Осипов Алексей Ильич: биография, личная жизнь и семья, образование, преподавательская карьера. Осипов Алексей Ильич: биография, личная жизнь и семья, образование, преподавательская карьера О себе а и осипов професор богословии

Осипов Алексей Ильич - это известный православный апологет и катехизатор. Доктор богословия, профессор. Блестящий лектор и публицист. Человек скромной, подвижнической жизни. О нем мы сегодня и поговорим.

Биография Осипова Алексея Ильича. Личная жизнь, жена

Родился Алексей Ильич 31 марта 1938 года в древнем русском городке Белево, что располагается в Тульской области. Но детство и юность он провел в городе Козельске и поселке Оптино, рядом с известной Оптиной пустынью, православным монастырем, в то время недействующим.

Биографию Алексея Ильича Осипова и личную жизнь определило его знакомство с игуменом Никоном. Эта встреча произошла в раннем детстве и повлияла на всю дальнейшую жизнь и судьбу мальчика. Он возрастал в четком понимании своего пути и старался во всем походить на своего учителя и духовника отца Никона.

Благочестивая жизнь, аскеза и молитвенная практика явились наполнением жизни и биографии Алексея Ильича Осипова. Жена и семья в такой практически монашеской обстановке исключались. Алексей Ильич не женат, ведет скромную жизнь и трудится на благо церкви Христовой.

Наставник Алексея - игумен Никон

Игумен Никон (Николай Воробьев) - священник и духовный писатель. Известный в православных кругах подвижник, ведущий исключительно чистую, аскетическую жизнь, исполненную молитвой и любовью к окружающим людям. Будущий старец Никон прошел через горнило революции, гражданской междоусобицы и войны. Не миновал его и опыт потери веры, увлечение науками и философией.

Потратив годы, он разобрался, что науки не изучают душу человека, не занимаются вопросами смерти и греха, а напротив, имеют лишь поверхностное знание о главнейших, с его точки зрения, вопросах. Тогда он углубился в изучение православия и дошел до глубин понимания очевидности Богоявления и важности духовного пути. Этим путем веры он и следовал всю свою жизнь. В возрасте 36 лет Николай принял монашество. В те годы монастыри были закрыты, и поэтому ему пришлось вести трудную жизнь монаха в миру. Так он подвизался до самой своей смерти в 1963 году. В его жизни были и лагеря, и изгнания, и много других горестей и напастей, но он не озлобился, а остался светлым человеком, преданным Богу и Вере Христовой.

После себя игумен Никон оставил много статей религиозной и апологетической направленности, а также большое количество писем, в которых его оппонентами были обычные люди, искавшие у старца совета и молитв.

Возрастание в вере

Познакомившись в раннем детстве с игуменом Никоном, Алексей Ильич проникся духом православного благочестия, приучился к созерцательной жизни и возрастал под чутким руководством своего наставника. Старец сразу обратил внимание на любознательного и прилежного мальчика и многому его научил. Он давал читать Алеше русских классиков, греческих философов и, конечно, святых отцов православной церкви - Иоанна Лествичника и сборник «Добротолюбие».

Старец следил и за учебой мальчика, за его оценками и досугом. Научил его, например, игре в шахматы, но потом, когда Алексей Ильич уже вырос, играть в шахматы запретил, сказав, что это бессмысленная трата времени. На недоуменные вопросы юноши старец отвечал, что в переходный возраст шахматы являются меньшим злом по сравнению с другими глупостями, которые могут роиться в голове у подростка.

Образование

Занятия с отцом Никоном и его серьезные рекомендации помогли Алексею Ильичу поступить сразу на четвертый курс духовной семинарии, сдав экзамены за первые три. Старец опекал Алексея Ильича до самого конца своей жизни и был для него главной опорой в духовном взрослении. В последний год жизни отец Никон тяжело болел, но, сохраняя ясный ум и чистое сердце, не переставал быть ярким маяком в биографии Алексея Ильича Осипова.

Преподавательская работа

Окончив семинарию, Алексей Ильич поступил в которую в 1963 году блестяще окончил со степенью кандидата богословия. В следующем году Алексей Ильич поступил в аспирантуру и начал свою преподавательскую деятельность, которая продолжается и до сих пор. Кроме преподавания, профессор Осипов ведет обширную церковную деятельность.

В разные годы он был членом учебного комитета при Синоде и членом богословской комиссии, принимал участие в Поместных соборах Русской православной церкви и различных межцерковных диалогах. Но педагогическая работа, ведение семинаров и чтение лекций являются самым главным послушанием и выделяются в биографии Алексея Ильича Осипова. Личный вклад в дело катехизации и апологии православия у профессора огромен.

Лекционная деятельность

В своих лекциях Алексей Ильич рассказывает о православии, о духовной жизни, о наследии святых отцов. Эрудированность профессора не только в богословских вопросах, но и в вопросах философии, психологии и культуры привлекает внимание все новых и новых слушателей. Алексей Ильич всегда находит нужные слова, простым языком говорит о сложных вопросах Бытия, мотивирует на дальнейшее познание и возрастание в вере, большое значение уделяет воспитанию детей.

Биография Алексея Ильича Осипова сама по себе является примером правильной церковной жизни, примером благочестия и смирения. Сквозь жизнь этого удивительного и скромного человека, православие предстает перед нами во всем своем историческом значении, в своем духовном величии, в своей красоте и великолепии. Истинность православия, как рассказывает в своих лекциях профессор Осипов, легко доказывается, надо лишь не предвзято и с открытым сердцем подходить к этому вопросу.

Не скрывает Алексей Ильич и важные вопросы негативного свойства - проблемы церкви, свои собственные ошибки, некрасивые поступки священнослужителей и церковного клира. Обо всем этом он рассказывает слушателям и откровенно делится своими размышлениями о церковной жизни.

Духовная жизнь

Духовная жизнь в биографии Алексея Ильича Осипова является фундаментальным понятием. Она, как учили святые отцы Церкви, единственно правильная жизнь. Единственно верный и самый трудный путь. Еще юному Алексею Ильичу отец Никон говорил, что духовная жизнь - это величайшая редкость среди людей в наше время. Люди привыкли путать высоконравственную жизнь и духовную. Очень многие в этом обманываются и идут ложным путем. Духовная жизнь, или путь подвижника - это постоянное памятование смерти, ясная осознанность, чистота ежесекундного нравственного выбора и величественное спокойствие.

Современные люди погружены в антидуховную атмосферу суеты. Суета захватывает все свободное время таких людей и не дает им ни малейшего шанса на остановку и осмысление происходящего с ними. Прежде всего, на осмысление самих себя, своих жизней и смысла этих жизней. А если человек не задумывается о смысле жизни, отдает его на откуп суете, то его существование становится бессмысленным, - говорит Осипов Алексей Ильич. В биографиях многих подвижников церкви это неоднократно подтверждается. Каким бы человек ни был в жизни, если у него есть потребность в осмыслении своего бытия, то его жизнь постепенно преображается, структурируется, и он постепенно начинает двигаться по религиозному пути.

Много Алексей Ильич рассказывает о святоотеческом наследии, об апостольском служении и святых мучениках двадцатого века. Его взвешенная позиция, глубокая вера и блестящее остроумие создают атмосферу интеллектуальности и доверия во время лекций. Но не только святым отцам уделяет внимание профессор, много примеров благочестия он приводит из жизни обычных людей, простых мужей и жен. В биографии Алексея Ильича Осипова тоже встречаются такие люди - чистые, великодушные христиане, знакомство с которыми преображает и украшает мир.

Еще одна беда современности, по словам Алексея Ильича - это развлечения. Бесконечные соблазны и удовольствия, подобно суете, отвлекают людей от главных вопросов существования. Все это атрибуты полностью антихристианского мира, в котором нет места покаянию и молитве. Человеку некогда остановиться, задуматься, поднять голову и всмотреться в небо. Осмыслить Вечность.

Юбилей

В 2018 году Алексей Ильич отметил свое восьмидесятилетие и, несмотря на столь почтенный возраст, он все так же мудр, остроумен и великодушен.

Всю свою долгую биографию Алексей Ильич Осипов учит благочестию, трудится на благо церкви и ведет невидимую брань.

Осипов Алексей Ильич (31 марта 1938, Белев, Тульская область) — советский и российский учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия honoris causa. Профессор Московской духовной академии, крупный апологет, видный православный катехизатор современности. Действительный член РАЕН.

В 1955 г. окончил Среднюю школу в г. Гжатске (ныне Гагарин, Смоленская обл.).

В 1959 г. закончил Московскую Духовную Семинарию.

В 1963 г. — Московскую Духовную Академию. Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия по теме: «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви1951-гогода издания в сравнении с русским служебником Синодального издания».

В 1964 г. окончил аспирантуру МДА и был оставлен при ней преподавателем. В разные годы читал лекции по Экуменизму, Истории Русской религиозно-философской мысли, Актуальным богословским проблемам, Протестантизму.

В 1969 году получил звание доцента, в 1975 г. — профессора, в 2004 г. — заслуженного профессора.

В 1985 году за совокупность богословских трудов присвоена ученая степень доктора богословия.

С 1982 по 2006 годы — заведующий аспирантуры МДА.

В 2007 году получил диплом почетного профессора Института Дружбы народов Кавказа. В том же году избран действительным членом Российской Академии Естественных Наук.

С 1991 года сопредседатель Международной ежегодной конференции «Наука. Философия. Религия» (г. Дубна Моск. обл.).

Состоял секретарем комиссии Русской Православной Церкви по подготовке материалов в Религиозно-этическую энциклопедию, издававшуюся в Афинах. Главным редактором журнала Московской духовной академии «Богословский Вестник».

Принимал участие в двусторонних диалогах, проводимых Русской Православной Церковью с Древними Восточными (Дохалкидонскими) церквами, Римско-католической церковью, католической организацией «Пакс Кристи Интернационалис», Лютеранскими церквами ФРГ, ГДР, Финляндии, Всемирным альянсом реформатских церквей (WARC), Англиканской церковью, Национальным Советом церквей США, Протестантской Епископальной церковью США, Учениками Христа (США).

Был участником ряда Ассамблей Всемирного Совета Церквей, Лютеранской Всемирной Конференции Конференции

Европейских Церквей, Христианской Мирной Конференции, Африканской Христианской Мирной конференции и других Всемирных и региональных христианских конференций.

Выступал на всемирных, международных, региональных православных, межхристианских и светских ассамблеях, конференциях, в университетах и институтах, в аудиториях общественных и деловых организаций, в Домах культуры, как в России, так и за рубежом: в Австралии, Австрии, Англии, Белоруссии, Бельгии, Германии, Голландии, Греции, Израиле, Индии, Иране, Исландии, Италии, Кипре, Латвии, Польше, Сирии, Словакии, США, Турции, Украине, Финляндии, Чехословакии, Швеции, Эстонии.

Книги (14)

Бог

Удивительный факт - все попытки найти в доступном исторической науке времени какой-либо атеистический народ или хотя бы маленькое племя не увенчались успехом.

Некоторые предполагали, что в те далекие времена это было обусловлено незнанием законов природы и невозможностью естественного объяснения многих ее явлений, особенно таких, которые вызывали страх, или, напротив, поражали воображение своей красотой и величием, отсюда и возникали фантазии о существовании другого мира, духов, богов, Бога.

Но вот наступило долгожданное царство науки, время потрясающего развития научно-технического прогресса и... мало что изменилось.

Из времени в вечность: посмертная жизнь души

Книга рассматривает один из самых сложных и жизненно важных вопросов бытия: что ожидает человека в вечности?

Многочисленные свидетельства святых Отцов Церкви, ее соборы и литургическое предание говорят о парадоксальном ответе Церкви на этот вопрос. Она не осудила учения ни Отцов, говорящих о бесконечности адских мучений грешников, ни Отцов, утверждавших об исполнении во Христе творческого замысла Божия о человеке, когда будет Бог все во всем (1Кор. 15,28).

Таким образом, Церковь по целому ряду причин оставила этот вопрос тайной вечной жизни, но, предупредив, устами святых, «что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания — степень страдания в ней».

Ищущему спасения. Советы и предостережения

Брошюра профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова поможет читателю взглянуть на вопросы личного спасения через призму святоотеческого учения, которое указывает истинный путь спасения и предупреждает о возможных ошибках на этом пути.

Любовь, брак и семья

«Любовь, брак и семья» - тема, охватывающая, можно сказать, самую сердцевину земной, «горизонтальной» стороны жизни человека, в современных условиях приобретающая особенную остроту.

«Горизонтальность» эта может восходить к полноте единства в браке, но может и погружаться в глубины распущенности, противоестественности и измен. Эти векторы в огромной степени определяются уже в юные годы жизни человека.

Известный русский философ конца XIX века Владимир Соловьев очень точно заметил: «И ад, и Земля, и Небо с особым вниманием следят за человеком в ту роковую пору, когда в него вселяется Эрос». Эрос - античный бог любви. Но почему время, когда в человека «вселяется Эрос», философ назвал «роковым»?

Носители духа

Знание законов духовной жизни и тех опасностей, которые стоят на пути христианина, — одно из необходимых условий верного достижения им горнего Иерусалима.

Исключительную важность приобретает такое знание в настоящее время, когда, с одной стороны, в Россию бурным потоком нахлынули всевозможные «духи» и появились бесчисленные варианты духовности; с другой — святоотеческое понимание духовной жизни и мудрость применения ее законов к психологии и силам современного человека в силу многих причин становится все большей редкостью.

Незнание этих законов приводит к тому, что многие, даже искренне ищущие, нередко увлекаются внешне притягательными, но, по существу, далекими от Священного Предания Церкви формами духовности, в результате чего в лучшем случае они остаются без плода, в худшем — попадают в секты, губя свои души и расстраивая свое физическое и психическое здоровье. Все это имеет самые серьезные последствия не только для их жизни, но и жизни всей Церкви и общества в целом.

О началах жизни

Современные представления о духовной жизни наполнены многими и глубокими противоречиями. Поэтому православное ее понимание особенно нуждается в разъяснении. Игумен Никон (Воробьев), 50-летие кончины которого отмечается в этом (2013) году, с особой верностью сохранил и с любовью передал своим соотечественникам главное в ней — святоотеческое учение о ее законах. Значение таких людей в наше время неоценимо.

В предлагаемой книге собраны наиболее важные мысли из писем, проповедей и бесед игумена Никона о вере и жизни в Православии.

Письма духовным детям

Настоящее издание избранной части эпистолярного наследия игумена Никона (Воробьева) вызвано большим интересом к его творчеству, которое полностью посвящено главному в человеческой жизни — ее духовным запросам.

Эта тема приобретает сейчас особую насущность в связи с развитием многих негативных процессов в ее понимании. Верующий найдет в этой книге ответы на многие вопросы, неразрешимые научной психологией.

Посмертная жизнь души

Брошюра посвящена проблемам бытия человека за гранью смерти. Как понять Вечность с помощью наших земных мерок? Как действуют в посмертье наши непреодоленные страсти? Геенна - это место наказания и пребывания души или ее собственное состояние? Будут ли блаженствовать мои родные, если они окажутся в раю, а я - в аду? Что и как мы можем реально сделать для наших усопших близких?

Как именно действует молитва на посмертное состояние души?Никого не могут оставить равнодушными эти глубинные вопросы, эта великая тайна человеческой жизни в двух измерениях - во времени и в Вечности. Брошюра одного из лучших богословов нашего времени - Алексея Ильича Осипова, составленная на основе его публичных лекций, ответов на вопросы, поможет читателю во многом заново осмыслить общеизвестное, взглянуть на загробный мир через призму собственной жизни.

Осипов Алексей Ильич родился 31.03.1938 года в г. Беляев, Тульская область, в семье простых служащих. Детство провел в родном городе, позднее с родителями переезжал жить сначала в Козельск, а потом – в поселок Оптино (Козельский район). В г. Гжатск переехал в 1952 году. В биографии Алексея Ильича Осипова есть информация о его молодости, карьере, но нет ничего о личной жизни, жене, детях и даже семейных фото.
https://youtu.be/Rr6dSXIbR8k

Молодость и учеба

В школьные годы ему, как и всем ученикам предлагали вступить в комсомол. Но Алексей был из немногих, кто наотрез отказался от предложения. О причинах такого решения он не рассказывал, но, возможно, это связано с верой.

Через 3 года, а именно в 1955, Осипов окончил среднюю школу, но поступать в ВУЗ, несмотря на уговоры родителей, отказался. Причиной отказа опять же была вера. Вместо высшего образования, он на несколько лет углубился богословие под руководством священнослужителя игумена Никона. В 1958 году получил от наставника рекомендательное письмо, благодаря которому ему удалось с первого раза поступить в четвертый класс Московской духовной семинарии.

Осипов Алексей Ильич

Всего через 1 год он уже учился в Московской духовной академии. Защитил диссертацию по кафедре древнегреческого языка. Окончил учебное заведение, получив степень кандидата богословия. При выпуске ему оформили справку, направляющую на работу в Смоленскую епархию.

Карьера

Несмотря на возможности, принял приглашение в аспирантуру при Московской духовной академии. Окончив, ее остался там преподавать по новой для того времени дисциплине «Экуменизм». Через два года ему предложили вести занятия по Основному богословию, а потом этот же предмет в семинарии.

Экуменизм (вселенная, обитаемый мир) — это идеология всехристианской сплоченности, стремление единству религиозных общин во всей Вселенной.

Будучи аспирантом, Ильич проводил лекционные занятия по Современным богословским проблемам, Истории русской религиозно-философской мысли, Протестантизму. В академии, кроме своего основного предмета, еще преподавал Западные исповедания.


Будучи аспирантом, Алексей Ильич читал лекции по Современным богословским проблемам

По карьерной лестнице поднимался медленно, но уверенно. В 1969 году он стал доцентом той же академии, через 6 лет – профессором, а через 9 – доктором богословия.

Многие люди интересуются, почему Алексей Иванович, пройдя довольно длинный путь обучения, в итоге при выпуске получив степень кандидата богословия, не стал священником, ведь по идее все шло именно к этому. На самом деле, он просто в какой-то момент понял, что его истинное направление - это не священнослужение, а педагогика.

По его мнению, принять сан в академии, это очень странный поступок. У священника должна быть паства. В академии ее главой является ректор, а дело священника лишь служить. Они могут вести преподавательскую деятельность, но только в сане.

Жизнь вне академии

За пределами академической жизни Алексей Осипов также много достиг. К примеру, в 1964 был назначен секретарём комиссии Русской православной церкви по подготовке материалов в религиозно-этническую энциклопедию Афин. С 1967 по 1987, а позднее и 1995-2005 гг. - в составе коллегии альманаха «Богославские труды». Примерно в этот же период (1973-1986) был членом учебного комитета при Священном синоде. Также в продолжительное время (1976-2004) состоял в комиссии Священного синода.

Около 22 лет Осипов работал заведующим филиалом аспирантуры Московской духовной академии при отделе внешних церковных связей. Был главным редактором журнала «Богословский вестник» и сопредседателем ежегодной международной конференции «Наука. Философия. Религия».


С 2009 года является членом президиума Межсоборного присутствия и его церковной комиссии

Год работал одновременно в издательском совете Московской патриархии, совместном координационном комитете по взаимодействию между Русской православной церковью и Вооруженными силами РФ. Позднее состоял в постоянном Президиуме I-IV Всемирных русских соборов.

С 2009 года является членом президиума Межсоборного присутствия и его церковной комиссии.

Участвовал в двусторонних диалогах, которые проводились Русской православной церковью с Ватиканом, Дохалкидонскими церквями, лютеранскими церквями ГДР, Национальным советом церквей США и т. д.

Участвовал в различных ассамблеях, например, во Всемирном совете церквей, Христианской мирной конференции, многих международных, региональных и других мероприятиях как на родине, так и заграницей.

Выступал на радиоэфирах, телевизионных передачах, в средних школах, институтах, университетах, домах культуры, приходских храмах и конференциях (Россия, Украина, Белоруссия, Турция, Польша, Индия и т. д.).

Отрывки из его книг публиковались в «Богословских трудах», «Журнале Московской патриархии», газетах, а также заграницей.

В 2014 г. во многих газетных изданиях, журналах, в Интернете появилась информация о том, что Алексей Ильич Осипов ушел из Московской духовной академии в связи с достижением 75-го возраста. Но на официальном сайте академии он все еще числится как работник.


Алексей Ильич Осипов получил много наград

За активную деятельность Осипова удостоили множеством наград, к примеру: Орден святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси III степени, Орден святого благоверного равноапостольного князя Владимира III степени и т. д.

Алексей Ильич уверен, что среди людей, которые считают себя православными, распространено безразличие к «нравственному и догматическому учению». Считает, что сейчас Церкви объединяют совершенно равнодушных к вере и истине Христовой. По его мнению, это связано с тем, что православный народ очень плохо знает свою веру и с легкостью подвергается суевериям.
Осипов, несмотря на свою известность даже за пределами России, является очень закрытым человеком. Настолько, что, наверное, даже все те, кто с ним долгие годы общаются, почти ничего о нем не знают. На официальном сайте Осипова Алексея Ильича есть много фото с коллегами из академии и не только, но нигде нет семейных снимков с женой и детьми. В биографии ничего не говорится о его .
https://youtu.be/GTEJ1TSe9hw

Отчего главный столп русского православия, богослов, педагог и публицист, доктор богословия, профессор Московской духовной академии, крупнейший апологет, проповедник и катехизатор современности, действительный член РАЕН Алексей Ильич Осипов считает, что в СССР люди жили нравственно, а сейчас ведут себя, как скоты, вы узнаете из лекции. Но существует весьма распространённое противоположное мнение, которое я привожу ниже без купюр. А вам есть что добавить? - «Недавно в очереди у офисного принтера разговорились с коллегой об отпусках и разговор плавно перешел на воспоминания советского прошлого. «Те времена» вспоминают почти все, кому довелось жить и работать во времена Советского Союза, особенно старшее поколение. Неужели за Союза жить было лучше? Я долго не понимал, почему так. В школьных учебниках советский режим был режимом тирании и полного отсутствия свободы слова. А простым людям, оказывается, неплохо жилось. Но недавний разговор внес ясность в этот вопрос. Я вдруг понял, почему коммунистическая реальность была чуть ли не идиллией для народа! Для начала опишем советский образ жизни. Государство предоставляло бесплатное начальное, среднее и высшее образование. Оно же обеспечивало людей работой и платило среднюю зарплату. Проблем с трудоустройством почти не было - было бы желание работать, а работа найдется каждому. Минимальный риск остаться без работы вкупе с гарантированной средней зарплатой (как у коллег и соседей) давали ощущения хорошей жизни. Как у всех. Звучит заманчиво, правда? Чтобы жить как все не нужно было напрягаться: держава тебя обучит, даст тебе работу и возможность со временем получить бесплатное жилье. Стабильная, как банковский депозит, жизнь с такой же стабильной пенсией! А потом совок распался и жизнь начала стремительно меняться, оставляя на задворках тех, кто не успевал за ней. Жизненная установка «держава обо всем позаботится» перестала работать. Конвейер сломался. Выбор был небольшой: взять на себя ответственность за свою жизнь или прозябать в нищете! Новая модель реальности забрала всю стабильность советского образа жизни. Зато подарила свободу выбора, возможность жить так, как хочешь и делать то, что хочешь! Новые блага оценили только единицы - те самые верхние 10% людей, которые не могут сидеть на месте и много трудятся для достижения жизненного успеха. Да что там говорить, инициативные люди даже за Совка находили способы легально обойти все законы - преграды для их роста и развития! Простой человек не оценил изменений. Даже хуже - он очень болезненно воспринял новую реальность. Ведь было же все простооооооооо, а теперь сложноооооооо. Куда-то улетучилась та стабильность и уверенность в жизни, когда все важные решения в твоей жизни принимала держава! Я наконец-то понял: о советском прошлом скорбит только среднестатистический безинициативный человек (читай «лентяй»), который много мечтает о хорошей жизни, но даже палец об палец не ударит, чтобы хоть что-то для этого сделать! Советская тоталитарная система сделала такого человека примером образцового гражданина. Получив от державы некий базовый набор благ (жилье + работа + еда) и возможность обрести душевное спокойствие (все жили подобным образом), человек ощутил себя счастливым. Намного проще жить, отдав ответственность за свою жизнь и свое будущее такой большой и могущей стране! Человек с амбициями похож на инвестора - у него есть все шансы добиться много, но есть и риск все потерять. Советская система забрала у людей амбиции, дав им стабильность в жизни (прямо как банковский депозит - будешь получать только фиксированный доход, но зато не потеряешь деньги). А теперь вернемся назад в нашу реальность. Новые поколения намного лучше своих родителей понимают законы современного мира. Свобода выбора, свои жизненные цели и интуитивное понимание того факта, что твое счастье и твой достаток целиком и полностью зависит от тебя. На государство надеяться нечего! Трудишься с умом - получаешь приличные деньги, работаешь как все - получаешь как...