Профориентационная беседа — диалог «Как выбрать профессию или несколько советов выпускникам. Диалоги на тему «Профессия Диалог про работу и профессии

  • Susan: Oh, my god! It’s like a nightmare! The final exams are coming, and I still have not chosen the place to enter.
  • Jane: Stop to panic. Let"s try to determine which profession suits you most of all.
  • C: But how can we do it?
  • D: It"s very easy. I will ask you questions, and you will honestly answer them. Then we will analyze and understand what your future profession.
  • S: How do you know all this?
  • D: Have you forgotten? I attend psychology courses once a week. We have recently discussed such problem.
  • S: Really?
  • D: Yes, you will be surprised, but you are not alone to have such a problem.
  • S: That calms me a little. Well, come on, let’s start.
  • D: What kind of work do you prefer: working with people, with animals or with documents?
  • S: I"m afraid of animals, and a little shy to communicate with people. I prefer to work with documents.
  • D: I see. In which subject do you have better grades: math or languages?
  • S: I"m very bad at math, but I like languages. Especially, foreign ones.
  • D: Do you like children?
  • S: Oh, yes. I always play with children when guests come to us. I think they like to spend time with me too.
  • D: Well, even having conducted such a small questioning, it became clear to me that you need to choose a profession that relates to children, languages ​​and documents. For example, an interpreter, a school teacher of foreign language or a kindergarten nurse.
  • S: Well done! Now I have something to think about. Your advice really helped me, thank you!
  • D: Not at all. I was glad to do it.

Перевод

  • Сьюзан: Боже, это какой-то кошмар! Скоро выпускные экзамены, а я до сих пор не решила, куда мне поступать.
  • Джейн: Не паникуй. Давай постараемся определить, какая профессия тебе больше подходит.
  • С: Но как это сделать?
  • Д: Очень просто. Я буду задавать тебе вопросы, а ты будешь честно на них отвечать. Потом мы сделаем анализ и поймем, что тебе выбрать в качестве будущей профессии.
  • С: Откуда ты все это знаешь?
  • Д: Ты забыла? Я посещаю курсы психологии раз в неделю. Мы недавно как раз обсуждали эту проблему.
  • С: Правда?
  • Д: Да. Ты удивишься, но ты далеко не единственная, у кого есть такая проблема.
  • С: Это немного успокаивает. Ну, давай, начинай.
  • Д: Какая работа тебе больше нравится: Работа с людьми, с животными или с документами?
  • С: Я боюсь животных, и немного стесняюсь общаться с людьми. Мне больше по душе работать с документами.
  • Д: Ясно. По какому предмету у тебя лучше оценки: математика или языки?
  • С: С математикой у меня совсем плохо, а вот языки я люблю. Особенно, иностранные.
  • Д: Ты любишь детей?
  • С: О, да. Я всегда играю с детьми, когда к нам приходят гости. Мне кажется, им тоже нравится проводить со мной время.
  • Д: Ну что ж, проведя даже такой маленький опрос, мне стало понятно, что тебе нужно выбирать профессию, связанную с детьми, языками и документами. Например, переводчик, учитель иностранного языка в школе или воспитатель в садике.
  • С: Какая ты молодец! Мне есть над чем подумать. Твои советы мне реально помогли. Спасибо тебе за помощь!
  • Д: Не за что. Была рада помочь.

Мероприятие: Внеклассная беседа

Название: «Моя будущая профессия»

Цель:

Профориентационная: помочь школьникам сориентироваться в выборе поля своей будущей профессии; мотивировать молодежь к постановке высоких жизненных целей и последовательному их достижению

Развивающая: стимулировать развитие у учащихся критического мышления, аналитических и компаративных способностей (путем вычленения факторов «за» и «против» и их сравнения), коммуникативных умений (ведение обсуждений и дискуссий, высказывание и обоснование личной точки зрения)

Воспитательная: формирование у детей уважения к труду и, особенно, к социально-ориентированным профессиям (врач, учитель и т.п.)

Форма организации учебного процесса: коллективный учебный диалог.

Оборудование:

Магнитная доска,

Оформление класса цитатами,

Заготовка изображения дерева,

Листья,

Цветы,

Плоды

Бланки для тестов.

Ход мероприятия:

I. Приветствие.

Учитель – Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Сегодня мы проводим внеклассную беседу по теме «Моя будущая профессия». Мы с вами поговорим о профессиональном самоопределении с целью развития навыков коллективной творческой деятельности в поисках своего призвания. Ведь от правильного выбора профессии зависит успех всей вашей жизни.

II. Я предлагаю принять правила работы:

    активная работа каждого участника.

    внимательность к говорящему.

    доверие друг к другу.

    недопустимость насмешек.

    право каждого на свое мнение.

Начать разговор с вами сегодня хотелось бы со слов В.Г.Белинского, который сказал: «Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собой».

III. Актуализация знаний

Учитель задает вопросы классу:

Что такое профессия? (Профессия – род трудовой деятельности, работа в саду – тоже трудовая деятельность)

В чем же отличие профессии от других видов деятельности? Что необходимо, прежде всего, чтобы получить профессию? (Образование.)

Что еще является основным признаком профессии? На что мы надеемся, получая профессию? (Она будет приносить нам радость, удовлетворение и обеспечивать нас материально.)

Что такое специальность? (Это занятия в рамках одной профессии.)

Какие специальности вы знаете в профессии врача?

Что такое должность? (Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для исполнения.)

Чтобы принять правильное решение в выборе профессии, нужно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии. Посмотрите на схему, которая висит на доске (приложение 1)

Знания о профессиях и их востребованность.

Для того, чтобы правильно выбрать профессию, необходимо хорошо ориентироваться в мире профессий. Чем больше профессий нам известно, тем шире поле для выбора. В настоящее время появляется все больше и больше новых профессий. Вы, как представители молодого поколения, я надеюсь, знакомы с новыми профессиями.

Для пополнения своих знаний о мире профессий мы вам рекомендуем изучение литературы по выбору профессии, из которой вы узнаете, что делает тот или иной профессионал и какие личностные качества от него потребуются. (Ошибки – выбор престижной профессии). Приведите пример.

2. Склонности (интересы, мотивы труда).

Выбирая профессию, в первую очередь необходимо прислушиваться к собственному мнению, понять, что же лично вам нравиться, что вам интересно. Только та деятельность, которая вам по душе будет приносить радость, удовлетворение и только тогда вы сможете добиться успеха в своей профессии.

М. Эриксон сказал: «Когда не удовлетворяют потребности, жить трудно, когда не получают пищу интересы или их нет – жить скучно».

И также, если мы знаем, для чего мы работаем, какая цель стоит перед нами, зачем мы это делаем и для чего, тогда мы работаем с легкостью и намного лучше. Например, если человеку нравиться организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

Давайте проведем небольшой тест, чтоб определить ваши профессиональные наклонности. Для того, чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов – «а», «b» или «c» – и отметьте его в бланке (бланки лежат на партах).

Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности

    общаться с самыми разными людьми;

    снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.

    заниматься расчетами; вести документацию.

В книге или кинофильме меня больше всего привлекает

    возможность следить за ходом мыслей автора;

    художественная форма, мастерство писателя или режиссера;

    сюжет, действия героев.

Меня больше обрадует Нобелевская премия

    за общественную деятельность;

    в области науки;

    в области искусства.

Я скорее соглашусь стать

    главным механиком;

    начальником экспедиции;

    главным бухгалтером.

Будущее людей определяют

    взаимопонимание между людьми;

    научные открытия;

    развитие производства.

Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь

    созданием дружного, сплоченного коллектива;

    разработкой новых технологий обучения;

    работой с документами.

На технической выставке меня больше привлечет

    внутреннее устройство экспонатов;

    их практическое применение.

    внешний вид экспонатов (цвет, форм).

В людях я ценю, прежде всего

    дружелюбие и отзывчивость

    смелость и выносливость;

    обязательность и аккуратность.

В свободное время мне хотелось бы

    ставить различные опыты, эксперименты;

    писать стихи, сочинять музыку или рисовать;

    тренироваться.

В заграничных поездках меня скорее заинтересует

    возможность знакомства с историей и культурой другой страны;

    экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыж;

    деловое общение.

Мне интереснее беседовать о

    человеческих взаимоотношениях;

    новой научной гипотезе;

    технических характеристиках новой модели машины, компьютера.

Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал

    технический;

    музыкальный;

    спортивный.

В школе следует обратить особое внимание на

    улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;

    поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;

    укрепление дисциплины.

Я с большим удовольствием смотрю

    научно-популярные фильмы;

    программы о культуре и искусстве;

    спортивные программы.

Мне хотелось бы работать

    с детьми или сверстниками;

    с машинами, механизмами;

    с объектами природы.

Школа в первую очередь должна

    учить общению с другими людьми;

    давать знания;

    обучать навыкам работы.

Главное в жизни

    иметь возможность заниматься творчеством;

    вести здоровый образ жизни;

    тщательно планировать свои дела.

А теперь переверните бланки и подсчитайте свои баллы (приложение 2)

10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.

7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.

4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.

0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.

Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?

I. Склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.

II. Склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.

III. Склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.

IV. Склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.

V. Склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.

VI. Склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).

Одного интереса, к какому- либо делу мало, нужно еще, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определенные способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен еще и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья. (Ошибка – несоответствие здоровья и условий труда по избранной профессии.) Приведите пример

4. Уровень притязаний и самооценка.

Речь здесь идет о той планке, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя свое будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо занижает свои возможности, либо переоценивает их. Например, ученик собирается идти по стопам дедушки – успешного адвоката. Однако он не любит читать, косноязычен, с трудом запоминает стихи и даты. В целом юноша явно переоценивает свои возможности, полагая, что одного желания достаточно, чтобы мечта осуществилась. (Игра - тест на самооценку. Из 10 ступенек лестницы выберете ту, на которой стоите вы. Если вы выбрали 1-5 ступени, возможно, ваша самооценка занижена, 6-8 – адекватная, 9-10 – завышенная).

5. Мнение родителей, семьи.

Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребенок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей. (Ошибка – выбор профессии под давлением родителей) Приведите пример.

6. Мнение сверстников.

Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Кто из вас сейчас хотел бы услышать, кем вас видят ваши одноклассники. (Ошибки – выбор профессии за компанию).

7. Профессиональное планирование.

Представления о том, чего человек хочет достичь в профессии. Ответить себе на вопрос для чего мне это нужно? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних условиях достижения намеченных целей. Например, успешно поступить и закончить вуз, зарекомендовать себя как хорошего профессионала, получить приглашение на работу или самому найти достойное место, много усилий отдавать карьерному росту и т.д.

Запасные планы позволят предотвратить неприятные ситуации и избавят от лишних переживаний.

При планировании карьеры приходится принимать во внимание и уровень материального достатка семьи. Многие вузы увеличивают количество платных мест, а для подготовки к вступительным экзаменам часто приходится прибегать к услугам платных подготовительных курсов или репетиторов. В этой ситуации кто-то обращается к помощи родителей, кто-то выбирает интересующий факультет в менее престижных вузах, куда проще поступить, кто-то решает не идти в институт сразу после школы, а поработать, чтобы накопить деньги на учебу.

Оптимальное профессиональное планирование – это результат трезвого взвешенного решения.

«Если вы хотите добиться от жизни, чего-то значительного, недостаточно просто действовать – надо еще и мечтать; недостаточно просто планировать – надо еще и верить» А.Франс.

IV. Дерево профессий.

А сейчас предлагаю оставить свои имена и название привлекательной профессии на предлагаемых листьях, цветках, плодах.

Взять лист – если с профессией не определились.

Взять цветок – если в выборе профессии сомневаетесь.

Взять плод – если с выбором профессии определились и повесить на дерево.

V. Рефлексия.

Что для вас было важным на сегодняшнем занятии?

Какие мысли, чувства вас посетили?

Какие выводы из занятия можно сделать для себя?

(Познакомились с новыми профессиями, услышали советы одноклассников, сделали еще один шаг в мире самоопределения, были активными, не боясь, высказывали своё собственное мнение)

Большое спасибо, вы сегодня хорошо поработали.

Надеюсь, наше занятие дополнило ваши знания о мире профессий.

Желаю удачи в мире самоопределения!

Вывод:

Внеклассное мероприятие, которое я подготовила и реализовала, в целом прошло успешно. К моей большой радости, дети отлично проявили в ходе беседы и непосредственно активность. Заметно было, что они отнеслись к теме беседы очень серьезно. Хоть они и учатся в профильном языковом классе, но далеко не все из них успели определиться, чем они хотят заниматься в своей жизни.

Приложение 1

Приложение 2

Альмира Дюсупова
Профориентационная беседа - диалог «Как выбрать профессию или несколько советов выпускникам»

Профориентационная беседа – диалог

«Как выбрать профессию или несколько советов выпускникам »

Цель : профессиональная ориентация учащихся .

Задачи : познакомить учащихся с правилами выбора профессии , обозначить значение профессионального самоопределения личности, создать условия для диалогового взаимодействия учащихся создавать условия для воспитания культуры речевого общения.

Здравствуйте ребята, сегодня мы поговорим с вами о том, как выбрать профессию . Выбор профессии – дело важное , ответственное.

Упражнение 1. «Сигнал» - сегодня мы совершим с вами виртуальное путешествие в мир профессий . Для перемещения воспользуемся следующим механизмом. Сядьте поудобнее, положите руки на колени. Готовы? Запускаем механизм : передаем хлопок по кругу соседу слева.

Упражнение 2. «Знакомство» - Мы вступаем в мир профессий . Вашим проводником в мире профессий буду я . Сегодня нам потребуются ключи от профессий . Мы станем их обладателями, как только назовем свои имена и лучшие свои способности.

Задание 1. Возьмите таблички и впишите свои имена, а на обратной стороне 5 своих самых лучших способностей. Заполнение дневника.

Для чего нам надо знать о своих склонностях и способностях?

Задание 2. Выберите из «Меню профессий » профессию которая вам по душе .

Если в данном списке нет вашей профессии , напишите на листочке.

Как из такого разнообразия выбрать дело по душе ?

Упражнение 3. «Встаньте те, кто.» - я называю профессию , а вы встаете и те, кто уже уверен в выборе профессии . Я буду задавать вопросы, а вы если согласны с моим утверждением остаетесь стоять, кто не согласен может присесть.

Связан ли ваш выбор с семейными традициями?

Связан ли ваш выбор от ближайшего окружения?

Связан ли ваш выбор с престижем данной профессии в настоящее время ,

Советовались ли вы с родителями по данной профессии ?

Знаете ли вы, в каком учебном заведении можно получить эту профессию ?

Ориентируетесь ли вы, на учебное заведение, расположенное в нашем городе? Знаете ли вы, какие предметы потребуются для сдачи экзаменов в вуз по данной специальности?

Соответствует ли ваш выбор профиля вашим профессиональным планам ?

Учитываете ли вы свои склонности и способности при выборе профессии ?

Хорошо ли вы представляете работу по данной специальности?

Пытались ли вы побольше узнать о данной профессии ?

К чему приводит неосознанный выбор профессии ?

Человек неосознанно выбирает ВУЗ, заканчивает его, получает специальность и что дальше? Затем либо не может устроиться на работу (много юристов и экономистов, либо не может работать по специальности, не получается. В результате от 50 до 70 выпускников Казастана работают не по специальности.

Это приводит к проблемам в жизни самого человека и государства.

Задание : познакомиться «Меню профессий » - с базой данных, отражающих спектр профессий , требования к профессии (Приложение) .

Как выбрать профессию осознанно ?

Изучить себя, свои способности и интересы.

Изучить мир профессии .

Сравнить себя с требованиями профессии .

Построить план действий.

Как изучить себя, свои способности и интересы?

Можно воспользоваться специально разработанные психологами тренинги и тесты.

Какой вопрос при выборе профессии каждый ребенок должен задать сам себе? Это вопрос поможет определить вам свои интересы.

Это вопрос – «Что мне нравится делать?» Делая то, что вам нравиться вы получаете удовольствие, вы счастливы. Важно, чтобы профессия приносила не только деньги, но и внутреннее удовлетворение. Максим Горький писал : «Найдите себе деятельность по душе, и одного несчастного на земле не станет».

Просмотр видеосюжета «Как найти дело по душе?»

Нужно ли при выборе профессии учитывать свои физические качества, состояние своего здоровья? Почему?

Действительно при выборе профессии нужно учитывать не только интересы, но и состояние своего здоровья, не стоит выбирать профессию космонавта , если у вас слабое сердце.

Можете ли вы привести примеры, когда человек преодолевает болезнь ради любимого дела?

Александр Васильевич Суворов – с детства мечтал стать военным, но у него было слабое здоровье, и он часто болел. Но его желание служить Родине было настолько сильным, что он начал закалять, тренировать свою выносливость. В результате его мечта сбылась. Он стал военным, начав службу солдатом, он стал генералиссимусом, он командовал войсками в 60 сражениях и 60 раз одерживал победу.

Диалог - «Моя будущая профессия » .

Задание «Синквейн» - синквейн это стихотворение, которое состоит их 5 строк :

1 строка - название синквейна

2 строка - два прилагательных

3 строка - три глагола

4 строка - фраза на тему синквейна

5 срока - существительное.

Например :

Экономист - бухгалтер

Считающий, ответственный,

Учитывает, осваивает, исполняет

Сохраняет средства для предприятия

Экономика

Изысканный, творческий,

одаривает, волнует, развивается

Часто предстает в разных образах

Культура

Что надо учитывать при выборе профессии ? (качества личности, виды деятельности)

Следующий шаг при выборе профессии – изучение профессий .

Беседа «Дороги, которые мы выбираем»

Что такое профессия ? (род трудовой деятельности)

Что необходимо прежде всего, чтобы получить профессию ? (образование)

Президент, уборщица, дворник - это профессия ? (нет потому что нигде не обучаются этим занятиям, хотя они тоже являются трудовыми)

Что еще является основным признаком профессии ? На что мы надеемся, получая профессию ? (она будет приносить радость, удовлетворение, обеспечивать материально)

Что такое специальность? (это вид занятия в рамках одной профессии )

Какие специальности вы знаете в профессии врача ?

Что такое должность? (это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для исполнения).

Какие профессии вам известны ?

Современные

Престижные

Здоровые

Как познакомится с профессией ?

Экскурсия, разговор со специалистами, обсудить свой выбор с учителями, родителями.

Очень важно, при выборе профессии учитывать её востребованность.

Посмотрим видео и назовем профессии будущего .

Просмотр видеосюжета, заполнение дневника

Последний пункт – построить план действий.

Допустим, выбрали профессию .

Что нужно сделать?

Где человек получает специальность?

Какой план действий нужен?

Необходимо :

выбрать учебное заведение ,

узнать, какие предметы нужны для поступления,

тренировать свои профессиональные качества ,

определиться с желаемым местом работы.

Задание : Составить визитную карточку «Специалист - 2020» . «Специалист - 2050» .

Знакомство с положениями Послания Президента РК и стратегическими программами развития 2020, 2050. Составление плана действий.

Упражнение «Дерево профессий » - наше путешествие по Миру Профессий подходит к концу , но мы уходим с багажом знаний. Есть такая примета : если бросить в воду монетку, то обязательно вернешься. Чтобы мир профессий нас снова принял через некоторое время, мы оставим свои имена и название привлекательной профессии на предполагаемых листьях, цветках, плодах.

Условия :

Взять лист - если с профессией не определились

Взять цветок - если в выборе профессии сомневаетесь

Взять плод - если с выбором профессии определились

(цветы, листья, плоды, повесить на дерево)

Вы остаетесь также при своем прежнем мнении о правильности выбора профессии ? Или ваше мнение изменилось?

Рефлексия.

Что было важным на сегодняшнем занятии?

Что запомнилось?

Какие мысли, чувства вас посетили?

Какие выводы из занятия можно сделать для себя?

В чем испытывали трудности?

Что возьмете для себя?

– Здравствуй, Ваня!

– Привет, Катенька! Куда ты так спешишь?

– Бегу на подготовительные курсы по химии!

– Ты хочешь сдавать этот ужасный предмет? Куда?

– Почему ужасный? Он мне нужен при поступлении в медицинский университет. А ты куда идешь, что несешь?

– Вот, видишь, папка в руках. Там мои рисунки. Но не обычные, а сделанные на компьютере с специальной программе.

– Ты станешь дизайнером?

– Да, но не просто, а веб-дизайнером. Ты знаешь, ведь это мое увлечение уже давно. И теперь я решил сделать его своей

Профессией.

– Я думаю, у тебя есть талант работать со всякими компьютерными программами. Для меня это – темный лес. Зато, я считаю, что мой талант – лечить людей.

– А каким именно доктором ты хочешь стать?

– Кардиологом. Хочу лечить сердце. Ведь самый важный орган для человека. А сейчас так много людей страдают болезнями сердца…

– А что родители думают о твоем выборе?

– Они как раз за. А вот мой дедушка, который работает терапевтом, так тот ни в какую не соглашается, чтобы я тоже стала доктором. Это, говорит, слишком тяжелая работа.

– Катя, если все так будут думать, то нас лечить некому

Станет!

– Вот-вот. И вообще, мой дедушка осуществил свою мечту, стал врачом. А теперь мне запрещает. Ничего, папа на моей стороне!

– Ну, желаю тебе удачи в твоей трудной учебе! Звони иногда, не пропадай!

– И тебе удачи, Ваня! Как-нибудь позвоню!


Диалог на тему “Моя будущая профессия”

Related posts:

  1. Инженер – это тот, кто работает с техническими устройствами. Само название профессии происходит от латинских слов “искусность”, “изловчиться”, “выдумка”, “изобретательность”, “знания”. В моей семье уже...
  2. В выборе профессии я, наверное, остановлюсь на бухгалтерской работе. У нас это семейное – ведь бухгалтером в большой фирме оптовой торговли трудится моя родная тетя...
  3. – Здравствуй, Ваня! – Привет, Саша! Рад тебя встретить! – И я так рад! Ну, рассказывай, как провел летние каникулы? – О, я провел их...
  4. – Здравствуй, сестра! – Добрый день, Витенька. – Я вижу, ты одна дома. А где родители? – К бабушке уехали оба. Вернутся только вечером. –...
  5. Скоро я окончу школу и пойду учиться в строительный техникум. А потом в университет – это уж как повезет, но в целом я очень хочу...

Мероприятие: Внеклассная беседа
Название: «Моя будущая профессия»
Цель:
Профориентационная: помочь школьникам сориентироваться в выборе
поля своей будущей профессии; мотивировать молодежь к постановке
высоких жизненных целей и последовательному их достижению
Развивающая: стимулировать развитие у учащихся критического
мышления, аналитических и компаративных способностей (путем
вычленения факторов «за» и «против» и их сравнения),
коммуникативных умений (ведение обсуждений и дискуссий,
высказывание и обоснование личной точки зрения)
Воспитательная: формирование у детей уважения к труду и, особенно, к
социально­ориентированным профессиям (врач, учитель и т.п.)
Форма организации учебного процесса: коллективный учебный диалог.
Оборудование:
­ магнитная доска,
­ оформление класса цитатами,
­ заготовка изображения дерева,
­ листья,
­ цветы,
­ плоды
­ бланки для тестов.
Ход мероприятия:

I. Приветствие.
Учитель – Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Сегодня мы проводим внеклассную беседу по теме «Моя будущая
профессия».
Мы с вами поговорим о профессиональном
самоопределении с целью развития навыков коллективной творческой
деятельности в поисках своего призвания. Ведь от правильного выбора
профессии зависит успех всей вашей жизни.
II. Я предлагаю принять правила работы:
·
·
активная работа каждого участника.
внимательность к говорящему.
· доверие друг к другу.
· недопустимость насмешек.
· право каждого на свое мнение.
Начать разговор с вами сегодня хотелось бы со слов В.Г.Белинского,
который сказал: «Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для
человека, это для него значит сделаться самим собой».
III. Актуализация знаний
Учитель задает вопросы классу:
­ Что такое профессия? (Профессия – род трудовой деятельности,
работа в саду – тоже трудовая деятельность)
­ В чем же отличие профессии от других видов деятельности? Что
необходимо, прежде всего, чтобы получить профессию? (Образование.)
­ Что еще является основным признаком профессии? На что мы
надеемся, получая профессию? (Она будет приносить нам радость,
удовлетворение и обеспечивать нас материально.)

­ Что такое специальность? (Это занятия в рамках одной профессии.)
­ Какие специальности вы знаете в профессии врача?
­ Что такое должность? (Это круг действий, возложенных на
определенного человека и безусловных для исполнения.)
Чтобы принять правильное решение в выборе профессии, нужно учесть
основные факторы, влияющие на выбор профессии. Посмотрите на
схему, которая висит на доске (приложение 1)
Знания о профессиях и их востребованность.
Для того, чтобы правильно выбрать профессию, необходимо хорошо
ориентироваться в мире профессий. Чем больше профессий нам
известно, тем шире поле для выбора. В настоящее время появляется все
больше и больше новых профессий. Вы, как представители молодого
поколения, я надеюсь, знакомы с новыми профессиями.
Для пополнения своих знаний о мире профессий мы вам рекомендуем
изучение литературы по выбору профессии, из которой вы узнаете, что
делает тот или иной профессионал и какие личностные качества от него
потребуются. (Ошибки – выбор престижной профессии). Приведите
пример.
2. Склонности (интересы, мотивы труда).
Выбирая профессию, в первую очередь необходимо прислушиваться к
собственному мнению, понять, что же лично вам нравиться, что вам
интересно. Только та деятельность, которая вам по душе будет
приносить радость, удовлетворение и только тогда вы сможете
добиться успеха в своей профессии.
М. Эриксон сказал: «Когда не удовлетворяют потребности, жить
трудно, когда не получают пищу интересы или их нет – жить скучно».
И также, если мы знаем, для чего мы работаем, какая цель стоит перед
нами, зачем мы это делаем и для чего, тогда мы работаем с легкостью и

намного лучше. Например, если человеку нравиться организовывать
других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии,
предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог,
тренер).
чтоб определить ваши
Давайте проведем небольшой тест,
профессиональные наклонности. Для того, чтобы определить свои
профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов – «а»,
«b» или «c» – и отметьте его в бланке (бланки лежат на партах).
Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности
· общаться с самыми разными людьми;
·
·
снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и
т.д.
заниматься расчетами; вести документацию.
В книге или кинофильме меня больше всего привлекает
·
возможность следить за ходом мыслей автора;
· художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
·
сюжет, действия героев.
Меня больше обрадует Нобелевская премия
·
·
·
за общественную деятельность;
в области науки;
в области искусства.
Я скорее соглашусь стать
·
главным механиком;
· начальником экспедиции;

·
главным бухгалтером.
Будущее людей определяют
·
взаимопонимание между людьми;
· научные открытия;
· развитие производства.
Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь
·
созданием дружного, сплоченного коллектива;
· разработкой новых технологий обучения;
· работой с документами.
На технической выставке меня больше привлечет
·
внутреннее устройство экспонатов;
· их практическое применение.
·
внешний вид экспонатов (цвет, форм).
В людях я ценю, прежде всего
· дружелюбие и отзывчивость
·
смелость и выносливость;
· обязательность и аккуратность.
В свободное время мне хотелось бы
·
ставить различные опыты, эксперименты;
· писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
·
тренироваться.
В заграничных поездках меня скорее заинтересует

·
·
возможность знакомства с историей и культурой другой страны;
экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыж;
· деловое общение.
Мне интереснее беседовать о
· человеческих взаимоотношениях;
· новой научной гипотезе;
·
технических характеристиках новой модели машины, компьютера.
Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал
·
технический;
· музыкальный;
·
спортивный.
В школе следует обратить особое внимание на
· улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
· поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
· укрепление дисциплины.
Я с большим удовольствием смотрю
· научно­популярные фильмы;
· программы о культуре и искусстве;
·
спортивные программы.
Мне хотелось бы работать
·
·
с детьми или сверстниками;
с машинами, механизмами;

·
с объектами природы.
Школа в первую очередь должна
· учить общению с другими людьми;
· давать знания;
· обучать навыкам работы.
Главное в жизни
· иметь возможность заниматься творчеством;
·
·
вести здоровый образ жизни;
тщательно планировать свои дела.
А теперь переверните бланки и подсчитайте свои баллы (приложение 2)
10­12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.
7­9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.
4­6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.
0­3 баллов – профессиональная склонность не выражена.
Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на
те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов.
Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?
I. Склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением,
обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским,
справочно­информационным). Людей, успешных в профессиях этой
группы, отличает общительность, способность находить общий язык с
разными людьми, понимать их настроение, намерения.
II. Склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе.
Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных
знаний такие люди обычно отличаются рациональностью,

независимостью суждений, аналитическим складом ума.
III. Склонность к практической деятельности. Круг этих профессий
очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж
приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и
механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций;
управление транспортом; изготовление изделий.
IV. Склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии
творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной,
литературно­художественной, актерско­сценической деятельностью.
Людей творческих профессий кроме специальных способностей
(музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и
независимость.
V. Склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии,
связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной
работой, охранной и оперативно­розыскной деятельности, службой в
армии. Все они предъявляют особые требования к физической
подготовке, здоровью, волевым качествам.
VI. Склонность к планово­экономическим видам деятельности.
Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер,
экономист);
анализом текстов и их
преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим
изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют
от человека собранности и аккуратности.
делопроизводством,
3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).
Одного интереса, к какому­ либо делу мало, нужно еще, чтобы оно
получалось. А для этого необходимы определенные способности. Так,
чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен еще и
абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены
также состоянием его здоровья. (Ошибка – несоответствие здоровья и
условий труда по избранной профессии.) Приведите пример

4. Уровень притязаний и самооценка.
Речь здесь идет о той планке, которую человек сам себе
устанавливает, прогнозируя свое будущее. При этом он либо оценивает
себя адекватно, либо занижает свои возможности, либо переоценивает
их. Например, ученик собирается идти по стопам дедушки – успешного
адвоката. Однако он не любит читать, косноязычен, с трудом
запоминает стихи и даты. В целом юноша явно переоценивает свои
возможности, полагая, что одного желания достаточно, чтобы мечта
осуществилась. (Игра ­ тест на самооценку. Из 10 ступенек лестницы
выберете ту, на которой стоите вы. Если вы выбрали 1­5 ступени,
возможно, ваша самооценка занижена, 6­8 – адекватная, 9­10 –
завышенная).
5. Мнение родителей, семьи.
Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребенок должен
заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания
своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. С другой
стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие
проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы
возможных профессиональных путей. (Ошибка – выбор профессии под
давлением родителей) Приведите пример.
6. Мнение сверстников.
Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь
часто человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со
стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих
реальных возможностей и личных качеств. Кто из вас сейчас хотел бы
услышать, кем вас видят ваши одноклассники. (Ошибки – выбор
профессии за компанию).
7. Профессиональное планирование.
Представления о том, чего человек хочет достичь в профессии.

Ответить себе на вопрос для чего мне это нужно? Не менее важны и
представления об основных этапах и внешних условиях достижения
намеченных целей. Например, успешно поступить и закончить вуз,
зарекомендовать себя как хорошего профессионала, получить
приглашение на работу или самому найти достойное место, много
усилий отдавать карьерному росту и т.д.
Запасные планы позволят предотвратить неприятные ситуации и избавят
от лишних переживаний.
При планировании карьеры приходится принимать во внимание и
уровень материального достатка семьи. Многие вузы увеличивают
количество платных мест, а для подготовки к вступительным экзаменам
часто приходится прибегать к услугам платных подготовительных
курсов или репетиторов. В этой ситуации кто­то обращается к помощи
родителей, кто­то выбирает интересующий факультет в менее
престижных вузах, куда проще поступить, кто­то решает не идти в
институт сразу после школы, а поработать, чтобы накопить деньги на
учебу.
Оптимальное профессиональное планирование – это результат трезвого
взвешенного решения.
«Если вы хотите добиться от жизни, чего­то значительного,
недостаточно просто действовать – надо еще и мечтать; недостаточно
просто планировать – надо еще и верить» А.Франс.
IV. Дерево профессий.
А сейчас предлагаю оставить свои имена и название привлекательной
профессии на предлагаемых листьях, цветках, плодах.
Взять лист – если с профессией не определились.
Взять цветок – если в выборе профессии сомневаетесь.
Взять плод – если с выбором профессии определились и повесить на