажа.

К автоматизации звука «Р» можно переходить только после того, как ребёнок научился чётко выговаривать изолированный звук «Р». После этого можно начинать вставлять этот звук в слоги, слова и фразы. Работа по автоматизации звука «Р» должна строиться по степени сложности и проходить игровой форме, с использованием разнообразных игр, стишков, песенок и т.д. Для этого организуются занятия с логопедом по автоматизации звука «Р», на которых дети в понятной и доступной форме закрепляют произношение звука «Р». Для наиболее успешного результата, все занятия специалист должен организовывать по определённой системе, поэтому не рекомендуется заниматься этим самостоятельно, не имея определённых знаний.